Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Самарская область

Елена ЛАПШОВА

Самарская область

в ноябре 1995 года

1 глава посвящена деятельности губернских властей и затрагивает рассматриваемые на коллегиях обладминистрации вопросы: по подведению итогов выполнения бюджета; о страховании кредитных ресурсов, выделяемых из областного бюджета; о проблемах расселения и трудоустройства мигрантов и т.п.

Раздел затрагивает пути разрешения проблем обманутых вкладчиков, разрабатываемые в недрах обладминистрации, а также здесь описан назревающий конфликт между городской администрацией областного центра и прокуратурой в связи с регистрацией лопнувших финансовых пирамид. Содержится информация об организации Ассоциации муниципальных образований Самарской области состоявшейся в ответ на предложение Н.И.Травкина объединиться в Союз местных властей.

Во втором разделе — информация о внеочередном заседании губернской Думы по поводу чрезвычайной ситуации, которая создалась из-за 40%-ного ограничения на поставку газа, введенного АО «Самаратрансгаз» с 30 октября по 8 ноября в области. Эта акция имела и общероссийский резонанс — подписано постановление правительства «О неотложных мерах по стабилизации энергоснабжения».

Глава 4 описывает подготовку к выборам. Освещается ход организационной подготовки к выборам, финансовые трудности, которые испытывает область. Описаны предвыборные визиты в Самару лидеров КРО, «Союза труда» и других. Специально рассмотрена ситуация, сложившаяся перед выборами в некоторых местных отделениях всероссийских предвыборных объединений. Дана информация о состоявшейся конференции «Демократической России». Описаны страсти, разгоревшиеся вокруг общественно-политического объединения «Город», членом которого является мэр Самары О.Н.Сысуев. Сделана попытка спрогнозировать результаты выборов в одномандатных округах и в регионе в целом.

Пятая глава посвящена конфликту областных и городских властей, разгоревшемуся вокруг появления в телеэфире новой телерадиокомпании.

Содержится также информация о взаимном решении профсоюзов работодателей и администрации области в связи с хронической задолженностью ряда предприятий по зарплате, о митингах, состоявшихся в первых числах ноября.

1.    ГУБЕРНСКИЕ ВЛАСТИ

1.1.       Областная администрация

На заседаниях коллегии обладминистрации в нобяре был рассмотрен ряд вопросов, затрагивающих экономическое развитие области, социальную политику местных властей.

Первое заседание рассмотрело 9 вопросов, в том числе об итогах социально-экономического развития и исполнении бюджета области за январь-сентябрь 1995 года. Доклад сделал Г.Р.Хасаев, первый заместитель главы администрации области — представитель губернского комитета по экономике и финансам. Он отметил, что «присутствует ряд факторов, противодействующих стабилизации: неплатежи предприятий, необеспеченность финансирования строящихся объектов из федерального бюджета и бюджета области, сохранение недоимок в бюджеты всех уровней, кризис банковской системы». Кроме того, на 10-15% снизились объемы производства продукции животноводства, не сформирован региональный фонд зерна. Или: объем освоенных капитальных вложений в процентах к соответствующему периоду прошлого года составил лишь 78. Продолжается падение реальных доходов населения — за девять месяцев на 20%.

Было отмечено также, что местные власти «избалованы» материальной помощью из средств, которыми располагает областной бюджет. Требуется переориентация поступлений «вниз». В большинстве городов и районов области сумма затрат на содержание аппарата администрации выросла на 200-300, а кое-где и на 400%. Было принято решение: «никаких дотаций, пока не расплатятся с долгами». Реакция присутствовавших на заседании глав администраций городов и районов на соответствующие добавления в проект постановления была однозначно молчаливой.

Была отмечена стабилизация производства. Валовой материальный продукт, если соотнести с прошлым годом, составляет 100%. Явно идут в гору предприятия, выпускающие конкурентоспособную продукцию и активно интегрирующиеся в мировое экономическое сообщество. В течение девяти месяцев снижалось влияние на экономику инфляционного фактора. Улучшилась ситуация на потребительском рынке: на 4,2% выросли объемы продаж в сопоставимых ценах по сравнению с соответствующим периодом прошлого года.

Программа «Газификация» на 1996-1997 годы была одобрена практически без замечаний (дальнейшее слово — за губернской Думой). В 1991-1995 годы будет введено в эксплуатацию газопроводов в 3,4 раза больше, чем за предыдущие 5 лет [1]. Рассмотрен и ряд других узковедомственных вопросов.

Очередная коллегия обладминистрации рассматривала вопрос «О страховании кредитных ресурсов, выделяемых из областного бюджета, и развитии иных видов страхования областного имущества». Разработана концепция развития страховой защиты. Договор страхования ответственности (риска неисполнения обязательств по возврату кредитов, выделяемых из средств областного бюджета), заключенный со страховой компанией, становится одним из главных условий предоставления заемщику кредита, выделяемого на реализацию перспективных инвестиционных проектов и целевых программ. В соответствии с Положением вопрос о выдаче кредитных ресурсов рассматривается органами управления администрации области с учетом заключения страховой компании об удовлетворительном финансовом положении заемщика и о готовности компании заключить с ним договор страхования его ответственности за возврат кредита. Отсутствие такого заключения может являться основанием для отказа в предоставлении кредита.

На одном из заседаний коллегия обладминистрации также рассмотрела вопрос о мигрантах. Сейчас в области более 44 тысяч беженцев и вынужденных переселенцев из стран СНГ и «горячих точек» Российской Федерации. В том числе 27000 трудоспособного возраста. Перенаселенные и не очень благополучные с точки зрения перспектив по предоставлению жилья и работы губернские города приняли большую часть мигрантского потока. В села отправились лишь 27% прибывших. Но именно в сельской местности было бы выгодно расселять мигрантов. Созданию переселенцам условий для закрепления на селе и посвящена Программа, представленная коллегии. В ней, исходя из общей потребности в кадрах для сельского хозяйства, были выделены перспективные районы для компактного расселения приезжающих. 16 миллиардов рублей определено Программой для решения проблемы трудоустройства переселенцев в сельской местности. Финансирование — со стороны службы занятости.

Признав серьезность наработок, члены коллегии тем не менее принимать Программу в целом не стали. Существенным ее упущением, по мнению губернатора К.А.Титова, является то, что за скобками оказался комитет по земельным ресурсам, не у дел оказалась губернская АККОР.

Был также рассмотрен проект программы, подготовленной комитетом по делам семьи, материнства и детства, в котором предлагается серьезнее готовить кадры для работы с несовершеннолетними, финансировать из бюджета содержание детей в приемных семьях, открыть социально-реабилитационные центры и социальные приюты в районах области и т.п.

1.2.       Обманутые вкладчики

Похоже, что администрация всерьез занялась проблемами обманутых вкладчиков. Состоялось совещание в присутствии главы обладминистрации, его первых заместителей, В.А.Данилина, представителя Центробанка по Самарской области, А.С.Бахмурова, директора территориального Управления по делам банкротства и несостоятельности, С.Ю.Арсентьева, депутата городской Думы, арбитражного управляющего фирмы «Никольское». Экономический анализ, проведенный С.Ю.Арсентьевым, позволил выделить несколько направлений по оказанию помощи пострадавшим вкладчикам.

В администрации области создана рабочая группа для организации возврата долгов обманутым вкладчикам. В группу вошли глава администрации области К.А.Титов, его заместители Г.Р.Хасаев, В.Л.Мамигонов, начальник территориального управления по делам о несостоятельности (банкротству) по Самарской области А.С.Бахмуров, арбитражный управляющий тольяттинской фирмы «Никольское», депутат Самарской городской Думы, заместитель председателя областного союза защиты вкладчиков С.Ю.Арсентьев. Последний назначен председателем рабочей группы.

В городской администрации состоялась встреча мэра Самары О.Н.Сысуева с лидерами организаций и ассоциаций обманутых вкладчиков. И, похоже, что результаты этой встречи способствовали возникновению серьезных трений между прокуратурой и городской администрацией. В ходе разговора выяснилось, что в официальном письме прокурора Самарской области депутату губернской Думы В.С.Грому, в частности, написано, что районные администрации, незаконно регистрировав финансовые компании, потворствовали обману населения. Но на планерке в городской администрации на вопрос О.Н.Сысуева о том, получали ли в свое время хоть один протест прокурора на регистрацию подобных компаний главы районных администраций ответили отрицательно. Заведующей юридическим отделом Л.Щербаковой дано поручение разобраться по существу этого вопроса и при необходимости предъявить прокуратуре области соответствующий иск.

1.3.       Ассоциация муниципальных образований Самарской области

Главы местных администраций городов и районов области собрались в самарском Белом доме, чтобы решить, что им ответить Н.И.Травкину — члену правительства, «министру без портфеля» — на его предложение объединиться в Союз местных властей.

Интригу закрутил мэр Самары, выступавший перед главами в качестве члена оргкомитета создаваемого Союза. «Опального члена», — оговорился О.Н.Сысуев. Потому как критическое свое отношение к затее он на заседании оргкомитета не скрывал. Начал мэр с утверждения, что самоуправления в России еще нет. И все собравшиеся в зале его коллеги в большей мере есть представители государственной власти. Идея Н.И.Травкина (провести еще до выборов конгресс местной власти) означает нежелание правительства и руководимого В.С.Черномырдиным движения «Наш дом — Россия» иметь местную власть в оппозиции. То есть во главу угла поставлено решение политической задачи. Задавшись прямым вопросом «Полезно ли это для России?», Олег Николаевич прямо и ответил: «Нет». Но коллег не убедил. Ему сразу припомнили его же участие в Президентском совете, где он занимается местным самоуправлением, в Союзе российских городов и в прочих объединениях, ратующих за соблюдение интересов провинциальных территорий.

Еще один самарский представитель в оргкомитете Союза российских муниципальных властей, глава администрации Нефтегорского района В.А.Махов, заступился за местное самоуправление. В создающемся Союзе он видит «оптимальную схему взаимодействия правительства и органов местного самоуправления». И предрек ему влиятельность не меньшую, чем Союзу губернаторов России. Поддержал эту позицию и мэр Тольятти С.Ф.Жилкин. Председательствовавший на собрании заместитель главы администрации — руководитель аппарата обладминистрации В.С.Мокрый подчеркнул, что никакого давления на глав местных администраций администрация областная предпринимать не будет. И если плох проект устава предлагаемого Н.И.Травкиным Союза,то можно в Самаре создать иной — демократичный и отвечающий общим интересам.

В конечном итоге собрание приняло решение о создании Ассоциации муниципальных образований Самарской области [2].

2.    ПРОТИВОСТОЯНИЕ ГАЗОВИКОВ И ОРГАНОВ ВЛАСТИ РЕГИОНА

С 30 октября по 8 ноября решением руководства АО «Самаратрансгаз» на промышленных объектов области было введено 40%-ное ограничение на поставки газа. Практически полностью остановились крупнейшие предприятия топливно-энергетического комплекса, нависла потенциальная угроза аварийных ситуаций на химических комбинатах Новокуйбышевска и Тольятти.

Ситуация сложилась чрезвычайная. Но «Самаратрансгаз», уведомивший потребителей о грядущей акции, предупредил, что вся ответственность за возможные экологические бедствия ложится на них. Формальное обоснование такого поступка «Самаратрансгаза» — это долги «Самараэнерго» и предприятий области перед газовиками, исчисляющиеся сейчас сотнями миллиардов рублей.

На пятые сутки, 3 ноября, после бесплодных попыток усовестить руководство «Самаратрансгаза», администрация области направила главе федерального правительства шифровку, в которой содержалась просьба-требование обуздать газовиков. Правительство рукой О.Сосковца, помедлив, на второй день начертало резолюцию: «Прошу рассмотреть, оказав возможную помощь...». Эта просьба была адресована Ю.Шафранику, главе Минтопэнерго, и Р.Вяхиреву, руководителю РАО «Газпром», в структуру которого входит «Самаратрансгаз». Этими же днями датировано и правительственное Постановление, введшее запрет на отключение особо важных объектов народного хозяйства от энергокоммуникаций. В 14 часов 8 ноября, подчинившись власти, газовики возобновили подачу топлива в полном объеме. Инцидент можно было считать исчерпанным.

Но группа депутатов Самарской губернской Думы потребовала созыва внеочередной сессии законодательного собрания, полагая, что всесильный «Газпром» может в любой момент повторить силовую акцию. В самом деле, постановление кабинета министров — это административное, не основанное на законе ограничение свободы действий вольного хозяйствующего субъекта, который вправе прекратить отпуск своей продукции тем, кто за нее не платит. А именно неплатежами потребителей и объясняют газовики жесткость своих действий. Надо полагать, что столь радикальный способ выколачивания долгов (в Татарстане это привело к смене правительства, однако новое не признало обязательств старого и платить «Газпрому» отказалось) имеет целью воздействие не столько на местное руководство, сколько на ту же команду В.С.Черномырдина. Ведь доля федерального бюджета в триллионных долгах энергетикам весьма значительна. Об этом, в частности, говорилось на заседании Думы.

С анализом ситуации перед депутатами и приглашенными выступил глава Комитета по топливу, энергетике и транспорту областной администрации А.И.Родионов. Резкая критика прозвучала в адрес генерального директора АО «Самаратрансгаз» и депутата губернской Думы Г.М.Звягина. «Вы стали так всемогущи, что можете управлять Самарской областью?» — задал вопрос А.И.Родионов. Он расценил действия «Самаратрансгаза» как «преднамеренные» и выразил неподдельное удивление и обиду по поводу того, что газовики именно Самару выбрали объектом жестких санкций. «Если в среднем по России почти каждый второй кубометр газа отпускается в долг, то наша область честно оплатила три четверти потребляемого ею топлива».

Г.М.Звягин, вышедший на трибуну следом, заверил присутствующих, что Самару он любит, сам самарский, и возведение обычного хозяйственного спора в чрезвычайную политическую степень назвал «надуманным». Затем из обороны он перешел в наступление и подверг критике аппарат обладминистрации, который не проявляет должной активности в поиске способов решения проблемы неплатежей — посредством векселей например, как это делают соседи в Оренбурге.

Главы местных администраций в своих речах особенно резко отзывались о действиях хозяев газовой задвижки. Звучали даже предложения сдать Г.М.Звягина в руки правосудия. Выходов из сложившейся ситуации было предложено несколько. Например, составить ежемесячный график платежей за поставку газа. Или подготовить постановление администрации области с перечнем списка предприятий и учреждений, не подлежащих отключению от энергоносителей. Красной нитью через все выступления шла мысль, что пресловутая задвижка, как ядерная кнопка в президентском чемоданчике, должна находиться только в руках губернатора. По итогам обсуждения депутаты приняли решение, в котором обращено внимание руководства «Самаратрансгаза» на «недопустимость принятия решений (следствием которых могут быть аварии и катастрофы)... без согласования с органами государственной власти». Администрации области предписано разработать и внести на рассмотрение Думы проект областного закона «О защите населения области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Контроль за исполнением решения возложен на депутата В.С.Грома [3].

Из постановления Правительства РФ «О неотложных мерах по стабилизации энергоснабжения»: «Всем энергоснабжающим организациям не производить до 15 мая 1996 года ограничения или прекращения подачи электрической, тепловой энергии, газа и других топливно-энергетических ресурсов потребителям, при отключении которых возможно возникновение аварийной ситуации, в связи с их задолженностью».

3.    ВОКРУГ ИСЛАМСКОГО ЦЕНТРА

20 октября в дежурную часть Управления внутренних дел позвонил неизвестный гражданин и от имени чеченского вооруженного формирования высказал угрозу проведения экстремистских акций с городах Самаре, Тольятти и Ставропольском районе области, требуя при этом ускорить вывод федеральных войск из Чеченской Pеспублики. Тогда на ноги были подняты все первые лица области, представители администраций районов, милиция, но обошлось без чрезвычайных происшествий.

Вскоре появилась информация о встрече губернатора с зарубежным эмиссаром (источником информации о террористических актах, готовящихся в Самарской области). На встрече было предъявлено условие: террористических актов не будет, если в Самаре создать исламский центр... Ответ губернатора свелся к следующему: педалировать национальную ситуацию в области, где традиционно сложились дружеские отношения между представителями разных народностей и религий, он считает невозможным. Но думать над предложением исламского эмиссара, советоваться с представителями национальных центров будет. Позднее состоялась беседа К.А.Титова с руководителями самарской мусульсанской общины. Муфтий духовного управления мусульман области Аухат Хезрет Минганев, имам-хатыб самарской мечети Вагиз Хезрет Яруллин и другие участники встречи выразили благодарность алминистрации за поддержку в решении многих религиозных и культурных проблем общины. К.А.Титов проинформировал гостей о встрече с эмиссаром зарубежного центра мусульманского фундаментализма, поинтересовался, будет ли способствовать миру и согласию открытие представительтства в Самаре. Духовные руководители мусульман высказались против любых форм раскола в своей общине. Отвечая на встречную просьбу, губернатор пообещал помочь в организации медресе в Самаре [4].

4.    ВЫБОРЫ

4.1.       Организационные проблемы

Завершился подготовительный и организационный этап избирательной кампании. За прошедшие месяцы была сформирована областная избирательная комиссия, образованы пять избирательных округов, окружные, территориальные и участковые избирательные комиссии. В этом году избирательных участков сформировано на три меньше, чем в предыдущую кампанию. Это — результат демократизации избирательной системы: теперь военнослужащие будут голосовать не в расположении своих частей, а будут приписаны к избирательным участкам по месту дислокации. Это должно положить конец давлению командиров на своих подчиненных.

В срок — 4 ноября открылись избирательные участки, разосланы приглашения гражданам, оборудованы наглядной агитацией участковые избирательные комиссии, сделаны специальные стенды «Выборы-95» на улицах города Самары. Государственная комиссия приняла автоматизированную систему «Выборы», смонтированную в городах и районах области. Электроника будет задействована в предстоящие выборы лишь как вспомогательное средство подсчета голосов избирателей. Дело в том, что государственная автоматизированная система «Выборы» пока не имеет юридического статуса и, значит, не может быть использована при подведении официальных итогов голосования. Считать голоса будут, как и прежде, дедовскими методами, однако результаты сверят с данными компьютеров. Таким образом, будет обеспечен двойной контроль.

Проблема финансирования выборов остается на сегодня достаточно острой. Руководитель аппарата областной администрации В.П.Мокрый заявил: «Если кому-то хочется, чтобы выборы не состоялись по вине местных властей — то на территории Самарской области это не пройдет. Выборы мы все равно проведем». Так как Москва денег долгое время не высылала, то работники областной комиссии несколько месяцев не получали зарплату.

На сегодняшний день Самарская губерния получила от Центризбиркома лишь 40% обещанных средств. «Если бы не финансовая помощь администраций области, городов и районов, то выборная кампания у нас могла закончиться, не начавшись», — считает председатель областной избирательной комиссии М.Д.Гапоненко. Денег необходимо намного больше, чем определил Центризбирком. Например, на нужды одной только участковой комиссии, а их в области 1762, по самым скромным подсчетам, требуется около восьми миллионов. А тех двух, что отпущены Москвой, едва хватает на оплату телефона, электричества, тепла и транспортных услуг. Сегодня деньги на ведение выборной кампании выделяют местные администрации. Так, в Кировском районе Самары (Промышленный избирательный округ) администрация района выделила 50 миллионов рублей в счет средств, которые должна направить Центральная избирательная комиссия.

На селекторном совещании с председателями окружных избирательных комиссий, которое 28 ноября провел Центризбирком, разговор шел о подготовке к выборам депутатов Государственной Думы. По мнению председателя Центральной избирательной комиссии Н.Рябова, общая сумма расходов, заявленная регионами непомерно завышена. В регионах же так не считают. Члены участковых избирательных комиссий получают по 444 тысячи рублей в месяц (при среднеобластной зарплате свыше 600 тысяч рублей). Категорическое несогласие с расчетами Центризбиркома высказал после селекторного совещания заместитель главы администрации Самарской области В.С.Мокрый, которому поручено возглавить рабочую группу содействия избирательной кампании. Он утверждает, что минимальная сумма, заявленная областью на проведение выборов, занижена Центризбиркомом как минимум в три раза. Области выделено 4 миллиарда рублей, а надо — 12-14 миллиардов. По мнению В.С.Мокрого, неудовлетворительно Центризбирком занимается методическим обеспечением избирательных комиссий, запаздывают с рассылкой печатной продукции. К 26 ноября уже должно быть закончено печатание избирательных бюллетеней, а образцы их только-только поступили. До сих пор не определена методика подсчета голосов и подведения итогов выборов с использованием автоматизированной системы.

4.2.       Предвыборные визиты

Предвыборная кампания идет полным ходом. Прошел ряд бесплатных, а также большое количество платных публикаций в местной прессе, политическая реклама не сходит с самарских телеэкранов. Состоялись встречи с кандидатами в депутаты по одномандатным округам и с московскими визитерами.

В канун октябрьских праздников Самару и Тольятти посетил председатель предвыборного объединения «Профсоюзы и промышленники России — Союз труда» доктор экономических наук Владимир Иванович Щербаков. Цель визита, очевидно, — склонить на свою сторону профсоюзных деятелей области и поощрить своим авторитетом местных кандидатов в Госдуму от этого объединения. В президиуме, помимо самого председателя, сидели Ю.В.Сахарнов, кандидат указанного объединения по Самарскому округу, и два представителя независимых профсоюзов России: А.И.Лясковский и В.А.Журавлева — единственный в области кандидат от объединения «Женщины России», оказавшаяся там, скорее всего, просто по дружбе.

Самару посетили лидеры общественно-политического движения Конгресс русских общин Ю.В.Скоков и А.И.Лебедь. Они побывали на встрече с представителями обладминистрации, а также посетили облсовпроф, где и провели пресс-конференцию. Обрисовывая цели и задачи движения, Ю.В.Скоков заявил, что главное — не победа на нынешних выборах, а сплочение наибольшего количества «бойцов» с тем, чтобы весной следующего года добиться проведения референдума и изменить конституционным путем режим российской власти. Нынешняя власть, по определению Ю.В.Скокова, совершенно бесконтрольна и уже захлебнулась чеченской кровью. Лидеры КРО также встретились с трудящимися Самары.

Прошла пресс-конференция представителя аппарата президента по вопросам гражданства доктора химических наук Абдулаха Казбулатовича Микитаева — кандидата в депутаты Госдумы от Межнационального союза, побывавшего в Самаре с визитом. На пресс-конференции было не более 5 представителей прессы и проходила она довольно вяло.

4.3.       Отделения партий и избирательных объединений

4.3.1.      «Наш домРоссия»

Можно сказать, что объединение «Наш дом — Россия» занимает особое положение в области. Среди его активных членов — губернатор К.А.Титов (заместитель председателя — В.С.Черномырдина), ряд весьма известных и влиятельных лиц в области, таких, как директор Диагностического центра и депутат ГубДумы В.Ф.Шарапов, директор АО «АвтоВАЗ» В.Каданников, арбитражный управляющий авиационного завода «Авиакор» Л.А.Хасис, глава Самарской торговой биржи В.В.Автаев, генеральный директор АО «Самараторгтрансгаз» Г.М.Звягин и другие крупные руководители. Финансовую помощь блоку Черномырдина оказывают «АвтоВАЗбанк», ряд предприятий в Тольятти. В Самаре обещали поддержку такие предприятия, как «Авиакор», «Металлист-Самара», подшипниковая отрасль, нефтепереработчики, нефтедобытчики. Действуют 18 территориальных филиалов партии в сельских районах и 10 в городах области.

Нетрадиционно построена агиткампания «Нашего дома...» Вместо поисков компромата на конкурентов и навязчивых деклараций НДР привез в Самару известных актеров и певцов. Самарский НДР не скупится на предвыборную рекламу, а областная избирательная комиссия не всегда замечает случаи нарушения закона о выборах, допускаемые «Нашим домом». Однако, в своем интервью губернатор К.А.Титов, вернувшийся из поездки в Москву, где он встречался с В.С.Черномырдиным и в том числе обсуждал проблемы наглядной агитации «Нашего дома — России», оценил нынешнее состояние НДР на три с минусом.

27 ноября в штаб-квартире Самарского регионального отделения движения «Наш дом — Россия» состоялась пресс-конференция председателя его исполкома В.Автаева. По его словам, слухи о том, что в «Нашем доме» денег куры не клюют, сильно преувеличены. На все предвыборные нужды Самарского отделения выделено лишь 63 450 тысяч рублей. При этом федеральный штаб требует жесткого контроля за расходованием средств из этого фонда. В соревновании кошельков НДР якобы занимает место во второй половине списка избирательных объединений. По словам заместителя председателя Центризбиркома А.Иванченко на счет объединения «Наш дом — Россия» в сбербанки не поступало никаких денежных перечислений. В его избирательном фонде лишь 80 миллионов рублей, выделенных Центризбиркомом.

23 ноября неизвестные ограбили штаб-квартиру «Нашего дома — России» в Самаре. Были похищены три компьютера, в которых заложен банк данных на 20 000 человек из числа сторонников НДР, а также прихвачены списки актива регионального отделения, некоторые бухгалтерские документы, домашние адреса сотрудников. Хотя пока трудно судить о характере содеянного: было ли это обычным ограблением или существует политический аспект преступления? Ответственный секретарь регионального отделения С.В.Юрин склонен настаивать на политических мотивах совершенного и не исключает возможности психологического нажима на активистов НДР. Председатель исполкома регионального отделения НДР В.В.Автаев отметил, что уже были попытки поджога у входной двери помещения, прокалывали покрышки автомобилей, но телефонных или письменных угроз не было.

4.3.2.      Конгресс русских общин

Самарское региональное отделение Конгресса русских общин образовалось 19 мая 1995 года. Его председателем стал генерал в отставке Георгий Александрович Громов.

Вновь возникшее отделение практически сразу привлекло к себе внимание таких организаций, как, например, Федерация профсоюзов Самарской области, председатель которой Е.Е.Егоров вскоре вступил в ряды Конгресса. Цленом КРО стала председатель законотворческого комитета Самарской губернской Думы юрист Н.А.Боброва. Вступили в КРО также ветераны органов внутренних дел области полковник В.И.Чупров, подполковник В.А.Китов, капитан В.Г.Шерстнев. Представлена в Самарском отделении КРО профессура тольяттинского политехнического и самарского медицинского институтов. Членом самарской КРО является кандидат в депутаты Госдумы, один из лидеров «Союза рабочих Самары» А.Ю.Осауленко.

Опровергая обвинение в шовинизме, региональное отделение Конгресса учредило 3 июля Самарский филиал «Союза народов России» (структурное подразделение КРО), такие же филиалы созданы по всей стране. В самарский «Союз народов России» вошли все национально-культурные центры, существующие здесь и объединенные в ассоциацию «Радуга». Самарское отделение КРО открыло так называемую общественную приемную, где любой гражданин может получить бесплатную юридическую консультацию.

По состоянию на начало ноября лидером по использованию политической рекламы в печатных изданиях Самарской области следует признать Конгресс русских общин. Только в «Самарских известиях» этот блок уже опубликовал пять больших материалов о Ю.Скокове и А.Лебеде. Упомянутые публикации свидетельствуют о значительных финансовых возможностях КРО. Насколько щедрыми окажутся лидеры блока по отношению к своим соратникам в одномандатных округах, можно будет судить по кампании Н.А.Гаврилова, зарегистрированного в Сызрани жителя Самары, который не обладает на сегодня сколько-нибудь значительной массовой поддержкой в пределах округа. КРО имеет немало сторонников в области уже сейчас, но главная цель этого общественно-политического движения — добиться победы на президентских выборах.

4.3.3.      Конференция «Демократической России»

В общественно-политическом центре Самары прошла 9-я конференция Самарского областного отделения «Демократическая Россия». После обсуждения итогов работы за неполный текущий год были определены задачи по участию в выборах Госдумы. В совет представителей Самарского отделения избраны 18 человек. Председателем вновь стал В.П.Ненашев.

Участниками конференции приняты решения по поддержке избирательных объединений, возглавляемых Г.А.Явлинским, Б.Г.Федоровым, Е.Т.Гайдаром, И.М.Хакамадой, и организации контрагитации на время предвыборных мероприятий в отношении блоков и кандидатов от коммунистических, реакционных, экстремистских объединений и лиц, дискредитировавших себя по части коррупции и нарушения законов России.

4.4.       Общественное объединение «Город» и выборы

Предвыборные баталии не обошли стороной и администрацию города Самары, были предприняты попытки использовать имя мэра как флаг предвыборной агитации. Но, похоже, что эта затея не удалась.

«Город» — общественное объединение, которое создавалось накануне выборов Самарской городской Думы в 1994 году с целью помочь «избрать депутатами тех, кто известен не сверхрадикальными решениями и политическими пристрастиями, а наших сограждан, уже доказавших свою компетентность и здравомыслие». Судя по всему, в определенной степени это удалось. Безусловно, эффективной была его деятельность на выборах самарского мэра: О.Н.Сысуев прошел дистанцию с большим отрывом от соперников. В своей предыдущей деятельности объединение «Город», в составе которого в основном интеллигенция, сплоченная вокруг мэра Самары О.Н.Сысуева, придерживалось нейтральной политической позиции. За последнее время «Город», в котором нет четкого членства, практически никакой работы не вел, как бы выполнив свои функции по выборам в местные органы власти.

К началу нынешней избирательной кампании объединение подошло достаточно скромно: никаких широковещательных заявлений о поддержке каких бы то ни было партий, блоков, движений. Может быть, причина этого в том, что в объединении собрались люди разной политической направленности. Однако за месяц до предстоящих выборов в Госдуму прошло расширенное собрание правления. В повестке дня стоял вопрос: участвовать или нет в выборах, если да, то кого поддерживать? Мнения собравшихся разошлись: примерно половина от присутствующих, в том числе и мэр предложили не поддерживать никого из кандидатов, тем более что «Город» не располагает для этого финансовыми ресурсами, а кроме того, среди кандидатов нет ни одного представителя, которого бы это объединение выдвигало. Но Ф.Ю.Юрина (экс-председатель правления), А.В.Сидоренко (заместитель председателя), В.Б.Звоновский и М.Н.Каргин высказали противоположную точку зрения. На том и разошлись, решив собрать общее собрание членов объединения.

Уже через несколько дней по инициативе Ф.Ю.Юриной, А.В.Сидоренко, В.Б.Звоновского была собрана пресс-конференция, по результатам которой в печати появилась информация, что правление «Города» определилось в своих взглядах. В Промышленном округе №152 они будут поддерживать кадидата от движения «Вперед, Россия!» Н.А.Вялову. В самарском округе №153 — кандидатов Ю.В.Сахарнова (блок «Профсоюзы и промышленники — Союз труда») и независимого кандидата В.А.Захарченко. Не согласный с таким решением и не поставленный в известность о готовящейся пресс-конференции О.Н.Сысуев написал письмо к общему собранию «Города», в котором изложил свою точку зрения, а также просил перенести дату собрания на более поздний срок, когда он сможет присутствовать лично (так как мэр отбывал в командировку). Прошло около месяца с вышеописанных событий, но никаких заявлений или собраний «Города» не последовало, конфликт, похоже, уже разрешен — забыт.

4.5.       Предварительные прогнозы результатов выборов

Аналитики считают, что в Новокуйбышевском одномандатном округе №151 из пяти кандидатов реальными претендентами на победу следует признать двоих: лидера коммунистов-зюгановцев В.С.Романова и представительницу «Нашего дома...» В.А.Лекареву. Преимущества первого — в численности сторонников, второй — во влиятельности. За В.А.Лекареву также то обстоятельство, что она — единственная женщина в числе кандидатов. Шансы генерала В.П.Агеева целиком зависят от того, насколько дружно проголосуют расквартированные на территории округа воинские части. Что касается двоих других кандидатов (капитана милиции С.П.Сальникова от ЛДПР и москвича В.П.Фатеева, представляющего «Демвыбор России»), то у них нет никаких шансов. Для гарантированной победы в округе необходимо будет набрать порядка 89 -90 тысяч голосов.

В Промышленном избирательном округе №152 — 14 кандидатов. Это округ с большим количеством бедствующих оборонных предприятий. На территории округа также два сельских района. 10 из 14 кандидатов — либо очень молодые, либо сравнительно малоизвестные люди. Поэтому всерьез — хотя не исключены сюрпризы — следует рассматривать четыре кандидатуры. Представитель коммунистов (КПРФ) А.М.Макашов — фигура всероссийской известности. И большинство аналитиков именно ему пророчат победу на выборах. В.А.Журавлева — заместитель председателя Совета Федерации профсоюзов области, выдвинутая от «Женщин России» несомненно, имеет свой электорат в округе, но, скорее всего, станет фигурой номер два по итогам голосования. Нынешний депутат Госдумы от округа Н.А.Чуканов (выдвигается блоком Ивана Рыбкина) оказался в 1993 году самым неожиданным победителем. Прежняя победа заставляет отнести его к числу возможных фаворитов. Г.Ю.Шатский (ДВР-ОД), располагающий значительными средствами и имеющий богатый опыт предвыборной борьбы (избирательная кампания 1993-1994 годов), также может быть в числе фаворитов. Учитывая обычно низкую явку городского населения и значительное количество кандидатов, можно прогнозировать, что для победы окажется достаточно 35-40 тысяч голосов.

Давать прогнозы по Самарскому избирательному округу №153 представляется достаточно затруднительным. Здесь наибольшее количество кандидатов — 15. Некоторые считают, что вполне вероятна победа нынешней депутатки Госдумы, прокоммунистически настроенной Л.П.Рожковой. Из-за раздробленности демократских рядов шансов у сторонников гайдаровских реформ немного. Наличие нескольких кандидатов снижает их и без того низкую конкурентоспособность.

В Сызранском округе №154 зарегистрировались 7 кандидатов, составляющие достаточно внушительную «команду». А.Ф.Базаров, Е.А.Гусаров и О.В.Савицкий — депутаты Верховного Совета и Госдумы России. С.Н.Афанасьев — депутат облсовета и губернской Думы. И.Л.Береснев — руководитель тысячного коллектива, к тому же он пользуется в Сызрани большим авторитетом. В.П.Сетежев — депутат Сызранской городской Думы, уже получивший опыт предвыборной борьбы в 1993 году. Лишь Н.А.Гаврилов — человек в политике достаточно новый, к тому же он работник прокуратуры и проживает за пределами округа (в Самаре). По мнению экспертов, шансы на успех есть у пяти кандидатов, перечисленных первыми. С.Н.Афанасьев и О.В.Савицкий могут рассчитывать на голоса сельских избирателей, И.Л.Береснев — сызранцев и бюджетников из других городов и районов, а А.Ф.Базаров — военных. В отличие от всех них у Е.А.Гусарова на сегодня нет значительной массовой базы, но, вполне возможно, что этот опытный политик — победитель выборов 1993 года по этому округу — еще не раскрыл все свои козыри.

Нешуточная борьба разгорается в Тольятти (округ №155), где баллотируется 11 кандидатов. Сегодня трудно прогнозировать результаты выборов. Но, несомненно, на итогах выборов здесь отразится сложная ситуация на АО «АвтоВАЗ», который близок к банкротству.

По мнению известного в Самаре социолога, академика социальных наук, директора научно-исследовательского института при Самарском государственном университете, заведующего кафедрой социологии и политологии при СамГУ Е.Ф.Молевича, на эти выборы придет примерно столько же людей, сколько и на предыдущие, и 25%-ный рубеж будет преодолен. Среди избирателей будут преобладать люди, которым за сорок, и особенно те, кому за шестьдесят. А среди них — женщины. Так что типичным избирателем будет бабушка. По мнению Е.Ф.Молевича, ни одна из партий не соберет в области абсолютного большинства голосов. Одолеть пятипроцентный барьер сумеют не больше шести — восьми партий. Среди них должны быть нынешние лидеры в списках популярности — коммунисты, «Наш дом — Россия», «ЯБЛОКО», «Женщины России», КРО. Судя по опросам общественного мнения, улучшает свои позиции партия Жириновского, который, видимо, понял, что роль скандалиста изжила себя, и теперь предстает перед избирателями в роли респектабельного и образованного человека. Что же касается других партий, которые в последнее время довольно громко заявляли о себе, — партия Святослава Федорова, Говорухина, — успех их, по мнению Е.Ф.Молевича, довольно проблематичен.

5.    КОНФЛИКТ ГОРОДСКОЙ И ОБЛАСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ ПО ПОВОДУ 1-го КАНАЛА

Как уже отмечалось, в октябре разгорелся скандал, связанный с захватом 1-го самарского канала телевещания метрового диапазона не известной широким телезрительским массам, а главное, областной администрации частной компанией «Радио-Волга-ТВ». Обвинительный пафос автора заметки в «официальном рупоре губернатора» — газете «Волжская коммуна» был направлен на вполне конкретных должностных лиц, в частности на Ю.Соловьева, начальника управления Госсвязьнадзора по Самарской области. В статье утверждалось, что 1-го метрового канала лишилась патронируемая губернатором ГТРК «Самара», которая сейчас работает на канале вещания РТВ и рискует остаться вне эфира, если Российское телевидение потребует вернуть ей время вещания.

Однако авторитетные люди на ГТРК полагают, что не так уж нужны телерадиокомпании «Самара» каналы метрового диапазона, что будущее за дециметровыми каналами. По всей видимости, интересы телевизионщиков в затеянном вокруг телеэфира шуме — дело десятое. Скандал действительно разразился. Он получил широкий общественный резонанс. Одна лишь «Служба информации» на ГТРК «Самара» дважды посвящала этой теме свои сюжеты. «Волжская коммуна» опубликовала опровержение Ю.Соловьева. Картина «захвата» самарского телеэфира начала проясняться.

1) Лицензирование деятельности новой частной телерадиокомпании «Радио-Волга-ТВ» осуществлялось вовсе не в обход обладминистрации. На сопроводительных документах, направленных в Минсвязи, стоит подпись главы правительства Самарской области Ю.Логойдо.

2) О необходимости еще одного городского телеканала впервые заявил еще в мае 1993 года Самарский горсовет под председательством А.Иванова. Позднее эту инициативу подхватила городская администрация. Правда, тогда речь шла не о первом метровом, а о пятом метровом телеканале. И «губернаторская команда» защищала тогда интересы государственной телерадиокомпании, которой тогда предполагалось отдать именно 5-й, а не 1-й маломощный и помехонеустойчивый канал. Поэтому выбор городской власти был отчасти вынужденным и компромиссным: в октябре прошлого года Главгоссвязьнадзор выдал положительное техническое заключение о возможности использования 1-го телеканала, владельцем которого по согласованию с заместителями мэра Самары В.Московским, В.Юриным, Ю.Буяновым, председателем комитета по управлению имуществом А.Сидоренко, председателем городского фонда имущества И.Василюком, генеральным директором АО «Связь-информ» Б.Скворцовым и его заместителем Г.Лиманским стала компания «Радио-Волга-ТВ». Это случилось в феврале 1994 года. Городская администрация подкрепила проект выделенным в аренду помещением в Доме сельского хозяйства. В марте 1995 года новая телерадиокомпания получила лицензию в Минсвязи вместе со свидетельством о регистрации средства массовой информации. Почему же спустя более полугода разгорелся скандал?

Конец 1996 года, возможно, будет ознаменован выборами губернатора Самарской области. Промосковские настроения К.А.Титова в последнее время стали чуть менее заметны, он более настойчиво стал высказывать намерение участвовать в будущих губернаторских выборах. Скорее всего, первый раздутый скандал, компрометирующий потенциальных конкурентов, — неотъемлемая часть политической интриги. С открытием 1-го телеканала связаны два имени возможных претендентов на пост губернатора — О.Сысуева и Г.Лиманского. К избранному самарцами мэру О.Сысуеву назначенный президентом губернатор области давно относился с ревностной подозрительностью, небезосновательно считая его серьезным конкурентом. Да и Г.Лиманский, стремительно набирающий свои политические очки, представляет для К.Титова реальную угрозу на предстоящих губернаторских выборах. Успех же во многом зависит от имиджа кандидатов, который создают средства массовой информации. К.Титов всегда понимал роль и значение СМИ и умело руководил ими методом пряника. Не обойденные вниманием губернатора ГТРК «Самара», телерадиокомпания «РИО» — надежные партнеры в предвыборной гонке. Декларативно независимый СКаТ в нелояльности к губернатору замечен не был и вряд ли будет. А вот нарождающаяся «Вролга-Радио-ТВ» пока непредсказуема, тем более что 50% акций этой телерадиокомпании принадлежит американской фирме «Стори-Ферст-Интернейшнл». О.Сысуев и Г.Лиманский в один голос отрицают свою политичекую заинтересованность в городском 1-м телеканале [5].

По мнению генерального директора АО «Радио-Волга-ТВ» К.Лукина, который известен в Самаре как создатель «Радио-Самара-Максимум», некоторые ответственные чиновники областного уровня пытаются догнать давно ушедший поезд. Наблюдая процесс формирования этого поезда они и не предполагали, что им вдруг потребуются места пассажиров, а лучше — проводников или даже машинистов.

6.    КАЗАКИ

Войсковое правление Волжского казачьего войска в связи с публикацией в центральных СМИ сообщения о возможности создания предвыборного альянса коммунистических организаций и КРО выступило с заявлением, в котором от имени атаманского правления Волжского казачьего войска, отделы которого находятся на территории 14 субъектов Российской Федерации, говорилось, что в случае объединения КРО с коммунистами ВКВ прекратит свое членство в КРО. Идеология казачества — это служба Российскому государству, а не политическим лидерам.

В конце ноября состоялось региональное совещание казачьих объединений. На нем присутствовали казаки из 17 регионов России. На совещании также были представители областной и городской администрации, губернской Думы, Приволжского военного округа, министерства внутренних дел, Федеральной службы безопасности, прокуратуры, судов, средств массовой информации. С докладом выступил представитель администрации Президента РФ Ю.Г.Аверьянов. Он сказал, что процесс возрождения казачества идет сложно, так как проблемы казаков переплетаются с экономикой, политикой, культурой. Была отмечена особая роль указа президента «О государственном реестре казачьих обществ в Российской Федерации» в утверждении юридического статуса казачества. Важная задача сейчас для казаков — государственная регистрация.Огромный вклад казаки могут внести на государственной службе: таможне, постах ГАИ, при охране общественного порядка, границ, сопровождении грузов, в егерской, экологической и другой природоохранной деятельности, армейской службе.

В резолюции высказана просьба Правительству РФ до 1 декабря 1995 года принять постановление о видах государственной службы казачьих обществ. А также подготовить указ президента о государственной службе казачества, территориальном самоуправлении, выделении земельных наделов, о налоговых льготах казачьим обществам. Кроме того, содержится обращение к правительству до конца текущего года утвердить комплексную государственную программу экономического и культурного возрождения казачества [6].

7.    ПРОФСОЮЗЫ И ОБЛАДМИНИСТРАЦИЯ

Исполком Федерации профсоюзов Самарской области и координационный комитет коллективных действий профсоюзов принял решение о проведении единой общероссийской акции протеста профсоюзов Самарской области. На этот раз решено ограничиться проведением с 23 по 30 ноября собраний в трудовых коллективах по разъяснению сложившейся ситуации по задержке зарплаты и мерах по ликвидации задолженности.

На совещании представителей администрации области, работодателей и профсоюзов, прошедшей 23 ноября, рассматривался вопрос о состоянии взаиморасчетов по зарплате на предприятиях и в учреждениях. На 1 ноября текущего года 524 предприятия области имеют задолженность по выплате зарплаты на сумму более 194 млрд. рублей, в том числе длительностью более двух месяцев на сумму 48,5 млрд. рублей.

Было отмечено, что прокуратура области (В.В.Казаков), Государственная инспекция труда по Самарской области (И.И.Ромаданов) не в полной мере осуществляют контроль за соблюдением предприятиями законодательства о труде. Совещание постановило обратить внимание прокурора области, главного государственного инспектора труда по Самарской области и руководителей отраслевых комитетов профсоюзов на то, что они несут персональную ответственность за организацию надзора и контроля по выплате заработной платы рабочим и служащим предприятий. Решено также организовать проверку причин задержки выплаты заработной платы.

Оперативной комиссии администрации области по совершенствованию системы платежей и расчетов на территории области (Г.Р.Хасаев) совместно принять меры по ликвидации взаимных неплатежей и улучшению ситуации с выплатой зарплаты и т.п. Администрации области (Ю.М.Логойдо), Федерации профсоюзов (Е.Е.Егоров) совместно с представителями работодателей сформировать оргкомитет по созданию общественного объединения Союз работодателей Самарской области.

8.    МИТИНГИ

Исполнением бывшего государственного гимна бывшего СССР 7 ноября на площади имени Куйбышева в Самаре открылся торжественный митинг, посвященный очередной годовщине Октябрьской революции. Для участия в митинге собралось около 2 тысяч человек: представители Самарского регионального отделения Компартии Российской Федерации, Русского национального собора, Конгресса русских общин, сочувствующие и другие «левые». Традиционно звучали обвинения в адрес псевдодемократов, сожаления о нынешнем поколении молодежи, забывшей дорогу в филармонию, о задерживаемой зарплате, о нуждах малоимущих пенсионеров.

4 ноября на центральной площади Самары состоялся митинг обманутых вкладчиков. Их было всего 350 человек. Продолжался митинг около часа, после чего была принята резолюция «В защиту социальных прав гражданина». Пришедшим также предлагали брошюру о Чечне.

Источники

1. Ривлин Г. Одни митингуют, другие дело делают // Волжская коммуна. — 1995. — №218. — 10 ноября. — С.2.

2. М.Н. Местная власть не даст нам пропасть // Самарские известия. — 1995. — №224. — 28 ноября. — С.2, 11.

3. Субботин Г. А еще Басаевым пугали... // Волжская коммуна. — 1995. — №221-222. — 15 ноября. — С.1.

4. Восток. — дело тонкое // Волжская коммуна. — 1995. — №232-233. — 29 ноября. — С.1.

5. Лукьянова И. Если скандалы разжигают, значит, это кому-нибудь нужно // Моя газета. — 1995. — №136. — 18-24 ноября. — С.4.

6. Агафонова О. Казачий форум в Самаре // Волжская заря. — 1995. — №228. — 30 ноября. — С.2.