Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Республика Татарстан (Татарстан)

Ахмет Иванов

Республика ТАТАРСТАН

в феврале 1996 года

1.    Визит премьер-министра Франции в республику

Февральская хроника отмечена в Татарстане экстраординарным событием: состоялся визит в республику Премьер-министра Франции Алена Жюппе, возглавившего многочисленную делегацию из правительственных чинов, парламентариев и представителей деловых кругов.

Блиц-поездка в Казань лица столь высокого ранга - факт по-своему беспрецедентный, если не считать имевшего место несколько лет тому назад пребывания в Татарстане Президента Венгрии, который совершал турне по регионам проживания финно-угорских народов России. Ален Жюппе выбрал Казань из нескольких вариантов программы своего первого посещению России в качестве главы французского кабинета министров. В числе других потенциальных маршрутов называли, в частности, Екатеринбург. Сам по себе этот факт большого политико-символического насыщения означает не только повышение престижа и международной респектабельности руководства Татарстана. Помимо комплиментарной стороны, в изобилии звучавших позитивных и даже теплых оценок "модели Татарстана" визит имел и серьезное торгово-экономическое и культурно-информационное содержание.

Так, согласно опубликованной в газете "Время и деньги" (15 февраля 1996) таможенной статистике, внешнеторговый оборот Татарстана с Францией в 1995 году достиг объема в 30265 тыс $ - 1,6 процента общего товарооборота РТ с зарубежными странами.

Татарстан экспортировал во Францию товаров на 1519,7 тыс. $ (80 процентов - продукция химической промышленности); импорт же из Франции - 3,9 процента всех импортных закупок РТ - в основном представлен оборудованием и достигал значительно превышающей суммы в 28744 тыс. $.

Программа визита была построена таким образом, что Ален Жюппе имел беседы с М.Шаймиевым, Премьером Ф.Мухаметшиным, спикером Госсовета РТ и вице-спикером Совета Федерации РФ В.Лихачевым, посетил Казанский университет, православный собор и мечеть. Параллельно с этим проходили встречи парламентариев в Госсовете и "круглый стол" с участием представителей бизнеса из Франции и их партнеров из Правительства Татарстана, руководителей фирм.

Результатом предшествующей подготовки и самого визита стали двусторонние соглашения: контракт о поставке навигационного оборудования для Казанского аэропорта (с компанией "Томсон"), договор о развитии сахарной промышленности и модернизации сахарных заводов в РТ (с фирмой "Сюкден"), договор о создании Центра французского языка и культуры в Республике Татарстан.

Помимо этого предполагается развитие сотрудничества в вертолетостроении (осенью 1994 г. в Казани было создано АО "Евромиль" с участием фирмы "Еврокоптер-Франс"), ориентированное на создание 30-местных вертолетов на базе Ми-38. Рассматривается также инвестиционный проект по созданию "центра логистики" с участием французского консорциума "Горонор" - системы складирования и дистрибуции товаров, охватывающей регион с населением в 80 млн. Здесь же предусматривается сооружение порта для судов типа "река-море" и сети других транспортных коммуникаций. Проект, рассчитанный на 30 лет, имеет общую стоимость в 500 млн. долларов.

"Мы тронуты сердечным приемом, который оказан делегации Франции в Казани, - говорил А.Жюппе. - Наш приезд в столицу Татарстана - это своеобразный ответ на визит Минтимера Шаймиева в Париж в 1994 году. Франция готова сотрудничать с Татарстаном в различных отраслях экономики. Речь идет не только о контрактах с фирмами "Сюкден" и "Томсон", но и о развитии телекоммуникационной сети, энергетики, машино- и самолетостроения". В целом, прошедший визит высокопоставленного гостя придает курсу РТ на международной арене новый качественный уровень, а руководству республики - репутацию солидного партнера. Нельзя не признать состоявшиеся встречи и контакты крупным политическим выигрышем М.Шаймиева.

2.    Итоги экономического развития Татарстана последних лет

Центральным моментом во внутриполитической жизни Татарстана был доклад, с которым 7 февраля на сессии Госсовета РТ выступил Президент М.Шаймиев. Формально жанр выступления не был обозначен как ежегодное послание. Доклад был назван "Татарстан на пути политических и экономических реформ. Итоги и перспективы”. Вместе с тем, его содержание и стилистика позволяют проводить соответствующие аналогии.

Политический и экономический разделы доклада в количественной пропорции выглядят как соотношение 1 : 4.

2.1.    Политические

В политической части обращает на себя внимание довольно отвлеченный и теоретический смысл сюжетов. Вновь и вновь пафос и кредо внутриполитического курса обозначались в терминах баланса, центризма, стабильности. Пожалуй, наиболее сильную и вместе с тем явно смещенную акцентировку (по сравнению с приоритетами двух-трехлетней давности) получил тезис о характере государственности Республики Татарстан: "Во внутренней политике Татарстана и в дальнейшем остается приоритетным укрепление межнационального и гражданского согласия как основы политической стабильности. У нас есть все предпосылки для дальнейшей консолидации нашего общества вокруг позитивных идей и задач. Но это не может быть поводом для успокоения. Иногда в политическом запале кое-кто пытается использовать самые различные приемы и методы, в том числе и этнический вопрос. В соответствии с Конституцией РТ мы строим полиэтническое, поликультурное сообщество, в котором приоритетным является гражданство, а не этническая принадлежность".

Налицо, таким образом, явное стремление М.Шаймиева на пороге очередного президентского пятилетия открыто отмежеваться от ауры лидера с этно-национальной харизмой. С другой стороны, это продиктовано желанием избавиться от заметно ослабевших, но еще не сошедших на нет обвинений в этнократической природе нынешней правящей элиты. Трудно судить, имеют ли приведенные слова М.Шаймиева конкретного адресата в самой правящей верхушке или же они нацелены на оппозицию в целом. Ясно одно: нынеший президент и единственный претендент на очередное президентство связывает свою дальнейшую политическую судьбу с апробированным имиджем умеренности, сдержанности и чуть ли не нарочитой щепетильности в тонких материях межэтнического и межконфессионального.

2.2.    Экономические

Что касается экономических разделов доклада, то они содержали очерк четырехлетней стратегии, стержнем которого являлась мысль о единственно верном выборе варианта сдержанности в реформах "с человеческим лицом".

Дотационные амортизаторы первых лет реформ, позволявшие избежать резких ценовых скачков, исчерпали себя к концу 1994 года. В нынешнем году регулируемыми предполагается оставить лишь цены на хлеб, молоко, водку (по акцизно-налоговым соображениям) и тарифы жилищно-коммуниальных услуг.

Традиционное ударение делалось в докладе на рост объемов промышленного производства (2 процента по сравнению с 1994 годом на фоне общероссийского трехпроцентного снижения) и прирост валовой продукции сельского хозяйства. Новым моментом в общей картине стали темпы роста зарплаты, превысившие соответствующие общероссийские темпы. В декабре 1995 г. средняя зарплата обеспечивала 3 прожиточных минимума, а в начале года - 2,1 (по России в целом этот показатель равен - 2,24; в Башкортостане 2,57; в Нижегородской области - 2,16; в Мари Эл - 1,32; в Удмуртии - 1,7.

Центр социальных проблем Республики Татарстан обнародовал статистические показатели уровня жизни населения, соотносящие среднемесячную зарплату со стоимостью набора из 19 важнейших продуктов питания и свидетельствующие об уровне покупательной способности [1]:

 

Регион

Показатель

Декабрь 94

Декабрь 95

Татарстан

 Зарплата

256,9

683,2

 

Стоимость набора

75,3

167,0

 

Количество наборов

3,9

 4,1

Россия

 Зарплата

354,2

710,0

 

Стоимость набора

107,1

229,7

 

Количество наборов

3,3

 3,09

Уфа

 Зарплата

298,5

609,0

 

Стоимость набора

88,3

187,6

 

Количество наборов

3,4

 3,09

Нижний Новгород

 Зарплата

308,8

565,0

 

Стоимость набора

104,9

213,8

 

Количество наборов

2,9

 2,64

Ульяновск

 Зарплата

265,3

475,0

 

Стоимость набора

52,0

132,0

 

Количество наборов

5,1

 3,6

 

Однако проблема неплатежей столь же болезненно стоит в РТ, как и в других регионах. В срок обеспечивают выплату зарплаты 40% хозяйствующих субъектов республики.

Впечатляют и следующие данные: на долю республики приходится более 7 процентов от всех зарубежных инвестиций в российскую экономику, а по их абсолютному объему РТ вышла на 3-е место. Все чаще звучит формула: "Татарстан на пороге инвестиционного прорыва".

Таким образом, позиции М.Шаймиева в преддверии президентских выборов выглядят как имеющие значительный запас прочности. Груз негативных тенденций (обвальный кризис ВПК, затяжной спад на КамАЗе и в нефтехимии) в имеющейся макроэкономической среде не может быть вменен в вину лично ему или даже тому курсу, который ассоциируется с его именем.

3.    Выборы президента Республики Татарстан

Предвыборный процесс в феврале окончательно лишился даже намека на какую-то интригу и даже минимальных перспектив, связанных с любыми неожиданностями.

7 февраля в шесть часов вечера истек срок, предусмотренный Законом РТ "О выборах Президента Республики Татарстан" для сбора подписей избирателей в поддержку кандидатов. Ни бывший офицер милиции и экс-парламентарий А.Васильев, ни директор уксусного завода Р.Габдрахманов, усиленно продвигавшийся коммунистами, ни народный целитель Р.Минникаев не смогли к этому времени представить подписные листы с искомыми 50 тысячами подписей. Таким образом, единственным кандидатом на пост Президента, который прошел регистрацию, остается М.Шаймиев, в поддержку которого было собрано 130 тысяч подписей. Впрочем, ничего неожиданного в данном случае не предрекалось в принципе. Это создает для политических течений в республике весьма муторную ситуацию, когда и выборы, и агитация против М.Шаймиева неизбежно будут выглядеть как дань пустым формальностям.

Оппозиция даже в этой безнадежной для себя ситуации пытается протестовать. В конце февраля в Казани прошло заседание "Круглого стола" лидеров политических партий и движений РТ.

Феноменальное единодушие коммунистов, националов, ЛДПРовцев выразилось в том, что было решено отправить коллективное письмо в Совет Европы, Госдуму РФ и Госсовет РТ с призывом отменить президентские выборы как недемократичные и противоречащие закону.

Далее, солидаризируясь с Р.Габдрахмановым - директором уксусного завода и коммунистическим кандидатом на пост Президента, который по подозрению в причастности к убийству своего старшего коллеги по бизнесу был подвергнут как краткосрочному задержанию органами МВД, так и пристрастным проверкам финансово-хозяйственной деятельности, "круглый стол" принял специальное заявление протеста : "Считаем позорным для нынешнего руководства нашей республики и унизительным для ее народа проявленный в ходе всех предвыборных кампаний последних лет административный произвол по отношению к оппозиционным администрации политическим силам" [2].

4.    Деятельность оппозиции

4.1.    Объединение национальной оппозиции

Примечательным моментом политической жизни, хотя и не относящимся к действиям непосредственно на авансцене, как это было бы еще три-четыре года тому назад, стало создание 24-25 февраля "Единого национально-демократического освободительного движения" в Татарстане. По идее, этот шаг предпринят во имя преодоления критического раскола в рядах Всетатарского общественного центра - наиболее влиятельной силы в национальном движении татар на рубеже 80-90-х годов. В начинании приняли участие ВТОЦ, такие организации и общества, как "Ватан", "Марджани", "Суверенитет", "Ак калфак", ассоциация "Магариф” и Комитет солдатских матерей - т.е. достаточно широкий спектр разрозненных структур от культуртрегерских и просветительских до радикально настроенных группировок.

Наиболее зримым итогом, как уже отмечалось, при этом стало объединение руководства "правого" крыла и "народного" крыла ВТОЦ. Уместно напомнить, что, по оценкам И.Амирханова ("народное крыло"), в национальном движении выделялось три течения:

 - “номенклатурное, выражающее интересы татарской политической элиты. Их идеал - либо суверенитет без национального лица, либо этнократия элиты";

- "национал-социалистическое, выражающее интересы средних и люмпенизированных слоев татарского общества... Их идеал - от этносоциалистического суверенитета до полного отделения от России";

- "национально-демократическое направление, выражающее интересы этно-духовной прослойки татарского общества, то есть людей, для которых национальные интересы выше социальных". Стратегия последнего виделась в достаточно запутанных формулах: "национально-территориальный суверенитет в едином этно-духовном, политико-правовом и социально-экономическом пространстве Евразии (России) на условиях ее подлинно федеративно-конфедеративного устройства и экстерриториальное национальное самоопределение с единым органом самоуправления во всем пространстве проживания татар в лице Милли Меджлиса и его органов, реализующих свои решения через территориальные государственные органы" [3].

Наконец, картина единения сил остается пока незавершенной вследствие того, что в движение пока не вошла партия "Иттифак" во главе со своим авторитетным лидеров Фаузией Байрамовой.

Провозглашая свою решительную оппозиционность нынешнему руководству РТ, национал-демократы прежде всего пеняют ему за заключение договора с Россией, за неумелую приватизацию и т.п.

Четких ориентиров на 24 марта, судя по всему, выработано не было. Если "Иттифак" последовательно настаивает на отмене выборов и даже самого института президентства, то остальные в большинстве усматривают в нем (институте) символ и гарант государственности.

Что сулит новая инициатива националов? Скорее всего весь их пыл вновь уйдет в  личные  препирательства (единое движение уже определило семь - Sic! - сопредседателей, каждый из которых хорошо известен публике своей амбициозностью). Проблема, по-видимому, даже не ограничивается отсутствием признанного лидера движения. Дело, как кажется, в качественном состоянии самого социума, общественной среды, которые блокируют консолидацию национального самосознания еще на дальних подступах к критическим рубежам политической мобилизации. Вопрос о лидерах остается важным, но подчиненным вопросом о судьбах движения.

4.2.    Федералисты: инициатива референдума

Более содержательной акцией, по всей вероятности, может стать инициатива по проведению референдума в РТ, с которой выступили на другом (демократическом) фланге оппозиции. Предлагается провести референдум на предмет, во-первых, избрания глав городских и районных администраций, во-вторых, перевода парламента на рельсы исключительно профессиональной деятельности законодателей.

19 февраля на заседании Президиума Госсовета было начато рассмотрение представленных инициативной группой подписных листов (113 тысяч подписей при требуемых 100 тыс.) в поддержку проведения референдума. Характерно, что сбором подписей занимались и представители демократически-федералистского фланга оппозиции (избирательный блок "Равноправие и законность"), и коммунисты, и национальные круги оппозиции ("Иттифак").

Власти РТ могут оказаться в довольно щекотливом положении. Президиум принял дипломатичное решение "продолжить проверку подписных листов". В прессе проскальзывали ссылки на высказывание Василия Лихачева: "Не будем душить народную инициативу".

В свою очередь М.Шаймиев достаточно резко отвергает эту идею, указывая на то, что главами администрации назначаются люди, уже прошедшие процедуру избрания в депутаты.

Дело, как представляется, все-таки завершится тем, что подписные листы окажутся забракованными, хотя соответствующее решение вряд ли дастся легко.

5.    Инициатива президента Татарстана по чеченскому урегулированию

Неизменным остается присутствие чеченской темы. Она пронизывала все содержание бесед Алена Жюппе с руководство Татарстана.

В середине месяца свой вариант решения чеченской проблемы обнародовал М.Шаймиев. В его заявлении, в частности, говорится:

"Опираясь на опыт урегулирования конфликтных ситуаций, предлагаю вариант урегулирования чеченского кризиса.

1. Начать переговорный процесс с участием всех противоборствующих сторон: Д.Дудаева, Д.Завгаева, Федерального Правительства (в лице его представителя рангом не ниже вице-премьера).

2. Официальные делегации сторон наделяются необходимыми полномочиями для обсуждения всего круга вопросов, включая особый политический статус Чечни.

3. В переговорном процессе участвуют посредники и гаранты в лице представителей субъектов РФ (от Совета глав республик и Союза губернаторов России), а также наблюдатели от ОБСЕ и Совета Европы.

В целях обеспечения гарантий урегулирования конфликта Президент РФ подписывает соглашение с представителями Совета глав республик и представителями Союза губернаторов России о взаимных обязательствах.

4. Условием достижения мира и согласия являются одновременный вывод федеральных войск и разоружение боевиков, объявление всеобщей амнистии, в том числе и Д.Дудаеву.

Полевым командирам, отказавшимся разоружать свои отряды, представляется возможность участия в переговорном процессе.

5. После демилитаризации всей территории Чеченской Республики проводятся новые демократические выборы в органы государственной власти под наблюдением депутатов Государственной Думы РФ и международных организаций.

6. В целях контроля за расходованием средств на восстановление Чеченской Республики создается двухсторонняя рабочая группа из представителей федеральных органов и правительства Чечни. Финансирование восстановительных работ должно вестись путем авансирования и окончательной оплаты работ после приемки выполненных объемов по факту" [4].

 

Вряд ли требуется анализировать будущность этой инициативы. М.Шаймиев входит в состав группы В.Черномырдина по выработке предложений, поэтому подобный шаг выглядит как вполне мотивированный.

Окончанием войны М.Шаймиев обусловливает и поддержку Б.Ельцина на июньских выборах, а такая поддержка означает голоса немалого электората (как показали декабрьские результаты по голосованию за "Наш дом..." в Татарстане).

Наконец, М.Шаймиеву не пристало выпускать из рук политическое первенство перед лицом нарастающей активности парламента в чеченском вопросе.

Однако, вряд ли в сегодняшней ситуации адресаты заявления М.Шаймиева готовы проявить политическую волю в той мере, какую предполагает рассматриваемая инициатива.

Источники:

1. Республика Татарстан, 16 февраля 1996

2. Вечерняя Казань, 1 марта 1996

3. Информационно-методический бюллетень. -1995. - N 2. - С. 17-18

4. Республика Татарстан, 15 февраля 1996