|
Новое на сайте |
Ахмет Иванов
Республика ТАТАРСТАН
в феврале 1996 года
Февральская хроника отмечена в Татарстане экстраординарным событием: состоялся визит в республику Премьер-министра Франции Алена Жюппе, возглавившего многочисленную делегацию из правительственных чинов, парламентариев и представителей деловых кругов.
Блиц-поездка в Казань лица столь высокого ранга - факт по-своему беспрецедентный, если не считать имевшего место несколько лет тому назад пребывания в Татарстане Президента Венгрии, который совершал турне по регионам проживания финно-угорских народов России. Ален Жюппе выбрал Казань из нескольких вариантов программы своего первого посещению России в качестве главы французского кабинета министров. В числе других потенциальных маршрутов называли, в частности, Екатеринбург. Сам по себе этот факт большого политико-символического насыщения означает не только повышение престижа и международной респектабельности руководства Татарстана. Помимо комплиментарной стороны, в изобилии звучавших позитивных и даже теплых оценок "модели Татарстана" визит имел и серьезное торгово-экономическое и культурно-информационное содержание.
Так, согласно опубликованной в газете "Время и деньги" (15 февраля 1996) таможенной статистике, внешнеторговый оборот Татарстана с Францией в 1995 году достиг объема в 30265 тыс $ - 1,6 процента общего товарооборота РТ с зарубежными странами.
Татарстан экспортировал во Францию товаров на 1519,7 тыс. $ (80 процентов - продукция химической промышленности); импорт же из Франции - 3,9 процента всех импортных закупок РТ - в основном представлен оборудованием и достигал значительно превышающей суммы в 28744 тыс. $.
Программа визита была построена таким образом, что Ален Жюппе имел беседы с М.Шаймиевым, Премьером Ф.Мухаметшиным, спикером Госсовета РТ и вице-спикером Совета Федерации РФ В.Лихачевым, посетил Казанский университет, православный собор и мечеть. Параллельно с этим проходили встречи парламентариев в Госсовете и "круглый стол" с участием представителей бизнеса из Франции и их партнеров из Правительства Татарстана, руководителей фирм.
Результатом предшествующей подготовки и самого визита стали двусторонние соглашения: контракт о поставке навигационного оборудования для Казанского аэропорта (с компанией "Томсон"), договор о развитии сахарной промышленности и модернизации сахарных заводов в РТ (с фирмой "Сюкден"), договор о создании Центра французского языка и культуры в Республике Татарстан.
Помимо этого предполагается развитие сотрудничества в вертолетостроении (осенью 1994 г. в Казани было создано АО "Евромиль" с участием фирмы "Еврокоптер-Франс"), ориентированное на создание 30-местных вертолетов на базе Ми-38. Рассматривается также инвестиционный проект по созданию "центра логистики" с участием французского консорциума "Горонор" - системы складирования и дистрибуции товаров, охватывающей регион с населением в 80 млн. Здесь же предусматривается сооружение порта для судов типа "река-море" и сети других транспортных коммуникаций. Проект, рассчитанный на 30 лет, имеет общую стоимость в 500 млн. долларов.
"Мы тронуты сердечным приемом, который оказан делегации Франции в Казани, - говорил А.Жюппе. - Наш приезд в столицу Татарстана - это своеобразный ответ на визит Минтимера Шаймиева в Париж в 1994 году. Франция готова сотрудничать с Татарстаном в различных отраслях экономики. Речь идет не только о контрактах с фирмами "Сюкден" и "Томсон", но и о развитии телекоммуникационной сети, энергетики, машино- и самолетостроения". В целом, прошедший визит высокопоставленного гостя придает курсу РТ на международной арене новый качественный уровень, а руководству республики - репутацию солидного партнера. Нельзя не признать состоявшиеся встречи и контакты крупным политическим выигрышем М.Шаймиева.
Центральным моментом во внутриполитической жизни Татарстана был доклад, с которым 7 февраля на сессии Госсовета РТ выступил Президент М.Шаймиев. Формально жанр выступления не был обозначен как ежегодное послание. Доклад был назван "Татарстан на пути политических и экономических реформ. Итоги и перспективы”. Вместе с тем, его содержание и стилистика позволяют проводить соответствующие аналогии.
Политический и экономический разделы доклада в количественной пропорции выглядят как соотношение 1 : 4.
В политической части обращает на себя внимание довольно отвлеченный и теоретический смысл сюжетов. Вновь и вновь пафос и кредо внутриполитического курса обозначались в терминах баланса, центризма, стабильности. Пожалуй, наиболее сильную и вместе с тем явно смещенную акцентировку (по сравнению с приоритетами двух-трехлетней давности) получил тезис о характере государственности Республики Татарстан: "Во внутренней политике Татарстана и в дальнейшем остается приоритетным укрепление межнационального и гражданского согласия как основы политической стабильности. У нас есть все предпосылки для дальнейшей консолидации нашего общества вокруг позитивных идей и задач. Но это не может быть поводом для успокоения. Иногда в политическом запале кое-кто пытается использовать самые различные приемы и методы, в том числе и этнический вопрос. В соответствии с Конституцией РТ мы строим полиэтническое, поликультурное сообщество, в котором приоритетным является гражданство, а не этническая принадлежность".
Налицо, таким образом, явное
стремление М.Шаймиева на пороге очередного президентского пятилетия открыто
отмежеваться от ауры лидера с этно-национальной харизмой. С другой стороны, это
продиктовано желанием избавиться от заметно ослабевших, но еще не сошедших на
нет обвинений в этнократической природе нынешней правящей элиты. Трудно судить,
имеют ли приведенные слова М.Шаймиева конкретного адресата в самой правящей
верхушке или же они нацелены на оппозицию в целом. Ясно одно: нынеший президент и единственный претендент на очередное президентство
связывает свою дальнейшую политическую судьбу с апробированным имиджем
умеренности, сдержанности и чуть ли не нарочитой щепетильности в тонких
материях межэтнического и межконфессионального.
Что касается экономических разделов доклада, то они содержали очерк четырехлетней стратегии, стержнем которого являлась мысль о единственно верном выборе варианта сдержанности в реформах "с человеческим лицом".
Дотационные амортизаторы первых лет реформ, позволявшие избежать резких ценовых скачков, исчерпали себя к концу 1994 года. В нынешнем году регулируемыми предполагается оставить лишь цены на хлеб, молоко, водку (по акцизно-налоговым соображениям) и тарифы жилищно-коммуниальных услуг.
Традиционное ударение делалось в докладе на рост объемов промышленного производства (2 процента по сравнению с 1994 годом на фоне общероссийского трехпроцентного снижения) и прирост валовой продукции сельского хозяйства. Новым моментом в общей картине стали темпы роста зарплаты, превысившие соответствующие общероссийские темпы. В декабре 1995 г. средняя зарплата обеспечивала 3 прожиточных минимума, а в начале года - 2,1 (по России в целом этот показатель равен - 2,24; в Башкортостане 2,57; в Нижегородской области - 2,16; в Мари Эл - 1,32; в Удмуртии - 1,7.
Центр социальных проблем Республики Татарстан обнародовал статистические показатели уровня жизни населения, соотносящие среднемесячную зарплату со стоимостью набора из 19 важнейших продуктов питания и свидетельствующие об уровне покупательной способности [1]:
Регион |
Показатель |
Декабрь 94 |
Декабрь 95 |
Татарстан |
Зарплата |
256,9 |
683,2 |
|
Стоимость набора |
75,3 |
167,0 |
|
Количество наборов |
3,9 |
4,1 |
Россия |
Зарплата |
354,2 |
710,0 |
|
Стоимость набора |
107,1 |
229,7 |
|
Количество наборов |
3,3 |
3,09 |
Уфа |
Зарплата |
298,5 |
609,0 |
|
Стоимость набора |
88,3 |
187,6 |
|
Количество наборов |
3,4 |
3,09 |
Нижний Новгород |
Зарплата |
308,8 |
565,0 |
|
Стоимость набора |
104,9 |
213,8 |
|
Количество наборов |
2,9 |
2,64 |
Ульяновск |
Зарплата |
265,3 |
475,0 |
|
Стоимость набора |
52,0 |
132,0 |
|
Количество наборов |
5,1 |
3,6 |
Однако проблема неплатежей столь же болезненно стоит в РТ, как и в других регионах. В срок обеспечивают выплату зарплаты 40% хозяйствующих субъектов республики.
Впечатляют и следующие данные: на долю республики приходится более 7 процентов от всех зарубежных инвестиций в российскую экономику, а по их абсолютному объему РТ вышла на 3-е место. Все чаще звучит формула: "Татарстан на пороге инвестиционного прорыва".
Таким образом, позиции М.Шаймиева в преддверии президентских выборов выглядят как имеющие значительный запас прочности. Груз негативных тенденций (обвальный кризис ВПК, затяжной спад на КамАЗе и в нефтехимии) в имеющейся макроэкономической среде не может быть вменен в вину лично ему или даже тому курсу, который ассоциируется с его именем.
Предвыборный процесс в феврале окончательно лишился даже намека на какую-то интригу и даже минимальных перспектив, связанных с любыми неожиданностями.
7 февраля в шесть часов вечера истек срок, предусмотренный Законом РТ "О выборах Президента Республики Татарстан" для сбора подписей избирателей в поддержку кандидатов. Ни бывший офицер милиции и экс-парламентарий А.Васильев, ни директор уксусного завода Р.Габдрахманов, усиленно продвигавшийся коммунистами, ни народный целитель Р.Минникаев не смогли к этому времени представить подписные листы с искомыми 50 тысячами подписей. Таким образом, единственным кандидатом на пост Президента, который прошел регистрацию, остается М.Шаймиев, в поддержку которого было собрано 130 тысяч подписей. Впрочем, ничего неожиданного в данном случае не предрекалось в принципе. Это создает для политических течений в республике весьма муторную ситуацию, когда и выборы, и агитация против М.Шаймиева неизбежно будут выглядеть как дань пустым формальностям.
Оппозиция даже в этой безнадежной для себя ситуации пытается протестовать. В конце февраля в Казани прошло заседание "Круглого стола" лидеров политических партий и движений РТ.
Феноменальное единодушие коммунистов, националов, ЛДПРовцев выразилось в том, что было решено отправить коллективное письмо в Совет Европы, Госдуму РФ и Госсовет РТ с призывом отменить президентские выборы как недемократичные и противоречащие закону.
Далее, солидаризируясь с Р.Габдрахмановым - директором уксусного завода и коммунистическим кандидатом на пост Президента, который по подозрению в причастности к убийству своего старшего коллеги по бизнесу был подвергнут как краткосрочному задержанию органами МВД, так и пристрастным проверкам финансово-хозяйственной деятельности, "круглый стол" принял специальное заявление протеста : "Считаем позорным для нынешнего руководства нашей республики и унизительным для ее народа проявленный в ходе всех предвыборных кампаний последних лет административный произвол по отношению к оппозиционным администрации политическим силам" [2].
Примечательным моментом политической жизни, хотя и не относящимся к действиям непосредственно на авансцене, как это было бы еще три-четыре года тому назад, стало создание 24-25 февраля "Единого национально-демократического освободительного движения" в Татарстане. По идее, этот шаг предпринят во имя преодоления критического раскола в рядах Всетатарского общественного центра - наиболее влиятельной силы в национальном движении татар на рубеже 80-90-х годов. В начинании приняли участие ВТОЦ, такие организации и общества, как "Ватан", "Марджани", "Суверенитет", "Ак калфак", ассоциация "Магариф” и Комитет солдатских матерей - т.е. достаточно широкий спектр разрозненных структур от культуртрегерских и просветительских до радикально настроенных группировок.
Наиболее зримым итогом, как уже отмечалось, при этом стало объединение руководства "правого" крыла и "народного" крыла ВТОЦ. Уместно напомнить, что, по оценкам И.Амирханова ("народное крыло"), в национальном движении выделялось три течения:
- “номенклатурное, выражающее интересы татарской политической элиты. Их идеал - либо суверенитет без национального лица, либо этнократия элиты";
- "национал-социалистическое, выражающее интересы средних и люмпенизированных слоев татарского общества... Их идеал - от этносоциалистического суверенитета до полного отделения от России";
- "национально-демократическое направление, выражающее интересы этно-духовной прослойки татарского общества, то есть людей, для которых национальные интересы выше социальных". Стратегия последнего виделась в достаточно запутанных формулах: "национально-территориальный суверенитет в едином этно-духовном, политико-правовом и социально-экономическом пространстве Евразии (России) на условиях ее подлинно федеративно-конфедеративного устройства и экстерриториальное национальное самоопределение с единым органом самоуправления во всем пространстве проживания татар в лице Милли Меджлиса и его органов, реализующих свои решения через территориальные государственные органы" [3].
Наконец, картина единения сил остается пока незавершенной вследствие того, что в движение пока не вошла партия "Иттифак" во главе со своим авторитетным лидеров Фаузией Байрамовой.
Провозглашая свою решительную оппозиционность нынешнему руководству РТ, национал-демократы прежде всего пеняют ему за заключение договора с Россией, за неумелую приватизацию и т.п.
Четких ориентиров на 24 марта, судя по всему, выработано не было. Если "Иттифак" последовательно настаивает на отмене выборов и даже самого института президентства, то остальные в большинстве усматривают в нем (институте) символ и гарант государственности.
Что сулит новая инициатива националов? Скорее всего весь их пыл вновь уйдет в личные препирательства (единое движение уже определило семь - Sic! - сопредседателей, каждый из которых хорошо известен публике своей амбициозностью). Проблема, по-видимому, даже не ограничивается отсутствием признанного лидера движения. Дело, как кажется, в качественном состоянии самого социума, общественной среды, которые блокируют консолидацию национального самосознания еще на дальних подступах к критическим рубежам политической мобилизации. Вопрос о лидерах остается важным, но подчиненным вопросом о судьбах движения.
Более содержательной акцией, по всей вероятности, может стать инициатива по проведению референдума в РТ, с которой выступили на другом (демократическом) фланге оппозиции. Предлагается провести референдум на предмет, во-первых, избрания глав городских и районных администраций, во-вторых, перевода парламента на рельсы исключительно профессиональной деятельности законодателей.
19 февраля на заседании Президиума Госсовета было начато рассмотрение представленных инициативной группой подписных листов (113 тысяч подписей при требуемых 100 тыс.) в поддержку проведения референдума. Характерно, что сбором подписей занимались и представители демократически-федералистского фланга оппозиции (избирательный блок "Равноправие и законность"), и коммунисты, и национальные круги оппозиции ("Иттифак").
Власти РТ могут оказаться в довольно щекотливом положении. Президиум принял дипломатичное решение "продолжить проверку подписных листов". В прессе проскальзывали ссылки на высказывание Василия Лихачева: "Не будем душить народную инициативу".
В свою очередь М.Шаймиев достаточно резко отвергает эту идею, указывая на то, что главами администрации назначаются люди, уже прошедшие процедуру избрания в депутаты.
Дело, как представляется, все-таки завершится тем, что подписные листы окажутся забракованными, хотя соответствующее решение вряд ли дастся легко.
Неизменным остается присутствие чеченской темы. Она пронизывала все содержание бесед Алена Жюппе с руководство Татарстана.
В середине месяца свой вариант решения чеченской проблемы обнародовал М.Шаймиев. В его заявлении, в частности, говорится:
"Опираясь на опыт урегулирования конфликтных ситуаций, предлагаю вариант урегулирования чеченского кризиса.
1. Начать переговорный процесс с участием всех противоборствующих сторон: Д.Дудаева, Д.Завгаева, Федерального Правительства (в лице его представителя рангом не ниже вице-премьера).
2. Официальные делегации сторон наделяются необходимыми полномочиями для обсуждения всего круга вопросов, включая особый политический статус Чечни.
3. В переговорном процессе участвуют посредники и гаранты в лице представителей субъектов РФ (от Совета глав республик и Союза губернаторов России), а также наблюдатели от ОБСЕ и Совета Европы.
В целях обеспечения гарантий урегулирования конфликта Президент РФ подписывает соглашение с представителями Совета глав республик и представителями Союза губернаторов России о взаимных обязательствах.
4. Условием достижения мира и согласия являются одновременный вывод федеральных войск и разоружение боевиков, объявление всеобщей амнистии, в том числе и Д.Дудаеву.
Полевым командирам, отказавшимся разоружать свои отряды, представляется возможность участия в переговорном процессе.
5. После демилитаризации всей территории Чеченской Республики проводятся новые демократические выборы в органы государственной власти под наблюдением депутатов Государственной Думы РФ и международных организаций.
6. В целях контроля за расходованием средств на восстановление Чеченской Республики создается двухсторонняя рабочая группа из представителей федеральных органов и правительства Чечни. Финансирование восстановительных работ должно вестись путем авансирования и окончательной оплаты работ после приемки выполненных объемов по факту" [4].
Вряд ли требуется анализировать будущность этой инициативы. М.Шаймиев входит в состав группы В.Черномырдина по выработке предложений, поэтому подобный шаг выглядит как вполне мотивированный.
Окончанием войны М.Шаймиев обусловливает и поддержку Б.Ельцина на июньских выборах, а такая поддержка означает голоса немалого электората (как показали декабрьские результаты по голосованию за "Наш дом..." в Татарстане).
Наконец, М.Шаймиеву не пристало выпускать из рук политическое первенство перед лицом нарастающей активности парламента в чеченском вопросе.
Однако, вряд ли в сегодняшней ситуации адресаты заявления М.Шаймиева готовы проявить политическую волю в той мере, какую предполагает рассматриваемая инициатива.
Источники:
1. Республика Татарстан, 16 февраля 1996
2. Вечерняя Казань, 1 марта 1996
3. Информационно-методический бюллетень. -1995. - N 2. - С. 17-18
4. Республика Татарстан, 15 февраля 1996
© Институт Гуманитарно-политических исследований