Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Волгоградская область

Сергей Гуцакис

Волгоградская область

в феврале 1996 года

1.    Деятельность органов власти

1.1.    Областная Дума

Среди рассмотренных на двух - 15 и 29-ого числа - февральских заседаниях областной Думы вопросов выделим несколько, представляющих заметный интерес. К числу таковых следует отнести принятие двух областных законов, носящих фискальный характер. Это законы об установлении дополнительного сбора на розничную реализацию ГСМ и о регулировании производства и обращения алкогольной продукции на территории области. Аргументация в пользу принятия данных законодательных актов, исходившая от областной администрации, состояла в необходимости изыскать потребные средства для пополнения областного бюджета в целях обеспечения в дальнейшем выполнения закона о ветеранах.

Законом об установлении дополнительного сбора предусмотрено повышение розничной цены топлива и ГСМ на 100 рублей за литр для всех категорий потребителей, что по расчетам должно дать не менее 60 млрд. рублей дополнительных доходов.

Закон о государственном регулировании производства и обращения алкогольной продукции базируется на данных о том, что при потреблении в области до 2.4 млн. дал. водки, 90 тыс. дал. коньяка и 1 млн. дал. вина Волгоградский ЛВЗ и остальные 15 лицензированных производств мало загружены из-за демпинговой конкуренции со стороны поставщиков импортного алкоголя. Посему областной бюджет недополучает более 100 млрд. рублей. Разумеется, тот же импортный алкоголь назван виновником многочисленных отравлений. В результате впредь на территории области не более 20% может составлять доля алкогольной продукции, произведенной в других регионах, при этом доля импортной водки не может превышать 4% в годовом объеме реализации всей алкогольной продукции. Подобные меры сопровождаются также резким ужесточением требований со стороны сертифицирующих организаций.

Автору трудно судить о том, какие именно средства будут получены в бюджет в результате подобных мер, и куда конкретно они будут затем направлены, но он не может не выразить мысль о том, что эти действия прямо и весьма ощутимо выгодны региональным производителям алкогольной продукции, а также неизбежно вызовут сокращение ассортимента и рост стоимости данных товаров. В связи с данными мерами в среде руководящей общественности уже прозвучали одобрительные соображения, дополненные предложениями вообще запретить в дальнейшем пресловутые коммерческие киоски.

По предложению заместителя председателя комиссии по экономической политике В.Новикова, который, к слову сказать, тесно связан с промышленными кругами и по сути является их лоббистом, областная Дума приняла Обращение к Правительству и Центробанку, в котором крайне критично оценила последствия применения валютного коридора. Было указано, что данная мера наносит экономике исключительно большой ущерб, так как рост внутренних цен обуславливает рост себестоимости произведенной продукции до размеров, делающих невыгодными ее реализацию на внешнем рынке. В результате экспортеры несут значительные убытки, а бюджет недополучает немалые суммы. В Волгоградской области прямые потери областного бюджета в прошлом году по данной причине превысили 300 млрд. рублей. Ряд производств, ранее успешно работавших, оказались из-за валютного коридора в тяжелом положении, что, в свою очередь, ухудшает социальную обстановку. Исходя из этих соображений, Волгоградская областная Дума в своем Обращении призвала не допустить в дальнейшем сохранения валютного коридора и направила данный документ также в законодательные органы других субъектов Федерации с призывом поддержать это решение.

Волгоградская областная Дума также активизировала деятельность по подготовке Устава области. По-видимому, успехи Волгоградского городского Совета в аналогичной сфере сказались на изменении отношения к этой проблеме на областном уровне. Как известно постоянным читателям наших обзоров, проект Устава был принят в первом чтении еще в мае 1995 года, после чего деятельность рабочей комиссии под руководством заместителя председателя Думы С.Рябова практически замерла и, надо полагать, зная С.Рябова и его взгляды, отнюдь не по его мнению. В феврале прошло несколько заседаний данной комиссии, причем к ее деятельности вновь было привлечено внимание общественности, до того о существовании комиссии ставшей забывать. Подобная активность принесла реальные плоды, и на заседании Думы 29 февраля проект Устава был принят во втором чтении.

В подготавливаемый документ были внесены принципиальные поправки, среди которых нельзя не упомянуть отказ от создания в области Уставного суда в связи с тем, что к этому еще не готовы ни юристы, ни сознание избирателей. В проекте Устава также отсутствует определение точной численности депутатов Думы, поскольку решено оставить эту тему для отдельного закона о выборах депутатов. Однако было решено внести в Устав прямой запрет для губернатора на занятие должностей в каких-либо общественных объединениях, что поневоле навевает ассоциации с недавней избирательной кампанией.

Впрочем, основные споры, едва не поставившие под сомнение само принятие проекта во втором чтении, разгорелись вокруг прерогатив областной Думы по утверждению заместителей губернатора и других должностных лиц органов исполнительной власти. Исход жарких споров вновь оказался не в пользу парламента, на этот раз регионального. Дума приняла решение не брать на себя эту ответственность и не провоцировать конфликтную ситуацию.

1.2.    Городская Дума

В свою очередь, Волгоградская городская Дума, практически повсеместно именуемая теперь городским Советом, в лице своей уставной комиссии под руководством С.Михайлова достаточно плодотворно работает над текстом городского Устава. Поскольку данная комиссия сформирована на паритетной с администрацией Волгограда основе (по 4 человека), все существующие разногласия разрешаются в рабочей обстановке, и у наблюдателя все более и более формируется ощущение, что найдены устойчиво-компромиссные решения. Об этом же свидетельствуют конкретные оценки С.Михайлова по поводу взаимоприемлемости выработанных границ полномочий как мэра, так и Совета, а также об отсутствии у главы администрации Волгограда Ю.Чехова каких-либо претензий по проекту Устава. Наряду с этим городской Совет развернул кампанию по общественному обсуждению проекта городского Устава, и тот факт, что СМИ, обычно считавшиеся близкими к администрации, участвуют в этой кампании в целом благожелательно, подтверждает выше сделанный вывод. В целом в комиссию поступило не менее 500 различных предложений как от общественных организаций, так и от отдельных избирателей. Разумеется, большая их часть не найдет своего применения, но, как следует из очередного публичного раунда обсуждений данного документа, определенные изменения в него все-таки внесены будут, хотя к настоящему моменту их объем и значимость не представляется возможным оценить. Наиболее объемный документ - чуть ли не на 17 листах, - поступил от представителя Президента Е.С.Кузнецова, однако он подвергся со стороны разработчиков вежливо-язвительной критике, что не в последнюю очередь может быть объяснено идеологическими причинами - Дума, напомним, полностью контролируется депутатами от КПРФ, - равно как и самим статусом представителя Президента как такового. В определенной степени удивили некоторые предложения от демократических организаций, поскольку в них содержатся (в частности, в поправках организации Республиканской партии и др.) предложения предоставить некие права в выработке законодательных предложений и в избирательном процессе так называемым трудовым коллективам. Поэтому несколько странно было наблюдать комментарии к этим предложениям со стороны разработчиков - членов, напомним, КПРФ, по поводу того, что ни Конституция, ни федеральное законодательство о местном самоуправлении подобной роли трудовых коллективов не предусматривает. От исполкома НДР за подписью и.о. его председателя А.Петрова было представлено несколько обескураживающее предложение ввести в Устав некий императивный мандат, заключающийся в праве отзыва избранных депутатов не только населением - как это предусмотрено проектом, но также и избирательным объединением или партией, выдвинувших кандидата (sic!).С учетом того, что выборы в состав Совета предусматриваются исключительно по мажоритарной системе, это предложение по меньшей мере нетривиально.

На проект городского Устава были запрошены и получены заключения от комитета по местному самоуправлению и правового управления ГосДумы. По мнению разработчиков они в целом одобрительны, а предложенные поправки не носят принципиального характера. В частности, отклонены предложения правового управления по соблюдению тонкостей юридической терминологии, поскольку некоторые термины по мнению депутатов сделают Устав в дальнейшем недоступным для понимания рядовым избирателем. С большим согласием депутаты отнеслись к предложениям комитета по местному самоуправлению, и в соответствии с ними убрали из текста ссылки на акты президента и правительства.

К настоящему моменту работа по подготовке проекта вступила, как представляется, в заключительную стадию и предполагалось даже принять Устав в конце февраля на специальном заседании Думы. Этого, однако, не произошло, и одной из причин задержки может быть как занятость депутатов принятием городского бюджета, так и вопрос, на который с 1949 года не обращали особого внимания - определение границ собственно Волгограда. За истекшие полвека эти границы не определялись, а необходимые изменения вносились в административном порядке. У депутатов, без сомнения, есть задняя, но скрываемая мысль постараться в отсутствие на территории области иных муниципальных образований, граничащих с городом, несколько “округлить” его территорию на китайско-дальневосточный манер, что, будучи сделано сейчас и заблаговременно, позволит в дальнейшем избежать хлопотных тяжб с органами местного самоуправления сопредельных территорий по поводу расположения межевых столбов.

1.3.    Администрация Волгограда

В городской администрации продолжаемся процесс кадровых перемещений и назначений. Сокращенное с 11 до 5 число заместителей мэра вновь возросло до семи за счет назначения таковым Е.Стульникова, ранее работавшего заместителем начальника городского комитета по экономике, а на новой должности призванного курировать промышленность, а также возвращения на пост заместителя главы администрации А.Богуславского с поручением ему банковско-финансовой сферы. Как можно предположить, Ю.Чехов предпочитает давно знакомый отраслевой принцип управления. В дальнейшем кадровые перемещения продолжатся на менее заметном уровне, что, видимо, позволит Ю.Чехову в какой-то мере изжить неоднократно отмечаемую на разных уровнях некоторую персональную слабость его команды. Впрочем, уже сейчас мэр жалуется на отсутствие кадрового резерва и сложности с поисками подходящих для себя сотрудников.

Следует отметить, что на городском уровне продолжаются элитарно-консолидирующие тенденции. В частности, председатель городского Совета Н.Максюта принимает активное участие в еженедельных планерках администрации, а также участвует в работе коллегии администрации, чья деятельность гораздо более закрыта. По-видимому, между Ю.Чеховым и Н.Максютой установились вполне рабочие отношения, что может быть подтверждено некоторыми сведениями о том, что встрече с председателем Госдумы Г.Селезневым Ю.Чехов в определенной степени обязан протекции Н.Максюты. В этой связи весьма симптоматично поведение Ю.Чехова в февральской коллизии вокруг повышения областной администрацией без согласования с городской Думой стоимости проезда на горэлектротранспорте Волгограда. Данное повышение с 600 до 1000 рублей за билет было осуществлено по ходатайству руководителей трамвайно-троллейбусного управления первым заместителем главы администрации области Л.Кириченко с целью уменьшения в том числе и бюджетных дотаций. Разумеется, невозможно предположить, что данный шаг заранее не был известен Ю.Чехову. Городская Дума, исходя из своей социальной платформы и опираясь на Закон о местном самоуправлении, опротестовала данное решение путем первоначального обращения в прокуратуру, а впоследствии и вовсе отменила его, несмотря на яростные протесты руководителя "Горэлектротранса" М.Зозули. Цена на билеты была возвращена на прежний уровень вместе с просьбой к жителям аккуратно платить за проезд. Нет никакого сомнения, что на городской бюджет ляжет дополнительное бремя покрытия транспортных долгов. Тем не менее Ю.Чехов никоим образом не выражал публично своего отношения к этим спорам, предоставив областной администрации - и, видимо, Л.Кириченко, - нести ответственность за данное непопулярное решение. Вот так в Волгограде властные противоречия увязаны с экономикой.

2.    Деятельность общественных объединений

2.1.    Демократические организации

В среде демократических общественно-политических организаций наиболее примечательным событием представляется проведение 18 февраля конференции их руководителей и активистов с первоначально обозначенной целью выработки общей позиции в отношении предстоящих - видимо - президентских выборов и определении единого кандидата, поддерживаемого всеми данными структурами. Дополнительный вес этому мероприятию придало присутствие в зале на первом его этапе председателя областной Думы Л.Семергея и первого заместителя главы администрации области Л.Кириченко.

Тот факт, что подготовка данного собрания велась при непосредственном участии представителя Президента по Волгоградской области Е.С.Кузнецова, а равным образом его активность непосредственно в ходе конференции, не оставляют сомнений в том, что в основе подобных действий лежат соответствующие рекомендации Администрации Президента. Несмотря на очевидную слабость демократических организаций в Волгограде и невозможность вследствие этого получения от них сколько-нибудь действенной поддержки в ходе избирательной кампании, необходимость подобного объединения вокруг единой кандидатуры - а ею, само собой разумеется, могла быть только кандидатура Б.Н.Ельцина, -для устроителей вполне разумна хотя бы с символической точки зрения и для ослабления позиций возможных конкурентов того же фланга.

Идея сплотить извечно раздробленные демократические организации вокруг кандидатуры Б.Н.Ельцина нашла свое полное отражение в загодя подготовленных устроителями и предложенных для подписания в ходе конференции документах и особенно в проекте Соглашения. В нем предлагалось констатировать, что предстоящие выборы "определят будущее России на многие десятилетия" и в случае прихода к власти "определенных политических сил ...неминуем откат общества в тоталитарное прошлое." Также отмечалось, что "лидеры ряда демократических партий и движений ставят личные интересы выше интересов России" - остается гадать, кто именно представляется организаторам самым плохим и амбициозным демократом, и, наконец, было заявлено, что "столичные политические круги свои решения принимают без учета мнений регионов". Затем следовал вывод, что "единственным кандидатом на пост Президента Российской Федерации, который может продолжить реформы, является действующий Президент."

Предполагалось, что данное Соглашение и созвучное с ним по духу Обращение ко всем, в том числе "людям доброй воли", будет принято и подписано без особых проволочек. Более того, организаторы фактически предложили и будущего лидера объединенного демократического картеля в лице незамеченного в течение последних лет на политической авансцене Роберта Петрова, некогда председателя экологической комиссии облсовета и активиста РДДР образца 92-93 годов. По-видимому, его неявная политическая ангажированность должна была исключить возможные споры и претензии на пост лидера.

Казалось, все было рассчитано и подготовлено. Лишь результат оказался далек от ожидаемого.

Уже в первой половине конференции выявилась, с одной стороны, тенденция поддержать идею всеобщего объединения демократических сил города и области. С другой стороны, значительной части участников такое объединение виделось несвязанным с какой-либо определенной кандидатурой на пост Президента. Активными сторонниками объединения вокруг Б.Н.Ельцина проявили себя лидеры Комитета избирателей (О.Белецкий), Республиканской партии (В.Буш), Царицынского округа донских казаков (В.Мелехов). Наиболее заметным апологетом данной идеи зарекомендовал себя своего рода теневой финансовый кардинал конференции, главный редактор газеты "Интер" Е.Шустерман.

Сдержанную позицию заняли представители ДВР (Е.Мануйлов), “Вперед, Россия!” (В.Алаторцев) и, как ни странно, НДР (А.Петров).

Негативно к объединению вокруг персонально Б.Ельцина отнеслись представитель СвДПР (А.Кочетов), ДПР и бывший народный депутат СССР Б.Пылин, в настоящее время представляющий в области инициативную группу в поддержку М.Горбачева. Представитель “ЯБЛОКА” Д.Королев коротко высказался в пользу Г.Явлинского - каковая идея в дальнейшем не получила никакого резонанса, - и покинул зал, сославшись на семейные обстоятельства.

Выявившие противоречия на фоне настойчивости организаторов (О.Белецкий, Р.Петров) привели к обострению споров вплоть до перебранки и взаимных оскорблений. В частности, ряд участников покинули конференцию по различным причинам, в том числе и Б.Пылин после громких криков из зала: “Кто его вообще сюда звал?"

После попытки проведения голосования, когда в поддержку кандидатуры Б.Ельцина в качестве единого кандидата высказались лишь 6 человек из 21 одного первоначально зарегистрированного кандидата с правом голоса и/или из 15 реально оставшихся к тому времени в зале полномочных делегатов, ситуация полностью вышла из-под контроля ведущих и приобрела все черты скандала. Организаторы были вынуждены обратиться к сильнодействующим средствам. В частности, О.Белецкий напомнил участникам, что "они не дети", единственной реальной силой является партия власти, а "деньги к нам все равно поступят". Но даже подобный политический стрихнин вызвал лишь оральные судороги. Своеобразным резюме послужили слова председателя конференции Р.Петрова: “Мы пришли в тупик".

После принятия короткого и ни к чему не обязывающего заявления участники договорились провести все дальнейшие согласования в узком кругу Координационного Совета, в состав которого все организации получили право направить по одному представителю. Прошедшее спустя три дня первое заседание этого органа прошло по имеющимся сведениям также сумбурно. Тем не менее в дальнейшем даже противники кандидатуры Б.Ельцина стали постепенно высказывать мысли, что дилемма Ельцин-Зюганов диктует им выбор в пользу первого, а число приверженцев логики Меркуцио - чума на оба ваших дома, - потихоньку тает. Поэтому не исключено, что с первоначальной идей постепенно свыкнутся, и она возобладает.

2.2.    Акции по Чечне

Как известно, в феврале большой резонанс получила акция Б.Немцова по сбору подписей против продолжения чеченской войны. Различные политические организации поспешили сообщить об одобрении этой инициативы и своем к ней присоединении. В Волгограде о проведении аналогичного сбора подписей также объявили ряд структур, среди которых ДВР, СвДПР, а также “ЯБЛОКО” вместе с СДПР. Парадокс состоит в том, что эти заявления были во многом декларативны, поскольку последующие конкретные действия выглядели достаточно вяло, если не сказать больше. Эти обстоятельства в совокупности с фактами абсолютной нескоординированности попыток названных организаций заставляют предположить наличие заметной доли конъюнктурности в подобной деятельности. Следует констатировать, что сколько-нибудь значительного масштаба, равно как и общественного резонанса эти акции не получили, в силу чего вопрос о соотношении пользы и вреда от подобных попыток остается открытым.

 

Крайне редким, а также крайне любопытным по самому характеру организации является становление доступным для общественности каких-либо сведений о деятельности столичной общественной организации ЗОВ ("землячество, объединяющее волгоградцев"). Известно лишь, что землячество формализовалось несколько лет назад, и в тот период по городу ходили слухи о передаче на его баланс некоего многоэтажного здания, якобы построенного на областные средства. Как о численности, так и о степени влиятельности данной структуры, достигаемой, разумеется, благодаря неформальным контактам, мало что известно. Однако, тот факт, что она возглавляется в настоящее время - как это сообщила газета "МИГ" в номере от 07.02.96г. - вице-президентом корпорации Российской лесной помышленности В.А.Сентюшкиным, работавшим в Волгограде во второй половине 70-х годов первым заместителем председателя горисполкома, а позже переведенным в Москву на пост заместителя министра, позволяет предположить ее немалый вес. Это же подтверждается тем фактом, что на заседании правления организации первый заместитель главы администрации области Л.Кириченко и заместитель главы администрации области В.Беспалов просили ее руководство помочь области в содержании баскетбольной команды высшей лиги "Аквариус". Остается надеяться, что в дальнейшем сведения об этом землячестве станут более полными.

3.    Некоторые характеристики положения в области СМИ

В области продолжается процесс повышения контролируемости СМИ и прежде всего газет. Уже довольно давно они получают значительные дотации из областного бюджета, о чем руководители области, и в том числе глава администрации И.Шабунин, периодически ненавязчиво напоминают. Разумеется, львиная доля дотаций достается органу администрации - газете "Волгоградская правда", что служит постоянным источником распрей в газетной среде, особенно в период подписной кампании. В свою очередь, журналисты не за страх, а за совесть получаемые средства стремятся отработать, что во всей наглядности проявилось в период избирательной кампании 1995 года, так что И.Шабунин даже обронил слова о своем звонке главному редактору той же "Волгоградской правды" с предложением несколько поумерить свой пыл в поддержку НДР. Тем не менее некоторые газеты продолжают ерничать и, в частности, именно таким скверным качеством натуры отличалась газета "МИГ". К сожалению, за свободу приходится дорого платить. К настоящему моменту финансовые возможности газеты оказались полностью исчерпанными, и она прекращает свое существования путем слияния с газетой "МЛ-Курьер", из которой в бытность ее под названием "Молодой Ленинец" редакция "МИГа" и отпочковалась, будучи опьяненной воздухом пятилетней давности. Новое издание будет иметь в соучредителях не только концерн "Городские вести", как имел его ранее "МЛ-Курьер", но и управление печати администрации области. Впрочем, нет худа без добра. По имеющимся сведениям, оплачены долги редакции "МИГа", а также задержанные авторские гонорары.

Кроме того, на состоявшемся в начале февраля заседании комиссии по формированию реестра районных/городских газет в соответствии с федеральным Законом об их дальнейшей государственной поддержке в данный реестр попали недавно учрежденные администрациями г.Волжского и г. Дубовка газеты "Наш город" и "Дубовские вести", и не попали имеющие многолетнюю историю и большие тиражи газеты "Волжская правда" и "Сельская новь". Мнением региональной организации Союза журналистов комиссия не заинтересовалась.