Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Новосибирская область

НЕЗАВИСИМЫЙ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР "ГАБИТУС"
Н.ПОГОДАЕВ, О.ГРИБАНОВА, Н.КОНОВАЛОВА

НОВОСИБИРСКая область

в февраль 1996 года

1.    ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЛАСТНЫХ СТРУКТУР

1.1.    Деятельность исполнительной власти

Состоявшаяся встреча Новосибирского губернатора В.Мухи с Б.Ельциным продолжалась 40 минут. Из рассказа В.Мухи сложилось впечатление, что он нашел с Президентом общий язык. Объективное свидетельство тому - предложение губернатору подобрать кандидатуру представителя президента в НСО. На пресс-конференции В.Муха сказал: "Я - глава администрации Новосибирской области, и партийная принадлежность меня не волнует." Сегодня В.Муха смотрит на Президента не взглядом бывшего первого секретаря обкома, а глазами бывшего банкира. Может быть, именно это способствовало тому, что сегодня в отношении Президента В.Муха лоялен, а попытки оппозиционных политических структур (по сведениям из информированных источников) заручиться поддержкой нового губернатора закончились безрезультатно.

В.Черномырдин губернатора так и не принял, но зато О.Сосковец сам предложил ему встретиться. Встреча состоялась и была, по словам В.Мухи, очень успешной. В решении проблемы новосибирского ВПК губернатор будет теперь выходить непосредственно на первого заместителя председателя Правительства. Губернатор получил заверения в том, что отныне ни одно предприятие области не будет объявлено банкротом без его согласия.[1]

Касаясь решения финансовых проблем области, В.Муха сообщил журналистам, что надежды на поддержку Москвы почти нет. По его словам, многие московские банки выразили готовность дать области деньги. Объясняется это тем, что в любой момент может рухнуть рынок государственных ценных бумаг, поэтому многие хотели бы вложить деньги в производство. Говоря о проекте бюджета области, губернатор сообщил, что он разработан с дефицитом в 500 млрд рублей. Покрыть его планируется за счет взимания 100-миллиардной налоговой недоимки за прошлый год, а также за счет возврата долгов из федеральной казны - еще 500 миллиардов. Среди нововведений, о которых объявил губернатор, стоит выделить следующие. Отныне администрация будет брать от 1 до 10 процентов от суммы кредитов коммерческим структурам, под которые она дает гарантию. Администрация больше не будет работать с корпорацией "Транс-Блок". Все спецфонды (пенсионный, медицинского страхования и т.д.) будут сведены в один банк. Маловероятно, что это будет какой-то другой банк, помимо "Левобережного".[2]

Опубликовано интервью с губернатором Новосибирской области Виталием Мухой.[3]

1.1.1.    Кадровые перестановки в обладминистрации.

Февраль был отмечен рядом кадровых перестановок в областных властных структурах. Пресс-служба администрации сообщила об отставке Валерия Денисова, заместителя губернатора, директора департамента здравоохранения и социальной политики. Он ушел в отпуск, после которого будет уволен в связи с переходом на другую работу (в НГМИ, где возглавит кафедру социальной гигиены и организации здравоохранения). Недовольство губернатора вызвало отсутствие контроля за расходованием средств в социальных фондах. Преемником В.Денисова стала Надежда Борисовна Азарова, генеральный директор фармацевтической фирмы "Анко".

Руководитель Чистоозерного района В.Генрих уволен "за невыполнение должностных обязанностей и личные грубые нарушения норм жилищного законодательства".

Ю.Нестеров, назначенный в январе начальником главного планово-экономического управления, возведен в ранг первого заместителя главы администрации области. Он будет исполнять эти обязанности наряду с В.Киселевым, причем если последний сосредоточится на решении общеэкономических вопросов, то Ю.Нестеров займется финансами.

Губернатор, закончив комплектование штатов своих замов, приступил к реорганизации некоторых структурных подразделений. Первыми стали контрольное и правовое управления, которые теперь объединены в одно. Начальником управления, заместителем директора департамента организации управления и контроля назначена Любовь Евгеньевна Бурда, работавшая ранее начальником отдела по надзору за исполнением законов и законности правовых актов прокуратуры Новосибирской области.

1.1.2.    Итоги проверки бюджетно-финансовой деятельности областного руководства

Завершена проверка бюджетно-финансовой деятельности предыдущего областного руководства, начатая по распоряжению В.Мухи. Руководивший этой работой начальник управления Федерального казначейства В.Шлеев представил отчет губернатору и его заместителю. В нем сказано, что грубых (то есть уголовно наказуемых) нарушений не обнаружено. В то же время губернатор, прочитав отчет, поставил перед комиссией В.Шлеева ряд дополнительных вопросов, на которые она должна ответить.

1.1.3.    Трехстороннее соглашение (профсоюзы - работодатели - обладминистрация)

16 февраля подписано трехстороннее соглашение между администрацией, профсоюзами и союзом работодателей Новосибирской области. Подписи под документом поставили губернатор В.Муха, председатель областного совета Федерации профсоюзов России В.Бабаков и председатель совета Новосибирского союза руководителей предприятий и работодателей Н.Рычков. Срок действия соглашения - до 1997 года. Стороны приняли на себя ряд обязательств. Администрация обещает разработать целевую программу содействия занятости населения, поддерживать среднюю зарплату в бюджетной сфере на уровне не ниже 85 процентов от средней зарплаты в промышленности, а также удерживать рост безработицы в пределах 6%. Работодатели обязуются принять меры к повышению средней зарплаты на тех предприятиях, где она ниже прожиточного минимума; создать дополнительные и сохранять имеющиеся рабочие места; развивать гибкие формы занятости; не допускать массового высвобождения работников. Помимо защиты интересов своих членов конкретных обязательств профсоюзы на себя не берут. В.Бабаков сообщил, что главным предметом его озабоченности остается задержка зарплаты. Но, как уточнил первый заместитель губернатора В.Киселев, задолженность работникам бюджетной сферы нигде в области не превышает одного месяца.

Новосибирский региональный союз "Соцпроф" присоединяется к региональному трехстороннему соглашению. Сегодня в области около пяти тысяч человек состоят в "Соцпрофе", созданы альтернативные профячейки в пяти школах, обсуждается возможность создания областного профсоюза учителей.

1.1.4.    Аппаратное совещание в обладминистрации

На совещании первым рассматривался вопрос о выплате пенсий. Докладывал руководитель пенсионного фонда Н.Титенко. Сумма к выплате в январе - 182 млрд рублей, суточная потребность - 6,5 млрд, но с районов удается собрать не более 135 млрд рублей в месяц. Глава администрации потребовал ускорить централизацию пенсионного процесса, чтобы начисление пенсий, сбор денег и их выплаты были сосредоточены в одних руках. Тогда пенсионные деньги не будут работать на стороне и вовремя дойдут до адресата. Также он обязал до начала февраля все социальные фонды собрать в одном банке и свободные остатки средств на их счетах капитализировать: начисляемые на них проценты должны пополнять суммы этих социальных фондов. А банковский контроль не допустит их использование не по назначению.

Также затрагивался вопрос о выплате зарплаты. Был заслушан доклад начальника управления финансов и налоговой политики А.Степанова.[4]

В связи с несвоевременной выплатой заработной платы работникам бюджетной сферы, а также пенсий и пособий гражданам, имеющим детей, глава администрации области В.Муха утвердил специальную комиссию, которой поручено контролировать и координировать деятельность организаций, обеспечивающих выплату денег. Председателем комиссии назначен первый заместитель главы администрации области Василий Киселев.

1.1.5.    Соглашение о сотрудничестве с Республикой Алтай

Глава администрации В.Муха подписал постановление о реализации соглашения по торгово-экономическому, научно-техническому сотрудничеству области с Республикой Алтай до 2000 года. В плане первоочередных мероприятий предусматривается обеспечение режима наибольшего благоприятствования промышленным, предпринимательским и иным структурам, формирование территориального заказа с учетом сырьевого и промышленного потенциала сторон, оказание помощи предприятиям и фирмам в развитии производства и взаимовыгодной торговли, в разработке и осуществления программ в области здравоохранения, науки, культуры, народного образования, спорта, молодежной политики.

1.1.6.    Новые местные налоги

В городском Совете и мэрии обсуждается введение в Новосибирске новых местных налогов. Один из - налог за пользование городской землей, занятой под автостоянками. В год за один метр площади предлагается платить в среднем одну минимальную зарплату (63 тысячи). В городе сейчас около 160 автостоянок. Максимальный доход от налога может составлять 25-30 млрд рублей за год. Стоимость услуг автостоянок возрастает на 15-20 процентов.

Второй налог касается иногородних граждан, поселяющихся в новосибирских гостиницах. Точнее, это разовый сбор за пользование объектами городской инфраструктуры. Функционирование городского хозяйства оплачивается за счет налогов с новосибирских предприятий и горожан, но это не значит, что льготы распространяются на приезжих. Сбор определен в размере пятой части минимальной зарплаты.

Третий налог касается владельцев автозаправок. Предлагается ввести налог в размере двух процентов от проданного горючего.

1.2.    Деятельность представительной власти

Председатель областного Совета депутатов А.Сычев стал председателем комитета по федерализму и региональной политике Совета Федерации. Губернатор Новосибирской области В.Муха будет работать в комитете по экономической политике. Депутат от Новосибирской области А.Янковский утвержден в должности заместителя председателя Комитета по туризму и спорту.

1.2.1.    Выборы мэра Новосибирска

В Новосибирске начала работу городская избирательная комиссия по выборам мэра Новосибирска, которые состоятся в марте. Поступили заявления потенциальных кандидатов. Начали сбор подписей:

Александр Бородин, 1944 г.р., директор НИИ автоматических приборов, выдвинутый собранием избирателей;

Анатолий Иванович Гаврилов, старший преподаватель кафедры физвоспитания Сибирской коммерческой академии, выдвинул свою кандидатуру сам;

Владимир Зонов, 1938 г.р., генеральный директор АООТ "Проектный институт "Новосибирскгражданпроект", выдвинул себя сам;

Петр Владимирович Лапков, 1938 г.р., вице-президент по строительству ПО "Сибтехпромстрой", выдвинут от микрорайона "Березовский";

Виктор Александрович Толоконский, действующий мэр Новосибирска, выдвинут трудовыми коллективами;

Ирина Николаевна Эмих, 1971 г.р., заместитель генерального директора АООТ "Новосибирский завод строительных машин", выдвинута трудовым коллективом завода и центром эстетической хирургии.

Все претенденты соответствуют необходимым критериям: возраст от 21 до 65 лет, новосибирцы, с высшим образованием. На финансирование предвыборной кампании горсовет выделил 2 млрд 281 млн рублей (без учета повторного голосования, на которое, в случае его проведения, потребуется 763 млн). 372 млн отпущено на печатную агитационную продукцию. Каждый кандидат получает 500 тысяч "на мелкие расходы", отпуск со дня регистрации и до конца кампании, 5 окладов и право бесплатного проезда в городском транспорте. До 26 февраля претенденты должны были собрать 11 тысяч подписей в свою поддержку. Выборы состоятся, если в них примут участие 25 процентов избирателей.

Самым серьезным соперником нынешнего мэра Новосибирска Виктора Толоконского является Петр Лапков. О своей поддержке этого кандидата заявили новосибирские отделения почти всех оппозиционных партий и движений: КПРФ, движения "Держава", КРО, Российского общенародного союза, "Русского национального собора", движения "Отчизна", организация "Гвардия народа". П.Лапков имеет опыт руководства городским хозяйством: в 1988-1990 годах он работал заместителем председателя Новосибирского горисполкома и был фактически смещен с этой должности бывшим губернатором области И.Индинком. П.Лапков заявил, что не выступает лично против В.Толоконского, а против "системы". В.Толоконского поддерживают новосибирские политики демократической ориентации.[5]

1.2.2.    Разногласия во взаимоотношениях между областными и городскими органами власти

Назревает кризис взаимоотношений между областными органами государственной власти и городом Новосибирском как муниципальным образованием. Яблоком раздора стал вопрос о статусе властных структур города Новосибирска. 1 марта истекают полномочия мэра Новосибирска, в свое время назначенного на этот пост губернатором. В конце марта должны состояться выборы нового, уже формально независимого от областных властей. Однако, для областных властей потеря контроля над Новосибирском уменьшает могущество властных структур областного уровня более, чем наполовину. У проблемы "Кому должна принадлежать власть в городе" много аспектов. Как считает заместитель председателя облсовета В.Карпов, реализация Закона о местном самоуправлении приведет к разрушению всей системы управления в области. Согласно этому закону, только в НСО должно оформиться более двух тысяч (по числу населенных пунктов) "муниципальных образований".

В.Муха вернулся к власти вовсе не для того, чтобы ее потерять. Первые же публичные высказывания нового губернатора после его вступления в должность не оставили никаких сомнений на этот счет. "Я не могу отменить решение о выборах мэра, потому что оно принято городским Советом, а он мне не подчинен. Вот если бы это решение принял мэр, я взял бы его и отменил". Согласие губернатора на проведение выборов мэра имеет большое значение, так как Устав города, принятый городским Советом, пока не зарегистрирован. По той причине, что нет еще Устава области, в соответствии с которым это можно было бы сделать. А обсуждение последнего в областном Совете затруднено как раз из-за разногласий в вопросе о статусе Новосибирска.

Если годы правления бывшего губернатора области И.Индинка были отмечены постоянной подспудной борьбой обеих ветвей областной власти, то с приходом В.Мухи руководство областной администрации и облсовета заняло по существу единую позицию. В вопросе о месте местного самоуправления в Новосибирской области это особенно заметно. Результатом общих юридических изысканий стала концепция "территориальных органов государственной власти", заложенная в главу 7-а проекта Устава области, согласно которой местное самоуправление оттесняется на низший уровень муниципальных образований, тогда как на уровне городов областного значения и районов области создаются

а) представительные органы, подчиненные областному Совету;

б) администрации, чьи главы назначаются губернатором с упомянутыми представительными органами.

Совместными усилиями городских депутатов областного Совета (решающую роль сыграли П.Исаев, Г.Бессонов, С.Лабецкий) эта глава Устава была отклонена. Тут следует упомянуть еще один аспект назревающего кризиса власти - политический. Все эти депутаты придерживаются радикальных реформаторских взглядов и оппозиционны прокоммунистическому областному руководству. Между тем, например, П.Исаев является председателем общественного комитета по поддержке кандидатуры в мэры города В.Толоконского. Областные власти готовы не допустить осуществления закона о местном самоуправлении там, где это не входит в их планы, собственными силами. Руководители областного Совета готовы в крайнем случае обратиться к народу. Обе стороны признают, что даже в случае реализации в Новосибирске структуры местного самоуправления у областных властей сохранится немало рычагов давления на город: налоговых, бюджетных и так далее.[6]

1.2.3.    21-ая сессия областного Совета

На рассмотрение сессии Совета, которая состоится в марте, вынесены следующие вопросы:

- о проекте Устава Новосибирской области (второе чтение);

- о ходе исполнения областного бюджета Новосибирской области за 1995 год;

- о проекте закона Новосибирской области "Об областном бюджете Новосибирской области на 1996 год" (первое чтение);

- о Типовом положении о порядке и режиме использования земель историко-культурного значения Новосибирской области;

- о назначении на должность судей.

2.    ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Бывший губернатор Новосибирской области Иван Индинок избран на общественных началах вице-президентом Ассоциации сибирских и дальневосточных городов (АСиДГ). Избрание состоялось по предложению президента АСиДГ, которым является мэр Иркутска. С 5 февраля он (Индинок) работает заместителем председателя правления московского "Лантабанка". Из Новосибирска он уезжать не собирается, так как "Лантабанк" намеревается открыть здесь свой филиал.

18 февраля состоялась Новосибирская городская конференция ЛДПР, посвященная тактическим задачам на выборах мэра Новосибирска. Абсолютным большинством голосов кандидатом на эту должность выдвинут член ЛДПР, президент ассоциации "Сибирский бальзам" Сергей Проничев.

На состоявшемся в начале февраля собрании представителей малого бизнеса Новосибирской области принята единая концепция развития предпринимательства, которая будет изложена на всероссийском съезде представителей малого бизнеса, намеченного на 20-21 февраля. Делегатов от Новосибирской области два месяца собирала Новосибирская торгово-промышленная палата. Набралось около 70 человек, все они поедут в Москву на съезд.

3.    ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

3.1.    Общественные слушания проекта бюджета области

15 февраля в облсовете начинаются общественные слушания проекта бюджета-96 области. Общественные слушания - результат объявленной новым губернатором политики "открытой власти". Они предшествовали сессии облсовета, которая будет принимать бюджет в марте. В целом по промышленности прогнозируется спад на 1-6 процентов к уровню 1995 года и сокращение работников на 9-10 процентов (в сельском хозяйстве и строительстве - на 6 процентов). Ситуацию на рынке труда осложняет большой поток переселенцев, прибывающих в область из всех республик бывшего СССР. За прошлый год он вырос почти в четыре раза.

Сокращается объем продаваемых товаров, в покупках все больше доля продуктов. В сельской местности они составляют уже три четверти в товарообороте, что говорит о снижении уровня жизни. Производство продуктов останется стабильным, но непродовольственных ТНП будет выпущено на 4-5 процентов меньше. Сельское хозяйство области останется убыточным и выживет лишь с помощью дотаций.

В последние годы денежные доходы на душу населения, по данным Госкомстата, составляли 60 процентов от среднероссийского уровня и были самыми низкими в Западной и Восточной Сибири.

Дефицит бюджета (минимальный) планируется на уровне 10-12 процентов. В этих стесненных для областных властей обстоятельствах они выделили следующие приоритеты, деньги на которые будут выделятся в первую очередь: подготовка к зиме и теплоснабжение населения, закупки зерна и животноводческой продукции в региональный фонд, пособия и компенсации детям, содержание социально-культурных учреждений. Защищенными статьями бюджета, согласно выбранным приоритетам, должны стать заработная плата бюджетным организациям, стипендии, компенсации и выплаты, расходы на питание и приобретение медикаментов и перевязочных материалов, дотации сельским районам и погашение областного займа.[7]

В проекте бюджета есть предложение: установить ставки налога на прибыль, зачисляемую в бюджет для банков, страховых компаний, бирж, брокерских контор, для предприятий в размере 30 процентов, для остальных дольщиков - 22 процента. Ставки налога на строения, принадлежащие гражданам на праве собственности, предлагается определить в размере 0,1 процента от инвентаризационной собственности. Установлены и другие источники пополнения бюджета.

Отмечено, что помощи от центра большой не будет. Эта тенденция стала устойчивой и вряд ли скоро изменится. За последние 4 года доля расходов из федерального бюджета на территории области уменьшилась в 4 раза.[8]

4.    ЭКОНОМика

4.1.    Индекс потребительских цен в январе 1996 года

Областным комитетом государственной статистики опубликованы сведения об индексах потребительских цен в январе 1996 года. Сводный индекс потребительских цен на товары и платные услуги составил 103,1%. Потребительские цены на продовольственные товары за месяц выросли на 2,6 процента, а по сравнению с соответствующим периодом прошлого года - в 1,9 раза. Потребительские цены на промышленные товары повысились за месяц на 4,3 процента, а по сравнению с январем прошлого года - в 1,8 раза. Цены на платные услуги населению выросли на 2,6 процента, а в сравнении с январем 1995 года - в 2,8 раза.[10]

4.2.    Промышленность и сельское хозяйство

В начале февраля в областной администрации зарегистрировано предприятие на базе украинского научно-производственного комплекса им. Антоновича и Новосибирского авиационно-производственного объединения (НАПО). Задачи - производство, реализация, сопровождение в эксплуатацию, сервисное обслуживание, ремонт самолетов типа АН-38. Такая форма сотрудничества должна укрепить экономические связи с Украиной, привлечь инвесторов. К тому же новое структурное подразделение НАПО даст возможность сконцентрировать финансовые средства на выпуске гражданских самолетов.[11]

Новосибирский оловокомбинат вошел в число пяти тысяч лучших предприятий страны, получив статус "Лидер российской экономики" и возможность появиться в ежегоднике "Синие страницы России". Предприятие внесено в составляемый Всемирным банком ежегодный реестр "Крупнейшие компании мира" и получило право на размещение данных в сети Департамента общественной информации ООН, другие льготы и привилегии.

8 февраля в Новосибирске прошла традиционная ежегодная конференция ассоциации крестьянских хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов. Сибирские фермеры обсуждали прежде всего вопросы владения землей, которая им была передана согласно Конституции РФ. Но фермерам хотелось бы еще получить государственную бумагу о частой собственности на землю. Дискутируемый часто московскими лидерами российских фермеров вопрос о купле-продаже земли на конференции не затрагивался.

5.    Социальные проблемы

5.1.    Митинг протеста

Новосибирские ученые, объединенные в профессорское собрание, обратились с открытым письмом к Президенту России Б.Ельцину и Председателю Правительства В.Черномырдину в связи с тем, что принятые в прошлом году решения и обязательства по погашению долгов ВУЗам не выполняются. Профессорское собрание в письме объявляет о своей готовности обратиться за моральной поддержкой к зарубежным коллегам и международным организациям, объявить забастовку и выйти из аудиторий и лабораторий на улицу.

15 февраля прошел митинг протеста сотрудников Новосибирского научного центра СО РАН против политики правительства и Президента, в результате которой отечественная наука попала в катастрофическое положение. Долги СО РАН (составляющие 82 млрд рублей) за минувший год еще не отданы. В январе нынешнего года финансирование составило лишь 22 процента от планового. Институты имеют огромные долги за электроэнергию и коммунальные услуги. В феврале прекратили работу и распустили коллективы по домам институты математики, археологии, вычислительный центр и некоторые другие. А много таких, которые работают частично. Была принята резолюция митинга-протеста с четко обозначенными требованиями к президенту и Правительству, ГосДуме и Совету Федерации, к президиуму РАН и администрации области. Предложено также обратиться в пенсионные фонды с просьбой отсрочки платежей, мобилизовать все возможные резервы для выплаты сотрудникам заработной платы. Крайнюю меру видят в приостановке деятельности институтов.[12]

5.2.    Банки

По данным областного комитета вкладчиков, в Новосибирске готовятся к ликвидации или уже проводят ее 10 банков. Ликвидационной комиссией СТ-банка сформирован небольшой резервный фонд в 1 млрд 200 млн рублей. Выплаты из него пока не производятся, поскольку основными кредиторами со стороны юридических лиц являются отделения Сбербанка. Сибирский торговый банк ведет активное сокращение своих обязательств. В плане на 1-й квартал 1996 года есть намерение рассчитаться по межбанковским платежам с другими банками, после чего можно реально говорить о ситуации с вкладами населения.

Сибирскому торговому банку приказано немедленно возвратить в бюджет области 70 млрд рублей, полученных им от прежней администрации в виде вексельных кредитов. Возврат долгов, отметил глава областной администрации В.Муха, не должен затронуть интересы вкладчиков банка.

5.3.    Разное

4 направления в проектах, предусматривающих помощь Германии российским немцам, определяет правительство этой страны в 1996 году: переселение в Новосибирскую область тех, кто вынужден выехать из Казахстана и Средней Азии; создание новых рабочих мест; поддержка предпринимательства и мелкого бизнеса среди немецкого населения; медицинская помощь; культурное сотрудничество. Конкретно это - покупка квартир и домов переселенцам из Средней Азии в Россию; выдача кредитов для строительства нового жилья; льготные кредиты предпринимателям при создании своего дела; предоставление медицинского оборудования; поддержка российской немецкой общественности в сохранении собственной культуры, традиций и языка. В Новосибирской области эти проекты реализуются через немецкие общественные образования и через совет немцев при губернаторе области.

В Новосибирске функционирует российско-немецкий дом, который способствует восстановлению немецкого языка и культуры. Для него администрация НСО выделила помещение, реконструкция и оснащение которого финансируется германской стороной. Содержание персонала, оплата коммунальных услуг будет осуществляться за счет средств местной власти.

При Новосибирском государственном университете создан немецкий исследовательский центр. Он проводит исследования в области субъективной ориентации различных возрастных групп немецкого населения, способствует активизации изучения немецкого языка русскоговорящими немцами.

Источники:

1. Кашафутдинов В. Виталий Муха в Москве: свой среди своих // Молодость Сибири. - Новосибирск, 1996. - 1 февраля. - №5. - С.3.

2. Кашафутдинов В. Губернатор о грехах президента, Индинка и

"Транс-Блока" // Молодость Сибири. - Новосибирск, 1996. - 15 февраля. - №7. - С.2.

3. // Советская Сибирь. - Новосибирск, 1996. - 3 февраля. №22. - С.3.

4. Семенова Л. Экономить каждую копейку // Советская Сибирь. - Новосибирск, 1996. - 2 февраля. - №21. - С.1.

5. Кашафутдинов В. Тень Ивана Ивановича над Виктором Александровичем // Молодость Сибири. - Новосибирск, 1996. - 15 февраля. - №7. - С.2.

6. Кашафутдинов В. Двоевластие в Новосибирске. Пока на бумаге // Молодость Сибири. - Новосибирск, 1996. - 15 февраля. - №7. С.7.

7. Коновалов Б. Область пессимизма // Молодость Сибири. - Новосибирск, 1996. - 15 февраля. - №7. - С.1-2.

8. Иванов Г. Год видится нелегким // Советская Сибирь. - Новосибирск, 1996. - 17 февраля. - №32. - С.2.

9. // Советская Сибирь. - Новосибирск, 1996. - 1 февраля. №20. - С.1-3.

10. Цыцаркина Е. Дорожает наш стол // Советская Сибирь. - Новосибирск, 1996. - 10 февраля. - №27. - С.2.

11. Югрина А. Рожденные летать // Советская Сибирь. - Новосибирск, 1996. - 9 февраля. - №26. - С.1-2.

12. Нотман Р. Лейтмотив - протест // Советская Сибирь. - Новосибирск, 1996. - 16 февраля. - №31. - С.1; Дубровский В. На бога надейся, а верблюда привязывай // Молодость Сибири. - Новосибирск, 1996. - 22 февраля. - №8. - С.4.