Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Орловская область

Александр Касимов

Орловская область

краткий обзор

Так как у автора не было возможности детально изучить ситуацию в области, то данная работа представляет из себя довольно отрывочный, краткий и, возможно, поверхностный обзор. Однако мы надеемся, что в дальнейшем, по мере появления регулярных материалов, лакуны будут заполняться.

1.    география и экономика

Орловская область находится в Цетрально-черноземном регионе. Территория - 24,7 тыс.кв.км. Население - 916 тыс. чел. (из них русских - 97%). В 4 городах области проживает 62,7% населения, в Орле - 348 тысяч жителей.

Орловская область - традиционно аграрный регион Черноземного центра. Его единственные природные богатства - чернозем и благоприятные (по российским меркам) агроклиматические условия. Сельское хозяйство еще в доперестроечные годы давало до 80% валового продукта. На долю промышленности приходится 30% занятого населения. Промышленность сосредоточена в Орле и Ливнах.

Крупнейшие предприятия - сталепрокатный завод, часовой завод (ПО “Янтарь”),  завод алюминиевого литья, завод УВМ (управляющих вычислительных машин) - находятся в глубоком кризисе. Среднедушевой денежный доход населения составлял летом 1995 года 71% от среднероссийского.

Торгово-финансовые структуры в области подверглись практически полной монополизации. Существуют две крупнейшие структуры: “Орловская нива” и “Развитие”. “Орловская нива” - практический монополист по поставкам продовольствия как из орловского села, так и в орловское село. С “Развитием” сложнее - эта корпорация образовалась на базе отдела областной администрации по содействию малому и среднему предпринимательству, а сейчас плавно эволюционировала в крупнейшую в области торгово-финансовую структуру, полностью подконтрольную областной администрации. В частности, не так давно в “Развитие” вступил новый член - преуспевающий “Ока-банк” (единственный независимый крупный банк в области, говорят, что это вступления было, мягко говоря, не совсем добровольным, однако подтверждений этому, естественно, найти невозможно).

2.    Политика

Орловская область представляет из себя классический пример становления регионального авторитарного режима. Особенность ее заключается в том, что с застойных времен практически полностью сохранился персональный состав руководства области:

Глава администрации области - Егор Строев, первый секретарь обкома КПСС (1985-1989 гг.), член Политбюро ЦК КПСС (1989-1991 гг.).

Первый заместитель главы администрации - Александр Васильковский, второй секретарь Орловского обкома КПСС (1978-1985 гг.), председатель облисполкома (1985-1991 гг.), в 1991-1993 гг. возглавлял областной фонд “Возрождение”.

Председатель Орловской областной Думы - Николай Володин, первый секретарь Орловского обкома КПСС (1985-1991 гг.), председатель Орловского областного Совета (1990 - 1993 гг.)

Дополняет эту картину Анатолий Мерцалов, представитель Президента РФ в Орловской области (третий с 1991 года, вторым был Н.Юдин, подавший в отставку), бывший председатель Орловского горисполкома, один из главных борцов с демократическими преобразованиями периода перестройки.

Всю политику (да и экономику) в области определяет на сегодняшний день один человек: Председатель Совета Федерации, Глава администрации области (именно такое титулование с недавних пор принято в местных газетах) Егор Строев.

Егор Семенович Строев, родом из орловского села (кстати, из того же района, где родился Зюганов), закончил Орловский педагогический институт (тот же, что и Зюганов), в 1973 году стал секретарем обкома КПСС. С 1985 года - первый секретарь обкома КПСС. В 1989 году он становится членом Политбюро ЦК КПСС и уезжает в Москву. Первым секретарем обкома становится Николай Володин, который с 1990 года возглавил также и областной Совет, а сейчас является председателем областной Думы.

В декабре 1991 года, после августовских событий, и.о. главы администрации области был назначен Николай Юдин, на тот момент являвшийся лидером демократического движения в области (работал главой администрации Мценского района области, затем директором музея Спасское-Лутовиново, затем - директором Мценского агротехнического ПТУ). Областной Совет Юдина в должности не утвердил, и он оставался и.о. вплоть до выборов главы администрации области в апреле 1993 года. Егор Строев после запрета КПСС не остался в Москве (где, по слухам, ему предлагали “теплое место”), вернулся в Орел, где стал директором НИИ сельского хозяйства (в этой должности, кстати, он пребывает по сей день).

“Оплотом демократии” в области считался Орловский городской Совет, возглавлял который главврач местной психиатрической больницы А.Докукин, активно призывавший к роспуску Советов, что и произошло в конце 1993 года.

В декабре 1992 года областной Совет назначил выборы главы администрации а 11 апреля 1993 года. Более 60% голосов получил Егор Строев.

После своего избрания Строев провел ряд кадровых чисток - но преимущественно в силовых структурах. Администрацию трогать не пришлось - там работали люди Строева (других в области не было, и Николай Юдин не решился ставить на ключевые посты местных “демократов”, о чем они сейчас говорят как о его промахе).

На сегодняшний день область представляет собой удивительный образец полной бесконфликтности. Егор Строев живет “душа в душу” как с областной Думой (говорят, что недоразумения между губернатором и Думой возникли недавно, на стадии обсуждения и принятия Устава области, в основном из-за разных воззрений на полномочия представительной власти, однако они благополучно и вполне кулуарно разрешились - губернатор без задержек подписал принятый в феврале 1996 года Устав), так и с представителем Президента РФ А.Мерцаловым (бывшим председателем Орловского горисполкома). Недовольства губернатором со стороны всех значимых экономических и политических субъектов не замечено. Две как бы оппозиционные газеты (одну издает местное отделение ДВР) перестали публиковать политические материалы. Из имеющихся четырех “независимых” каналов телевидения только один (35-й дециметровый канал) находится в руках противников Строева.

Вообще ситуация со СМИ в Орловской области вызывает ощущение легкого абсурда. В самом деле, для того, кто знаком с сегодняшним положением дел в региональных СМИ, логической несообразностью выглядит существование в 300-тысячном городе шести газет (с тиражом от 7 до 47 тысяч экземпляров) и четырех местных каналов телевидения (не считая ГТРК “Орел”), при этом двух их них - в метровом диапазоне. Стоит отметить здесь газету “Просторы России”, созданную в 1993 году для идеологического обеспечения создания Центрально-Черноземной Республики (сейчас газета - еженедельный дублер официальной “Орловской правды”). В области убеждены, что все договоренности о ее создании уже существовали, что столицей новой республики должен был стать Воронеж, а ее первым президентом - Егор Строев, а помешали этим планам события конца 1993 года. Насколько это соответствует реальности, сказать трудно, однако у орловских политиков никаких сомнений на этот счет нет, что тоже добавляет конкретные штрихи как к политическому портрету области, так и к политическому лицу ее лидера.

Политические партии в области представлены прежде всего областной организацией КПРФ, члены которой составляют костяк областной Думы и основной состав районных и городских Дум. Лидер местной КПРФ А.Зотиков без особого труда выиграл выборы в Государственную Думу в декабре 1995 года. Местные коммунисты поддерживают главу администрации области, видя в нем проводника своих идей. Собственно говоря, “коммунистичность” Егора Строева у местных наблюдателей никаких сомнений не вызывает. Более того, доминирование прокоммунистических настроений в области привело к тому, что во время предвыборной кампании 1995 года большинство кандидатов постоянно подчеркивали, что они были, есть и будут коммунистами. Поскольку же от КПРФ был выдвинут лишь Алексей Зотиков, все остальные, включая первого заместителя главы обладминистрации Александра Васильковского, в своих публичных выступлениях и агитационных материалах так или иначе объясняли, почему они баллотируются не от КПРФ. Как правило, мотивировка сводилась к классической формуле “для пользы дела”.

Так, выдвиженец НДР Вячеслав Голенков согласие баллотироваться от проправительственного движения мотивировал тем, что, находясь внутри “партии власти”, отстаивать интересы народа и идеалы марксизма-ленинизма легче и выгоднее, чем вне таковой. При этом основное место в его агитации занимали именно выражения своей глубокой коммунистической убежденности и живописание бедствий, обрушившихся на головы простых людей по вине демократов.

Из “демократических” партий и движений какое-то влияние и остатки оргструктуры сохранила только областная организация ДПР (руководитель - В.Зябкин).

Довольно серьезную проблему для губернатора представляет ЛДПР, в основном из-за личности председателя ее местного отделения Сергея Исакова, который с 1989 года работал по коммерческой части, а в 1991 году стал вице-президентом авиакомпании “Орел-Авиа”. Поддерживал Егора Строева во время выборов губернатора в 1993 году. В том же году под патронажем главы администрации, с учачтием лиц из администрации области на кредиты “Тверьуниверсалбанка” началось создание международного аэропорта. Было закуплено пять самолетов, однако на этой стадии Исаков решил избавиться от соучредителей, что вызвало резкое неудовольствие Строева. С тех пор создание международного аэропорта остановилось, пять купленных самолетов стоят на приколе в аэропорту “Шереметьево-2”, регулярные рейсы из Орла прекратились (практически летает только губернаторский Л-410), а Исаков стал непримиримым противником Строева). Против Исакова было возбуждено уголовное дело, несколько месяцев он провел в следственном изоляторе, затем мера пресечения была изменена. Несколько месяцев назад Исаков купил 35-й канал (дециметровый) местного телевидения, который сразу же превратился в рупор антигубернаторской пропаганды. По слухам, Строев, узнав об этом приобретении Исакова, устроил мощный “разгон” виновным в этом упущении. Так или иначе, но 35-й канал, который могут принимать только некоторые районы города Орел (да и то только те зрители, которые обзавелись дециметровыми антеннами и приставками) - единственное средство массовой информации в области, открыто выступающее против губернатора.

Характеризуя Строева как руководителя, местные наблюдатели отмечают как полное отсутствие каких-бы то ни было политических принципов у губернатора, так и его явный прагматизм (в узком кадровом смысле этого слова). Так, например, до недавнего времени отдел по работе с молодежью областной администрации практически полностью состоял из членов местного РНЕ. Лидер РНЕ - И.Семенов - авктивно участвовал в предвыборной кампании Е.Строева, по утверждению местных наблюдателей, “РНЕшники” устроили избиение активистов местного ДВР, когда те попытались выставить пикет у здания областной администрации во время визита в Орел Черномырдина в 1995 году. На данный момент “роман” с РНЕ закончен (злые языки говорят, что чашу теерпения губернатора переполнили появивишиеся листовки с лозунгами РНЕ и призывами вступать в организацию, на которых были указаны телефоны отдела обладминистрации по работе с молодежью, где фактически и была их штаб-квартира - с висящим флагом РНЕ, с разложенной литературой, включая настольную книгу каждого “РНЕшника” - “Майн Кампф”). Лидер РНЕ И.Семенов сидит в СИЗО, ему инкриминируется организация убийства трех человек с целью завладения квартирой. Однако даже ярые враги Семенова из “демократического лагеря” говорят о том, что тот вряд ли мог пойти на такое - его характеризуют как неуравновешенного фанатика, преданного идее, но никак не способного на натуральные зверства.

После того, как из администрации убрали “РНЕшников”, предложение занять пост начальника этого отдела поступило Дмитрию Назарову, отставному военному, пенсионеру-черрнобыльцу, получившему широкую известность после предвыборной кампании 1993 года, когда он в эфире прочитал частушки собственного сочинения со словами “банда Строева к власти рвется”. Эти частушки смертельно оскорбили нынешнего первого зама Строева А.Васильковского, и он подал в суд, требуя взыскать с Назарова 1 миллион рублей. Суд удовлетворил иск, но снизил сумму до 100 000 рублей. Более того, недавно В.Зябкину, одному из самых непримиримых врагов Строева, также поступило предложение занять пост начальника отдела социального обеспечения областной администрации. Все эти факты ясно свидетельствуют о характерной черте Строева, отмечаемой местными экспертами: практически полном отсутствии мстительности в тех случаях, когда она может хоть как-то повредить делу, а также стремление интегрировать опасных критиков в структуры исполнительной власти, и тем самым связать им руки.

Довольно показательна и история с созданием местного отделения КРО. Как известно, Строев входит в Национальный Совет КРО (что не мешало ему входить также и в руководящие структуры НДР). По прямому указанию Строева силами директоров местных заводов была создана организация КРО, а затем, опять-таки по рямому указанию губернатора, на окраине города была организована предвыборная встреча руководителей предприятий со Скоковым, на которую не был допущен ни один журналист. На этой встрече, однако, Скоков очень резко отозвался о Строеве, заявив, что даже и слышать эту фамилию не хочет, после чего Строев и вышел из КРО. Никаких логических объяснений этому политическому приключению не существует.

3.    Мифы

В центральных СМИ с подачи Президента РФ сложилось устойчивое мнение о ситуации в Орловской области и о самом Егоре Строеве. Вкратце это звучит примерно так: глава администрации Егор Строев - “крепкий хозяйственник”, прекрасный руководитель, область под его руководством имеет хорошие показатели как в сфере экономики, так и в сфере политики.

Реальность же такова: Орловская область - классический депрессивный регион. Промышленность находится в глубочайшем кризисе, сельское хозяйство в том же положении, что и везде в стране. При этом все наблюдатели, вне зависимости от того, положительно или отрицательно они оценивают деятельность главы администрации, в один голос говорят о том, что он не хочет и не умеет заниматься промышленностью, и почти все силы направляет на сельское хозяйство. Однако реальных результатов видно мало - в чем, правда, вина Строева невелика. Известна лишь широкомасштабная программа Строева “100 сел”: в 100 селах было построено жилье, проведены дороги, и в них были переселены семьи, прибывшие в область из “горячих точек” (за последние несколько лет в область переселено около 20 тысяч беженцев из Средней Азии и Молдавии). Однако реальных данных практически нет, как по сельскому хозяйству, так и по промышленности: отчет о социально-экономическом положении Орловской области за 1995 год, подготовленный областной администрацией, имеет гриф “не для печати”. Известны лишь какие-то детали, которые, тем не менее, позволяют представить общую картину. Так, например, в Орле единственный завод не отправлял рабочих в вынужденные отпуска и не останавливал производство - это Орловский электромеханический завод, который производил “рабочие места конструктора”, а сейчас производит мини-пекарни, но и тот находится в кризисе: спрос на продукцию огромен, а денег у потенциальных покупателей нет.

Известно также, что в области уже давно сложилась очень тяжелая ситуация с социальными выплатами: пособиями, пенсиями и т.п., правда, цифровых данных на этот счет нет. Однако показательна реакция Президента РФ, опробывавшего в марте новый компьютерный центр в своей администрации, где вдруг выяснилось, что самое тяжелое положение с социальными выплатами именно в Орловской области - видимо, это было для него полной неожиданностью.

В селе та же самая картина - невыплаты зарплаты, хронический кризис. Цены в орловских магазинах мало отличаются от московских (хлеб и молоко, например, дешевле процентов на тридцать, остальные стоят столько же), поражает крайне бедный ассортимент продовольственных магазинов. Впрочем, это, скорее всего, является следствием полной монополизации продовольственной торговли в городе: большинство крупных продовольственных магазинов принадлежит двум фирмам - “Орловская нива” и “Развитие”. Третья фирма - “Зенит” - подконтрольна городской администрации и сосредоточила в своих руках торговлю дорогими промтоварами, например, электроникой.

Поражает также удивительная бедность ассортимента в местных аптеках - автор, за несколько лет объездивший полстраны, никогда и нигде не видел таких пустых прилавков. Телефонная связь в городе настолько плохо функционирует, что это даже не поддается неэмоциональному описанию - единственным утешением может служить только то, что телефоны-автоматы в городе бесплатны, их много и все они не сломаны.

В целом Орловская область никак не тянет на “оазис благополучия”. По большинству параметров положение здесь хуже общероссийского, что и неудивительно: с такой промышленностью и при такой структуре производства трудно достичь других результатов. Удивляет другое: создаваемый областной администрацией образ благополучной области принимается на веру не только журналистами, но и, по-видимому, чиновниками правительства, и при этом область расположена в шести часах езды от Москвы.

Однако при всем этом население области в целом благожелательно относится к своему губернатору (хотя, конечно, не с такой любовью, как в 1993 году). Это выглядит парадоксально только на первый взгляд. Основным моментом политической пропаганды Строева во время губернаторских выборов, подававшимся при этом не “в лоб”, был тезис, что российской правительство во главе с Президентом довели страну до ручки. Этот же тезис, соблюдая все меры предосторожности, активно внедряется в народное сознание и до сего дня. Впрочем, это классический прием регионального начальства, которое не запятнало себя горячей любовью к реформам: во всем виноваты реформаторы, а все хорошее, что есть в жизни, проистекает из героических усилий исполнительной власти региона.

Что же касается дел политических, то практически все орловские наблюдатели до сих пор находятся в состоянии легкой прострации от факта выдвижения Ельциным Строева на пост председателя Совета Федерации. Причем для них этот факт настолько не укладывается в привычную картину мира, что большинство из них даже и не пытается облечь свое недоумение в логически четкую, объясняющую форму. Для жителей орловщины этот факт практически равнозначен, скажем, выдвижению на этот пост Зюганова (кстати, тоже уроженца Орловской области). При этом почти все говорят одну и ту же фразу: “Разве в Москве не знают, кто такой Строев?”