Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Рязанская область

С. Владимиров

Рязанская область

в феврале 1996 года

1.    Экономическое положение

Экономическое положение области в феврале оставалось сложным. Многие промышленные предприятия стоят или работают с неполной нагрузкой. Очень остра проблема неплатежей. Финансовое положение многих предприятий критическое. В феврале крайне нестабильно работал Рязанский нефтеперегонный завод (НПЗ) - основное бюджетообразующее предприятие области (более 40% доходной части бюджета области и свыше 80% валютных поступлений). Сообщалось даже о его полной остановке в феврале в связи с приостановкой подачи нефти из Западной Сибири. В одном из публичных выступлений мэр Рязани признал, что большую часть месяца НПЗ работал с мощностью 3-5 тыс. тонн переработки нефти в сутки при плановой норме в 25-30 тыс. Сообщалось также о нехватке мазута на ТЭЦ. Во многих жилмассивах отмечено понижение температуры в отопительных сетях.

Продолжается рост цен. В среднем они растут на 1,5% в неделю. По данным за февраль уровень инфляции в области был 4%, что на 0,6% выше, чем в январе и на 1,2% выше среднего по России. Больше всех подорожали платные услуги населению (9,9%), плата за детские сады (48%), проезд в пригородных поездах (66%), междугородних автобусах (40%). Подорожали также тарифы на горячую воду, сжиженный газ, объявлено о значительном повышении платы за квартиры, за электроэнергию, заметным было повышение цен на водку. В ближайшее время ожидается дальнейший скачок цен на спиртное. Стоимость набора из 19-ти продуктов питания достигла в Рязани примерно 230 тыс. руб. Самым высоким этот показатель является в Шилове (234 тыс.), самый низкий - в Касимове и Михайлове (203-209 тыс.)

Средняя зарплата по области составляет около 350 тыс. руб. Наиболее низкой она является в образовании (217 тыс.), в культуре (169 тыс.), а наиболее высокой - в электроэнергетике и в топливной промышленности (в 2,3 и 1,6 раза больше, чем в среднем по промышленности). В машиностроении - 77%, в легкой промышленности - 66% от средней. Условный прожиточный минимум определяется в 318 тыс. руб. на человека в месяц. Реальные доходы населения области в 1995 году снизились на 28,6%, а реальная, т.е. с учетом инфляции заработная плата снизилась на 31% по сравнению с 1994г. Распределение населения области по размеру среднедушевого дохода по итогам 1995 года сложилось следующим образом: 6 тыс. человек имели его свыше 1 млн. руб. в месяц, что составило 0,5% от всего населения. Ниже прожиточного минимума имели доход более 560 тыс. человек, т.е. 42% населения.

Проблемы с выплатой зарплаты в феврале, судя по всему, обострились. Задерживалась выплата пенсий, зарплата многим бюджетникам. На акционированных предприятиях положение еще хуже.

Участились сообщения о росте конфликтности между руководством предприятий и трудовыми коллективами в связи с задержками в выплате зарплаты.

1.1.    Принятие областного бюджета

21 февраля Областной Думой был принят Закон о бюджете области на 1996 год. Он составил примерно 1,4 трлн. руб. по расходам и 1,2 трлн. по доходам. Дефицит - около 15%. Задолженность Минфина и федеральные трансферты в нем составляют около 350-ти млрд. Принятию бюджета предшествовала борьба лоббистских структур в Облдуме и Обладминистрации. Судя по всему, мэрия Рязани осталась недовольна распределением бюджетных средств, так как многие ее пожелания не были учтены - не в последнюю очередь и ввиду отсутствия в Облдуме городских депутатов. На жилищно-коммунальное хозяйство, образование, здравоохранение и т.д. отпущено значительно меньше, чем просила мэрия. Кроме того, не предоставлены налоговые льготы целому ряду городских предприятий находящихся в критическом финансовом положении.

В целом бюджет оценивается как более напряженный, чем в прошлом году, с большим дефицитом, чем раньше. Например, коэффициент увеличения зарплаты работникам здравоохранения и образования предусматривается 1,32, что не компенсирует планируемой инфляции, так что ожидать снижения социальной напряженности вряд ли приходится. Мэр пытается, видимо, даже как-то использовать эту ситуацию. В публичных выступлениях он подчеркивает озабоченность ситуацией, сложившейся с оплатой труда работников образования и здравоохранения. Хотя особенно его тревожит, наверное, все же недофинансирование жилищно-коммунального хозяйства. Уже сейчас ощущается серьезная напряженность среди работников городского транспорта в связи с задержками зарплаты. А они без особого труда могут парализовать все жизнь города. В целом комментарии по бюджету выдержаны в тональности дальнейшего “затягивания поясов” и ожидания тяжелых времен, не похожей на оптимистические заявления правительства о стабилизации и приближающемся экономическом подъеме.

2.    Выборы органов местного самоуправления

2.1.    Подготовка к выборам в области

Политическая жизнь в области в феврале заметно активизировалась. Принятое Областной Думой решение о проведении выборов в органы местного самоуправления и утверждение даты этих выборов (7 апреля) привели все политические структуры в состояние повышенного возбуждения.

Обладминистрация привела целую серию мероприятий с главами и активом районных администраций по вопросам подготовки к предстоящим выборам. На этих мероприятиях были предложены различные варианты формирования органов местного самоуправления.

Первый вариант. Главы администраций районов и городов выдвигаются кандидатами в депутаты представительных органов, а при избрании их депутатами - председателями соответствующих представительных органов. При этом на местный референдум, наряду с другими, выносится вопрос о том, что глава муниципального образования избирается из состава представительного органа. Если на референдуме население высказывается за предложенный способ, то у председателя представительного органа будут все возможности быть избранным главой муниципального образования. Этот вариант с точки зрения областной администрации наиболее предпочтителен.

Второй вариант. В районах проводятся сходы граждан, на которых рассматриваются вопросы структуры органов местного самоуправления. Там, где сходы решат, что глава муниципального образования избирается представительным органом, дальнейшая работа проводится по первому варианту. Там же, где решат, что глава избирается непосредственно населением, проводятся выборы глав. Этот вариант обладминистрация считает более сложным и рискованным, так как часто сходы проводятся с нарушениями и принятые на них решения о выборах глав могут быть признаны недействительными.

Третий вариант. Одновременно с выборами представительных органов местного самоуправления проводятся выборы глав муниципальных образований непосредственно населением. В этом случае в выборах должны принять участие более 50% избирателей и число голосов, поданных за главу муниципального образования, также должно превышать 50%, т.е. должны быть соблюдены условия референдума.

В обладминистрации по согласованию с главами районных администраций было решено провести выборы глав муниципальных образований по первому варианту в 20 районах области, по второму - в 4 районах, по третьему - в 5 районах.

Кроме того, решено проводить выборы представительных органов местного самоуправления в 20 районах и городах области по многомандатным округам, а в 8 районах и в г.Рязани - по одномандатным округам. В 25 районах области провести референдумы по определению структуры органов местного самоуправления , а в 4-ех районах рассмотреть эти вопросы на сходах. Количественный состав представительных органов предлагается следующий: 15 депутатов - в 14 районах, 16 депутатов - в 2-ух районах, 17 депутатов - в 1 районе, 18 депутатов - в 5 районах, 19 депутатов - в 1 районе, 20 депутатов - в 2-ух районах, 21 депутат - в 2-ух районах, 28 депутатов - в Рязани.

Всего по области будет избираться 495 депутатов представительных органов местного самоуправления.

В областной администрации разработан график проведения различных организационных предвыборных мероприятий, инструкции по формированию избирательных комиссий, другие методические предвыборные материалы. Решено образовать 33 территориальных избирательных комиссии, на которые и возложить полномочия окружных избирательных комиссий. Отдельно последние не образовываются.

2.2.    Подготовка к выборам в Рязани

В Рязани Постановлениями мэра решено провести выборы в городской представительный орган 7 апреля. Будут избираться 28 депутатов этого органа. Одновременно с выборами 7 апреля будет проводиться и общегородской референдум по основным положениям Устава города. На референдум выносятся следующие положения:

1. Город Рязань - единое муниципальное образование с территорией в существующих границах города;

2. Самоуправление в г. Рязани предполагает наличие:

- выборного главы муниципального образования;

- выборного (представительного) органа;

- администрации города ( исполнительного органа).

3. Глава муниципального образования избирается гражданами непосредственно на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в соответствии с положением Устава города.

4. Глава муниципального образования входит в состав представительного органа и председательствует на его заседаниях.

5. Выборы главы муниципального образования назначаются не ранее 6 и не позднее 12 месяцев с момента начала работы представительного органа.

 

Постановлениями мэра также был утвержден состав территориальной избирательной комиссии по выборам в представительный орган местного самоуправления.

 

Накануне принятия всех этих решений мэр провел встречу с членами общественного консультативного Совета, в котором представлены многие общественно-политические организации города. На этой встрече представители общественности (в основном по инициативе КПРФ) пытались предложить мэру вариант избрания мэра городским представительным органом, но не было принято. Мэрия, как и ожидалось, предложила вариант прямого избрания мэра населением с вынесением этого вопроса на референдум. Вместе с тем мэр довольно легко утвердил всех делегированных в состав избирательной комиссии представителей от общественно-политических организаций. Он также согласился с численным составом представительного органа - 28 депутатов, хотя ранее мэрия предлагала меньший численный состав (14-15 членов). Председателем избирательной комиссии был утвержден А.В.Чистотин, в прошлом работавший в идеологическом отделе обкома КПСС и руководивший тогдашними избирательными кампаниями коммунистов.

В дальнейшем мэром Рязани Марковым были сделаны соответствующие заявления, согласно которым он против избрания мэра через представительный орган и не будет баллотироваться туда. В случае же решения референдума об избрании мэра непосредственно населением, он будет выставлять свою кандидатуру на пост мэра Рязани.

2.3.    Общественно-политические структуры накануне выборов

После решения о назначении выборов местного самоуправления усилилась активность общественно-политических организаций. Вначале ряд активистов демократических организаций были приглашены к представителю Президента в области Молоткову, где была сделана попытка сформировать из них некий демократический блок, призванный обеспечивать как предвыборную кампанию Президента, так и избирательную кампанию по выборам местного самоуправления. Помимо представителей НДР, туда приглашали представителей “ЯБЛОКА”, КРО, ДВР, остатков “ДемРоссии”, зеленых, социал-демократов, “Мемориала”, Клуба избирателей, Союза реалистов и других. Затем прошло еще несколько встреч, но уже без Молоткова и как бы без участия властей. Одну из встреч инициировала местная структура “ЯБЛОКА”, в другой активную инициирующую роль сыграл Малахов (независимый кандидат в депутаты Госдумы, занявший на выборах в декабре 2-е место в городском округе). В “Приокской газете” появилась статья Шерозия, бывшего депутата Горсовета, близкого к бывшему мэру Рюмину и к тогдашним демократам, в которой он высказал идею создания некоей предвыборной организации “Союз общественности Рязани”, которую мог бы возглавить Малахов. Ход этих встреч и контактов, с одной стороны, отразил попытки властей мобилизовать в свою поддержку “старых” демократов 1990-91 года перед лицом угрозы “коммунистического реванша”, с другой - попытки этих же демократов консолидироваться и объединиться самостоятельно, дистанцируясь от нынешней власти. Пока этот процесс не принял однозначной направленности. Но все же на этом фланге наметились как бы две точки притяжения политических сил: с одной стороны - это политические активисты проправительственной и пропрезидентской ориентации, смыкающиеся с властными структурами, с другой - группа политических активистов демократической ориентации, дистанцированная от официальных властей. В самое последнее время, однако, эта вторая группа выглядит все менее перспективной, в то время как первая становится все активнее. Очевидно, сторонники правительственного курса поняли, что поддержку надо искать не у “старых демократов” 1990 года, многие из которых уже безнадежно оппозиционны власти, а у “новых бизнесменов” , готовых на союз “хоть с чертом” лишь бы сохранить наворованное. (Может быть, и с Зюгановым, если пообещает не трогать.) Во всяком случае, Молотков после неудачной попытки создать проправительственную группу из представителей демократических организаций, возглавил вновь созданную организацию “Рязанская община”(!) , в которую вошли ряд “новых” бизнесменов и “старых” демократов-бизнесменов, в том числе и бывший мэр Рюмин, готовых поддерживать власть. Примечательно положение Устава “общины”: быть собственником, сохранять собственность, защищать собственность и т.д. Примерно в это же время была активизирована и местная структура НДР, пребывавшая в состоянии “спячки” после неудачи на думских выборах. Видимо, теперь хотят действовать “параллельно”: и через бюрократическую структуру (НДР) и через коммерческо-общественную (“община”), памятуя предостережения экспертов Ельцину (“Борис Николаевич, нельзя действовать только через чиновников-бюрократов! Провалят!”).

Одновременно происходит консолидация политических структур и на левом фланге. Представители КПРФ, видимо, решили использовать опыт местных выборов 1994 года, когда они образовали так называемую левоцентристскую группу “Сотрудничество” , в которую помимо близких к КПРФ ветеранских и женских организаций вошли и некоторые независимые кандидаты, руцкисты и т.д. Тогда представители этой группы имели успех на выборах и не стали депутатами лишь из-за низкой явки избирателей. Сейчас в возрожденной группе “Сотрудничество”, как и прежде, участвуют и координируют действия с КПРФ женские и ветеранские организации, а также социал-демократы, зеленые, тяготеющая к Говорухину часть ДПР, Союз офицеров, видимо, сторонники Лебедя из КРО и другие. Эта часть политического спектра выглядит весьма внушительно и имеет тенденцию к расширению. По всей вероятности, именно эта политическая коалиция станет основным действующим лицом предстоящих выборов в городской представительный орган.

Другим, скорее всего, будет группа политических сил, ориентирующихся на поддержку представителей власти или связанных с властью кандидатов. Силы, пытающиеся занять центристскую позицию противостояния и властям и прокоммунистической оппозиции, видимо, успеха иметь не будут. Уже сейчас этот сектор усиленно размывается и составляющие его силы будут чем дальше, тем больше переходить либо к официальной власти, либо к “левоцентристской” оппозиции во главе с КПРФ.

Некоторый успех, возможно, будут иметь кандидаты, декларирующие свой статус “беспартийных специалистов”, не интересующихся политикой. Впрочем, именно эту предвыборную ориентацию пытается декларировать мэрия, выдвигая своих людей. Успех этой тактики весьма сомнителен. Опыт местных выборов 1994 года показал, что в городе представители властных структур, как политизированные, так и в образе “независимых специалистов”, успеха не имели.

Из других событий, связанных с жизнью общественно-политических организаций Рязани, можно отметить следующее. В связи с избранием секретаря обкома КПРФ Канаева депутатом Госдумы новым секретарем обкома избран П.Маматов, единственный избранный в 1994 году депутат Городской Думы Рязани. Некоторые считают, что в случае выборов мэра Рязани от КПРФ на этот пост будет выдвинута его кандидатура. Местная газета КПРФ “Приокская правда” в февральском номере также сообщила, что члену обкома КПРФ, депутату Областной Думы Якунину объявлен выговор с занесением в учетную карточку за нарушение Устава КПРФ, выразившееся в активной поддержке кандидата в Госдуму от исполнительной власти.

В газете также опубликовано открытое письмо коммунистов Клепиковского района главе районной администрации Григорьеву, являющегося также депутатом Областной Думы, с призывом сложить полномочия депутата в положенный законом срок (март 1996) и отказаться от продления депутатских полномочий до марта 1997.

Судебное разбирательство по иску Клуба избирателей к Облизбиркому о незаконности выборов в Облдуму в 1994 году вновь отложено по процедурным поводам. Сообщается также, что Облизбирком и Дума выдвигают встречный иск к Клубу избирателей в связи с нанесением морального ущерба.

Вопрос о довыборах в Облдуму по иску КПРФ и аграриев в суде пока не рассмотрен. Но мало кто сомневается в том, что решение об этих довыборах будет отменено. Никакой подготовки к ним не ведется. Областная Дума будет и дальше оставаться в урезанном составе, подвергаясь угрозе роспуска в силу нелегитимности.

2.4.    Первый этап избирательной кампании

Первый этап избирательной кампании, включающий выдвижение и регистрацию кандидатов, заканчивается 7 марта. На конец февраля в городе по 28 округам выдвинуто 79 кандидатов, не зарегистрировали пока ни одного. Идет сбор подписей. В среднем кандидату необходимо собрать около 300 подписей (2% от числа избирателей округа). Это оказалось не так просто сделать. Подписываются граждане неохотно. Отказ мотивируется тем, что не знают кандидатов. Одновременно идет и сбор подписей за кандидатов в Президенты РФ. Сборщики сталкиваются, идут по квартирам друг за другом. В избиркоме даже высказывают опасения, что некоторые округа могут остаться без кандидатов из-за непредоставления вовремя подписей. Во всяком случае, уже ясно, что кандидатов в округах будет значительно меньше, чем в 1990 году на выборах в Горсовет и в 1994 году на несостоявшихся выборах в Гордуму. Неожиданно выявилось большое значение нормы сбора подписей: 1% (вариант, предлагавшийся общественно-политическими организациями) или 2% (вариант, предлагавшийся и принятый Облдумой). Особая сложность состоит и в том, что подписи должны давать лишь лица, прописанные в данном избирательном округе. Огромное значение, таким образом, приобретает очень точное знание границ округов, которые в условиях города и пригородов часто пересекаются, накладываются друг на друга. В довершение всего за неделю до истечения срока сбора подписей было объявлено, что опубликованные в прессе 13 февраля границы избирательных округов имеют неточности. Почти по десяти округам были даны новые границы округов. Многие кандидаты возмущены. Высказывается даже мысль о специальном саботаже этого этапа избирательной кампании, чтобы сорвать выборы. Возможны судебные иски в адрес избиркома.

Всего по области на 495 мандатов на конец февраля выдвинуто 605 кандидатов, зарегистрировано 215. В 9 районах области главы муниципальных образований будут избираться непосредственно населением. В этих районах зарегистрирован 21 кандидат.

3.    Президентская кампания

Президентская кампания в области в феврале выражалась в основном в продолжающемся сборе подписей за кандидатов. Наиболее активны в конце месяца были сборщики подписей за Явлинского. Особенно активны они были в новых микрорайонах с более молодым населением, некоторые  сборщики опирались на образовательные учреждения, студентов. По-прежнему продолжают циркулировать слухи о принудительном сборе подписей за Ельцина. Вообще же каких-либо сведений о сборе подписей за кого-либо кроме четырех кандидатов (Зюганов, Ельцин, Явлинский, Жириновский) в области нет. Возможно, в ближайшее время будут собирать подписи за Лебедя. В феврале в Рязани зарегистрировано региональное отделение общественно-политического движения “Честь и Родина”, лидером которого является генерал А.Лебедь. Местное отделение возглавил преподаватель Рязанского десантного училища Николай Донских.

Структуры в поддержку Ельцина в области созданы: Филиал штаба Сосковца во главе с первым заместителем главы администрации области Фатуевым, НДР, “Рязанская община” Молоткова и Рюмина. Но особенно широкой и эффективной деятельности этих структур не видно.

Начало избирательной кампании Ельцина встречено в основном негативно. Многие не верят его обещаниям, считают его больным и что ему “пора уходить”. В этих условиях остается только пугать коммунистическим реваншем, уверять, что будет еще хуже, что ельцинский авторитаризм все же лучше зюгановского. Примерно так рассуждают авторы “Вечерней Рязани”, близкие к ДВР. Вслед за Москвой они также попытались подхватить идею срыва выборов, отказа от голосования. Но, судя по реакции людей, она не поддерживается. Думаю, что пока “расклад” четверки в области таков:

- на первом месте со значительным отрывом Зюганов;

- на втором все-таки Явлинский (учитывая активизацию сбора подписей за него в последнее время);

- на третьем - Жириновский;

- на четвертом, с незначительным отставанием, Ельцин.

4.    Международные связи

Самым крупным событием месяца в этой сфере был, несомненно, визит в область посла Индии Ронен Сена. Визит был трехдневным, с посещением Рязани и ряда районов области, он включал встречи с общественностью, предпринимателями, директорами, посещение культурных мероприятий. Рядом с индийским гостем все время находился глава администрации Меркулов. Особая программа была предусмотрена для супруги посла, которую сопровождала супруга главы администрации. Визит очень широко освещался в СМИ. Практически сразу после визита посла состоялся визит делегации области в Индию во главе с Меркуловым. Как он потом заявил на брифинге по итогам визита - “визит превзошел все ожидания”.

Запланировано обучение в Индии рязанских бизнесменов, заказы для рязанских предприятий и т.д. В конце месяца заговорили о возможном столь же крупном визите в область посла Ирана. Столь яркая ориентация на усиление связей с Востоком после длительного периода преимущественных контактов с США и Западной Европой не оставляет сомнений, что эти мероприятия вызваны внешнеполитической переориентацией нового российского министра иностранных дел. Область, видимо, должна демонстрировать эти возможности.

Группа рязанских бизнесменов, близких к администрации, в феврале выезжала в Москву, где должна была представлять международной комиссии свои инвестиционные проекты. Сообщений о результатах этой поездки в печати не было. Либо их проекты не прошли, либо продолжают изучаться.

5.    Другие события

5.1.    Активизация профсоюзов

В феврале можно отметить некоторую активизацию деятельности профсоюзов. Прежде всего они стали активнее поддерживать требования к администрации о выплате заработной платы. На ряде предприятий они поддержали рабочих в конфликте с администрацией. Усилилось и брожение внутри профсоюзов. Отраслевой профсоюз жилкомхоза выступил с критикой Облсовпрофа и ФНПР за то, что те слишком связали себя с руководством предприятий и не защищают интересов трудящихся. Видимо, внутри профсоюзов начался дрейф в сторону ориентации на КПРФ. Опыт сотрудничества профсоюзов с промышленниками на думских выборах в духе “правого центра” подвергается пересмотру.

5.2.    Манифестации 23 февраля

23 февраля ветеранские организации, патриоты, КПРФ, ЛДПР проводили манифестации, посвященные дню Советской Армии. Численность манифестантов - 500-600 человек. Интересно отметить, что к манифестациям подключились и рабочие завода “Банктехника”, находящиеся в конфликте с Областным управлением Центрального банка (см. прошлые выпуски). КПРФ, Союз офицеров, ЛДПР и другие активно поддерживают этот конфликт , угрожая разоблачениями Управлению ЦБ.

5.3.    Данные демографической статистики

В феврале опубликованы данные о населении области. На 1 января 1996 года оно составляет 1327 тыс. чел.

902 тыс. проживают в городах (68%), 425 тыс. - на селе (32%).

В 1995 году население области уменьшилось на 5 тыс. чел. Смертность превышает рождаемость в 2,5 раза, в самом неблагополучном Кадомском районе - в 5 раз. За год в область прибыло 3 тысячи переселенцев.

 

 

 

Источники:

“Приокская газета” - 06.02.96;07.02.96;09.02.96. 10.02.96; 13.02.96;15.0.96;16.02.96; 20.02.96; 21.02.96; 22.02.96;23.02.96; 27.02.96; 28.02.96; 01.03.96.

“Вечерняя Рязань” - 3.02.96; 10.02.96; 17.02.96; 24.02.96.

“Всем обо всем” - 09.02.96; 16.02.96; 23.0.96; 1.03.96.