Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Свердловская область

Е. Р.

СВЕРДЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

в феврале 1996 года

1.    Визит Ельцина в Екатеринбург

Начало февраля ознаменовалось тем, что все жители города, области, а возможно и всей страны знали: в город прибывает Президент, и именно на своей историко-политической родине он объявит о своем (положительном) решении баллотироваться на пост Президента России. Поддержка Урала играла важную роль в судьбе Ельцина уже не раз - и в переломном для него октябре 1987 года, когда свердловчане первыми провели митинги в его поддержку, и при выборах Ельцина в Верховный Совет СССР, а затем в ВС РСФСР, и в октябре 1993, когда в городе работало правительство - дублер.

Тенденция к росту популярности нынешнего Президента, проявившаяся с начала января, укрепилась, возможно, под воздействием визита и данных Президентом обещаний. Так, если 4 января, по данным агентства "Релиз", 12,6% опрошенных екатеринбуржцев выразили желание вновь видеть Б.Н.Ельцина в качестве Президента, то 5 февраля - 17,1%; 16 февраля - 20%; 21 февраля - 23,1%. Для перспектив предвыборной кампании весьма важно, что количество верящих в победу Б.Н.Ельцина больше, чем число его нынешних сторонников (7,4% на 21 февраля). Область продолжает поддерживать своего земляка активнее, чем Россия в целом - своего первого Президента.

В то же время усиливается поляризация в настроениях избирателей области. Так, доля приверженцев идущего вторым Г.Зюганова возросла за февраль с 5,4% до 10,4%.

Г.Явлинский за февраль спустился с занимаемой им в начале месяца второй позиции на третью.

По данным “Релиза” на 5 февраля, свердловчане готовы поддержать на выборах: В.Черномырдина (5,6%), В.Жириновского (4,2%), Е.Гайдара (3%), Э.Росселя (2,3%).

Традиционно, в духе старых добрых советских традиций, город по возможным маршрутам следования Ельцина был очищен от снега и иной грязи, а также украшен несколькими плакатами, рапортующими об успехах Свердловской области. Не случайно визит проходил под радостные возгласы екатеринбуржцев “приезжайте чаще, город будет чище”.

Маршрут Президента, многократно описанный в СМИ, включал Широкореченское кладбище (где похоронен его отец), одно из самых благополучных предприятий области - кондитерскую фабрику КОНФИ, открытые в прошлом году по различным поводам памятники маршалу Жукову и Монумент “Черный тюльпан” (воинам - афганцам).

В составе группы, сопровождавшей Президента, были артисты - Р.Быков, Г.Волчек, Э.Быстрицкая, Е.Санаева, телеведущий А.Масляков, космонавты В.Джанибеков и А.Серебряков, ученые Ю.Осипов (президент Российской академии наук), А.Емельянов, Е.Велихов, В.Чичканов.

Во время встречи с представителями СМИ в Екатеринбурге Б.Ельцин откровенно признал, что деньги, отпущенные из бюджета на восстановление Чечни, “просачиваются к Дудаеву”, но принято решение отправлять их жестко по одному адресу: “в правительство Завгаева” и “только в демилитаризованные районы”. Мощным тезисом заявления президента стала декларация борьбы с махинациями вокруг бюджетных денег. [2]

Визит в родной город Б.Ельцина рассматривается как репетиция поведения в будущей избирательной кампании: “хождения в массы” и шутки, фразеология образца 1991г, содержащая страстные, эмоциональные призывы, частое употребление слов “свобода”, “борьба”, “цивилизованный Запад”. По оценкам прессы, первая репетиция избирательной кампании Б. Ельцина прошла средне. Президент не имеет права на посредственную игру. Тем более перед земляками. [3]

Во время пребывания в Екатеринбурге Б.Ельцин провел встречу с главами администраций городов и районов Свердловской области. За 1995 г. выросли долги правительства области перед местным самоуправлением. Недополучено более 16 млрд рублей на восстановление Серова (наводнение в 1992г), Артемовского. Б.Ельцин решил подписать соглашение о сроках погашения федерального долга Свердловской области, ужесточить контроль за расходованием средств. [1]

Главной темой обсуждения на последовавшем после отъезда Президента совещании областного правительства у его председателя Валерия Трушникова стало решение Президента Российской Федерации Бориса Ельцина погасить в недельный срок все задолженности Центра перед Свердловской областью, сумма которых уже превысила триллион рублей. Президент пообещал также прямым назначение выделить для области дополнительные средства на развитие здравоохранения, индустрии питания, экологические программы. По итогам совещания решено во всех областных департаментах и комитетах провести детальную сверку федеральных долгов, чтобы затем представить их для погашения в центральные министерства и ведомства. [4]

Кроме погашения долгов, Президент обещал выделить из своего фонда деньги и фирме КОНФИ, и госпиталю ветеранов ВОВ, обещал погасить долги метрострою и т.д. Впрочем, сумма, обещанная Президентом, по оценкам, превысила заявленный им размер его фонда. При этом Президент на встречах в Екатеринбурге обещал погасить все долги по заработной плате и не выпускать больше “деревянных” рублей.

В Екатеринбурге приступил к работе Свердловский областной центр поддержки Президента Российской Федерации Бориса Ельцина. Цель этой организации - содействовать победе Бориса Николаевича на предстоящих выборах и активно участвовать в президентской избирательной кампании. Среди организаторов нового объединения - представители научных и спортивных организаций, Уральской Академии госслужбы, творческой интеллигенции. Председателем центра избран руководитель областной организации Партии консолидации, председатель общественной палаты (известной своей поддержкой губернатору), а также заместитель генерального директора предприятия ИнтерУрал Александр Антонов.

Некоторые попытки выражения своего неоднозначного отношения к Президенту предприняли общество “Долой, трущобы”, объединенные Коммунисты Урала, комитет солдатских матерей - митинги прошли около Дворца Молодежи, где проходила встреча Б.Ельцина с общественностью области и работал пресс-центр визита.

К приезду Президента начали выдавать зарплату березовским шахтерам - а они в ответ прекратили длившуюся уже неделю забастовку. Хотя этим не закончилась акция протеста золотодобытчиков на Березовском руднике. За счет кредита под будущую добычу шахтерам выплатили зарплату лишь по декабрь 1995 г. Из 38 шахтостроителей, объявивших забастовку, двадцати было объявлено о сокращении. Руководители рудника объяснили этот шаг невозможностью финансирования строительства шахты “Центральная” и тем, что владелец контрольного пакета акций (“Микродин”) не видит смысла вкладывать деньги в долговременный проект. Именно под строительство шахты “Центральной” в свое время правительство выделило “золотой кредит”. Золотодобытчики ставят вопрос о реприватизации рудника и возвращение его в областную собственность. [5]

Визит Б. Н. Ельцина вызвал некоторые сдвиги в политических позициях ряда лидеров и активистов общественных организаций. Отчетливо это проявилось в ветеранском движении. Так, накануне приезда Президента Областной Совет ветеранов войны, труда, ВС и правоохранительных органов принял решение о поддержке кандидатуры Г.Зюганова на предстоящих президентских выборах.

При подготовке встречи Б.Н.Ельцина с общественностью председатель Областного Совета ветеранов П.Н.Криворучкин отказался выступить на встрече в поддержку Президента, сославшись на решение Совета. Отказались выступить почти все лидеры ветеранских организаций области — А.И.Малюшин, В.Б.Воронин, А.С.Усачев, за исключением председателя Совета ветеранов "Тыл-фронту" Конева В.В. Перелом в настроении обозначился после встречи и разговора Б.Н.Ельцина с ветеранами у памятника маршалу Жукову, а также после того, как было обещано выделить 5 миллиардов рублей из Президентского Фонда для госпиталя инвалидов войны.

В целом, прокоммунистические настроения в ветеранской среде по-прежнему сильны. В конце февраля ряд лидеров ветеранского движения области приняли участие в качестве делегатов в конференции КПРФ.

Неоднозначны (а что главное - не известны) настроения в молодежной среде. Визит Б.Н.Ельцина не внёс серьезных изменений в политические ориентации молодежи. [8]

2.    Органы власти

2.1.    Проблема довыборов Законодательного Собрания области

Приближающиеся выборы в местные органы власти и Законодательное собрание области оказывают огромное влияние на развитие политической ситуации, положение дел в области и, в конечном итоге, на результат июньских выборов Президента.

Губернатор Эдуард Россель подписал принятый областной Думой Закон “О порядке выборов и ротации депутатов областной Думы Законодательного Собрания Свердловской области в 1996 году.”

Закон определяет, что полномочия депутатов областной Думы, которые являются членами правительства области либо состоят на государственной службе, а также являются выборными должностными лицами органов местного самоуправления или состоят на муниципальной службе, прекращаются 14 апреля 1996 года. Депутаты, чьи полномочия не прекращаются в этот день, до апреля 1998 года наделяются полномочиями депутатов областной Думы. 14 апреля 1996 года депутаты областной Думы избираются на 4 года в количестве 14 человек. Областная Дума формируется в апреле 1996 года в соответствии с принципом ротации из депутатов, чьи полномочия заканчиваются в 1998 и 2000 годах.

Эдуард Россель также подписал указ о назначении на 14 апреля 1996 года выборов областной Думы и палаты представителей Законодательного собрания Свердловской области.

Категорическое несогласие с законом о порядке выборов и ротации депутатов областной Думы высказал депутат Государственной Думы от Свердловской области Андрей Селиванов. По его мнению, закон позволяет части депутатов, избранных на два года, продлить свои полномочия до 1998 года. Это решение, с точки зрения А.Селиванова, противоречит уставу области, где сказано, что никто в Свердловской области не может присваивать власть. Если 14 депутатов желают продлить работу в областной Думе, то честнее было бы подтвердить доверие избирателей, пройдя через демократическую процедуру свободных выборов (кстати, даже депутаты, не подлежащие ротации, не стали рисковать своим положением и заявили себя в списках тех или иных движений на областных выборах - Е.Р. ). Губернатор Э.Россель, по мнению А.Селиванова, должен встать над интересами узкой группы лиц, пытающихся сохранить свои мандаты благодаря приверженности общественному объединению “ Преображение Урала”.

С иском к Свердловской областной Думе и губернатору Э. Росселю обратилась в областной суд группа лидеров общественных политических организаций: Алексей Гончаренко - председатель областного отделения Конгресса русских общин, Игорь Чариков - председатель Екатеринбургского клуба избирателей, Валерий Сарваров - секретарь обкома РКРП. Они потребовали признать незаконным и не действующим со дня принятия областной закон о порядке выборов и ротации депутатов областной Думы, а также обязать областную Думу и губернатора провести выборы в Законодательное собрание в соответствии с областным законом, обеспечив избрание Думы в полном составе.

Как известно, выборы нынешнего состава Думы в 1994 году проводились на основании временного положения, когда 28 депутатов были избраны сроком на два года. Теперь, после принятия областного устава, определившего срок работы для депутатов областной Думы уже в 4 года, по мнению истцов, делается попытка придать Уставу области, принятому в условиях противостояния двух ветвей власти Свердловской области образца 1994 года, обратную силу. А продление полномочий 14 депутатов они расценивают как нарушение своих избирательных прав.

Областной избирательной комиссией составлена примерная смета расходов избирательных комиссий всех уровней на предстоящих 14 апреля выборах. По 30 миллионов рублей будет выделено на каждую окружную комиссию, по 18 миллионов - на каждую территориальную и по 6.300 - на участковые. Около 6 миллиардов рублей составит резерв на случай повторного голосования.

Дума Екатеринбурга обратилась в облизбирком с просьбой образовать районные комиссии для выборов 14 апреля депутатов городского парламента. Было высказано мнение, что можно было возложить эти обязанности на окружные комиссии, сэкономив бюджетные средства. Но все же решено удовлетворить просьбу Думы. При этом финансирование выборов в городской представительный орган полностью ложится на бюджет Екатеринбурга.

Основную ставку в борьбе партии и движения делают на степени популярности их лидеров. В этом смысле у "Преображения" есть определенное преимущество, поскольку во главе списка стоит политик с общеобластной известностью, в отличие от того же Чернецкого, известного в основном лишь в Екатеринбурге. Стоит принимать во внимание, что голосование по выборам в областные представительные органы и органы власти местного самоуправления будут несомненно отличаться от выборов в Государственную Думу и выборов Президента, при которых люди голосовали или будут голосовать за общероссийских политиков. А местные отделения или представительства партий и объединений могут оказаться лишены, по крайней мере части поддержки электората.

Всего на 28 февраля 1996 г. Окружной избирательной комиссией было зарегистрировано семь общеобластных списков кандидатов в депутаты Областной Думы Законодательного Собрания: "Преображение Урала", "Коммунисты области (КПРФ и РКРП)", "КРО-Российский общенародный союз", "Наш дом - наш город", ЛДПР, "Зяблицев-фонд", "Свердловское областное отделение ветеранов Афганистана". Чуть позже был зарегистрирован список Уральского "ЯБЛОКО".

Ряд политических объединений рассматривают выборы в Областное Законодательное Собрание как репетицию предстоящих президентских выборов. К ним, прежде всего, относятся: КПРФ и РКРП; "ЯБЛОКО"; "Конгресс русских общин"; ЛДПР - для которых важно провести своеобразный смотр своих человеческих ресурсов.

2.2.    Выборы в городскую и областную Думы: политические объединения

В феврале шли интенсивные переговоры между различными политическими движениями и группировками (несовместимых даже на взгляд непрофессиональных политологов) на предмет образования избирательных объединений и блоков по выборам в областную и городскую Екатеринбургскую Думы.

Политическая борьба обещает быть острой, так как развернется, в основном, между двумя партиями власти - объединением “Преображение Урала” во главе с губернатором Э.Росселем и избирательным блоком “Наш город - наш дом” во главе с мэром Екатеринбурга А.Чернецким.

Оба объединения близки по своим идеологическим ориентирам и политическим установкам. Спор идет по поводу распределения экономических ресурсов области и города, ключ к которым дает политическая власть. Уже начальный этап предвыборного марафона породил сюрпризы и скандалы.

Блок А.Чернецкого планировался несколько иным по составу, а, значит, иным по возможностям завоевать голоса избирателей. В него должны были войти региональная организация партии “Наш дом - Россия”, областное отделение партии “Демократический выбор России”, Уральское отделение движения “Вперед, Россия!”, областная организация объединения “ЯБЛОКО” и иные более мелкие движения.

За места в избирательном списке от этого блока по выборам в Законодательное собрание областной Думы путем длительных консультаций велась ожесточенная борьба. Окончательный список и условия вхождения в блок удовлетворили не всех.

В знак протеста блок покинула партия “Демократический выбор России” (хотя в качестве причин невхождения в блок наблюдателями называется и отсутствие необходимых для участия в блоке материальных ресурсов у ДВР). Тем не менее третьим в списке блока значится лидер местной организации ДВР А.Гребенкин. В первую тройку списка планировалось включение мэра Нижнего Тагила Н.Диденко. Но его переманили в лагерь главного соперника и выдвинули кандидатом в Палату представителей областной Думы по мажоритарному округу от объединения “Преображение Урала”. Откатилось в сторону, несмотря на хорошие деловые отношения А.Чернецкого и лидера УРОО ”ЯБЛОКО”, депутата Государственной Думы С.Гвоздевой, “ЯБЛОКО”.

В результате, в блок А.Чернецкого вошли : региональная организация движения “Наш дом - Россия” и Уральское отделение движения “Вперед, Россия!”. Список кандидатов в депутаты областной Думы от блока состоит из 23-ех человек. Его возглавляют мэр Екатеринбурга А.Чернецкий, мэр Каменска - Уральского Б.Полуяхтов, депутат областной Думы А. Гребенкин, заместитель председателя совета местной организации “Наш дом - Россия” Н.Воронин, председатель исполкома ассоциации юристов Свердловской области, бывший председатель облизбиркома В.Примаков. Выдвинуты также кандидаты в палату Представителей Законодательного собрания области и Екатеринбургскую Думу по одномандатным округам.

Кроме двух “партий власти”, в борьбу за депутатские мандаты включились: областная организация ЛДПР; объединенные коммунисты (общим избирательным блоком); блок, объединивший региональные организации КРО, Российского общенационального союза, ДПР, Социалистической партии трудящихся и Исетское казачье войско, блок “ Команда Кузнецова - Объединенные демократы”, созданный главой администрации Октябрьского района г. Екатеринбурга Ю.Кузнецовым (последний лишь для выборов в городскую Думу).

УРОО “ЯБЛОКО” выдвинуло кандидатов по 12 одномандатным округам. Среди них В.Першин - глава администрации г. Березовского, А.Акатьев - главный инженер Алапаевского станкостроительного завода, С.Котов - адвокат Свердловской областной коллегии адвокатов, В.Поваров - генеральный директор совместного предприятия “Уран”, Е.Согрин - генеральный директор предприятия “Ранг - ЛТД”, В.Силивёрстов - главный врач муниципального учреждения “Клиническая больница №14, ”В.Пермикин - председатель совета директоров АОЗТ “Инженер”, Л.Шурупова - начальник управления труда, занятости и миграции населения г. Н.Тагил, Т.Беланова - директор страховой компании “Эгида”( г. Первоуральск ), И.Скачков - менеджер Центра занятости (г. Серов ), П.Циркунов - главный экономист совхоза “Ревдинский”, О.Ордина - консультант Центра занятости населения (г. Ирбит).

10 февраля состоялась конференция областной организации “Вперед, Россия!”. Обсуждалась стратегия и тактика участия в областных и президентских выборах. Делегаты приняли решение войти в избирательный блок демократических организаций (как первоначально подавалась идея блока “Наш дом - наш город”. Выдвинуто 6 кандидатов в единый список блока и 1 - по одномандатному округу. По заявлению члена координационного совета Александра Шляпина, движение будет собирать одновременно подписи за кандидатуры Б.Ельцина и Б.Федорова, а после регистрации кандидатов, вероятнее всего, отдаст свои голоса в поддержку Б.Ельцина.

Средне-Уральская региональная организация ЛДПР предложила в областную Думу 15 человек из 32 возможных для включения в список. Возглавляет список лидер региональной организации Сергей Мартьянов. Напомним, что он баллотировался ранее на выборах губернатора и депутатов Госдумы. Другой местный лидер ЛДПР Анатолий Филющенко выдвинут в Палату Представителей по избирательному округу №4 в Екатеринбурге.

Следует обратить внимание на возросшую активность областной организации КПРФ. Кроме регистрации списков в окружной избирательной комиссии, КПРФ активно подключает к работе Свердловскую организацию всероссийского женского союза (на платформе КПРФ).

Избирательный блок “Коммунисты Свердловской области” выдвинул кандидатов в 15 одномандатных округах и заполнил все вакансии в общеобластном округе. Лидер РКРП Нязип Сарваров стоит вторым в партийном списке кандидатов в Облдуму. Лидер КПРФ Владимир Кадочников выдвинут кандидатом Палаты Представителей в екатеринбургском округе №7, где ему предстоит сразиться, кроме прочих, с известным скандальным тележурналистом Иннокентием Шереметом, баллотирующимся от “Преображения Отечества”.

Владимир Кадочников - бывший первый секретарь обкома КПСС, ныне генеральный директор корпорации “Русская печь”, избран первым секретарём обкома КП Российской Федерации на состоявшейся 28-ой отчетно - выборной конференции областной организации КП Российской Федерации. Прежний секретарь - Валерий Новосёлов, занимавший этот пост с июня 1993 года, попросил об отставке в связи с необходимостью сосредоточиться на профсоюзной работе. Избран обком из 88 человек, обновленный на треть. На состоявшемся вслед за этим пленуме обкома избрано бюро из 14 человек, половина состава - новички. Секретарями избраны Людмила Самарская - заведующая кафедрой политэкономии Уральской лесотехнической академии, Александр Асабин - помощник депутата Госдумы и Владимир Стариченко - заместитель директора охранного предприятия “Уралсодмил”. Отмечено, что в областной организации насчитывается 5400 зарегистрированных членов.

Установить диктатуру пролетариата в случае победы коммунистов на предстоящих выборах президента и органов местного самоуправления намерены, по их заявлениям, секретарь ЦК РКРП Борис Ячменёв и секретарь обкома РКРП Валерий Сарваров. Такое заявление они сделали по случаю регистрации в областной избирательной комиссии блока “Коммунисты Свердловской области” (КП Российской Федерации - РКРП). Блок получил право начать сбор подписей для участия в выборах в Законодательное Собрание. Одновременно закончен сбор подписей за кандидатуру Геннадия Зюганова на пост Президента. На территории области за него собрано 30 тысяч подписей. В.Кадочников и В.Новоселовым стали доверенными лицами Г.Зюганова на предстоящих президентских выборах.

Активно сотрудничает с коммунистами ряд ветеранских организаций. Таким образом, в области фактически сформировался единый оппозиционный коммунистический блок, готовящийся пойти на выборы в Областное Законодательное Собрание и на президентские выборы. Две коммунистические партии намерены сотрудничать на выборах с РОС и обществом “Долой трущобы!“, с которыми у них есть договорённость о разделении одномандатных округов.

Скромно выглядит партийный список избирательного объединения “Зяблицев - фонд”. Возможности, предоставленные областным законом, оно использовало лишь на одну восьмую, выдвинув четырех кандидатов.

Выдвижение непосредственно от избирателей идет пока менее активно. Из 74 кандидатов в Палату Представителей от населения и трудовых коллективов выдвинуто лишь 12.

Активно участвовать в местных выборах решили делегаты седьмого съезда непартийного общественного объединения “Преображение Урала”. Выдвинут список из 32 кандидатов в областную Думу, который номинально возглавляет губернатор Э.Россель, председатель областной Думы В.Сурганов, бывший депутат Государственной Думы Т.Токарева, депутат областной Думы, председатель комитета по законодательству А.Баков, заведующий отделом Института философии и права УрО РАН - кузницы кадров губернских структур - В.Голубицкий, координатор “Преображения Урала” С.Лазарев, заместитель начальника отдела отделения Пенсионного фонда Российской Федерации Т.Вахрушева, заведующий отделом Федерации профсоюзов Свердловской области Н.Шаймарданов. Утверждены кандидаты по каждому из 21 одномандатного округа. Среди них И.Шеремет - директор Телевизионного агентства Урала, В.Антониади - генеральный директор АО “Компрессорный завод”, В.Якимов - председатель бюджетного комитета областной Думы, В.Михель - глава администрации Краснотурьинска, Н.Диденко - глава администрации Нижнего Тагила.

При формировании списка из него исчезло имя Натальи Ветровой, нынешнего заместителя председателя областной Думы. Н.Ветрова была в феврале назначена начальником департамента культуры Правительства области, сойдя при этом с политической дистанции. Наблюдатели связывают этот переход со сложными отношениями, сложившимися у Ветровой с председателем Думы В.Сургановым, чьи обязанности во время длительной болезни последнего она совсем неплохо исполняла. Кроме того, она освободила при этом свое третье место А.Бакову, шансы которого попасть при этом в Думу значительно возросли.

“Преображение Отечества” объявило о том, что близко к завершению формирование структур во всех городах и районах области. Совет объединения принял решение о создании межрайонных региональных структур. Ектеринбургскую региональную организацию возглавит А.Баков. Собрание координаторов из Камышлова, Богдановича, Талицы, Вехрней Пышмы, Тугулыма сформировало юго-восточную региональную организацию. Ее лидеров стал камышловский предприниматель Николай Ашарин.

 

Решение Губернатора о передаче здания ОПЦ (известного как Дом политического просвещения и расположенного в самом центре города по адресу 8 Марта, 15) вызвало негативную реакцию со стороны общественных организаций. Известно, что представители коммунистической партии обратились в суд с иском к Губернатору Свердловской области.

ОПЦ в течение нескольких последних лет является традиционным местом проведения общественно-политических мероприятий. Там проводятся встречи, съезды и конференции самого широкого профиля, работают штабы НДР, КПРФ, вовремя выборов в Государственной Думы работал штаб “ЯБЛОКА”.

В рекомендациях Информационно-аналитического управления Губернатора говорится: “В настоящее время общественные организации расположены по большей части компактно, что позволяет контролировать ситуацию в партиях и движениях. Выселение общественных организаций из здания ОПЦ накануне выборов даст возможность оппозиционным силам разыграть карту «жертв существующей областной администрации» и будет расценено как давление на политическую оппозицию со стороны Губернатора, что позволит привлечь на свою сторону определенное количество голосов”. [8] Интересно, что это событие практически не нашло отражения в СМИ и о планируемой передаче ОПЦ знает лишь узкий круг заинтересованных.

3.    информационная политика губернатора

3.1.    Конфликт вокруг СГТРК

Заметным событием февраля стало смещение В.Костоусова с поста председателя Свердловской Государственной Теле-Радио Компании. Смещения Костоусова ждали уже давно (с момента избрания Росселя губернатором), но произошло оно лишь после подписания Договора о разграничении полномочий с Москвой. Руководителем этой службы Костоусов был еще при Росселе - главе администрации и снят за свою про-страховскую позицию во время августовских выборов.

Это событие вызвало неоднозначную реакцию в СМИ и журналистской среде. Руководители недавно созданных частных телекомпаний - С.Мишин, И.Шеремет, Ж.Телешевская - приветствовали данное решение. В то же время, отдельные газеты, например "Уральский рабочий", опубликовали сочувственные по отношению к В.Костоусову комментарии. В московской "Новой ежедневной газете" под псевдонимом появилась статья "Месть наместника", содержащая прямые нападки на Губернатора в связи с кадровыми переменами на СГТРК. Ввиду того, что экс-председатель СГТРК обратился в суд по поводу незаконности его увольнения как несоответствующего должности, ситуация вокруг его увольнения будет, скорее всего, и далее привлекать внимание СМИ.

Считается, что блок "Наш дом - наш город" пытается использовать сюжет со смещением В.Костоусова для приобретения дополнительного политического капитала. Его кандидатура выдвинута от этого блока в Городскую Думу г.Екатеринбурга и включена в список для выборов в Областную Думу. Расчет, очевидно заключается в том, что В.Костоусов добьется успеха путем создания образа гонимого, незаслуженно пострадавшего и, тем самым нанесет моральное поражение областным властям. [8]

3.2.    Договор о разграничении предметов ведения и полномочий с Россией

Поскольку Договор, по мнению губернаторских структур, станет одним из главных достижений всего срока полномочий Э.Росселя, то в феврале был поставлен вопрос о пропаганде Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и Свердловской области. Были проведены областные семинары с редакторами городских и районных газет по данной теме, организован информационный день, в ходе которого руководящие работники администрации Губернатора и правительства Свердловской области выступали перед населением с разъяснением необходимости подписания такого Договора для области (например, "Новая газета" г. Серов, выступление А.П.Воробьева перед руководителями предприятий и служб города).

В целом местная пресса стала больше внимания уделять политическому курсу Губернатора и его рекламе. Так, например, "Алапаевская искра" с начала года по 10 февраля в 11 номерах из 16 в той или иной мере касалась этого вопроса, аналогично "Режевская весть" в пяти номерах. В газете появилась рубрика "Вести от Губернатора".

Практически все средства массовой информации активно реагировали на подписание Договора. Большинство СМИ подробно и детально рассказывали о данном Договоре, как о первом и серьезном шаге, предпринятом Губернатором по реализации своих предвыборных обещаний.

Большая часть этих материалов носит доброжелательный характер (газеты: "Областная газета", "На смену"!, TV- 4 Канал, ТАУ (И. Шеремет). В то же время были материалы, отражавшие и негативное отношение к подписанному соглашению между Центром и областью (например, статья А.Страхова или В.Терлецкого в "Уральском рабочем").

Положительным является и поворот "малой" прессы (городских и районных газет) к проблемам пропаганды данного Договора, а соответственно и курса губернатора. Практически вся местная печать (за исключением трех газет: "Наш путь" г. Ачит, Салдинский рабочий" г. Верхняя Салда, "Серовский рабочий" г. Серов) в январе достаточно весомо для своего уровня осветили этот вопрос, чего нельзя сказать о ноябрьских или декабрьских номерах, когда тема Договора была затронута всего несколькими газетами ("Кировоградский рабочий" г. Кировоград, "Наше слово" г. Североуральска).

4.    Областная ДУМА

О намерении областных властей создать Институт регионального законодательства заявил на встрече с журналистами председатель областной Думы Вячеслав Сурганов. Спикер сообщил, что подготовлен проект специального постановления Думы по этому поводу, который будет обсуждён на ближайшем заседании. Учредителями Института предположительно выступят губернатор и Законодательное Собрание. Спикер полагает, что если бы Федерация приняла участие в долевом финансировании этого заведения, то институт мог бы обслуживать весь регион Большого Урала.

Депутаты областной Думы на февральских сессиях приняли возвращенный губернатором Закон “Об уполномоченных банках правительства Свердловской области”. Этим документом определяется правовой режим функционирования банков по обслуживанию финансовых средств области, то есть средств областного бюджета, внебюджетных фондов, взаиморасчётов с местными бюджетами, средств федерального бюджета, направляемых на финансирование федеральных программ на территории области. Банк, которому доверят бюджетные деньги, приобретает дополнительный вес и надёжность, и поэтому репутация его должна быть безупречной. Отбор уполномоченных будет осуществляться на конкурсной основе. Законом предусмотрен и жесткий контроль за обслуживанием финансовых средств области. Временно свободные средства послужат цели пополнения бюджета и ликвидации дефицита.

Против данного закона продолжает выступать ГУ Центробанка по Свердловской области по мнению которого в силу сложного положения с теми же выплатами заработных плат принятие закона, создающего правовые основы использования свободных бюджетных денег представляется более чем не актуальным.

Вниманию депутатов областной Думы был представлен проект закона “Об исполнительных органах государственной власти Свердловской области”. Особые споры парламентариев вызвала третья глава, где говорилось о формировании территориальных исполнительных органов государственной власти, которые действуют в специально организуемых для этого административных округах. Округ охватывает “территорию одной или нескольких административно - территориальных единиц и населённых пунктов”.

Депутаты не приняли законопроект даже в первом чтении, хотя и отметили актуальность и необходимость данного вопроса. Губернатору предложено доработать документ. Создана рабочая группа из представителей всех ветвей власти, в том числе из представителей органов местного самоуправления. И в ближайшее время ожидается появление Указа за подписью губернатора Эдуарда Росселя об образовании территориальных органов.

Первый заместитель председателя правительства области Алексей Воробьёв, комментируя это событие, в интервью общественно - политической газете “Уральский рабочий” заявил: “Возможность создания территориальных органов государственной власти зафиксирована в Уставе области. Следовательно, правовая база имеется. Мы собираемся приблизить государственную власть непосредственно к территориям, понизить её до уровня муниципального образования, укрепить её на этом уровне, чтоб не в центре решать жизненно важные вопросы, а на местах. Укрепить, а затем постепенно передать местному самоуправлению. Создаётся шесть административных округов, где будут действовать территориальные центры исполнительных органов государственной власти: Екатеринбург, Нижнетагильский, Северный (Серовский), Южный (Каменск-Уральский), Западный (Первоуральский), Восточный (Ирбитский). Примерный штат - 20 человек. Причём, увеличение численности планируется в рамках уже имеющегося областного аппарата, то есть общее количество государственных служащих не должно возрасти. Уровень бюджетной обеспеченности должен быть равным. И мы считаем, что в этих округах доходы должны покрывать расходы, то есть бюджет самодостаточный.” [10]

В одном чтении, без дополнительных дебатов депутаты областной Думы приняли Закон “О внесении изменений в областной Закон “О дополнительных мерах социальной защиты ветеранов в Свердловской области”. По этому закону для тружеников тыла вводится новая льгота -”сезонный бесплатный проезд на автомобильном транспорте пригородного сообщения”. Стоимость закона - 8157 миллиардов рублей.

На очередном заседании областной Думы был вновь отложен проект областного Закона “О внесении изменений в Устав Свердловской области” из-за отсутствия кворума. Одну поправку в этот документ, хотя и после нескольких попыток, удалось внести. Она касается двух городов - Екатеринбурга и Нижнего Тагила, где для проведения выборов в Законодательное Собрание образовано несколько избирательных округов. Теперь здесь кандидатом может стать человек, “проживающий на территории муниципального образования”. В остальных городах остаётся обычная норма : “проживающий на территории избирательного округа”(границы образования и округа совпадают).

5.    ЭКОНОМИческие проблемы ОБЛАСТИ

За февраль в основных тенденциях развития федерального и областного экономических комплексов принципиальных перемен не произошло. Уровень инфляции сохранил прежнюю динамику (около 3% в месяц), не претерпели коренных изменений и другие базовые экономические параметры.

Из характерных факторов развития регионального хозяйственного комплекса можно отметить следующее.

На состоявшемся 26 февраля заседании областного Правительства критике подверглась деятельность руководства областного Финансового управления. По некоторым статьям бюджета допущен перерасход средств (так, на приобретение мягкой мебели и т.п. департаментом образования и рядом других структур, как было отмечено в ходе заседания, затрачено средств значительно больше нормативных). Вдвойне странно выглядит перерасход на фоне хронических задержек выплаты зарплаты бюджетникам.

Руководству финуправления указано на непропорциональность в расходовании средств в течение предшествующего года и слабость контрольной политики. Все это достаточно важно, поскольку на мартовскую сессию Думы Правительство должно выйти с отчетом о выполнении закона об областном бюджете на 1995 год, и очевидно, что его работа вызовет поток критики.

Работники многих районных и городских администраций и их подразделений отправлены в вынужденные отпуска или перешли на четырехдневную рабочую неделю, что вызвано практически полным отсутствием денег в местных бюджетах. Официально причина находится в низкой налоговой дисциплине предприятий - и действительно за январь недоимки идут практически по всем видам поступлений. Но, следует напомнить, что подобные трудности были предсказаны при рассмотрении проекта бюджета области на 1996 год, а, в частности, новой методики взаимоотношений бюджетов разных уровней. Борьба глав администраций против методики не увенчалась успехом, и, похоже, трудности с финансированием городов и районов только еще начинаются.

Несмотря на то, что областной бюджет принят, споры по нему продолжаются. С.Чемезов, заместитель председателя правительства, депутат облдумы, дал в областной газете обширное интервью, посвященное преимуществам новой областной бюджетной системы. Главная мысль - теперь у области нет “любимчиков” типа Екатеринбурга или г.Богдановича - и пусть теперь они узнают как живется остальным (сам Чемезов до назначения являлся главой администрации Каменского района).

Тревожной остается ситуации с выплатой заработной платы. В Красноуфимске представители бастующих трудовых коллективов приняли решение продолжать акции протеста до тех пор, пока не будут выплачены причитающиеся средства как минимум за декабрь. На работу не выходят педагоги шестнадцати школ и двух дошкольных учреждений - всего около 400 человек. Готовятся к забастовке учителя Нижнего Тагила (Дзержинский район), зарплата которым не выплачивалась с декабря 1995 года. Долги по выплатам на потребление составляют по району около трех млрд. рублей. Преподаватели предполагают принять участие в забастовке учителей области, которая состоится, по некоторым данным, 2-3 апреля. Кроме этих примеров, можно указать на прошедшую в феврале голодовку пожарных в Краснотурьинске, уже упоминавшуюся акцию протеста березовских шахтеров и т.д.

В целом, задолженность по зарплате бюджетникам остается высокой и составляет более 30 млрд. рублей. В наиболее тяжелом положении находятся г. Нижний Тагил, Качканар, Тавда, Белоярский район, среди областных управлений - департамент образования. Помимо объективных причин ухудшение платежной ситуации обусловлено и субъективными факторами (ранее ревизиями КРУ выявлено нецелевое использование бюджетных средств в 23-ух городах и районах области на общую сумму 57 млрд. рублей).

Указ губернатора Свердловской области от 12.02.96 озаглавлен: “О мерах по обеспечению своевременности выплаты заработной платы, пособий и иных социальных выплат” и призван решить вышеперечисленные проблемы. Указ принят в развитие соответствующего Указа Президента применительно к условиям Свердловской области.

Указом предусматривается, что руководители и должностные лица органов исполнительной власти области несут персональную ответственность (вплоть до увольнения) за своевременность указанных выплат. Руководителям запрещается размещение временно свободных финансовых средств на депозитных счетах в банках и осуществление любых расходов бюджетных средств в случае, когда имеется задолженность.

Правительству Свердловской области в месячный срок разработать и представить Губернатору на утверждение порядок контроля расходования средств, передаваемых в местные бюджеты в виде безвозмездной финансовой помощи, а по итогам I квартала текущего года провести комплексные проверки предприятий и организаций, допускающих систематическую задержку выплат заработной платы в крупных размерах.

Положительным было признано действие работавшего с 1994 года порядка проведения взаимозачетов между бюджетными организациями и хозяйствующими субъектами. Постановлением Правительства его действие было продлено еще на год. Но проблема задолженности остро стоит не только в плане выплаты зарплаты, но и в аспекте отношений субъектов хозяйственной деятельности. Особенно тяжелая ситуация на предприятиях энергетического комплекса. Не дают пока достаточного эффекта и внедряемые инновационные схемы "развязки" неплатежей: так, не оправдала себя система взаиморасчетов между ВИЗом, ЧМК и "Уралтрансгазом" (напротив, возник конфликт между ВИЗом и посреднической организацией "Уралметпром").

Привлечение все больших ресурсов в область стало целью работы правительства. Иначе не прокомментировать факт появления следующих постановлений, названия которых говорят сами за себя:

О выпуске областных краткосрочных облигаций (принято в целях привлечения средств инвесторов для финансирования расходов областного бюджета в соответствии с областным Законом "Об областном бюджете на 1996 год" с утвержденным Проспектом эмиссии областных краткосрочных облигаций (ОКО) в объеме 200 млрд. Рублей)

О выпуске областных долговых обязательств (принято в целях стабилизации платежей в бюджет, нормализации процесса исполнения областного бюджета, погашения кредиторской задолженности, им утверждены "Основные условия выпуска областных долговых обязательств (ОДО) Свердловской области").

О выпуске векселей Правительства Свердловской области (принят в целях обеспечения финансированием неотложных бюджетных расходов, решения проблемы взаимозачетов; в соответствии с ним уже в течение февраля 1996 года будут выпущены простые векселя Правительства Свердловской области на общую сумму 30 млрд. рублей для погашения задолженности областного бюджета по финансированию предприятий агропромышленного комплекса. Основные параметры векселей: вексель простой беспроцентный номиналом - 50 миллионов рублей; срок платежа в интервале с 15 мая по 15 июня 1996 года. Векселя могут приниматься в качестве уплаты налогов в областной бюджет. )

О результатах данных мер пока говорить рано. Как таковая они апробированы в мировой практике и способны оптимизировать платежные отношения. С другой стороны, следует учитывать тот фактор, что если в дальнейшем произойдет сжатое по срокам возвращение векселей в счет областных налогов, то бюджет может на некоторое время "зависнуть", оставаясь без реальных поступлений со всеми вытекающими отсюда последствиями (в частности с возможным падением Правительства Трушникова о котором не перестают говорить в кулуарах власти).

Судя по предложениям местных банков, они готовы к сотрудничеству с областным правительством. Уральский банк реконструкции и развития предложил открыть кредитную линию сроком на один год для правительства Свердловской области, сообщил его президент Игорь Чевтаев. Банк готов предоставить 10- 15 миллиардов рублей под льготный процент при условии, что эти деньги будут употреблены на ликвидацию неплатежей предприятий - клиентов УБРиР. Налоговый пресс всё больше и больше давит на промышленность и строительство. Всё чаще служба безопасности банка даёт отрицательные заключения о возможностях предполагаемых получателей кредитов. Если выстроить цепочку взаимозачётов, то на каждый миллиард льготного кредита клиенты банка получат 5-6 миллиардов живых денег, считает И.Чевтаев. Однако при обсуждении этого предложения руководители предприятий высказали опасение, что цепочка не сработает, ведь при поступлении средств на счета предприятий сразу же следуют платежи в бюджет. Но заместитель начальника областной налоговой инспекции Альбина Певнева считает, что этим будут деблокированы расчётные счета должников. Заместитель председателя комитета по экономике правительства области Н.Беспамятных предложил УБРиР подготовить развёрнутую схему взаимозачётов.

По результатам подписания “Договора о разграничении...” губернатор принял решение разобраться и с финансовыми основами местного самоуправления. Указ “О мерах по разграничению предметов ведения муниципальных образований, объектов муниципальной собственности и источников доходов местных бюджетов” вышел уже через две недели после подписания Договора - 01.02.96.

Главам администраций городов и районов Свердловской области для рассмотрения вопроса о включении вновь образованных муниципальных образований в состав субъектов межбюджетных отношений нужно составить разграничительную ведомость по предметам ведения муниципальных образований, объектов муниципальной собственности, источников доходов местных бюджетов.

Для решения этого в Правительство области представляется ряд документов: от зарегистрированного Устава муниципального образования, что является основным условием включения того или иного потенциального субъекта межбюджетных отношений в систему областного пирога, - до основных показателей социально-экономического развития муниципального образования за 1995 год (в том числе интересуют затраты на содержание объектов социальной сферы, ставшие предметом стольких споров при обсуждении бюджета-96; проекты доходной и расходной частей бюджета созданного муниципального образования с выделением сумм налогов по видам; перечня хозяйствующих субъектов- налогоплательщиков; перечня объектов муниципальной собственности).

Для координации действий всех заинтересованных сторон Правительство Свердловской области создаст согласительную комиссию. Будут ли эти шаги направлены на развитие финансовых основ местного самоуправления, призванные смягчить горькую пилюлю закона о бюджете на 1996 год или этими шагами будет достигаться дальнейшая жесткая регламентация жизни городов и районов области покажут следующие шаги правительства и губернатора.

Остается сложной ситуация с обеспечением городов и районов области топливом, запас которого во многих случаях не превышает суточной нормы потребления. Задолженность территорий за уголь и мазут, по данным на 20 февраля с. г., составила около 62 млрд. рублей. Правительством области принято решение об оказании помощи городам и районам, механизм которой базируется на принципе поэтапного предоставления средств на возвратной основе из регионального Фонда по подготовке к зиме.

А Указ Губернатора “О первоочередных мерах по реализации политики энергосбережения в Свердловской области” от 31.01.96 в принципе продолжает демонстрировать, что границы компетенций губернатора и правительства области все еще оставляют ощущение прозрачности.

Указ объявляет, что перевод хозяйственного комплекса области и социальной сферы на энергосберегающий путь развития является приоритетным направлением в модернизации экономики Свердловской области и детализирует данное положение. Наряду с поручение Правительству Свердловской области разработать и осуществить комплекс первоочередных мер по энергосбережению, указом разрешается оставлять денежные средства, сэкономленные в результате внедрения мероприятий по энергосбережению в областных бюджетных организациях в течение двух лет в их распоряжении и использовать на развитие собственной материальной базы.

Еще о некоторых факторах развития экономической ситуации.

Очередной скандал в феврале затронул работу Экономического Комитета по программам развития Уральского региона (ранее, во время опалы, комитет под названием Ассоциация Экономического взаимодействия возглавлялся Э.Росселем, ныне его председатель, бывший зампред облисполкома Сергей Воздвиженский). В 1992 году Комитет стал соучредителем АО “Урал - Трейд” (Бельгия), в котором ему принадлежало 20 акций. Два других акционера: “Уральский торговый дом” - 780 акций и директор Института маркетинга и экономического мониторинга в Екатеринбурге Борис Соловьев - 200 акций. Эта фирма давала возможность выхода на европейский рынок предприятиям Уральского региона, комитет расширял связи, начал активную работу с “ТАСИС”, проводил конференции и выставки. Фирма стала представительством деловых кругов Урала в Европе, обросла филиалами. Коммерческая сторона деятельности соучредителей “Урал -Трейда“, по словам С.Воздвиженского, мало занимала экономический комитет, созданный республиками и областями Урала, и никаких дивидендов как бюджетная структура не получавшей.

Фирма привлекла внимание бельгийской полиции в связи с финансовыми трудностями, тесными связями с руководителями российских преступных группировок, нити которых тянутся на Урал, компрометируя высших должностных лиц области. Б. Соловьев дал следствию богатый материал о том, как русская мафия использовала “Урал - Трейд” для отмывания добытых преступным путем денег. Экономический комитет на этом фоне попытался выйти из своего зарубежного АО. Руководители фирмы объявили о ее ликвидации. В Бельгии продолжается судебное следствие по делу фирмы и разбираются бумаги ликвидируемой прогоревшей фирмы “Урал - Трейд”. НА своей пресс-конференции, данной после публикации “Уральским Рабочим” материала ИТАР-ТАСС о деятельности “Урал-ТРейд”, С. Воздвиженский заявил, что не может отвечать за действия предыдущего главы администрации, наделившего “Урал-трейд” полномочиями представительства правительства области в Бельгии. Между тем, проявившийся в областной прессе интерес к этому делу не получил развития. Никак не отреагировала на шумиху правительственная “Областная газета”, короткая информация прошла по областным телеканалам. [6, 7]

Наступила развязка нашумевшего в пору выборов губернатора “хлебного дела”. Областной арбитражный суд удовлетворил иск прокурора Свердловской области Владислава Туйкова о взыскании 11,5 миллиарда рублей с ТОО “Русь” в пользу финансового управления правительства области. Иск будет обеспечен путём наложения ареста на имущество товарищества. В 1994 году ТОО “Русь” получило льготный кредит на закупку зерна в региональный фонд за счёт средств, выделенных федеральным бюджетом. Срок погашения кредита - 20 июля 1995 года - позже был пересмотрен сторонами. К контрольной дате, 20 октября 1995 года, товарищество не расплатилось. В ходе судебного заседания председатель ТОО “Русь” Виктор Язь ходатайствовал об отказе в иске, ссылаясь на то, что в последнее время принимаются меры по исполнению обязательства перед облфинуправлением. Он сослался также на запрет Казахстана на отгрузку зерна и отсутствие оборотных средств. Но у суда не было достаточных оснований считать, что меры по погашению кредита, процентов по нему и штрафа действительно принимаются.

Противоречивая ситуация на ВИЗе. "Уралметпром" предъявил заводу два иска на общую сумму в 150 млрд. рублей, одновременно в СМИ прошла череда материалов о плохом финансовом положении завода. В результате начался "сброс" акций предприятия. В. Кавтрев, однако, заявил, что ситуация на заводе остается нормальной(в этом плане указано, что долг не 150, а 90 млрд. руб. и не "Уралметпрому", а "Уралтрансгазу"; - предприятие в состоянии его оплатить), достигнуты договоренность в продолжении сотрудничества с ЧМК, начале контактов с липецкими поставщиками и т. д.

Одному из основных механизмов, выпускаемых на "Уралтрансмаше"- нефтекачалке - присвоен международный сертификат качества. Сертификат выдан американским институтом нефти, является подтверждением соответствия продукции мировым стандартам и будет способствовать укреплению конкурентных преимуществ объединения.

Комитет по экономике правительства области и информационно - консультативный центр “Макроэкономика” провёл в Екатеринбурге семинар на тему “Экономическое развитие и проблемы стабилизации”. Выступивший на нём заместитель министра экономики Российской Федерации Сергей Васильев заявил, что задача финансовой стабилизации практически решена., что впервые за годы реформ страна приблизилась к устойчиво низкому проценту инфляции. Важнейшим условием последующего экономического роста С. Васильев считает сокращение дефицита бюджета, а как один из инструментов - увеличение налоговых поступлений.

Во время обмена мнениями прозвучали и иные, не столь оптимистичные точки зрения. В частности, председатель комитета по экономике правительства области Г. Ковалёва подчеркнула, что именно на период стабилизации падает особенно заметное снижение уровня жизни населения. За чертой бедности оказались уже 32% уральцев (ещё недавно было 19). Поэтому нужно искать не пути сокращения расходов, а увеличения расходов. считают практики.

Указанные процессы, по-видимому, симптоматичны. Курс доллара за последнее время (конец февраля) начал расти более быстрыми темпами, чем раньше, - а это предвестник увеличения инфляции.

В качестве темы для сопоставления с указанными тенденциями можно привести тот факт, что за последний месяц в области значительно возросли цены на продукты питания (на 20% - на яйца, на 12, 4% - на овощи, на 5, 4% - на хлеб, на 5% - на алкогольные напитки и т. д. ). Является ли данный прецедент первым признаком начинающегося ухудшения ситуации, на текущий период сказать нельзя, но очевидно, что в макроэкономическом плане происходит определенное накопление негативных факторов, усиливающееся к тому же предвыборным политическим контекстом ситуации.

6.    Внешнеэкономическая деятельность

Торгово - экономическое сотрудничество со странами СНГ правительство Свердловской области назвало приоритетным направлением в своей внешнеэкономической деятельности на 1996 год. В настоящее время заключены Соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве с 20 регионами и ведомствами государств - участников СНГ, в том числе с 8 областями в Казахстане, 5 областями на Украине и 3 областями в Белоруссии.

Для развития и упрочения торгово-экономических связей Правительство Свердловской области приняло постановление “О торгово-экономическом сотрудничестве с государствами - участниками СНГ”.

В июне 1995 года в г. Екатеринбурге по инициативе исполнительных и законодательных органов власти Свердловской области проведено межрегиональное совещание по теме: "Интеграция и пути укрепления взаимовыгодных межрегиональных связей промышленных регионов стран СНГ". По итогам совещания подготовлены решение, обращения к президентам и главам государств, к законодательным органам стран СНГ, обращение деятелей культуры.

Внешнеторговый оборот Свердловской области составляет $ 3382 млн., в том числе с ближним зарубежьем $1115 (30%).

В 1994 г. эти показатели равнялись соответственно $ 3241 млн. и $ 972 млн. Рост товарооборота составит 104%. Вместе с тем торгово-экономические отношения предприятий Свердловской области и государств - участников СНГ в новых экономических условиях продолжают оставаться неудовлетворительными.

Департаменту МВЭС, Комитету межрегиональных связей и иным подразделениям правительства поручено продолжить процесс заключения Соглашений о торгово-экономическом сотрудничестве Правительства Свердловской области с правительствами областей (министерствами и ведомствами) государств - участников СНГ, а также принять меры для расширения экспорта готовой продукции предприятий Свердловской области в государства - участники СНГ.

В соответствии с этим постановлением принято решение начать работу по созданию в 1996-1998 гг. представительств Свердловской области в государствах - участниках СНГ.

Областному Комитету по управлению имуществом совместно с Комитетом по экономике, Комитетом по промышленности, Комитетом оборонной промышленности и конверсии поручено разработать порядок участия предприятий Свердловской области с государственной долей собственности в международных холдинговых организациях и транснациональных Финансово Промышленных Группах, ориентированных на восстановление и развитие экономических связей с государствами - участниками СНГ.

Визит посла Австралии в России Гленна Уоллера в Екатеринбург носил ознакомительный характер. Господин Уоллер посетил мэра Екатеринбурга Аркадия Чернецкого. Как и многих других посла интересовал вопрос, где проходит граница полномочий между городом и областью. Деловые круги пятого континента, пояснил он свой вопрос, стараются выяснить, с кем иметь дело надежнее и выгоднее. А. Чернецкий рассказал, что город может предложить заокеанским покупателям продукцию тяжёлого машиностроения, чёрной и цветной металлургии. Уральцев интересуют недорогие австралийские продукты питания, качество которых известно на весь мир.

Уральский форум по проблемам местного самоуправления прошел в Екатеринбурге. Его организаторами выступили администрация Екатеринбурга и Фонд Фридриха Наумана. Кроме уральцев, участие в нем приняли теоретики и практики-управленцы из Германии (Г.Люхтерхандт), мэры ряда российских городов, депутаты Государственной Думы (С.Митрохин и С.Гвоздева).

Открывая форум, глава администрации Екатеринбурга Аркадий Чернецкий подчеркнул актуальность обсуждаемых вопросов. Сегодня на первый план для местных сообществ вышли вопросы как внутренней самоорганизации, так и взаимоотношений с вышестоящими органами. Вышедший недавно российский закон, по мнению А.Чернецкого, разделяемому и многими депутатами Госдумы, оказался “сырым”. А принятый ранее областной закон о принципах местного самоуправления вошёл с ним в противоречия.

Особенно горячая дискуссия развернулась после выступления начальника управления государственной службы и взаимодействия с органами местного самоуправления администрации губернатора области Виктора Миронова. Предстоящее образование на территории области шести управленческих округов главы местных администраций расценили как посягательства на права, а немецкие участники семинара увидели в предлагаемой структуре близость к французскому опыту, который, по их мнению, считается в Европе пройденным этапом.

Источники:

1. Клепиков В. Все “романсы” - о финансах // Областная газета. - 1996  - 20 февраля

2. Кузнецов А. Февральские тезисы Ельцина // Областная Газета. - 1996 - № - 20 февраля

3. Минц Н. Визит как репетиция избирательной кампании // Областная газета. - 1996. - № - 20 февраля

4. ЕАН. Сверим долги // Уральский Рабочий. - № - 20 февраля

5. Бурков А. Осталась проблема — “Центральная” // Уральский Рабочий. № - 20 февраля

6. Колбина Л. Мы в этом не участвовали\\Уральский рабочий. - 1996. - № 29 - 14 февраля

7. ИТАР-ТАСС Секреты фирмы\\ Уральский рабочий. - 1996. - № 25. - 8 февраля

8. Социально-политическая ситуация в области: основные проблемы и тенденции. Аналитический обзор: февраль 1996 года. \\Информационно-аналитическое управление Администрации Губернатора Свердловской области. - 1996. - Екатеринбург

10. Уральский рабочий. - 1996. - №25. - 8 февраля