Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Санкт-Петербург

Татьяна Драбкина

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

в феврале 1996 года

1.    ДЕПУТАТЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РФ ОТ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Председатель Законодательного собрания Юрий Кравцов, который, как и мэр А.Собчак, стал членом Совета Федерации РФ, занял в этом органе довольно важный пост - он избран первым заместителем председателя комитета СФ по конституционному законодательству и правовым вопросам. Членами того же комитета являются А.Собчак и председатель ЗС Ленинградской области В.Иванов. Таким образом, регион получил весомое представительство в этом влиятельном комитете.

Ряд депутатов Государственной Думы, избранных от СПб, заняли руководящие посты в органах Думы: Оксана Дмитриева ("ЯБЛОКО") вновь стала председателем подкомитета по бюджету, трое депутатов стали заместителями председателей комитетов: Борис Моисеев ("ЯБЛОКО") - в комитете по регламенту и организации работы Думы, Юрий Нестеров ("ЯБЛОКО") - в комитете по информационной политике и связи, Александр Шишлов ("ЯБЛОКО") в комитете по делам Федерации и региональной политике.

Члены созданной в Государственной Думе межфракционной группы депутатов от СПб и Ленинградской области "Невская инициатива" (см. [1]) активно информируют прессу о своей деятельности. Из 23-ех депутатов, проживающих в СПб или Ленинградской области, декларацию "Невской инициативы" подписали 8 человек, в основном представители "Яблока", а также Сергей Беляев и Людмила Нарусова (оба - НДР) и Галина Старовойтова. Подписал декларацию и единственный представитель "Трудовой России" в Думе, депутат из Ленинградской области В.Григорьев. Коммунисты из фракции КПРФ декларацию пока не подписывают, но заявляют о готовности сотрудничать. Члены группы Л.Нарусова и Ю.Рыбаков внесли запрос о финансировании из федерального бюджета медицинских учреждений, другие занялись вопросом финансирования метро. Анатолий Голов, который выступил с инициативой создания подобной группы еще во время предвыборной кампании, видит ее задачи в согласовании позиций ее членов по вопросам, затрагивающим интересы СПб и Ленинградской области.

Большинство депутатов, избранных в СПб и Ленинградской области, относятся к мэру СПб А.Собчаку в той или иной мере оппозиционно. Представители "Невской инициативы" А.Голов и А.Шишлов прямо заявили, что стремясь помогать решению наиболее острых городских проблем, они не намерены допустить, чтобы группу использовали для выборной кампании А.Собчака. В связи с этим наблюдатели отмечают двусмысленность положения группы, так как любое полезное для СПб дело может укрепить позиции А.Собчака. По некоторым оценкам [2], заинтересованность депутатов в том, "чтобы лавры их парламентской деятельности не достались иной политической силе", выразилась в одном из объявленных принципов депутатской группы - распространения достоверной информации о деятельности членов группы.

2.    ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ

2.1.    Мэр Санкт-Петербурга

Мэр СПб Анатолий Собчак вступил в движение "Наш дом - Россия", что можно расценивать как еще один шаг по пути укрепления своих позиций перед выборами мэра 16 июня. К тому же он пытается возобновить контакты с демократическими движениями, о чем свидетельствует его присутствие на конференции ДВР (см. 6.1.1.).

В Совете Федерации РФ по инициативе А.Собчака в СФ был поднят вопрос о том, что средства федерального бюджета, предназначенные на финансирование федеральных программ, не должны уходить с территорий в Москву.

Мэр СПб обратился к Президенту РФ Б.Ельцину с открытым письмом, опубликованным газетой Санкт-Петербургские ведомости. Суть письма сводится к просьбе в первоочередном порядке подписать и ввести в действие только что одобренный Советом Федерации закон о внесении дополнений в Гражданский кодекс, предусматривающих первоочередное удовлетворение требований граждан по обязательствам банков и других кредитных учреждений в случаях их банкротства.

В начале месяца мэр провел совещание глав районных администраций, председателей комитетов и директоров департаментов мэрии, на котором обсуждался закон "О системе местного самоуправления в СПб", принятый Законодательным собранием в январе (см. [1]). А.Собчак отметил, что передача органам местного самоуправления всех полномочий, перечисленных в федеральном законе, и в установленные этим законом сроки приведет к обострению отношений между районами города из-за раздела единых коммуникаций и всего того, что требует единого общегородского решения, включая управление пассажирским транспортом и инфраструктурой города, землей, застройкой и т.п. Он сообщил, что Совет Федерации поддержал его предложение о внесении поправки в федеральный закон о местном самоуправлении, предусматривающей особый статус городов федерального значения. А.Собчак проинформировал, что собирается наложить вето на закон и предложить Законодательному собранию установить, что органы местного самоуправления формируются не по районам, а по избирательным округам, и что депутаты Законодательного собрания должны осуществлять руководство формированием местного самоуправления в тех округах, где они были избраны. По мнению мэра, это обеспечит ответственность депутатов за принимаемые решения.

Распоряжение мэра "Об упорядочении взимания платежей с юридических лиц и граждан государственными учреждениями СПб" призвано навести порядок в деятельности многочисленных хозрасчетных структур, созданных органами государственной власти для оказания платных услуг населению и юридическим лицам. В частности, установлено, что отраслевые и территориальные органы городской администрации не вправе взимать плату за осуществление ими возложенных на них законом государственно-властных полномочий, за исключением сборов пошлин и иных обязательных платежей, установленных законодательством; оказывать платные услуги за исключением предусмотренных законодательством; передавать хозяйствующим субъектам осуществление государственно-властных полномочий или выполнение отдельных элементов таких полномочий. Отраслевым и территориальным органам городской администрации предложено до 1 марта представить в комитет экономики и финансов перечень услуг, оказываемых подведомственными учреждениями, с указанием тарифов и обосновывающих тарифы расчетов. Анализ этих данных и предложения комитета экономики и финансов должны быть представлены к 1 апреля.

Подписано распоряжение мэра, которого долго ждали: "О порядке предоставления коммунальных услуг в СПб". Распоряжение регламентирует новые отношения между жильцами городских квартир и обслуживающими организациями. Теперь жильцы имеют право не оплачивать те коммунальные услуги, которые им не были предоставлены. Так, плату за воду можно не вносить, если вода отсутствовала в течение суток. Распоряжение вступает в силу с 15 марта. До 1 марта департамент по содержанию жилищного фонда предписано разработать и утвердить примерные договоры найма и аренды жилых помещений гражданами, проживающими в домах государственного фонда, а также договоры технического обслуживания и ремонта жилых помещений, находящихся в частной собственности или в собственности юридических лиц. Есть большие сомнения, что такую масштабную работу удастся квалифицированно проделать в отведенный срок. В ходе подготовки данного распоряжения обнаружились разногласия между мэрией и Законодательным собранием по поводу перечня минимальных требований к коммунальным услугам. В итоговом документе требования депутатов не учтены, а значит, борьба за права населения будет продолжаться. Одна из претензий к этому нормативному акту состоит в том, что не оговорены требования к качеству предоставляемых услуг, например, какой температуры вода может считаться горячей. Не ясно, что должен контролировать предоставление коммунальных услуг и их качество. Не определен порядок разрешения споров, которые могут возникать при заключении договоров между гражданами и коммунальными организациями.

В феврале вступило в силу распоряжение мэра "О первоочередных мерах по социальной поддержке работников образовательных учреждений, финансируемых из бюджета СПб", которое предусматривает ряд выплат и надбавок. 30% к окладу получат учителя начальных классов и учителя русского языка и литературы. 15% составит доплата за качество педагогического труда отличникам просвещения и награжденным почетным знаком мэра "За гуманизацию школы". Молодым специалистам со стажем до 3 лет будет возмещаться половина стоимости единого проездного билета на пассажирском транспорте. Однако эти меры не решат проблем работников просвещения, которые возлагали большие надежды на городскую социальную программу помощи работникам образования принятие такой программы было одним из главных требований учителей во время их недавних акций протеста. Но правительство города намерено принять эту программу только в 1997 году, объясняя отсрочку отсутствием средств.

Распоряжением мэра "О городской комиссии по распоряжению объектами недвижимости" установлено, что объекты нежилого фонда предоставляются в аренду на срок более 10 лет исключительно на основании письменного разрешения мэра или правительства СПб. Утвержден состав и регламент работы соответствующей комиссии.

Мэр СПб подписал распоряжение "О поддержке фермерских хозяйств Ленинградской области и СПб", в соответствии с которым при правительстве СПб создан Совет содействия фермерам региона. Совету поручено до 30 марта разработать и внести на рассмотрения правительства порядок использования средств городского бюджета, направляемых на поддержку развития фермерских хозяйств, и подготовить программу развития этих хозяйств. Председателем Совета назначен заместитель мэра, председатель комитета торговли и продовольствия мэрии А.Степанов.

2.2.    Правительство Санкт-Петербурга

Правительство СПб рассмотрело итоги приватизации. Председатель КУГИ Михаил Маневич сообщил, что продажа акций приватизированных предприятий на инвестиционных торгах принесла средства, необходимые для развития производства. Объем инвестиций составляет 294 миллиона долларов, из них 269 миллионов уже дошли до адресатов. Существенно, что основные капиталовложения в производство осуществили в основном российские инвесторы, на долю иностранных инвесторов пришлось всего около 30% инвестиций. Доходы бюджета от приватизации составили около 111 млрд рублей, хотя планировалось получить примерно 175 млрд, т.е. бюджетное задание выполнено примерно на 70%. М.Маневич назвал следующие причины недобора средств: занижение стартовых цен пакетов акций (только осенью удалось добиться их повышения в 50-100 раз), усложненную процедуру приватизации зданий-памятников истории и культуры и опоздание с принятием решения о продаже пакетов акций, временно закрепленных в государственной собственности. М.Маневич сообщил результаты предварительного финансово-экономического анализа деятельности приватизированных предприятий (такой анализ проведен впервые в России). Было отмечено, что частный сектор по всем параметрам опережает государственный. Так, рентабельность на приватизированных предприятиях на 80% выше. Однако текущая ликвидность выше на государственных предприятиях.

В мэрии подвели итоги работы с письменными и устными обращениями граждан, направленными в районные администрации и комитеты мэрии в 1995 году. Всего таких обращений было более 88 тысяч, письменных - более 66 тысяч. Общий объем обращений граждан снизился по сравнению с 1994 годом на 20,6%, причем число обращений в комитеты мэрии возросло почти на 10%. Наибольшее число обращений поступало в жилищный комитет, комитет по социальным вопросам, управление административных органов, комитет по здравоохранению, т.е. в те структуры городской администрации, которые занимаются наиболее острыми для населения проблемами. По-прежнему преобладают обращения, связанные с проблемой жилья. Высока доля обращений по вопросам коммунально-бытового обслуживания, содержания жилищного фонда. Есть и новые моменты в содержании обращений граждан. Прежде всего это активное выражение отрицательного отношения к объявленному намерению властей о введении повременной оплаты телефонных переговоров внутри города (эта перспектива в течение последних месяцев сильно беспокоит горожан).

2.3.    Районные администрации

Распоряжением мэра от 14 февраля главой администрации Петроградского района вместо недавно уволенного П.Кошелева (см. [7]) назначен Юорис Пайкин ( с испытательным сроком 6 месяцев). Ю.Пайкину 30 лет - это самый молодой глава районной администрации. Окончил Ленинградский технологический институт холодильной промышленности, занимался предпринимательской деятельностью. До последнего назначения был Президентом АОЗТ "Финн-Полпа-Нева". На общественных началах работал советником первого заместителя мэра - председателя комитета по управлению городским хозяйством В.Яковлева.

3.    ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ

3.1.    Бюджет

14 февраля, с большим нарушением сроков, установленных законом "Об основах бюджетного устройства в СПб", в Законодательное собрание был внесен проект бюджета 1996 года. Администрация объясняет задержку мучительными попытками сбалансировать бюджет, имеющий огромный дефицит. В итоге бюджет получился очень сложным, финансирование расходных статей значительно меньше реальных потребностей: расходная часть бюджета составляет 13,4 триллиона рублей при минимальной потребности (на уровне 1995 года) 17 триллионов. По данным мэрии, прогноз по доходам не превышает 10,1 трлн. рублей. Дефицит бюджета - 3,3 триллиона рублей.

Основные показатели бюджета таковы [3]: органы государственного управления - 269,9 млрд руб. (из них на Законодательное собрание 21,1, на городскую администрацию 248,8); правоохранительная деятельность - 408,8 млрд.; фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу - 25,58 млрд.; промышленность, энергетика, строительство - 159,47 млрд.; охрана окружающей среды - 24,8 млрд.; транспорт, дорожное хозяйство, связь - 1 трлн. 552,6 млрд.; жилищно-коммунальное хозяйство - 4 трлн. 554,5 млрд.; образование - 2 трлн. 73,3 млрд.; культура, искусство - 310,2 млрд.; здравоохранение и физкультура - 1 трлн. 769,6 млрд.; социальная политика - 976 млрд.; обслуживание внутреннего долга 1 трлн. 93,6 млрд.; прочие расходы - 94,6 млрд.

Особенностью нового бюджета является то, что впервые СПб получит помощь из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ (около 355 млрд. рублей) на финансирование мероприятий, предусмотренных федеральным законом "О ветеранах".

Учтя опыт прошлого года [4-6], мэрия предусмотрела в бюджете инфляционные доходы (в соответствии с прогнозом Министерства экономики РФ - 1,9% в месяц).

В тяжелом положении оказались социальные статьи. В проекте бюджета предлагается прекратить компенсационные выплаты родителям детей, не посещающих детские дошкольные учреждения.

Буквально одновременно с поступлением проекта бюджета в ЗС вокруг него возникла атмосфера скандала. Координационная группа по бюджету и финансам, ознакомившись с проектом, приняла решение рекомендовать Законодательному собранию возвратить проект мэру без рассмотрения. Причина - несоответствие проекта закону "Об основах бюджетного процесса в СПб": в нем отсутствует адресная программа капитальных вложений, бюджеты городских районов и внебюджетные фонды, т.е. те позиции, которые мэр решительно не хотел предоставлять в распоряжение депутатского корпуса, но был вынужден подписать закон после того, как ЗС преодолело вето мэра (см. [7]). Кроме того, мэрия не внесла в ЗС проект закона о налоговой системе на 1996 год, принятие которого, согласно тому же закону о бюджетном процессе, должно предшествовать принятию бюджета.

Но все же скандала удалось избежать - на ближайшее заседание ЗС мэр представил новый вариант законопроекта, в котором учтены практически все замечания координационной группы по бюджету.

3.2.    Законы

Как и следовало ожидать, мэр наложил вето на закон о местном самоуправлении. Однако основные усилия депутатов в этом месяце были направлены на создание законодательной базы органов государственной власти в СПб.

Депутаты мобилизовались на скорейшее принятие законов "О системе органов государственной власти в СПб" и "О выборах мэра СПб", чтобы снять препятствия к проведению выборов мэра 16 июня. Дело осложнялось тем, что к первому из этих законов было подано около 200 поправок, а ко второму - около 300. Эту трудность удалось преодолеть, сгруппировав поправки и убедив ряд авторов снять поправки, носящие второстепенный характер. Мэр пошел навстречу усилиям депутатов и снял 20 из 74-х своих поправок к закону о выборах.

Фракции "Любимый город", "Законность" и "Реформа" договорились о том, чтобы добиваться невключения в повестку дня пленарных заседаний ЗС никаких иных вопросов, пока не закончена работа над этими законами. Исключение сделано лишь для бюджетных вопросов. Принято решение при необходимости проводить заседания по 2 или даже 3 дня в неделю вместо одного.

Однако конструктивная работа тормозилась поведением фракции "Созидание" (представленной умеренно левыми силами). Эта фракция еще в прошлом месяце вместе с коммунистами прибегла к парламентскому бойкоту, объяснив его протестом против затягивания принятия закона о местном самоуправлении (см. [1]). То же самое она проделала в начале месяца, когда лишь к середине дня удалось собрать кворум - члены фракции на заседание явились, но отказались регистрироваться. Приступить к работе удалось лишь тогда, когда протестующим депутатам дали понять, что озвучат их имена как людей, мешающих принятию закона о финансировании городского хозяйства в текущем квартале. Действия фракции "Созидание" (кстати, противоречащие ее названию) вызвали резко негативное отношение председателя ЗС и его заместителей. Председатель ЗС Ю.Кравцов лишил членов фракции очередной премии.

Сами члены фракции объясняют свои действия стремлением обеспечить строгое соблюдение законности в СПб. В частности, они указывают на грубое нарушение городскими властями федерального закона об общих принципах местного самоуправления, согласно которому выборы в органы местного самоуправления должны быть проведены не позднее марта, и эти сроки сорваны. Есть у членов фракции претензии и к закону о референдуме в СПб, который, по их мнению, не соответствует Конституции РФ. Фракция борется против ущемления прав меньшинства в ЗС: члены фракции считают неприемлемой статью регламента ЗС, согласно которой простым большинством голосов можно исключить вопрос из повестки дня, не начиная его обсуждения. Эта норма, по мнению фракции, нарушает право каждого депутата на рассмотрение его предложения по существу. Своими действиями фракция добивается от ЗС скорейшего преодоления вето мэра на закон о местном самоуправлении.

Заместитель председателя Виктор Новоселов утверждает, что главной причиной "протестного" поведения фракции является обделенность ее членов руководящими должностями в ЗС.

Полномочный представитель Президента РФ в СПб Сергей Цыпляев еще в середине февраля заявлял, что ситуация с выборами мэра СПб практически безнадежна: если соответствующие законы не будут приняты в ближайшие полтора месяца, ни о каких выборах не может быть речи. Однако некоторые депутаты, в том числе заместитель председателя ЗС В.Новоселов, считают, что, нагнетая страсти вокруг законодательной необеспеченности выборов мэра, Цыпляев "отрабатывает" интересы Кремля - нежелание Ельцина совмещать Президентские выборы с местными. Действительно, сам Цыпляев отмечал, что опыт проведения выборов депутатов Государственной Думы 17 декабря 1995 года показал, что в некоторых регионах, где одновременно проводились те или иные местные выборы, федеральная избирательная кампания была “пущена на самотек”, и в администрации Президента были сделаны соответствующие выводы. Высказываются и предположения о неком неформальном союзе между представителем Президента в СПб и левыми фракциями ЗС, хотя и с разными мотивами - Президентские структуры не хотят отвлечения региональных администраций от Президентской кампании, а левые или другие смыкающиеся с ними силы могут рассчитывать на то, что по истечении срока полномочий А.Собчака глава администрации СПб будет назначен из Москвы, причем, возможно, уже не Ельциным. Именно этот мотив, как считают некоторые депутаты ЗС, лежит в основе демаршей фракции "Созидание". Ее лидеру Михаилу Пирогову принадлежит почти половина всех поправок к закону о выборах мэра. Такую активность расценивают как способ затормозить принятие закона. Сам Пирогов выступает за одновременное проведение выборов всех органов власти СПб - мэра (губернатора), депутатов ЗС и местного самоуправления. Очевидно, что такое совмещение не может быть осуществлено 16 июня 1996 года. Некоторые депутаты ЗС высказывают предположение, что Пирогов сам рассчитывает занять пост мэра СПб, если Президентом станет Александр Лебедь (во время выборов в Государственную Думу Пирогов баллотировался от КРО).

На последнем февральском заседании ЗС наконец удалось принять в целом оба закона - о выборах губернатора (мэра) СПб и о системе органов государственной власти в СПб.

Согласно закону о выборах, претенденту необходимо собрать 2% подписей избирателей (65 тыс). Лишены права вести агитацию органы государственной власти РФ, воинские части, религиозные организации. Введен ценз оседлости - претендент должен проживать в СПб в течении последнего года. Это положение закона ставит заслон участию в выборах московских чиновников, в том числе и Юрия Болдырева, которого многие продолжают называть в качестве одного из вероятных претендентов (отсекаются также такие потенциальные претенденты, как Алексей Большаков, Юрий Яров, Анатолий Чубайс, Сергей Беляев). Есть сведения, что Ю.Болдырев заявил о намерении подать в суд иск о неправомочности этой нормы закона (хотя о своих претензиях на пост мэра СПб он по-прежнему не заявлял).

В законе о системе государственной власти ряд положений может не устроить нынешнего мэра. Именно этот закон устанавливает, что глава администрации СПб отныне называется губернатором. Этим подчеркивается статус СПб как субъекта РФ. Реакция мэра на это нововведение неизвестна, однако можно прогнозировать, что населению этот термин не понравится и вряд ли приживется. Более существенно, что введена процедура импичмента, который объявляется Законодательным собранием в случае, если суд установит нарушение губернатором Конституции или законодательства. Для объявления импичмента необходимо набрать 2/3 голосов депутатов ЗС. Кроме того, закон усиливает полномочия органа представительной власти СПб: ЗС определяет структуру городской администрации и предметы ведения ее подразделений, выражает недоверие правительству и отдельным его членам, самостоятельно назначает начальника ГУВД и согласовывает кандидатуру прокурора города, назначает референдумы и выборы. Еще более радикальное предложение - передача ключевых функций по управлению городом председателю правительства СПб (что превратило бы фигуру мэра в почти символическую) - не прошло. Не прошла и поправка о восстановлении должности вице-мэра.

Итак, условия для выборов главы исполнительной власти в СПб в основном созданы, и выборы могут состояться 16 июня, если мэр подпишет принятые законы. Однако и в этом случае сохраняется некоторая неопределенность: представитель Президента РФ в СПб С.Цыпляев постоянно указывает на то, что для полноценного законодательного обеспечения выборов необходим Устав СПб, принятие которого в ближайшее время не предвидится. С.Цыпляев высказал мнение, что не было бы ничего страшного в том, что А.Собчак остался бы на своем посту после 12 июня (окончания срока его полномочий) - основание для этого, по его мнению, дает положение петербургского закона о выборах губернатора СПб, согласно которому полномочия предыдущего главы администрации заканчиваются в день вступления в должность нового главы.

В феврале принят в целом закон о референдуме СПб. Референдум может быть проведен по инициативе не менее 150 тысяч граждан, не менее 1/3 состава депутатов ЗС и мэром СПб. Не могут быть вынесены на референдум вопросы, касающиеся городского бюджета, налогов, срока полномочий органов власти. При отказе властей в проведении референдума инициативная группа вправе обжаловать такое решение в суде. Референдум считается состоявшимся, если в нем приняли участие более 50% избирателей; если "за" высказались более 50% принявших участие в голосовании избирателей, то решение становится обязательным для властей.

Законодателям пришлось заняться проблемами радиовещания.

Дело в том, что руководство ГТРК "Петербург - 5-й канал" приняло решение с 1 марта прекратить передачи по сетям районного радиовещания, мотивируя это тем, что единственным обладателем лицензии на пользование радиосетью является ГТРК, районные же редакции пользуются сетями незаконно. Перспектива лишиться районного вещания обеспокоила многих граждан, особенно пенсионеров. К тому же момент, выбранный для этой акции, незадолго до президентских выборов и выборов мэра - позволяет предполагать политическую подоплеку. Законодательное собрание приняло постановление о сохранении сети районного радиовещания. Готовится обращение к руководству ГТРК с предложением заключить договоры о совместной деятельности между ГТРК и районными редакциями.

С 1 февраля вступил в силу закон "О льготном налогообложении участников благотворительной деятельности в СПб", и сразу же возникли сложности с его реализацией. Государственная налоговая инспекция по СПб обратилась в ЗС с просьбой разъяснить закон, пробелом которого ГНИ считает отсутствие промежуточной инстанции, контролирующей перечисление денег от спонсоров благотворительной деятельности. ЗС, однако, принципиально против введения дополнительных бюрократических структур. В законе прямо записано, что для получения предусмотренных налоговых льгот не требуется никаких иных подтверждений, кроме самого факта безвозмездной благотворительной помощи.

3.3.    Депутатские слушания, работа комиссий

Председатель контрольно-счетной палаты СПб Герман Шаляпин сообщил депутатам ЗС о предварительных итогах исполнения бюджета 1995 года. Доходная часть бюджета выполнена на 99,6%, однако городское хозяйство профинансировано только на 93,8%, а здравоохранение - на 59,8%.

4.    ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ

4.1.    Главное управление Центрального банка РФ по СПб

Председатель Государственного управления Центрального банка РФ по СПб Виктор Халанский ушел в отставку по собственному желанию. Напомним, что этому предшествовала заметная напряженность в банковских кругах СПб, связанная с конкуренцией между крупными банковскими структурами (см. [7]). В.Халанский был весьма влиятельным человеком в СПб. Несмотря на нарочитое подчеркивание руководителей ЦБ РФ добровольности отставки Халанского, многие наблюдатели определенно связывают ее с имевшим место конфликтом между Халанским и рядом петербургских банков: Халанский оказывал давление на коммерческие банки СПб, пытаясь объединить их вокруг Промстройбанка. Это вызвало сопротивление петербургского межбанковского альянса, образованного вокруг одного из крупнейших банков - банка "Санкт-Петербург". Другим конфликтом стало вмешательство Халанского в политику банка "Санкт-Петербург", когда председатель ГУ ЦБ подверг сомнению правомочность очередной эмиссии ценных бумаг банка, которая была согласована с ЦБ РФ. Видимо, в этих конфликтах руководство ЦБ РФ заняло позицию петербургского банковского сообщества. Сыграла роль и ситуация вокруг потерпевшего крах Северного торгового банка. Действия В.Халанского по спасению этого банка оцениваются в банковских кругах неоднозначно [8]. Временно исполняющей обязанности председателя ГУ ЦБ назначена Надежда Савинская, которая была заместителем В.Халанского.

Распространился слух о том, что место председателя ГУ ЦБ может занять председатель комитета экономики и финансов мэрии СПб Алексей Кудрин. Однако сам Кудрин заявил, что пока не собирается оставлять свой пост.

4.2.    Санкт-Петербургское управление ФСБ

СПб управление ФСБ предъявило обвинение по статье 64 п."а" уголовного кодекса (измена родине в форме шпионажа) капитану первого ранга в отставке Александру Никитину, работавшему в последнее время по контракту с норвежской некоммерческой экологической организацией "Беллуна". Он обвиняется в передаче иностранной организации "Беллуна" секретных сведений, что нанесло ущерб обороноспособности России. А.Никитин арестован.

Речь идет о материалах А.Никитина как одного из авторов сделанного по заказу "Беллуны" доклада "Источник радиоактивного загрязнения в Мурманской и Архангельской областях", в котором описаны способы временного хранения отработанного ядерного топлива подводных лодок в губе Западная Рица недалеко от границы Норвегии, где неоднократно происходила утечка радиоактивной воды. Первый аналогичный доклад был обнародован еще в 1994 году, часть материалов представлялась на пресс-конференции в Москве в ноябре прошлого года. В докладе отмечались многочисленные факты безответственного обращения с ядерными материалами и радиоактивными отходами на Северном флоте РФ. Арест Никитина вызвал шок среди экологов и правозащитников. Официальные представители "Беллуны" высказали недоумение по поводу предъявленных обвинений и заявили, что сообщенные Никитиным сведения представляют собой компиляцию материалов открытых публикаций в мировой прессе и научных изданиях. Обстоятельства ареста Никитина также вызвали возмущение правозащитников - арест и предъявление обвинения были произведены с нескрываемой поспешностью, причем Никитин был лишен возможности встретиться с адвокатом. Адвокату Никитина Юрию Шмидту отказывают во встрече с подзащитным, требуя оформить специальный допуск для знакомства с материалами ФСБ, содержащими сведения, представляющие государственную тайну. Ю.Шмидт считает такой отказ нарушением Конституции и прав человека. Есть основания полагать, что действия ФСБ в отношении А.Никитина имеют другую мишень вице-адмирала Евгения Чернова, который является тестем А.Никитина. Адмирал Чернов командовал флотилией подводных лодок Северного флота. Сейчас он является директором межрегионального фонда памяти членов экипажа атомной подводной лодки "Комсомолец", затонувшей несколько лет назад. Некоторое время назад Е.Чернов выступил с заявлением о том, что в гибели подводной лодки виновно командование Северного флота, не обеспечившее должную подготовку экипажа для выхода в море и техническое состояние судна. Е.Чернов считает, что выводы экспертизы о виновности его зятя А.Никитина основаны на заключении, сделанном командующим Северным флотом адмиралом Олегом Ерофеевым, который, спасая честь мундира, сводит счеты с Черновым. В свою очередь О.Ерофеев обвиняет Е.Чернова в том, что тот использует "свои измышления" для формирования через СМИ негативного отношения к О.Ерофееву, чтобы оказать давление на ход следствия по делу о тяжелой аварии на подводной лодке "Комсомолец".

5.    СУД, ПРОКУРАТУРА

Поставлена точка в деле лидера НРПР Юрия Беляева (см. [1]). Приговором суда Ю.Беляев признан виновным по ст. 74 УК в умышленном разжигании национальной розни. Ему определен срок наказания в 1 год с отсрочкой исполнения, однако тут же была применена амнистия, объявленная в связи с 50-летием победы в Великой отечественной войне. Некоторые активисты антифашистских движений недовольны таким решением суда, которое кажется им половинчатым. Однако следует отметить, что обвинительный приговор по 74-й статье вынесен в СПб впервые, да и в России в целом таких приговоров единицы. Поэтому судебное решение в деле Ю.Беляева представляет собой положительный прецедент, особенно на фоне вынесенного в прошлом году оправдательного приговора по делу откровенного фашиста Виктора Безверхого, в деле которого было ничуть не меньше оснований для обвинительного приговора, что и определило возвращение этого дела на повторное рассмотрение. Теперь это дело прекращено в связи с той же амнистией.

Прокуратура СПб объявила официальный розыск председателя правления Северного торгового банка Андрея Юнева. Как уже неоднократно сообщалось [9], крах СТБ ударил по огромному количеству простых горожан и многочисленных юридических лиц. Уголовное дело о хищении денег в СТБ было возбуждено несколько месяцев назад. Следствие обнаружено утечку почти 34 млрд рублей.

6.    ОБЩЕСТВЕННЫЕ ДВИЖЕНИЯ, ПРОФСОЮЗЫ

6.1.    Общественно-политические движения

Февраль в СПб был отмечен высокой активностью политических партий и визитами таких крупных российских политиков, как Гайдар и Явлинский.

6.1.1.    Демократический выбор России

17 февраля прошла конференция регионального отделения ДВР, на которой присутствовали лидер партии Егор Гайдар, Анатолий Чубайс и мэр СПб А.Собчак, только что вступивший в НДР. Обсуждался вопрос о выдвижении его кандидатуры на пост Президента РФ, многие участники конференции склонялись к такому решению. Собчак в своем выступлении сказал, что сегодня "демократия в опасности". Он выразил убеждение, что единого демократического кандидата найти не удастся, поэтому главной задачей либеральных сил является не выдвижение Гайдара, а предложение программы, альтернативной коммунистической. Очевидно, что целью Собчака было переориентировать ДВР на поддержку Ельцина, хотя прямо такой призыв не звучал. Чубайс, который, как стало известно вскоре после его появления на конференции петербургского ДВР, занялся организацией избирательной кампании Ельцина, тоже прямо не призывал поддержать действующего Президента, но заявил, что прохождение Гайдара во второй тур исключено. Сам Гайдар косвенно признал, что выбор его партии все больше ограничивается "производящим тяжелое впечатление Президентом и явно переоценивающим свои шансы Явлинским", причем оба не удовлетворяют в полной мере электорат ДВР [10]. Гайдар предложил конференции не выдвигать его кандидатуру в Президенты РФ. Однако конференция не приняла по этому вопросу никакого решения, отложив его до федеральной конференции партии.

6.1.2.    Региональная партия Центра ("ЯБЛОКО")

16 февраля состоялась очередная конференция РПЦ, которая на предыдущей конференции приняла решение о выдвижении своего кандидата в мэры СПб [1]. Выдвигались кандидатуры председателя политсовета РПЦ, депутата Законодательного собрания СПб Игоря Артемьева, а также депутатов Госдумы Оксаны Дмитриевой (которая, как и в предыдущей Думе, заняла пост председателя подкомитета по бюджету) и Анатолия Голова. Обсуждение показало, что наибольшее число сторонников имеют Артемьев и Дмитриева. А.Голов заявил, что не намерен баллотироваться, но рассчитывает предложить собственную программу развития СПб. О.Дмитриева сняла свою кандидатуру и поддержала выдвижение Артемьева, который и был выдвинут большинством голосов (против проголосовали 10 человек, по-видимому те, кто считал более подходящей кандидатурой О.Дмитриеву). И.Артемьеву 34 года, окончил Ленинградский государственный университет, кандидат биологических наук, специалист в области экологии. В 1990 году был избран депутатом Ленсовета, где возглавлял комиссию по экологии. В Законодательном собрании является председателем координационной группы по бюджету и финансам и председателем комиссии по городскому хозяйству. В структурах исполнительной власти не работал, но имеет неплохие контакты с первым заместителем мэра, председателем комитета по городскому хозяйству Владимиром Яковлевым, с которым РПЦ проводила консультации о возможных альянсах в вариантах "мэр Яковлев - председатель городского правительства Артемьев" или наоборот. Артемьев выступает за формирование в городе коалиционного правительства из представителей разных политических сил, в том числе и проигравших на городских выборах, но набравших значительное число голосов. Деловые качества Артемьева, его твердые демократические убеждения в сочетании с толерантностью, умением находить компромиссы, владением "аппаратными" методами, в принципе, могли бы оказаться востребованными на посту мэра СПб. Однако он не принадлежит к числу широко известных публичных политиков, поэтому для его продвижения в мэры потребуется очень активная политическая кампания и значительные средства. Фактором с отрицательным знаком может оказаться и возраст Артемьева - есть основания полагать, что петербургские избиратели при прочих равных предпочтут более "солидного" мэра. Понимая сложность задачи, РПЦ все же решила пойти на этот рискованный шаг с тем, чтобы заявить о себе как о серьезной политической силе, способной предложить городу своего мэра и свою программу. Видимо, именно по этой причине другой претендент на пост мэра - Александр Беляев, который, по некоторым сведениям, вступал в переговоры с РПЦ, не нашел поддержки. Некоторое время тому назад естественным был бы союз РПЦ с Юрием Болдыревым, однако после ухода последнего из "Яблока" его отношения с РПЦ испортились, хотя партия до последнего поддерживала Болдырева в его позиции относительно закона "О соглашениях о разделе продукции", послужившего причиной разрыва. Впрочем, нет никаких данных о том, что Ю.Болдырев будет баллотироваться в мэры СПб, несмотря на большое количество разговоров об этом.

На конференции РПЦ присутствовал лидер "ЯБЛОКА" Григорий Явлинский. Он приветствовал идею выдвижения кандидата на пост мэра СПб от РПЦ и заметил, что было бы очень полезно иметь представителей "Яблока" как в Кремле, так и в Смольном.

По окончании конференции Г.Явлинский дал пресс-конференцию. Он, в частности, сказал, что считает наивными и невыполнимыми намерения мэра СПб Собчака и губернатора Нижегородской области Немцова в случае победы коммунистов сохранить в своих регионах "демократические анклавы". Явлинский говорил о возможности и необходимости коалиции демократических сил. Однако на вопрос, снимет ли он свою кандидатуру в пользу Ельцина, если это предложат другие демократические партии, он ответил отрицательно.

Нужно отметить, что несмотря на убедительную победу "ЯБЛОКА" в СПб на выборах в Государственную Думу (см. [7]), ситуация на президентских выборах может решительно измениться, и признаки этого уже есть. Важную роль здесь могут сыграть петербургские СМИ. Особенностью информационной ситуации в СПб является то, что в ряде газет и на радио традиционно сильны позиции сторонников ДВР, которые столь же традиционно находятся в непримиримом антагонизме с "ЯБЛОКОм" (см. [7,11]). (Видимо, прежде всего петербургских активистов ДВР имел в виду Е.Гайдар, когда говорил, что некоторые сторонники ДВР "не будут голосовать за Явлинского ни при каких условиях"). Многие видные представители петербургской интеллигенции, имеющие доступ в СМИ, являются твердыми сторонниками Гайдара и не приемлют Явлинского, возлагая на него вину за раскол демократических сил и поражение ДВР. Можно считать, что активная пропаганда, настраивающая демократический электорат против поддержки Явлинского в качестве единого демократического кандидата, уже началась - в той или иной степени открыто и с разной аргументацией это прозвучало, например, в выступлениях по радио писателя и политического комментатора Якова Гордина, историка, депутата ЗС и политического комментатора Валерия Островского, историка Мочинского и других. Аналогичная "антияблочная" пропаганда во время избирательной кампании 1995 года в СПб не возымела действия, но общероссийские результаты выборов - победа коммунистов и поражение ДВР, а также наглядная демонстрация того, к чему приводит растаскивание голосов, повергли значительную часть петербургского демократического электората (как сторонников ДВР, так и "Яблока") в растерянность. Этот фон благоприятствует конструированию двухполюсной политической ситуации и облегчает задачу убедить избирателей предпочесть "меньшее из двух зол" (Ельцина - Зюганову). Подтверждением такому развитию событий служат опубликованные результаты социологического опроса, где впервые в СПб рейтинг Ельцина оказался выше рейтинга Явлинского (см. 7.1.)

6.1.3.    "Преображение Отечества"

Произошло размежевание в рядах движения ПО - его "прагматическая" часть отвергла "демократов", чего следовало ожидать, учитывая заявленную лидером движения Эдуардом Росселем поддержку переизбрания Б.Ельцина на новый срок. 9 февраля состоялась презентация регионального отделения движения "Преображение Отечества". Председатель отделения директор института "Фундаментсетьпроект" А.Деянов заявил, что прошедшие выборы показали неэффективность блокирования движения с такими партиями, как СвДПР Марины Салье и Всероссийская партия безопасности человека Николая Аржанникова. (Для сравнения: на выборах 17 декабря в А.Деянов получил 835 голосов (0,3%), Н.Аржанников - 14134 голоса, 5,2%). Региональное отделение ПО намерено активно участвовать в Президентской избирательной кампании, причем, как сказал А.Деянов, в своих рядах организация будет объединять не столько чистых политиков, сколько прагматиков - бизнесменов, строителей, научно-техническую интеллигенцию. Движение не отказывается от сотрудничества с другими объединениями. На презентации в качестве приглашенных присутствовали представители КРО, ЛДПР, НДР и "ЯБЛОКА".

6.1.4.    Националистические партии

10 февраля в СПб прошел очередной съезд НРПР. Большинство собравшихся выразили согласие с предложением Владимира Лапина о поддержке на выборах Президента РФ Геннадия Зюганова. Однако на следующий день, съезд НРПР перерос в съезд русских националистов с участием ряда мелких националистических организаций, позиция НРПР столкнулась с позицией, заявленной председателем национал-большевистской партии Эдуардом Лимоновым, который призвал поддержать Б.Ельцина. Руководителем НРПР вновь избран Юрий Беляев. Создан координационный комитет партий и движений под названием "Новый порядок".

6.1.5.    Левые

В День защитника отечества 23 февраля на Дворцовой площади состоялся митинг, организованный РКРП, Союзом офицеров, Союзом советских женщин и другими мелкими лево-коммунистическими организациями. Собралось несколько сотен человек. Выступавшие призывали к защите российских военнослужащих, выражали недоверие Президенту и правительству РФ.

6.1.6.    Другие общественные движения

Совет Санкт-Петербургской ассоциации органов территориального общественного самоуправления принял решение обратиться к Юрию Болдыреву с предложением выдвинуть свою кандидатуру на выборах мэра СПб.

Бывший депутат ГД Вячеслав Марычев (известный своими выходками в жанре парламентской клоунады) учредил Народную партию "Щит" и стал ее председателем. Учредительное собрание собрание проходило в одном из клубов на территории бывшего избирательного округа Марычева. Подавляющее большинство участников составляли пожилые люди, относившихся к мероприятию как к встрече со своим кумиром. Большинство выступлений было посвящено критике мэра СПб А.Собчака, заявлено о создании комитета "по отстранению Собчака от должности и недопущению его избрания на второй срок". Значительно меньше критики звучало в адрес правительства и Президента РФ. Поддержка того или иного кандидата на Президентских выборах не была заявлена. Марычев заявил, что намерен решительно бороться за выселение региональной организации ДВР и других демократических организаций из их помещений на Измайловском проспекте. Не исключено, что В.Марычев намерен принять участие в выборах мэра СПб. В этом случае избирательная кампания приобретет неповторимый колорит (при полном отсутствии шансов данного претендента).

6.2.    Профсоюзы

Состоялся пленум совета Федерации профсоюзов СПб и Ленинградской области с обсуждением вопроса о социальном партнерстве. Соглашения о социальном партнерстве на 1996 год до сих пор не заключены из-за разногласий по вопросам размеров зарплаты, задержек ее выплаты и тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Профсоюзы добиваются, чтобы минимальная зарплата была на уровне прожиточного минимума, а также индексации зарплаты в случае задержки.

Трехсторонняя комиссия СПб по регулированию социально-трудовых соглашений 13 февраля обсудила политику городской администрации по регулированию тарифов на оплату жилья и коммунальных услуг. Председатель Федерации профсоюзов Евгений Макаров заявил, что дальнейший рост тарифов может привести к акциям протеста в виде неоплаты коммунальных услуг как населением, так и на производстве. Он считает, что при утверждении тарифов необходимо учитывать мнение работодателей.

Мэр СПб А.Собчак сообщил, что впредь лично будет утверждать ставки тарифов.

Продолжались акции профсоюзов работников образования. Состоялось городское собрание представителей учреждений образования. Приняты обращения к Президенту и Государственной Думе, в котором Б.Ельцину предложено назначить дату для переговоров. Участники собрания настаивают на прямом телевизионном эфире. В обращении к депутатам Государственной Думы содержится просьба провести корректировку бюджета с учетом положений закона об образовании.

Работники Академии наук приняли участие во всероссийской акции протеста. Катастрофическое положение научных центров сложилось давно. Сейчас чашу терпения ученых переполнила невыплата задолженности по зарплате. В декабре прошлого и январе текущего года учреждениям Академии наук было перечислено менее 50% средств, предусмотренных федеральным бюджетом на ноябрь 1995 года. После уплаты налогов и зарплаты осталось всего 10%: С 1 февраля под угрозой закрытия оказались некоторые научно-исследовательские институты, сотрудники которых отправлены в неоплачиваемые отпуска. Долг госбюджета составляет 250 млрд. рублей, при этом все учреждения обязаны платить налоги.

На своем собрании представители институтов РАН говорили о том, что правительство РФ проводит политику сознательной деморализации ученых - средняя зарплата сотрудников РАН равна стоимости трех месячных проездных билетов в метро. Один из выступавших сказал; "гении творили даже в тюрьме, но я не знаю людей, которые творили бы на помойке".

Сформулированы требования к Президенту и правительству РФ: срочно погасить задолженность по зарплате и частично - по коммунальным платежам; предусмотреть на первый квартал финансирование в размере не менее 500 млрд. рублей; подготовить до 1 марта поправки к федеральному бюджету, увеличив расходы по статье "Фундаментальные исследования" до 20 триллионов рублей.

Под давлением акций протеста министерство финансов РФ распорядилось выделить Академии наук 50 млрд рублей и погасить оставшиеся долги к 25 февраля.

Исполком общественного движения "Единство ради прогресса" провел социологический опрос среди руководителей профсоюзных организаций федерации профсоюзов СПб и Ленинградской области об отношении профсоюзов к политическим общественным движениям как возможным союзникам. По мнению опрошенных, союзниками профсоюзов могли бы быть КПРФ (65,3%) и "ЯБЛОКО" (31,8%). Согласие иметь дело с другими объединениями распределилось следующим образом: с АПР - 18,8; с ПСТ 18,4; с "Женщинами России" - 13,1; с КРО - 12,2; с ортодоксальными коммунистами - 7,8%; с ДВР - 6,5; с НДР - 5,3%; с ЛДПР - 2%.

7.    ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ

7.1.    Отношение к претендентам на пост Президента РФ

Исследовательская фирма СНИЦ провела общегородской репрезентативный телефонный опрос 1007 петербуржцев.

Вопрос 1: "Кого из следующих кандидатов вы хотели бы видеть на посту Президента: Ельцина, Зюганова, Жириновского, Лебедя, Явлинского, Святослава Федорова или кого-то другого?"

 

Ответы (%):

Б.Ельцин

17

Г.Явлинский

16

С.Федоров

13

А.Лебедь

9

Г.Зюганов

5

В.Жириновский

3

Из числа других названных респондентами кандидатур:

 

В.Черномырдин

2

Е.Гайдар

2

Б.Федоров

2

Другие

3

Затруднились

28

Отказались отвечать

2

 

Вопрос 2: "Если придется выбирать нового Президента только из двух кандидатов: Ельцина и Зюганова, то кого из них вы бы поддержали?"

Ответы (%):

 

Б.Ельцин

42

Г.Зюгнов

19

Никого

22

Затруднились

15

Отказались отвечать

2

 

Вопрос 3: выбор Президента из двух кандидатов сторонниками других политических деятелей.

 

Кого бы вы хотели видеть Президентом (1-ый тур)

За кого готовы голосовать во втором туре (в случае выхода Ельцина и Зюганова)

 

Ельцин

Зюганов

ни за кого

затрудняюсь

Электорат Явлинского

45

16

29

10

Электорат С.Федорова

44

14

31

11

Электорат А.Лебедя

16

39

29

16

Электорат В.Жириновского

18

39

36

7

 

Обращает на себя внимание резкое отличие картины электоральных предпочтений петербуржцев в отношении президентских выборов от той, которая наблюдалась на выборах в Думу. Это касается прежде всего рейтинга Г.Зюганова как представителя КПРФ, которая заняла 17 декабря в СПб второе место (13,2%). То же можно отнести к рейтингу Ельцина, если условно считать его представителем партии власти - НДР, которая заняла на выборах в Думу третье место (12,8%). Рейтинг С.Федорова оказался значительно выше рейтинга его партии (5-е место, 6,5%). В отличие от этих претендентов, рейтинг Явлинского в точности соответствует рейтингу "Яблока" (первое место на выборах в Думу, 16%), что свидетельствует о четкой идентификации этого кандидата с возглавляемым им политическим движением.

1.1.    Отношение к официальной информации в СМИ

Независимый аналитический центр провел в феврале опрос жителей Москвы и СПб о доверии официальной информации в передачах ТВ. Информации телеканала НТВ доверяют 34% петербуржцев (52% москвичей), ОРТ - соответственно 20 и 18%, РТВ - 15 и 11%, "Петербург - 5-й канал" - 17% и 1%.

Источники:

1. Драбкина Т.М. Санкт-Петербург и Ленинградская область в январе 1996 года. // Политический мониторинг. - М.- ИГПИ. 1996, №1.

2. Сердитов А. Питерские депутаты обещают помочь городу, но не мэру // Смена. - СПб, 1996. - 13 февраля, № 34. - С.1.

3.Ипатова Н. Депутатам очень дороги законы. Особенно - бюджетные // Смена. - СПб, 1996. - 21 февраля. - № 41. - С. 4.

4. Драбкина Т.М. Санкт-Петербург и Ленинградская область в марте 1995 года. // Политический мониторинг. - М.- ИГПИ. - 1995, №3.

5. Драбкина Т.М. Санкт-Петербург и Ленинградская область в апреле 1995 года. // Политический мониторинг. - М.- ИГПИ. - 1995, №4.

6. Драбкина Т.М. Санкт-Петербург и Ленинградская область в мае 1995 года. // Политический мониторинг. - М.- ИГПИ. - 1995, №5.

7. Драбкина Т.М. Санкт-Петербург и Ленинградская область в декабре 1995 года. // Политический мониторинг. - М.- ИГПИ. - 1995, №12.

8. Ипатова Н. Искренность сожалений Центробанка вызывает сомнения // Смена. - СПб. - 1996. - 16 февраля. - №37-38. - С. 3.

9. Драбкина Т.М. Санкт-Петербург и Ленинградская область в августе 1995 года. // Политический мониторинг. - М.- ИГПИ. - 1995, №8.

10. Сердитов А. Чубайс подталкивает "Выбор России" к Ельцину? // Смена. - СПб. - 1996. - 20 февраля. - № 40. - С. 2.

11. Драбкина Т.М. Санкт-Петербург и Ленинградская область в ноябре 1995 года. // Политический мониторинг. - М.- ИГПИ. - 1995, №11.