Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Приморский край

ю.Сименидо

ВЛАДИМИРСКАЯ область

в марте 1996 года

1.    Политическая жизнь (деятельность законодательной и исполнительной власти)

1.1.    О законодательной власти

Заседание Законодательного Собрания (ЗС) области 1 марта началось с сообщения его председателя Н.В.Виноградова о ситуации с выплатами заработной платы, пенсий и пособий. Задолженность по зарплате на предприятиях и в организациях разных форм собственности составляет на начало марта 134 млрд. рублей, в том числе в бюджетной сфере - 9,8 млрд. рублей. Кредиторская задолженность государственных предприятий - несколько меньше 300 млрд. рублей. Администрация области создала особую комиссию по проверке предприятий - должников. Однако, по мнению председателя ЗС, "выплатить в марте заработную плату, пенсии и пособия, что вроде бы обещано народу Президентом, нереально".

Затем члены ЗС обсуждали проект бюджета области на 1996 год - в третий раз. (Напомним, что 26 января проект был принят "за основу". 21 февраля, при рассмотрении в первом чтении, решение от 26 января было отменено и проект передан в согласительную комиссию из представителей ЗС, областной администрации, органов местного самоуправления - для уточнения основных показателей бюджета.) Согласительная комиссия работала интенсивно и поправок к проекту представила много. Обсуждение их было долгим и, временами, резким; большинство поправок было принято. В конечном счете бюджет на текущий год был утвержден сразу в трех чтениях и направлен на рассмотрение главы областной администрации.

Председатель комитета ЗС по социальной политике Ю.А.Леонтьев доложил коллегам о том, что все предусмотренные на 1995 год областные целевые социальные программы выполнены, администрация области готовит для представления в ЗС проекты новых долгосрочных программ. [1-3]

Позднее глава администрации области Ю.В.Власов подписал закон о бюджете области. Расходы бюджета определены в размере 1209,393 млрд. рублей, "исходя из прогнозируемого объема доходов 1143,978 млрд. рублей", предельный размер дефицита бюджета установлен в сумме 65,415 млрд. рублей. В последнем варианте бюджета прошлого года (корректировка его прошла в октябре 1995 года) дефицит "весил" 2,66 процента от суммы расходов, а сейчас - 5,41 процента.

Интерес представляют некоторые особенности бюджета. Так, 85,6 млрд. рублей (7.1%) предназначено на социальную поддержку населения, выполнение областных целевых социальных программ, поддержку молодежи и инвалидов, удешевление питания в учебных заведениях и т.п. 125,5 млрд. рублей (10.4%) предусмотрено на нужды здравоохранения (более 98 процентов от выделенной по статье суммы), физической культуры и спорта. Расходы на образование составляют 31,4 млрд. рублей (2.6%), а на развитие культуры и искусства - 23,4 млрд. рублей (1.9%). Суммарный вес этих четырех "социально - культурных" статей в бюджете нынешнего года 21,95 процента против 21,42 процента по последнему варианту бюджета 1995 года.

Фонд финансовой поддержки территорий области образован в сумме 570,0 млрд. рублей (веса этой статьи, соответственно, 47,13 и 33,05 процентов). Расходы по формированию целевых фондов запланированы в сумме 156,7 млрд. рублей (среди них: фонд поддержки агропромышленного комплекса - 42,3 млрд., в том числе на поддержку фермерства 500 млн., 1,7 млрд. - фонд поддержки предпринимательства и малого бизнеса; фонд непредвиденных расходов сокращен почти на 26 млрд. и составит 20 млрд. рублей.) На государственное управление предусмотрено израсходовать 33,4 млрд. рублей, но в эту сумму не включены расходы на содержание аппарата администрации области. До тех пор, пока последняя не представит свою новую структуру и схему управления областью в ЗС и эти документы не будут утверждены, финансирование аппарата администрации будет таким же, как в четвертом квартале прошлого года.

"Бунтовавшему" против бюджетных решений ЗС областному центру (горсовет г.Владимира предлагал пересмотреть нормативы отчислений в местные бюджеты в пользу территорий - "доноров") выделена субвенция в размере... 20 млрд. рублей: это лишь примерно десятая часть того, что город Владимир рассчитывал получить. [4]

Очередное заседание ЗС состоялось 27 марта, во вторую годовщину выборов этого органа. В третий раз депутаты принялись обсуждать структуру областной администрации. При первом обсуждении, в январе с.г., они предложили администрации представить и схему управления областью, а потом решили рассмотреть комплекс документов в комитетах. В результате перед заседанием 27 марта появился проект решения, предлагающий в очередной раз отклонить и структуру и схему управления. На самом заседании депутаты несколько часов задавали вопросы, причем в первую очередь по поводу не этих упомянутых документов, а по штатному расписанию и численности аппарата администрации (хотя как раз эти последние вопросы, по словам председателя ЗС Н.В.Виноградова, "не наша компетенция"). У обозревателя "Призыва" Н.Новожиловой возник естественный вопрос: "чем же занимались комитеты ЗС в течение трех месяцев (с момента представления структуры администрацией), если на заседании со стороны депутатов сыпались бесчисленные вопросы?". Депутат С.Н.Соколов, первый заместитель главы областной администрации, заметил, что "очередное выяснение функций департаментов и отделов выглядит как круговое движение, цель которого - затянуть утверждение структуры под любыми предлогами."

В конце концов ЗС решило: представленные документы не утверждать; образовать совместную с администрацией рабочую группу по совершенствованию структуры (ЗС в ней представляют Н.В.Виноградов и председатели двух комитетов С.К.Князьков и Ю.А.Леонтьев), а также рекомендовать администрации, во-первых, не превышать численности аппарата, которая была в начале 1995 года, во-вторых, представить новый вариант структуры, с учетом замечаний ЗС, к 20 апреля.

Были рассмотрены и утверждены бюджет областного фонда социальной поддержки населения и смета доходов и расходов областного экологического фонда на 1996 год. Наконец, после очередного обсуждения был принят закон "О регистрации уставов муниципальных образований". Вето главы обладминистрации помог депутатам преодолеть сам Ю.В.Власов: именно он предложил поправку по самому спорному вопросу (устав подписывает не один человек - либо от представительной, либо от исполнительной власти, а руководители обеих ветвей местной власти), которая позволила найти согласие.

В первом чтении были приняты два важных для жизни области законопроекта - о порядке управления и распоряжения имуществом государственной собственности Владимирской области и об упрощенной системе налогообложения малого предпринимательства. Были рассмотрены и другие вопросы жизни области. [5, 6]

Член Совета Федерации, председатель ЗС области Н.В.Виноградов на пресс-конференции 28 марта, рассказав о своем участии в заседании, посвященном известному постановлению Государственной Думы о Беловежских соглашениях, заявил, что "решение Государственной Думы было продиктовано стремлением дать политическую оценку событиям 1991 года и отнюдь не связано с желанием отвергнуть действующую Конституцию России и подвергнуть сомнению экономические и политические договоры, подписанные после развала СССР." [6]

На первом в 1996 году заседании областной избирательной комиссии, состоявшемся 29 марта, одобрены составы территориальных избирательных комиссий, обсуждена "Программа повышения правовой культуры избирателей и организаторов избирательного процесса" (рассмотрение ее будет продолжено), утверждены рабочие группы - по контролю за работой автоматизированной информационной системы "Выборы" и по проверке подлинности подписей на подписных листах за кандидатов в президенты, отправляемых в Москву. Принято решение о регулярном выпуске специального информационного бюллетеня облизбиркома.

1.2.    Об исполнительной власти

5 марта глава обладминистрации Ю.В.Власов провел очередную пресс-конференцию. "Главная задача обладминистрации сегодня - своевременная выплата зарплаты. С бюджетными организациями эта проблема в ближайшее время будет решена. Сложнее - с работниками промышленных, в первую очередь оборонных, предприятий. Вместе с задолженностями по выплате пенсий и пособий населению долг федеральных структур области превысил 1 трлн. рублей. Так что без помощи Москвы рассчитаться с населением едва ли удастся."

"Администрация области постоянно ищет источники финансирования для поддержки товаропроизводителей. Но на величину льгот, представляемых успешно работающим предприятиям (как было в прошлом году - Ю.С.), Правительство грозит уменьшить отчисления области по трансферту." Ю.В.Власов, как член Совета Федерации, намерен добиться отмены такого решения Правительства. В то же время необходим жесткий контроль за использованием средств в рамках областной программы стабилизации промышленности.

По поводу принятого ЗС при утверждении бюджета области решения о финансировании обладминистрации (см. выше - п.1.1), ее глава заявил, что "необходимые документы давно представлены в ЗС; нужно создать согласительную комиссию, которая учтет и интересы исполнительной власти, и предложения законодательной". Он выразил сомнения в целесообразности сокращения аппарата администрации до выборов в декабре: "Придут новый руководитель областной администрации и новый состав ЗС - они и решат, сокращать или увеличивать штаты". Но все же - если компромисс с ЗС не удастся -аппарат обладминистрации, весьма вероятно, будет на 10 процентов сокращен. [3, 7]

Пресс-группа областной прокуратуры опубликовала [8] сообщение о дальнейших действиях прокурора области В.О.Колотилова по разрешению ненормальной ситуации, когда ряд государственных и муниципальных служащих, в нарушение Федерального закона "Об основах государственной службы РФ" являются депутатами ЗС области [9]. ЗС практически не реагировало на соответствующее представление прокуратуры и "до настоящего времени не выполнило" требование указанного Закона привести в соответствие с ним "свои нормативные правовые акты". Поэтому прокурор области направил в областной суд заявление, в котором предложил "признать недействительными статьи областного закона "О статусе депутата ЗС", разрешающие депутатам являться одновременно должностным лицом администрации области, администрации городов и районов, а также осуществлять свои полномочия без отрыва от основной производственной и служебной деятельности".

Лейтмотивом пресс-конференции Ю.В.Власова 26 марта снова было положение с выплатами зарплаты, пенсий и пособий населению. Ситуация продолжала оставаться сложной. Глава администрации продолжил тему о соблюдении закона о государственной службе. Он считает, что вероятность роспуска ЗС невелика. "Скорее всего, его нынешний состав просуществует до декабря, если же позиция прокурора области будет поддержана судебными инстанциями - до осени. В нескольких регионах уже прошли судебные разбирательства по аналогичным ситуациям, и из-за двоякого толкования законов количество положительных и отрицательных решений примерно одинаково." [10]

2.    Экономика

4 марта заместитель главы обладминистрации, председатель комитета по управлению госимуществом Ю.Н.Лапыгин доложил на очередном заседании коллегии обладминистрации об итогах работы по приватизации объектов государственной собственности в 1995 году. В течение года на продажу были выставлены пакеты акций предприятий общей номинальной стоимостью 768 млн. рублей, из них проданы - стоимостью 437 млн.рублей. Общая выручка от этих продаж составила 14,4 млрд. рублей. Акции 21 предприятия были выставлены на инвестиционные конкурсы, по их итогам заключены 14 договоров, позволяющих привлечь инвестиции в размере 30,7 млрд. рублей и 3,44 млн. долларов. За 1995 год реально поступили на предприятия: 22 млрд. рублей, 1 млн. USD и 750 тыс. DM.

Cумма, полученная по итогам выкупа 33 приватизированными предприятиями земельных участков, на которых они расположены, составила 8384 млн. рублей.

Доходы от приватизации за 1995 год составили 22144 млн. рублей, в том числе в федеральный бюджет перечислено 8131 млн., а в областной - 2976 млн. рублей. Получено 2208 млн. рублей дивидендов по акциям, закрепленным в государственной собственности, и 1139 млн. рублей доходов от сдачи в аренду государственного имущества. Приватизированным предприятиям направлено 3,15 млрд. рублей.

Не оправдались пессимистические прогнозы о массовом банкротстве предприятий. В прошлом году на коммерческих конкурсах проданы лишь два предприятия - банкрота: Владимирская текстильно-галантерейная фабрика - за 520 млн. рублей, стеклозавод "Красное пламя" (Александровский район) - за 120 млн. рублей. Территориальное агентство Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) обследовало 85 предприятий; на учет, по критериям неплатежеспособности, поставлено 20 предприятий, относящихся к собственности Владимирской области. На 7 предприятиях проводится внешнее управление имуществом; областной арбитражный суд признал банкротами 7 предприятий.

В настоящее время в области на долю негосударственного сектора приходится 75 процентов выпускаемой промышленной продукции, 80 процентов общего объема капитальных вложений, 84 процента выполненных подрядных работ в строительстве, основной объем грузоперевозок. Можно сказать, что разгосударствление собственности в области в основном завершено. [4]

В начале марта две крупных птицефабрики под Владимиром, эффективная работа которых крайне важна для жителей области, оказались под угрозой закрытия. Причина - отсутствие комбикормов, точнее средств на их предоплату, а также и плату за энергию. Депутат Государственной Думы, член АПР Г.И.Чуркин способствовал срочной встрече делегации владимирцев во главе с заместителем главы областной администрации С.В.Захаревичем с вице-премьером А.Х.Заверюхой. Последний обещал, что во втором квартале стоимость кормов будет птицефабрикам компенсирована, и поддержал проект решения Правительства о выделении им целевого кредита в размере 3,4 млрд. рублей. Для производства "птичьих" комбикормов разрешено использовать часть федеральных запасов зерна, размещенных на территории области. [11]

Другой депутат Государственной Думы от Владимирской области Е.В.Бученков рассказал о ходе проведенных 13 марта парламентских слушаний по вопросу невыплат заработной платы на предприятиях военно-промышленного комплекса.

"Невыплаты эти связаны с тем, что не оплачена продукция, поставленная по государственному оборонному заказу. За 1995 год федеральные органы не уплатили предприятиям ВПК 5,7 триллионов рублей, в том числе Министерство обороны - 4,7 трлн. (3,7 трлн. за поставленную продукцию и 1 трлн. за выполненные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы), поэтому образовался долг этим предприятиям в размере 1,5 трлн. рублей.

В частности, по предприятиям Владимирской области задолженность за 1995 год составляет 109 млрд. рублей. Только заводу имени Дегтярева (находится в Коврове, центре избирательного округа, представляемого Е.В.Бученковым) должны 18,2 млрд. рублей (из них 5,4 млрд. - долги по зарплате). И в нынешнем году ситуация не меняется: задолженность оборонным предприятиям области на 26 февраля - 33 млрд. рублей, на 4 марта - 27,3 млрд. рублей. Министр финансов РФ В.Г.Пансков заявил на слушаниях, что не весь долг ВПК будет выплачен из федерального бюджета, а только то, что причитается предприятиям за выполнение госзаказа.

Ни Президент, ни Правительство не исполняют федеральный закон "О государственном оборонном заказе" именно в части сроков и размещения госзаказа и авансирования работ. Более того, оборонный заказ на 1996 год до предприятий не доведен вообще.

Под угрозой срыва выполнение заключенного Правительством контракта на 27 млн. долларов на поставку заводом им. Дегтярева военной продукции в Словакию. Правительство его не профинансировало. Аналогичное положение с выполнением контракта для Кореи. Все, что зависело от руководства предприятия, было сделано. Под запуск производства взят кредит на сумму более 100 млрд. рублей... но Правительство снова подвело.

Даже если рабочие получат зарплату в марте, не исключено, что подобная ситуация повторится и дальше, ибо порочная система финансирования оборонного бюджета сохраняется." [12]

Администрация г. Владимира немедленно прореагировала на появившуюся в "Комсомольской правде" заметку, в которой, в частности, было сообщено (со ссылкой на Владоблстат), что "Владимир по-прежнему остается самым дорогим городом Центральной России" по стоимости минимальной месячной продуктовой корзины. Данные "Комсомольской правды" были опровергнуты с помощью того же областного комитета госстатистики, предоставившего соответствующую информацию за январь - март. (Напомним, что до октября 1995 года эти материалы, как и информация об уровне заработной платы в отраслях экономики области, регулярно появлялись на страницах "Молвы" и, соответственно, в наших обзорах. Но после специального письма из Госкомстата эта практика прекратилась. Похоже, что только экстраординарные обстоятельства - просьба городской администрации - поспособствовали появлению новой публикации.)

Данные о стоимости продуктового набора в семи областных центрах Центрального района РФ в январе - марте 1996 года приведены в таблице 1. [13]

Таблица 1

В таблице указана стоимость набора из 19 основных продуктов питания(тыс. рублей) и место в ряду областных центров

 

Областные центры

29.01.

12.02.

26.02.

04.03.

Тверь

231.0/1

236.2/1

242.3/1

242.3/1

Ярославль

225.7/2

232.9/2

230.1/3

236.6/2

Иваново

222.6/3

226.4/4

230.9/2

231.0/3

Рязань

220.5/6

227.6/3

228.1/4

228.2/5

Владимир

221.6/5

222.3/6

225.3/5

228.5/4

Нижний Новгород

222.5/4

223.0/5

223.2/6

223.7/6

Кострома

212.4/7

217.4/7

219.7/7

220.2/7

 

Очевидно, что по данным официальной статистики, уверенно "лидирует" Тверь, а не Владимир. Остается загадкой - каков источник информации автора "Комсомольской правды"?

2.    Другие события в жизни области

13 марта состоялось учредительное заседание областной организации общероссийского общественного движения в поддержку Б.Н.Ельцина на президентских выборах.

Открыл собрание единомышленников глава администрации области Ю.В.Власов. До сих пор он старался не афишировать (по крайней мере публично) свои политические пристрастия. В этот же раз он четко определил свою позицию: "...переход власти в стране к коммунистам чреват такими новыми экспериментами, которых население уже не переживет, а обещанная Зюгановым частичная национализация обернется кровавой экспроприацией собственности, - следовательно, другого пути, кроме демократии и реформ, быть не может".

Полномочный представитель Президента РФ Н.С.Егоров в кратком выступлении поддержал Ю.В.Власова, призвал "забыть обиды на Ельцина", объединиться против "изощренного и коварного соперника"; по его мнению, "страшен не сам Зюганов, а те ортодоксы, которые стоят за ним".

Стоит выделить мысль редактора "Призыва" М.А.Буянова: "Если демократы войдут в предвыборную кампанию с тактикой "против коммунистов - за демократов", то будут обречены на поражение, потому что многие люди далеки от политики. Вопрос должен стоять иначе - "либо за реформы, либо против"." [8, 14, 15]

После выступлений многих других представителей общественности, говоривших о различных аспектах ведения предвыборной кампании, были решены оргвопросы. Председателем областной организации в поддержку Б.Н.Ельцина избран Ю.В.Власов, его заместителями - профессор Муромского филиала Владгостехуниверситета Е.Ю.Фирсов (руководитель областной организации движения "Наш дом - Россия") и заместитель главы областной администрации В.М.Вильдяев. Последний практически возглавил работу организации. Он взял отпуск без содержания для работы в этой общественной должности, что сразу же вызвало острую реакцию некоторых депутатов ЗС - коммунистов: если заместитель главы администрации по экологии и работе с территориями ушел в такой отпуск - значит должность эта в структуре обладминистрации не нужна. [5]

Одновременно с сообщением о создании областной организации в поддержку Б.Н.Ельцина некоторые газеты опубликовали под рубрикой "позиция" пространное заявление Н.С.Егорова. "Мое положение не позволяет мне заниматься агитацией в канун президентских выборов, но высказать кое-какие мысли по этому поводу я все же имею право. ...Во все времена я говорил только то, что думаю." (Надо заметить, что г-н Егоров, ставший в "годы перестройки" из председателя колхоза секретарем райкома КПСС, а затем депутатом Верховного Совета РСФСР, отстаивавший в свое время идею реформирования правящей партии, здесь не лукавит.) И далее следуют различные доводы в обоснование мысли, вынесенной "Молвой" в заголовок публикации, - "Коммунистический реванш ввергнет страну в тоталитарное прошлое".

Приведем небольшой характерный фрагмент: "Реформирование никогда не происходит безболезненно, да еще в условиях такого жесткого противостояния, непонимания и вполне понятного нетерпения. ...Те, кто совсем не видит перемен к лучшему, либо лукавят, либо преследуют вполне конкретные политические цели. Мы не только удержались на краю пропасти, но и стали отходить от нее. Не повернуть бы только обратно после июньских выборов. Эксплуатируя свойство человеческой памяти - забывать плохое, идеологи вселенского равенства, братства и счастья внушают доверчивому российскому избирателю, что предстоящие президентские выборы ничего не решают, что программные идеи той силы, которая зовет и тащит общество во вчерашний день, не идут вразрез с проводимыми в стране реформами. Мол, и свободы всяческие останутся, и на собственность никто посягать не собирается. То есть обещают то, во что сами не верят." [15]

Через несколько дней, как и следовало ожидать, последовал ответ. Подписал его Е.Б.Лимонов (председатель Владимирского городского совета народных депутатов), но только как член Центральной контрольно-ревизионной комиссии КПРФ. И из этого документа - небольшой характерный фрагмент: "Сегодня правительство не имеет ни планов, ни программы выхода из кризиса. Все, что есть - "треп" о реформах да послание президента как образец политической мифологии. ...Я согласен с характеристикой нашего состояния по Черномырдину - "стабилизация", но только на дне пропасти (экономической, политической, социальной). ...Наши оппоненты и противники представляют нас ортодоксами и догматиками, цель которых - реванш и репрессии. Мягко говоря, это - клевета и политическая вульгарщина. Мы верны всему лучшему, что было в ленинской партии и не имеем ничего общего с "горбачевщиной". Коммунисты отвергают все формы политического экстремизма. Компартия отстаивает движение к новой, возрожденной России, России народовластия, справедливости и социального равенства. Именно поэтому партия народа победила партию власти с ее деньгами, средствами массовой информации и танками на декабрьских выборах. Наше дело правое!" [13]

12 - 15 марта в области находилась делегация из области Ноград (Венгрия). В свое время обе области связывали партнерские отношения; после некоторого затишья они возобновляются. В составе делегации - представители законодательной власти, промышленных, аграрных, предпринимательских структур. В ходе встреч и переговоров с руководителями администрации Владимирской области, депутатами ЗС, членами Ассоциации товаропроизводителей и предпринимателей были обсуждены вопросы взаимодействия предприятий различных сфер экономики, сотрудничества по вопросам природопользования, здравоохранения, туризма и спорта. Подписаны соответствующие документы о взаимовыгодном сотрудничестве. [8, 16]

16 - 24 марта во Владимире проходил учебный семинар лидеров молодежных неправительственных организаций стран - членов Совета Европы. Участвовали в нем 22 представителя разных регионов России (в том числе пятеро - из Владимирской области) и 16 человек из стран Западной Европы. Впервые такой международный семинар состоялся в России. Организовали и финансировали его Совет Европы, Комитет РФ по делам молодежи и Национальный совет молодежных объединений России. По словам ответственного секретаря последней организации Ю.А.Цыпкина (он, кстати, проиграв выборы в Государственную Думу по Владимирскому округу, старается и далее продолжать активные контакты с различными людьми и организациями в области), "мы рассмотрели в первую очередь молодежные проблемы в свете защиты прав человека, оказали определенную методическую и консультативную помощь представителям неформальных молодежных организаций; разработаны планы деятельности, изысканы возможные источники финансирования как у нас в стране, так и за рубежом".

Следующая сессия семинара в том же составе пройдет через полгода в Будапеште. [17]

Источники

1. Всполье. - 1996. - № 28. - 2 марта.

2. Призыв. - 1996. - № 42. - 5 марта.

3. Всполье. - 1996. - № 30. - 6 марта.

4. Призыв. - 1996. - № 54. - 22 марта.

5. Призыв. - 1996. - № 59. - 29 марта.

6. Всполье. - 1996. - № 42. - 29 марта.

7. Молва. - 1996. - № 28. - 7 марта.

8. Призыв. - 1996. - № 50. - 16 марта.

9. Сименидо Ю. Владимирская область в январе 1996 года.

10. Призыв. - 1996. - № 57. - 27 марта.

11. Молва. - 1996. - № 31. - 14 марта.

12. Всполье. - 1996. - № 35. - 16 марта.

13. Молва. - 1996. - № 34. - 21 марта.

14. Всполье. - 1996. - № 34. - 15 марта.

15. Молва. - 1996. - № 32. - 16 марта.

16. Всполье. - 1996. - № 33. - 13 марта.

17. Всполье. - 1996. - № 40. - 26 марта.