Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Волгоградская область

Сергей Гуцакис

Волгоградская область

в марте 1996 года

1.    Волгоградская областная Дума и региональные власти

В последние месяцы областная Дума работает все более слаженно и эффективно. Практически ежемесячно проводится по два пленарных заседания (в отличие от раннего периода, когда заседания проводились раз в месяц). В предыдущем обзоре мы уже отразили итоги первого мартовского заседания, поэтому теперь коснемся результатов заседаний, состоявшихся 14.03.96 г. и 04.04.96 г. Их основной тематикой явились вопросы наполнения областного бюджета, основными способом здесь является как взимание отдельных целевых местных сборов, так и формирование общей налоговой системы на территории области, завершившееся принятием соответствующего закона на последнем заседании Думы.

Принятию этих актов предшествовала достаточно напряженная полемика как на пленарных заседаниях, так и в постоянных комиссиях Думы. Что и немудрено, ибо, как справедливо заметил один из присутствовавших, "вопрос-то самый "шкурный". Промышленное лобби, выразителем интересов которого давно и справедливо считается депутат В.Новиков, до избрания работавший на крупном оборонном предприятии, отстаивало возможно большие масштабы налоговых льгот. Весомым аргументом в данном споре со стороны промышленников явилась апелляция к авторитету главы администрации области И.Шабунина, посчитавшего возможным в недалеком прошлом прогнозировать в качестве достижимого в среднем 12-процентный рост промышленного производства в текущем году. Логика в этом случае известна: экономическое стимулирование за счет льготного налогообложения в дальнейшем вызовет нарастание объема прибыли и, соответственно, увеличение налоговых поступлений в бюджет. Улита едет, когда-то будет, говаривали в таких случаях в народе. А пока подобные соображения привели к тому, что, если в прошедшем году таких льгот предусматривалось на сумму в 60 млрд. рублей, то в нынешнем их было запроектировано ровно вдвое больше. Это дало основания председателю бюджетной комиссии Думы В.Попову заявить: "Да ведь эдак у нас получается не закон о налогах, а закон о налоговых льготах!". По данному поводу также высказывались опасения, что федеральное правительство способно будет в таком случае отреагировать уменьшением трансферта. Впрочем, эти опасения не нашли подтверждения со стороны областной администрации, не считающей возможным такое развитие событий.

Между тем администрация области нуждается в средствах уже в настоящее время, поскольку большинство федеральных ресурсов отвлечено на погашение долгов по заработной плате, а потому крайне мало надежды на получение обещанных средств для целевых областных программ, приема ведомственного жилья и иных расходов. Поэтому Дума по просьбе первого заместителя главы администрации области Л.Кириченко вотировала предоставление администрации права получения краткосрочного кредита в Альфа-банке. Полугодовой кредит планируется взять в объеме 50 млрд. рублей в денежной форме под 69 процентов годовых и 100 млрд. рублей в виде векселей под 27 процентов годовых. Полученные средства в равных долях администрация планирует направить на погашение долгов по зарплате, капстроительство и агропромышленной корпорации. Погашение кредита предусматривается как за счет федеральных поступлений, так и внутриобластных доходов.

Конечно, по совокупности описанная политика - отнюдь не проедание фамильного серебра, однако тенденция обращает на себя внимание.

Представляется примечательным еще одно решение областной Думы по данной проблематике. Опираясь на то, что принятый месяц назад дополнительный 100-рублевый сбор с каждого проданного литра горючего обеспечивает поступление в бюджет ежедневно около 150 млн. рублей и потому должен считаться весьма эффективным (результаты по соответствующему сбору на алкогольные напитки пока не получены), администрация в тех же декларируемых целях изыскания финансовых средств для исполнения Закона о ветеранах предложила, а Дума, как ранее писалось, приговорила ввести дополнительный сбор на розничную продажу импортных (кроме стран СНГ и Болгарии) сигарет. Теперь с 15 мая сего года на каждую пачку данного товара вводится специальная наценка в размере 300 рублей, которая будет обеспечиваться приобретением в облфинуправлении розничными торговцами специальных марок. Планируется получить подобным путем около 12 млрд. рублей.

Ранее в предыдущих материалах мы уже позволили себе заметить, что в излишних социальных сантиментах Л.Кириченко упрекнуть сложно.

В это же русло укладывается состоявшееся 26.03.96г. решение областной энергетической комиссии под председательством Л.Кириченко о повышении с 1 апреля тарифов на электроэнергию на 20 процентов для всех категорий потребителей. Немедленно на данное решение  последовал совместный протест со стороны председателя Волгоградской городской Думы Н.Максюты и председателя облсовпрофа В.Кобозева. Названный протест имеет форму обращения к депутатам Госдумы от округов Волгоградской области А.Апариной, Д.Куликову, М.Таранцову (все- КПРФ), а также В.Плотникову (АПР). Он также адресован председателю и депутатам Волгоградской областной Думы и главе администрации области И.Шабунину. Подписавшиеся предлагают рассмотреть этот вопрос во всех названных инстанциях и "не допустить роста цен на энергоносители". В качестве аргументов естественно выступает защита интересов как избирателей, так и предприятий и товаропроизводителей. Указанный конфликт представляет несомненный интерес прежде всего не с точки зрения региональных противоречий, то есть противоречий областного и городского руководства, хотя отчасти подобный элемент в нем присутствует и/или может быть использован в межэлитной борьбе. Представляется более интересным рассмотреть его под углом противоречий между устоявшейся экономической политикой и намерениями в этой сфере коммунистов. Кажется, что действия Н.Максюты вполне логично вытекают из его приверженности КПРФ. В этом же ключе необходимо упомянуть о создании про городской Думе Волгограда в прошедшем месяце совета директоров крупных промышленных предприятий - кстати, с созданием соответствующего аппарата из т.н. "освобожденных работников". Налицо, таким образом, практические шаги по защите “станового хребта отечественной промышленности”. Эти же меры упакованы в подобающие одежды отстаивания интересов трудящихся. В этой связи представляется интересным оценить первые результаты аналогичных действий, предпринятых городской Думой в прошедшем месяце, имея в виду последствия изложенного в предыдущем обзоре понижения ею стоимости проезда на городском электротранспорте с 1000 до 600 рублей. В прессе приводятся многочисленные положительные оценки данного шага избирателями, безусловно способствовавшего росту популярности как городской Думы, так и ее депутатов. За исключением, разумеется персонала ПО "Волгоградэлектротранс", встретившего подобное решение в штыки и не преминувшего в самой резкой форме высказать свои оценки во время встречи с депутатами городской Думы 20.03.96 г. в выступлениях как руководства, так и рядовых работников предприятия. Народные избранники остались непреклонны и мотивировали свое решение не только правом городских властей определять данные тарифы, но и тем, что нищие волгоградцы подобную завышенную цену за проезд платить не в силах. Практически в отсутствие средств "Волгоградэлектротранс" предпринял шаги по уменьшению расходов, выразившиеся в направлении в отпуска нескольких десятков водителей и общему сокращению на 20 процентов интенсивности движения трамваев и троллейбусов. В результате в марте время ожидания транспорта на остановках значительно возросло, не говоря уж о его наполняемости в часы пик и редкости появления в вечерние часы. Разумеется, сейчас в городском бюджете предпринимаются попытки изыскать средства на дополнительные дотации по транспорту.

В этой связи любопытна позиция главы администрации Волгограда Ю.Чехова, стоявшего в некотором отдалении от этих споров. В дальнейшем  подобная позиция представляется невозможной, так как губернатор области И.Шабунин в связи с данным конфликтом решил передать ему свои полномочия в области  ценообразования на транспорте, вытекающие из правительственного постановления.

Оставим читателю право решить, какие из экономических шагов более рациональны, не забывая как о вышеприведенном протесте против повышения цен на электроэнергию, так и о президентских выборах.

2.    Городская Дума и администрация Волгограда.

Крупнейшим событием, далеко выходящим за рамки истекшего месяца, следует считать состоявшееся на заседании городской Думы 21.03.96г. принятие Устава г.Волгограда. В предыдущих обзорах мы уже указывали, что в процессе разработки Устава и выработки его окончательного текста из пяти промежуточных вариантов, а также более 600 замечаний, из которых наиболее значительных было 64 от частных лиц, 16 от административных органов, 7 от политических партий и 6 от общественных организаций, оформился компромисс между администрацией города и городской Думой, первоначально казавшийся маловероятным в силу подавляющего в ее составе коммунистического большинства. Тем не менее этот компромисс не только возник, но и оказался ничем не поколеблен непосредственно в ходе заседания Думы по утверждению Устава. Достаточно привести характерную деталь, чтобы оценить слаженный ход заседания: если первоначально в повестке дня предусматривалось затратить на рассмотрение данного вопроса 3.5 часа, то фактически на это с учетом церемониала голосования понадобилось не более 1 часа 25 минут. Тот факт, что за это краткое время депутаты не только смогли выслушать вступительное слово и общую оценку проекта со стороны председателя мандатной, по вопросам этики и работы с избирателями постоянной комиссии Думы С.Михайлова, но также постатейно рассмотреть и принять все 61 статьи Устава, а равно принять его в целом, не нуждается в комментариях. Основная работа по взаимоучету интересов была проведена кабинетно, в том числе в согласительной комиссии под руководством непосредственно Н.Максюты и Ю.Чехова (формально со стороны администрации эту работу курировал М.Бабушкин - ранее заместитель главы администрации, а в последнее время управляющий ее делами). Позднее и Ю.Чехов отметил, что на заседании конфликтов нет, потому что все противоречия были сглажены заблаговременно. Практически во время принятия Устава со стороны кого-либо из депутатов невозможно было увидеть никакого не только критического, но даже активного поведения вообще. В скобках отметим, что фракционная дисциплина у членов КПРФ более чем очевидна. Какие-либо замечания по ходу постатейного обсуждения высказывались лишь некоторыми руководителями различных специализированных подразделений  администрации, откровенно пытавшимися лоббировать интересы своих структур, хотя и без особого успеха., эта деятельность будет иметь продолжение в процессе разработки и принятия дополнительно предусмотренных 12 положений, конкретизирующих различные разделы и статьи Устава, включая и положение о новых границах города, предусматривающее включение в его черту ряда новых территорий. К слову сказать, там подобные попытки и более уместны, поскольку при принятии Устава главным, как это вполне очевидно, было успешно определить границы разделения власти, что, как кажется, и удалось.

Руководители как городской Думы - Н.Максюта, так и администрации Волгограда -Ю.Чехов были вполне удовлетворены текстом Устава и процедурой его принятия. В заключительном слове глава администрации города Ю.Чехов не скрывал своего удовлетворения, особо подчеркнув, что принятие Устава доказывает способность обеих структур работать слаженно и согласованно, демонстрируя их взаимный потенциал по выработке компромиссных решений. В кулуарных разговорах он был еще более откровенен, отметив, что принятием данного документа удалось продемонстрировать динамизм и конструктивность, особенно очевидные на фоне без малого годовых попыток областной Думы выработать Устав области. Отношение Ю.Чехова к данному документу и оценка им его значения также достаточно хорошо иллюстрируется выраженным мэром на последовавшей спустя несколько дней процедуре торжественного подписания Устава сожалением по поводу отсутствия на данном мероприятии операторов ОРТ. В дальнейшем принятый документ будет направлен на официальную регистрацию и опубликован, если, как надеются в городских структурах, регистрация ничем не осложнится.

Считая, что налаживанием представляющимися устойчивыми отношений с городской Думой Ю.Чехов значительно укрепил свои позиции и обеспечил себе союзника в отношениях с администрацией области, отметим кроме того, что в прошедшем месяце он не только принял участие во встрече с президентом России, где его вклад в проведение реформаторской политики был высоко оценен награждением президентской грамотой, но также совершил в последнее время ряд других поездок в столицу, во время которых встречался с высшими руководителями правительства страны. Разумеется, эти встречи главной своей целью имели разрешение стоящих перед городом проблем прежде всего финансового характера. Здесь можно упомянуть о поисках средств для продолжения строительства транспортных коммуникаций, помощи городским медицинским учреждениям, а также о льгот для крупнейших промышленных предприятий города (причем в этом последнем случае Ю.Чехов не только лично участвует вместе с директорами в переговорах с руководителями министерств и ведомств, но и вместе с ними же протестует против столичных предложений выхода из кризиса путями сокращения численности работающих, что само по себе показательно). Но наряду с этим подобные контакты с руководством страны однозначно подтверждают, что Ю.Чехов, во-первых, не намерен после потери места в Совете Федерации потерять наработанные связи и авторитет, а, во-вторых, что эти действия встречают в столице позитивный отклик. Присовокупим к этой политике мартовский факт назначения Ю.Чеховым своим помощником по связям с прессой А.Ермакова, отметив при этом, что пресс-секретарь и еще один помощник подобного же предназначения у него как были ранее, так остаются и в дальнейшем. А кроме того напомним, что вновь назначенный А.Ермаков ранее работал главным редактором одной из малого числа в те годы городских газет, заведующим отделом ГК КПСС и замзавотделом пропаганды ОК КПСС, председателем облтелерадиокомитета, руководителем областного отделения Союза Журналистов СССР, а непосредственно в последние годы возглавлял АО "Ведо", упорно связываемое в области с партийными капиталами. Назначение такого рода предполагает потребность в использовании весьма широких, в том числе неформального характера, связей нового помощника мэра. С учетом того, что свой старый спор с первым заместителем главы администрации области Л.Кириченко (при непременном сохранении осложненных личных взаимоотношений) Ю.Чехов явно выигрывает, успешно переходя на более высокую административную орбиту, возникает потребность если не ответить, то хотя бы задать вопрос о том, не планирует ли Ю.Чехов уже осенью текущего года при наличии благоприятных политических условий выставить свою кандидатуру на пост главы администрации области. При том, что в прошедшем месяце И.Шабунин, пожалуй, впервые вполне определенно высказался о своем желании вновь бороться за эту должность, такая постановка вопроса может показаться поспешной, однако Ю.Чехов известен своей напористостью и неожиданными политическими решениями, до сих пор всегда оказывавшимися удачными. В этой связи можно вспомнить не только недавние инициированные им выборы главы администрации Волгограда, но и выборы 1993 года в Совет Федерации, когда он неожиданно не только участвовал в них (при том, что в сельских районах был малоизвестен), но и победил, опередив тогдашнего председателя облсовета А.Морозова.

Будущее покажет, насколько обосновано данное предположение, а пока ограничимся сообщением о том, что когда глава администрации области И.Шабунин в прошедшем месяце впервые (sic!) принял участие в работе коллегии администрации города и, передав Ю.Чехову подзадержавшуюся президентскую грамоту, сообщил, что все проблемы между областью и городом урегулированы ко всеобщему удовлетворению, мэр Волгограда просто промолчал...

3.    Общественная деятельность

В предыдущем обзоре была описана объединительная конференция демократических политических организаций, закончившая в отношении поставленной цели едва ли не безрезультатно. По ее итогам оформилась группировка общественных структур, однозначно высказавшихся  в поддержку кандидатуры Б.Ельцина на предстоящих президентских выборах. В нее вошли такие организации, а правильнее будет сказать, лишь символы таковых, ввиду их крайней малочисленности, как комитет избирателей (О.Белецкий), организация Республиканской партии (В.Буш), а также Царицынский округ донских казаков (В.Мелехов) и иные, еще менее заметные. Предполагалось, что данную структуру возглавит Р.Петров, охарактеризованный нами в предыдущем обзоре. В этот момент местная организация "Наш дом-Россия" еще не имела указаний по поводу своей линии поведения, а потому в лице и.о. председателя своего исполкома А.Петрова дистанцировалась от оргкомитета будущего объединения и отказалась подписать общую декларацию. При этом председатель Совета областной организации НДР глава администрации области И.Шабунин по данному поводу заявил, что подписывать совместные документы с организациями, в которых состоит по 2-3 человека - значит самих себя не уважать. Неожиданно в этой позиции произошли кардинальные изменения, которые вряд ли возможно объяснить переменой местной точки зрения. Внешне спонтанно на одно из заседаний оргкомитета этой структуры прибыл заместитель главы администрации области В.Беспалов (в администрации он как раз курирует в том числе и общественную сферу), попутно пригласив с собой еще некоторых фигурантов политического процесса, которые по их более позднему признанию первоначально и сами не знали, для чего именно их зовут. По прибытии В.Беспалов заявил, что налицо необходимость форсировать возникновение данной структуры и придать ей более значимый характер. Было предложено проголосовать за создание Общественного комитета в поддержку Б.Ельцина, утвердить проект его Устава и выбрать председателя. Такового В.Беспалов привез на заседание в своем обозе, и вряд ли надо объяснять, кем и как он был предложен. Процедура была соблюдена, комитет создан, а его Устав в рекордно короткий недельный срок впоследствии утвержден управлением юстиции обладминистрации. Также был избран председатель этой структуры в лице ректора Волгоградского государственного университета О.Иншакова (Р.Петров стал его заместителем). После чего О.Иншаков в новой ипостаси отбыл (дело было в самом начале марта) на какой-то из столичных предвыборных съездов. Абсолютно российский политический сюрреализм данной акции усугубляет забавное обстоятельство: когда спустя неделю после возвращения вновь избранного председателя некоторые из соратников по политической борьбе решили узнать, о чем, собственно, шла в столице речь, они попытались пригласить О.Иншакова в тот же "демократический" подвал (ул. Порт-Саида, 6) для информации и позвонили ему. Это сразу не удалось: секретарь не стала соединять рядовых членов комитета с его председателем.

В дальнейшем заметного политического резонанса создание данного комитета в области  пока не получило, а равным образом пока не заметны и результаты его деятельности. Впрочем, О.Иншаков участвовал в работе съезда сторонников Б.Ельцина (07.04.96). В состав делегации входил также председатель Волгоградской областной Думы Л.Семергей и, вне формального членства в ней, и.о. председателя исполкома организации НДР А.Петров, поскольку теперь НДР готово активно участвовать в работе комитета и вошло в число его учредителей.

Обрисовать политическое лицо О.Иншакова пока не представляется возможным, поскольку ранее он не принимал участия в политической деятельности, однако черты его жизненной позиции видны из приказа ректора ВолГУ № 01-07-96 "Об изучении ежегодных посланий президента РФ Федеральному Собранию". В нем О.Иншаков обязал основные кафедры университета включить в рабочие программы разделы по изучению текста данного документа с проведением по ним лекций и семинарских занятий в свете "перспектив исторического развития России", продемонстрировав таким образом собственную абсолютную лояльность к существующей власти.

Наряду с этим общественные организации, представляющие течение условной поддержки кандидатуры Б.Ельцина, также предприняли попытку объединиться на платформе, близкой к позиции Е.Гайдара. К этой группировке примкнули организации- также весьма малочисленные: непосредственно ДВР (Е.Мануйлов),. "Вперед,Россия!" (В.Алаторцев), СвДПР (В.Линев), остатки ДПР (явного лидера нет), а также Республиканской партии (С.Кузьмичев). Оговоримся, что присутствие республиканцев как в одной, так и в другой структуре вовсе не свидетельствует о каком бы то ни было расколе в их рядах. Просто именно в этом состоит их постоянная тактика в местном политическом действе - участвовать всюду. Не станем говорить о поисках какой-либо в таких случаях принципиальности, памятуя о том, что в Волгограде подобная раздвоенность никого не удивляет, тем более, что она присуща отнюдь не только РПР. (К слову сказать, тот же С.Кузьмичев продолжает свою деятельность и в качестве первого секретаря обкома партии любителей пива.) В течение марта оргкомитет провел ряд заседаний в целях подготовки совместной декларации, а также объединительной конференции. Несмотря на общие заявления о необходимости ускорения этих событий, конкретного результата достигнуто не было как по причине отсутствия явного лидера с организаторскими способностями, так и по банальному отсутствию каких бы то ни было средств не только на аренду любого зала, но даже на ксероксное размножение документов. Дальнейшая судьба данной структуры представляется довольно туманно, тем более в свете активной поддержки в последнее время кандидатуры Б.Ельцина со стороны Б.Федорова.

Крайне любопытным явлением прошедшего месяца стало проведение в Волгограде 15-16 марта съезда вайнахского (чеченцев и ингушей) народа, организованное по инициативе лидера чеченской организации "Барт" ("Согласие") в Волгоградской области З.Джабирова. Мероприятие готовилось под эгидой администрации области, с которой З.Джабиров поддерживает тесные контакты, и потому можно было предположить весьма умеренный его характер. На съезде присутствовали представители чеченской диаспоры из 40 российских регионов, представитель правительства Чеченской республики при администрации президента И.Аллероев, представитель министерства по делам национальностей, были приглашены и представители Дудаева. С короткой приветственной речью при открытии съезда выступил глава администрации области И.Шабунин, принявший приглашение остаться в президиуме. По-видимому, как он, так и организаторы съезда не предполагали, что события выйдут из намеченного русла уже после нескольких первых выступлений. Немало времени было затрачено с кавказской горячностью, включающей частые переходы на родной язык даже на утверждение повестки дня, которая, впрочем, не имела никакого отношения к произносимому впоследствии. Уже через час от умеренного тона первых выступлений не осталось ничего, и зал бурными аплодисментами встречал заявления о том, что С.Радуев не террорист, Ш.Басаев не террорист, а "Джохар- это совесть и честь чеченского народа". После выступления сотрудницы пресс-центра и ТВ Д.Дудаева на сцене был развернут привезенный ею из Чечни флаг независимой Чеченской республики Ичкерия, вскорости по предложению организаторов перенесенный в зал. Надо отметить, что глава администрации области И.Шабунин, в чей адрес высказывались благодарности за возможность проведения данного съезда, смотрелся на фоне зеленого знамени пророка с изображением барса в соплеменных горах несколько странно. В дальнейшем тональность выступлений сохранилась такой же, и выявилось абсолютно четко, что наиболее радикальные высказывания типа Ермолов- главный каратель Кавказа, палач и убийца чеченского народа, находили в аудитории самый благожелательный отклик. Вполне естественно поэтому, что умеренные документы, подготовленные организаторами съезда не нашли поддержки, а были приняты более резкие резолюции, предложенные радикально настроенным  лидером малоизвестного движения "Башлам" С.Маиговым, признающие Д.Дудаева единственным законным руководителем Чечни.

В связи с этим представляется возможным сделать выводы о том, что позиции Д.Дудаева достаточно сильны, и он пользуется поддержкой и одобрением среди заметного числа чеченцев, в том числе и проживающих вне Чечни. Кроме того, организаторы съезда явно оказали медвежью услугу главе администрации области И.Шабунину, нежелательные последствия которой для него были тем не менее сглажены как усилиями самой администрации, активно убеждавшей местные СМИ не акцентировать на съезде излишнее внимание, так и ограниченным резонансом по поводу данного события в центральных газетах, а также привлечением общественного внимания к проблеме погашения бюджетной задолженности, где И.Шабунин действовал весьма активно, заслужив персональную благодарность со стороны А.Лившица. Мирные инициативы президента и вовсе вывели И.Шабунина из неловкого положения, которое в иных условиях могло вызвать иное последействие.

В заключение данного обзора кратко сообщим, что областная организация КПРФ весьма деятельно провела сбор подписей в поддержку кандидатуры Г.Зюганова, набрав не менее 100 тысяч подписей, и выйдя по этому показателю в лидеры среди партийных структур. Депутаты Госдумы от КПРФ активно работают в округах, регулярно проводят пресс-конференции, часто встречаются с избирателями непосредственно на производстве. Чего невозможно сказать о депутатах от других избирательных объединений. Организацией ЛДПР в поддержку В.Жириновского собрано более 30 тысяч подписей, причем нет известий о том, что эти подписи оплачивались. По сообщению прессы руководитель штаба по сбору подписей областной организации "ЯБЛОКО" А.Сурганов заявил, что его структурой в поддержку Г.Явлинского собрано около 70 тысяч подписей. По-видимому, на этой деятельности были сосредоточены основные усилия яблочников, поскольку каких бы то ни было попыток провести в конце марта или начале апреля массовые мероприятия в рамках объявленной Г.Явлинским антивоенной акции в Волгограде не отмечено.