Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Ленинградская область

Татьяна Драбкина

ЛЕНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ

в марте 1996 года

1.    Органы ИСПОЛНИТЕЛЬНой ВЛАСТи

В марте наблюдалось неожиданное оживление в кругах высшего руководства области. Произошла существенная кадровая перестановка и даже сенсация.

1.1.    Губернатор Ленинградской области

1.1.1.    Губернатор возглавил правительство

18 марта на очередном совещании аппарата правительства губернатор А.Беляков официально объявил об освобождении от должности председателя правительства Ленинградской области Николая Смирнова в связи с переходом на другую работу. Губернатор поблагодарил Н.Смирнова за плодотворную работу и вручил ему почетную грамоту. Н.Смирнов возглавит межрегиональную транспортную компанию Северо-Запада, которая будет заниматься развитием сети дорог и дорожной инфраструктуры 12-ти территорий Северо-Западного региона. (Сообщают, что такая компания еще по существу не создана. Похоже, что уход Смирнова вряд ли был таким уж добровольным).

Обязанности председателя правительства губернатор области возложил на себя.

1.1.2.    Губернатор вступает в борьбу за Санкт-Петербург

Через несколько дней, 22 марта, А.Беляков на своей пресс-конференции в Санкт-Петербурге сделал сенсационное заявление о том, что будет баллотироваться на пост губернатора СПб. При этом основным его лозунгом будет объединение СПб и Ленинградской области в единый субъект РФ. Между тем до самого последнего времени А.Беляков был одним из самых резких оппонентов А.Собчака, когда мэр СПб выдвигал подобную идею: А.Беляков неизменно утверждал, что объединение, конечно, рано или поздно состоится, но на это потребуется не одно десятилетие. Теперь же, по его мнению, этот процесс вполне возможно завершить за 4 года (срок полномочий губернатора СПб). Он считает, что этот вопрос следует решать цивилизованно, путем проведения референдумов в обоих субъектах РФ и последующего внесения изменений в Конституцию РФ. Предполагаемое А.Беляковым единство не должно исключать существования двух правительств и двух Законодательных собраний, действия которых будут координироваться одним руководителем. Объединение не должно происходить как поглощение Петербургом области с территорией 8,5 млн гектаров - оно возможно лишь на паритетных началах. Независимо от исхода выборов в СПб А.Беляков намерен провести в Ленинградской области соответствующий референдум.

Кроме идеи объединения, рассчитанной, кроме всего прочего, на симпатии петербуржцев - владельцев дачных участков в области, Беляков хочет привлечь избирателей также перспективой насыщения городского рынка дешевой продукцией Ленинградской области, организацией летнего отдыха детей и решением экологических проблем. Что касается последнего, была высказана конкретная идея: создание акционерного общества "принудительного типа" экологического фонда, финансируемого обязательными отчислениями предприятий, загрязняющих окружающую среду.

Как и другие претенденты из числа хозяйственников и управленцев, Беляков обещает не ломать сложившиеся структуры управления и - как это уже становится почти всеобщим поветрием - ориентироваться на опыт московского мэра Лужкова.

Он считает, что для Петербурга очень полезен опыт Ленинградской области по поддержке малого предпринимательства, "внедрению" местного самоуправления (о том, как в администрация области сопротивляется формированию сколько-нибудь самостоятельных структур местного самоуправления, см., например, [1]), а также по взаимодействию с Законодательным собранием, с которым, по выражению Белякова, правительство области работает "в одной упряжке" (как известно, "упряжка" здесь примерно такая же, в какой "ходит" и областное местное самоуправление - см. [2]).

Свою избирательную кампанию А.Беляков (как и Собчак) намерен использовать и для агитации за переизбрание Ельцина.

Еще более интересным было заявление А.Белякова о том, что в случае избрания губернатором СПб он не собирается покидать пост губернатора Ленинградской области, так как подобное совмещение не запрещено законодательством России. Более того, в случае победы в СПб он будет добиваться и переизбрания на пост губернатора Ленинградской области на выборах в декабре. Это, по его мнению, будет способствовать более эффективному сближению двух субъектов РФ.

Трудно представить себе, чтобы такой прагматичный политик из генерации "крепких хозяйственников", как Беляков, решился бы на подобные шаги без согласования с Москвой. Впрочем, сам Беляков это отрицает и заявляет, что эта его инициатива поддержана жителями Тихвина и движением НДР (неясно, каким - региональным или федеральным).

Мэр СПб А.Собчак отнесся к выдвижению А.Белякова благосклонно и остроумно заметил, что это дает ему моральное право выдвинуться в свое время на пост губернатора Ленинградской области.

1.2.    Правительство

1.2.1.    Текущие дела правительства

12 марта на очередном совещании аппарата правительства области первый заместитель губернатора В.Ворожейкин доложил об окончании работы по подготовке договора о разграничении полномочий и предметов ведения между РФ и Ленинградской областью. Проект договора с приложенными девятью соглашениями уже находится в министерстве по делам национальностей РФ. Курировать прохождение договора будет депутат Государственной Думы от Ленинградской области В.Скворцов (избран по списку НДР).

15-16 марта впервые состоялся рабочий визит в Таллин совместной делегации СПб и Ленинградской области. Состоялась встреча с премьер-министром Эстонии. На переговорах достигнуты значительные успехи в решении ряда проблем во взаимоотношениях Ленинградской области с соседней Эстонией. Удалось договориться о возобновлении закупок Эстонией горючих сланцев, добываемых в Ленинградской области, заключено соответствующее рамочное соглашение. Эстонская сторона с пониманием отнеслась к просьбе представителей области, касающейся отсрочки исполнения объявленного администрацией г. Нарвы (Эстония) отключения тепло- и водоснабжения соседнего Ивангорода за долги [3].

Одно из заседаний правительства было посвящено мерам по стабилизации социально-экономической ситуации в приграничном с Эстонией Ивангороде. По инициативе Ленинградской и Псковской областей готовится проект пакета федеральных законов о приграничных территориях, который поможет упорядочить налоговый и правовой статус городов, ставших заложниками соседних государств. На заседании выступил новый мэр Ивангорода П.Григорьев (бывший мэр Дмитриев недавно ушел в отставку по собственному желанию). Он говорил о тяжелом положении города и просил денег - правительство области обеспечивает бюджет Ивангорода только на 75%. Однако правительственная комиссия, рассматривавшая социально-экономическое положение города, не предложила достойных способов выхода из кризиса. Огромная проблема - хронические долги Нарве (Эстония) за тепло- и водоснабжение Ивангорода. На строительство собственных инженерных сооружений необходимо более 100 млрд. рублей, которые область выделить не может, предусмотрено лишь выделение 1,4 млрд. на покрытие долгов. По мнению губернатора А.Белякова, выход есть - это банкротство неэффективных предприятий и создание на их основе новых структур с привлечением инвестиций, сокращение потребностей настолько, чтобы область могла помочь в хозяйственных вопросах. Например, он предложил прекратить бурение дорогостоящих скважин вблизи города или организовать общественные работы для армии городских безработных. Губернатор пообещал, что если за долги будет отключено горячее водоснабжение из Нарвы, то он перекроет газопровод в Эстонию.

Контрольное управление при губернаторе области проверило, как выполняется распоряжение губернатора о мерах по своевременной выплате зарплаты (см. [1]). К началу года задолженность по зарплате бюджетникам и выплатам социальных пособий составила 22,3 млрд. рублей, наибольшая задолженность (7,4 млрд) - в сфере образования. За полтора месяца текущего года задолженность возросла: в сфере образования - до 12,7 млрд., в сфере культуры в 2 раза, работникам служб социальной защиты - почти в 3 раза. Анализ Контрольного управления показал, что в числе причин неплатежей на первом месте стоит недоимка налогов. Это, в свою очередь, явилось следствием существенного упущения при формировании местных бюджетов 1996 года - в их расходной части не предусмотрены средства на погашение задолженности по зарплате, накопившейся к концу прошлого года. Сказались и непродуманные действия федеральной власти. Так, в соответствии с указом президента РФ в конце января резко возросли суммы отсроченных платежей в федеральный бюджет. По Ленинградской области недополученные по этой причине налоги к началу февраля достигли 75,9 млрд. рублей. Таким образом, отсрочка давалась для того, чтобы в какой-то мере решить проблемы оплаты труда на предприятиях, однако в результате пострадали занятые в бюджетных отраслях. Проверка Контрольного управления выявила и факты нарушения финансовой дисциплины на местах, в том числе нецелевое использование бюджетных средств местными администрациями. Например, в Подопорожском районе отдел культуры завысил сумму заявки на перечисление бюджетных средств. В результате в фонд зарплаты бюджетников было недополучено 21,5 млн. рублей. Отмечено, что практически все местные администрации не сумели организовать строгий контроль за своевременным сбором арендной платы за землепользование и земельного налога [4].

1.2.2.    Скандал

В петербургскую прессу просочился скандальный материал о постановлении правительства Ленинградской области № 75 от 11 марта, согласно которому Федеральной службе налоговой полиции РФ по Ленинградской области выделены в безраздельное пользование сроком на 10 лет 94 тысячи гектаров лучших охотничьих угодий Кировского района и двухкилометровая водная полоса вдоль Ладожского озера [12]. Как выяснилось, служба налоговой полиции еще в прошлом году затратила на обустройство охотничьего хозяйства более 2,5 млрд. рублей. В угодьях вместе с начальником областной службы налоговой полиции генералом Нефедовым охотятся высокопоставленные чиновники областного правительства на уровне заместителей губернатора, используются вертолеты, во время "генеральской" охоты территория наводняется людьми в камуфляжной форме с автоматическим оружием, которые не пропускают на территорию не только простых жителей, но и охотников, имеющих официальные путевки, полученные у районного охотоведа. Охота с использованием авто- и мототранспортных средств запрещена и наказывается в уголовном порядке. Однако в настоящее время в Ленинградской области разрешен отстрел волков, который допускает использование едва ли не любых средств, что и дает основание под видом такой охоты не особенно стесняться. Происходящее является незаконным хотя бы по тем основаниям, что в задачи военизированных подразделений налоговой полиции не входит охрана охотничьих хозяйств и развлекающихся там генералов и чиновников. К тому же налоговая полиция не вправе создавать коммерческие предприятия, каковым является охотничье хозяйство. Поэтому данная территория оформлена в Федеральной налоговой службе как "полигон для обучения личного состава". Незаконность постановления однозначно признают сотрудники Кировской районной администрации - хозяина территории, но в беседе с журналистами признаются, что открыто говорить об этом боятся, так как уверены, что будут немедленно уволены. Прокурор природоохранной прокуратуры от встречи с журналистами уклонился. Полторы тысячи местных жителей направили письмо в газету "Час Пик" с просьбой помочь вернуть району лучшие угодья.

1.2.3.    Ситуация вокруг Линдуловской рощи

Как известно, правительство Ленинградской области в лице Комитета по лесу проиграло в областном суде нашумевшее дело по иску петербургской партии "зеленых" о признании незаконности выделения на территории государственного заказника "Линдуловская роща" (охраняемого ЮНЕСКО) участков для садоводства [5]. Напомним, что тогда же, предвидя судебное решение, но стремясь сохранить дачные участки, накануне решающего заседания суда председатель правительства Н.Смирнов (теперь уже бывший) подписал постановление, согласно которому территория заказника сокращена в 3 раза и, таким образом, садоводство выведено за ее пределы. Основание - якобы незаконность решения Леноблисполкома от 1976 г. о создании в Ленинградской области 17 заказников [5]. Ответчик (Комитет по лесу) на суде просил приобщить этот документ к делу, и в этом был солидарен с правительством представитель Ленкомэкологии. В начале февраля была направлена кассационная жалоба в Верховный суд РФ, где содержалась просьба признать незаконным создание всех местных заказников, учрежденных постановлениями Леноблисполкома в период 1960-1980 гг. Тем временем к проблеме подключилось Законодательное собрание. По инициативе депутата В.Леонова было принято обращение ЗС к министру экологии и природопользования РФ Данилову-Данильяну с просьбой о проведении проверки деятельности Ленкомэкологии. Депутат Леонов направил обращение лично губернатору А.Белякову с требованием обязать председателя Ленкомэкологии А.Фролова представить официальные объяснения о действиях своих сотрудников в деле о Линдуловской роще. Официальных ответов на эти обращения не было, но губернатор А.Беляков 12 марта лично поставил точку в этом деле, издав распоряжение "Об установлении особой защитной зоны вокруг заказника Линдуловская роща". Согласно распоряжению, заказнику возвращена его прежняя территория, урезанная декабрьским постановлением правительства. Тем самым как бы исправлена ошибка, допущенная отставным председателем правительства [6]. Контроль за исполнением постановления возложен на председателя Комитета по лесу А.Государева, выступавшего одним из главных "героев" судебного процесса не только как руководитель организации-ответчика, но и как супруг гражданки, незаконно получившей участок в том самом садоводстве (в разгар процесса супруга Государева была вынуждена участок продать и из садоводства выйти).

1.2.4.    Местные администрации

Руководители ряда местных администраций начали проводить собрания сторонников избрания Б.Ельцина на второй срок. В Выборге на таком собрании, которое проводил заместитель мэра (он же - руководитель местной организации НДР), ему было передано обращение местного общества инвалидов к руководству движения НДР. В нем говорится, что поддержка Ельцина будет прямо обусловлена реальным получением до июня льгот, предусмотренных законом.

2.    ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ

2.1.    Законодательному собранию - 2 года

В марте Законодательному собранию Ленинградской области исполнилось 2 года - срок, на который избиралось ЗС в 1994 году. За этот период принято более 50 законов, из которых важнейшим большинство депутатов считает Устав Ленинградской области. Самым трудным для ЗС оказалось прохождение законодательства о местном самоуправлении, которое обсуждается уже около года. Ни одно из принятых ЗС решений не обжаловано в суде или прокуратурой. (Впрочем, такая участь, возможно ждет только что принятый закон о признании полномочий Лужского собрания представителей. Сами депутаты признают юридическую нечеткость этого закона, оправдывая эту крайнюю меру остротой сложившейся ситуации [7]).

Вместе с тем за это время Собранию так и не удалось укрепить свою самостоятельность и преодолеть материальную зависимость от областной администрации. Даже юристы ЗС, осуществляющие экспертизу законопроектов (в том числе внесенных областным правительством), являются штатными работниками аппарата правительства Ленинградской области. Хотя осознание невозможности полноценной законотворческой и депутатской деятельности в таких условиях сформировалось у многих депутатов еще к концу первого года работы ЗС (см. [5]), попытки изменить ситуацию блокировались большинством ЗС. Сейчас отдельные депутаты признаются, что им потребовалось время для осознания важности организационных вопросов, и что в свое время на них повлиял губернатор области, убеждавший депутатов в экономической невыгодности отдельного аппарата ЗС [7]. По сути дела, такие признания изобличают некомпетентность и неготовность к парламентской деятельности значительной части депутатов, избранных в 1994 году. Однако в самое последнее время, видимо, в связи с продлением срока полномочий, ЗС вновь вернулось к обсуждению организационных вопросов - формируется новая структура ЗС, вводятся посты заместителей председателя, работающих на постоянной основе, и готовятся выборы новых заместителей (после того, как председатель ЗС стал членом Совета Федерации РФ, в его отсутствие возникали проблемы с председательствующим на заседаниях Собрания, поскольку заместители не являлись на заседания из-за занятости на своей основной работе). За второй год работы областного парламента не изменился и стиль законотворческой деятельности, когда законопроекты вносятся только администрацией, и если встречают замечания со стороны депутатов, то, как правило, все-таки принимаются без принципиальных изменений, "чтобы не затягивать принятие жизненно важных законов".

2.2.    Законы

20 марта на внеочередном заседании ЗС принят в целом и вступил в силу Закон "О сроках проведения выборов и продлении полномочий представительных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления на территории Ленинградской области в 1996 году". Выборы должны быть проведены не позднее 15 декабря 1996 года в муниципальных образованиях, зарегистрировавших уставы. Законом продлен срок полномочий избранных представительных органов местного самоуправления Ленинградской области до момента возникновения правомочности новых представительных органов местного самоуправления. 26 марта очередное заседание ЗС началось с обсуждения в третьем чтении законов о системе органов местного самоуправления и о выборах органов и должностных лиц местного самоуправления. К этому чтению правительство вновь внесло ряд поправок. Чтобы не откладывать принятие законов до следующего заседания, депутаты тут же создали согласительную комиссию, немедленно приступившую к работе. Итогом ее работы было одобрение большинства поправок, после чего законы были приняты в целом.

Окончание многострадальной эпопеи создания законодательной базы местного самоуправления депутаты встретили аплодисментами.

На этом же заседании приняты в целом еще два важных закона: "Об административно-территориальном устройстве Ленинградской области" и "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Ленинградской области".

Принят в первом чтении закон "О лесопользовании в Ленинградской области", внесенный правительством области и подписанный губернатором. Этот законопроект вызвал резкую полемику между представителем губернатора по правовым вопросам С.Сергевниным, с одной стороны, и представителями федеральных структур управления лесным хозяйством вместе с учеными, с другой стороны. В концепцию закона заложено исключительное право собственности Ленинградской области на все расположенные на ее территории лесные угодья, что противоречит Конституции РФ и Основам лесного законодательства РФ. Подобная критика прозвучала еще при первом знакомстве депутатов с законопроектом на внеочередном заседании 20 марта. Хотя уже тогда некоторые депутаты были склонны принять его в первом чтении, документ был возвращен в правительство на доработку. Однако на очередное заседание ЗС он был представлен практически в том же виде. Выступивший на заседании директор Лисинского учебно-опытного лесного хозяйства Колесников предлагал повременить с этим законом хотя бы до принятия Государственной Думой Лесного кодекса РФ. Тем не менее закон был принят в первом чтении, при этом депутаты сослались на то, что устранят недоработки в процессе дальнейшей работы. Впоследствии некоторые депутаты признались, что чиновникам областного правительства удалось убедить ЗС в том, что скорейшее принятие закона поможет положить конец "хищническим вырубкам леса" [8].

В первом чтении принят законопроект "О порядке предоставления недр для разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых на территории ЛО".

Правительство области внесло два законопроекта о предоставлении налоговых льгот - организациям потребительской кооперации и предприятиям, содержащим автоколонны войскового типа. Первый законопроект был принят сразу в целом без обсуждения, а второй проект отклонен.

Принят в первом чтении законопроект "О контрольно-счетной палате Ленинградской области".

На заседании 5 марта вновь обсуждался вопрос о признании полномочий недоизбранного в свое время собрания представителей города Луги (см. [1]). Соответствующий законопроект был подвергнут резкой критике со стороны юридического комитета правительства. Председатель комитета А.Старовойтов убеждал депутатов, что в случае принятия закон легко будет опротестован в суде из-за несоответствия федеральному закону об общих принципах местного самоуправления. По его мнению, единственный правовой выход - принятие в Луге на референдуме Устава города и назначение выборов. Тем не менее закон был принят в первом, а позднее - во втором чтении. Установлен имеющийся на сегодня численный состав городского собрания - 8 человек. Изъят пункт, ограничивающий срок полномочий 20 марта 1996 г.

Депутаты одобрили предложение газеты "Вести" о вхождении ЗС в число соучредителей газеты в связи с ее предстоящим акционированием.

3.    МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

3.1.    Выборы в Шлиссельбурге

17 марта состоялись выборы мэра г. Шлиссельбурга. Как известно, в этом городе в течение двух лет проводился эксперимент по внедрению местного самоуправления, которое по сути выражалось в полновластии мэра города Светланы Юрковой [1]. Решение о назначении выборов было принято собранием представителей в январе на основании федерального Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в субъектах РФ" в связи с истечением срока полномочий мэра. Но до самого последнего дня проведение выборов было под вопросом. Теперь же под вопросом находится законность состоявшихся выборов. Примерно за неделю до назначенных выборов первый заместитель губернатора области Владимир Ворожейкин направил в областную прокуратуру письмо с просьбой проверить законность проведения выборов в Шлиссельбурге. На основании этого письма прокурор района провел проверку и за 5 дней до выборов внес протест в Кировский районный суд. В протесте говорится, что на основании Указа Президента РФ "О выборах в органы государственной власти субъектов РФ и в органы местного самоуправления" проведение выборов возможно не ранее декабря 1996 г. В протесте указано также, что Устав Шлиссельбурга, в соответствии с которым должно регулироваться назначение выборов, не прошел регистрацию в областном Управлении юстиции. 15 марта муниципалитет собрался на внеочередное заседание и решил оставить в силе решение о проведении выборов. Мэр Шлиссельбурга С.Юркова, заинтересованная в проведении выборов, заручилась поддержкой в Государственной Думе, а также поддержкой губернатора А.Белякова и председателя Законодательного собрания области В.Иванова. Губернатор в программе областного телевидения высказался в пользу проведения выборов и признал их законность. Выборы состоялись, однако они закончились поражением С.Юрковой - более половины избирателей проголосовали за бывшего главу администрации города Николая Кузечкина, который два года назад был отстранен от должности за серьезные нарушения. За Юркову проголосовали около 30% избирателей. Еще два кандидата получили по несколько процентов голосов. В ходе предвыборной кампании С.Юркова подверглась жесткому прессингу со стороны команды Н.Кузечкина, в агитационных материалах Юркова обвинялась в финансовых нарушениях и в административном бессилии. Сама Юркова расценивает эти действия как грязную кампанию и планирует обратиться в суд. С.Юркова является депутатом Законодательного собрания области. На заседании ЗС 26 марта она обратилась с просьбой принять ее на работу в ЗС на постоянной основе. Предложение было единогласно поддержано. [9].

3.2.    Становление местного самоуправления в Выборге

В предыдущем обзоре [1] сообщалось о том, что депутаты собрания представителей г. Выборга продлили свои полномочия на 2 года и избрали нового председателя, отстранив тем самым от этих обязанностей главу районной администрации. Сейчас по решению собрания в местных изданиях началась публикация проекта Устава города как муниципального образования. Эти действия вызвали неодобрительную реакцию местной прессы и областной газеты "Вести", где, впрочем, произошедшее подавалось как очередные сомнительные причуды депутатов. Прокурор Выборга внес протест на принятые решения. Между тем выборгские депутаты действовали в соответствии с Федеральным Законом “Об общих принципах организации системы местного самоуправления”, прекрасно отдавая себе отчет в том, что их конечной целью является освобождение города от диктата областных властей, и прежде всего - в распределении бюджетных средств.

Выборг относится к донорам областного бюджета, однако не может получить даже деньги, которые область обязана перечислять в местный бюджет. В текущем году средства, которые должны оставаться в районе от разных налогов, уменьшены в 2-5 раз, однако дотация на покрытие дефицита бюджета не предоставляется, учителя по два месяца не получают зарплату [10]. Неправомочность решений Выборгского собрания представителей обосновывают тем, что нельзя создавать муниципальное образование до принятия соответствующих областных нормативных актов. Хотя областной закон о системе органов местного самоуправления только что был принят, Законодательное собрание еще должно принять около 20 подзаконных актов, регламентирующих различные стороны деятельности муниципальных образований. Со своей стороны, депутаты считают, что федеральный закон нужно выполнять, и если областные законодатели за полгода не смогли принять необходимые документы, то это - их проблемы. В марте в Выборге побывал председатель областного ЗС, член Совета Федерации Василий Иванов. Первый свой визит в серии встреч с населением области он начал с Выборга именно потому, что здесь формирование органов местного самоуправления идет с опережением. На встрече с жителями он был подвергнут резкой критике за все социальные проблемы города - невыплату зарплаты, недофинансирование коммунальной сферы и т.п. Показательно, что многие присутствовавшие заявили, что причины сложившегося положения они видят в принятии так называемого "социального" бюджета области, когда средства перераспределяются за счет "богатых" районов в пользу "бедных". Таким образом, события в Выборге можно считать первой пробой сил на пути реализации закона о местном самоуправлении в Ленинградской области.

4.    ОБЩЕСТВЕННЫЕ ДВИЖЕНИЯ, ПРОФСОЮЗЫ

4.1.    Общественно-политические движения

4.1.1.    Демократический выбор России

Областная организация ДВР 4 марта направила лидеру партии Е.Гайдару и распространило в СМИ заявление, в котором сформулирован своего рода ультиматум: предлагалось прекратить критику Президента Ельцина и поддержать его кандидатуру на выборах 16 июня, так как только он способен в нынешней ситуации объединить демократические силы и обеспечить продолжение реформ. В противном случае, как сказано в заявлении, "мы оставляем за собой право данное заявление считать решением нашей организации о выходе из партии ДВР". Вскоре в СМИ появилась информация, объясняющая подоплеку этой акции. Сообщают, что на протяжении прошлого года в Санкт-Петербургское отделение ДВР обращались как отдельные члены, так и целые организации ДВР из районов Ленинградской области с жалобами на плохую работу областной организации. В ответ руководство петербургской региональной организации ДВР создало свою Северо-Западную окружную организацию, базирующуюся в Ленинградской области. Кроме того, руководство СПб организации обратилось к съезду партии с предложением создать на базе этой структуры новую организацию ДВР взамен старой. Городские руководители ДВР считают, что областная организация, узнав об этой инициативе, решила не дожидаться решения своей судьбы на съезде и заявить о выходе из партии, "хлопнув дверью".

4.1.2.    Комитет общественной поддержки Б.Н.Ельцина

15 марта в здании правительства Ленинградской области состоялся круглый стол представителей более 30 политических партий, общественных движений и ассоциаций для создания Координационного комитета общественной поддержки Б.Н.Ельцина на выборах Президента РФ. Председательствовал губернатор области А.Беляков. Он, в частности, выразил уверенность в том, что "в ближайшие 50 лет история не подарит России большего демократа, чем Ельцин”. Характеризуя позитивные результаты реформ для Ленинградской области, губернатор отметил, что в области практически решен земельный вопрос - уже насчитывается 560 тысяч собственников земли (видимо, имеются в виду прежде всего владельцы дачных и приусадебных участков). Приватизация в промышленности и сельском хозяйстве проведена на 90%. Участники встречи единогласно создали Комитет и делегировали трех представителей на всероссийский съезд движения. Председателем Комитета стал Владимир Минеев, который до недавнего времени был председателем регионального отделения ДВР. Кроме Минеева, делегатами всероссийского съезда стали председатель Ленинградского молодежного движения "Поколение рубежа" В.Кухарь и сопредседатель объединения "Женщины Ленинградской области" Л.Маркина.

23 марта в газете "Вести" было опубликовано обращение Комитета, в котором содержится призыв ко всем партиям и общественным организациям области, стоящим на прогрессивных реформаторских позициях, войти в общероссийское движение поддержки Ельцина, а также призыв к жителям области проголосовать за него на выборах. Среди подписавших обращение - председатель комитета общественной поддержки Б.Ельцина В.Минеев, председатель исполкома региональной ДВР - сопредседатель союза социально-прогрессивных сил В.Дальнов, председатель исполкома отделения НДР Л.Махов, председатель отделения ХДС А.Козлятников, председатель областного союза фермеров С.Модестов, председатель отделения Крестьянской партии О.Мохов, председатель отделения ПРЕС О.Сопов, председатель областного Союза промышленников и предпринимателей В.Глебов, председатель ассоциации редакторов районных газет Г.Малышев, руководитель православного центра духовного возрождения Л.Афанасьева, секретарь Общественной палаты при представителе Президента РФ в Ленинградской области М.Королев, представители организаций военнослужащих, ветеранов, многодетных семей, женских организаций.

Заметим, что обращение с конкретным предвыборным призывом опубликовано в газете с соучредительством в лице органа государственной власти (правительства Ленинградской области) задолго до официальной регистрации кандидата.

4.2.    Профсоюзы

Об отчетно-перевыборной конференции Федерации профсоюзов СПб и Ленинградской области см. [11].

Коллектив Ленинградской атомной электростанции в Сосновом Бору намерен выразить недоверие директору. 21 марта состоялась конференция трудового коллектива ЛАЭС по обсуждению вопроса о задержке выдачи зарплаты. К середине марта выдана зарплата лишь за декабрь. Конференция признала, что директор не выполнил условия коллективного договора. Решено направить ходатайство в Федерацию независимых профсоюзов РФ с просьбой провести аудиторскую проверку эффективности использования средств. Тревожным представляется тот факт, что некоторые специалисты ЛАЭС заявляют, что неоправданно много средств администрация направляет на ремонт блоков, развитие нового проекта реактора МКР-800.

5.    ВИЗИТ МИХАИЛА ГОРБАЧЕВА

В рамках трехдневного предвыборного визита в СПб (см. [11]) Михаил Горбачев посетил пограничный с Эстонией Ивангород. Не в пример властям СПб, здесь он был принят в городской администрации. В городском кинотеатре состоялась встреча с жителями. Зрительный зал, рассчитанный на тысячу человек, был заполнен до отказа, но желающих было гораздо больше - милиции пришлось "отсекать" толпу от входа в кинотеатр. Люди остались перед кинотеатром и слушали выступление Горбачева по трансляции. В зале вначале возникла острая ситуация, кое-кто пытался устроить обструкцию. Но Горбачеву удалось переломить сопротивление, после чего начался спокойный разговор. Горбачеву подали более сотни записок и удостоили овации. Ему передали обращение жителей Ивангорода, в котором они просят содействия в упрощении пересечения эстонской границы.

6.    ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ

Как известно, в конце года жителям Ленинградской области предстоит избрать губернатора. По данным опроса, проведенного Независимым аналитическим центром в конце февраля, 70% жителей еще не определились, за кого будут голосовать. Среди определившихся предпочтения распределились следующим образом: А.Беляков (губернатор) - 24%, В.Густов (бывший депутат Совета Федерации, ранее - председатель облсовета) - 1%, другие - менее 1% каждый.

По отношению к выборам Президента РФ симпатии жителей области распределились так:

Б.Ельцин - 11%

Г.Зюганов - 9%

А.Лебедь - 9%

Г.Явлинский - 8%

В.Черномырдин - 5%

В.Жириновский - 5%

Другие - в сумме 13%; из них за каждого не более 2%

Не определились - 40%.

Результаты опроса, проведенного тем же социологическим центром 23-24 марта, таковы:

Вопрос: За кого бы вы голосовали, если бы пошли на выборы?" (более 1000 опрошенных):

Ельцин - 23,6%

Зюганов - 16

Явлинский - 5,4

Лебедь - 3,6

Жириновский - 2,7

Другие - менее 5

Не определились - 44,8

Взяв за основу результаты декабрьских выборов в Думу в Ленинградской области (которая на всех последних выборах голосовала почти так же, как Россия в целом) и сделав поправку на небольшое имеющееся расхождение этих результатов с общероссийскими, авторы исследования сделали прогноз общероссийского рейтинга, имеющегося на сегодняшний день:

Ельцин - 22,2%

Зюганов - 19,2

Остальные - менее 5

Не определились - 46

7.    СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

К началу марта число безработных в Ленинградской области увеличилось по сравнению с предыдущим месяцем более чем на 6% и достигло тревожного уровня в 5,1%. Самый высокий показатель безработицы в Подпорожском районе (19%); в Тихвинском - 12%, в Кингисеппском и Бокситогорском - более 10%. Относительно низкий уровень безработицы (менее 3%) - в Выборгском, Всеволожском и Тосненском районах и городе Гатчине, в г. Шлиссельбурге - 1,6%. Особенно выросла безработица в Тосненском районе (в 2 раза), в Ивангороде (в 2,5 раза), в Бокситогорском и Волховском районах. Число претендентов на 1 место в среднем по области выросло с 38 до 42 человек (от 8 в г. Шлиссельбурге до 227 в Тихвинском районе). С помощью службы занятости были трудоустроены 222 человека, на обучение и переобучение направлены 60. Пособие по безработице в феврале выплачено 33403 жителям области, причем 56% из них получили пособие минимального размера.

К концу марта задолженность по зарплате из областного бюджета в районах и городах области достигла 11,1 млрд. рублей. Почти половина этой суммы приходится поровну на Ломоносовский и Тихвинский районы.

8.    ПОГРАНИЧНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

В двух приграничных городах - Ивангороде и Нарве - идет сбор подписей под коллективным обращением к руководству департамента пограничной охраны Эстонии. В документе указано на трудности, испытываемые жителями обоих городов при пересечении границы. Введение эстонской стороной ограничения в выдаче пропусков лишает людей возможности проходить к месту работы, посещать родных. Жители обеспокоены тем, что изменение режима перехода границы вводится без достаточного оповещения населения. Положение усугубилось после ликвидации в Нарве бюро пропусков. В обращение содержится требование возобновить работу этого бюро, упростить процедуру оформления документов по обе стороны границы. Приводится в пример случай, когда представители эстонских фирм опоздали на проходившую в СПб международную выставку "Балтик Контакт Экспо", так как были задержаны таможенниками в Ивангороде.

Источники:

1. Драбкина Т.М. Ленинградская область в феврале 1996 года. // Политический мониторинг. - М.- ИГПИ. - 1996, № 2.

2. Драбкина Т.М. Ленинградская область в марте 1995 года.

// Политический мониторинг. - М.- ИГПИ. - 1995, № 3.

3. Акопян И., Башнин А. Эстония пошла на компромисс с Ленобластью // Вести. - СПб. - 1996. - 21 марта. - № 28. - С. 1. 4. Евдокимов А. Заработать трудно. Получить - еще труднее // Вести. - СПб. - 1996. - 30 марта. - № 32. - С. 1-2.

5. Драбкина Т.М. Ленинградская область в декабре 1995 года. // Политический мониторинг. - М.- ИГПИ. - 1995, № 12.

6. Яковлева Ю. Заказник опять существует в прежних границах // Невское время. - СПб. - 23 марта. - № 55. - С. 2.

7. Бычкова А. Скороспелых законов не принимаем!.. Интервью с депутатом ЗС ЛО В.Семеновым // Вести. - СПб. - 1996. - 21 марта. - № 28. - С. 2.

8. Алешина Е. Маленький "Чернобыль" для большого леса // Невское время. - СПб. -1996. - 27 марта. - № 57. - С. 2.

9. Сапожникова Т., Бычкова А. Выборы в Шлиссельбурге: народ высказался, суд - еще нет. // Вести. - СПб. - 1996. - 28 марта. № 31. - С. 2.

10. Новиков В. Выборгский мятеж // Санкт-Петербургские ведомости. - СПб. - 1996. - 29 марта. - № 59. - С. 4.

11. Драбкина Т.М. Санкт-Петербург в марте 1996 года. // Политический мониторинг. - М.- ИГПИ. - 1996, № 3.

12. Зубарев Е. Генеральская охота в краю непуганых полицейских // Час Пик. - СПб. - 1996. - 3 апреля, - № 62. - С. 1-2.