Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Нижегородская область

Сергей Борисов

Нижегородская область

в феврале 1996 года

Общественно-политическая жизнь региона отличалась в феврале особой активностью. В целом это обусловлено двумя обстоятельствами: перегруппировкой основных центров влияния после декабрьских выборов, прежде всего, выборов губернатора и мэра и повышенным вниманием к персоне Бориса Немцова на российской политической сцене в связи с ситуацией вокруг выборов президентских.

1.    Деятельность органов власти региона

1.1.    Выборы в Законодательное Собрание

Сложная интрига завязалась вокруг предполагаемых выборов нового состава Законодательного Собрания (ЗС) области. Как и в большинстве регионов, полномочия нынешнего состава заканчиваются в конце марта. По этому поводу среди депутатов ЗС, особенно глав районных администраций, преобладает мнение о целесообразности продления своих полномочий. Оспаривает эту позицию лишь немногочисленная группа депутатов демократической ориентации - С.Сперанский, Е.Ненашев, В.Загрядский, П.Хвень. (Кстати, эта же группа депутатов вместе с зампредом ЗС А.Листковым представила на рассмотрение Собрания проект областного закона "О выборах депутатов Законодательного Собрания Нижегородской области", в основу которого положены принципы поэтапной смены депутатского корпуса и введение элементов пропорциональной системы на выборах.) Впрочем, ситуация должна измениться после Указа Президента РФ от 6 марта, о чем мы сообщим в мартовском обзоре.

1.2.    Законодательная деятельность ЗС

Отчасти по причине неразберихи с выборами в ЗС затягивается процесс рассмотрения и принятия бюджета области на 1996 год. Департамент финансов областной администрации (директор - В.Лунин) до сих пор не представил в ЗС проект бюджета, неоднократно проигнорировав установленные сроки. Вместо бюджета по инициативе группы наиболее активных депутатов на нескольких заседаниях был рассмотрен вопрос с формулировкой "Об основных положениях концепции бюджетной политики Нижегородской области на 1996 год". Обсуждение представленного документа получилось бурным - главным образом из-за раздела, посвященного межбюджетным отношениям. Депутаты из районов области возражали против заложенной в проект тенденции децентрализации областного бюджета, усмотрев в этом попытку переложить основную тяжесть расходов на районный уровень. После ряда доработок и компромиссных поправок документ был принят на заседании ЗС 20 февраля.

В тот же день Законодательным Собранием области был принят (в первом чтении) проект закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Нижегородской области". Судьба этого законопроекта, по понятным причинам, была сложной. Вопрос о принципах разделении властей на уровне местного самоуправления в проекте решается следующим образом:

- назначение главы районной администрации предполагается соответствующим органом местного самоуправления из числа кандидатур, предложенных администрацией области;

- не предусматривается совмещения должностей главы местного самоуправления и главы администрации, причем введение первой должности необязательно.

Основным оппонентом законопроекта выступил депутат ЗС, вице-мэр Нижнего Новгорода Борис Духан, зачитавший критический комментарий мэра Ивана Склярова. Однако аргументы городской власти были, в основном, опровергнуты в ходе дискуссии, а проект принят в исходном виде.

1.3.    Назначения глав районных администраций

В феврале завершился процесс формального “переназначения” глав районных администраций. Как известно, губернатор Б.Немцов использовал свое новое положение избранного руководителя для частичной чистки корпуса районных руководителей. В течение января-февраля шел процесс их переназначения с заключением контрактов на разные сроки. Такая практика вызвала острую реакцию со стороны оппозиционных политических сил региона, так как в числе отставленных руководителей (семь человек) преобладают прокоммунистически настроенные лица, недвусмысленным образом проявившие это во время предвыборной кампании в Государственную Думу. Немаловажно, что именно в этих районах Немцов проиграл В.Растеряеву на выборах губернатора. Впрочем, необходимо отметить, что чистка не носила явного политического оттенка -  некоторые из политически нелояльных районных руководителей сохранили свои посты.

Тем не менее обстановка вокруг кадровых назначений была напряженной. Довольно неожиданно ее обострил прокурор области В.Федотов, внесший 27 февраля протест в суд на назначенческую практику губернатора, обосновав его несоответствием такой практики федеральному законодательству. Пикантность этому событию придало то, что прокурор области известен как человек лояльный по отношению к губернатору и не склонный к публичным конфликтам. Губернатор тут же выступил по местному телевидению с уверенным обоснованием своей позиции, упирая на то, что "нельзя оставлять районы без законной власти вообще". На следующий день был достигнут компромисс: губернатор своим распоряжением объявил назначенных руководителей "исполняющими обязанности" до момента “определения правовой ситуации на федеральном уровне”, а В.Федотов отозвал свой протест из суда.

2.    Экономика

2.1.    Разрешение ситуации вокруг НОРСИ

Завершились переговоры по вопросу, имеющему большую важность для экономики региона - о судьбе крупнейшего нефтеперерабатывающего предприятия НОРСИ (г.Кстово). Как мы сообщали ранее, в сентябре прошлого года распоряжением премьер-министра была зарегистрирована нефтяная компания "НОРСИ-ОЙЛ", фактически принадлежавшая финансово-промышленному центру "ЭкОйл" (президент - Надир Хафизов). Однако этот шаг вызвал недовольство крупных нефтяных фирм, прежде всего, концерна "ЛУКойл”, и был предпринят ряд шагов, заставивших "ЭкОйл" согласиться на переструктуризацию отношений. Переговоры между "НОРСИ-ОЙЛ", "ЛУКойл" и АО "Татнефть" шли в течение января при активном участии регионального руководства и лично губернатора Бориса Немцова. В начале февраля было объявлено о достижении принципиальных договоренностей и создании финансово-промышленной группы "Волжская нефтяная компания" с уставным капиталом в размере 50 млрд рублей. По предварительным данным, доли участников распределяются следующим образом: "НОРСИ-ОЙЛ", "ЛУКойл" и "Татнефть" - по 20%, остальные 40% делятся крупнейшими банковскими структурами - ОНЭКСИМбанком, "Альфа-банком" и "Инкомбанком".

Очевидно, что такое решение - немалая вынужденная уступка со стороны нижегородского бизнеса и руководства региона. Весь этот сюжет может служить хорошей иллюстрацией к тезису о безраздельном господстве московского капитала в отечественном бизнесе: амбиции динамично развивающейся региональной структуры "ЭкОйл" и ее лидера Н.Хафизова были без особенных усилий пресечены, несмотря на активное вмешательство имеющего влияние на некоторых представителей “партии власти” губернатора Б.Немцова. Для области такое развитие событий прежде всего означает потерю значительных налоговых поступлений в местный бюджет.

2.2.    Социальные проблемы. Забастовка метростроителей

Привлекла к себе внимание общественности хорошо организованная акция протеста нижегородских метростроителей, проведенная 12 февраля. Массированный десант на центральную площадь города - площадь Минина, давно не видевшую таких масштабных манифестаций, мощное давление на власти, активная работа с прессой - все это свидетельствовало о хорошей подготовке к акции, имевшей целью сдвинуть с места разрешение проблемы невыплаты заработной платы из-за задолженности бюджета.

Заслуживающим внимание в этой ситуации является то, что это первый за последние годы случай, когда руководству города и области не удалось предотвратить заранее намечавшуюся акцию, что успешно делалось ранее с помощью разнообразных методов - переговоров, уступок, смещение акцента претензий на центральные власти и т.п. Можно ожидать, что пример метростроителей, добившихся выделения некоторых средств из городского бюджета (хотя строительство метро должно финансироваться преимущественно из бюджета федерального), вдохновит других профсоюзных лидеров, и хрупкое конвенциональное равновесие между профсоюзами и властями, существовавшее в регионе до последнего времени, окажется под вопросом.

3.    Взаимоотношения региона и центра

Большое внимание привлекал к себе в течение февраля губернатор области Борис Немцов как политик федерального масштаба. Его встреча с Президентом в конце января, где нижегородский губернатор вручил Ельцину миллион подписей нижегородцев с требованием срочного разрешения чеченского кризиса, имела, как известно, значительные последствия. Б.Ельцин спустя несколько дней подверг Б.Немцова публичной критике за популистский подход к столь сложному вопросу. Реакция Б.Немцова и прогубернаторски настроенной местной прессы была довольно нервозной и вряд ли хорошо аргументированной, между тем как в широких массах инициатива Немцова изначально вызывала неоднозначную реакцию.

Осторожность в оценке немцовской акции была связана с тем общеполитическим фоном, который складывается в стране в преддверии выборов Президента. Как популярный в России и модный за ее пределами политик, Б.Немцов не мог не рассматриваться в качестве одного из вероятных кандидатов на пост N1. Масла в огонь подлило известное заявление Е.Гайдара, назвавшего нижегородского губернатора возможным единым кандидатом от демократических сил. На пресс-конференции 8 февраля (после возвращения с форума в Давосе) губернатор однозначно и твердо отклонил предложение Гайдара, мотивировав свой отказ тем, что "каждый должен занимать должность в соответствии со своим уровнем. Мой нынешний уровень - губернаторство в Нижегородской области."

Несмотря на это, "дело Немцова" продолжало муссироваться в российской прессе, благодаря чему, видимо, он резко поднялся в ежемесячном рейтинг-листе "Независимой газеты", заняв по итогам февральского опроса экспертов 16-ю позицию.

Но по иронии судьбы этот взлет сопровождался резким ухудшением позиций Немцова в коридорах и кабинетах федеральной власти.

Возможно, наиболее важным для области последствием политических коллизий вокруг Б.Немцова стало замораживание подготовки подписания Договора о разграничении полномочий между регионом и центром. Подписание должно было состояться в последних числах февраля, однако оказалось без внятных объяснений отложено на неопределенный срок. Наряду с этим Москвой был предпринят ряд показательных шагов, имеющих целью продемонстрировать “опальность” Б.Немцова - в частности, он был выведен из состава некоторых комиссий при Правительстве России.

4.     Начало президентской предвыборной кампании

Двадцать шестого февраля был образован "Координационный Совет Нижегородской области по выдвижению и поддержке кандидатуры Б.Н.Ельцина на выборах Президента РФ". В состав Совета вошла большая часть легальной региональной элиты и лидеров общественного мнения, а возглавил его Николай Пугин - генеральный директор ОАО "ГАЗ". Совет принял решение об образовании регионального штаба по организации предвыборной кампании Б.Ельцина в Нижегородской области и утвердил на эту должность Виктора Лысова, до недавнего времени занимавшего пост директора департамента общественных связей областной администрации и отставленного от нее после выборов губернатора в декабре прошлого года. Заместителем Лысова назначен Михаил Мирный, молодой карьерный политик регионального масштаба, координирующий (без большого, впрочем, успеха) деятельность местного отделения НДР.

Многозначительным выглядит отсутствие в составе КС Бориса Немцова, между тем как в большинстве других регионов подобные структуры возглавили именно первые лица. Вряд ли смягчает этот факт присутствие в Совете вице-губернатора Юрия Лебедева и вице-мэра Бориса Духана. Впрочем, на столь раннем этапе президентской кампании однозначные выводы преждевременны, тем более, что Б.Немцов всегда был известен большой осторожностью в "засвечивании" своей позиции по важнейшим политическим вопросам.