Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Новгородская область

НЕЗАВИСИМЫЙ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР "ГАБИТУС" Н.ПОГОДАЕВ, О.ГРИБАНОВА, Н.КОНОВАЛОВА

НОВОСИБИРСКАЯ ОБЛАСТЬ

в марте 1996 года

1.    ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЛАСТНЫХ СТРУКТУР

1.1.    Деятельность исполнительной власти

1.1.1.    Выборы мэра Новосибирска

Одним из главных событий месяца были выборы мэра Новосибирска. Напомним, что действовавший мэр Виктор Толоконский был сторонником бывшего губернатора Ивана Индинка. Избрание на пост губернатора Виталия Мухи с неизбежностью влекло и ряд серьезных кадровых перестановок и в области, и в областном центре. Одним из ключевых постов, за который могла вестись борьба является пост мэра Новосибирска. На должность главы администрации города Новосибирска претендовали три кандидата:

Владимир Зонов, 1938 г.р., генеральный директор АООТ "Проектный институт "Новосибирскгражданпроект";

Петр Владимирович Лапков, 1938 г.р., вице-президент по строительству ПО "Сибтехпромстрой";

Виктор Александрович Толоконский, 1953 г.р., действующий мэр Новосибирска.

По данным Городская избирательная комиссии, итоги голосования таковы: 311.115 (79,74%) - за В.Толоконского; 8.704 (2,23%) - за А.Зонова; 53.863 (13,81%) - за П.Лапкова, 16.457 (4,22%) - против всех кандидатов. Из 1.074.282 новосибирских избирателей приняло участие в голосовании 378.490 (37,11% избирателей).

Выборы мэра Новосибирска 24 марта 1996 года признаны состоявшимися, так как в них приняло участие более четверти избирателей округа. Толоконский Виктор Александрович избран мэром города, получив более половины голосов избирателей [1]. Как видно из цифр, основная борьба была между П.Лапковым и В.Толоконским.

П.Лапкова поддерживали 9 политических партий, в том числе одна из самых влиятельных - КПРФ. Однако в городе позиции КПРФ не столь сильны. П.Лапкова характеризуют как "крепкого хозяйственника".

Основные пункты его программы - более жесткий сбор налогов, использование бюджетных средств в приоритетных отраслях: образовании, медицинском обслуживании, для поддержки социально незащищенных слоев населения; создание жилищных программ, которые бы сделали жилье доступным для всех категорий населения; развитие производства.[2]

В.Толоконский не состоит ни в какой партии и считает, что для того, чтобы эффективно управлять городом, необязательно быть членом какой-нибудь партии. Он готов быть с любым движением, объединением, партией, стоящими на позиции здравого смысла. Он заявил, что достаточно массовой партией, с близкой его пониманию программой дальнейшего развития экономики является КПРФ. Но его смущает то, что там есть конкретные силы, группы, ориентированные на разрушение, а не на созидание. В качестве более близких центризму, критически оценивающих сегодняшнюю ситуацию, он назвал "ЯБЛОКО", партию С.Федорова.[3]

В областном суде завершилось рассмотрение иска новосибирской организации ЛДПР к городской избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидатом на должность мэра С.Д.Проничева. Выявленный в ходе судебного заседания ряд недостатков, допущенных избирательной комиссией, не разрешил дело в пользу истцов: в регистрации кандидатом С.Д.Проничеву было отказано по причине недостатка собранных голосов.

Депутат Госдумы, координатор новосибирского отделения ЛДПР Е.Логинов считает, что С.Проничев используется как объект давления на него самого. Он заявил, что у Проничева с В.Мухой давний антагонизм. Логинов считает, что В.Толоконский был заинтересован в максимальном сужении электората. При участии С.Проничева без второго тура дело бы не обошлось. По его мнению, если бы Проничев вышел во второй тур с Толоконским, то подобно ситуации с выборами губернатора, электорат соперников обратился бы против главного претендента. По этой причине Проничев и был исключен из игры. Е.Логинов выразил несогласие с решением суда и заявил о необходимости опротестовать его в Верховном суде РФ и Европейском суде и добиться признания выборов мэра в Новосибирске недействительными.[4]

1.1.2.    Новые назначения и кадровые перемены

Председатель Новосибирского областного Совета депутатов А.П.Сычев утвержден членом постоянной наблюдательной комиссии СФ по вопросу осетино-ингушского конфликта; а также включен в состав комиссии при Президенте РФ по подготовке договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти субъектов РФ. Эти назначения, как и избрание А.Сычева председателем одного из ведущих комитетов СФ, говорят о возросших возможностях новосибирцев влиять на большую политику в Москве.

Пресс-служба администрации области сообщила о двух новых назначениях в аппарате губернатора. С 25-го марта помощником В.Мухи назначен Юрий Игоревич Зайцев, а пресс-секретарем главы областной исполнительной власти стала Светлана Григорьевна Барам.

Приступил к работе новый начальник управления здравоохранения администрации Новосибирской области Александр Александрович Бычков, 1943 г.р.. Он закончил Новосибирский медицинский институт. Работал врачом скорой помощи, после специализации - врачом-анестезиологом, затем - заведующим отделением анестезии и реанимации. Был главным врачом больницы скорой помощи. В последнее время руководил центральной медико-санитарной частью №25 Министерства здравоохранения.

Постановлением главы администрации области уволен в порядке перевода в Новосибирский государственный медицинский институт начальник управления здравоохранения В.Б.Филатов - с согласия сторон. Этим же документом исполнение обязанностей начальника управления здравоохранения департамента социальной политики возложено на заместителя начальника управления М.Н.Мельникова.

Глава областной администрации В.П.Муха подписал заявление заместителя главы областной администрации, директора департамента сельского хозяйства и продовольственного обеспечения А.В.Клякина о предоставлении ему с 5 марта очередного отпуска и удовлетворил его заявление об отставке с 22 апреля с.г. с предоставлением предусмотренных социальных гарантий.

Глава администрации области В.Муха утвердил "Положение о социально-гигиеническом мониторинге в Новосибирской области". Головной организацией по его подготовке и проведению станет координационный совет со своей рабочей группой. Им предстоит не только наладить постоянные наблюдения за состоянием среды обитания и здоровья людей, но и обеспечить полученной информацией администрацию области и федеральные службы страны для принятия ими практических решений. Председателем совета назначен Юрий Николаевич Терещенко, главный государственный санитарный врач по Новосибирской области.

1.1.3.    Взаимодействие обладминистрации с общественностью

Губернатор области В.Муха подписал три документа, которые определяют взаимодействие администрации с общественными формированиями, специалистами: "О консультативном совете главы администрации области", "О научно-экспертном совете и механизме конкурсного отбора научно-прикладных разработок и инновационных проектов", "Об аналитическом управлении при главе администрации области".

Создан консультативный совет администрации области, в который вошли видные ученые и практики. Совет создан с целью выработки рекомендаций по важнейшим, имеющим стратегическое значение, вопросам стабилизации социально-экономической ситуации и будет играть роль высшего совещательного органа при главе администрации, помогать ему в решении крупных, глобальных вопросов как в Совете Федерации, так и в области. Основными задачами и функциями совета являются участие в подготовке предложений для внесения их в порядке законодательной инициативы от НСО как субъекта Федерации в палаты Федерального Собрания, консультации при разработке и оценке законопроектов Новосибирской области, рекомендации при разработке форм и методов государственного регулирования хозяйственной (экономической) и финансовой деятельности на территории области. Председателем совета является глава обладминистрации В.П.Муха.

В пакете этих документов определена еще одна общественная структура - аналитическое управление. Это группа советников, которые ежедневно и систематически будут работать с главой администрации по текущим вопросам и на перспективу. Управление создано для того, чтобы обеспечить главу областной исполнительной власти широким спектром оценок ситуаций в Новосибирской области и для выработки предложений по актуальным проблемам социально-экономических преобразований. Сюда входят такие направления, как структурная перестройка экономики, обеспечение экологической безопасности, государственное и муниципальное управление, социальная защита населения, формирование области как одного из финансовых центров России. В соответствии с решением сессии областного Совета создан также научно-экспертный совет. В него вошли ученые, специалисты, руководители предприятий. Здесь будут отрабатываться уже конкретные проекты, проводиться их экспертиза и поиск источников финансирования, разрабатываться рекомендации по формированию научно-технической политики.

Председателем совета назначен первый заместитель губернатора В.Н.Киселев.

Эти три постановления губернатора создают основу для реализации его предвыборного программного заявления, в основе которого три главных принципа работы областной администрации: народовластие и законность, устойчивое развитие экономики области, а также гражданская и социальная защита населения.[5]

1.2.    Деятельность представительной власти

1.2.1.    К вопросу о законности продления облсоветом своих полномочий

22 марта Госдума приняла обращение, в котором говорится об окончании полномочий избранных в 1994 году представительных органов. Новосибирский областной Совет в свое время продлил свои властные полномочия: его должны были переизбрать в марте 1996 года. Председатель областного Совета Анатолий Сычев сообщил в качестве комментария к принятому Думой обращению, что курируемый им представительный орган продлил свои полномочия в декабре 1995 года, когда ничего этому не препятствовало, и все было сделано согласно букве закона.

Депутат ГосДумы А.Янковский, новосибирские отделения партий "Демократический выбор России", "Демократическая Россия", Партии экономической свободы, движения "Вперед, Россия!" сделали заявление для СМИ по поводу того, что 27 марта закончился срок полномочий Новосибирского облсовета. В заявлении квалифицированы действия областного совета о продлении полномочий как захват власти и присвоение властных полномочий. Заявление заканчивается словами: "Хочется надеяться, что избиратели Новосибирской области по достоинству оценят поступок политических проституток, называющих себя избранниками народа".

Стоит обратить внимание на то, что аналогичный конфликт между "старым областным парламентом" и "новыми депутатами Госдумы" возник и в Томске. Можно предположить, что нынешние российские парламентарии стремятся к тому, чтобы привести к власти на местном уровне своих сторонников. Перевыборы областного парламента дают им хороший шанс для достижения этой цели.

1.2.2.    Принятие Устава области

Областной Совет депутатов принял Устав области. Совету удалось выйти из сложной ситуации, возникшей на прошлой сессии, когда при обсуждении во втором чтении очередных глав документа администрацией области был предложен принципиально иной, не рассмотренный в первом чтении вариант одной из глав - о территориальных органах государственной власти в Новосибирской области. Депутатам пришлось вступить в некоторое противоречие с федеральным Законом о местном самоуправлении и предусмотреть "переходную" систему органов власти на территории области, а именно, попытаться создать выборные территориальные органы представительной власти - Советы депутатов, как и территориальные исполнительные органы - администрации территорий. Депутаты при этом имеют в виду, что при принятии давно ожидаемого федерального Закона о построении системы органов государственной власти в субъектах Федерации и в случае противоречия с предложенной законом схемой эта глава просто автоматически не будет работать. Что же касается "сочетаемости" с Законом о местном самоуправлении, то тут все в порядке: закон предусматривает переход территорий к самоуправлению как их право, а не обязательную норму. Создание же предложенной и принятой Советом системы территориальных органов государственной власти, в том числе и представительных, не просто повышает роль народа в управлении своей территорией, но и предусматривает более работоспособную схему взаимодействия органов власти как по горизонтали, так и по вертикали.

1.2.3.    Закон об областном бюджете НСО на 1996 год

11 марта глава администрации области В.Муха подписал принятый областным Советом Закон об областном бюджете Новосибирской области на 1996 год.[6] Областной бюджет утвержден по расходам в сумме 3 774 269 млн рублей, исходя из прогнозируемого объема доходов в сумме 3 409 089 млн рублей. Предельный размер дефицита установлен в сумме 365 180 млн рублей. Установлен предельный размер заимствований администрацией области не свыше 10% объема расходов областного бюджета. Ставка налога на прибыль, зачисляемого в бюджет Новосибирской области для банков, страховых организаций, брокерских контор, бирж и для всех предприятий в размере 30%, а для остальных плательщиков - 22%.

В числе приоритетных отраслей: подготовка к зиме и теплоснабжение населения; формирование рынка животноводческой продукции; закупка зерна в региональный фонд; пособия и компенсационные выплаты на детей; содержание социально-культурных учреждений. К защищенным статьям бюджета отнесены заработная плата; начисления на заработную плату; стипендии; компенсации и выплаты; расходы на питание; расходы на приобретение медикаментов и перевязочных средств; дотации районам; погашение областного займа.

Закон имеет ряд приложений:

- прогноз консолидированного бюджета области;

- поступление доходов в 1996 году по областному бюджету;

- распределение ассигнований по направлениям расходов, финансируемых из областного бюджета в 1996 году;

- нормативы отчислений от налогов в бюджеты районов и городов в 1996 году;

- распределение ассигнований на капитальные вложения из областного бюджета по направлениям, заказчикам и отраслям;

- дотации бюджетам районов и городов области на 1996 год;

- перечень приоритетных отраслей бюджетного финансирования и защищенных статей областного бюджета;

- ставки ежегодного налога с владельцев транспортных средств.

Исходя из анализа исполнения бюджета прошлого года и прогноза социально-экономического развития области в 96-м году, то есть финансовых возможностей и своих полномочий, администрация области определила основополагающие принципы построения бюджета нынешнего года и основные направления бюджетной политики. Принципы просты: реалистичность, целенаправленность и контроль за исполнением бюджета. Эти принципы провозгласил в своем представлении бюджета на сессии глава администрации области В.П.Муха, сказав, что администрация намерена исходить в своей бюджетной политике из самых конкретных первоочередных задач и минимальности ресурсов. Основной доклад по проекту областного бюджета на 1996 год на сессии сделал первый заместитель главы администрации В.Н.Киселев. Депутаты отметили, что документ проработан очень досконально, в нем нет ни одной "потолочной" цифры, все составные доходной и расходной статей бюджета со всеми конкретными параметрами самым тщательным образом проработаны, обсуждены и защищены в процессе предварительной работы в комитетах и комиссиях областного Совета депутатов, подвергнуты тщательной экспертизе специалистов. При этом разработчики бюджета и депутаты Совета исходили из реального социально-экономического развития области в прошлом году и необходимости в столь же чрезвычайно сложных финансово-экономических возможностях нынешнего года как-то выравнивать крен.

В этих условиях, как подчеркнул В.Н.Киселев, администрация области, несмотря на то, что на областном уровне управления практически невозможно воздействовать на главные регуляторы экономики, определила основные приоритеты своей деятельности. Эти задачи требуют повышения эффективности управления и контроля на уровне администрации области, улучшения качества ее работы, оказания помощи в работе с органами местного самоуправления, практической, и в первую очередь финансовой, поддержки производства и товаропроизводителя. Однако недополучение доходов не позволило профинансировать все необходимые расходы.[7]

2.    ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

2.1.    Общественная организация в поддержку Б.Ельцина

В Новосибирске создана областная организация общественного движения в поддержку Бориса Ельцина как кандидата на пост Президента России. Руководитель штаба - Олег Шуваев, председатель Новосибирской областной организации движения "Реформы - новый курс". Новосибирская областная организация движения в поддержку Б.Ельцина включила в себя НОО партии "Наш дом - Россия", "Земля Сибирская", НОО движения "Реформы - новый курс", Новосибирский студенческий фонд, НОО экологической партии "Кедр", социал-демократическую партию, народно-демократический фронт и независимых представителей общественности.

На состоявшихся выборах мэра Новосибирска НРО "Реформы - новый курс" подержала кандидатуру В.Толоконского как наиболее толкового хозяйственника. По словам Олега Шуваева, его переизбрание - первая победа их организации на политической арене области. В дальнейшем они намерены выдвигать своих кандидатов на посты депутатов областного, городского и районных Советов, чтобы выносить свои предложения на обсуждение этими представительными органами власти и, таким образом, участвовать в политической жизни региона.[9]

2.2.    Координационный совет политических партий и общественных организаций

В Новосибирской области создан координационный совет политических партий, движений и общественных организаций. В период вышеупомянутых выборов мэра Новосибирска, Совет выступил на стороне В.Толоконского. Обращение в его поддержку подписали НОО "Земля сибирская" (Н.Павлов); движение "Молодые социал-демократы" (И.Козлов); Новосибирский студенческий фонд (О.Панин); общероссийское общественное движение "Реформы - новый курс" (О.Шуваев); общественное объединение "Яблоко" (Л.Шевченко); партия "Демократический выбор России" (Г.Чулинин); ПРЕС (Л.Машковцев); общественное движение "Вперед, Россия!" (В.Лугинин); Республиканская партия РФ (Г.Бессонов); российское движение демократических реформ(А.Осипов); РСДНП (В.Козодой); СДПР (В.Ануфриенко); социал-демократическая партия РФ (Г.Попов); экологическая партия России "Кедр" (О.Колмаков).[10]

2.3.    Коммунисты

16 марта прошла областная конференция КПРФ, самой организованной и сплоченной партии области. Основными вопросами были стратегия и тактика отделения накануне президентских выборов. Постановлением конференции намечено создать штабы поддержки Г.Зюганова, привлекая к работе в них представителей других общественно-политических сил. Что касается прошедшей кампании выборов мэра, то коммунисты поддержали П.Лапкова.

Российский коммунистический союз молодежи (РКСМ) выступил с инициативой, поддержанной его новосибирским отделением, провести в начале апреля "Всероссийское студенческое собрание" - серию студенческих акций протеста против ухудшающегося положения студенчества, падения престижа высшего образования. Организаторы акции обратились к профсоюзным организациям студентов с просьбой о поддержке их требований.

2.4.    "Земля Сибирская"

На конференции общественно-политического движения "Земля сибирская", являющегося филиалом НДР, были подведены итоги работы за полугодие, обсуждены позиции на президентских выборах с намерением поддерживать на них Б.Ельцина. Конференция освободила И.Индинка от председательских обязанностей в связи с "освоением им новой работы" и избрала на этот пост депутата Госдумы О.Гонжарова.

3.    ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

3.1.    Финансы

Для стабилизации финансовой обстановки в области В.Муха распорядился создать рабочую комиссию из ведущих банкиров. В ее состав вошли руководители таких банков (или новосибирских филиалов), как "Левобережный", Новосибирсквнешторгбанк, Агропромбанк, Сибирский банк, Сибирский хлебный банк, Муниципальный банк, Инкомбанк, Промстройбанк, а также начальник Главного управления Центробанка по НСО.

Председателем комиссии стал первый заместитель губернатора Юрий Нестеров.

3.1.1.    Кредит мирового банка

По просьбе правительства России мировой банк рассмотрел возможность предоставления на стандартных условиях кредита под проект, который фактически не имеет коммерческой составляющей: поддержка социальной сферы - здравоохранения, образования, водоснабжения и канализации. Подготовительная работа, связанная с реализацией в России пилотного проекта "Поддержка региональной социальной инфраструктуры", начатая в июне 1994 года, подходит к концу. В нем задействованы две территории России - Новосибирская и Ростовская область. Каждой из них будет выделено по 96 млн долларов.

Конкретно для Новосибирской области в сфере образования предусматривается финансирование капитального ремонта более 20 школ, оказание содействия в улучшении планирования и эксплуатации школьных учреждений. Все это на уровне мировых стандартов. Вторая часть проекта предусматривает финансирование реконструкции и развития медицинских учреждений города и области. По разделу "водоснабжение и канализация" проходит 20 объектов. В основном капитальный ремонт, обновление существующих сетей, а также небольшие объемы нового строительства. Причем в большинстве это касается объектов, находящихся в районах и городах области.

В целом для России заем предоставляется на 17 лет с отсрочкой платежа в 5 лет. С шестого года надо будет выплачивать проценты и погашать основную сумму долга. Но новосибирцам удалось договориться с Минфином, чтобы для Новосибирской области условия были другими. Суть их в том, что льготный период сокращается с 5 лет до трех, а срок выплаты займа и процентов будет длиться 9 лет, а не 12. "Чем дольше рассчитываешься, тем больше заплатишь", - резюмировал первый заместитель главы обладминистрации В.Киселев, входящий в состав российской делегации для переговоров по займу с Международным банком развития и реконструкции.

Средства Новосибирская область будет получать частями и до конца 2002 года. В результате "напряженной борьбы" новосибирским специалистам удалось убедить Минфин взять на себя расчет за половину суммы займа и по процентам на эту же сумму.

Кредит предполагает жесткие границы в осуществлении проекта, и в ходе реализации придется придерживаться требований международной конкурентной среды. На проектирование и строительство школы, закупку оборудования, к примеру, область должна объявить международный тендер, в котором могут участвовать и российские производители. По первоначальному варианту проекта получалось, что только 1 процент закупаемых товаров может быть с российского рынка, а для 99% победитель должен быть выявлен на международных торгах. В самом соглашении заложены жесткие санкции: в случае нецелевого расходования средств кредитная линия автоматически прекращает работать. Еще особое условие в соглашении о кредите - в столичном городе, т.е. в Новосибирске, не может быть израсходовано более половины заемных средств.[11]

3.1.2.    Налоги

В распоряжение редакции газеты "Молодость Сибири" попал любопытный документ. Это - доклад, подготовленный специалистами комитета по экономике областного Совета о том, где и как в Новосибирской области собираются налоги. В докладе отмечено расхождение в объеме сбора налогов за первое полугодие 1995 года согласно данным областной налоговой инспекции и областного управления статистики. В целом по области из 1964 миллиардов рублей налоговых поступлений 1711,6 миллиарда составили (в сумме) НДС, акцизные сборы и спецналог. Между тем, например, по городу Новосибирску эти цифры таковы: 1287,4 и 1390,2. Первая цифра взята из данных областной налоговой инспекции, вторая - из данных облстатуправления. Выходит, что всего налогов было собрано меньше, чем НДС, спецналога и акцизов в сумме (помимо которых существуют и другие налоги)? Это явление было также замечено в г. Обь, в Искитимском и Куйбышевском районах. Причем в Искитимском районе часть оказалась больше целого почти в два раза: 38,4 миллиарда всех налогов, 71,6 миллиарда - НДС, акцизы и спецналог.

Одно из объяснений, выдвинутых чиновниками названных ведомств, состоит в том, что управление статистики считало налоги вместе со взысканными за прошлый год недоимками. Но в любом случае удивляет разнобой в ситуации, сложившейся со сбором налогов на столь близко расположенных территориях одного субъекта Федерации.[12]

3.2.    Заседание совета Ассоциации Сибирских и Дальневосточных городов (АСиДГ).

В Омске прошло заседание Совета ассоциации сибирских и дальневосточных городов, на котором были подведены итоги решения проблем. Как отметили собравшиеся, Новосибирск выглядит достаточно привлекательно, поскольку в городе отдан приоритет социальной сфере. На нее выделяется 87% расходной части городского бюджета. Новосибирск стал единственным городом в России, где начато выполнение целевой программы обеспечения жильем учителей, врачей, работников культуры и милиции: более 500 семей получат квартиры за 30% их реальной стоимости. В прошлом году выделено 250 квартир офицерам запаса, около 200 - жителям аварийных и ветхих домов. Уровень безработицы в городе - 1,38%. Это средний показатель по Сибири. Мэрией принята программа по борьбе с преступностью. Ряд постановлений направлен на усиление паспортного и визового режима, регулировании торговли крепкими спиртными напитками, запрещение распространения порнопродукции. Увеличен штат работников милиции. Второй год работает рожденная в кабинетах мэрии система взаимозачетов с предприятиями по налогам. Благодаря ей, практически не получив ни рубля "живых" денег, город вложил около 300 млрд в подготовку теплоэнергетического комплекса к зиме. В Новосибирске нет проблемы отключения электроэнергии.[13]

3.3.    Сельское хозяйство

Глава администрации области В.Муха в целях изыскания финансовых средств для своевременного проведения весенне-полевых работ в хозяйствах области разрешил продовольственной корпорации при департаменте сельского хозяйства и продовольственного обеспечения реализовать из регионального фонда зерна по договорным ценам муку на сумму 20 миллиардов рублей. Вырученные средства будут направлены на авансирование закупок зерна в региональный фонд нынешнего года. Глава администрации поручил управлению финансов и налоговой политики и продовольственной корпорации до апреля ликвидировать задолженность хозяйствам за зерно, сданное в региональный фонд в прошлом году. Недостающая сумма в 9 млрд рублей будет погашена за счет средств, поступивших от реализации зернопродуктов регионального фонда.

Департаменту сельского хозяйства и продовольственного обеспечения, управлению финансов и налоговой политики и департаменту по транспорту, связи и строительству дорог предписано обеспечить хлеборобов горючесмазочными материалами на условиях товарного кредита.

В.Муха определил срок заключения соглашений с администрациями районов области и договоров контрактации с сельхозпроизводителями по закупкам зерна в региональный фонд. Все это должно быть сделано до 1 мая нынешнего года.[14]

Глава администрации области В.Муха подписал распоряжение о мерах по нормализации финансового состояния предприятий перерабатывающей промышленности, которым рекомендовал сельским товаропроизводителям, предприятиям и организациям перерабатывающей промышленности и предприятиям торговли, независимо от организационно-правовых норм и ведомственной принадлежности, внести в течение месяца в заключенные договоры о поставках дополнение, предусматривающее безакцептное списание задолженности за зерно, муку, хлеб и молочную продукцию.

Опубликовано [15] интервью с председателем совета ассоциации крестьянских хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов Новосибирской области (АККОН) А.Соболевым. Он отметил, что в области, по данным на 1 февраля 1996 года 5.480 крестьянских (фермерских хозяйств). За ними закреплено 340 тысяч гектаров земли, почти 300 тысяч из которых - сельскохозяйственные угодья, в том числе 207 тысяч гектаров пашни. Удельный вес фермерских наделов в масштабах области выглядит так: земли - 3,1%, сельхозугодий - 4%, пашни - 5,5%. Однако в связи с известными трудностями (беспредел в ценообразованиях, отсутствие кредита), часть фермеров вынуждена была заявить о ликвидации своего хозяйства. Таких по области за год оказалось 851. Организовано же за этот период лишь 201. Растет площадь земли, не используемой фермерами по назначению. Выбывает земля в основном за счет хозяйств с малыми наделами, где нет необходимой техники.

3.4.    Продовольственная корпорация

Новосибирская продовольственная корпорация - государственное унитарное предприятие при департаменте сельского хозяйства и продовольственного обеспечения администрации области. Создана она в феврале прошлого года на основании Правительства РФ. Новое подразделение выполняет роль государственного заказчика на продовольствие области. Прежде всего это зерно.

Заключены межобластные соглашения Новосибирска с Читой, Сахалином, Горным Алтаем, Приморьем, Кемерово, Благовещенском. Между названными регионами налажены взаимовыгодные товаропотоки из области муки, круп, масла, мяса, сухого молока и завоз рыбы, шпротов, консервов. В денежном эквиваленте такой оборот составил 100 млрд рублей в год. Стороны едины в том, что обмен товарами, безналичные поставки будут впредь возрастать, потому что крепнет доверие друг к другу. Пока же оборот идет на основе договоров. Одна из главных форм, которая будет применена в текущем году - уже опробованная практика авансирования закупаемого продукта. 25% оплаты за зерно земледельцы получат до посевной, еще 25- по окончании сева, а оставшиеся 50% - после отгрузки урожая в государственные закрома.[16]

3.5.    Международные контакты

В Новосибирск прибыла делегация посольства Великобритании в России. Английские дипломаты встретятся с руководством области и проведут переговоры с целью сотрудничества, посетят предприятия, научно-исследовательские институты СО РАН и СО РАСХН.

4 марта глава областной администрации В.Муха принял делегацию из Германии, которую возглавлял г-н Пеле, заместитель парламентского статс-секретаря по вопросам немецкого населения за рубежом Министерства иностранных дел Германии. В.Муха отметил, что главным результатом совместных усилий стало значительное снижение эммиграционного потока из Новосибирска. В свою очередь г-н Пеле отметил, что возвращение русских немцев, их обустройство - проблема и для Германии. Гость выразил удовлетворение совместной деятельностью и сказал, что немецкая сторона приложит все силы для открытия российско-немецкого центра в Новосибирске. Предполагается строительство жилья, поддержка малого и крупного бизнеса.

3.6.    Статистика потребительских цен

Сводный индекс потребительских цен в феврале текущего года на товары и услуги составил 103,0%. Потребительские цены на продовольственные товары за месяц выросли на 2,8%, а по сравнению с соответствующим периодом прошлого года - в 1,67 раза. Потребительские цены на промышленные товары повысились за месяц на 3,1%, а по сравнению с февралем прошлого года - в 1,7 раза.[17]

4.    СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

4.1.    Выплата пенсий и заработной платы

Уже стало традицией, что губернатор В.Муха после своих регулярных поездок в Москву для участия в заседаниях Совета Федерации, собирает журналистов для предоставления своеобразного "отчета о проделанной работе". 25 марта на пресс-конференции В.Муха сообщил журналистам, что Новосибирская область идет впереди всех остальных субъектов Федерации по выплатам заработной платы и пенсий. А также, что 28 марта в областной бюджет будут перечислены последние недостающие средства на выплату пенсий за март. Они будут получены за счет банковских кредитов. По прогнозам губернатора, в мае этого года областная администрация вообще уйдет от проблемы задержки выплат пенсий. Следующая по значению проблема - выплата государственных компенсаций на детей - пока не поддается решению. Как сказал губернатор, в марте на эти цели не выделено ни рубля; за февраль пособия выплачены наполовину.

Фактически главной задачей администрации остается преодоление кризиса в промышленности. В.Муха берется организовать приток финансовых средств, однако сетует, что в большинстве случаев директора предприятий к этому не готовы: вместо детально разработанных бизнес-планов у них есть лишь благие пожелания.[18]

4.2.    Наука

Первый заместитель главы администрации Новосибирской области, начальник главного планово-экономического управления Ю.Нестеров и руководитель комитета по региональной научно-технической политике и научно-образовательному конкурсу П.Решедько провели пресс-конференцию по вопросу финансирования научно-технического комплекса области на 1996 год. 21-ая сессия Новосибирского облсовета 6 марта приняла Закон Новосибирской области "О бюджете НСО в 1996 году". В нем предусмотрено финансирование научной деятельности в размере не менее 20 млрд рублей. 26 февраля глава администрации области утвердил механизм конкурсного отбора, экспертизы и финансирования научно-прикладных разработок и инновационных проектов. Руководство этой деятельностью поручено научному совету при администрации области, утверждены составы конкурсных комиссий.

В рамках утвержденных облсоветом приоритетных направлений научной деятельности сформирован и постоянно пополняется банк научно-прикладных разработок и инновационных проектов, которые участвуют в конкурсе и при положительном решении экспертного совета получат финансовую поддержку. Основными критериями отбора проектов для финансирования считаются высокий научно-технический уровень и экономическая эффективность, разумный объем запрашиваемого кредита и возможность его возврата через год-полтора.

В целях привлечения средств федерального бюджета к реализации инновационных проектов комитет по региональной научно-технической политике формирует региональные научно-технические программы, которые представляются в Министерство науки РФ для их долевого финансирования.[19]

Ряд цифр и аналитических справок, обнародованный на общегодовом собрании Сибирского отделения РАН, отражает реальное положение дел в сибирской науке сегодня. Прежде всего это "показатели эффективности деятельности институтов" в прошедшем году. Эффективность определялась по двум глобальным критериям: успехи фундаментальных исследований (количество публикаций в научных изданиях) и востребованность научной деятельности институтов, которую лучше всего демонстрирует доля небюджетного финансирования НИИ. По второму показателю наиболее преуспевают сегодня физико-технические науки. Бесспорные - лидеры Институт ядерной физики и Институт лазерной физики, у которых доля заработанных, в основном продажей наукоемких технологий и грантами, средств составляет 0,8 всего дохода. Кроме того, у ИЯФ самый высокий в сибирском отделении показатель средней заработной платы сотрудников (660 тысяч рублей). Почти столь же выгодными сейчас являются разработки в области химии: внебюджетный доход Института катализа чуть поменьше, чем у ИЯФ и ИЛФ, а средняя зарплата - 500 тысяч рублей. На третьем месте по доходности - науки о земле и механико-математические науки, далее - биология, на последнем месте - с большим отрывом - общественные науки.

При этом ситуация с публикациями обстоит несколько иначе, и рейтинг выстраивается в совершенно другом порядке - к примеру, больше всего публикаций на одного человека (от 1,6 до 4) приходится в самой малодоходной области - в общественных науках. Дальше следует поставить математиков, у всех остальных средние показатели примерно одинаковы.

Еще один интересный документ - "Место институтов СО РАН среди ста лучших институтов". В число лучших сибирских институтов вошли 14, среди которых лидируют Институт геохимии и Институт ядерной физики. Наглядно демонстрируется весьма относительна связь финансового положения института и его чисто научного рейтинга. Так, например, Институт математики, чье финансовое положение более чем затруднительно, занимает второе место в России по математическим наукам, Институт геологии, геофизики и минералогии - третий по наукам о земле, Институт цитологии и генетики, где средняя зарплата сотрудников около 250 тысяч, - пятый по биологии.

Но сложное финансовое положение продолжает губительно сказываться на сибирской науке. Были представлены результаты еще одного статистического исследования: выезд ученых за рубеж. В 1995 году самые большие показатели “утечки мозгов” - у химиков. В этом году химические институты покинуло в два раза больше человек, чем даже в 1993, когда все Сибирское отделение понесло большие потери по этой части. После химиков наиболее активно покидают Россию биологи и специалисты, занятые в области механики, энергетики и горных наук, причем у последних намечаются некоторые тенденции роста эмиграции. Выезжающие поработать за границей приглашаются ведущими научными организациями и фирмами США (20%), Франции (15%) и Японии (7%).[20]

4.3.    Акции протеста

Женское движение "Доброта" провело акцию протеста против войны в Чечне. "Наше главное требование к противоборствующим сторонам - сесть за стол переговоров, прекратив боевые действия", - говорит председатель движения Н.Русяева. С конца марта планируется проводить ежедневную акцию протеста. Вдоль дорог, в наиболее людных местах на полчаса с 18.00 до 18.30 будет выстраиваться "живая цепочка".

Предполагается также на 5 минут останавливать движение транспорта. "Это жест отчаяния, - признают женщины. - Но, возможно, он подействует на руководителей области, и они обратятся к Правительству". Проведению акции предшествовал опрос жителей города, которые выразили согласие стать ее участниками.

5.    РАЗНОЕ

5.1.    Экология

Мэрия утвердила положение "О Новосибирском городском комитете охраны окружающей среды и природных ресурсов". Горкомприроды наделяется правами специально уполномоченного государственного органа. Одной из основных его задач является контроль за соблюдением норм экологической безопасности предприятиями и учреждениями. Обладминистрация, в свою очередь, утвердила документ, согласно которому в области будет проводиться социально-гигиенический мониторинг - выявление вредных для здоровья факторов в окружающей среде.

5.2.    Социальная защита

Губернатор утвердил областной перечень гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых пожилым людям и инвалидам. Органы социального обеспечения должны обеспечить им медицинскую помощь в объеме базовой программы медицинского страхования, содействие в получении санитарно-курортного лечения, помощь в получении питания, организации досуга и юридическую консультацию.

5.3.    Миграция

В минувшем году в Новосибирскую область переехало на постоянное жительство 10 тысяч 171 человек. Большая часть из них - жители Казахстана.

Источники:

1. // Новая Сибирь. - Новосибирск, 1996. - 28 марта. - №49. - С.2. 2. Зубрицкая Н. Был в тени, шагнул вперед // Советская Сибирь. Новосибирск,1996. - 13 марта. - №47. - с.1.

3. Антипина Н. Три вопроса мэру: об отношении к власти, самоуправлению и партиям // Советская Сибирь. - Новосибирск, 1996. - 5 марта. - №43. - С.2.

4. Кашафутдинов В. Депутат Логинов срывает маски? // Молодость Сибири. - Новосибирск, 1996. - 21 марта. - №12. - С.5.

5. Семенова Л. Современный имидж управленца // Советская Сибирь. Новосибирск,1996. - 15 марта. - №49. - С.1-2; Главные принципы работы губернатора // Советская Сибирь. - Новосибирск, 1996. 13 марта. - №47. - с.2.

6. // Советская Сибирь. - Новосибирск. - 20 марта. - №52. - С.2-3.

7. Семенова Л. По одежке протягивать ножки // Советская Сибирь. Новосибирск,1996. - 12 марта. - №46. - С.1.

8. // Советская Сибирь. - Новосибирск,1996. - 28 февраля. - №39.- С.2-3.

9. Кузнецов А. Олег Шуваев: пора повернуть реформы лицом к народу // Советская Сибирь. - Новосибирск, 1996. - 28 марта. - №49. С.2.

10. // Советская Сибирь. - Новосибирск,1996. - 21 марта. - №53. - С.2.

11. Литовченко Н. Один источник и три составные части кредита // Советская Сибирь. - Новосибирск, 1996. - 19 марта. - №51. С.2.

12. Кашафутдинов В. Из света в тень перетекая... // Молодость Сибири. - Новосибирск,1996. - 29 февраля. - №9. - с.6.

13. Зотова О. Счастлив тот, кто в Новосибирске живет? // Молодость Сибири. - Новосибирск, 1996. - 21 марта. - №12. - С.4.

14. Тяботин В. В администрации области // Советская Сибирь. Новосибирск, 1996. - 23 марта. - №55. - С.1.

15. Царев Н. Поддержите фермера // Советская Сибирь. Новосибирск, 1996. - 5 марта. - №43. - С.1.

16. Царев Н. Год работы корпорации // Советская Сибирь. Новосибирск, 1996. - 21 марта. - №53. - С.1. 17. Цыцаркина Е. Дороже всего печатное слово // Советская Сибирь. Новосибирск, 1996. - 13 марта. - №47. - с.2.

18. // Молодость Сибири. - Новосибирск,1996. - 28 марта. - №13. - С.2.

19. Глубокая С. Обладминистрация - науке: 20 миллиардов - это все, что могу // Советская Сибирь. - Новосибирск,1996. - 28 марта. - №49. - С.8.

20. Ткаченко Т. Отделение немножко постарело, но демонстрирует прежнюю живучесть // Новая Сибирь. - Новосибирск, 1996. - 28 марта. - №49. - С.8.