Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Санкт-Петербург

Татьяна Драбкина

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

в марте 1996 года

АННОТАЦИЯ

1.    Деятельность органов ИСПОЛНИТЕЛЬНой ВЛАСТи

1.1.    Мэр Санкт-Петербурга

1.1.1.    Встречи с депутатами Госдумы от региона

По инициативе мэра СПб А.Собчака 4 марта состоялась его встреча с депутатами Государственной Думы от СПб и Ленинградской области. Присутствовали представители фракций НДР, КПРФ, "ЯБЛОКО", "Народовластие", независимые депутаты. Мэр выразил удовлетворение созданием в Думе группы "Невская инициатива" (см. [1, 2]) и призвал депутатов срочно оказать помощь в решении жизненно важных городских проблем. Он выступил с инициативой введения нового порядка финансирования федеральных организаций и учреждений, расположенных в СПб, а именно, за счет доли собираемых в городе налогов, перечисляемой в федеральный бюджет, не перечисляя эти деньги в Москву. Мэр считает, что в условиях хронического недофинансирования учреждений образования, здравоохранения, науки, культуры, находящихся на федеральном бюджете, такая мера необходима - ежегодно в СПб собирают 13-14 триллионов рублей федеральных налогов, однако федеральные расходы на город составляют лишь 7-8 триллионов. Мэр также предложил депутатам лоббировать федеральные программы реконструкции исторического центра СПб, завершения строительства комплекса сооружений для защиты города от наводнений и экологические программы, связанные с обустройством полигона для уничтожения химических отходов "Красный Бор". Кроме того, мэр предложил депутатам добиваться принятия Думой ряда специальных решений, имеющих значение для России в целом, в частности, о выпуске облигаций для погашения потерь обманутых вкладчиков.

Через две недели состоялась вторая такая встреча, которая в основном была посвящена обсуждению генерального плана развития СПб. А.Собчак не представил депутатам обещанную на прошлой встрече информацию о задолженности федерального бюджета городу, объяснив это тем, что пришлось заниматься переносом даты выборов мэра. По существу вопроса о переносе выборов мэр заявил, что не понимает, кому и зачем понадобилось запретить совмещение выборов президента РФ с местными выборами. Это замечание было воспринято присутствующими с недоумением - всем известно, что Собчак горячо одобрил идею переноса выборов с 16 июня на 19 мая (см. 2.1.).

1.1.2.    Протест прокурора на распоряжение мэра

Прокурор СПб внес протест на распоряжение мэра СПб от 30 января 1996 г. "О мерах по обеспечению гарантированного поступления налогов в городской бюджет". Законность данного распоряжения рассматривалась прокуратурой в связи с обращением депутата ЗС С.Андреева, направившего также соответствующий запрос мэру СПб. В распоряжении содержится поручение Фонду имущества СПб осуществлять продажу на аукционе имущества должников, на которое органами налоговой полиции РФ наложен административный арест. Депутат в обращении указывает, что Управление департамента налоговой полиции РФ по СПб является территориальным органом федеральных органов исполнительной власти, следовательно, регулирование порядка его организации и деятельности противоречит ст. 71 Конституции РФ, согласно которой установление системы федеральных органов находится в ведении РФ. Кроме того, порядок реализации имущества при наложении административного ареста Управлением департамента налоговой полиции РФ по СПб установлен соответствующим Положением, утвержденным государственной налоговой службой РФ и имеющим прямую юридическую силу. Предоставление распоряжением мэра СПб права продажи имущества должников Фонду имущества СПб является незаконным и провоцирует конфронтацию с федеральными органами. Упомянутое Положение предусматривает право участия в продаже имущества за долги широких предпринимательских кругов на конкурсной основе, тогда как распоряжение мэра передает городскому Фонду имущества монопольные возможности продажи этого имущества.

1.1.3.    Предвыборная кампания А.Собчака

Предвыборная кампания А.Собчака набрала темп еще задолго до ее официального объявления.

В начале месяца мэр посетил предприятия легкой промышленности, где встретился с трудовыми коллективами и руководителями. Встречи на этих предприятиях, где значительную часть работников составляют женщины, были приурочены к женскому празднику 8 марта. Выступая перед работницами, мэр подчеркивал, что самое трудное время - позади, наметился подъем производства, снизилась инфляция. Он заверял, что через 5 лет в городе не останется коммунальных квартир; что правительство города дает гарантии под кредиты для закупок нового оборудования; что Олимпийские игры дадут огромный приток иностранных инвестиций в город и т.п. Столь оптимистические заявления, впрочем, не вызывали бурного восторга собравшихся.

Мэр призывал не голосовать на президентских выборах за кандидата-коммуниста: "как только к власти придут коммунисты, сразу же из магазинов исчезнут товары". Он обещал освободить от взносов на городскую инфраструктуру те предприятия легкой промышленности, которые будут строить жилье для своих работников, а предприятиям, производящим ремонт своих фирменных магазинов, обещал уменьшить арендную плату на сумму, затраченную на ремонт.

А.Собчак продолжал активно искать поддержки демократических организаций города. Он выступил на постоянно действующем совещании демократических партий и движений СПб, почти открыто предлагая себя в качестве единого кандидата от демократических сил (см. 4.1.1.). Своими программными принципами он провозгласил опору на идею регионализма как основу демократии в России и отстаивание на основе этой идеи интересов Петербурга, превращения его в европейский город. Реализация этих планов во многом зависит от исхода выборов Президента РФ, поэтому Собчак в ходе собственной избирательной кампании намерен не только агитировать за Ельцина, но и убеждать сторонников Зюганова в том, что их лидеру выгоднее оставаться в оппозиции.

1.1.4.    Участие мэра в выборах Президента РФ

Мэр СПб возглавил региональный комитет общероссийского движения общественной поддержки Б.Н.Ельцина на выборах Президента РФ. В составе комитета - видные ученые, общественные деятели и деятели культуры СПб, в том числе писатель Даниил Гранин, директор государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский, народные артисты РФ Олег Басилашвили и Кирилл Лавров, ректор Санкт-Петербургского государственного университета Людмила Вербицкая, первый заместитель мэра Владимир Путин, депутат Госдумы Людмила Нарусова (супруга мэра СПб).

Депутат ЗС Игорь Артемьев обратился к прокурору города с просьбой рассмотреть вопрос о привлечении к ответственности мэра СПб и его первого заместителя В.Путина, грубо нарушивших ст. 23 Федерального Закона об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ, запрещающую должностным лицам органов государственной власти заниматься предвыборной агитацией.

1.2.    Правительство Санкт-Петербурга

1.2.1.    Конфликт антимонопольного управления с региональной энергетической комиссией

Произошел конфликт между Санкт-Петербургским территориальным управлением по антимонопольной политике и городской региональной энергетической комиссией. Начальник управления Олег Колмийченко заявил о выходе представителей управления из этой комиссии. Причина такого решения - практически полное игнорирование руководством региональной комиссии большинства предложений, высказываемых на ее заседаниях представителями антимонопольного управления. Последней каплей, переполнившей чашу терпения работников управления, стало утверждение энергетической комиссией принципиально нового метода расчетов за тепловую энергию для потребителей, получающих энергию от государственного предприятия "ТЭК". Был введен двухставочный тариф, вызвавший волну негодования со стороны промышленных предприятий. Представители антимонопольного управления, в принципе не имея ничего против двухставочного тарифа, возмущены тем, что о таком принципиальном решении, связанном с деятельностью естественного монополиста, антимонопольное управление узнало в последнюю очередь, без права претендовать на решающий голос или хотя бы на высказывание своего мнения. В правительстве СПб сильно обеспокоены возникшим скандалом. Первый заместитель председателя правительства Алексей Кудрин обещал принять все необходимые меры для примирения сторон. О.Коломийченко заявил, что руководство антимонопольного управления изменит свое решение только в том случае, если А.Кудрин в ближайшие дни предоставит ему твердые гарантии того, что мнение специалистов управления будет хотя бы обсуждаться, а не просто "приниматься к сведению", как это было до сих пор [3].

1.2.2.    Заграничные командировки членов правительства

На запрос депутата Законодательного собрания А.Кривенченко о зарубежных командировках работников городской администрации в 1994-1995 гг. первый заместитель мэра В.Путин сообщил следующие данные: в 1994 г. члены правительства СПб были в зарубежных командировках 17 раз, в 1995 - 36. Работники комитетов, департаментов и управлений - соответственно 40 и 79. Работники районных администраций - 10 и 26. Мэр находился в зарубежных командировках в 1994 г. 20 раз, в 1995 - 26. Оплата расходов из городского бюджета составила в 1994 г. 4 297 164 003 руб., в 1995 1 752 705 093 руб.

1.2.3.    О финансовой политике правительства СПб

В связи с изданным в конце января распоряжением мэра "Об упорядочении взимания платежей с юридических лиц и граждан государственными учреждениями СПб" (см. [2]) известный петербургский публицист Михаил Золотоносов провел журналистское расследование [4]. Анализ показал, что несмотря на определенный популистский характер (в части, где комитету экономики и финансов поручается проверить обоснованность тарифов и представить предложения по их снижению), этот и ряд других документов, принятых в последние месяцы, составляют единую систему, смысл которой - борьба с глубоким бюджетным кризисом путем увеличения всеми доступными мерами бюджетных и внебюджетных доходов. На самом же деле по результатам реализации распоряжения вряд ли можно ожидать снижения стоимости платных услуг, оказываемых созданными при департаментах государственной власти коммерческими учреждениями. Доходы государственных учреждений интересуют мэрию только с той точки зрения, что чем больше учреждения зарабатывают сами, тем меньше они нуждаются в дотациях из городского бюджета. По оценке экспертов, за год госучреждения оказывают платных услуг на сумму в несколько десятков миллиардов рублей. Складывается впечатление, что мэрию волнует не величина тарифов, а правомерность положения, когда госучреждения оказывают платные услуги как бы сверх своих основных функций, установленных учредительными документами, т.е. за зарплату. Сами же эти документы можно переработать таким образом, чтобы плата шла прямо в бюджет. Автор обзора предполагает, что поэтому комитету экономики и финансов не выгодно снижать тарифы, и предметом бюрократического торга станут лишь перечни платных услуг, оказываемых "за зарплату" и дополнительно. Та же политика прослеживается и в отношении тарифов на коммунальные услуги: прямо в бюджет эти платежи не поступают, но чем больше соответствующие службы соберут с населения, тем меньше их придется дотировать из бюджета и тем больше будет налогооблагаемая база. Эти тарифы сейчас регулирует исключительно мэрия. Рассчитываются они по-старинке - затратным методом. Занимается расчетами одно из подразделений КЭФ - управление финансирования жилищно-коммунального хозяйства. Очевидно, что при проверке обоснованности тарифов, проводимой тем же КЭФ, трудно ожидать их снижения. Поэтому неудивительно, что распоряжением мэра от 18 января 1996 г. произведено очередное, очень значительное повышение тарифов на оплату жилья и других коммунальных услуг. Более того, этим же распоряжением установлен дискриминационный порядок оплаты коммунальных услуг: с 1 февраля тарифы для граждан, купивших квартиры на вторичном рынке без оформления прописки, существенно выше, чем для граждан, прописанных в своих квартирах (например, обслуживание и ремонт инженерного оборудования - в 17,5 раз; уборка лестничных клеток - в 8 раз). Эта мера с очевидностью противоречит Гражданскому кодексу РФ и Конституции РФ, с принятием которой институт прописки упразднен. Тем не менее та же дискриминация содержится и во внесенном в Законодательное собрание законопроекте "Об оплате жилья, коммунальных услуг и предоставлении гражданам жилищных субсидий". Автор обзора считает, что экономической подоплекой этого является желание увеличить дотацию на содержание жилья и уменьшить дотацию на оплату горячего водоснабжения. Это, в свою очередь, отражает победу лоббистов жилищно-коммунальных служб над лоббистами естественных монополий.

1.2.4.    Кадровая неразбериха в руководстве Петроградского района

Уволенный в январе приказом мэра глава администрации Петроградского района Павел Кошелев [1] 18 марта выиграл судебный процесс. Его увольнение признано незаконным, решением суда Кошелев был восстановлен в должности, мэрии СПб предписано выплатить ему зарплату за время вынужденного отсутствия на работе. Однако привести в исполнение судебное решение в части восстановления в должности оказалось не так просто. Преемник Кошелева Борис Пайкин (см. [2]) отказался сложить с себя обязанности главы администрации на том основании, что назначен на эту должность распоряжением мэра и никакого распоряжения о его освобождении от должности не было. С этого момента район стал "двуглавым" - на работу приходили оба руководителя, оба получали зарплату. Но фактически приступить к работе Кошелеву не дали: мэр издал распоряжение от 19 марта о временном (на месяц) отстранении его от исполнения должностных обязанностей с сохранением содержания. Основание - намерение мэра обжаловать решение городского суда в Верховном суде РФ. В ответ Кошелев получил в суде исполнительный лист, где было сказано, в частности, что решение суда обязательно к исполнению немедленно, а неисполнение влечет за собой ответственность. 26 марта он был вызван в отдел кадров мэрии, где ему вручили исправленное распоряжение мэра от 19 марта. Теперь слова "отменить ранее наложенное взыскание - увольнение с должности" заменили на "восстановить на работе в должности главы администрации Петроградского района". Однако оставлен в должности и Б.Пайкин. В мэрии Кошелеву посоветовали посидеть дома, но он продолжает ходить на работу. Уже сложилось распределение обязанностей между двумя главами - Пайкин подписывает все решения, занимается хозяйством района, Кошелев принимает ветеранов, пенсионеров, пытается решать их социальные проблемы, выполняет представительские функции.

2.    ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ

2.1.    Политический кризис в связи с датой выборов мэра (губернатора) СПб

Как мы и предполагали [2], с принятием Законодательным собранием законов о системе органов государственной власти в СПб и о выборах главы города страсти вокруг предстоящих выборов не утихли, а вспыхнули с новой силой.

Законы были приняты 28 февраля, а уже 3 марта полномочный представитель Президента РФ в СПб Сергей Цыпляев созвал пресс-конференцию и позднее провел ряд публичных выступлений, где заявил, что эти законы противоречат действующему законодательству и фактически ликвидируют исполнительную власть как самостоятельный институт, так как практически все ее важнейшие функции перейдут к власти законодательной. Это якобы автоматически приведет к тому, что мэр лишится права “вето” и права законодательной инициативы, наступит диктатура представительной власти по типу "хасбулатовского" Верховного Совета. Цыпляев предложил мэру СПб не подписывать закон "О системе органов государственной власти в СПб" и в очередной раз напомнил, что выборы мэра могут состояться только по специальному разрешению Президента РФ.

В ответ перед журналистами выступили заместители председателя Законодательного собрания Сергей Миронов и Виктор Новоселов, председатель комиссии ЗС по образованию и культуре Леонид Романков и председатель координационной группы по законодательству Алексей Ливеровский. Они обвинили Администрацию Президента и лично С.Цыпляева в стремлении любой ценой не допустить выборов в СПб 16 июня. Было высказано предположение, что в случае срыва выборов уже 13 июня (после истечения срока полномочий А.Собчака) может быть назначен тот, кто сделает все возможное для обеспечения голосования за Ельцина, и возможно, что на эту роль планируется сам Цыпляев. По поводу упреков в адрес закона его автор депутат ЗС Леонид Романков и заместитель председателя ЗС Сергей Миронов заявили, что представитель Президента искажает суть закона либо по недоразумению, либо сознательно, преследуя некие политические цели. В законе предусмотрено и право губернатора на законодательную инициативу, и право подписания законов или их возвращения без подписания; право "вето" предусмотрено другим, уже действующим законом СПб "О порядке вступления в силу законодательных актов СПб". В связи с заявлением С.Цыпляева о том, что он посоветовал мэру не подписывать закон, было указано, что представитель Президента не вправе вмешиваться в функции представительной и исполнительной власти субъекта Федерации, у него совсем другие задачи, которых, по мнению выступавших, он не выполняет. Так, не отмечено никаких шагов представителя Президента, направленных на исправление положения с недофинансированием предприятий и учреждений федерального подчинения. В связи с этим депутаты подняли вопрос о целесообразности существования института представителей Президента на местах. По мнению депутата В.Новоселова, этот институт утратил свое первоначальное значение, а его содержание слишком дорого обходится налогоплательщикам. (Заметим, что после этой пресс-конференции С.Цыпляев в нескольких публичных выступлениях сообщил, что предпринимает в Москве решительные меры по развязке неплатежей учреждениям образования, метростроителям и т.п.).

Что касается мэра СПб, то закон о выборах он подписал немедленно, а закон "О системе органов государственной власти в СПб" возвратил без подписания с большим количеством поправок. На заседании ЗС 6 марта закон был принят в новой редакции с учетом некоторых поправок мэра. Однако поправки, затрагивающие принципиальные позиции закона, были отвергнуты. Так, не прошли поправки, отменяющие право ЗС назначать референдум, выражать недоверие должностным лицам городской администрации, отрешать губернатора от должности за установленные судом нарушения законодательства; сохранено положение (против которого выступал Собчак) о том, что в случае досрочного прекращения полномочий мэра исполняющий его обязанности не обладает правом “вето” в отношении законов СПб; не отменено положение, запрещающее мэрии издавать нормативные акты в тех случаях, когда отсутствует соответствующий городской закон (мэр вправе издавать нормативные акты в случаях, прямо предусмотренных городским или федеральным законом). Осталась и норма, предписывающая кандидату проживать в СПб в течение последнего года перед выборами, которая вызвала бурю критики (см. [2]).

В новой редакции закона полномочия ЗС еще более усилены. Это касается, например, принятия решений в области изменения границ города. Исключена статья предыдущей редакции, разрешавшая депутатам, работающим на непостоянной основе, одновременно являться государственным служащим и занимать должности в городской администрации.

Несмотря на отвергнутые поправки, мэр не стал упорствовать и подписал новую редакцию закона. Казалось бы, путь к выборам 16 июня открыт.

Однако 12 марта появился Указ Президента РФ № 374 "О выборах главы исполнительной власти Санкт-Петербурга", в котором сказано: "Учитывая истечение 5-летнего срока полномочий мэра СПб, избранного 12 июня 1991 г., разрешить органам государственной власти СПб - города федерального значения, являющегося субъектом РФ, провести в порядке исключения выборы главы исполнительной власти 19 мая 1996 г."

Следует отметить, что в течение всего периода дискуссий о правомерности назначения выборов в СПб одновременно с президентскими А.Собчак неизменно утверждал, что СПб не нуждается ни в каких дополнительных разрешениях, так как “мэр СПб единственный из ныне действующих глав субъектов РФ избран населением, а не назначен Президентом” (впрочем, некоторые наблюдатели сообщают, что еще в январе Собчак представил президенту проект соответствующего разрешительного указа [5]). Никогда не подвергал он сомнению и целесообразность проведения выборов именно 16 июня. Тем не менее после выхода Указа Собчак выступил по телевидению и горячо поддержал перенос выборов. При этом он подчеркнул, что организация дополнительных голосований не будет ничего стоить городскому бюджету, так как средства будут выделены из федерального бюджета. (Последнее представляется весьма сомнительным. Уместно вспомнить также, что при возвращении без подписания первой редакции закона о выборах Собчак вносил поправку о голосовании в один тур, мотивируя это соображениями экономии средств.) По некоторым сведениям, когда после окончательного принятия ЗС закона о выборах 16 июня Собчак отправился с этим документом в Москву, там на него было оказано давление, которое он пытался преодолеть, но не смог. О характере этого давления можно догадываться, если учесть, что незадолго до этих событий в прессе появились сообщения со ссылкой на официальную информацию Генеральной прокуратуры РФ, где, в частности, отмечалось, что прокуратура располагает данными о серьезных нарушениях закона высокопоставленными должностными лицами администрации СПб.

Независимо от мотивов, которыми мог руководствоваться А.Собчак, сопротивляясь переносу выборов или соглашаясь с ним, приближение даты выборов, несомненно, дает ему дополнительные преимущества перед другими претендентами, которым остается значительно меньше времени на сбор средств и проведение кампании.

На заседание ЗС, состоявшееся на следующий день после выхода Указа Президента, первый заместитель мэра Владимир Путин представил законопроект мэра, определяющий новую дату выборов. Он отметил 3 причины, по которым следует согласиться с предложением Президента. Во-первых, Указ не нарушает конституционные права граждан при выборах главы исполнительной власти. Во-вторых, при одновременных выборах главы СПб и Президента РФ каждый кандидат в мэры будет ассоциировать себя с кем-то из кандидатов на пост Президента, а это усилит межпартийную борьбу на местном уровне и создаст дополнительный очаг напряжения в городе. В третьих, СПб как субъект РФ в состоянии провести выборы губернатора независимо от выборов Президента. Эти, прямо скажем, весьма слабые и неубедительные аргументы не могли быть восприняты значительной частью депутатов, считающих, что своим указом президент грубо вмешался в компетенцию субъекта РФ. Фракции "Любимый город" и "Коммунисты Ленинграда" в полном составе высказали резко отрицательное отношение к переносу выборов. Против переноса выборов выступили и другие депутаты самых разных политических ориентаций: члены фракции "Созидание" Михаил Пирогов, Анатолий Кривенченко, Алексей Левашев и Сергей Андреев, депутаты Леонид Романков (ДВР; фракция "Реформа"), Наталья Евдокимова (Реформа"), Александр Щелканов ("неприсоединившийся") и ряд других.

В заявлении фракции "Любимый город", в частности, говорится: "Фракция считает принятие Законодательным собранием решения под давлением, с одной стороны, Президента РФ, с другой - исполнительной власти города, унизительным и нарушающим основы демократии... Отодвинув на задний план рассмотрение остро необходимых вопросов жизнеобеспечения СПб, депутаты ЗС позволили втянуть себя в очередную политическую игру, связанную с предстоящими выборами Президента РФ и главы исполнительной власти СПб. Всю ответственность за подобные действия должны нести не только организаторы очередной политической акции, но и те, кто позволил втянуть себя в эту игру и принять решение, способное повлечь за собой политическую дестабилизацию в городе".

В заявлении фракции "КЛ" говорится, что Указ Президента "в очередной раз обнажил циничное отношение федеральной власти к самой идее правового государства, к нормам взаимоотношений центра с субъектами Федерации и их органами законодательной власти".

Петербургские депутаты Государственной Думы из фракции "ЯБЛОКО" А.Голов, Ю.Нестеров, С.Никифоров, С.Попов и А.Шишлов направили в ЗС СПб письмо, где выразили обеспокоенность ситуацией вокруг выборов главы городской власти, отметили, что организация двух дополнительных голосований повлечет за собой не только неоправданные дополнительные расходы, но и неизбежные изъяны в работе избирательных комиссий, недостаточную информированность избирателей и уменьшение активности граждан на выборах как мэра, так и Президента РФ. В письме отмечен рекомендательный характер Указа Президента о переносе выборов, что следует как из текста указа, так и из Конституции РФ (вопрос о назначении даты выборов не принадлежит к "общим принципам организации государственной власти в субъектах РФ", отнесенным к сфере совместного ведения РФ и субъектов РФ, а поэтому в соответствии со ст. 73 Конституции находится в ведении самих субъектов РФ). В связи с этим в заявлении указано на некорректность попыток представить эту дату как жестко предписанную. Депутаты ГД призвали своих коллег из ЗС "при принятии окончательного решения проявить последовательность и твердость. Необходимо ясно осознавать, что если важнейшие решения, затрагивающие самые основы демократии, - порядок проведения выборов - будут приниматься исходя из узкополитических и конъюнктурных устремлений отдельных политических деятелей, а интересы большинства граждан и принципы законности будут отодвигаться на второй план, то это неминуемо дискредитирует в глазах петербуржцев не только высший орган законодательной власти города, но и сам механизм демократического обновления власти путем выборов".

Однако многие депутаты ЗС не были склонны обострять отношения с федеральной и местной исполнительной властью. Среди них были и те, кто разделял негативную оценку Указа Президента, но считал, что упорство ЗС приведет лишь к еще более глубокому политическому кризису, так как в сложившейся ситуации провести выборы 16 июня вопреки воле Президента в любом случае не удастся, и город останется без главы исполнительной власти. К тому же возникали опасения, что в случае отказа от переноса выборов перед Законодательным собранием возникнет перспектива разделить участь своего предшественника - разогнанного в 1993 году городского Совета: полномочия половины депутатов, избранных в марте 1994-ого на два года, заканчиваются, а все дальнейшие продления происходили либо по собственным решениям ЗС, либо по указу Президента, что облегчает задачу исполнительной власти при желании распустить ЗС.

В итоге на заседании ЗС 13 марта закон был принят за основу. К нему стали поступать поправки, которые были рассмотрены на следующий день, 14 марта. В тот же день фракция "Реформа" внесла проект постановления "Об обращении к Президенту РФ", где выражалась обеспокоенность ЗС нарушением конституционного принципа федерализма при принятии Указа от 12 марта 1996 г. и содержалась просьба изменить данное решение и обеспечить проведение выборов в СПб в нормальном правовом режиме. Проект был принят за основу, однако дальнейшего развития эта инициатива не получила - в обстановке цейтнота ситуация стала развиваться по другому сценарию.

Ввиду чрезвычайности создавшейся ситуации было решено продолжить заседание 15 марта (в случае назначения выборов на 19 мая соответствующий закон должен быть принят не позднее 20 марта, чтобы уложиться в сроки, отведенные законодательством на проведение конкретных этапов выборов).

15 марта неоднократные попытки поставить на голосование закон в целом не увенчались успехом - противники закона, не имея шансов преодолеть большинство (хотя и незначительное) его сторонников, прибегли к тактике парламентского бойкота, срывая кворум - присутствуя в зале, они не участвовали в электронной регистрации. Очередное заседание ЗС должно было состояться 20 марта. Стало ясно, что задачей твердых противников переноса выборов является не допустить голосования по закону до 21 марта. Задачей сторонников переноса выборов стал поиск выхода из процедурного тупика.

В критический день 20 марта сопротивление меньшинства было преодолено путем нестандартного процедурного приема, использованного первым заместителем председателя ЗС Сергеем Мироновым (как потом стало известно, была реализована "домашняя заготовка"). Произошло следующее. Когда перед принятием закона о переносе срока выборов электронная регистрация депутатов показала отсутствие кворума (29 вместо необходимых 33), Миронов перечислил под стенограмму всех депутатов, которых видел перед собой в зале, и назвал это "поименной перекличкой" (каковая допускается регламентом). Когда число названных достигло 33-х, он поставил закон на голосование. С помощью этой процедуры закон был принят 27 голосами.

Противники переноса выборов, естественно, не смирились с навязанным решением, немедленно посыпались протесты. С.Миронов был обвинен в грубом нарушении регламента, поскольку, по мнению ряда депутатов, поименная перекличка подразумевает обязательный отклик, подтверждение своего присутствия, чего сделано не было. 8 депутатов из числа 33-х якобы присутствовавших подали письменные заявления о том, что их не было в зале заседаний. Наконец, проверка стенограммы показала, что одна фамилия повторялась дважды, а это значит, что кворум все-таки отсутствовал.

Стало известно, что в течение недели, предшествующей решающему голосованию, на многих депутатов ЗС было оказано мощное давление. Депутатам В.Селиванову (фракция "Любимый город") и А. Воронцову ("Коммунисты Ленинграда") угрожали расформированием возглавляемых ими постоянных комиссий ЗС, депутату-генералу А.Крамареву ("Любимый город") - увольнением из органов МВД, многим депутатам звонили домой, обещая решить их частные проблемы. Большинству депутатов звонил лично Собчак и просил поддержать решение о переносе выборов. В ходе решающего заседания ЗС 20 марта к некоторым депутатам, так или иначе связанным с городской администрацией, прямо в зале подсаживались находившиеся там чиновники городского правительства (якобы для обсуждения каких-то вопросов), и депутаты были вынуждены нажимать кнопки в их присутствии.

В перерыве этого конфликтного заседания ЗС депутат И.Артемьев (фракция "Любимый город", Региональная партия Центра) провел пресс-конференцию под заглавием: "Кто же сегодня не хочет выборов? Что важнее - законность или целесообразность?". Он назвал случившееся парламентским кризисом, который поставил под сомнение работоспособность Законодательного собрания. Произошедший подсчет кворума "по головам" он назвал беспрецедентным нарушением демократических традиций, сложившихся в Мариинском дворце со времен городского Совета.

12 депутатов из разных фракций ЗС распространили заявление, в котором выражают недоверие С.Миронову как допустившему сознательную фальсификацию и предлагают ему подать в отставку с поста первого заместителя председателя ЗС. Фракция "Коммунисты Ленинграда" в своем заявлении выразила солидарность с фракцией "Любимый город", членами фракции "Созидание" и другими депутатами, которые "оказались вместе с коммунистами, когда речь пошла о принципах подлинной демократии". В адрес другой части депутатского корпуса в заявлении говорится: "Вместе с тем мы видим, как те, кто пришел служить не идеалам, а власти, используют положение выборных лиц, доверенное им депутатами, для морально-психологического давления на самих депутатов". Коммунисты осудили С.Миронова и других депутатов, допустивших действия, которыми "окончательно сломлена и без того хрупкая атмосфера доверия", а регламент ЗС сделан "инструментом манипулирования волей депутатов".

Сам "герой дня" С.Миронов признает, что использованный им прием находится на грани допустимого, хотя и не противоречит законодательству и регламенту ЗС.

Депутат Алексей Левашев подал судебный иск о признании принятого 20 марта решения незаконным. Региональная партия центра готовит иск о признании нарушений закона в связи с задержкой публикации закона о выборах и переносом выборов, а также о незаконности утверждения числа избирателей, которое, по мнению заявителей, было принято с нарушением регламента ЗС.

Кроме того, насколько известно, имеется обращение в Конституционный суд РФ по поводу дискриминационного "ценза оседлости" для кандидатов - необходимости проживания в СПб в течение года перед выборами.

Таким образом, кампания по выборам губернатора СПб началась, однако последняя точка в этой истории не поставлена - даже если суд признает состоявшееся решение законным, это вряд ли успокоит противников примененной исполнительной властью тактики выкручивания рук.

2.2.    Бюджет

Представленный в прошлом месяце проект бюджета, являющегося, по всеобщему признанию, кризисным (см. [2]), принят в первом чтении. Далее депутаты намерены путем внесения поправок перераспределить средства в соответствии с приоритетами городской политики. Решено создать особый резервный фонд на случай финансирования непредвиденных расходов. Фонд будет составляться путем сокращения на 5% всех расходных статей (кроме защищенных). Ассигнования по каждой статье уменьшатся примерно на 2-3%. 75% фонда будут распределяться при голосовании депутатских поправок, 25% - в соответствии с Законом "О резервном фонде бюджета СПб", который еще предстоит разработать. Принято постановление "О порядке распределения средств резервного фонда СПб", в котором определяется порядок подачи отдельными депутатами поправок к бюджету в пределах установленного лимита. Выделение средств из резервного фонда по этим поправкам осуществляется исключительно через отраслевых и территориальных заказчиков администрации СПб. Средства резервного фонда являются защищенной статьей бюджета.

Выступивший с содокладом по бюджету председатель Контрольно-счетной палаты СПб Г.Шаляпин сделал ряд критических замечаний. В частности, он отметил крайне низкие расходы, предложенные на содержание жилого фонда (не выше 9% от расходов бюджета) и выразил опасение по поводу наметившегося процесса сворачивания социальных программ (несмотря на то, что ассигнования по отдельным социальным статьям предложены выше, чем в прошлом году).

Приняты в целом два закона, вошедших в бюджетный блок: "О Втором облигационном займе СПб" и "О Государственном городском займе СПб" (оба закона внесены администрацией СПб). За счет привлечения сумм по займам планируется покрыть до 48% бюджетного дефицита. Принят также Закон "О государственном городском займе СПб на 1996 год", в соответствии с которым утверждена предельная сумма выпуска облигаций - 2900 млрд. рублей.

2.3.    Другие законы и постановления

Следует отметить некоторые особенности нового закона о выборах главы исполнительной власти СПб, ситуация вокруг которого описана выше (2.1). Он содержит ряд существенных отличий от Положения, по которому избирался мэр СПб в 1991 году, и от законов о выборах депутатов Государственной Думы и Президента РФ.

- Отсутствуют требования к кворуму для явки избирателей - выборы считаются состоявшимися при любом числе избирателей.

- С учетом сокращения сроков избирательной кампании число подписей, которые необходимо собрать в поддержку кандидата, уменьшено до 40000 (вместо 65000 в варианте, принятом к выборам 16 июня).

- Четко прописан механизм обязательной выборочной проверки подлинности подписей в подписных листах, представленных для регистрации кандидата. Такой проверке подлежат 2% подписных листов каждого кандидата , выбираемых в результате жеребьевки, проводимой в присутствии уполномоченных представителей кандидатов. Проверка должна быть завершена не позднее чем за 14 дней до дня голосования. Если при проверке будет установлено, что более 3% подписей в проверенных подписных листах не соответствуют требованиям данного закона, то проверке подлежат еще 5% подписных листов, выбираемых в установленном порядке. Если будет установлено, что более 10% подписей в проверенных листах не соответствуют требованиям закона, избирательная комиссия принимает решение об отказе в регистрации не позднее чем за 7 дней до дня голосования.

- С момента регистрации и до окончания подсчета голосов кандидаты не имеют права принимать участие в программах государственных и муниципальных теле- и радиокомпаний вне рамок установленного данным законом лимита обязательного и равного для всех кандидатов времени выступления в эфире.

 

Принят в первом чтении проект Закона "О зонах экономического развития в СПб", внесенный постоянными комиссиями ЗС по финансовым вопросам и по промышленной политике.

Принят за основу проект Закона "О согласовании кандидатуры прокурора СПб", в соответствии с которым ЗС должно осуществлять согласование назначения прокурора с учетом мнения исполнительной власти.

Принят за основу Закон "Об основах малого предпринимательства в СПб" (автор - депутат К.Серов). Закон предполагает поддержку малого бизнеса со стороны городских властей, в том числе из средств городского бюджета (ежегодные отчисления в размере 1%).

Принято постановление "О мерах по объединению СПб и Ленинградской области в единый субъект РФ". Постановление предусматривает перенесение на март 1996 г. срока представления подготовленных рекомендаций по аспектам и перспективе интеграции для рассмотрения их Законодательными собраниями обоих субъектов РФ с участием членов областного и городского правительств. ЗС СПб обратилось к ЗС Ленинградской области с просьбой представить свои предложения о путях взаимодействия органов власти и управления СПб и области на 1996 год.

Принят за основу давно готовившийся законопроект о повышении ставок налога в Дорожный фонд.

Принят в целом Закон "О льготах по платежам за пользование недрами". Льготы будут предоставляться пользователям недр, деятельность которых не связана с добычей полезных ископаемых. Прежде всего это метростроители и организации, занимающиеся прокладкой наземных коммуникаций.

ЗС приступило к рассмотрению поправок к закону "О выборах депутатов ЗС СПб". В соответствии с одобренным ранее законом о проведении выборов в ЗС, эти выборы назначены на 7 декабря 1997 г. Таким образом, депутаты вновь продлили свои полномочия еще на год. Напомним, что ранее депутаты продлевали полномочия до конца 1996 года. И тогда, и теперь это вызвало критику в прессе, да и среди части самих депутатов. Однако на фоне грандиозного скандала вокруг переноса выборов мэра эта тема звучала значительно слабее.

В комиссию по образованию и культуре внесен законопроект "О поддержке средств массовой информации". Представляя законопроект, его автор - председатель комиссии законодательных инициатив Региональной партии Центра Борис Вишневский отметил, что большинство налоговых льгот для СМИ, установленных федеральным законом, относятся к платежам, перечисляемым в федеральный бюджет. Предоставление льгот по местным налогам регулируется только распоряжениями мэра, причем по каждому конкретному изданию, что неизбежно приводит к необъективности "облагодетельствованных" СМИ в освещении деятельности исполнительной власти. Подобный закон недавно был принят в Ленинградской области. Петербургский проект предполагает увеличение перечня предоставляемых льгот, включая льготы по земельному налогу и на содержание милиции. Комиссия, согласившись в принципе с законопроектом, предложила провести оценку ожидаемых потерь бюджета от реализации указанных льгот.

Возвращен мэром без подписания недавно принятый закон "О референдуме в СПб". Мэр считает, что с инициативой о проведении референдума могут выступать только граждане СПб, но не органы власти (в законе эта инициатива принадлежит, кроме граждан, Законодательному собранию). Предложено также передать право назначения референдума из компетенции ЗС городской избирательной комиссии. Мотив - необходимость обеспечения баланса между органами представительной и исполнительной власти (поровну представленных в избиркоме). Наконец, мэр считает, что необходимо изменить порядок отмены принятого на референдуме решения. В законе предусмотрено, что отмена может произойти только в результате нового референдума, мэр же предлагает предусмотреть возможность обжалования решения в суде, если принятое решение будет содержать положения, противоречащие Конституции или федеральному законодательству.

В ЗС поступило письмо генерального директора АОЗТ Издательский дом "Смена" Юрия Деревянко с просьбой рассмотреть возможность вступления Законодательного собрания СПб в число соучредителей газеты "Смена". ЗС согласилось с этим предложением и закрепило свое соучредительство постановлением "О газете "Смена". Эта популярная ежедневная газета в свое время была органом Ленинградского обкома ВЛКСМ. Оставаясь в этом качестве, в годы перестройки "Смена" одной из первых включилась в борьбу за демократические преобразования. В 1990 году "Смена" после довольно ожесточенной борьбы с обкомом ВЛКСМ вышла из-под его опеки и стала первой свободной городской газетой с учредителем в лице трудового коллектива. Позднее, когда в рыночных условиях газетам стало все труднее выживать, был образован Издательский дом "Смена" во главе с генеральным директором Ю.Деревянко, который одновременно является президентом "Астробанка", тесно связанного с мэрией и с региональным отделением ДВР. Банк взял на себя спонсорство этой газеты. Однако недавно "Астробанк" фактически обанкротился (см. [6]), что, видимо, и определило необходимость обращения в ЗС. По иронии судьбы, "под крыло" городских законодателей попросилась именно та газета, которая в свое время - в период острого противостояния мэра СПб и бывшего городского Совета - больше всех других городских СМИ (за исключением разве что телепрограммы Александра Невзорова "600 секунд") занималась шельмованием городских депутатов.

(В информации о Законодательном собрании СПб использованы материалы [7])

3.    ПРОКУРАТУРА

Городская прокуратура возбудила уголовное дело по фактам деятельности организации "Вузовская ассоциация по изучению Принципа" (структура секты "Церковь объединения" Муна). В деятельности организации усматриваются факты ущемления прав и свобод граждан. Одновременно прокуратура направила в районный суд по месту регистрации ассоциации заявление с просьбой признать регистрацию недействительной, поскольку прокуратура усмотрела в деятельности ассоциации факты неоднократного нарушения закона "Об общественных объединениях". Нужно отметить, что секта успела довольно глубоко укорениться в городе и добиться покровительства в структурах управления образованием - известны попытки некоторых чиновников внедрить изучение ее идей в общеобразовательную школу.

4.    ОБЩЕСТВЕННЫЕ ДВИЖЕНИЯ, ПРОФСОЮЗЫ

4.1.    Общественно-политические движения

4.1.1.    Постоянно действующее совещание демократических партий и движений

Совещание приняло заявление, в котором изложены условия поддержки и требования к кандидатам на пост губернатора СПб. Поддержанный участниками совещания единый кандидат должен выступать за нерушимость прав человека; приоритет демократических ценностей, разделение и баланс властей; в поддержку свободного предпринимательства и свободного конкурентного рынка; в поддержку принципа частной собственности на землю; равноправие субъектов РФ, четкое разграничение полномочий между органами государственной власти РФ и СПб; за свободу печати и информации, открытость и гласность в работе исполнительной власти и правоохранительных органов; за проведение адресной социальной политики; приватизацию жилого и нежилого фонда СПб; разработку программы жилищного строительства; гласность и конкурсность при распределении городских контрактов и использовании городского имущества; обеспечение благоприятных условий для деятельности общественных и религиозных организаций в СПб; выявление и устранение из органов государственной власти коррумпированных элементов; прекращение боевых действий в Чечне.

27 марта на совещании выступил мэр СПб А.Собчак. Он заявил о своем согласии со всеми сформулированными в заявлении принципами и вообще дал понять, что готов баллотироваться на выборах как единый кандидат от демократических сил города. Представители партий и движений, в свою очередь, заявили о заинтересованности сохранения влияния на своего кандидата, в частности, при решении кадровых вопросов. Собчак заверил, что в случае избрания готов проводить регулярные консультации с поддержавшими его организациями и даже пригласил желающих на заседание правительства СПб. После того как мэр покинул совещание, состоялось обсуждение. Представитель Партии экономической свободы призывал коллег принять решение о поддержке нынешнего мэра. Ранее на свои собраниях в пользу А.Собчака уже высказались, кроме ПЭС, отделения ХДС и Крестьянской партии. Однако обсуждение не привело к принятию какого-либо решения по понятным причинам: одна из наиболее крупных и авторитетных организаций - "ЯБЛОКО" - выдвинула своего кандидата Игоря Артемьева. ДВР тоже не спешит со своим решением, рассматривая и другие кандидатуры (в частности, Александра Беляева и И.Артемьева), хотя скорее всего ДВР поддержит именно Собчака как наиболее проходного кандидата [8].

4.1.2.    "ЯБЛОКО"

30 марта в СПб состоялся митинг против войны в Чечне, организованный движением "ЯБЛОКО" - первый из серии таких митингов, которые пройдут в разных городах России. Кроме регионального отделения "ЯБЛОКА" (Региональной партии центра), в организации митинга участвовали организации "Солдатские матери СПб", "Мемориал", "Конгресс национальных объединений России". На Дворцовой площади собралось, по разным оценкам, от 3 до 6 тысяч человек - рекордное количество для демократических митингов последнего времени. На митинге выступили лидер "ЯБЛОКА" Григорий Явлинский, депутат Думы Юлий Рыбаков (ДВР), бывший депутат Думы Михаил Молоствов ("Мемориал"), лидер РПЦ Игорь Артемьев, представители чеченской и абхазской диаспоры СПб. Приглашенные в СПб Сергей Ковалев и Александр Лебедь приехать не смогли. Отсутствовали и приглашенные мэр СПб А.Собчак и председатель Законодательного собрания Ю.Кравцов.

4.1.3.    Свободная демократическая партия России

Состоялось общее собрание СПб. отделения СвДПР. Принято решение о поддержке Б.Ельцина на выборах 16 июня. Председатель СвДПР Марина Салье заявила, что шансы выйти во второй тур есть только у Ельцина и Зюганова, поэтому те, кто считает себя демократами, должны поддержать Ельцина. Это, по мнению Салье, предотвратит его окончательное сползание на коммуно-патриотические позиции.

4.1.4.    ДПР

На конференции городского отделения ДПР (председатель правления - бывший депутат Государственной Думы Виктор Таланов) принято решение о поддержке А.Собчака на выборах губернатора СПб.

4.1.5.    "Гражданская инициатива"

В СПб создана межпартийная группа "Гражданская инициатива", в которую объединились добровольцы под лозунгом "не допустить к власти коммунистов". Одним из организаторов группы стал один из родоначальников демократического движения в Ленинграде-СПб, бывший депутат РФ и городского Совета Петр Филиппов. Активисты проводят агитацию не за кого-то из претендентов на пост Президента РФ, а против избрания представителя коммунистической партии. Так как в СПб коммунистический лидер не пользуется особой популярностью, основные усилия "Гражданской инициативы" направлены на работу в Ленинградской области, которая, судя по итогам выборов в Думу, является одним из главных оплотов коммунистических сил в Северо-Западном регионе. Каждую субботу активисты отправляются в какой-либо район Ленинградской области, где проводят уличные пикеты, раздают агитационные антикоммунистические материалы и даже обходят квартиры. Подобная акция в г. Гатчине привела к тому, что к работе "Гражданской инициативы" присоединились 150 местных активистов.

4.2.    Профсоюзы

Состоялась отчетно-выборная конференция Федерации профсоюзов СПб и Ленинградской области. Участвовали делегаты 42-х членских организаций, представляющих около полумиллиона членов профсоюзов. Присутствовали мэр СПб А.Собчак и губернатор Ленинградской области А.Беляков. Выступления двоих глав администрации разительно отличались. А.Беляков рассказывал о конкретных мерах, принимаемых руководством Ленинградской области для облегчения положения трудящихся. А.Собчак выступил с политической речью, пытаясь убедить присутствующих в том, что при коммунистах все было гораздо хуже, чем сейчас, за что был "захлопан" залом. Главным достижением Федерации за отчетные 5 лет конференция признала создание системы социального партнерства с работодателями и властью. Представители первичных организаций выступали с критикой руководства Федерации, требовали с большей настойчивостью добиваться установления минимального уровня зарплаты, соответствующего прожиточному минимуму, создания новых рабочих мест. Отмечалось, что руководство слабо использует методы давления и борьбы с произволом органов власти, допускающих нарушение прав рядовых наемных работников. Звучала критика неэффективного использования профсоюзной собственности: из 14 созданных Федерацией предприятий приносят прибыль только 2, но и от них доход в профсоюзную казну невелик. Между прочим, председателем совета директоров одного из этих двух предприятий - Невского финансового союза - является председатель Федерации Евгений Макаров. Несмотря на критику, председателем Федерации вновь избран Евгений Макаров (из четырех кандидатур).

5.    ВИЗИТ М.С.ГОРБАЧЕВА

21 марта в СПб прибыл бывший президент СССР Михаил Горбачев, чтобы именно здесь - в городе, где в свое время он впервые общался с народом на улицах - объявить о своем решении баллотироваться в Президенты РФ. Все его трехдневное пребывание было отмечено демонстративно враждебным отношением городских властей. В аэропорту Горбачева не встречал никто из официальных лиц города. Мэрия отказала ему во вселении в гостиницу Смольного. Не состоялись намеченные еще два месяца назад встречи с коллективами крупнейших предприятий (Кировского, Металлического, Ижорского, Балтийского заводов) - руководство заводов сослалось на запрет Смольного. Отказали в выступлении в прямом (и непрямом) телевизионном эфире на ГТРК "Петербург - 5-й канал". По некоторым сообщениям, Горбачев сам пытался дозвониться в Смольный мэру А.Собчаку, но ему отвечали, что мэр занят [9]. На состоявшихся пресс-конференциях и встречах в Педагогическом и Финансово-экономическом университетах залы были переполнены, студенты устраивали Горбачеву овации. Удалось ему выступить в прямом эфире двух региональных телекомпаний (ТВ-3 и 11-й канал). В ходе одного из этих выступлений был задан вопрос, как он объясняет организованную Собчаком блокаду. Горбачев ответил, что, видимо, "у Собчака обнаружили такую мозоль, наступая на которую, с ним можно делать все, что Москве угодно". В прессе информации о содержании этих выступлений не было, но, как сообщают, записи тиражируются, как в старые времена, в "самиздате" и распространяются даже по компьютерным сетям; сообщают также, что якобы в троллейбусе водитель включил на полную громкость репортаж одной из независимых радиостанций об очередной встрече с Горбачевым, и пассажиры слушали, затаив дыхание [9]. Даже если это легенды, то весьма показательные.

Спустя некоторое время на пресс-конференции 1 апреля А.Собчак признал, что отказался от встречи с Горбачевым потому, что на предстоящих президентских выборах будет поддерживать Ельцина и его команду. Он заявил, что тепло относится к Горбачеву и всегда найдет время для встречи с ним. Однако, поскольку в СПб Горбачев приезжал не как глава одноименного фонда или бывший президент СССР, а как претендент на президентский пост, Собчак счел, что принимать его при таких обстоятельствах было бы серьезной политической ошибкой.

6.    НАЧАЛО массовой КАМПАНИИ ПО ВЫБОРАМ ГУБЕРНАТОРА СПб

Пока в Законодательном собрании шли баталии сначала вокруг закона о выборах, а потом - о дате выборов, продолжали заявлять о себе новые претенденты.

Профсоюзный комитет Кировского завода принял решение о выдвижении кандидатом в мэры СПб Дмитрия Филиппова, возглавляющего Петербургскую топливную компанию и банк "Менатеп-Петербург". Д.Филиппов, в прошлом (до падения КПСС) секретарь обкома КПСС, позднее - начальник Государственной налоговой инспекции по СПб. В конце 1993 г. был незаконно уволен с этой должности. Увольнение, скорее всего, было связано с конфликтом между ГНИ и Фондом имущества СПб, возникшим после проведенной ГНИ проверки перечисления Фондом средств от приватизации в бюджет. Был восстановлен в должности решением суда. К истории с увольнением Филиппова был причастен мэр СПб А.Собчак и руководство Госкомимущества. Сам Филиппов уверен, что его отставка носила характер политического преследования за позиции, критические по отношению к политике правительства РФ [10].

В 1993 Д.Филиппов баллотировался на выборах в Совет Федерации, занял последнее место (из 5 кандидатов). Д.Филиппов, имеющий устойчивое положение в деловых кругах города, мог бы составить серьезную альтернативу А.Собчаку. Однако в связи с выдвижением его кандидатуры он сделал заявление о том, что считает выборы 19 мая не "цивилизованными выборами, а балаганом", и что уважающие себя люди в них участвовать не должны. По его мнению, первоначальное предложение Президента РФ провести все местные выборы после президентских было оправданным, сегодняшняя же ситуация способствует приходу во власть людей не по деловым качествам, а с помощью политических спекуляций. Если бы выборы состоялись осенью или зимой, он мог бы принять в них участие. Более того, Д.Филиппов входит в состав группы руководителей предприятий, которая готовит программу вывода экономики города из кризиса. В ближайшие недели эта программа будет завершена и направлена всем заинтересованным лицам и структурам, включая политические организации, участвующие в выборах губернатора СПб.

Союз народно-патриотических сил (включающий разнообразные объединения от коммунистов до ветеранских организаций) выдвинул кандидатуру депутата Государственной Думы от КПРФ Юрия Севенарда. Это выдвижение поддержано рядом производственных коллективов.

Об этом было сообщено на пресс-конференции Ю.Севенарда, которую вел лидер региональной организации КПРФ, депутат Госдумы Юрий Белов. Однако сам Севенард подчеркнул, что проводит пресс-конференцию в качестве депутата Госдумы, одного из лидеров КПРФ и хозяйственника, но не в качестве претендента на пост губернатора, так как закон запрещает проведение избирательной кампании до официальной регистрации кандидата (стрела явно направлена в адрес действующего мэра СПб).

В середине месяца объявил о своем выдвижении бывший председатель Ленгорисполкома (до середины 1990 г.) Владимир Ходырев, возглавляющий теперь фирму "Тетраполис". Свое заявление он сделал в Москве на заседании Центрального совета Земского союза. Ходырев сказал, что это намерение продиктовано болью за город. В частности, ему больно наблюдать, как "в одних и тех же экономических условиях" в Москве продолжается жизнь, строится много жилья, тогда как в СПб ничего подобного нет. Ходырев считает, что причина московских успехов в том, что Лужкову удалось создать очень организованную команду, состоящую из профессионалов. Такую же команду хочет создать и он, придя к власти в СПб. Правда тут же он заявил, что не собирается ничего ломать в структурах государственной власти в городе, чтобы сохранить стабильность и преемственность. Одним из первых шагов на посту губернатора СПб он намерен сделать разделение финансового управления и экономического комитета.

В конце месяца заявил о своем вступлении в борьбу первый заместитель мэра, председатель комитета по управлению городским хозяйством Владимир Яковлев. Многие наблюдатели называли его в числе возможных претендентов уже давно, но он до сих пор отмалчивался. Ранее в публичной политике В.Яковлев не участвовал. Выдвижение В.Яковлева перевело в открытую форму раскол в структурах исполнительной власти города, о котором ранее можно было только догадываться: деятельность этих структур остается практически закрытой для общества и информация о происходящих там процессах крайне редко просачивается в СМИ. Вместе с тем было известно о налаженных рабочих контактах между Яковлевым и петербургскими представителями движения "ЯБЛОКО". Председатель подкомитета Государственной Думы по бюджету, депутат СПб от "ЯБЛОКА" Оксана Дмитриева в 1994-95 гг. вместе с Яковлевым лоббировала финансирование городского хозяйства. Постоянно взаимодействует с ним по вопросам городского хозяйства председатель координационной группы по бюджету ЗС СПб, лидер Региональной партии Центра Игорь Артемьев, который также баллотируется в губернаторы СПб. Недавно, уже после объявления В.Яковлевым об участии в выборах, И.Артемьев сообщил, что между ними состоялась договоренность о совместных действиях на этих выборах. Сам В.Яковлев на пресс-конференции, устроенной им по случаю своего вступления в предвыборную борьбу, сказал, что не считает себя профессиональным политиком, тем более - трибунным оратором. "Моя политика - это город, его структуры, которые должны работать так, чтобы обеспечить достойную жизнь горожан."

Таким образом, как и В.Ходырев, В.Яковлев пытается заявить о себе как о "петербургском Лужкове".

Зная досконально все городские проблемы, Яковлев убежден, что городское хозяйство не должно финансироваться по остаточному принципу, как это делается сейчас, и знает, что город имеет реальную возможность зарабатывать деньги на свои собственные нужды. Он считает необходимым пересмотреть нынешнюю концепцию развития СПб. Видимо, это и будет главным пунктом, по которому он собирается оппонировать Собчаку. Вместо предложенной Собчаком концепции "Петербург - столица банковского дела и туризма" Яковлев считает, что СПб должен стать центром промышленности высоких технологий, науки и транспорта. В.Яковлев заявил о необходимости структурных изменений в органах исполнительной власти города, в частности, разделения комитета экономики и финансов на два самостоятельных комитета (о том же заявил В.Ходырев). Яковлев поставил А.Собчака в известность о своем намерении баллотироваться и предложил мэру решить вопрос о продолжении его пребывания в должности первого заместителя. Яковлев заметил, что три года работы в мэрии убедили его в невозможности кардинально изменить отношение к городскому хозяйству при сегодняшнем раскладе сил в Смольном.

А.Собчак, комментируя ситуацию с выдвижением своего первого заместителя, вспомнил "синдром Руцкого" и сказал, что честный человек на месте Яковлева должен был бы уйти в отставку. По словам мэра, сам он не собирается увольнять Яковлева.

Настоящая сенсация произошла 22 марта, когда на своей пресс-конференции губернатор Ленинградской области Александр Беляков заявил, что будет баллотироваться на пост губернатора СПб. При этом основным его лозунгом будет объединение СПб и Ленинградской области в единый субъект РФ. Между тем до самого последнего времени А.Беляков был одним из самых резких оппонентов А.Собчака, когда мэр СПб выдвигал подобную идею: А.Беляков неизменно утверждал, что объединение, конечно, рано или поздно состоится, но на это потребуется не одно десятилетие. Теперь же, по его мнению, этот процесс вполне возможно завершить за 4 года (срок полномочий губернатора СПб). Он считает, что этот вопрос следует решать цивилизованно, путем проведения референдумов в обоих субъектах РФ и последующего внесения изменений в Конституцию РФ. Предполагаемое А.Беляковым единство не должно исключать существования двух правительств и двух Законодательных собраний, действия которых будут координироваться одним руководителем. Объединение не должно происходить как поглощение Петербургом области с территорией 8,5 млн гектаров - оно возможно лишь на паритетных началах. Независимо от исхода выборов в СПб А.Беляков намерен провести в Ленинградской области соответствующий референдум.

Кроме идеи объединения, рассчитанной, кроме всего прочего, на симпатии петербуржцев - владельцев дачных участков в области, Беляков хочет привлечь избирателей также перспективой насыщения городского рынка дешевой продукцией Ленинградской области, организацией летнего отдыха детей и решением экологических проблем. Что касается последнего, была высказана конкретная идея: создание акционерного общества "принудительного типа" - экологического фонда, финансируемого обязательными отчислениями предприятий, загрязняющих окружающую среду.

Как и другие претенденты из числа хозяйственников и управленцев, Беляков обещает не ломать сложившиеся структуры управления и - как это уже становится почти всеобщим поветрием - ориентироваться на опыт московского мэра Лужкова.

Он считает, что для Петербурга очень полезен опыт Ленинградской области по поддержке малого предпринимательства, "внедрению" местного самоуправления (о том, как в администрация области сопротивляется формированию сколько-нибудь самостоятельных структур местного самоуправления, см., например, [11, 12]), а также по взаимодействию с Законодательным собранием, с которым, по выражению Белякова, правительство области работает "в одной упряжке" (как известно, "упряжка" здесь примерно такая же, в какой "ходит" и областное местное самоуправление - см. [12, 13]).

Свою избирательную кампанию А.Беляков (как и Собчак) намерен использовать и для агитации за переизбрание Ельцина.

Еще более интересным было заявление А.Белякова о том, что в случае избрания губернатором СПб он не собирается покидать пост губернатора Ленинградской области, так как подобное совмещение не запрещено законодательством России. Более того, в случае победы в СПб он будет добиваться и переизбрания на пост губернатора Ленинградской области на выборах в декабре. Это, по его мнению, будет способствовать более эффективному сближению двух субъектов РФ.

Трудно представить себе, чтобы такой прагматичный политик из генерации "крепких хозяйственников", как Беляков, решился бы на подобные шаги без согласования с Москвой. Впрочем, сам губернатор это отрицает. По его словам, его инициатива поддержана жителями Тихвина и движением НДР (идет ли речь об общероссийском или региональном движении, уточнено не было).

Мэр СПб А.Собчак отнесся к выдвижению А.Белякова благосклонно и остроумно заметил, что это дает ему моральное право выдвинуться в свое время на пост губернатора Ленинградской области.

Официальное выдвижение А.Собчака состоялось 29 марта на собрании инициативной группы в составе руководителей крупных предприятий, представителей политических партий, благотворительных обществ, творческой интеллигенции.

Кандидатура А.Собчака было поддержана и на собрании представителей медицинской общественности СПб. Руководители ряда ассоциаций медиков, в частности, Федерации главных врачей, Ассоциации страховых компаний, Ассоциации помощи онкологическим больным положительно оценили деятельность А.Собчака в области здравоохранения.

26 марта городская избирательная комиссия начала регистрацию инициативных групп и общественных объединений по выдвижению кандидатов на пост губернатора СПб. Первыми были зарегистрированы группы поддержки Игоря Артемьева, Александра Беляева и Юрия Севенарда. К концу месяца набралось 20 заявок, зарегистрированы 12 инициативных групп, двум группам отказано и две заявки рассматриваются.

Итак, начали сбор подписей группы поддержки Игоря Артемьева (депутат ЗС, выдвинут региональным отделением "ЯБЛОКА"; см. [2]), Сергея Андреева (депутат ЗС, выдвинут общественным объединением "За справедливость", см. [1]), Александра Беляева (президент петербургского Фонда содействия проведению демократических реформ, бывший депутат Совета Федерации, ранее - председатель городского Совета, выдвинут группой избирателей; см. [1]), Юрия Севенарда (депутат Государственной Думы от КПРФ, соперник А.Собчака на выборах мэра в 1991 г.; см. [14]), Юрия Терентьева (депутат ЗС, лидер РКРП), Александра Цветкова (адвокат юридической консультации №31), Вячеслава Улыбина (помощник депутат Государственной Думы, выдвинут региональным отделением ЛДПР), Вячеслава Щербакова (депутат ЗС, бывший вице-мэр СПб), Владимира Яковлева (первый заместитель председателя правительства, мэра СПб), Владимира Ходырева (президент промышленной ассоциации "Тетраполис", до 1990 г. - председатель Ленгорисполкома), Юрия Беляева (председатель НРПР), Валерия Иванова (генеральный директор АЛ "Траст").

Отложена регистрация инициативных групп по выдвижению Вячеслава Карабанова (председатель высшего совета Прогрессивной партии возрождения) и Евгения Гильбо (главный редактор журнала "Модернизация", экономист).

Отказано в регистрации группам поддержки Юрия Болдырева, зам. председателя Счетной палаты РФ (на основании статьи закона, требующей проживания в СПб в течении последнего перед выборами года) и бывшего депутат Государственной Думы Вячеслава Марычева (на основании неправильно оформленных документов).

Уже вынесено первое предупреждение горизбиркома - депутату ЗС Сергею Андрееву за запрещенное законом распространение агитационных листовок до официальной регистрации кандидата. К тому же листовки не имели требуемых законом выходных данных.

7.    ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ

7.1.    Отношение к выборам Президента РФ

По результатам проведенного фирмой СНИЦ в марте телефонного опроса 1007 жителей СПб, на первое место выходит Б.Ельцин:

Вопрос 1: Если бы выборы были сегодня, за кого бы вы голосовали? Ответы:

Ельцин - 24%

Явлинский - 16

С.Федоров - 11

Зюганов - 9

Лебедь - 7

Жириновский - 3

Ни за кого из них - 15

Затруднились ответить - 13

Вопрос 2: За кого будете голосовать, если во второй тур выдут Зюганов и Жириновский?

Ответы:

Против всех - 54%

Зюганов - 27

Жириновский - 7

Среди сторонников разных кандидатов ответы на этот вопрос распределились следующим образом:

Кого поддерживают в первом туре

Как собираются голосовать в случае выхода во второй тур Зюганова и Жириновского

 

За Зюганова

За Жириновского

Против всех

Затрудняюсь ответить

Ельцина

22

5

62

11

Явлинского

19

1

74

6

С.Федорова

26

3

65

6

Лебедя

27

8

53

12

 

Вопрос 3: "Кого из нижеперечисленных кандидатов вы ни в коем случае не хотели бы видеть Президентом?

 

Ельцин - 12%

Жириновский - 57%

Зюганов - 10%

Лебедь - 2%

С.Федоров - 1%

Явлинский - 3%

Затруднились ответить - 16%

1.1.    Отношение к выборам губернатора СПб

Результаты телефонного опроса 1002 жителей СПб, проведенного исследовательской фирмой "Гэллап СПб Маркет Фактс" 21-26 марта:

Точно будут участвовать в выборах - 52%

Скорее всего, будут участвовать - 19%

 

Рейтинги кандидатов (%) (из предложенного списка):

 

А.Собчак - 30

Ал.Беляев - 5,6

Ю.Севенард - 4,4

В.Щербаков - 3,1

А.Щелканов - 2,1

А.Левашев - 0,7

И.Артемьев - 0

Другие - 1,5

Не определились - 47

 

Поскольку опрос проводился в период, когда избирательная кампания, по существу, еще не началась и в нее еще не вступили такие видные фигуры, как Владимир Яковлев, Владимир Ходырев, Александр Беляков (с другой стороны, присутствует не участвующий в выборах Щелканов), данный рейтинг можно считать не более чем рейтингом предыдущей известности.

2.    БАНКИ

Состоялось назначение председателя Главного управления Центрального банка РФ по СПб взамен ушедшего в отставку В.Халанского (см. [2]). Им стала Надежда Савинская, занимавшая этот пост в качестве исполняющей обязанности. Об этом назначении официально сообщил председатель ЦБ Сергей Дубинин, посетивший СПб в конце марта. Он принял участие в заседании банковского клуба и имел беседу за закрытыми дверями с мэром А.Собчаком.

Один из крупных городских банков - "Балтийский банк" - заключил с потерпевшим тяжелый кризис "Астробанком" соглашение, в соответствие с которым взял в аренду до конца 1997 года 16 отделений "Астробанка", тем самым избавив последний от перечисления арендных платежей. Кроме того, "Балтийский банк" выделил "Астробанку" на тот же срок стабилизационный кредит на льготных условиях. Средства от кредита должны быть направлены на погашение задолженности "Астробанка" перед вкладчиками. "Балтийский банк" взял в аренду также часть оборудования, имеющегося в перешедших к нему в аренду отделениях "Астробанка". Платежи за это оборудование будут перечисляться прямо "Астробанку", что может способствовать своевременному погашению кредита. Разница в "весовых категориях" и уровне работы этих двух банков хорошо демонстрируется тем, что, по заявлению руководства "Балтийского банка", его технологии позволяют обслуживать счета принятых на себя отделений "Астробанка", сохранив лишь треть занятого там персонала [15].

3.    СКАНДАЛЫ

Уголовное дело по обвинению в шпионаже, возбужденное СПб. управлением ФСБ в отношении эксперта норвежской независимой экологической организации "Беллуна" Александра Никитина, и связанный с этим скандал (см. [2]), как и предсказывали многие наблюдатели, оказался в центре внимания состоявшегося в конце марта визита Б.Ельцина в Норвегию. 5 марта в СПб состоялась пресс-конференция генерального директора "Беллуны" Фредерика Хауге, который сообщил, что правительство Норвегии озабочено этой ситуацией. Этот вопрос обсуждался даже на встрече министров иностранных дел Норвегии и России в Москве. Ф.Хауге подчеркнул, что у его организации сложились хорошие отношения с администрациями Мурманска и Архангельска и с представителями командования Северного флота РФ. Было достигнуто взаимопонимание и на государственном уровне - экологические проекты "Беллуны" были поддержаны министром иностранных дел РФ А.Козыревым. Однако арест А.Никитина и конфискация документов, связанных с докладом о радиационной ситуации в Архангельской и Мурманской областях (в том числе всех материалов, на которые делаются ссылки в докладе) могут значительно затруднить работу "Беллуны". Существенно, что "Беллуна" планировала завершить работу к встрече членов "большой восьмерки" в Москве, на которой, в частности, ожидалось обсуждение проблем ядерной безопасности. Создается впечатление, что ФСБ старается затормозить подготовку и публикацию данного доклада [16].

Тем временем дело А.Никитина (вместе с тремя другими делами по той же уголовной статье) стало предметом рассмотрения в Конституционном суде РФ, куда обратились адвокаты обвиняемых и осужденных. Конституционный суд признал, что отказ в участии в деле адвокату, не имеющему допуска к государственной тайне, противоречит Конституции РФ. Адвокат Никитина Юрий Шмидт уже допущен к своему подзащитному.

В прессе появилось сообщение о том, что имя мэра А.Собчака фигурирует в весьма нежелательном для него аспекте в одном судебном разбирательстве по гражданскому иску. Одна владелица приватизированной квартиры случайно обнаружила, что спустя неделю после того, как было зарегистрировано ее право частной собственности на квартиру, на ту же жилплощадь была прописана неизвестная ей гражданка, которая в справке о прописке значилась как ее невестка. Заместитель начальника Управления административных органов мэрии СПб г-н Бернацкий сообщил владелице квартиры, что прописка "лженевестки" осуществлена по указанию мэра СПб А.Собчака. Это подтвердил и начальник районной милиции, заявивший, что данная гражданка прописана согласно резолюции мэра СПб. На слушании дела "лженевестка" признала, что получила прописку в обход обычного порядка и что устройством ее прописки занимался заместитель военного коменданта города С.Корпусов, который обратился в мэрию и получил разрешение Собчака, предварительно ознакомив с ходатайством начальника ГУВД Юрия Лоскутова. В настоящее время по решению суда на спорную квартиру наложен арест до окончания судебного разбирательства. Между тем в оспариваемой справке о прописке произошли изменения. Как выяснила потерпевшая при повторном обращении за этой справкой (через 11 месяцев после первого обращения), "подселенная" к ней гражданка теперь значится не невесткой, а "знакомой" - видимо, кто-то учел, что потерпевшая не может иметь невестки, так как не имеет сына [17].

"Героем" большого скандала стал председатель Законодательного собрания СПб Юрий Кравцов. В прессе появилось сообщение о том, что его новая пятикомнатная квартира была отремонтирована за 350 миллионов рублей муниципальных денег, в чем замешаны чиновники районной администрации. Возбуждено уголовное дело по статье о растрате в крупных размерах чужого имущества, вверенного должностному лицу, путем злоупотребления служебным положением. Делом занимается Генеральная прокуратура РФ [18]. Сам Ю.Кравцов официальных разъяснений пока не дает. Насколько известно, в частных беседах он говорит, что его "подставила" некая коммерческая фирма, с которой был заключен договор на ремонт и перечислены личные средства в количестве, ничего общего не имеющем с фигурирующей в деле суммой.

Источники:

1. Драбкина Т.М. Санкт-Петербург в январе 1996 года. // Политический мониторинг. - М.- ИГПИ. - 1996, № 1.

2. Драбкина Т.М. Санкт-Петербург в феврале 1996 года. // Политический мониторинг. - М.- ИГПИ. - 1996, № 2.

3. Годованник Л. Антимонопольное управление требует сатисфакции // Невское время. - СПб. - 1996. - 30 марта. - № 60. - С. 2.

4. Золотоносов М. Платные услуги госучреждений СПб в контексте бюджетного кризиса // Санкт-Петербургское эхо. - СПб. 1996. - 6 марта. - № 8. - С. 16.

5. Сердитов А. Болдырев знает, что должен сделать Собчак // Смена. - СПб. - 1996. - 1 марта. - № 49-50.- С. 3.

6. Драбкина Т.М. Санкт-Петербург в декабре 1995 года. // Политический мониторинг. - М.- ИГПИ. - 1995, № 12.

7. Эхо недели. Информационный вестник пресс-центра Законодательного собрания Санкт-Петербурга. - 1996, № 9-11.

8. Работнова В. Мэр хотел бы обойтись без второго тура // Невское время. - СПб. -1996. - 27 марта. № 57. - С. 1.

9. Чернов А. "Матюгальник" для отца гласности // Московские новости. - М. - 1996. 24-31 марта. - № 12. - С. 7.

10. Макаревич М. Санкт-Петербург и Ленинградская область в ноябре-декабре 1993 года // Политический мониторинг. - М. - ИГПИ. - 1993. - № 12.

11. Драбкина Т.М. Ленинградская область в феврале 1996 года. // Политический мониторинг. - М.- ИГПИ. - 1996, № 2.

12. Драбкина Т.М. Ленинградская область в марте 1996 года. // Политический мониторинг. - М.- ИГПИ. - 1996, № 3.

13. Драбкина Т.М. Ленинградская область в марте 1995 года. // Политический мониторинг. - М.- ИГПИ. - 1995, № 3.

14. Драбкина Т.М. Санкт-Петербург в июне 1995 года. // Политический мониторинг. - М.- ИГПИ. - 1995, № 6.

15. Уздина В. "Балтийский" расширяется за счет "Астробанка" // Невское время. - СПб. - 1996. - 20 марта. - № 52. - С. 3.

16. Вермишев А., Горшков А. Кому выгоден скандал вокруг "Беллуны"?. - Вести. - СПб. - 1996. - 6 марта. -№ 44. - С. 1. 17. Гусаренко Е. Необычный поворот квартирного спора // Смена. - СПб. - 1996. - 29 марта. - № 70-71. - С. 2.

18. Корсунский Л. Генеральная прокуратура заинтересовалась ремонтом для председателя ЗакСа. Возбуждено уголовное дело. // Час Пик. - СПб. - 1996. - 3 апреля, - № 62. - С. 3.