Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Республика Адыгея

А. КОЗЛОВ

Республика АДЫГЕЯ

в мае 1996 года

1.    ЭКОНОМИКА

Действия исполнительной власти в апреле месяце прошли под знаком “Послания президента Республики Адыгея (РА) Государственному Совету Хасэ Республики Адыгея. На расширенном заседании кабинета министров (были приглашены главы территорий), состоявшемся 8 апреля, был рассмотрен представленный Министерством экономики проект комплексного плана по реализации послания президента “К эффективной экономике и социальной стабильности”, а также программы “Развитие экономики Республики Адыгея на 1995-1997 гг.” После обсуждения и внесения предложений в министерствах, ведомствах и территориях план и программа были утверждены правительством на расширенном заседании кабинета министров 23 апреля. 8 апреля Правительство также рассмотрело и приняло соответствующие постановления по ряду вопросов: о передаче функций госзаказчиков министерствам, о заключении договора с Международным фондом развития регионов РФ в области инвестиционной деятельности и создании системы обращения ценных бумаг в Республике Адыгея, о некоторых вопросах правопреемства в системе сельского хозяйства. Тогда же был рассмотрен доклад по особо охраняемой территории “Фишт”.

Вынесенный на обсуждение вопрос о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции в РА был отправлен на доработку. (Справка: С 1992 г. в РА 73% предприятий торговли и 65% общественного питания сменили форму собственности. Негосударственный сектор здесь стал преобладающим. Весь объем розничного товарооборота через все каналы реализации в 1995 г. составил около одного триллиона рублей.)

Можно отметить несколько итогов совещания. Высказана обеспокоенность недостатком оборотных средств, что приводит к неплатежеспособности в смежных областях, отмечено усиливающееся стремление представителей ряда хозяйствующих субъектов к объединению, которое, например, выразилось в появлении проекта создания республиканской ассоциации торговых организаций и предприятий. Высокую активность здесь проявляет министерство экономики, которое уже сформировало собственное видение структуры и функций этой организации. Появилась тенденция более благосклонно относиться к различным идеям регулирования торговли со стороны государства. На заседании коллегии Министерства экономики рассматривались доклады: “Об итогах социально-экономического развития РА за два месяца 1996 года и задачах по выполнению прогнозных показателей первого квартала” и “ О развитии предпринимательства в Республике Адыгея в 1992-1995 гг.” и задачах на 1996 г.

Выполнение показателей по объему промышленной продукции в сопоставимых ценах к соответствующему периоду прошлого года составило 99,3%, хотя в отчете Правительства РА “Об итогах развития РА в 1995г.” на госсовете - Хасэ объявлено о темпе прироста промышленной продукции в 104,3%, в том числе в топливной промышленности - 101,8%, в пищевой - 134,3%.

Наибольший спад производства зафиксирован на предприятиях легкой промышленности - 45%.

В докладе по предпринимательству особое внимание было уделено проблемам малого бизнеса. Отмечено динамичное развитие этой сферы: на предприятиях малого бизнеса на сегодняшний день насчитывается 12 тысяч человек, которые производят 5% общего объема промышленной продукции республики. Правительством была продекларирована готовность оказать помощь малому предпринимательству и поручено принять соответствующие меры Фонду поддержки предпринимательства и развития конкуренции при Кабинете Министров РА (В республиканском бюджете на 1996 г. в фонд поддержки малого бизнеса выделяется 500 млн. р., что составляет 0,06% от расходной части бюджета).

Два значительных события произошли в апреле и в финансовой сфере. Это подписание Указа о назначении Адыгейского банка Сбербанка Российской Федерации уполномоченным банком кабинета Министров РА. Также одним из центральных событий в экономике республики стало подписание президентом РА бюджета на 1996 год (2.04.96).

В Указе помещение внебюджетных государственных фондов в Сбербанк РФ мотивируется наличием у этого банка развитой сети учреждений на территории Адыгеи и надежностью банка. Отделения Сбербанка должны будут в двухмесячный срок перевести свои средства на обслуживание в следующие внебюджетные фонды:

- фонд Комитета по занятости населения при Министерстве труда и занятости населения РА,

- фонд отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Адыгея,

- Адыгейское региональное отделение фонда социального страхования РФ,

- Адыгейский республиканский фонд обязательного медицинского страхования.

Бюджет РА 1996 г. принят Госсоветом - Хасэ РА 27.03.96 г. Подписан президентом РА 2.04.96 г. Опубликован 11.04.96 г.

Обсуждение сосредоточилось на нескольких вопросах. Это прежде всего вопрос об объемах доходной и расходной части бюджета, что получило отражение в различии контрольных цифр при утверждении бюджета в первом и втором чтениях. Так консолидированный бюджет составляет 793,5 млрд. руб. против 689,3 млрд. руб. в первом чтении.

Доходная часть республиканского бюджета в принятом виде составила 397,7 млрд. руб. (316,5 млрд. руб. в первом чтении). Увеличение доходной части республиканского бюджета произведено за счет увеличения:

- собственно республиканских доходов (в основном за счет налога на имущество) 1-е чтение - 77,8, 2-е чтение - 78,9;

- средств, передаваемых из федерального бюджета - 1-е чтение 238,7, 2-е чтение 294,8;

- получения ссуды на зерно.

По настоянию депутатов-аграриев в 1996 г. впервые отдельной строкой утверждены в бюджете расходы на социальное обустройство села в сумме 13 млрд. руб., из которых не менее половины предлагается направить на газификацию сельских населенных пунктов. Дискуссии по этому вопросу получили свое развитие на расширенном заседании Кабинета Министров РА 27 апреля. В результате жесткой критики членами Правительства программа газификации РА на 1996-2002 гг. была отправлена на доработку. Под давлением федеральных органов были введены дополнительные сборы на нужды образовательных учреждений в размере одного процента от фонда оплаты труда предприятий.

В принятом бюджете необходимо отметить ряд ключевых моментов:

- сохраняется бездефицитный принцип,

- расходная часть утверждается в сумме 611562 млн. руб.

- общая структура доходов (всего 611562 млн. руб. - 100%):

- часть собственного дохода оставляется в республике - 78934,8 млн. руб. (2,9%)

- поступления из федерального бюджета 508627,9 млн. руб. (83,2%)

- возврат бюджетной ссуды на закупку зерна 24000 млн. руб. (3,9%).

Утверждены защищенные статьи расходов республиканского бюджета на 1996 год, подлежащие финансированию в полном объеме:

- заработная плата (денежное довольствие) с учетом взносов на социальное страхование и отчислений в государственный фонд занятости населения,

- приобретение медикаментов и перевязочных средств,

- финансовая помощь (субвенции) местным бюджетам РА

- расходы на исполнение закона РА “О социальной защите инвалидов в РА”,

- органам власти Республики Адыгея предписано не принимать в 1996 году решений, приводящих к увеличению (по состоянию на 1.04.96 г.) штатной численности аппарата управления,

- в случае снижения поступлений в республиканский бюджет в сравнении с утвержденным в нем размерами более чем на 10% и при обоснованном прогнозе дальнейших поступлений, кабинет министров РА принимает решение о введении секвестра (процент сокращения расходов) на утвержденные бюджетные расходы, определяет размер секвестра, а также период времени, на который он вводится, с обязательным уведомлением Государственного Совета - Хасэ.

При секвестре ассигнования не сокращаются по защитным статьям бюджетных расходов.

 

 

 

 

 

Основные показатели республиканского консолидированного бюджета Республики Адыгея на 1996 год (млн. руб.)

 

 

ДОХОДЫ

 

Респ.

бюджет

бюджеты территорий

консолидиров. бюджет

Налоговые доходы

 

 

 

Прямые налоги на прибыль

30994,8

75710,6

106705,4

Налоги на товары и услуги

45841,0

58882,4

84723,4

Платежи за пользование природными ресурсами

11146,1

4785,9

5900,0

Прочие налоги

805,7

20045,9

20851,6

Неналоговые доходы

2679,2

3968,8

6648,0

ИТОГО доходов

78934,8

181893,6

260828,4

 

 

 

 

Субвенции территориям

-

213800,4

213800,4

Средства, передаваемые из федерального бюджета

294827,5

-

294827,5

Ссуда на зерно

24000,0

-

24000,0

ВСЕГО доходов

397762,2

395694,0

793456,3

РАСХОДЫ

 

 

 

ВСЕГО РАСХОДОВ

397762,3

395694,0

793456,3

2.    ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ

Единственным значительным событием в сфере общественно-политических движений в апреле месяце был съезд Адыгэ Хасэ. Организацию Адыгэ Хасэ сложно назвать не только политическим, но даже общественным движением. Она появилась в начале 90-х годов на волне национального движения и была отражением пробуждавшегося национального сознания. Поначалу она была влиятельной политической силой и сыграла ключевую роль в цементировании Адыгейской государственности. Функция выражения национального самосознания и определила ее структуру. Это было скорее не объединение по какому-либо политическому принципу, а некая рыхлая, слабо институциализированная представительная система. После обретения Адыгеей суверенитета Адыгэ Хасэ утратила свое былое политическое влияние, и ее деятельность переместилась в культурно-воспитательную сферу. За этим стоит изменение не только политической конъюнктуры, а более глубинные процессы.

Деятельность Адыгэ Хасэ является неким индикатором процессов национального саморазвития адыгейцев - в событиях этого месяца это проявилось весьма отчетливо. Во-первых, подчеркнутое внимание и уважение высших должностных лиц (поздравительная телеграмма Президента РА появилась на первой полосе центральной газеты, на съезде присутствовали высокопоставленные функционеры Госсовета и Кабинета Министров). С другой стороны, на последних выборах в Госсовет от Адыгэ Хасэ не был избран ни один депутат.

Во-вторых, практически отсутствовала организационная деятельность движения - не проводились заседания исполнительного комитета, отсутствовали соответствующие помещения, не было материальных средств. Жизнь региональных отделений была едва заметна, зачастую они быстро распадались, едва возникнув.

В-третьих, довольно быстро шло смещение деятельности в культурно-просветительную сферу (проведение семинаров, научно-практических конференций, выездных круглых столов).

Определенную позицию в пользу отказа от политической деятельности занял председатель Адыгэ Хасэ А.Схаляхо.

По сути, на съезде обсуждались проблемы облегчения внутриадыгейской коммуникации. Все это свидетельствует о том, что национальное движение переживает спад, а политическая активность лидеров перемещается из национальной сферы в другие. Но спад не свидетельствует о том, что национальное движение теряет свой потенциал. Это чувствуют и политики, одновременно демонстрируя свое подчеркнутое внимание и уважение к Адыгэ Хасэ. Не надо упускать и наличие радикальных настроений у молодых сторонников движения. Одним словом, идет сложный процесс и впереди могут быть всякие изменения.

3.    СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

В конце марта - первой половине апреля наблюдалась высокая активность властных структур, развернувшаяся вокруг двух республиканских газет: “Советская Адыгея” и “Адыгь Макь”. Эти две газеты - основные средства массовой информации региона. Районные газеты, малотиражки оказывают малозначительное влияние на общереспубликанские проблемы. Телевидение же, радио еще в стадии начального развития.

Внешне все выглядит довольно гладко и фиксируется, как результат демократического единодушия. В конце марта Госсовет принимает постановление о том, чтобы утвердить и подписать Договор учредителей. А в середине апреля происходит подписание договора тремя сторонами: Государственным Советом - Хасэ РА, Кабинетом Министров РА и редакциями газет. Как раз в финальной стадии заключения учредительных договоров в газетах сменили главных редакторов, а в “Советской Адыгее” еще и заместителя (первого) главного редактора. Сначала такое постановление принимает Госсовет РА (27 марта), а потом это дублируется Кабинетом Министров (8 апреля). Причем редакторы газет рассматриваются, как функционеры исполнительной власти, поскольку в постановлении четко увязывается снятие с должности и выведение из состава коллегии Министерства национальной политики и внешних сношений и назначение редакторов с введением в состав коллегии. Также в постановлении содержится поручение правительству найти средства на финансирование обоих газет. Хотя в республиканском бюджете отдельной строкой предусматривается финансовая помощь газете “Адыгь Макь” в размере 500 млн. руб.

Все вышеперечисленное свидетельствует о том, что редакции газет только декларируются третьей стороной в договоре, если их руководители не избираются, а назначаются властными структурами. Тем самым две ветви власти в результате компромисса монополизировали две газеты, являющиеся наиболее значительными средствами массовой информации в республике.

4.    ВНЕШНИЕ СНОШЕНИЯ

Внешние сношения развивались в рамках уже заданных направлений. В основном это экономическое сотрудничество с различными регионами РФ. Приоритетными в этой области можно считать сотрудничество с г. Москвой и с Краснодарским краем. Так, в рамках реализации соглашения о сотрудничестве между РА и Москвой, подписанного в ноябре прошлого года в Майкопе, состоялось рабочее совещание по подведению итогов о проделанной работе делегаций РА и Москвой. Совещание прошло в столице РФ под председательством первого заместителя премьера Москвы Э.Бакирова. Делегацию РА возглавил министр экономики Адыгеи Х.Хуаде. Найдено частичное решение по закупке майкопского инсулина (ранее фармацевты были подвергнуты резкой критике Ю.Лужковым за нерасторопность).

Еще более тесными и насыщенными стали отношения между РА и Краснодарским краем. В рамках реализации договора о дружбе и сотрудничестве между двумя субъектами РФ (подписан в августе 1992 г.) 5 апреля 1996 г. в Краснодаре состоялось подписание соглашения о принципах экономического сотрудничества между Министерством экономики РА и департаментом экономики и прогнозирования администрации Краснодарского края. Делегацию Министерства экономики РА возглавлял первый зам. министра экономики А.И.Багадиров. Краснодарский край представлял генеральный директор департамента А.С.Нинугов. В договоре зафиксировано несколько основных моментов: совместное решение вопросов ценообразования на основные жизненно необходимые продукты; загрузка мощностей по переработке сельхозпродуктов; нормативные базы об акцизах и других платежах; создание благоприятного режима во взаимопоставках товаров; участие в региональных и федеральных программах.

Со стороны РА договор подписал министр экономики РА Х.Ю.Хуаде, со стороны Краснодарского края генеральный директор департамента А.С.Никеров.

В апреле проявилась тенденция усиленного внимания к внешнеполитическим делам республики со стороны государственных органов РА. Об этом, в частности, свидетельствуют два новых назначения. В один день (19 апреля) было подписано сразу три Указа. Согласно тексту одного Указа, в структуре органов исполнительной власти появилось два новых поста: министр РА - заместитель премьер-министра, постоянный представитель Президента и правительства в Госсовете - Хасэ. В двух других Указах предписано назначение министра национальной политики, печати и внешних сношений и постоянного представителя РА при президенте.

Одним из ярких внешнеполитических событий в Адыгее стал также приезд 26 апреля Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II. Визит патриарха проходил на самом высоком уровне. Алексий II встречался с президентом Республики Адыгея Джаримовым, членами правительства и Муфтием мусульман РА и Краснодарского края Сигидом Хуако.

Патриарх освятил закладку будущего храма Успения Божьей Матери. Это событие, несмотря на неоднозначный внутриреспубликанский резонанс, не является неожиданным и хорошо вписывается в политику подчеркнутой веротерпимости властей.

Не является неожиданным и визит президента РА А.А.Джаримова в Казань на официальные мероприятия, посвященные вступлению в должность избранного на второй срок президента Республики Татарстан М.Ш.Шаймиева. М.Ш.Шаймиев, как сильный региональный лидер, является объектом притяжения для руководителей субъектов РФ.

Заметным событием в республике является прошедший 22 апреля в Майкопе международный семинар по теме: “Вопросы налоговой политики и бюджетного федерализма в России и США”. Семинар актуален по причине сложности и противоречивости на сегодняшний день взаимоотношений бюджетов субъектов и бюджета РА. Весьма представителен для Адыгеи был состав участников семинара. В его работе участвовали первый заместитель руководства аппарата Совета Федерации Р.М.Романов, доктор Роберт Тафьюз, ведущий консультант по вопросам внебюджетных отношений (США). Президент РА и председатель Госсовета в конце семинара устроили специальную встречу с гостями из США и Москвы.

5.    ЭКОЛОГИЯ

В апреле месяце основные события в области экологии развернулись вокруг особо охраняемой эколого-туристической территории “Фишт” РА. 8 апреля на заседании Кабинета Министров было заслушано сообщение начальника контрольного управления при Президенте Ю.И.Федорова и главы особо охраняемой территории “Фишт” Р.Х.Бричева “О ходе выполнения Указа Президента РА от 30 мая 1994 г. об особо охраняемой эколого-туристической территории “Фишт” (Справка: Постановлением главы администрации Майкопского района от 21.09.94 г. за N620 создана администрация ООЭТТ “Фишт” в поселке Каменномостском  Границы ООЭТТ “Фишт” установлены в соответствии с их описанием в приложении к Указу Президента. Они были выполнены на масштабной карте и согласованы в установленном порядке. В бюджете РА на 1996 г. предусмотрена субвенция ООЭТТ “Фишт” в размере 241965 млн. руб.).

Контрольное управление в своем сообщении остановилось как на проделанной работе, так и на недоработках. Были отмечены следующие моменты: проведена предварительная проработка программ по развитию ООЭТТ “Фишт”, включающих в себя построение биосферной модели, создание сети экологического мониторинга, разработку проектов экологической реконструкции, развития туристических центров и инфраструктуры; создан Майкопский межрайонный комитет по охране природы и природных ресурсов, в обязанности которого входит и обслуживание территории “Фишта”; кабинет Министров РА (по инициативе Минприроды совместно с Комитетом РА по лесу) постановил все леса гослесфонда на данной территории перевести из второй группы в первую; совместными усилиями Минприроды, администрации района и ООЭТТ “Фишта” проведена инвентаризация и паспортизация памятников природы и культуры; МВД РА создало отделение милиции в особо охраняемой территории “Фишта”, что значительно понизило количество административных и уголовных преступлений.

Однако в функционировании ООЭТТ “Фишта” еще не наступило переломного момента. Прежде всего, администрация ООЭТТ не располагает законченной и научно разработанной программой развития, которая была предусмотрена Указом Президента РА от 30.09.94 г. Четко не определен координатор деятельности исполнительных органов, на которые было возложено исполнение настоящего указа. За истекший 1995 год администрацией “Фишта” не было издано ни одного постановления, касающегося выполнения нормативных актов правительства РА по вопросам экологии, природоиспользования и туризма. Не было также внесено предложений по особенностям налогообложения туристских организаций и формирования бюджетных средств на ООЭТТ “Фишт”. Суммы средств, выделенных бюджетом на 1995 год хватило, лишь на содержание аппарата администрации “Фишта”.

На основании заслушанных сообщений было принято постановление Кабинета Министров от 8.04.96 г., суть которого состоит в следующем: принять к сведению сообщение по “Фишту”; отметить недостаточную работу главы администрации ООЭТТ “Фишта” Бричева Р.Х. по выполнению Указа Президента; соответствующим министерствам и ведомствам представить президенту РА проект концепции развития и функционирования ООЭТТ “Фишт” в мае этого года.