Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Республика Татарстан (Татарстан)

Ахмет Иванов

РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН

в мае 1996 года

1.    СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В РЕСПУБЛИКЕ

В конце мая опубликованы данные о состоянии дел в социально-экономической сфере за январь-апрель 1996 года. Промышленное производство за четыре месяца составило 103,1% по сравнению с аналогичным периодом 1995 года. Прирост был обеспечен за счет отраслей ТЭК и нефтехимии. Производство снизилось в машиностроении и металлообработке (93,2%), в промышленности стройматериалов (98,4%), в легкой промышленности (92,8%) и в пищевой промышленности (87%). Более половины всех предприятий РТ допустили снижение объемов выпуска продукции. Из 300 видов учитываемой продукции за эти месяцы увеличение производства затронуло лишь 84 позиции [1].

В сельском хозяйстве имело место заметное снижение валовых показателей в животноводстве и птицеводстве (78% по сравнению с соответствующим периодом 1995 года). По надоям молока - 86%. Куриных яиц получено 87%. Ухудшение коснулось практически всех параметров - поголовья скота, средних удоев от одной коровы, падежа скота, приплода.

1.1.    Цены

Апрельский рост цен составил 4,7%, в том числе на продовольствие - 7%. Индексы потребительских цен по сравнению с отдельными регионами России выглядят так:

 

Апрель в % к марту (Все товары и платные услуги населению)

Прод. товары

Алкогольные напитки

Непрод. товары

Платные услуги

Республика Татарстан

104,7

107,0

134,7

101,2

103,1

Россия

102,2

101,8

105,3

101,4

105,0

Ульяновская область

101,4

101,5

101,1

101,4

101,3

Чувашская республика

103,4

106,6

119,1

101,6

93,4

Республика Башкортостан

103,3

102.7

102,0

101,8

112,0

Республика Мордовия

102,9

103,0

103,0

102,5

103,6

Самарская область

101,1

101,5

102,1

100,5

101,1

Нижегородская область

101,6

102,0

102,0

100,4

102,5

 

Как видно из приводимой Госкомстатом РТ таблицы, Татарстан лидирует среди указанных регионов по темпам роста потребительских цен. В валовом объеме удорожания решающую роль сыграло повышение цен на водку в полтора раза, последовавшее после мартовской задержки.

Стоимость потребительских "корзин" (руб.) характеризовалась следующими показателями:

 

Набор из 19 продуктов

Набор из 25 продуктов

 

29.03

29.04

29.03

29.04

Татарстан

177589

189457

160821

172219

Казань

173375

184869

157345

168889

Набережные Челны

182856

195286

166237

177074

Зеленодольск

168664

185618

152584

168295

Альметьевск

191168

201511

167893

177332

Бугульма

183899

191997

166831

174300

Кукмор

168022

179700

149402

163244

Чистополь

181808

193497

168712

181576

Россия

251229

254219

220923

224096

Москва

293517

292244

257792

257102

Санкт-Петербург

246611

248554

219125

221345

Уфа

200332

207815

185869

191469

Самара

256620

262865

227323

238782

Нижний Новгород

225559

231594

197282

203729

Ульяновск

154200

151235

148291

153012

Чебоксары

199399

208068

179288

188309

Ижевск

204072

207189

183521

189001

 

Прожиточный минимум, рассчитанный по методике Минтруда РФ, в апреле 1996 года равнялся 257809 рублям, увеличившись по сравнению с мартом на 7,6%. Затраты в дифференцированном виде представляли следующую картину:

 

 

март

апрель

Питание

167242

179951

Непродовольственные товары

43607

46921

Услуги

17730

19078

Налоги и другие платежи

1102

11859

Всего расходов

239601

257809

1.2.    Задолженность по зарплате

Одной из ключевых тем майских дискуссий по экономической проблематике было положение с выплатой зарплаты. По сообщениям печати, объем невыплат превышает триллион рублей, из которых 200-250 млрд. - это задолженность государства, 200 млрд. приходится на село, 500 млрд. - на промышленность. Устойчивая тенденция задержек зарплаты на 1-2 месяца наметилась осенью прошлого года. В первом квартале нынешнего года, как сказано в газетном интервью министра финансов РТ Дмитрия Нагуманова, налоговые поступления составили 97% от ожидаемого. "Живые" деньги - это 60% сборов. 65-70% бюджета республики пополняется за счет налогов от нефти и нескольких предприятий нефтехимического комплекса. В марте, по словам министра, в Минфине России была получена 100-миллиардная ссуда и 150-миллиардный льготный кредит у банков Татарстана, что дало возможность рассчитаться за январь-февраль. Однако задолженность приобретает циклический характер, возобновляясь каждый месяц. В конце мая в республике насчитывалось 15 дотационных районов, в которых зарплата не выдавалась еще за март. В апреле лишь в десяти городах и районах бюджетникам была выплачена зарплата. Долг за март-апрель усугубляется долгом за май и грядущими отпускными учителям. Совокупная потребность, следовательно, составляет сумму приблизительно в 700 млрд. рублей, из которых 500 млрд. приходится на бюджет РТ. Учитывая то обстоятельство, что предприятия должны в республиканский бюджет 1,8 триллиона рублей, Минфин Татарстана вновь испытывает необходимость в ссуде на 0,5 трлн. [2].

Реально ожидаемый объем ссуды будет значительно меньше.

Задолженность по зарплате привела к забастовке казанских авиастроителей, которые 29 мая вышли на площадь перед зданием Правительства РТ. Один из транспарантов гласил: "Ту-214 - да! "Боингам" - нет!". Участники манифестации демонстрировали справки, которые выдаются администрацией Казанского авиационного производственного объединения им. Горбунова для предъявления контролерам в городском транспорте в подтверждение неплатежеспособности работников КАПО. Встретившись с организаторами акции, правительственные чины сообщили, что прорабатывается идея полной конверсии авиастроения, отказа от сотрудничества с Министерством обороны РФ, повинном в систематической задержке платежей. Однако и гражданская продукция - самолеты "Ту-214" и "Ту-324" - требуют непомерных инвестиций. Так, для сборки второго по счету самолета "Ту-214" необходимо изыскать оборотные средства в размере 250-260 млрд. рублей. При всей неопределенности ситуации, кажется, все отчетливее становится бесперспективность надежд на решающее слово федеральных ведомств. Все это создает непредсказуемую электоральную среду в Казани, напичканной предприятиями ВПК, в преддверии 16 июня.

1.3.    Татарстан в системе поддержки регионов

В рамках европейской программы "TACIS" Экспертным институтом Российского союза промышленников и предпринимателей и Центром по изучению России и Восточной Европы университета Бирмингем (Великобритания) подготовлен доклад "Анализ тенденций развития регионов России в 1992-1995 годах". Один из разделов документа анализирует проблематику финансовой помощи российским территориям, - как по бюджетным каналам, так и по "неформализованным" (в частности, через дифференциацию нормативов отчислений федеральных налогов, в первую очередь - НДС). Расчет объемов такой поддержки в подушных показателях позволил построить классификацию регионов по уровню оказываемой помощи и по направленности изменений (рост, стабильность, падение). Полученные результаты отражены в следующей таблице [3].

 

Уровень поддержки

Рост (более 10%)

Стабильность (в пределах 10%)

Падение (более 10%)

высокий (более 120%)

Костромская, Орловская, Кемеровская, Алтайский край, Северная Осетия, Адыгея, Дагестан, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Ингушетия

Омская, Магаданская, Сахалинская, Калмыкия, Бурятия, Тува, Усть-Ордынский АО

Псковская, Камчатская, Карелия, Мордовия, Марий Эл, Татарстан, Башкортостан, Саха, Ненецкий АО, Коми-Пермяцкий АО, Эвенкийский, Таймырский, Корякский, Агинский, Чукотский АО

средний (от 80% до 120% от среднероссийского)

Москва, Ленинградская, Брянская, Ивановская, Калужская, Смоленская, Тамбовская, Пензенская, Ростовская, Новосибирская, Ставропольский край, Коми, Удмуртия, Хакасия

Архангельская, Вологодская, Тверская, Кировская, Воронежская, Астраханская, Саратовская, Ульяновская, Курганская, Томская, Читинская, Приморский, Хабаровский края, Чувашия, Еврейская АО

Мурманская, Новгородская, Тюменская, Калининградская

низкий (менее 80% от среднероссийского)

Владимирская, Тульская, Белгородская, Курская, Волгоградская, Оренбургская

Московская, Ярославская, Нижегородская, Липецкая, Самарская, Пермская, Свердловская, Челябинская, Иркутская

Спб, Красноярский край, Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий АО

 

Татарстан в числе четырех республик оказался в рубрике, которая отличается высоким уровнем поддержки с тенденцией к снижению. Эти республики - Татарстан, Карелия, Башкортостан, Саха (Якутия), начиная с 1992 года смогли добиться существенных корректировок в политике налогообложения. После же подписания договоров о разграничении полномочий и предметов ведения с Центром эти республики (кроме Карелии) увеличили объем налоговых отчислений в федеральный бюджет. Общая картина по республикам и место в этой картине Татарстана отражены в сборнике "Российские регионы накануне выборов - 95", вышедшем в прошлом году в Юриздате:

 

Показатели бюджета республик за 1-е полугодие 1995 г.

 

 

Бюджетные расходы на душу населения (тыс.руб.)

Доля федеральных дотаций, зачисляемых в бюджет региона (%)

Доля доходов населения в бюджетных доходах (%)

В среднем по РФ

635

9

61

Республика Адыгея

346

39

75

Республика Алтай

489

68

71

Республика Башкортостан

739

0

73

Республика Бурятия

561

21

83

Республика Дагестан

323

62

82

Ингушская Республика

455

92

23

Кабардино-Балкарская

 

 

 

Республика

304

34

83

Республика Калмыкия - Хальмг Тангч

553

64

69

Карачаево-Черкесская Республика

313

26

76

Республика Карелия

657

19

64

Республика Коми

1165

16

54

Республика Мари Эл

425

24

79

Республика Мордовия

392

16

79

Республика Северная Осетия - Алания

369

51

78

Республика Татарстан

620

2

74

Республика Тыва

867

66

84

Удмуртская Республика

444

15

58

Республика Хакасия

522

8

70

Чувашская Республика

438

11

72

Республика Саха(Якутия)

1973

0

99

 

Таким образом, существует определенная статистическая база для более реалистического разговора о бюджетных привилегиях регионов и республик. Татарстан в сравнительной перспективе не выглядит больше ни чемпионом по уровню таких привилегий, ни "островом" благополучия, вписываясь все более и более в общероссийский социально-экономический контекст.

2.    ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

2.1.    Реакция на Чеченский кризис

В связи с начавшимися переговорами по Чечне и поездкой Президента Бориса Ельцина в Чечню каких-то особых акций предпринято не было. Минтимер Шаймиев выступил с кратким заявлением: "Я приветствую достигнутое соглашение между делегациями России и Чечни о прекращении боевых действий. Наконец-то здравый смысл взял верх, и я надеюсь, что реально будет положен конец кровопролитию и открыт путь к окончательному урегулированию кризиса. Это событие положительно отразится на политической жизни страны и будет достойно оценено мировой общественностью". Сдержанный, строго говоря, тон заявления коррелирует с позицией Президента М.Шаймиева по поводу предстоящих 16 июня выборов - "За Ельцина, но без войны в Чечне", во-первых, и с нереализованной посреднической миссией в переговорах, во-вторых.

Еще более сдержанной была реакция государственного советника Президента РТ Рафаэля Хакимова, чья поездка в Чечню в апреле вызвала неоднозначную реакцию московских властей, а также критику Эмиля Паина. Р.Хакимов заявил: "Не спешил бы расценивать происходящее как решение сложнейшей проблемы. Но появилась вполне реальная надежда на то, что удастся, наконец-то, завершить военный конфликт и в дальнейшем преодолевать все разногласия только политическими методами".

Первый секретарь компартии Татарстана, депутат Госдумы Александр Салий назвал происходящее "предвыборным флиртом с избирателями" и высказался в том духе, что "при нынешнем режиме" выходов из этого тупика нет.

2.2.    Политическое заявление Василия Лихачева

Заместитель Председателя Совета Федерации, Председатель Государственного Совета РТ В.Лихачев 22 мая обнародовал свое Политическое заявление в связи с грядущими выборами. Выражая тревогу по поводу накала предвыборных страстей, способных привести к гражданскому противостоянию, спикер Госсовета декларирует следующее: "В наши дни традиции миротворчества как никогда имеют право на существование, поскольку вызваны потребностями жизни страны: необходимостью сохранения стабильности в обществе и государстве, а также продолжения курса демократических реформ.

Потенциал проводимого курса еще далеко не реализован и, будучи социально скорректированным, он может увеличить в себе заряд созидательного здравомыслия....

Сегодня проводником миротворчества не только может, но и должен стать каждый из субъектов Российской Федерации. Именно они выполняют государственные функции по стабилизации страны, созиданию гражданского общества, формированию правового государства. В конечном счете от позиции регионов и их политической ответственности зависит миропорядок в стране. ...Предлагаю представительно-законодательным органам субъектов Российской Федерации в самое ближайшее время принять хартию мира и согласия - как политическое обязательство за судьбу страны и инструмент миротворчества. И тем самым подтвердить незыблемость российской государственности, необходимость нового федерализма, стремление общества к гражданскому спокойствию, обеспечению конституционных прав и свобод человека, уважению интересов наций и народностей, социально-экономическому благополучию, а также недопустимость радикальных устремлений отдельных политических сил сейчас, во время выборов и после них.

Принятие такого документа полностью отвечает конситуционно-правовым обязательствам регионов, которые установлены Советом Европы. Вот почему нынешняя позиция субъектов Российской Федерации приобретает характер и международной ответственности перед всем европейским сообществом..." [4].

На сессии Госсовета документ вызвал дискуссию и было принято постановление, в котором сказано: " 1. Политическое заявление ...принять к сведению. 2. Поддержать инициативу, высказанную в политическом заявлении по принятию документа о мире и согласии. 3. Образовать рабочую группу по подготовке проекта документа о мире и согласии" [5].

На пресс-конференции, состоявшейся вскоре, В.Лихачев говорил о том, что инициатива встретила возражения не только со стороны ряда парламентариев Татарстана, но и со стороны Геннадия Селезнева, заявившего, что надо выравнивать права регионов и кончать со всякими договорными процессами. По словам В.Лихачева, такая позиция - плод забвения 11 статьи Конституции РФ. Россия, - говорил В.Лихачев, - беременна федерализмом, и все равно разродится им, независимо от политических высказываний. Но надо поднять голос регионов в лице законодательной и исполнительной власти в интересах регионов и отстоять свое право на самоуправление в европейском понимании - таково резюме взглядов В.Лихачева. Высказывалось также предположение о желательности встречи лидеров регионов для выработки совместной политики.

Таким образом, В.Лихачев демонстрирует стремление занять собственное место в сонме лидеров не только регионального уровня, но и тех, кто способен оказать ощутимое влияние на общероссийские процессы. Другое дело, насколько эффективным окажется предпринятый шаг, каков политический ресурс, его обеспечивающий. Вероятно, в ближайшее время акция В.Лихачева зримого воплощения получить не сможет.

Источники:

1. Время и деньги. - Казань. - 25 мая 1996.

2. Вечерняя Казань. - Казань. - 25 мая 1996.

3. Время и деньги. - Казань. - 23 мая 1996.

4. Республика Татарстан. - Казань. - 22 мая 1996.

5. Там же - 23 мая 1996.