Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Саратовская область

александр филиппов
поволжское информационное агентство

САРАТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

весной 1996 года

Политическое развитие области весной 1996 года определяли три взаимосвязанных и взаимопересекающихся процесса: борьба за пост главы администрации области, подготовка к президентским выборам и (проблематичные) выборы органов местного самоуправления (МСУ). Наибольшее внимание и силы местных политиков, естественно, поглощал первый из них. Поэтому политическая жизнь области весной четко распадается на два периода: до назначения главой администрации области экс-депутата Совета Федерации Дмитрия Аяцкова (15 апреля 1996 г.) и после оного.

1.    СМЕНА ЛИДЕРА ОБЛАСТИ

Отставка главы администрации Юрия Белых, назначенного на этот пост в феврале 1992 года (последним в РФ), ожидалась давно. Неопытный и малосамостоятельный директор Дубковской птицефабрики (народный депутат РСФСР, фракция “Аграрный союз”), ставший лидером области лишь потому, что ни у одного из субъектов местной политики он не вызывал особых возражений (с сентября 1991 по февраль 1992 на пост главы администрации рассматривались 17 кандидатов), за годы пребывания у власти так и не сумел консолидировать вокруг себя региональную элиту, наладить отношения с Центром, найти хоть какие-то решения хотя бы острейших социальных и экономических проблем региона. По замечанию С.И.Рыженкова, “налицо было профессиональное несоответствие и ситуативная неуместность - в авторитарных ситуациях (если воспользоваться термином Х.Линца) при отсутствии у политического лидера соответствующих ситуации качеств природа власти не терпит пустоты” [1].

Начиная с 1994 года основным конкурентом Юрия Белых являлся первый заместитель главы администрации г.Саратова Дмитрий Аяцков.

Д.Ф.Аяцков родился в 1950 году в селе Калинино (до революции - Столыпино) Балтайского района Саратовской области. Русский (он это подчеркивает). До 1969 года учился и работал в родном селе, затем два года служил в армии. В 1977 году закончил Саратовский сельскохозяйственный институт и четыре года затем работал агрономом в хозяйствах Базарнокарабулакского и Татищевского районов Саратовской области. В 1981-1986 годах - замдиректора, затем директор агрокомплекса при производственном объединении “Тантал” (Министерство электронной промышленности, ВПК). В 1985 году заочно окончил Московский кооперативный институт (ныне Московский коммерческий институт). В 1986-1990 годах - заместитель директора (сначала - по переработке, затем по коммерческой деятельности), затем первый заместитель генерального директора птицеводческого ПО “Саратовптицепром” (с 1991 года ПО “Саратовское”) Саратовской области. Директором последнего являлся Ю.Б.Китов, депутат РСФСР, фракция “Аграрный союз”, указом Президента назначенный 6 июня 1992 года мэром города Саратова. С 10 июня Аяцков 1992 года работал первым вице-мэром. Следует отметить, что начальника и его заместителя связывала долголетняя личная дружба.

Как публичный политик Д.Ф.Аяцков дебютировал в 1993 г., когда выдвинул свою кандидатуру в депутаты Совета Федерации без согласования с баллотировавшимся в верхнюю же палату Ю.Б.Китовым. Китов проиграл за счет сельских районов (в городе Саратове обойдя конкурента). Голосование в сельских районах за Аяцкова, где он был доселе неизвестен, было обеспечено заключением союза с главой обладминистрации Ю.Белых (также баллотировавшимся в Совет Федерации). Следствием напряженной борьбы и проигрыша стал инфаркт Ю.Б.Китова. 2 февраля он был снят Президентом с занимаемой должности и назначен начальником Саратовского областного отделения российской транспортной инспекции.

18 февраля 1994 года в Базарном Карабулаке Ю.Б.Китов покончил жизнь самоубийством (официальная версия) двумя выстрелами из охотничьего ружья в грудь и живот.

Возникшая ситуация привела к разрыву союза Белых - Аяцков. Обещанного при заключении альянса назначения на пост мэра Саратова Аяцков не получил.

В последующей борьбе Белых и Аяцков выступали как типичные представители двух генераций политиков: “номенклатурной” и “постсоветской”. По замечанию И.В.Малякина, Ю.В.Белых - ”это типичный исполнитель, не обладающий ни собственной концепцией преобразований в области, ни командой, способной такую концепцию разработать. Более того, он не ощущает необходимости в такой команде и в такой программе. В области отсутствует даже краткосрочное планирование. Все принимаемые меры носят чисто реактивный характер” [2]. Как справедливо подчеркивает С.И.Рыженков, единственным “позитивным качеством бывшего главы можно считать его убежденную консервативность, которая уберегала его от соблазна проведения каких-либо реформ, кроме тех, которые уже повсеместно произошли. Думается, что предприми он два-три самостоятельных реформистских шага - и социально-экономическое положение, и политическая ситуация в области могли бы быть значительно хуже” [3]. Д.Ф.Аяцков же, по мнению И.В.Малякина, “человек, следующей политической генерации, порожденной постсоветским бизнесом. Он еще недостаточно отошел от "номенклатурной генерации", которая была описана выше, но достаточно много представлений вобрал из криминально-предпринимательской среды, в которой немало времени вращался. В частности - представление о том, что ключевой проблемой во всех делах является разрешение денежного вопроса; если же деньги не демонстрируют достаточной эффективности при своем применении, то используются те или иные методы силового воздействия”. Исход борьбы был легко предсказуем, поскольку “Аяцков будет использовать весь доступный ему арсенал средств. А он гораздо более обширен, чем у губернатора, хотя бы просто в силу отсутствия психологических ограничений” [2].

Основным политическим ресурсом Д.Ф.Аяцкова в 1994-95 годах был статус депутата Совета Федерации, члена комитета по обороне и безопасности. При этом в региональных СМИ (но только региональных) он выступал в роли идеолога. По оценке С.И.Рыженкова, в выступлениях Аяцкова “причудливо переплеталась государственнически-патриотическая риторика с радением за демократические реформы, верноподданнические заявления по отношению к президентско-правительственным кругам с весьма расплывчатой критикой существующего режима, бескомпромиссная словесная борьба с организованной преступностью (именно в период 1994-96 года пальба в Саратове и массовые криминальные убийства становятся нормой). ...Общей их чертой, помимо идейно-политических доминант, стала примерка любых политических событий в России к собственной персоне, особенно заметно это было в начале чеченской войны, когда Аяцков публично, но, правда, только в саратовской прессе предлагал себя на место некоего северокавказского наместника, обещая в этом случае замирить всех и успокоить... создавался образ волевого, сильного, крутого, как сейчас принято говорить, человека соответствующий внешности. Картину дополняли тяжеловесно-неуклюжие манеры и речь новорожденного политика” [1].

Лозунгом борьбы с Юрием Белых было скорейшее проведение выборов губернатора. Дважды это требование воплощалось в обращения областной думы (которая некоторое время контролировалась Аяцковым) к Президенту РФ - с просьбой выборы разрешить. Однако после смещения Белых с поста борьба разгорелась отнюдь не за выборы губернатора. Из значимых политических персонажей за них высказались лишь бывшие руководители области (ныне депутаты облдумы) Николай Гришин (до 1992 г. - председатель облисполкома) и Николай Макаревич (в 1991-1993 гг. - председатель облсовета), а также лидер областной КПРФ, зампред облдумы Валерий Рашкин. Как целое, областной истеблишмент сориентировался на новое назначение. 28 февраля на закрытом заседании Саратовской областной думы обсуждался вопрос о выборах. Подробности его неизвестны, но ход событий показал, что идея выборов там по крайней мере не победила. Лозунг оказался только лозунгом - область даже не располагала своим законом о выборах губернатора. Однако нажим левых оказался эффективным - работа была ускорена, и 29 марта областная дума на своем 25-м очередном заседании приняла Закон Саратовской области "О выборах главы администрации Саратовской области". Этим актом создается нормативная база для проведения выборов руководителя региона на основе всеобщего избирательного права при прямом, равном и тайном голосовании. Отметим, что накануне мартовского заседания двенадцать глав администраций городов и районов в адресованном депутатам обращении просили думу назначить выборы губернатора на 16 июня, с тем, чтобы область, во-первых, поскорее обрела полноправное руководство и, во-вторых, сэкономила бюджетные деньги на совмещении со всероссийским голосованием. Однако депутаты не стали даже рассматривать вопрос о дате проведения губернаторских выборов.

Основная борьба за кресло “первого лица” разворачивалась в невидимом глазу политическом пространстве между Саратовом и Москвой и происходила в традиционном стиле “драки бульдогов под ковром”. Аяцков имел не только сподвижников, но и противников, пытавшихся стать альтернативами экс-сенатору. 16 марта выяснять обстановку на месте отправился глава администрации Президента РФ Николай Егоров.

Он начал визит с посещения Саратовского подшипникового завода, где по случаю приезда гостя были вызваны на работу (в выходной день) около 150 человек. Затем Николай Егоров провел в здании обладминистрации совещание с главами районных и городских администраций, руководителями структур облдаминистрации и управлений федеральных ведомств, пообщался с и.о.главы обладминистрации Леонидом Ващенковым и рядом претендующих на кресло лиц. Его заместители тем временем провели свои встречи: Сергей Носовец - с редакторами областных СМИ (обсуждались проблемы проведения кампании поддержки Президента Ельцина), а Сергей Родионов - с представителями политизированной общественности. Общественность сказала, что главой обладминистрации надо назначить человека, который “сумеет обеспечить выборы” Президента Ельцина. На эту роль предлагались, однако, разные исполнители.

Завершился визит Егорова пресс-конференцией, на которой было сказано, что решение по кандидатуре главы обладминистрации последует в течение недели. Но не последовало.

27 марта Юрий Белых дал "прощальную" пресс-конференцию саратовским журналистам. Белых сообщил, что о своем отстранении он, как и все саратовцы, узнал из СМИ. Говоря о причинах своего смещения, Белых подчеркнул, что президент России - слишком занятой человек, чтобы изучать ситуацию в одной отдельно взятой области, и потому мотивы принятия данного кадрового решения не имеют связи ни с малым процентом голосов за НДР на парламентских выборах (тем более, что на Саратовщине он выше, чем в смежных областях), ни с положением в экономике (все Нижнее Поволжье - четыре области и республика - еще с 1994 года официально числится "депрессивным"). В действительности все просто: "лес рубят - щепки летят". Как именно в данном случае понимать эту пословицу, Юрий Васильевич не объяснил. Зато сообщил, что все бумаги о его снятии написаны были в Саратове, а в Кремле только подписаны.

Юрий Белых дал оценку положения в области после своего смещения. Он подчеркнул, что с принятием решения о судьбе кресла главы администрации тянет вовсе не Москва, а сам же Саратов, где, по его мнению, слишком много деятелей, желающих порулить и одновременно не способных ни о чем серьезном между собой договориться. При этом претенденты буквально засыпали тех, кто готовит кадровые решения, папками с разоблачительными документами на конкурентов.

Юрий Белых заявил, что, по его мнению, претендентами на губернаторское кресло движут стремление пораспоряжаться бюджетом области в интересах своих кланов, воля к власти, а также "абсолютный дебилизм". Последнее определение было разъяснено как неумение адекватно оценить свои возможности и способности. Фамилии и имена не назывались, однако все соискатели скопом были поименованы "стаей стервятников", кружившейся ранее над головой Белых, а теперь - над губернаторским креслом.

Отвечая на вопрос, не угрожает ли его жизни и здоровью опасность и не станет ли Юрий Белых “вторым Китовым”, экс-губернатор заявил, что многие "доброжелатели" хотели бы его смерти. Однако он не намерен делать им такого подарка. Он считает, что добровольно уйти из жизни - это не по-мужски и не по-христиански, и настроен совсем на иной лад. Вместе с тем Юрий Белых опасается, что его самоубийство могут провоцировать или даже что его могут убить, инсценировав самоубийство. Юрий Белых просил всех журналистов иметь в виду, что он с собой никогда не покончит, и если он внезапно умрет, то в версию самоубийства верить не надо. Он сообщил, что сейчас его донимают телефонными звонками с угрозами и "советами" покончить с собой. Приходится ему думать и о том, что возможны покушения или провокации против членов его семьи.

В начале апреля предложение возглавить область получил и.о.главы администрации Леонид Ващенков, однако отклонил его, ссылаясь на возраст (63 года) и здоровье, не позволяющие ему успешно совмещать деятельность по социально-экономическому развитию области с политической работой по обеспечению победы на выборах кандидата Ельцина.

15 апреля “по представлению правительства Российской Федерации” указом Президента № 559 на должность главы администрации Саратовской области назначен Аяцков Дмитрий Федорович, до того работавший первым заместителем главы администрации города Саратова.

16 апреля в обладминистрации состоялось мероприятие, обозначенное как рабочее совещание, посвященное вступлению в должность нового главы.

Дмитрий Аяцков, представленный аудитории бывшим и.о.главы областной администрации Леонидом Ващенковым, выступил с краткой речью. В ней он поблагодарил своего предшественника Юрия Белых за четыре сложных года, отданных области, и высказал мнение, что экс-губернатор еще обретет достойное место и будет работать на благо региона. Подобную благодарность он адресовал и бывшему представителю президента Владимиру Головачеву, которому, по мнению Аяцкова, еще найдут пост в Москве, а если нет - то "мы здесь ему подыщем должность".

Далее Аяцков обрисовал ближайшие приоритеты своей деятельности. Он заявил, что намерен “решить вопрос” с лоббированием региональных интересов в столице, разработать и подписать в области договор об общественном согласии, добиться успешного проведения весенних полевых работ, решить вопрос с задолженностью по зарплате и социальным платежам (здесь он сослался на обещание Черномырдина помочь "молодому губернатору"), навести в городе “порядок в отношении преступности”, наладить процесс строительства муниципального жилья (“чтобы краны работали в три смены”), помочь ветеранам и "оборонке", а особое внимание уделить молодежи. Новый глава указал на необходимость достижения в области единства и подчеркнул, что “всякие распри” им будут категорически пресекаться.

Вслед за губернатором выступили ректор СГУ Дмитрий Трубецков, глава администрации Вольского района Николай Будников, генеральный директор "Элмаша" Вячеслав Фетисов и депутат облдумы от Аграрной партии Борис Дворкин - как было объявлено, в качестве представителей, соответственно, сферы культуры и образования, районных администраций, промышленности и агропрома. Все они поздравили Аяцкова со вступлением на пост и выразили надежду, что под его руководством лучше, чем раньше, будут решаться проблемы представляемых ими коллегиальных сфер. В заключение к ним присоединился и Леонид Ващенков. Все мероприятие протекало в очень высоком темпе и длилось менее часа.

По окончании совещания имела место первая в новой должности пресс-конференция Дмитрия Аяцкова. Аяцков и здесь подчеркнуто признавал заслуги предшественников. Оценивая деятельность экс-губернатора Юрия Белых, Аяцков высказал мнение, что тот ушел, так как сделал свое дело. По мнению нового губернатора, старый может стать "хорошим помощником". Хотя на прощальной пресс-конференции в его словах присутствовал некоторый надрыв и он даже выступил "с критикой в адрес областного кадрового потенциала", Аяцков заявил, что "прощает его". Он поблагодарил бывшего и.о.губернатора Леонида Ващенкова за то, что тот два месяца "вез серьезный воз" и старался сохранить то хорошее, что получил в наследство.

Аяцков сказал, что не хочет работать гильотиной и производить чистки. Он заявил, что создаст условия, в которых каждый сотрудник администрации сможет эффективно работать; отстраняться от должности будут лишь те, кто не будет справляться.

Новый глава администрации неоднократно касался своего видения проблем, связанных с работой и развитием в области структур власти. Он категорически высказался против проведения 28 апреля выборов органов местного самоуправления и в частности мэра Саратова. Столь же категоричен он оказался и по вопросу проведения выборов губернатора, хотя и не сказал практически ничего нового по отношению к позиции экс-губернатора Юрия Белых. Буквально повторяя своего предшественника, он заявил, что до декабря этого года выборы состоятся, а фактически он к ним готов и сегодня - но сначала надо избрать президента.

Новый губернатор коснулся темы отношения к нашей области и ее проблемам в Москве. По его утверждению, Саратовская область вызывает у представителей московского истеблишмента реакцию, сходную с аллергической. Возникновением ее она обязана своей нестабильностью, "работой растопыренными пальцами". Аяцков считает, что положение это необходимо срочно и коренным образом изменить, и предлагает свое видение путей для практической реализации плана этих изменений. Стратегию области, по его мнению, должны определять четыре человека: губернатор, председатель законодательного собрания, представитель президента и мэр "столичного города". Именно им, объединившись и работая в качестве единого кулака, и следует переломить тенденции, существующие на Саратовщине. Было подчеркнуто, что интересы области надо защищать в Москве: именно там делят деньги между регионами, а наших представителей при этом как не было, так и нет. Своего зама по экономике Аяцков хотел бы видеть проводящим в Москве шесть дней в неделю. К работе надо привлечь и депутатов Госдумы - таких, как Борис Громов, Владимир Гусев (фракция ЛДПР) и коммунисты (о них было сказано, что мало на митингах агитировать за Зюганова - надо работать). О стремлении всех, включая коммунистов, объединить “на здоровой основе”, а неготовых к этому “оздоровить” тоже не было забыто.

В первый же день пребывания в должности Дмитрий Аяцков назначил своим первым заместителем Вячеслава Володина, зампреда облдумы, 1964 года рождения, профессора, доктора юридических наук, в 1992-1993 гг. работавшего управделами администрации г.Саратова, заместителем главы той же администрации. Затем на работу в обладминистрацию перешли: председатель думского комитета по бюджету, финансам и использованию собственности, лидер областной организации АПР, председатель Совета “Комплексбанка”, гендиректор фирмы “Агропромтехнопол” Борис Дворкин (до 1992 года - заместитель председателя облисполкома по сельскому хозяйству; в думу избран по списку АПР) - заместителем главы администрации по проблемам АПК; зампредседателя думского комитета по законности Олег Карпов, 1964 года рождения (в думу избран по списку ДПР) - заместителем начальника контрольного управления администрации; депутат облдумы Александр Жаворонский (избран по списку “Блока Явлинского в Саратовской области”) - начальником управления по международным связям. Бывший глава управления сельского хозяйства и продовольствия Петр Михеев, одновременно также являвшийся депутатом облдумы, назначен полномочным представителем администрации области в этом органе законодательной власти. Смещен управляющий делами обладминистрации Александр Ежов, его место занял глава администрации Вольского района Николай Будников. Замом главы обладминистрации по строительству стал Николай Зенин (с 1994 г. работавший председателем Саратовского областного фонда имущества, а до того много лет руководивший Заводским районом Саратова). Фонд возглавил Николай Владимиров (президент ФСК "Город-Инвест", на выборах в Госдуму 1995 г. - кандидат от “ЯБЛОКА”по Саратовскому №158 округу, в 1991-1993 гг. - председатель Саратовского городского Совета народных депутатов).

Реформирована структура руководства Вольска и Вольского района. Вместо ранее существовавших двух администраций - городской и районной - создана одна, объединенная. Интересно, что возглавил ее не мэр Вольска Михаил Чернецов (глава райадминистрации Николай Будников еще раньше занял пост начальника управления делами администрации области), а Сергей Латанов, ранее работавший директором вольского предприятия коммунальных тепловых сетей. Освобожден от должности глава администрации Александрово-Гайского района Роберт Вебер. Новым главой стал его бывший зам Виктор Цыплаков. Назначены новые главы Балаковской объединенной и Балтайской районной администраций - ими стали, соответственно, Алексей Саурин и Владимир Панкратов. Освобожден от занимаемой должности мэр Балашова Алексей Плотников. Его отстранения требовали многие и давно. Жители города с целью добиться выполнения этих требований даже пикетировали областные власти. Теперь желание пикетчиков оказалось наполовину удовлетворено - наполовину, поскольку добивались они выборов мэра. Дмитрий Аяцков ограничился назначением на место Плотникова Николая Чернобука. Григорий Белов переведен с должности мэра Энгельса в советники при главе обладминистрации. Алексей Ульянкин снят с поста главы Ивантеевской райадминистрации.

Приостановившийся на короткое время майских праздников процесс массовой замены глав администраций районов Саратовской области возобновился в первый же рабочий день: Дмитрий Аяцков освободил от должности Анатолия Кириллова (Лысогорский район), Геннадия Рогожкина (Ровенский район) и Виктора Сутягина (Екатериновский район). На их места назначены соответственно Анатолий Девяткин, Владимир Палагин и Александр Курбатов. Подал в отставку мэр Саратова Александр Маликов, который занял эту должность в 1994 году, оставив пост энгельсского мэра и сменив на посту Юрия Китова. Третьим саратовским мэром стал депутат облдумы Юрий Аксененко, ранее работавший главой администрации Саратовского района.

Впрочем, перечислить все свершенные Аяцковым кадровые перемены нет никакой возможности. Однако некоторые закономерности в них заметить можно.

Разумеется, заслуженные члены клиентелы и политические партнеры Аяцкова выдвинулись на ключевые посты обладминистрации (отметим, что Дворкин и Зенин как управленцы, без сомнения, превосходят своих предшественников, а Володин - самый динамичный в области политик), менее заслуженные оказались вознаграждены синекурами. В городах и районах лишились должностей стяжавшие себе пламенную ненависть подвластного населения администраторы (например, Плотников и Ульянкин). Вместе с тем остались в креслах (возможно, пока, но скорее всего надолго) ничуть не менее негативно зарекомендовавшие себя в глазах измордованных сограждан персонажи и оказались не у дел “крепкие”, с неплохой репутацией руководители. Напрашивающийся вывод о клиентеле и ее пополнении нуждается в маленьком уточнении - важнейшим критерием отбора была определенная социальная эффективность, а именно способность (и готовность) “обеспечить выборы”.

Интересен и другой аспект, создаваемый общим списком многочисленных замен "первых лиц" городов и районов. Сплошь и рядом на посты заступают какие-то совершенно внезапные персонажи. О которых никто бы не подумал, как о претендентах на лидерство. В этом плане наиболее выразителен выбор на посты мэров Саратова главы администрации сельского района Аксененко и Балакова - директора лесосплавной конторы Саурина. Ибо тут можно твердо сказать - такой человек хозяином города себя чувствовать не будет. Это, видимо, и требуется.

Известно, что в ряде районов области претенденты "номер один" отказались возглавить администрации. Они уже сориентировались на занятие той же должности путем победы на прямых выборах. Сильному (имеющему шанс выиграть выборы) кандидату незачем и даже вредно сейчас принимать назначение. Ибо первая команда, которую получает сейчас всякий свежеиспеченный, хорошо известна. Настроения избирателей в каждом районе известны не хуже. Поэтому посты получают те, кто не имеет шансов занять их на выборах. Но уж зато готовые на нестандартные усилия в борьбе за дело Ельцина - в надежде, что после и в результате его победы все для них переменится.

Отметим, что в мае Аяцков прикрепил глав администраций к земле. Отныне они, в соответствии с губернаторским распоряжением, поражены в правах на свободу передвижения и могут покидать территории вверенных им районов только по согласованию с самим Аяцковым или его первыми заместителями.

Не менее масштабные перемены провел новый глава администрации в средствах массовой информации. Отметим, что Аяцков (ласково именуемый “дядя Дима”), щедрый, отзывчивый и охотно обеспечивающий дополнительным заработком, среди пишущей и снимающей братии если и не любим, то уважаем с 1993 года, когда он впервые в саратовской практике пролил на журналистов (не на редакторов, а именно на журналистов) золотой дождь.

Газета обладминистрации “Земля Саратовская”, созданная Белых в 1993 г. (функционировала как отдел обладминистрации в составе 54 штатных сотрудников), была закрыта. Сотрудникам предложены новые рабочие места. На посту председателя ГТРК ”Саратов” Владимира Кашкина сменил его первый зам Анатолий Филиппов; освобожденное последним место занял начальник информационно-аналитического отдела аппарата облдумы Валерий Пономарев. Редактор областного еженедельника “Заря молодежи” и регионального (саратовско-тамбовского) приложения к “Аргументам и фактам” Игорь Никифоров стал председателем комитета в саратовской мэрии. На общем собрании редакции была предпринята попытка избрать его преемника. В качестве кандидатов предлагались коммерческий директор Игорь Голишников, бывший руководитель службы информации газеты Владимир Спирягин и обозреватель Владимир Акишин. Однако все они от предложенной им чести отказались, в связи с чем возникла вероятность ликвидации обремененного долгами издания. На следующий день, после консультаций в обладминистрации, Спирягин согласился стать редактором, поскольку под его кандидатуру было обещано выделение довольно значительной финансовой помощи. Наконец, 13 мая редактором крупнейшей областной газеты “Саратовские вести” вместо Сергея Гришина стала Татьяна Артемова, заведовавшая социально-экономическим отделом редакции. Подчеркнем, что эти меры (особенно снятие Гришина) популярны среди журналистов. В совокупности это обеспечило Д.Ф.Аяцкову ресурсы для проведения беспрецедентной по размаху Public Relations кампании, в которой его имя переплетается с именем Президента Ельцина.

Начиная с 17 апреля в ежедневных газетах “Саратовские вести” и “Саратов” в каждом номере что-то сообщается из жизни и деятельности губернатора. Крупнейшими акциями кампании стали:

- проведение в Саратове 28-30 апреля III конференции общероссийского движения “Реформы - новый курс”.

28 апреля в Международный день свободной прессы и как бы по этому случаю, но в рамках акции РНК прошел организованный администрацией области форум местной прессы.

Перед собравшимися в конференц-зале обладминистрации журналистами, печатниками и административными работниками, ведающими прессой, с приветственной речью выступил губернатор области Дмитрий Аяцков. Характеризуя свое двухнедельное пребывание на посту главы областной администрации, он сказал, что это было прежде всего время начала многочисленных встреч с руководителями - в первую очередь, сельского хозяйства, где положение сегодня критическое. Но уже удалось снять проблему обеспечения посевной топливом, на очереди - выплата задолженности по зарплате, пенсиям и пособиям, образовавшаяся по отношению к сельчанам. Впереди решение вопросов промышленного производства, строительной индустрии, социальной сферы.

Касаясь непосредственно повода собрания, Аяцков в качестве первоочередной задачи развития прессы определил создание единого в масштабе всей страны информационного пространства с включением в него местной прессы, а также решение проблемы финансирования. Губернатор обещал помочь и призвал помочь ему. “Хватит задаваться вопросом “кто виноват?” - воскликнул оратор. - Я знаю, что делать!”

Журналисты горячо поддержали губернатора, особенно подчеркивая, что впервые за всю историю Саратовщины “первое лицо” области удостаивает прессу своим непосредственным участием в профессиональном празднике и собрании.

Выступивший следом вице-губернатор Вячеслав Володин назвал суммы выделенных областной администрацией средств для поддержания газет "Саратов", "Заря молодежи" и областной организации Союза журналистов России. Затем состоялось вручение работникам средств массовой информации Почетных грамот областной администрации и Дипломов областной журналистской организации. Обе награды имеют и скромное материальное выражение (500 тыс. руб.).

29 апреля в 15.00 в Саратовском театре оперы и балета началась Всероссийская конференция общественно-политического движения "Реформы - новый курс". Накануне в Саратов начали съезжаться многочисленные гости - из Москвы (в том числе лидер движения Владимир Шумейко) и регионов России (более двухсот человек) и примерно такое же количество из районов области. Желающих участвовать в работе конференции оказалось очень много, и еще к середине дня 29 апреля поступали заявки.

Официальному открытию конференции предшествовали "круглые столы", в основном по проблемам молодежной политики. В этот же день вечером на Театральной площади состоялось шоу для молодежи. А утром 30 апреля от гостиницы "Словакия" отправились автобусы с участниками конференции в село Столыпино (бывшее Калинино), где открылся бюст великого русского реформатора и был заложен парк.

30 апреля в этом селе, на родине главы областной администрации Дмитрия Аяцкова, был торжественно открыт бюст Петра Столыпина, побывавшего в начале века саратовским губернатором и российским премьер-министром. На церемонии присутствовал Дмитрий Аяцков, лидер общероссийского движения "Реформы - новый курс" Владимир Шумейко, делегаты общероссийской конференции РНК. Село Калинино накануне акции было по решению облдумы переименовано в Столыпино (как оно и называлось до 1930 года).

Выступавшие на церемонии отмечали большой вклад Петра Столыпина в российские реформы начала века. Дмитрий Аяцков, в свою очередь, заявил о намерении продолжать реформы нынешние и быть достойным своего предшественника. Тема была подхвачена другими ораторами - вплоть до пожелания стать премьером. Пожелания быть убитым террористом-евреем-агентом охранки в оперном театре не последовало. После открытия бюста был заложен парк имени Столыпина, который расположится рядом с церковью Димитрия Донского, построенной по инициативе Аяцкова и открытой в ноябре 1995 года. Владимир Шумейко, Дмитрий Аяцков и некоторые другие официальные лица посадили на месте будущего парка по елочке.

Специфической частью акции являлось организованное Аяцковым общение между Владимиром Шумейко и экономическими лидерами области. По сведениям автора обзора, Шумейко много чего пообещал - в обмен. Независимо ни от конкретных итогов бесед, это сильно подняло акции Аяцкова среди традиционных капитанов саратовской индустрии, уважающих экономические достижения Шумейко.

Пресс-конференция 17 мая.

17 мая прошла пресс-конференция Дмитрия Аяцкова, посвященная встрече с Борисом Ельциным, Алексием II, Юрием Лужковым и другими высокими московскими лицами. Общение губернатора один на один с президентом России длилось 45 минут.

По словам Аяцкова, Ельцин хорошо осведомлен о ситуации в Саратовской области, положительно оценил первые шаги нового губернатора и обещал всяческую поддержку его начинаниям. В частности, речь шла о Балаковской АЭС, о завершении строительства в этом же городе мебельной фабрики, о газификации области, о строительстве мостового перехода через Волгу, о завершении посевной кампании, о возрождении мелиоративных работ, о приобретении сельскохозяйственной техники. Особое внимание было уделено в беседе работе саратовского ВПК, и Ельцин обещал помочь госзаказами.

В завершение беседы с президентом была затронута и тема выборов. Как сказал Дмитрий Аяцков, он обещал Ельцину "вырвать область из красного пояса". Этот момент не мог не вызвать интерес у присутствовавшего на пресс-конференции депутата Областной думы, лидера региональной организации коммунистов-радикалов (РКРП) Николая Солдатова. С его стороны последовал обращенный к губернатору вопрос о том, как это будет происходить. На что Дмитрий Аяцков ответил, что речь идет прежде всего о партии Зюганова. Что же касается выборов, то, как сказал губернатор, вопрос состоит не в том, чтобы выбрать именно Ельцина, а в том, чтобы продолжался курс реформ, поскольку "страна не выдержит второго передела собственности". Со своей стороны Аяцков выразил стремление работать со всеми политическими силами, и залогом к этому должен стать разработанный в нашей области договор об общественном согласии, подписание которого вот-вот начнется.

Из фонда президента Ельцина выделен 1 миллиард немецких марок на развитие в Саратовской области фермерства и предпринимательства. Губернатор считает это крупнейшим пока своим успехом.

Губернатор пояснил, на чем основана проводимая им в настоящее время жесткая кадровая политика: нужны люди знающие, работящие, профессионалы своего дела. Среди ныне действующих представителей управленческих структур таковых оказалось мало, а причиной тому губернатор назвал то, что в течение последних десяти лет с кадрами никто не работал.

Пресс-конференция 20 мая.

20 мая с журналистами встретились губернатор Дмитрий Аяцков и вице-губернатор Вячеслав Володин, ведающий вопросами экономики и социальной сферы. Краткое общение с прессой Дмитрия Аяцкова было посвящено результатам его только что состоявшегося визита в Москву в министерство финансов. Однако прежде чем поговорить на эту тему, губернатор заострил внимание журналистов на том, что окончательно вывести область из финансового кризиса можем только мы сами, а "из Москвы уже нечего выбивать". Посетовав на плохое положение с пополнением доходной части бюджета и объяснив это недостатками в работе отвечающих за это должностных лиц, Аяцков, тем не менее, заверил, что, хотя в области "все разболтанно" и на все - про все нужно не менее 15 трлн рублей, "есть чем склеить" и навести порядок. (Кстати, губернатор еще раз пообещал обнародовать уже имеющиеся списки тех руководителей, которые позволяли себе не единожды запустить руку в карман государства).

Касаясь результата поездки в Москву, Аяцков сообщил, что она была плодотворной: получена беспроцентная ссуда на 5 месяцев в размере 220 млрд. рублей и все положенные области трансферты. Это позволит рассчитаться полностью по долгам, отпустить учителей на лето с деньгами, дать беспроцентную ссуду для выдачи зарплаты занятым в сельском хозяйстве. Однако главной задачей для себя и администрации в целом губернатор по-прежнему считает оживление промышленного и сельскохозяйственного производства, поддержание малого и среднего бизнеса, наведение порядка в торговле и т.д., то есть всего того, что приведет к экономической стабилизации и существенно пополнит бюджет.

Взявший слово после губернатора Вячеслав Володин сказал, что новая администрация области получила в наследство массу долгов, которые придется все же платить, хотя пополнение бюджета области в крайне тяжелом положении (в среднем по области за 4 месяца оно составило чуть более половины положенного). Москва же отдала нам все. И хотя кое-какие внешние источники найдены (в том числе на завершение строительства ЖСК, ТЮЗа, открыта кредитная линия для губернатора в дойч-марках, поступления от которой пойдут на развитие вино-водочного производства, и т.д.), больше надо заниматься внутренними резервами: разработкой новых месторождений полезных ископаемых (в частности, нефти) и, конечно же, поправить положение со сбором налогов.

В части экономической стратегии вице-губернатор сказал, что взят курс на разработку важнейших экономических программ, каждая из которых будет посвящена конкретной проблеме - будь то газификация, строительство школ или мелиорация. Это, по его мнению, позволит целенаправленнее и рачительнее расходовать средства.

Наконец, следует отметить достижения Аяцкова на ниве консолидации региональной элиты.

Им установлен консенсус с областной думой (в основном на почве рекрутирования депутатов в обладмистрацию). Дума на своих заседаниях апреля-мая (а их состоялось уже три) охотно утверждала все инициативы главы администрации и даже внесла поправку в Устав области, переименовав должность главы обладминистрации в должность губернатора - главы администрации. Юрий Белых, очень желавший именоваться губернатором, этого добиться не мог.

Дмитрий Аяцков утвердил новый состав коллегии обладминистрации.

Помимо губернатора, в коллегию вошли председатель арбитражного суда А.Баранов (по согласованию), начальник ОблУВД В.Булгаков, два первых вице-губернатора - Л.Ващенков и В.Володин, председатель облсуда А.Галкин (по согласованию), облпрокурор Н.Макаров (по согласованию), и.о. начальника УФСБ А.Неверов (по согласованию), председатель областной федерации профсоюзов Е.Рогожин (по согласованию), председатель облдумы А.Харитонов. Заявлено также, что в состав коллегии войдет после назначения полномочный представитель президента по Саратовской области.

Новый состав разительно отличается от старого - ранее коллегия состояла по преимуществу из представителей самой администрации, в нынешней же обращает на себя внимание, помимо присутствия представителей всех ветвей власти и наличия места, зарезервированного для представителя президента, обилие руководства силовых структур. Интересно и присутствие в ней ФНПР - единственной политической структуры (не считать ФНПР политической структурой после ее неоднократного активного участия в электоральных кампаниях нельзя).

Таким образом, коллегия приобретает черты чего-то вроде местного аналога президентского совета и становится иллюстрацией к заявлениям Аяцкова о его намерениях добиться в области общественного согласия и единства всех ветвей власти. Из четырех персоналий, которые совместно, по словам нового главы обладминистрации, должны определять стратегию области - то есть губернатора, спикера облдумы, представителя президента и мэра областного центра - в новый состав коллегии не вошел только последний. Видимо, после замены Маликова на Аксененко состав коллегии пополнится.

15 мая постановлением администрации области расширен состав коллегии. Новым ее членом стал президент производственно-научной ассоциации "РОСС" Юрий Сычев, более известный как генеральный директор "Бинома".

Данное назначение интересно главным образом как политический жест нового губернатора. Капитан военно-промышленной индустрии входит в состав коллегии того самого органа власти, с которым доселе у нашего ВПК были катастрофически скверные отношения. Хотя пока и нет оснований говорить о реальной значимости поименованной коллегии (она еще не приступала к работе), однако символический смысл включения в ее состав одного из лидеров ВПК очевиден.

Интересно и другое. Дмитрий Аяцков уже заявлял о своей готовности наладить взаимодействие с коммунистами, и даже пытался (безуспешно) привлечь к сотрудничеству в своей администрации деятелей КПРФ. Экс-депутата Госдумы Анатолия Гордеева (кандидата от КПРФ на губернаторских выборах) Аяцков уговаривал пойти к нему в замы по промышленности - разумеется, безуспешно. Однако губернатор заявил, что его предложение останется в силе и после проведения выборов главы администрации. Ассоциация "РОСС", одним из руководителей и инициаторов создания которой является бывший секретарь Саратовского горкома КПСС и член нынешнего обкома КПРФ Валерий Слепов, ранее была известна как раз своим сотрудничеством с КПРФ и персонально с Анатолием Гордеевым. В частности, именно ассоциация "РОСС" вложила немало финансовых усилий в парламентскую избирательную кампанию КПРФ. Приглашение в коллегию обладминистрации президента "РОСС" выглядит в данном контексте одновременно и как шаг навстречу коммунистам, и как попытка подорвать их финансовую базу.

24 мая Дмитрия Аяцков предпринял очень сильный ход. По его предложению облдума назначила выборы главы администрации области на 1 сентября. Тем самым избирательная кампания губернатора “повешена на хвост” президентской и созданы максимально неблагоприятные условия для ее ведения оппозицией (сразу после президентской кампании следует губернаторская, причем вести ее следует в период, с одной стороны, сельхозработ, с другой, отпусков). Очевидно также, что к 1 сентября внутриобластная оппозиция элементарно не успеет консолидироваться, в то время как губернатор добьется к тому моменту максимума сплоченности в региональной элите.

Центр внимания губернатора - кампания поддержки Президента Ельцина. В области создана настоящая избирательная машина, в которой все сделано по возможности “по науке” - составлена электоральная карта области, ведется плотная обработка электората через СМИ, обширный штат агитаторов (официально именуемых почему-то “социологами”) ведет работу от “от двери к двери”, социологические службы (саратовский филиал ВЦИОМ и местный центр “Полисэт”) еженедельно замеряют рейтинги в территориальном разрезе - и на “отстающие участки” обращается особое внимание. Во главе работы поставлен Вячеслав Володин - председатель избирательного штаба. Штаб заседал в апреле еженедельно, в мае стал собираться еще чаще. Отметим, что именно штаб воспринимается как “высшая” областная инстанция. Сформированы городские и районные штабы поддержки Ельцина (как правило, чисто административным путем; так, Фрунзенский г.Саратова районный штаб - это в приказном порядке превращенные в аппарат штаба два отдела облуправления здравоохранения).

Одновременно администрация пытается сорвать кампанию КПРФ, основанную на проведении массовых акций социального протеста. Так, 9 мая на Театральной площади на время коммунистического митинга был назначен концерт ансамбля народной песни. Радиоавтобусы должны были заглушить ораторов. Впрочем, ветераны без особого труда уговорили артистов не мешать и успешно отмитинговали. Тем не менее налицо первая с 1990 года попытка срыва митинга со стороны властей. Интересно, что занимался организацией концерта Владимир Лотарев - тот самый человек, который занимался разгоном демократических митингов в 1989-1990 гг.

Деятельность нового главы обладминистрации показывает, что, хотя публично  огласил он далеко не всю свою программу, но заявленную концепцию консолидации он действительно пытается реализовать. Трудно согласиться с оценкой С.И.Рыженкова (“на первом же этапе деятельности Аяцкова проявились его хронические слабости, по сути повторяющие аналогичные свойства его предшественника, - отсутствие управленческих навыков должного уровня, непоследовательность и поспешность действий, иногда полностью зачеркивающих деятельность на предыдущем этапе, стремление к постоянному и повсеместному личному руководству и контролю”) [1] в части, касающейся “непоследовательности и поспешности”. Скорее речь идет о противоречивости (вдобавок актуализированной условиями президентской кампании) той концепции лидерства, которой придерживается Дмитрий Аяцков. Главным здесь являются взятые им при назначении (и являющиеся условием самого назначения) обязательства “обеспечить выборы”. Поскольку не оправдать их нельзя (независимо от исхода выборов в общероссийском масштабе поражение Ельцина по отдельно взятой области пресекает карьеру свежеиспеченного главы), постольку именно потребности президентской кампании доминируют в иерархии приоритетов администрации. А это во многом подрывает внутрирегиональное лидерство Аяцкова.

Так, публично заявленное желание минимизировать неизбежные при смене лидера кадровые перемены (“не хочу работать гильотиной”), безусловно, вполне разумное с точки зрения стабильности и консолидации элитных групп, вступает в конфликт с потребностями ведения кампании поддержки действующего Президента - ведь далеко не все управленцы желают приобрести политический “лейбл”. Стремление консолидировать экономические группы интересов на базе взаимоприемлемых соглашений и под гарантии получения средств на поддержку тех или иных предприятий и целых отраслей из Центра, которые может предоставить глава администрации, сейчас, во время избирательной кампании, когда многие ставки уже сделаны, работают не только в желательном, но и нежелательном направлении. Предложение экономическим лидерам “обменять” поддержку Ельцина на гарантии тех или иных выгод после его победы (и под угрозой маргинализации в случае отказа) к рубежу апреля-мая выглядело, мягко говоря, запоздавшим - слишком многие уже бесповоротно определились.

Учтем, что имеющийся опыт консолидации региональных элит (и на этой базе - оптимизации отношений с федеральным Центром) накоплен в межэлекторальный период; как правило, данный процесс осуществлялся вкупе с (отчасти, конечно, демонстративной) деполитизацией и “департизацией” как региональной власти, так и элитных групп. Аяцков же пытается реализовать этот (в принципе доказавший в ряде субъектов Федерации свою эффективность) сценарий в разгар президентской кампании, что предопределяет ярко выраженную политизацию и партийность власти. С этой точки зрения интересно было бы сопоставить действия Аяцкова и других назначенных после парламентских выборов глав администраций (Ширшова в Брянской области, Ефремова в Архангельской, Тихомирова в Ивановской и др.), но автор обзора, к сожалению, пока не располагает достаточной информацией.

Отметим также, что проявленные Дмитрием Аяцковым сразу после назначения быстрота и натиск во многом связаны с тем, что к власти он шел давно, сформировал команду, заручился определенными альянсами и имел загодя составленный план первоочередных действий. Это и позволило ему разыгрывать свой “губернаторский дебют” подобно хорошо подготовленному шахматисту - практически не задумываясь.

2.    ПРЕЗИДЕНТСКАЯ КАМПАНИЯ

На территории Саратовской области проводится кампании только двух кандидатов в Президенты РФ: Б.Н.Ельцина и Г.А.Зюганова. Первую ведет администрация, консолидировавшая в рамках ОДОП всех местных политиков, желающих победить вместе с действующим Президентом, и привлекшая в штабы кампании всех, доказавших свою эффективность в качестве работников электоральной кампании. Интересно отметить, что среди последних находятся формально принадлежащие к партиям других кандидатов в Президенты Дмитрий Олейник (кандидат от КРО на парламентских выборах), Эдуард Гимранов, Наталья Ильясова, Анатолий Караван и другие представители местной ПСТ, Денис Ястребов (“ЯБЛОКО”), Олег Иванов (молодежное “ЯБЛОКО”), Владимир Санатин (“ЯБЛОКО” и “Демократическая альтернатива”) и многие другие. Штаб обладминистрации (формально решающий вопросы президентской кампании безотносительно к персонам кандидатов, фактически же работающий на одного из них) возглавляет Вячеслав Володин, областной штаб кампании Ельцина возглавляет председатель комитета обладминистрации, владелец газеты “Новый стиль” Андрей Россошанский (кандидат от НДР на парламентских выборах). Главное направление работы администрации - срыв кампании других кандидатов в Президенты. В СМИ установлена жесткая информационная блокада: в областной прессе к 1 июня был опубликован 1 материал в поддержку Явлинского (с пометкой от редакции “печатается на правах рекламы”, объемом 150 строк) и 3 - в поддержку Мартина Шаккума (с аналогичными пометками и того же объема). Материалы в поддержку кандидата Ельцина областные газеты печатают в каждом номере; обязательным минимумом в апреле была 1 публикация в номере, в мае - 3. При невыполнении минимума редакторов вызывают на заседания штаба в обладминистрацию и выясняют причины срыва.

Сценарий кампании КПРФ, которую планировалось проводить на базе акций социального протеста совместно с профсоюзами, сорван в результате негласного соглашения, заключенного Володиным и лидером облФНПР Рогожиным. Поддерживать Ельцина ФНПР, конечно, не стала, но и акции протеста не организует и даже блокирует.

Администрациями районов и города со штабами общественной поддержки Ельцина установлены тесные деловые отношения. Поступающие через указанные штабы обращения и жалобы рассматриваются и разрешаются лично главами администраций в двух-трехдневный срок. В связи с чем избирателям есть прямой смысл со своими проблемами обращаться в поименованные штабы, и они активно этим занимаются.

Ведется кампания “от двери к двери”; ее организаторы (по микрорайонам городов и кустам из трех-пяти населенных пунктов в сельской местности) проходили пятидневное обучение в Поволжской академии госслужбы; сами агитаторы (именуемые почему-то “социологами”) учились своему делу там же (трехдневный курс). Весь период обучения занял у ПАГС 15 дней, в течение которых обычные занятия со студентами были минимизированы.

Кампания кандидата Зюганова ведется образованным 12 марта блоком народно-патриотических сил (фактически КПРФ). Распространяется партийная печать, проводятся массовые акции, ведется агитация “от двери к двери”. С 28 апреля агитаторы КПРФ появились в общественном транспорте: это вызывающие уважение старушки и ветераны Великой Отечественной войны с орденами на груди. Они находятся в одном и том же вагоне (автобусе, троллейбусе, трамвае) целый день, ведя беседы с пассажирами, часто переходящие в громкие дискуссии.

3.    ПРОТЕСТНАЯ АКТИВНОСТЬ

1 марта высшие учебные заведения провели однодневную предупредительную забастовку. В акции в полной мере приняли участие три вуза Саратова (технический университет, университет имени Н.Г.Чернышевского и экономическая академия), а также Энгельсский технологический институт. В этих учебных заведениях день забастовки был объявлен неучебным и нерабочим, а желающие могли принять участие в собрании представителей вузов.

В ветеринарной и сельскохозяйственной академиях и в агроинженерном университете в день забастовки протест выразился в том, что на два академических часа были прерваны учебные занятия. Остальные саратовские вузы - медицинский университет, педагогический институт, академия права, академия государственной службы и консерватория не бастовали ни в какой форме.

В агроинженерном университете состоялось собрание представителей вузов. Из приглашенных официальных лиц явились: и.о. первого зама губернатора Владимир Чуриков, мэр Саратова Александр Маликов и его зам Владимир Лотарев.

Выступление председателя обкома профсоюза работников образования изобиловало цифрами: на середину февраля долги по оплате коммунальных услуг по вузам составили более 11 млрд. руб.; на капитальный ремонт не получено ни рубля; на хозяйственное содержание средства не выделяются; растут долги по стипендиям (250 млн. руб.) и по дотациям на питание студентов (900 млн.), не говоря уже о долгах по зарплате профессорско-преподавательского состава и сотрудников. Последние и являются первопричиной забастовки (в 1995 году вузы были профинансированы по зарплате на 46% от положенного).

Выход, по мнению оратора, может быть только один: потребовать от правительства безусловного выполнения Закона об образовании. В противном случае следует начать бессрочную забастовку.

На собрании выступил председатель профкома завода "Знамя труда" Александр Грыжин. Заверив присутствующих, что работники промышленности солидарны с преподавателями вузов, он поделился в проведении акций протеста в разных формах - от уличных шествий, пикетов и митингов до индивидуальных и коллективных голодовок, заметив при этом, что все они имели безусловно положительный результат.

По мнению оратора, выполнять требования протестующих власти могут заставить два обстоятельства: угроза экономических потерь и рост социальной нестабильности.

С 1 по 3 марта в Саратове с рабочим визитом находился заместитель председателя федерального комитета по высшему образованию Павел Афанасьев. В день забастовки он провел в техническом университете совещание с ректорами, посвященное вопросам финансирования высшей школы. Афанасьев предложил вузовским руководителям заняться самостоятельным поиском источников внебюджетного финансирования, мотивируя это тем, что в бюджете РФ деньги на финансирование высшей школы отсутствуют.

10 апреля утром работники ГНПП "Алмаз", которые уже много месяцев не получают зарплату, перекрыли движение транспорта по Трофимовскому мосту (район 4-й Дачной). Все попытки автобусов, троллейбусов и легковых автомобилей проехать немедленно пресекались, а наиболее настойчивых водителей вытаскивали из кабин. Приехавшая милиция безуспешно пыталась договориться с "бунтовщиками".

В конце концов к протестующим явилось их собственное начальство и, после недолгого общения, пообещало изменить ситуацию с долгами к лучшему. Акция была прекращена.

21 апреля бойцы пожарной охраны нефтеперерабатывающего завода имени Кирова (ныне АО ”Крекинг”) объявили бессрочную голодовку, требуя выплаты задолженности по заработной плате, которую они не получают с начала года. Выбор столь решительной меры протеста связан с тем, что сотрудникам подразделений такого рода закон бастовать запрещает, в то время как ограничений в проведении голодовок нигде не предусмотрено. Поэтому голодовка проходила без отрыва от работы. Пока один караул дежурил, остальные три пикетировали здание администрации завода. За время акции случилось несколько пожаров в Заводском районе, в том числе один в жилом поселке, который непосредственно обслуживает пожарная часть. На все пожары бойцы выезжали и все потушили. Голодовка не обошлась без последствий для здоровья участников: у одного бойца открылась язва. 27 апреля голодающим пожарникам частично погасили долг по зарплате, и они смогли прекратить акцию.

23 апреля состоялась забастовка работников Государственного предприятия связи "Саратовский областной радиотелевизионный передающий центр". С утра ими была прекращена трансляция программ всех каналов телевидения. Причиной стала задолженность по заработной плате, которую работники центра к моменту начала забастовки не получали уже полгода.

Правда, в 19.00 забастовочный комитет дал команду приостановить акцию и возобновить вещание. Однако об окончательном ее прекращении речь не шла. Как заявил главный инженер центра Валерий Попов, она может быть возобновлена с 6.00 20 мая. Дело в том, что частично долг был погашен - на счет центра поступило 450 млн. руб. Однако этой суммы достаточно лишь для выплаты денег по январский аванс включительно. Связисты же настаивали, чтобы зарплата была выплачена полностью. Впрочем, 20 мая никаких акций не последовало.

Отметим, что протест связистов организовать очень сложно - процедура подготовки к забастовке (чтобы все было по закону) занимает около трех месяцев (более половины коллектива - работники ретрансляторов, раскиданных по области). Когда давно готовившаяся забастовка все-таки состоялась, первый зам главы обладминистрации Вячеслав Володин, выступая на заседании Думы, назвал акцию “злостным саботажем” и пообещал с “саботажниками” вскоре “разобраться”.

4.    НЕГЛАСНОЕ СОГЛАШЕНИЕ ОБЛАДМИНИСТРАЦИИ С ПРОФСОЮЗАМИ

Саратовской областной ФНПР совместно с КПРФ на вторую половину апреля была запланирована крупномасштабная серия протестных акций. Начиная с 15 апреля каждый рабочий день работников обладминистрации у входа в учреждение должен был встречать пикет. На 1 мая планировались демонстрации и митинги во всех городах и райцентрах области.

15 и 16 апреля здание обладминистрации пикетировали работники промышленных предприятий. Заявка на пикетирование здания обладминистрации на 17 апреля была подана областным комитетом профсоюза работников автотранспорта. На 19 апреля аналогичный документ представил обком профсоюза работников народного образования. Однако оба пикетирования не состоялись.

В профсоюзе автотранспортников сказали, что 16 апреля прошло экстренное заседание президиума обкома с участием администрации ТПО"Саратовавтотранс", на котором было решено пикет отменить - в связи с тем, что новое руководство области заверило руководство "Саратовавтотранса" в скором изменении ситуации к лучшему. А в обкоме профсоюза работников народного образования сослались на прошедшее накануне совещание постоянно действующей согласительной комиссии, которая сочла возможным отменить пикетирование, поскольку, как сообщили на том же совещании представители обладминистрации, ряд требований профсоюза новым руководством области выполняется.

Не состоялись и дальнейшие запланированные пикеты. На состоявшемся 24 апреля заседании президиума обкома профсоюзов работников народного образования принято решение воздержаться от проведения намеченной на 29-30 апреля областной забастовки учителей. По словам председателя обкома профсоюзов Николая Тимофеева, решение обусловлено тем, что задолженность по зарплате погашается и в большинстве образовательных учреждений напряженность снята.

1 мая в Саратове прошла Всероссийская коллективная акция протеста профсоюзов. В ней участвовало около 23 отраслевых профсоюзов Саратовской области, в которых в настоящий момент состоят более 1.000.000 человек. В числе основных требований профсоюзных организаций, прозвучавших в ходе акции, - изменение экономического курса реформ, немедленное погашение всех долгов по зарплате, пенсиям и пособиям и т.д.

Кроме областного центра, подобные акции прошли еще в шести городах области - Балакове, Балашове, Вольске, Петровске, Марксе и Энгельсе. Это была последняя совместная акция КПРФ и ФНПР.

Естественно, что среди левых распространился сначала слух, а затем и твердое убеждение, что новым руководством обладминистрации (персонально упоминался Вячеслав Володин) достигнуто соглашение с руководством облФНПР о сотрудничестве, распространяющееся, в частности, на президентскую кампанию. Как оформление такого соглашения рассматривалось вхождение председателя облФНПР Евгения Рогожина в состав коллегии обладминистрации.

Тем самым сорван сценарий президентской кампании КПРФ по области. Планировалась, что она будет основана на акциях социального протеста и проведена совместно с профсоюзами.

5.    НЕСОСТОЯВШИЕСЯ ВЫБОРЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

31 января Саратовская областная дума назначила на 28 апреля выборы представительных и исполнительных органов местного самоуправления (МСУ) городов Саратова, Энгельса, Маркса, Ершова, Красного Кута, Балашова, Хвалынска, Красноармейска, Энгельсского и Балашовского районов, в селах и поселках Ивантеевке, Степном, Дергачах, Горном, Ровном, Озинках, Лысых Горах, Новых Бурасах, Татищеве и Екатериновке. Выборы на всей территории области предлагалось проводить поэтапно, чтобы "полный комплект" местной власти область получила к 1 января 1997 года. Предполагался весьма своеобразный эксперимент: поскольку в октябре 1993 г. все представительные органы в области вплоть до сельсоветов распущены и вся область управляется назначенными администраторами, после первого этапа выборов на территории области имелись бы территории, репрезентирующие разные варианты организации местного самоуправления. В Энгельсском и Балашовском районах оказались бы избраны главы администраций районов, районные думы, мэры городов, городские думы, сельсоветы и главы сельских администраций - то есть полностью реализована модель федерального Закона “Об общих принципах организации местного самоуправления”. В 15 районах оказались бы избраны органы МСУ райцентров (как городов, так и поселков) при сохранении назначенных глав администраций районов, то есть реализован поселенческий принцип организации МСУ. Предполагалось, что через полгода результаты можно будет сравнить. Этот подход депутаты мотивировали ссылками на положительный опыт Волгоградской области.

Присутствовавший на заседании 31 января глава обладминистрации Юрий Белых (уже обеспечивший срыв местных выборов на территории всей области, назначавшихся облдумой сначала на 17 сентября 1995, а затем на 25 февраля 1996) заявил, что и 28 апреля выборы не состоятся.

Формирование территориальных избирательных комиссий по областному закону о выборах местного самоуправления должно было завершиться к 23 февраля (за 65 дней до дня голосования). Нельзя сказать, чтобы работа в этом направлении активно велась вплоть до снятия Юрия Белых с должности (21 февраля). Но все-таки кое-что делалось, а после смещения главы процесс заметно ускорился. Тем не менее избирательные комиссии удалось сформировать лишь 26 февраля. Это уже давало любому избирателю право обратиться в суд с тем, чтобы и комиссии признать незаконными, и все их действия (вплоть до подсчета голосов) - тоже.

6 марта и.о. главы администрации Саратовской области Леонид Ващенков своими постановлениями ввел в действие два областных закона. Юридическую силу в новой редакции обрели Закон об органах местного самоуправления Саратовской области и о выборах этих органов. Текст не называет сроков, в которые выборы должны пройти. Однако сам факт введения Ващенковым в действие актов, которым Юрий Белых придавать юридическую силу явно не спешил (облдумой они приняты 31 января), несколько увеличивал шансы на то, что выборы пройдут в установленные облдумой сроки. По крайней мере, явного противодействия выборам обладминистрация не оказывала.

5 марта глава горизбиркома Саратова Николай Цыплаков заявил, что подготовка кампании ведется полным ходом и закончена нарезка округов для выборов депутатов будущей городской думы, но прописанные в законе сроки не выдерживались. Самой серьезной проблемой стало полнейшее отсутствие денег. Так, даже данные по нарезке округов избирком опубликовать был не в состоянии - по финансовым причинам. Общая стоимость выборов в Саратове составляла, по оценке горизбиркома, около 2 млрд. руб.

5 марта для участия в выборах мэра Саратова был официально выдвинут первый кандидат - экс-депутат Государственной Думы от Саратовского округа коммунист Анатолий Гордеев. Выдвижение кандидатов для участия в выборах представительного органа (сроки для начала которого уже наступили) на территории города все еще не велось. Немногим лучше дело обстояло и в районах области. По данным облизбиркома, правда, где-то процесс выдвижения кандидатов начался. Однако предоставить полные сведения по этому вопросу облизбирком отказался, сославшись на недостаток информации.

На пост мэра Саратова позднее были выдвинуты действующий мэр Александр Маликов (трудовыми коллективами Центра социальных гарантий и Центра бытового обслуживания, подал заявление о начале сбора подписей 12 марта) и председатель региональной организации партии "Демократический выбор России" Владимир Родионов (выдвинут инициативной группой по месту жительства, подал заявление о начале сбора подписей 12 марта), а также зампред облдумы Вячеслав Володин (выдвинут Саратовской региональной организацией Российского союза офицеров запаса, подал заявление 13 марта).

После того, как горизбирком решил принимать заявления о выдвижении кандидатов, к 21 марта уже во всех округах состоялось выдвижение хотя бы одного претендента на звание кандидата в депутаты будущего городского органа самоуправления. Но денег на выборы все же не было.

27 и 29 марта Саратовская областная дума обсуждала вопрос о ходе выполнения своего постановления от 31 января о проведении выборов местного самоуправления. Обсуждение понадобилось, поскольку обращения с просьбами о переносе сроков голосования к облдуме направили и.о. губернатора Леонид Ващенков (ссылаясь на указание руководителя администрации президента РФ Николая Егорова - не проводить никаких выборов, пока не пройдут выборы президента) и двенадцать глав администраций городов и районов. То, что обладминистрация прямо высказалась против выборов МСУ, делало их проведение почти нереальным.

27 марта депутаты не смогли принять решения и собрались вновь 29 марта. После двухчасовых дебатов большинство голосов собрал проект постановления, подтверждающий дату голосования - 28 апреля. Одновременно от имени думы в областную прокуратуру направлялся запрос, предлагающий ей выяснить, почему и кем в Саратовской области нарушаются избирательные права граждан, закрепленные в Конституции, федеральном и областном законодательстве. Впрочем, виновников депутаты указали в самом пункте постановления о посылке запроса, где прокуратуре предлагается проверять действия "администраций и избирательных комиссий".

Того же 29 марта Саратовская городская территориальная комиссия по выборам органов местного самоуправления на своем заседании приняла решения о регистрации четырех кандидатов на пост главы муниципального образования города Саратова (так официально эта должность называется): зампреда областной думы Вячеслава Володина, действующего мэра Саратова Александра Маликова, советника председателя ЦК КПРФ Анатолия Гордеева и бизнесмена-демократа Владимира Родионова (решения о регистрации принимались в порядке подачи подписных листов и сопутствующих документов в комиссию).

Председатель горизбиркома Николай Цыплаков пожелал претендентам честной и бескомпромиссной борьбы. Одновременно председатель городской избирательной комиссии Николай Цыплаков и его заместитель Людмила Слиско обратились к кандидатам Маликову и Володину с просьбой изыскать средства на проведение самих выборов. Городская избирательная комиссия месяц проработала бесплатно, на энтузиазме. Даже удостоверения кандидатам в мэры председатель избиркома Николай Цыплаков заказал за свои собственные деньги. Однако невозможно, не имея средств, провести голосование. О чем Николай Цыплаков сказал с присущей ему прямотой: "Если вы, уважаемые кандидаты, хотите выборов, найдите на них финансирование. Бесплатных выборов не бывает."

9 апреля Саратовская областная дума провела внеочередное заседание. Созвано оно было по просьбе и.о. главы обладминистрации Леонида Ващенкова, направившего депутатам обращение с просьбой незамедлительно рассмотреть вопрос о выборах МСУ. И.о. губернатора полагал, что следовало бы эти выборы отложить и провести после президентских. Прилагаемый проект постановления предлагал, в частности, компенсировать из казны расходы на оплату труда членов избиркомов, проработавших месяц бесплатно, сохранить действительность регистрации выдвинутых кандидатов и т.д.

Депутаты констатировали, что назначенная кампания сорвана уже фактически повсеместно, и если в указанный срок и состоятся какие-то выборы, то только саратовского мэра (хотя и они вполне могут быть сорваны из-за отсутствия финансирования). Однако надо ли, ввиду такого положения, официально изменять дату голосования, или лучше подождать и разбираться в ситуации после 28 апреля? Дебаты по этому вопросу были горячими.

Когда дело дошло до голосования, оказалось, что "за" внесенный администрацией проект решения поднялось 11 рук (требуется 18), "против" - 13, один депутат воздержался. Таким образом, дума решила не принимать никакого решения.

11 апреля облизбирком принял постановление, в котором констатировал, что, хотя было сделано все возможное, голосование уже может считаться сорванным, поскольку денег нет, окружных комиссий нет, помещений для их работы нет и т.д. Причем нет не только того, что зависит от администрации, но и того, что решает дума - строки в бюджете. В этих условиях комиссия считала невозможным предпринимать дальнейшие избирательные действия - “чтобы не компрометировать в глазах избирателей саму идею выборов”. Однако шансы на проведение выборов мэра областного центра еще сохранялись. Правда, теперь их могла бы сорвать неявка избирателей, так как кандидаты, не будучи уверены в том, что голосование состоится, прямой агитационной кампании не вели.

16 апреля свеженазначенный глава администрации области Дмитрий Аяцков на пресс-конференции весьма решительно заявил, что “необходимо прекратить выборную гонку”. По его мнению, сейчас более своевременно заняться уборкой города к предстоящему 28 апреля съезду движения "Реформы - новый курс" (лидером регионального отделения которого Аяцков являлся, будучи первым вице-мэром), чем пытаться провести выборы мэра. Аяцков заявил, что просил мэра Александра Маликова “прекратить ненужную суету вокруг выборов”.

17 апреля председатель облизбиркома сообщил, что облизбирком должен руководствоваться недавно поступившим постановлением ЦИК, по которому территориальные и участковые комиссии, сформированные для проведения президентских выборов, не могут осуществлять полномочия, не связанные с указанными выборами. Что же до проделанной работы (например, регистрации кандидатов), то все связанные с ее судьбой вопросы должен будет решить ЦИК, к которому облизбирком обратится с соответствующей просьбой.

Мустафин дал понять, что провести выборы, приложив определенные усилия, все же было бы возможно, но только при согласии всех “властей”. Без этого провести выборы независимо от директивы ЦИК не позволяет отсутствие необходимых правовых, организационных и, главное, финансовых предпосылок. За все прошедшее время на эти цели никаких средств из бюджета переведено не было, что само по себе делало невозможным проведение избирательных действий.

Все это изложено в постановлении, принятом облизбиркомом.

Глава облизбиркома выразил надежду, что теперь, после вступления в должность нового главы администрации Саратовской области Дмитрия Аяцкова, необходимое единение ветвей власти будет достигнуто, и выборы - как МСУ, так и губернатора - действительно состоятся до конца этого года. На вопрос, что будет делать избирком, если осенью нынешняя ситуация повторится и он вновь столкнется с отсутствием денег и оргпроблемами, Мустафин ответил, что верит слову Аяцкова, заверившего всех накануне, что к декабрю выборы будут.

28 апреля голосование не состоялось. Попытка троих избирателей подать 28 апреля иск в областной суд (по федеральному Закону “Об основных гарантиях избирательных прав граждан” и областному закону о выборах МСУ суды в день голосования должны принимать и рассматривать заявления избирателей в тот же день) не удалась, потому что, хотя выборы и не были формально отменены, дежурного судьи в облсуде в воскресенье не было.

Итак, выборы МСУ в Саратовской области не состоялись уже в третий раз. Причем если летом 1995 г. они были сорваны администрацией на стадии формирования городских и районных комиссий на основе юридических возражений (областные законы о МСУ и о выборах МСУ были введены в действие по обжалованной администрацией в Конституционном суде процедуре), во второй раз (25 февраля 1996 г) сорвались из-за многочисленных “дыр” в нормативной базе (что являлось следствием как хитрости администрации, так и “наивности” части депутатского корпуса) и в обоих случаях голосования были отменены самой же думой примерно за месяц до дня выборов, то теперь выборы МСУ не были проведены “соединенными усилиями” облдумы (не предоставившей финансирования) и администрации. Однако формально дума выборов не отменяла - прежде всего потому, что такая отмена была бы прямым нарушением федерального закона о МСУ, требующего провести выборы в течение шести месяцев после вступления закона в силу.

Выборов МСУ в Саратовской области добивается только одна политическая организация - КПРФ. Остальные или безразличны к проблеме, или поддерживают существующий порядок территориального управления.

24 мая областная дума обсудила вопрос о несостоявшихся выборах и задним числом отменила свое постановление от 31 января (о их проведении поэтапно и назначении первого этапа на 28 апреля). Теперь в качестве возможного срока формирования органов местного самоуправления называется осень-зима 1996 года (после окончания сельхозработ).

6.    ПРОБЛЕМА ЛЕГИТИМНОСТИ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ

26 марта в Саратовском областном суде состоялось собеседование сторон по иску нескольких избирателей к областной Думе, неправомерно, по их мнению, продлившей собственные полномочия сверх изначально установленного двухгодичного срока. На собеседовании уточнялись процедурные вопросы, так как исковые требования были различными и даже список обжалуемых решений не во всем совпадал.

10 апреля в Саратовском областном суде началось слушание дела. Конструкция процесса определилась так. Истцами выступили Владимир Иванов, предприниматель, житель Балакова (в мае 1994 года баллотировался в областную думу по Балаковскому округу №18; голосование признано несостоявшимся из-за неявки избирателей), Александр Никитин, председатель непартийного правозащитного социал-демократического центра "Солидарность", житель Саратова, и Борис Плохотенко, бывший редактор газеты "Саратов", также житель Саратова. В качестве третьих лиц (то есть не выдвигая собственных исковых требований) в процессе участвовали депутат облдумы Виктор Малютин и помощник депутата Госдумы Олега Миронова (КПРФ) Геннадий Турунтаев (секретарь Заводского райкома КПРФ), поддерживающие требования Иванова.

Общим пунктом в требованиях истцов (благодаря чему три иска и объединены в одно производство) является то, что они добиваются отмены постановления областной думы от 28 декабря 1995 года "Об Указе Президента Российской Федерации от 17 сентября 1995 года N951 "О выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и в органы местного самоуправления“. Этим постановлением дума продлила собственные полномочия, назначив перевыборы на декабрь 1997 года.

Саратовская областная дума является ответчиком по делу. Поскольку Юрий Белых 17 января отдал распоряжение о введении в действие данного постановления, соответчиком выступает обладминистрация.

Аналогичные постановления приняты в 52 субъектов Федерации; Государственная Дума по поводу указа №951 направила запрос в Конституционный суд и слушание дела было назначено на 25 апреля. По ходатайству ответчика, основанному на факте параллельного рассмотрения правовой коллизии Конституционным судом, Саратовский областной суд решил подождать, пока не завершится суд Конституционный. Слушания были отложены до 15 мая.

В назначенный день суд собрался повторно для рассмотрения данного дела. Однако на этот раз истцам было оглашено решение коллегии облсуда: производство по делу приостановить по причине отсутствия какой-либо информации о наличии в КС упомянутого дела.

Истцы, в свою очередь, сначала пытались настаивать на рассмотрении своих исков облсудом вне зависимости от наличия либо отсутствия запроса по поводу указа №951, а затем ходатайствовали о недоверии всему составу суда, сочтя его действия проявлением зависимости от политической конъюнктуры, а также в связи с небрежным ведением процесса (одна из судей, по их словам, 15 апреля даже дремала). Суд, посовещавшись, ходатайство отклонил.

15 апреля прокуратура Саратовской области направила областной думе представление, в котором напоминала депутатам, что Конституцией РФ установлено: государственная власть осуществляется на основе разделения на исполнительную, законодательную и судебную. В связи с чем федеральный Закон "Об основах государственной службы РФ" запрещает государственным служащим быть депутатами, а федеральный Закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" распространяет эту норму на муниципальных служащих. Между тем депутатами Саратовской облдумы являются зам главы обладминистрации Петр Михеев, главы и заместители глав городских и районных администраций Юрий Аксененко, Алексей Громов, Николай Думчев, Анатолий Соколов, Василий Шапошников, Эдуард Янкевич.

Тот же закон о госслужбе запрещает служащим заниматься коммерцией. Но председатель областной Счетной палаты, зампред думского комитета по бюджету Валерий Давыдов является соучредителем ряда ТОО и АОЗТ ("Гелон", "Саратовский центр стратегического управления", "Дамм", "Юпитер-Д"), председатель того же бюджетного комитета Борис Дворкин одновременно председательствует в Совете "Комплексбанка" и директорствует в фирме "Агропромтехнопол", председатель думского комитета по законности Мальцев остался генеральным директором сыскного бюро "Аллегро".

К тому моменту, когда дума рассматривала прокурорское представление, Мальцев уже был избран зампредом думы, депутат Володин из зампредов думы стал первым замом главы обладминистрации, Дворкин - замом по сельскому хозяйству, а Михеев - представителем обладминистрации в думе (с титулом зама главы), в то же время никто из них не сложил с себя депутатских полномочий.

Интересно, что на заседании думы 23 апреля при обсуждении этого вопроса ни один депутат не упомянул о возможности ухода с должности в исполнительной власти; напротив, они говорили, что в случае сложения ими полномочий (добровольного или добровольно-принудительного) дума утратит треть состава.

Рассмотрев это представление, депутаты приняли следующее решение. Первым его пунктом они постановили "согласиться с выводами прокуратуры Саратовской области о необходимости приведения в соответствие" с законами о госслужбе и о местном самоуправлении документов о статусе депутата облдумы. Но второй пункт документа гласил: "Учитывая, что отдельные депутаты, занимающие административные должности ... были избраны депутатами ... до выхода федеральных законов ...представление прокурора в отношении их отклонить".

Что же касается коммерческой деятельности, то депутаты Давыдов, Дворкин и Мальцев заявили, что они ею не занимаются.

24 мая на очередном 28-ом заседании Саратовская областная дума приняла Закон Саратовской области “О выборах депутатов Саратовской областной думы”, в котором (на основании Устава Саратовской области) установлено, что выборы депутатов проводятся не реже одного раза в четыре года. Выборы депутатов Саратовской областной думы второго созыва состоятся 14 декабря 1997 года.

В документы, регламентирующие вопросы, связанные со статусом депутатом облдумы, внесены поправки, устанавливающие, что запрет на занятия коммерцией относится только к депутатам, работающим на освобожденной основе, и критерием здесь является заявление депутата о приеме в штат думы (таким образом, должностные думские лица, каковыми являются председатели комитетов, их замы или даже заместитель председателя самой думы, коммерцией заниматься могут - если они заявлений о приеме в думский штат не подавали). Запреты же на совмещение депутатских мандатов с креслами на Саратовщине будут распространяться лишь на депутатов, избранных после выхода федеральных законов о госслужбе, о местном самоуправлении и окончания срока действия переходных положений Конституции РФ (которые прямо разрешали совмещение на федеральном уровне).

7.    ВЛАДИМИР ПЕТРЕНКО ПРОДОЛЖАЕТ ДОБИВАТЬСЯ СПРАВЕДЛИВОСТИ

2 апреля в Саратовском областном суде под председательством члена коллегии по гражданским делам судьи Братского началось слушание дела по иску Владимира Петренко против в/ч 61469 (это ЦНИИИ химвойск в Шиханах) о возмещении ущерба здоровью и компенсации морального вреда. Истца поддерживают юрист российского отделения "Гринпис" Виталина Дмитриева и адвокат Ольга Яковлева из "ЭКОЮРИСа".

Суть иска в том, что в июле 1982 года с участием истца был проведен эксперимент по изучению свойств некоего ОВ, в ходе которого Петренко подвергся ингаляционному воздействию его пороговой дозы. Через пару месяцев после этого у Петренко началась "болезнь белых пятен" - витилиго, в результате развития которой в 1984 году он стал "негоден к работе в условиях профвредности", но продолжал служить на полигоне, работая с ОВ. В 1986 г. он был командирован в Чернобыль на ликвидацию последствий аварии, откуда в июле был направлен обратно (после получения дозы в 4,4 БЭР). Болезней у Петренко после этого стало еще больше. В 1991 году он был уволен из Вооруженных сил, а в 1993 году признан инвалидом.

Петренко требует признать действия командования в/ч 61469 в период с 1982 по 1993 гг. неправомерными и виновными (имеются в виду сам эксперимент, оставление больного на работе с ОВ, несмотря на медзаключения, командировка в Чернобыль, новые работы с ОВ, противодействие получению инвалидности - направления на ВТЭК Петренко добивался с 1989 года), компенсировать ему моральный вред (оцененный в 1617 минимальных зарплат) и ущерб здоровью (его должна определить экспертиза).

Дело в 1995 году уже разбиралось в облсуде под председательством судьи Пархоменко; суд частично удовлетворил требования истца, обязав минобороны выплатить Петренко компенсацию за ущерб здоровью, причиненный командировкой в Чернобыль в мае-июле 1986 г. и назначив ему военную пенсию. Однако Верховный Суд РФ вернул дело на новое рассмотрение, указав, что облсуд недостаточно исследовал обстоятельства, связанные с проведением эксперимента в 1982 г. Судья Братский удовлетворил ходатайства истца об истребовании из в/ч 61469, Генпрокуратуры РФ, прокуратуры Приволжского военного округа, Центральной военно-врачебной комиссии Минобороны ряда документов для исследования обстоятельств эксперимента, а также о назначении судмедэкспертизы (последнего хотели и ответчики). Проводиться экспертиза будет в Ленинградской области, в специализированной на профзаболеваниях клинике, имеющей многолетний опыт исследования воздействия ОВ на людей.

Скорее всего, слушание дела в облсуде возобновится после 1 сентября.

Источники

1. С.И.Рыженков. Саратовская область: смена лидера // Главное в регионах России. - 1996 - №2 - М.: ИГПИ, 1996.

2. И.В.Малякин. Саратовская область // Российский сборник. М.: “Панорама”, 1995.