|
Новое на сайте |
Ахмет Иванов
РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН
в июне 1996 года
Главным событием, определившим тональность всей прелюдии к выборам Президента РФ были не только заявления М.Шаймиева о поддержке кандидатуры Ельцина (по формуле "без войны в Чечне"), не только многочисленные лояльные выступления общественных структур. Кульминацией всей кампании в Татарстане стал блиц-визит в республику Бориса Ельцина 9 июня. Программа пребывания в Казани и ее окрестностях включала в себя участие Ельцина и Шаймиева в церемонии открытия после ресконструкции Большого концертного зала Казанской консерватории, осмотр Казанского Кремля, участие в праздновании традиционного Сабан-туя в Арском районе близ Казани.
О чем же, за пределами ставших привычными взаимных комплиментов, говорили президенты?
Из сообщений печати следует, что обсуждались вопросы о включении строительства Казанского метро в федеральные программы на 1997-2000 годы; о выделении из федеральных источников 9 млрд. рублей на воссоздание мечети Кул-Шариф и на реконструкцию Благовещенского собора на территории Казанского кремля; о выделении 5 млн. $ на покупку органа для Большого концертного зала консерватории; о том, что подписан указ о включении Казанского университета в свод особо ценных объектов культурного наследия народов России.
Особо акцентировал Б.Ельцин то, что его заявление в августе 90-го, сделанное в Казани, "берите столько суверенитета сколько вам его надо", было в стратегическом плане правильным. "Мы отдали Татарстану то, что ему полагается. И сейчас только всем стало ясно, абсолютно всем, когда мы подписали договоры с пятидесятью процентами субъектов федерации, что Договор, подписанный с Президентом Татарстана Минтимером Шариповичем Шаймиевым, стал крупным шагом на пути развития федерализма, сохранения единства в России. Он внес стабильность в политическую обстановку Татарстана и России", - говорил Ельцин почти шесть лет спустя, вновь побывав в Казани.
В период с 1991 г. по 1993 г. кривая электоральной активности жителей Татарстана на российских выборах и референдумах опускалась ниже пороговых отметок, достигнув в конце этой фазы минимального значения примерно в 14% [1]. После же подписания в феврале 1994 года двустороннего договора между Москвой и Казанью о разграничении полномочий и предметов ведения в этих тенденциях наступил перелом. Сегодня картина выглядит абсолютно иначе.
Республика, по оценкам оценкам аналитиков из Российской академии госслужбы, отнесена к "неустойчиво прореформаторскому" разряду с точки зрения электоральных настроений, в отличие, скажем от других республик-миллионниц (Башкортостан и Дагестан проходят под рубрикой "устойчивого консерватизма", Удмуртия - "неустойчивого консерватизма") [1]. В своей группе Татарстан лидирует по показателю суммарной доли голосов, поданных за прореформаторские блоки на парламентских выборах в 1995 г. - 42%, уступая здесь лишь таким субъектам-миллионникам, как Москва и Санкт-Петербург, напротив, опережая членов лидирующей группы "устойчиво прореформаторски" настроенных субъектов - Нижегородскую область (32,2%), Пермскую, Свердловскую и Челябинскую области (по 35%).
Наиболее показательным моментом президентских выборов 96-го в Татарстане стал разительный контраст в итогах голосования в первом и втором турах 16 июня и 3 июля.
17 июня все основные местные газеты опубликовали результаты голосования по 55 территориальным избирательным комиссиям (без 5-ти городских районов Казани):
явка избирателей |
72% |
за Зюганова |
42 % |
за Ельцина |
33% |
за Лебедя |
7,5% |
за Явлинского |
7,0% |
18 июня ЦИК РТ обнародовал следующие данные:
за Ельцина |
39,43% |
за Зюганова |
39,19% |
за Лебедя |
7,59% |
за Явлинского |
7,19% |
за Жириновского |
2,60% |
Учитывая неоднократно высказанную уверенность М.Шаймиева в том, что Татарстан, на его взгляд, проголосует за Ельцина, за "курс реформ" и "за будущее", а не "за прошлое", эти результаты оказались, как минимум, неожиданными. Республика за исключением столицы отдала предпочтение второму соискателю, реально претендовавшему на кресло главы государства.
Ситуация была усугублена и тем, что Бориса Ельцина по-особому тепло и сердечно принимали в Казани на праздновании традиционного Сабан-туя буквально за неделю до выборов, всячески демонстрируя ему уверенность в благоприятном исходе голосования. Заметим попутно, что Ельцин опередил конкурентов в той зоне пригородных районов Казани, где он побывал на празднествах, обставленных со всеми положенными атрибутами.
В целом все это представляется как первая крупная политическая неудача Минтимера Шаймиева с 1991 года, способная было нанести урон его харизме умеренного реформатора, тонко чувствующего пульс жизни на селе и в глубинке, патерналистски настроенного центриста etc.
Одним из самых неожиданных эффектов из наблюдавшихся во время первого тура президентских выборов в Татарстане стало соотношение голосов, поданных за двух фаворитов в первом туре. Как это ни парадоксально, как бы это ни выбивалось из укоренившихся стереотипов политической социологии "суверенизации" и этнократического мифа, но корреляция между этническим составом районов республики (долей татар и других этнокомпонентов), с одной стороны, и электоральными предпочтениями, с другой стороны, не прослеживается в принципе. Иными словами, татарская деревня в первом туре отдала если не абсолютное, то относительное предпочтение кандидатуре Г.Зюганова, персонифицирующего все что угодно - от коммунистически-интернационалистского комплекса до жесткого государственничества, - но ничего хотя бы близко напоминающего ельцинскую толерантность по отношению к национально-государственным притязаниям республик. Подтверждением тому статистика:
[3]
район |
"за" Б.Ельцина |
"за" Г.Зюганова |
доля татар (%) по переписи 89 г. |
г. Казань |
|
|
40,5 |
Вахитовский |
40247 |
10609 |
- |
Кировский |
30499 |
10289 |
- |
Московский |
43226 |
10575 |
- |
Новосавиновский |
49007 |
17122 |
- |
Приволжский |
52326 |
14907 |
- |
Советский |
56546 |
12174 |
- |
Авиастроительный |
27928 |
8821 |
- |
Кайбицкий |
4589 |
5564 |
79,1 |
Камскоустьинский |
3647 |
5907 |
49,3 |
Кукморский |
10937 |
15650 |
79,6 |
Лаишевский |
8304 |
8252 |
36,9 |
Лениногорский |
6043 |
6957 |
73,1 |
г.Лениногорск |
9974 |
15974 |
39,4 |
Мамадышский |
7563 |
16368 |
72,5 |
Менделеевский |
4784 |
5305 |
53,4 |
Мензелинский |
9011 |
9159 |
60,4 |
Муслюмовский |
2792 |
10546 |
89,1 |
г. Набережные Челны |
62780 |
86986 |
40,6 |
Нижнекамский р-н |
3490 |
12073 |
45,2 |
г. Нижнекамск |
25455 |
37558 |
46,5 |
Новошешминский |
2982 |
5148 |
43,1 |
Октябрьский |
16761 |
11023 |
44,2 |
Пестречинский |
7002 |
7863 |
54,2 |
Рыбнослободской |
7466 |
10823 |
76,2 |
Сабинский |
7192 |
10217 |
92,8 |
Сармановский |
8180 |
11087 |
90,4 |
Спасский |
3663 |
7771 |
29,7 |
Агрызский |
3841 |
11675 |
59,5 |
Азнакаевский |
9561 |
7395 |
81,2 |
г. Азнакаево |
5919 |
9820 |
85,4 |
Аксубаевский |
3566 |
11925 |
38,2 |
Актанышский |
5298 |
14004 |
96,4 |
Алексеевский |
4104 |
8444 |
28,2 |
Алькеевский |
5047 |
7753 |
61,6 |
Альметьевский р-н |
6812 |
9708 |
54,6 |
г. Альметьевск |
32981 |
29586 |
51,4 |
Апастовский |
6203 |
7922 |
79,1 |
Арский |
14364 |
14184 |
92,5 |
Атнинский |
4962 |
3895 |
- |
Бавлинский |
7436 |
10841 |
66,8 |
Балтасинский |
9012 |
8174 |
84,3 |
Бугульминский р-н |
3967 |
6353 |
44,9 |
г. Бугульма |
13479 |
20022 |
29,1 |
Буинский |
8827 |
18039 |
62,3 |
Верхнеуслонский |
2946 |
4903 |
20,5 |
Высокогорский |
15207 |
10907 |
56,4 |
Дрожжановский |
2766 |
14050 |
58,4 |
Елабужский |
1911 |
3260 |
37,7 |
г. Елабуга |
8931 |
10737 |
34,3 |
Заинский р-н |
2064 |
7461 |
75,5 |
г. Заинск |
4499 |
10555 |
48,7 |
Тетюшский |
5015 |
10179 |
31,0 |
Тукаевский |
3665 |
11270 |
- |
Тюлячинский |
4523 |
3935 |
- |
Черемшанский |
6688 |
5844 |
52,2 |
Чистопольский р-н |
3356 |
7408 |
57,0 |
г. Чистополь |
5855 |
18571 |
30,2 |
Ютазинский |
7034 |
6067 |
- |
(*) несколько сельских районов образованы в 1990-1991
Как показывают эти данные,
социально-территориальный момент несомненно перевесил в мотивационной структуре
тот момент, который, казалось бы, должен доминировать, а именно - момент
этнического, этнополитического. Примерно одинаковое соотношение голосов в ходе
первого тура выборов 16 июня 1996 г. было получено как в районах с
преобладанием татар, так и в районах, где они составляют очевидное меньшинство
населения. Следовательно, в электоральных секторах на селе и в малых городах
(собственно, практически повсюду за исключением Казани) этот тур "снял"
какие-либо сомнения в массовости настроений, которые обозначались и
обозначаются в терминах национал-сепаратизма, которые ассоциировались с
ценностным статусом или приоритетностью этнонациональной суверенизации и т.д. Действовали в первую очередь установки иной - социально-обусловленной -
природы. Ориентирами здесь были не программные установки или кредо кандидатов,
касающиеся, скажем, федерализма или их видения этнических/межэтнических
проблем, а символы макросоциального наполнения - отношение к тенденциям
социальной поляризации, аграрной справедливости, территориального распределения
ресурсов жизнеобеспечения, культурного разделения труда в системе
"центр-периферия" и т.д.
Таким образом, момент этнорегионализации политического процесса в постсоюзном пространстве России по меньшей мере не следовало бы переоценивать. Пример Татарстана и Башкортостана - аргумент в пользу более многофакторного, плюралистического видения всей проблематики соотношения социального и национального в политическом участии на массовом уровне.
Наконец, результаты голосования в первом туре заставляют подвергнуть корректировке традиционные представления о тотальной управляемости провинциально-сельского электората в Татарстане. Точнее, речь может идти о том, что здесь ничего нельзя абсолютизировать и считать заведомо предсказуемым.
В республиканских СМИ как официозного, так и оппозиционного направления в первые дни после 16 июня возобладало единодушие в том, чтобы "козлами отпущения" сделать глав районных администраций с их непомерными злоупотреблениями (главным образом упоминались многоэтажные коттеджи и джипы). Однако, спрашивается, почему такого протестного голосования не было во время республиканских выборов?
Дело, как думается, в нескольких достаточно простых причинах.
Во-первых, это был протест против фактически внеэкономического принуждения к труду в условиях нынешнего состояния аграрного сектора (отсутствие или узость товарного выхода не только фермерских, но и личных хозяйств; невыплата и без того мизерной оплаты труда и т.п.). Сюда же следует отнести соотношение реформ и жизненных перспектив жителей малых городов, где непроизводственная, торгово-посредническая, финансовая инфраструктура представлена в совершенно иных масштабах и формах, чем в центре. Картина товарного изобилия здесь имеет принципиально иное ценовое измерение, а параметры спроса - другую природу. Кризис занятости также значительно болезненнее сказывается в условиях "глубинки", где для него не создано никаких компенсаторов.
Во-вторых, недостаточно дифференцированный подход к проведению капманий республиканского уровня и общероссийского с точки зрения "задействованности" и активности местных элит.
В-третьих, неадекватность символьных фигур политической рекламы в центральных СМИ для провинциально-сельской аудитории с точки зрения ее субкультурного восприятия, особенно в регионах с этнической спецификой. Для последних гораздо доступнее и понятнее пропаганда, исходящая из местных СМИ. Они то на сей раз и не были сориентированы столь же жестко, как во время выборов республиканского уровня.
Комментируя первый тур голосования на селе, М.Шаймиев отметил несколько факторов: медленный ход реформ на селе; инерцию упований на помощь государства, а не на товарную отдачу; слабую разъяснительную работу; чеченский кризис.
Аналитики из правительственных структур называли также и другие причины: институциональную недостаточность "идеологической работы на местах", фактор самоуспокоенности после успешного исхода выборов республиканского уровня, социально-имущественную дифференциацию и ее отражение во всплеске квазикоммунистических настроений.
Итоги же второго тура голосования приобрели более "застабилизированный" и адекватный, что ли, для Татарстана предварительный вид:
за Ельцина |
61,6% |
за Зюганова |
32,2% |
Разрыв между соперниками с 0,24% увеличился до 29,4%, что перекрывает суммарные проценты голосов, поданных за остальных членов лидирующей пятерки в первом туре (за Лебедя, Явлинского и Жириновского).
Если в первом туре Зюганов одержал верх практически повсюду кроме Казани, то теперь это удалось ему ТОЛЬКО в городе Чистополе. Счет оказался в пользу Ельцина:
Территория |
За Ельцина |
За Зюганова |
Набережные Челны |
47,5 |
45,1 |
Нижнекамск |
53,2 |
40,3 |
Лениногорск |
54,7 |
38,9 |
Альметьевск |
51,7 |
42,2 |
Чистополь |
43,1 |
48,4 |
Актанышский р-н |
52,2 |
36,7 |
Муслюмовский р-н |
64,8 |
28,1 |
Тукаевский р-н |
61,1 |
31,4 |
Бавлинский р-н |
89,3 |
5,9 |
Напомним, что в первом туре Зюганов в некоторых из этих районов имел полуторный-тройной перевес. Таким образом, в последнем раунде выборов, по всей вероятности, был приведен в действие привычный механизм участия в кампаниях местной администрации, когда импульсы относительно желаемого исхода голосования идут по накатанным управленческим (а не партийно-политическим) каналам.
11 июня в мэрии Москвы Президент РТ М.Шаймиев и глава московского правительства Ю.Лужков подписали Договор о принципах сотрудничества в экономической, научно-технической и культурной областях между Татарстаном и Москвой. Соглашение о торгово-экономическом, научно-техническом сотрудничестве, а также протоколы о намерениях между правительствами РТ и Москвы подписали Премьер-министр РТ Ф.Мухаметшин и Ю.Лужков.
Участники подписания получили поздравительное послание Б.Ельцина, оценившего событие как акцию, способствующую укреплению федерализма и обновлению региональной политики.
В практическом отношении программа сотрудничества предполагает взаимопоставки потребительских товаров, поставку в Москву автомобилей и нефтепродуктов (общий объем поставок в Москву до конца года - 42 млрд. руб.), участие московских автомобилестроителей в совместном производстве, создание совместных АО и информационно-коммерческих и культурных центров.
В июне произошли крупные перестановки в корпусе руководителей индустриального сектора РТ:
- вакансия гендиректора Департамента промышленности Госкомпромимущества РТ появилась в апреле с уходом Геннадия Алексеева на должность директора Зеленодольского судостроительного завода; ныне она замещена - назначен Ринат Багаутдинов, ранее руководивший одним из казанских НПО;
- определенной сенсацией стала отставка Юрия Литвинова с поста гендиректора Казанского авиационного производственного объединения им. С.П.Горбунова (о выступлениях работников КАПО с протестом против удушения отечественного самолетостроения сообщалось в предыдущем материале), т.к. при нем сдвинулась работа по выпуску ТУ-204-200, ТУ-324;
- новым гендиректором стал бывший вице-мэр Казани Наиль Хайруллин, который еще ранее возглавлял валяльно-войлочный комбинат;
- в знак протеста против промышленной политики российского правительства подал гендиректор Зеленодольского производственного объединения "Завод имени Серго" - крупного производителя газо- и холодильного оборудования и боеприпасов - (ПОЗИС) Олег Филиппов; его преемником стал бывший заместитель Валентин Слепцов;
- руководитель "НИИтурбокомпрессор" доктор технических наук Ибрагим Хисамеев назначен гендиректором АО "Казанькомпрессормаш" вместо Ахмета Галеева, оставаясь одновременно при этом и директором указанного НИИ;
- гендиректором НПО "Государственный институт прикладной оптики" назначен Алексей Макаров;
- гендиректором Казанского НПО вычислительной техники и информатики назначен Николай Домашов [4].
Эти и другие назначения , как предполагается, должны вдохнуть новые силы в промышленность республики, многие проблемы которой интерпретировались в связи с безинициативностью директорского корпуса.
Источники:
1. Российские регионы накануне выборов-95. - М.: Юриздат, 1995. - С. 35.
2. Гостев С., Журавлев А. Российская провинция перед вторым туром // НГ- Сценарии. Июнь-96. - Москва. -#. - 1996.
3. Данные приведены по: Картина выборов в разрезе районов // Республика Татарстан. - Казань. - 22 июня 1996; Мустафин М.Р., Хузеев Р.Г. Все о Татарстане. Экономико-географический справочник. - Казань: Татарск. книжн. изд-во, 1994. - С. 139-146.
4. Время и деньги. - Казань. - 20 июня 1996; Республика Татарстан. - Казань. - 4 июля 1996.
© Институт Гуманитарно-политических исследований