Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Республика Татарстан (Татарстан)

Ахмет ИВАНОВ

РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН
в июле 1996 года.

1.    ЭКОНОМИКА

1.1.    Статистические сведения о состоянии экономики РТ

Объем промышленного производства в первом полугодии возрос на 2,1 процента, что выглядит некоторым контрастом на фоне общероссийского спада в промышленности (январь-май 1996 г. по сравнению с январем-маем 1995 года - 96 процентов). В соседних регионах положение в этой области еще сложнее: Ульяновская область - 75%, Чувашская Республика - 77%, Удмуртская Республика - 83%, Нижегородская область - 84%, Республика Мари Эл - 85%, Самарская область - 94%, Башкортостан - 99%. Рост в Татарстане достигнут за счет нефтяной, энергетической и нефтехимической отраслей. В других отраслях промышленности продолжался спад (в том числе на "КамАЗе" - двукратный). Индекс физических объемов производства составил в машиностроении и металлообработке - 81,8, в лесной и деревообрабатывающей промышлености - 90,8, в промышленности стройматериалов - 96,5, в легкорй и пищевой промышленности - соотвественно 75,2 и 87,1 процента.

По сравнению с первым полугодием 1995-го на 28 процентов сократились инвестиции в аграрный сектор.

По данным минфина РТ, консолидированный бюджет за пять месяцев 1996 г. исполнен по доходам на 2948,9 млрд. рублей, по расходам - на 3635,8 млрд. (с учетом взаиморасчетов с Минфином РФ) В итоге консолидированный бюджет сведен с дефицитом в 686,9 млрд. рублей, что составляеть 18,9 процента к расходам. Наиболее сложная проблема здесь в том, что в общем объеме бюджетных поступлений 37 процентов составляют векселя и взаимозачеты, 26 процентов заемные средства и ссуды. "Живых" денег в незаемном выражении остаестя всего 37 процентов от общей суммы.

Показатели уровня жизни, по данным Госкомстата РТ, и прежде всего - прожиточный минимум, расчитанный по методике Минтруда РФ, на душу населения, а также на члена типовой семьи составили:

 

Таблица 1

Прожиточный минимум в РТ (данные в рублях)

 

 

на душу населения

 

на члена типовой семьи

 

 

май

июнь

май

июнь

Всего расходов

269442

279284

281386

289868

в т.ч. на:

 

 

 

 

питание

188071

194940

181838

188866

непродовольственные товары

49038

50830

24656

25003

услуги

19939

20667

61948

62665

налоги и др.платежи

12394

12847

12944

13334

 

Средняя заработная плата работников крупных и средних предприятий РТ в мае 1996 г. составила 712,7 тыс. руб., что эквивалентно 142,9 US $, увеличившись с мая 1995-го в 1,8 раза. Потребительские цены на товары и услуги возросли за то же время в 1,6 раза. Таким образом, средняя зарплата в целом по республике обеспечивала в мае с.г. 2,28 прожиточных минимума, а с учетом социальных выплат - 2,33.

Для сравнения Госкомстат приводит такие показатели: средняя зарплата в Российской Федерации составила в мае 779,3 тыс. руб., в Республике Башкортостан - 637,1 тыс., Удмуртской Республике - 595,3 тыс., Нижегородской области - 628,5 тыс., Ульяновской области - 488,5 тыс., Самарской области - 856,9 тыс. рублей [1].

1.2.    Сопоставление показателей РТ с иными регионами РФ

В этой связи целесообразно привести некоторые данные общего характера, связанные с продолжающейся дискуссией о практике договорного разграничения полномочий и предметов ведения между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации. Республика Татарстан играла здесь, как известно, своеобразную пилотную роль.

Проблема социально-экономических различий между субъектами в той или иной степени присуща всем государствам с федеративным устройством. В зависимости от различных моделей федерализма эта проблема по-разному разрешается. Одним моделям присущ подход, который на передний план выдвигает конкурентные механизмы. В других - осуществляются меры по перераспределению ресурсов между регионами и субъектами федераций, что находит отражение в бюджетной и налоговой политике. Последнее характерно для представлений о советском и постсоветском федерализме.

На момент приобретения статуса суверенности как Российской Федерацией, так и ее субъектами - республиками ситуация характеризовалась следующими обобщенными показателями. По методике, предложенной Л.С.Перепелкиным, интегральный показатель уровня развития исчисляется как степень развития в регионе промышленного производства и городских отраслей хозяйства вообще при интенсивном ведении сельского хозяйства. В соответствии с таким подходом республики имели к началу 90-х годов следующие рейтинги:

1. Карелия - 8373,2;

2. РСФСР - 7344,4;

3. Татария - 6952,2;

4. Северная Осетия - 5634,2;

5. Удмуртия - 5115,2;

6. Башкирия - 3983,4;

7. Марийская республика -3850,2;

8. Мордовия - 3269,2;

9. Коми - 3108,0;

10. Кабардино-Балкария - 3102,4;

11. Бурятия - 2658,8;

12. Чувашия - 2502,5;

13. Якутия - 2495,5;

14. Калмыкия - 1615,5;

15. Тува - 981,6;

16. Дагестан - 832,6;

17. Чечено-Ингушетия - 653,6 [2].

В связи с этим можно констатировать, что "стартовый уровень" у каждой бывшей российской автономии к моменту начала радикальных экономических трансформаций, обозначаемых как либерализация и рыночные реформы, был весьма и весьма различным, достигая кратных перепадов в приведенных индексах. Особенности курса реформирования экономики в каждой из республик, находящихся в едином российском макроэкономическом пространстве, следует оценивать с учетом этих различий. Суть тех или иных специфических шагов, предпринимаемых в русле экономической "суверенизации" также может быть понята, исходя из реального экономического потенциала республик, а не только как односторонние меры по изменению отношений собственности.

Соотнесение производственного потенциала республик с уровнем душевого денежного дохода (см. таблицу 2) позволяет более реально подходить к широко распространенным суждениям об экономических привилегиях республик. Подобные негативные оценки особенно участились в связи с практикой заключения договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов - республик и областей. Вместе с тем, конкретные параметры бюджетов республик показывают, что республики, дальше других продвинувшиеся по пути "суверенизации" - Башкортостан, Татарстан, Якутия - имея сопоставимые с другими республиками доли налогов, зачисляемые в собственные бюджеты, не являются дотационными (см. таблицу 3). Следовательно, объем полномочий в области экономической и бюджетной политики, степень искомой самостоятельности должны интерпретироваться в увязке с показателями уровня развития и потенциала республик. Априорные суждения выработке рациональных мер не способствуют.

 

Таблица 2

Некоторые показатели удельного веса республик Российской Федерации *

 

 

Население (оценка)

Промышленная продукция

Сельхоз-
продукция

Душевой денежный доход (РФ=100)

Республика Адыгея

0,30

0,09

0,31

54

Республика Алтай

0,13

0,01

0,18

68

Республика Башкортостан

2,75

4,12

3,27

67

Республика Бурятия

0,71

0,38

0,72

79

Республика Дагестан

1,39

0,09

0,78

33

Ингушская Республика

0,15

0,001

 

23

Кабардино-Балкарская Республика

0,53

0,13

0,70

53

Республика Калмыкия-Хальмг Тангч

0,22

0,02

0,28

38

Карачаево-Черкесская Республика

0,29

0,10

0,38

48

Республика Карелия

0,53

0,66

0,47

130

Республика Коми

0,81

1,06

0,52

135

Республика Мари Эл

0,52

0,21

0,56

48

Республика Мордовия

0,65

0,34

0,69

57

Республика Северная Осетия -Алания

0,44

0,11

0,54

52

Республика Татарстан

2,53

 3,21

 3,51

71

Республика Тува

0,21

 0,02

 0,21

61

Удмуртская Республика

 1,11

 0,86

 1,32

72

Республика Хакасия

0,39

 0,47

0,34

86

Чувашская Республика

0,92

 0,52

0,92

50

Республика Саха (Якутия)

 0,70

 1,32

1,53

208

 

(*) Показатели промышленной продукции приведены за январь-август 1995 г., сельхозпродукции - за 1994 г. [3].

 

Таблица 3

Уровни дотационности регионов РФ [4].

 

Субъект Федерации

Показатели бюджетного положения регионов в 1995 г.

 

Доля поступлений из федерального бюджета в бюджетных доходах региона, %

Доля налогов, “оставляемых” региону, %

Условный баланс финансовых потоков на 1 чел., тыс. рублей

Недотационные

 

 

 

Башкортостан

0,2

74

597

Татарстан

0,9

77

469

Красноярский край

1,0

65

1038

Липецкая область

1,1

60

967

Нижегородская область

1,1

52

1056

Самарская область

1,2

52

1478

Свердловская область

2,1

57

1128

Ярославская область

2,9

52

1137

г. Москва

6,7

54

2817

г. Санкт-Петербург

0,4

55

1237

Ханты-Мансийский АО

0,4

40

9297

Ямало-Ненецкий АО

1,2

45

9480

Малодотационные

 

 

 

Республика Саха (Якутия)

9,0

100

-295

Белгородская область

7,1

58

800

Владимирская область

9,2

58

594

Волгоградская область

4,8

60

688

Вологодская область

7,8

66

625

Иркутская область

4,8

64

885

Курская область

7,4

63

428

Ленинградская область

10,0

60

660

Московская область

7,3

51

1096

Оренбургская область

9,0

58

627

Пермская область

5,7

53

1114

Рязанская область

3,7

59

608

Тюменская область

8,0

65

840

Челябинская область

4,2

62

812

Дотационные

 

 

 

Карелия

15,2

67

295

Республика Коми

16,4

58

1046

Удмуртия

14,5

62

469

Хакасия

13,0

76

221

Чувашия

20,0

68

144

Краснодарский край

10,8

61

455

Приморский край

17,9

61

519

Архангельская область

12,0

70

345

Воронежская область

15,7

61

358

Калининградская область

15,5

63

437

Кировская область

16,0

64

307

Мурманская область

12,8

64

701

Новосибирская область

16,9

67

395

Омская область

18,6

644

69

Ростовская область

15,8

59

418

Саратовская область

13,3

62

375

Смоленская область

10,7

64

381

Тверская область

16,3

60

437

Томская область

12,4

57

1181

Тульская область

11,7

63

443

Ульяновская область

13,8

59

486

Умеренно дотационные

 

 

 

Адыгея

42,7

66

-100

Бурятия

34,6

78

-248

Кабардино-Балкария

44,6

77

-318

Карачаево-Черкесия

45,1

66

-131

Республика Мари-Эл

29,5

73

-266

Мордовия

33,3

72

-159

Северная Осетия-Алания

39,5

66

-345

Алтайский край

38,7

73

-164

Ставропольский край

25,3

59

306

Хабаровский край

23,7

65

332

Амурская область

28,5

67

86

Астраханская область

26,0

63

201

Брянская область

24,2

63

238

Ивановская область

28,9

64

141

Калужская область

21,8

62

316

Камчатская область

34,4

74

-311

Кемеровская область

25,5

74

107

Костромская область

44,0

61

-90

Курганская область

20,9

70

141

Магаданская область

26,4

67

-137

Новгородская область

23,2

66

208

Орловская область

34,8

60

134

Пензенская область

27,1

65

129

Псковская область

29,0

68

74

Сахалинская область

29,0

71

4

Тамбовская область

25,3

65

115

Читинская область

23,5

72

98

Ненецкий АО

30,9

70

42

Таймырский АО

20,3

73

341

Эвенкийский АО

47,7

79

-2725

Высокодотационные

 

 

 

Республика Алтай

74,7

67

-791

Дагестан

64,4

79

-659

Калмыкия

66,1

57

-702

Тува

78,8

75

-1245

Еврейская АО

55,7

77

-535

Агинский-Бурятский АО

69,4

80

-425

Коми-Пермяцкий АО

56,3

77

-427

Корякский АО

81,6

68

-6677

Усть-Ордынский Бурятский АО

70,6

73

-778

Чукотский АО

50,7

69

-2285

Российская Федерация

12,4

59

765

 

Для разработки адекватных путей реформирования Федерации и адекватной региональной политики необходим учет факторов, отрицательно сказывающихся на ходе реформ. Для этого нужна соответствующая методика типологизации регионов и субъектов Российской Федерации с точки зрения критических порогов, создающих неблагоприятные условия экономической стабилизации.

Обобщающим показателем негативных тенденций служит нарастание депрессивности - феномена сочетания трех моментов, имеющих взаимоусиливающийся характер:

 - высокого уровня безработицы;

 - обвальных масштабов промышленного спада;

 - значительного понижения уровня средней заработной платы по сравнению с общероссийским.

Порогом социально-экономического риска в процессе роста безработице в мировой практикой считается 5% от экономически активного населения. Переход за этот рубеж создает серьезную угроу экономической стабильности страны или региона.

За указанной границей оказались еще в начале 1994-го Ивановская, Костромская, Псковская, Ярославская области, Дагестан, Калмыкия, Мордовия, Чувашия . Близко к ней подошли Кировская область, Адыгея, Ингушетия, Северная Осетия, Удмуртия и Чечня.

По мнению экспертов "Mercator Group", в регионах Северного Кавказа специфика состоит в традиционной трудоизбыточности и тенденциях поглощения (часто латентного или криминального) массива незанятых теневой экономикой. Основной причиной роста безработицы в регионах Поволжья стал обвальный спад производства в отраслях ВПК (также, как в Архангельской, Владимирской, Кировской, Псковской областях). Например, в Удмуртии каждый четвертый житель занят в "оборонке". В Мордовии за 1993 г. число безработных выросло в 3 раза, в Чувашии и Удмуртии - в 2 раза [3].

Согласно выявленным закономерностям, рост безработицы в депрессивных регионах на 1% означает сокращение производимого в этом регионе валового национального продукта на 2,5%.

Таким образом, сравнительный анализ индикаторов экономического состояния республик может способствовать выработке критериев типологии субъектов Российской Федерации и соотвествующих критериев оценки уровней развития. На основе этих критериев возможны более реальные представления о путях воздействия на процессы экономических преобразований, о принципах предоставления различных льгот и привилегий.

1.1.    Сессия Госсовета РТ

На состоявшейся в июле сессии Госсовета РТ была принята "Государственная программа экономического и социального прогресса Республики Татарстан" (основные положения проекта Программы были рассмотрены в нашем мартовском обзоре).

Пафос документа, который был принят без особой помпы, которую можно было бы ожидать с учетом резонанса вокруг обсуждения проекта (оно было синхронизировано с формированием нового кабинета после президентских выбоов в РТ), состоит в следующем: “Построение социально- ориентированной экономики через обеспечение конкурентоспособности товаров и услуг за счет повышения эффективности использования внутренних ресурсов и привлечения инвстиций”. В качестве стратегической цели провозглашено повышение качества жизни людей, понимаемое в широком социальном смысле. Главным инструментом для реализации Программы названо развитие стратегических преимуществ Татарстана: географическое положение (предполагается развитие связи, транспорта), человеческий капитал и высокие технологии (что побуждает к развитию авиастроения, автомобильной промышленности, информатики и вычислительной техники), нефтяные ресурсы, гарантирующие валютные поступления и создающие основу ненфтехимии, стабильное сельское хозяйство и продовольственное самообеспечение, политическая стабильность, относительное экономическое благополучие.

Примечателльно, что принятие документа проходило в отсутствии на сессии ее "архитектора" - вице-премьера Равиля Муратова, находящегося на излечении во Франции. Это, однако, не помешало муссированию тезиса, активно циркулировавшего в марте при обьсуждении проекта Программы, - документ как лелеемое детище "сильного экономиста" Р.Муратова суть мощнейшее орудие в его борьбе за укрепление собственных позиций и повышения статусных позиций в правящей команде.

Интригу усилило газетное интервью Р.Муратова, в котором есть и такие слова: "В стремлении развить конкуренцию мы обязаны осознать, что следует положить конец такому виду монополизма, как монополизм чиновников на принятие разрешительных или запретительных мер. ...Я уверен еще и в том, что конкурентноспособной экономике безусловно требуется конкурентноспособное правительство. ...Здесь просто отсутствует какая-либо технология" [5]. Следовательно, конкуренция за решающее влияние не просто на экономическую политику РТ, но и на весь курс правящей элиты на данном этапе не получает окончательного разрешения и не исчерпывается даже после того, как кабинет сформирован.

2.    РЕЗУЛЬТАТЫ ПРЕЗИДЕНТСКОГО МАРАФОНА: ВЗГЛЯД ИЗ ТАТАРСТАНА

2.1.    Итоги голосования в РТ

Таблица 5

Результаты голосования 16 июня 1996 г. (в процентах от действительных бюллетеней)

 

 

по районам

по городам

по г.Казани

по республике

Ельцин Б.Н.

33.26

27.49

60.40

38.32

Зюганов Г.А.

48.71

40.84

17.02

38.08

Лебедь А.И.

4.52

10.90

7.61

7.38

Явлинский Г.А.

3.43

10.48

8.09

6.90

Жириновский В.В.

2.72

3.28

1.47

3.58

Федоров С.Н.

0.67

1.37

0.77

0.92

Горбачев М.С.

0.95

0.79

0.61

0.81

Шаккум М.Л.

0.21

0.28

0.22

0.24

Брынцалов В.А.

0.22

0.16

0.15

0.18

Власов Ю.П.

0.14

0.19

0.19

0.17

 

Таблица 6

Итоги двух туров голосования за кандидатуры Ельцина и Зюганова по районам РТ

 

 

"за" Б.Ельцина

 

"за" Г.Зюганова

 

район

1-й тур

2-й тур

1-й тур

2-й тур

г. Казань

 

 

 

 

Вахитовский

40247

44624

10609

14519

Кировский

30499

37616

10289

15309

Московский

43226

44640

10575

17893

Ново-Савиновский

49007

60613

17122

24556

Приволжский

52326

68717

14907

29074

Советский

56546

65638

12174

23157

Авиастроительный

27928

33622

88211

4692

Кайбицкий

4589

9190

5564

2078

Камско-Устьинский

3647

6880

5907

5072

Кукморский

10937

20997

15650

9282

Лаишевский

8304

15390

8252

6344

Лениногорский

6043

10063

6957

4710

г.Лениногорск

9974

19998

15974

14237

Мамадышский

7563

17082

16368

10186

Менделеевский

4784

8540

5305

6587

Мензелинский

9011

17956

9159

3533

Муслюмовский

2792

10287

10546

4452

г. Набережные Челны

62780

118266

86986

112291

Нижнекамский р-н

3490

11960

12073

8444

г. Нижнекамск

25455

53334

37558

40592

Новошешминский

2982

7373

5148

1988

Октябрьский

16761

20485

11023

12703

Пестречинский

7002

13377

7863

5087

Рыбно-Слободской

7466

16851

10823

4087

Сабинский

7192

16129

10217

3373

Сармановский

8180

18457

11087

4639

Спасский

3663

8195

7771

5699

Агрызский

3841

9574

11675

9429

Азнакаевский

9561

14329

7395

4798

г. Азнакаево

5919

12502

9820

6492

Аксубаевский

3566

10937

11925

7497

Актанышский

5298

11960

14004

8413

Алексеевский

4104

12460

8444

4270

Алькеевский

5047

9483

7753

4693

Альметьевский р-н

6812

14453

9708

6838

г.Альметьевск

32981

39213

29586

31983

Апастовский

6203

10949

7922

4440

Арский

14364

29990

14184

3162

Атнинский

4962

8918

3895

989

Бавлинский

7436

21777

10841

1428

Балтасинский

9012

17331

8174

3042

Бугульминский р-н

3967

6686

6353

5298

г. Бугульма

13479

25905

20022

21300

Буинский

8827

22550

18039

6487

Верхнеуслонский

2946

7064

4903

3896

Высокогорский

15207

22648

10907

8590

Дрожжановский

2766

9038

14050

8048

Елабужский р-н

1911

4321

3260

2334

г. Елабуга

8931

16143

10737

12942

Заинский р-н

2064

8512

7461

2050

г. Заинск

4499

14041

10555

7290

Тетюшский

5015

9986

10179

7717

Тукаевский

3665

11682

11270

6003

Тюлячинский

4523

7327

3935

1783

Черемшанский

6688

11013

5844

2979

Чистопольский р-н

3356

7533

7408

5184

г. Чистополь

5855

15637

18571

17222

Ютазинский

7034

11374

6067

4160

 

Как видно из этих данных, в большинстве районов и практически во всех городах РТ (кроме Чистополя) в период между двумя турами сработали механизмы, приведшие к массовому "бегству" зюгановского электората в лагерь соперника. Это могло быть только результатом экстраординарных усилий, того, что можно назвать “аппаратной мобилизацией”. Второй тур выборов фактически был объявлен для глав районных администраций "проверкой на дорогах", и стал для них вопросом политической кредитоспособности в глазах высшей для них инстанции - аппарата президента РТ. В таком повороте событий выборы завершились тем, чем они должны были завершиться. Неуправляемый выброс электоральных настроений в первом туре - весьма, по-видимому, репрезентативный - стал подаваться как досадный сбой политического процесса на местах, ставший возможным то ли из-за злоупотреблений и алчности, то ли из-за агитационной нерадиваости тех же глав администраций.

Ясно одно: для Татарстана характерны свои политические технологии, эффективность которых зависит не от артикулированных ориентаций, а от организационного насыщения.

2.2.    Комментарии столичных аналитиков и их слабости

В этой связи уместно было бы взглянуть на оценки, предлагаемые аналитиком Федерального информационного центра Дмитрием Орешкиным в публикации "Уроки политической географии", перепечатанной из "Нового времени" (№28) газетой "Вечерняя Казань". Автор приводит любопытнейшую статистику: из 2736 территориальных избирательных комиссий в РФ в 60 явка избирателей превысила 80 процентов. Из них 25 приходится на Башкортостан, а 24 - на Татарстан. "Это явление нельзя назвать фальсификацией , просто существуют определенные инструменты управления электоратом. ...В то время как Казань, где преобладает русскоязычное население, голосует за Ельцина, общие показатели по Татарстану получаются такими, какие выгодны небольшим группкам местных элит", - пишет Дм.Орешкин. Логика анализа такова: М.Шаймиев и его окружение "осознали, что им выгодна открытая экономика", а "местным рукводителям нужен стабильный коммунистический режим, при котором на их положение никто не покушается снизу, проблема заключается лишь в том, чтобы найти себя во взаимоотношениях с высшим начальством". Здесь, как думается, имеет место определенный сдвиг в ракурсах, существенно искажающий реальную картину. Он выражается в идеологизации предмета, более того - в его избыточной рационализации, в противопоставлении "сознательных" и "несознательных", тех, кто "правильно понимает" текущий момент, и дремучих ретроградов. Действительность же такова, что главы администрации ориентируются не на желательный для них гипотетический общественно-политический строй, а на сегодняшнее начальство! И если завтра будут объявлены выборы глав администраций, то существует высокая вероятность того, что победят те, кто должен будет победить, как победили они на выборах в Госсовет РТ в марте-апреле 1995-го.

И потом, как с точки зрения "большинства русскоязычного населения" объяснить разницу в голосовании между Казанью и другими городами, в том числе с преобладанием русских? Излишний акцент на этническую мотивацию способен привести лишь к ложным заключениям. Почему сопоставляются "русскоязычное" население, с одной стороны, и "небольшие группки местных элит" , с другой стороны, как это сделано у Орешкина? Логичнее было бы говорить о русских и татарах. Однако, вся интрига и состоит в том, что татары, проживающие в районной "глубинке" в массовом порядке летом 1996-го голосовали за Г.Зюганова, а в декабре 1995-го, выбирая депутатов Госдумы, - за НДР. Само по себе любопытно, что, например, не за Нур". Малые города - за КПРФ...

 

Таблица 7

Итоги голосования по общефедеральному округу в сельских районах РТ 17 декабря 1995 г. (в процентах от числа действительных бюллетеней, первые пять мест на каждой территории)

 

Наименование района

I

II

III

IV

V

Агрызский

КПРФ=28,84

НДР=18,17

ПСТ=11,42

Нур=9,97

АПР=7,91

Азнакаевкий

НДР=49,96

Нур=11,23

КПРФ= 7,04

РКРП=4,95

АПР=4,74

Аксубаевский

НДР=27,72

КПРФ=24,21

РКРП=11,63

Нур=7,55

АПР=5,12

Актанышский

НДР=69,24

КПРФ= 8,41

Нур= 6,35

* = 4,61

РКРП=3,13

Алексеевский

НДР=34,96

КПРФ=18,30

РКРП= 9,58

ЛДПР=7,63

АПР=3,74

Алькеевский

НДР=56,19

КПРФ=10,29

Нур= 7,37

РКРП=6,24

ЛДПР=3,92

Альметьевский

НДР=43,28

КПРФ=14,01

РКРП= 9,36

Нур=6,54

ЛДПР=4,11

Апастовский

НДР=78,07

КПРФ= 6,73

Нур= 3,39

* = 2,27

РКРП=1,94

Арский

НДР=26,61

АПР=17,17

КПРФ=10,82

Нур=10,65

РКРП=9,51

Атнинский

НДР=59,83

Нур= 8,73

* = 7,13

КПРФ=6,35

 РКРП=6,14

Бавлинский

НДР=42,74

КПРФ=19,59

РКРП= 6,10

Нур=5,70

ЖенР=3,29

Балтасинский

НДР=33,84

АПР=21,55

* =10,09

КПРФ=7,76

Нур=5,94

Бугульминский

КПРФ=21,59

НДР=16,24

НПР=14,33

РКРП=8,31

ЖенР=7,41

Буинский

НДР=53,91

КПРФ=15,84

РКРП= 5,58

Нур=5,52

ЛДПР=2,51

Верхнеуслонский

НДР=22,35

КПРФ=17,97

РКРП=12,50

ЛДПР=7,46

ЖенР=7,28

Высокогорский

НДР=43,56

КПРФ=13,39

РКРП=7,99

Нур=4,57

* =4,34

Дрожжановский

НДР=41,33

КПРФ=25,12

АПР=7,90

РКРП=7,24

ЛДПР=4,23

Елабужский

НДР=28,19

КПРФ=16,98

РКРП=10,36

ЛДПР=6,77

АПР=6,23

Заинский

НДР=65,31

РКРП= 8,81

КПРФ= 6,18

Нур=4,81

 ЛДПР=2,87

Зеленодольский

НДР=20,82

КПРФ=17,88

РКРП= 9,45

Нур=6,89

ЖенР=5,28

Кайбицкий

НДР=61,42

КПРФ=13,37

РКРП= 5,63

ЛДПР=3,42

Нур=2,47

Камско-Устьинский

НДР=31,66

КПРФ=23,90

РКРП= 6,85

ЛДПР=5,16

ЖенР=4,79

Кукморский

НДР=40,37

КПРФ=14,73

РКРП=11,71

Нур=8,92

* =3,44

Лаишевский

НДР=30,88

КПРФ=12,46

РКРП= 9,89

ЛДПР=6,33

ЖенР=4,98

Лениногорский

НДР=54,50

КПРФ= 9,48

Нур= 8,38

РКРП=5,56

 

Мамадышский

НДР=42,05

КПРФ=12,44

РКРП=10,73

Нур=8,41

* =4,08

Менделеевский

НДР=31,24

КПРФ=17,21

РКРП= 7,79

ЛДПР=5,05

ЖенР=4,54

Мензелинский

НДР=64,66

КПРФ= 9,95

РКРП= 4,99

ЛДПР=2,99

* =2,56

Муслюмовский

НДР=45,18

КПРФ=12,42

Нур=10,57

РКРП=10,18

* =5,97

Нижнекамский

КПРФ=22,40

РКРП=19,67

НДР= 9,49

ЛДПР=8,54

Нур=5,13

Новошешминский

НДР=56,72

КПРФ= 7,70

РКРП= 5,89

ЛДПР=5,45

ЖенР=4,59

Октябрьский

НДР=47,43

КПРФ=13,56

РКРП=8,93

ЛДПР=5,86

Нур=5,21

Пестречинский

НДР=48,01

РКРП=11,41

КПРФ=8,98

АПР=5,56

ЛДПР=5,39

Рыбно-Слободской

НДР=63,27

КПРФ= 6,14

Нур=5,57

РКРП=5,34

* =4,55

Сабинский

НДР=38,20

Нур=15,37

КПРФ=10,29

РКРП=9,13

* =6,78

Сармановский

НДР=57,83

КПРФ= 9,41

Нур= 9,07

РКРП=4,61

АПР=4,29

Спасский

КПРФ=36,85

НДР=24,57

ЛДПР= 8,38

РКРП=4,83

АПР=3,70

Тетюшский

НДР=37,99

КПРФ=26,74

РКРП= 6,51

ЛДПР=5,95

АПР=3,12

Тукаевский

НДР=32,29

КПРФ=21,43

РКРП=10,64

Нур=8,01

* =5,39

Тюлячинский

НДР=67,18

Нур= 6,40

РКРП= 5,86

* =4,34

РКРП=4,30

Черемшанский

НДР=64,27

КПРФ= 7,40

РКРП= 6,44

ЛДПР=5,66

Нур=5,55

Чистопольский

НДР=38,15

РКРП=13,34

КПРФ=11,76

Нур=7,77

ЛДПР=3,55

Ютазинский

НДР=35,91

КПРФ=18,76

РКРП=12,74

Нур=5,17

ЖенР=3,72

Итого по районам

НДР=43,25

КПРФ=14,29

РКРП=8,19

Нур=6,25

АПР=4,03

 

 

Таблица 8

Итоги голосования по общефедеральному округу в городах РТ 17 декабря 1995 г. (в процентах от числа действительных бюллетеней, первые пять мест на каждой территории)

 

Города

I

II

III

IV

V

Азнакаево

НДР=20,91

Нур=17,53

КПРФ=16,76

РКРП=7,80

 ЖенР=4,38

Альметьевск

КПРФ=19,03

НДР=18,15

РКРП= 8,9

Нур=6,82

ЛДПР=5,71

Бугульма

КПРФ=28,52

НДР=14,64

ЛДПР= 6,23

РКРП=5,81

ЖенР=5,53

Елабуга

НДР=21,09

КПРФ=17,43

ЛДПР= 7,75

РКРП=6,17

ЖенР=5,87

Заинск

НДР=28,19

КПРФ=19,55

РКРП=13,63

ЛДПР=6,87

ЖенР=4,24

Зеленодольск

КПРФ=23,64

НДР=11,85

Ябл= 8,38

РКРП=7,13

ЛДПР=6,00

Лениногорск

КПРФ=25,16

НДР=18,21

РКРП= 7,38

ЛДПР=6,34

Нур=5,43

Набережные Челны

КПРФ=20,13

НДР=16,23

ЛДПР= 7,35

ПСТ=6,97

РКРП=6,49

Нижнекамск

КПРФ=17,42

РКРП=11,48

НДР=10,60

ЛДПР=8,14

 

Чистополь

КПРФ=20,65

РКРП=15,23

НДР=13,52

ЛДПР=11,31

 Ябл=4,74

Итого по городам

КПРФ=20,65

НДР=15,79

РКРП= 8,34

ЛДПР=7,15

ПСТ=5,38

 

Таблица 9

Итоги голосования по общефедеральному округу в Казани 17 декабря 1995 г. (в процентах от числа действительных бюллетеней, первые пять мест на каждой территории)

 

Районы Казани

I

II

III

IV

V

Авиастроительный

НДР=20,69

КПРФ=12,29

Ябл=7,94

РКРП=6,42

ЛДПР=5,67

Вахитовский

НДР=20,21

КПРФ=12,56

Ябл=9,50

ДВР=7,54

ПСТ=5,48

Кировский

НДР=18,69

КПРФ=12,32

Ябл=9,02

ПСТ=6,90

ЛДПР=5,49

Московский

НДР=23,16

КПРФ=11,69

Ябл=10,55

ПСТ=5,24

РКРП=4,70

Ново-Савиновский

НДР=18,29

КПРФ=13,44

Ябл=9,40

ДВР=6,06

ПСТ=6,01

Приволжский

НДР=18,48

КПРФ=12,81

Ябл=7,49

ДВР=5,58

ПСТ=5,46

Советский

НДР=19,13

КПРФ=13,96

Ябл=8,66

ДВР=6,28

ПСТ=5,55

Итог по Казани

НДР=19,63

КПРФ=12,90

Ябл=8,89

ПСТ=5,47

ДВР=5,45

 

Таблица 10

Итоги голосования по общефедеральному округу в РТ 17 декабря 1995 г. по типам территорий (в процентах от числа действительных бюллетеней, первые пять мест )

 

Село

НДР=43,25

КПРФ=14,29

РКРП=8,19

Нур=6,25

АПР=4,03

Города

КПРФ=20,65

НДР=15,79

РКРП= 8,34

ЛДПР=7,15

ПСТ=5,38

Казань

НДР=19,63

КПРФ=12,90

Ябл=8,89

ПСТ=5,47

ДВР=5,45

РТ в целом

НДР=29,38

КПРФ=15,82

РКРП=7,54

Нур=5,13

ЛДПР=4,97

 

Обозначения:

ЖенР - Политическое движение "Женщины России"

Нур - Общероссийское мусульманское общественное движение "Нур" ("Свет")

НДР - Всероссийское общественно-политическое движение "Наш дом Россия"

Ябл - Общественное объединение "Яблоко"

ДВР - Блок “Демократический выбор России - Объединенные демократы”

КПРФ - Коммунистическая партия Российской Федерации

РКРП - Блок “Коммунисты - Трудовая Россия - За Советский Союз”

ЛДПР - Либерально-демократическая партия России (ЛДПР)

ПСТ- Партия самоуправления рудящихся

АПР- Аграрная партия России

* - против всех списков

 

Если уж и искать причины такого разброса во времени и в социальном пространстве, то мнимая оппозиционность коммунистически настроенных местных администраторов по отношению к М.Шаймиеву здесь как аргумент неуместна в принципе. Во всяком случае, перспектива реального прихода к власти прозюгановских сил означала бы весьма и весьма плачевную перспективу для тех, кто уже давно адаптировался к стилю поведения в условиях "открытой экономике", к ее возможностям, не идущим ни в какое сравнение с пресловутыми привилегиями прошлых лет, да к тому же существовавшим только в натуральном выражении.

2.3.    Оценка итогов голосования президентом РТ Шаймиевым

Формулируя свое видение результатов президентского марафона, Минтимер Шаймиев в своем выступлении на сессии Госсовета РТ высказывался в несколько нетрадиционном для себя духе. Помимо обычных, ставших привычными комплиментарных оценок (своевременное проведение выборов - "одно из величайших политических завоеваний последних лет", "народ в очередной раз выбрал Ельцина, доверив ему продолжение политики реформ" и проч.) он говорил то, что несколько расходится с подчеркнуто декларированным центризмом: "...мы перешли ту грань, за которой нет возврата к прошлому. Конечно, нельзя в нашем прошлом все рисовать черной краской, но было бы неверным также и идеализировать советские годы. Нынешние коммунисты в своей идеологии гесут тяжелый груз гражданской войны, сталинских чисток, унижения национального и человеческого достоинства. Мировой опыт показывает, что ни в одной стран мира коммунисты не добились сколь-нибудь ощутимых результатов. И везде они действовали через насилие, ущемление прав человека. Коммунизм проиграл историческое соревнование. Нужно признать этот факт" .

Далее, разительный контраст между итогами голосованя, когда в первом туре соперничество между фаворитами выглядело как счет 39:39, а во втором туре - 61:32, оратор интерпретировал сквозь призму нескольких аргументов:

- во время первого тура "не все в республике осознали значение этого исторического момента";

- сказалось "отсутствие у органов власти на местах организованной политической силы, способной разъяснить населению суть происходящих процессов";

- голосование за Зюганова - результат активности КПРФ, с одной стороны, но с другой - "исключительно за счет недовольства населения ходом реформ. Не идеологические мотивы руководили людьми..., а слишком большое количество нерешенных проблем";

- весьма и весьма показательным было разъяснение массовой перемены электоральных предпочтений между двумя турами: Ельцин - гарант Договора Татарстана с Россией и последовательный сторонник федерализации, больше никто из кандидатов определенно на этот счет не высказывался, а "спикер Госдумы , член КПРФ Г.Селезнев заявил, что договоры - временное явление. Это, я считаю, решающим образом повлияло на мнение избирателей Татарстана".

Наконец, своеобразной сенсацией стало заявление М.Шаймиева о том, что в ситуации борьбы политических партий и политических движений, когда демократические силы разобщены, а коммунисты и их левые союзники сильны, "сама жизнь сегодня требует создания сильной демократической партии. Несколько лет назад мы пытались искусственно подтолкнуть этот процесс и создать многопартийность, но почва еще не была готова. Левой силе необходимо противопоставить демократическую партию, отстаивающую новые идеи, новый путь республики" [6].

О чем здесь шла речь? О созревшей инициативе, связанной с очередным "изданием" пропрезидентской партии сверху? Но сам же президент РТ косвенно признал неудачной попытку создания такой партии - Партии единства и прогресса, которая рождалась как номенклатурная и на самостоятельную роль никогда не претендовала. Если же речь идет о стратегических прикидках на следующие выборы, то на сегодня действует конституционная норма, ограничивающая время президентства двумя сроками... Словом, время покажет, что стояло за этим заявлением: действительный ли переход процесса в какую-то постцентристскую фазу, то ли знак мимолетных настроений.

2.4.    Реакция партий на итоги выборов

Партийные круги по-разному выразили свое отношение к исходу голосования.

Представители Компартии РТ подали иск в Верховный суд на предмет фальсификации результатов голосования в территориальных избирательных комиссиях ряда райнов Казани. По сообщениям центральных СМИ, суд в присутствии истцов, среди которых был лидер коммунистов республики, депутат Госдумы А.Салий, а также представители ЦИК РТ, постановил передать дело в Прокуратуру РФ на для проверки существа претензий. В республиканских mass media какие-либо подробности хода разбирательства фактически не отражаются.

В известном смысле сенсационно прозвучали сообщеня о том, что национально-радикальные круги РТ и коммунисты объединились в Народно-патриотический союз Татарстана. В принятой декларации решение мотивируется тем, что произошла "ликвидация остатков демократии (народовластия) с очередной крупномасштабной фальсификацией итогов голосования", "окончательное перерождение республиканской администрации в прокоррумпированный антинародный режим колониального типа", что обозначилась "перспектива социально-экономического краха". В перечне целей НПСТ названы:

- "восстановление легитимных органов власти";

- "развитие национального самосознания и патриотизма народов республики";

- "привлечение к отвественности в соотвествии с законом функционеров правящего ныне режима"... [7].

Под документом стоят подписи Фаузии Байрамовой (Партия национальной независимости "Иттифак"), Р.Садыкова (компартия РТ), Р.Юлдашева (Союз татарской молодежи "Азатлык"), Б.Ахметшина (региональная организация Российского общенародного союза) и др. Инициаторы НПС подчеркивают, что в него вошли не только татарские, но и русские национал-радикальные группировки и коммунисты.

Действительная проблема заключается в следующем: отражает ли данный шаг тенденцию антиельцинской консолидации противоположных флангов - русских и нерусских националистических полюсов, объединяющихся с коммунистами? Или же речь идет об очередном эксцентричном демарше "диванных" партийных структур, одиночек, оставшихся без намека на сколь-либо массовую социальную базу. То обстоятельство, что на уровне электората "не работает" этническая мотивация, должна побуждать национал-радикалов в Татарстане к тому, чтобы или признать полностью эфемерный характер своей стратегии, или сохранять "хорошую мину".

Источники

1. Экономическая ситуация в Татарстане за первое полугодие 1996 года // Время и деньги. - Казань. - 23 июля 1996.

2. См.: Перепелкин Л.С. Истоки межэтнического конфликта в Татарии // Мир России. - Москва. - 1992. - №1.- С.91-114.

3. Рассчитано по: Российские регионы накануне выборов-95. М.: Юридическая литература, 1995.

4. См.: Лавров А. Почему дотационные регионы голосуют за коммунистов, или Мифы российского бюджетного федерализма // Российские вести. - Специальный выпуск. - №2. - апрель 1996.

5. Равиль Муратов: "Главная цель программы - рост качества жизни людей" // Республика Татарстан. -Казань. - 27 июля 1996.

6. М.Ш.Шаймиев: "Мы ждем умелой, инициативной работы" // Республика Татарстан. - Казань. - 9 июля 1996.

7. Красное и зеленое // Вечерняя Казань. - 17 июля 1996.