Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Ленинградская область

Татьяна Драбкина

ЛЕНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ

в июле 1996 года

1.    ВЫБОРЫ ГУБЕРНАТОРА

Главным политической новостью месяца стало назначение даты выборов губернатора Ленинградской области. Интрига вокруг этого события развивалась примерно по тому же сценарию, что и несколькими месяцами раньше в Петербурге (см. [1]), хотя без такого накала страстей.

Примерно год назад Законодательное собрание области приняло закон о выборах губернатора. Тогда же была назначена дата выборов - 8 декабря 1996 года, одновременно с выборами органов местного самоуправления. Принимались эти документы с подачи самого губернатора А.Белякова. Однако после выборов губернатора СПб и президента РФ Беляков заговорил о том, что считает необходимым проведение выборов областного губернатора осенью 1996 года. На пресс-конференции, посвященной итогам выборов президента РФ, А.Беляков заявил, что выборы губернатора области должны состояться в сентябре и сообщил, что президент РФ Ельцин еще во время своего предвыборного визита в СПб 13 июня обещал подписать указ с назначением даты выборов на 15 сентября. На той же пресс-конференции А.Беляков заявил о своем твердом намерении бороться за этот пост (в чем, впрочем, никто не сомневался).

9 июля А.Беляков внес в ЗС проект закона о назначении выборов губернатора на 15 сентября, однако депутаты его отклонили, подтвердив ранее принятое постановление об одновременных выборах губернатора и местного самоуправления 8 декабря (см. главу 4).

И вот 20 июля появляется указ президента РФ, согласно которому в Ленинградской области разрешено провести выборы губернатора в сентябре 1996 г. В преамбуле указа сказано, что инициаторами проведения выборов в сентябре являются "органы государственной власти Ленинградской области", хотя, как уже сказано, единственным таким "органом" является губернатор Беляков.

Немедленно в подконтрольных областной администрации СМИ началась массированная пропаганда необходимости такого шага. Аргументы - из типичного для последнего времени "стабилизаторского" набора: сразу две выборные кампании (губернатора и местного самоуправления) внесут сумятицу в работу органов управления и создадут хаос, окажутся под угрозой уборка урожая и подготовка к зиме; лишние два месяца избирательной кампании слишком дорого обойдутся бюджету, "хотя вряд ли результат будет заметно отличаться от того, который будет в сентябре" (это восхитительное по откровенности замечание принадлежит корреспонденту областной газеты "Вести"); к зиме можно ожидать ухудшения социально-экономической обстановки, а значит, ее нужно встретить при стабильно работающей новой власти и т.п. Отсутствие серьезной политической убедительности подобных аргументов, похоже, никого не волнует. Очевидно, что Беляков хочет максимально использовать выгодные для него итоги недавних выборов губернатора СПб и президента РФ и обеспечить себе благоприятные условия для переизбрания, не особенно заботясь о методах. Неожиданное начало (да еще в разгар летних каникул) и укороченное течение избирательной кампании сильно затруднит положение других кандидатов. Эта ситуация в точности повторяет ту, которая сложилась перед выборами губернатора СПб, но с той разницей, что бывший мэр СПб А.Собчак не был ее инициатором, по крайней мере явным (хотя и горячо поддержал). Как известно, Собчаку не удалось использовать полученное преимущество, но, видимо, Беляков справедливо рассудил, что он находится в ином положении - нет такого резкого неприятия значительной частью избирателей, как в случае Собчака, да и областные избиратели более консервативны и менее склонны к смене начальства, чем петербуржцы. Не последнюю роль играет и сезон - действительно, сентябрь более благоприятен, чем декабрь. Но еще важнее то, что после сентябрьских выборов администрация сможет более эффективно контролировать выборы органов местного самоуправления, чем в случае одновременной избирательной кампании.

Однако назначение даты выборов находится в компетенции Законодательного собрания. Еще 9 июля, то есть до подписания президентом соответствующего указа, А.Беляков без всякой подготовительной работы и совершенно неожиданно для депутатов внес в ЗС законопроект о назначении выборов губернатора на 15 сентября. Тогда это предложение не прошло, депутаты подтвердили свое решение об одновременном проведении муниципальных и губернаторских выборов в декабре (см. главу 3.). После выхода указа губернатор опять обратился к депутатам с просьбой прервать каникулы и собраться на внеочередное заседание ЗС. Такое заседание состоялось 30 июля. Это был последний срок, позволявший назначить выборы на сентябрь (по закону, дата назначается не позднее чем за 60 дней до голосования).

Губернатор внес законопроект о назначении выборов на 29 сентября. Выступая перед депутатами, он признал своей ошибкой то, что при подготовке обращения к президенту РФ с просьбой разрешить выборы в сентябре не проконсультировался с ЗС. Он еще раз изложил все те же аргументы в пользу переноса выборов и добавил к ним еще один: в декабре предстоит утверждение бюджета на следующий год, если же в это время к власти придет новый губернатор, он якобы запросто сможет отвергнуть разработанный прежней властью проект и оставить область накануне нового года вообще без бюджета... "Серьезность" такого аргумента в комментариях не нуждается, но, возможно, на кого-то из депутатов он мог произвести впечатление. Однако главная обработка проводилась в кулуарах - перед заседанием ЗС с депутатами индивидуально "работали" члены правительства области. На заседании ЗС с поддержкой предложения губернатора выступили полномочный представитель президента РФ Ф.Шкруднев, а также представители областной прокуратуры и органов ГУВД. Большинство выступавших депутатов также поддержали эту идею. Однако полного согласия не было. Двое депутатов выступили против - С.Юркова и Г.Смирнов, причем, по мнению последнего, перенос выборов выгоден оппозиции, которая якобы рассчитывает на повторение ситуации с выборами петербургского губернатора, которые также были перенесены на более ранний срок и закончились поражением мэра СПб А.Собчака.

Некоторые депутаты требовали поименного голосования, но это предложение не набрало нужного числа голосов. Перед решающим голосованием по предложению губернатора депутаты провели двадцатиминутное закрытое совещание, на котором, как сообщает пресса, в "присутствии губернатора были окончательно согласованы позиции и процедура голосования по данному законопроекту". После этого голосование прошло очень быстро. При 19 голосах "за" и 5 "против" закон был принят и после опубликования на следующий день вступил в силу. Областная избирательная комиссия заявила, что к проведению выборов готова. Избирательная кампания началась. Претендентам необходимо собрать примерно 12 тысяч подписей (1%).

Таким образом, налицо однотипное развитие событий с выборами глав соседних субъектов РФ - СПб и Ленинградской области (см. [1]). В обоих случаях орган законодательной власти назначает выборы губернатора одновременно с другими выборами (в СПб - президента РФ, в Ленинградской области - местного самоуправления). Затем следует указ президента РФ, разрешающий проведение выборов главы региона в более ранний срок. Этому предшествует либо обсуждение переноса выборов с главой исполнительной власти субъекта РФ (как в случае СПб), либо соответствующая инициатива самого главы субъекта РФ (как в Ленобласти). С законодателями на этом этапе никто не советуется. Законодательная власть сопротивляется грубому вмешательству в ее конституционные полномочия, но в итоге подчиняется давлению (в СПб - в результате отчаянной борьбы, в области - после довольно вялого сопротивления, в результате "уговоров"). Затем федеральная власть оказывает поддержку лояльному ей кандидату с расчетом на то, что, будучи избранным, он сможет обеспечить нужный результат последующих выборов. Так было в СПб, и нет сомнения, что аналогичная сценарий будет реализован и в Ленинградской области.

2.    ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ

2.1.    Губернатор Ленинградской области

2.1.1.    Губернатор о мерах по подъему производства

В начале месяца на пресс-конференции губернатор А.Беляков не только прокомментировал итоги выборов президента РФ (о чем уже сообщалось в предыдущем обзоре [2]), но и высказался по широкому кругу вопросов российской и областной политики, особенно - о мерах по подъему производства в РФ. Он считает, что во всех депрессивных регионах России необходимо создать фонды занятости, средства которых должны пойти на развитие производства и создание дополнительных рабочих мест. А.Беляков заявил, что в Ленинградской области это будет сделано уже в 1997 году. По мнению губернатора, в структуре импорта должны преобладать технологии, а не продукция, поэтому необходим режим наибольшего благоприятствования для внедрения технологий, тогда как импортные товары, аналогичные тем, которые могут быть произведены у себя дома, должны облагаться высоким налогом. Заметим, что, по определению Би-Би-Си, Беляков является главным протекционистом российских производителей [3].

2.1.2.    Соглашение с администрацией СПб

Власти Ленинградской области и СПб продолжили принятие мер в направлении сближения двух субъектов РФ. Губернатор Ленинградской области А.Беляков и губернатор СПб Владимир Яковлев подписали "Соглашение между администрацией СПб и администрацией Ленинградской области о координации действий в социально-экономической сфере". Документ носит характер протокола о намерениях. Декларируется поддержка и развитие политических, финансовых и социально-экономических отношений на основе равноправного партнерства. Стороны обязуются проводить регулярные консультации с целью дальнейшего развития и углубления двусторонних отношений и только после предварительного согласования принимать решения по важнейшим вопросам, касающимся интересов населения региона. Заявлены следующие направления совместной деятельности: природопользование и экологическая безопасность; развитие единой транспортной системы, в том числе морских портов и международных аэропортов; взаимосогласованная политика в области регулирования цен и тарифов при грузовых и пассажирских перевозках, а также в области дорожных налогов и сборов; согласованная адресная политика по предоставлению налоговых и социальных льгот; создание условий, стимулирующих производство местной сельскохозяйственной продукции; труд и занятость, регулирование трудовой миграции; здравоохранение, социальная защита, охрана труда; формирование совместной информационной политики в области телевидения и радиовещания; совместные программы в области культуры, спорта и туризма. Стороны обязуются решать вопросы, возникшие в процессе реализации соглашения, путем проведения регулярных консультаций, заключения отдельных соглашений, целевых программ и т.п. Не обойден вниманием вопрос о перспективе объединения в единый субъект РФ. Стороны объявляют, что все связанные с этим вопросы будут решаться в интересах населения и с согласия населения.

Комментируя Соглашение, губернатор А.Беляков заявил, что жители региона ждали появления этого документа целых пять лет, так как ни одну сколько-нибудь значимую проблему в социальной или экономической сферах нельзя решить без согласования интересов СПб и области. Он напомнил, что раздельная приватизация совхозов в области и перерабатывающих предприятий СПб привела к тяжелым последствиям - разрушились налаженные связи и каналы поставки сельскохозяйственной продукции. При этом он заявил, что производимая в области продукция была экологически чистой, тогда как теперь жители СПб вынуждены покупать "грязную" импортную продукцию. Он подчеркнул, что согласованная социально-экономическая политика в регионе стала возможной лишь с приходом новой власти в СПб. Губернатор СПб Владимир Яковлев уже открыл петербургские продуктовые рынки для областных производителей. В перспективе - создание единой энергетической системы, объединение дублирующих органов управления типа антимонопольного комитета, создание единой системы вексельного обращения и даже проведение Олимпийских игр 2004 года (если таковые состоятся в СПб).

2.1.3.    Новшество в системе пенсионного обеспечения

По инициативе губернатора на территории Ленинградской области впервые в России начат эксперимент по образованию единой пенсионной службы. Соответствующий договор подписан 25 июля в правительстве области председателем правления Пенсионного фонда РФ В.Барчуком и губернатором А.Беляковым. Согласно договору, в единую службу сливаются подразделения министерства социальной защиты Ленинградской области и региональное отделение Пенсионного фонда РФ. Эта мера должна позволить упорядочить всю цепочку от сбора платежей до выплаты пенсий. Одновременно в нескольких районах области вводится персонифицированный учет пенсионного страхования, когда начисление средств будет происходить пропорционально личному трудовому вкладу. На церемонии подписания договора губернатор Беляков отметил особую актуальность данного решения для Ленинградской области, так как сюда, с одной стороны, увеличивается поток переселенцев-пенсионеров (главным образом с Севера), с другой стороны, 100 тысяч трудоспособных жителей области работают в Петербурге и платят взносы в пенсионный фонд СПб, а не области. Руководителем новой Единой пенсионной службы назначен В.Черказьянов, ранее работавший исполнительным директором фонда обязательного медицинского страхования Ленинградской области.

2.1.4.    Новая ипостась губернатора

Губернатор А.Беляков выступил в роли писателя. Вышла в свет его книга "Записки губернатора. Экономика и мы". Книга была аннотирована в областной газете "Вести" комплиментарной рецензией депутата областного Законодательного собрания Владимира Семенова, директора завода из Гатчинского района. Из рецензии можно узнать, что автор на "высоком уровне обобщает опыт управленческой деятельности", "обозначает контуры и перспективы демократического движения... с подкупающей открытостью своих позиций"; "обозначает пути решения существующих проблем". "Книга проникнута заботой о людях, жителях области: ветеранах, пенсионерах, детях...". Особо отмечено, что "автор дважды упоминает Библию".

2.2.    Правительство Ленинградской области

2.2.1.    Поддержка малого предпринимательства

На заседании 25 июля правительство в очередной раз рассматривало вопросы поддержки малого предпринимательства. В представленном отчете указано, что в области зарегистрировано 12 436 малых предприятий (МП) различных форм собственности, из них 86,5% - частные. Кроме того, имеются 6,1 тысяч фермерских хозяйств и около 27 тысяч субъектов малого предпринимательства, не образовавших юридического лица. С учетом совместителей на МП занято примерно 14% населения области, а с учетом фермерских хозяйств и "индивидуалов" в сфере малого предпринимательства занято примерно 33%. В торговле и общественном питании малый бизнес дает 38,7% объема работ, в промышленности и строительстве - 26%. Большинство МП (38%) по-прежнему приходится на сферу торговли, однако за последний год наметилась тенденция роста числа МП в промышленности и строительстве (рост примерно на 6%; сейчас таких МП соответственно 16,5% и 16,2%).

Выступавшие на заседании губернатор и члены правительства высказывали обеспокоенность слабым развитием инфраструктуры малого бизнеса - в области очень мало количество мелких аудиторских, консалтинговых, страховых компаний. Пока роль таких структур берут на себя различные центра и фонды поддержки предпринимательства на областном и местных уровнях. Всего в районах области действуют 3 бизнес-центра, 4 социально-деловых центра, 35 консультационных пунктов. Действует областной фонд поддержки предпринимательства "Рецепт". Однако этот фонд до сих пор не получил причитающуюся ему долю областного правительства в уставном капитале (100 млн. рублей), что тормозит привлечение иностранных инвесторов. Не предоставлено обещанное помещение Региональному информационно-аналитическому центру.

Губернатор объявил, что развитие инфраструктуры малого бизнеса будет одной из приоритетных задач ближайшего будущего. Он считает необходимым выделить на эти цели 1% средств бюджета 1997 года. Он обратился к присутствовавшим представителям предпринимателей с требованием более внимательного отношения к выданным кредитам. От районных администраций губернатор потребовал ускорения создания бизнес-центров, а также предоставления льгот по аренде помещений и территорий для развития малого бизнеса и развития муниципального заказа. Крупным предприятиям он пообещал освобождение от налога на имущество и землю, предоставленные малому бизнесу.

На заседании принято решение инициировать внесение изменений в российское законодательство в части процедуры ликвидации предприятия, которая в настоящее время чрезвычайно затруднена. В Ленинградской области по этой причине из всех числящихся МП реально работает примерно половина, а остальные фактически прекратили свое существование, но не ликвидируются.

2.2.2.    Окончание тяжбы вокруг Линдуловской рощи

Поставлена последняя точка в продолжавшемся более двух лет разбирательстве по иску партии "зеленых" к правительству Ленинградской области о незаконном землеотводе под садоводство на территории охраняемого UNESCO государственного заказника Линдуловская роща [4, 5, 6]. Верховный суд РФ отклонил кассационную жалобу областного правительства и оставил в силе решение областного суда, признавшего незаконным выделение земли на этой территории для садоводческого товарищества.

Областная администрация, чтобы сохранить на заповедных территориях садоводство, где уже успели приобрести участки члены семей некоторых высокопоставленных чиновников, в том числе из областного комитета по лесу (см. [5, 6]) прибегала к любым уловкам. Возбуждались судебные иски против петербургских газет, якобы оклеветавших чиновников комитета по лесу (областные газеты освещали ситуацию очень скупо и только в нужном администрации ключе). Административными решениями изменялась территория заказника, чтобы вывести за ее пределы элитное садоводство. За этим следовало постановление губернатора о расширении территории заказника до прежних размеров, целью которого была как бы реабилитация администрации в глазах общественности, но при этом квартал, в которого располагалось злополучное садоводство, в "расширенных" территориях заказника отсутствовал. За время тяжбы наиболее одиозные владельцы участков предпочли их тихо продать, председатель комитета по лесу недавно ушел со своего поста. Но в судах всякий раз дело разрешалось не в пользу администрации.

В самое последнее время центр тяжести борьбы был перенесен на "зеленых". Партия "зеленых" СПб и Ленинградской области дважды получила из управления юстиции СПб предупреждения, в которых предлагалось до 1 августа прекратить якобы противоправную деятельность на территории Ленинградской области. Противоправность усматривалась в том, что партия зарегистрирована в СПб, следовательно, не может действовать на территории другого субъекта РФ. Эти документы Верховный суд РФ также признал незаконными. После этого представители управления юстиции объясняли журналистам, что всего лишь предлагали "зеленым" перерегистрироваться в качестве межрегионального объединения в соответствии с новым законом об общественных объединениях. Однако в партии однозначно связывают эти нападки с давлением со стороны правительства Ленинградской области.

3.    ДОГОВОР О РАЗГРАНИЧЕНИИ ПОЛНОМОЧИЙ С РФ

Рассмотрим более подробно Договор, подписанный президентом РФ Ельциным и губернатором Ленинградской области Беляковым в СПб 13 июня (см. [2]). К предметам совместного ведения органов государственной власти РФ и ЛО (Ст. 2 Договора) относятся, в частности:

- структурная перестройка экономики области;

- межбюджетные отношения РФ и ЛО;

- таможенная политика, в том числе эффективное использование таможенных платежей и сборов для поддержки экспорта и таможенной инфраструктуры;

- вопросы социальной защиты военнослужащих, сотрудников органов МВД и т.п.;

- развитие агропромышленного комплекса, включая создание зернового фонда ЛО;

- сохранение уникальных природных объектов, имеющих общенациональное и мировое значение;

- сертификация и лицензирование отдельных видов деятельности, в том числе иностранных фирм и граждан, действующих на территории ЛО;

- согласованная кадровая политика при осуществлении совместных предметов ведения и полномочий.

Ст. 3 устанавливает порядок согласования интересов. В целях разграничения конкретных полномочий правительство РФ и правительство ЛО заключают соответствующие соглашения, которые становятся неотъемлемой частью данного Договора.

Статьи 4 и 5 определяют действия органов государственной власти соответственно РФ и ЛО. При этом органы власти РФ принимают на себя обязательство разрабатывать и принимать с участием органов власти ЛО федеральные законы по предметам совместного ведения, а также федеральные целевые программы в этих сферах. Органы власти РФ и ЛО обеспечивают приведение нормативных актов своего уровня в соответствие с Договором.

Ст. 6 устанавливает, что при отсутствии федеральных нормативных правовых актов по отдельным предметам совместного ведения Ленинградская область осуществляет собственное правовое регулирование.

Комментируя Договор, председатель юридического комитета областного правительства Александр Старовойтов отмечает чрезвычайное значение этой статьи, которая по существу восстанавливает пункт 5 протокола к Федеративному договору, подписанного краями, областями и утратившего свое значение с вступлением в силу Конституции РФ. Он считает, что это означает настоящий прорыв в самостоятельной нормотворческой деятельности области по предметам совместного ведения [7].

Ст. 7 гласит: "Если федеральными нормативными правовыми актами, действие которых распространяется на все субъекты РФ, будут установлены права, льготы, преимущества для субъектов РФ большие, чем установленные настоящим Договором, то в отношении Ленинградской области применяются положения указанных федеральных нормативных правовых актов".

По мнению экспертов [7], эта статья в совокупности со Ст. 4 означает, что органы власти РФ берут на себя обязательство обеспечить распространение на Ленинградскую область тех прав, льгот и преимуществ, которые предоставлены Татарстану, Башкортостану и некоторым другим субъектам РФ.

Ст. 8 определяет, что при заключении соглашений о передаче органам власти ЛО части федеральных полномочий (в соответствии с Ст. 78 Конституции РФ) должны быть предусмотрены необходимые условия осуществления этих полномочий. Это должно исключить ситуацию, когда права и полномочия есть, а материально-технических возможностей их осуществления нет.

Ст. 9 обеспечивает государственную защиту законов и иных правовых актов, принимаемых органами власти ЛО. Суды обязываются руководствоваться нормативными актами области, в том числе при рассмотрении дел, вытекающих из данного Договора.

Ст. 11 устанавливает, что областные органы исполнительной власти могут быть наделены полномочиями территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти по соглашениям, заключенным между правительствами области и РФ.

Ст. 13 и 14 регулируют вопросы налоговой системы. Состав и размеры доходов, поступающих в областной бюджет в виде средств от федеральных налогов, определяется соглашением правительства РФ и администрации ЛО. Здесь важно то, что Ст. 14 определяет проведение на территории ЛО "эксперимента по новой системе налогообложения и мебюджетных отношений, направленного на усиление роли органов государственной власти регионов и органов самоуправления городов в решении вопросов установления количества и видов налоговых платежей, регулирования размеров их ставок, распределения доходов между бюджетами всех уровней". Эксперимент будет проводиться на основе отдельных соглашений.

Ст. 15 закрепляет за областью право самостоятельно решать вопросы административно-территориального устройства, в том числе образования и упразднения административно-территориальных единиц, что, в принципе, и без того закреплено в Конституции РФ. Но существенно, что вторая часть этой статьи наделяет органы государственной власти области устанавливать (в соответствии с федеральным законодательством) административную ответственность за нарушение областных законов и иных областных нормативных актов, а также актов местного самоуправления.

4.    ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ

4.1.    Законы

На последнем перед летними каникулами заседании ЗС был принят в целом Закон "О лесопользовании в Ленинградской области" и приложение к нему, содержащее перечень особо охраняемых лесных территорий. К ним отнесены леса Всеволожского, Выборгского и Приозерского районов, а также 10-километровая лесная зона вдоль административной границы с СПб. Одновременно принят в целом закон, отменяющий введенный год назад целевой сбор на воспроизводство, охрану и защиту лесов. Это было сделано по предложению администрации по той причине, что практика показала неэффективность подобного сбора.

На том же заседании принят в целом закон, устанавливающий ставку налога на имущество физических лиц (0,1% от инвентаризационной стоимости) и окончательно утвержден отчет об исполнении бюджета за 1995 год.

Горячие дебаты состоялись по вопросам, связанным с предстоящими выборами губернатора и местного самоуправления.

Комиссия по местному самоуправлению представила проект закона "О проведении муниципальных выборов в Ленинградской области в 1996 году". Основной задачей разработчиков закона было упорядочение избирательного процесса на тех территориях, где еще не приняты устав муниципального образования, а также тех, где отсутствуют полномочные представительные органы (например, в Луге). Согласно проекту, в случае отсутствия устава полномочный представительный орган вправе самостоятельно определить срок и систему проведения выборов. Там, где представительный орган отсутствует, выборы проводятся по мажоритарной системе при одномандатных округах, главы и представительные органы местного самоуправления избираются на 4 года. При этом выборы местных депутатов проводятся только в тех округах, где в прошлый раз (в 1994 году) выборы были признаны несостоявшимися, а избранные в 1994 году депутаты обретают свои полномочия с момента начала действия избранного в полном составе муниципального представительного органа [8].

Надо сказать, что это - один из немногих законопроектов, внесенных не администрацией, а депутатской комиссией. Он был подвергнут резкой критике губернатором и правительством области, обнаруживших в нем противоречия действующему законодательству. Губернатор высказал мнение, что в этом законе вообще следует оставить только две статьи, определяющие дату проведения выборов и дату вступления закона в силу. После обсуждения депутаты все же приняли законопроект в первом чтении. (Позднее была попытка провести второе чтение законопроект на внеочередном заседании ЗС, которое было созвано 29 июля - см. ниже. Однако этому резко воспротивился губернатор, который заявил, что нарушена процедура прохождения законопроекта, так как правительство не было ознакомлено с внесенными поправками).

Еще больше споров вызвал вопрос о сроке проведения муниципальных выборов и связанный с этим вопрос о сроках выборов губернатора. Некоторые депутаты высказали соображение, что муниципальные выборы следует провести как можно скорее, например, в сентябре. Однако большинство склонялось к уже принятому ранее решению об одновременных выборах в декабре. Неожиданно для всех губернатор предъявил председателю ЗС законопроект о назначении губернаторских выборов на 15 сентября и выступил с обоснованием такого переноса, приведя примерно те же аргументы, которые приводили сторонники обратного порядка проведения выборов - экономия средств, опасения срыва подготовки к зиме, провоцирование политической нестабильности и т.п. (Насколько известно, в своем выступлении губернатор не упоминал о том, что он представил президенту проект указа о разрешении проведения выборов 15 сентября и о том, что предварительное согласие президента было получено - см. главу 1.). Однако большинством голосов депутаты приняли постановление об одновременном проведении выборов губернатора и местного самоуправления 8 декабря 1996 года. В момент принятия решения губернатор в зале отсутствовал. Появившись позже, он просил депутатов изменить решение, при этом угрожал оспорить его в суде. Но убедить ЗС ему на этот раз не удалось. А поскольку заседание 9 июля было последним перед каникулами, не возникало сомнений в том, что вопрос решен окончательно.

Однако к нему пришлось вернуться после того, как был подписан указ президента РФ, разрешающий проведение выборов губернатора в сентябре. По просьбе губернатора 30 июля состоялось внеочередное заседание, чтобы изменить дату проведения выборов губернатора и назначить их на 29 сентября. Обстоятельства обсуждения этого вопроса в ЗС описаны в главе 1.

4.2.    Слушания о новом строительстве

На заседании 9 июля (которое планировалось как последнее перед каникулами) ЗС занималось не только законодательной деятельностью. Оно было вынуждено обратиться к ситуации со строительством в Тихвине завода по производству феррохрома. Инициатором обсуждения был депутат от Тихвина Сергей Модестов. Идея этого строительства возникла в правительстве области полтора года назад, и сразу же вызвала резкое неприятие общественного мнения, в городе неоднократно проходили митинги протеста. Население боится резкого ухудшения экологической обстановки. С обоснованием проекта выступила министр экономики области Наталья Смирнова. Она сообщила, что ввод нового предприятия позволит решить многие социальные проблемы этого депрессивного района. Ожидается появление примерно 450 новых рабочих мест и в перспективе - значительные доходы бюджета от экспорта дорогостоящей продукции. Предприятие будет совместным российско-голландским, общий объем иностранных инвестиций должен составить 140 млн. долларов. Представитель областного центра государственной санитарно-эпидемиологической службы заверил депутатов в том, что строительство находится под контролем экологических служб. Он сказал, что предприниматели предупреждены о том, что в случае невыполнения требований экспертов в области экологии строительство будет прекращено.

Эти слова подтвердил присутствовавший на заседании губернатор Беляков и даже заявил, что он будет первым, кто запретит пуск завода, если не будет обеспечена экологическая безопасность. При этом он подчеркнул, что ущерб в этом случае понесут только инвесторы, которые потеряют свои деньги.

Однако выступивший на заседании представитель общественности Тихвина сказал, что горожане не верят расчетам авторов проекта и заверениям экспертов и требуют проведения референдума по вопросу о строительстве завода или как минимум проведения общественной (открытой) экспертизы.

Инициатор обсуждения депутат Модестов, который является сторонником проекта, обвинил губернатора и правительство области в плохой работе с населением, неспособности донести до каждого жителя аргументы в пользу строительства и его безопасности. Он также выразил возмущение легковесным отношением, которое проявил губернатор в своем выступлении к возможным потерям инвестиций. Модестов считает ненужным проведение референдума, так как далеко не все тихвинцы имеют сегодня необходимую информацию о том, от чего большинство из них готово отказаться [9].

5.    МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

Создание института местного самоуправления в районах, первыми вступивших на этот путь, сопровождается многочисленными конфликтами, в том числе судебными.

5.1.    Выборг

По следам состоявшегося 23-25 июня местного референдума по уставу муниципального образования "Выборгский район" (см. [2]) возникло три судебных иска [10]. Еще до голосования районный прокурор внес протест на постановление главы районной администрации Владимира Кириллова о назначении референдума. После референдума прокурор обратился в суд. Содержание иска не приводится, но можно думать, что усматривается нарушение областного закона о местном референдуме, где правом его назначения наделен муниципальный представительный орган. Глава администрации считает, что он мог реализовать это право на основании федерального законодательства. Можно отметить еще один источник противоречий - на июньском референдуме 89% голосовавших поддержали проведение выборов местного представительного органа 21-22 сентября 1996 года, однако в июле Законодательное собрание области приняло решение о выборах местного самоуправления в декабре 1996 г.

Второй иск подала районная администрация на действия главы администрации города Светогорска Геннадия Глазова, который отказался проводить референдум на территории города и вопреки указанию вышестоящей администрации не открыл в день голосования избирательные участки (см. [2]).

Третий иск подал бывший глава администрации города Каменногорска Федор Демин на действия главы районной администрации. Каменногорск, как и Светогорск, входит в территорию, на которой отрабатывается очередной эксперимент по внедрению местного самоуправления с последующим созданием субзоны "Вуокса" (см. [11]). Ф.Демин пытался по примеру своего коллеги из Светогорска уклониться от проведения референдума на своей территории, чтобы впоследствии создать в городе отдельное муниципальное образование. Незадолго до голосования он был освобожден от должности главой администрации района В.Кирилловым.

Вдобавок ко всему сразу после президентских выборов в Выборг прибыла комиссия областного правительства для проверки правомочности действий В.Кириллова по назначению референдума.

5.2.    Шлиссельбург

В Шлиссельбурге не утихают страсти, связанные с выборами нового муниципалитета и мэра (см. [6]). Напомним, что в соответствии с принятым в январе решением городского Собрания представителей 17 марта состоялись выборы мэра и нового депутатского корпуса. Законность этих выборов была оспорена в протесте городского прокурора. Основания для протеста: во-первых, устав города не прошел регистрацию в управлении юстиции (соответствующие документы признаны управлением неполными и возвращены на доработку); во-вторых, решение о проведении выборов противоречит указу президента РФ от 17.09.95 "О выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления", где предусмотрено проведение выборов в декабре 1996 года. Как уже сообщалось, протест поступил накануне выборов в Шлиссельбурге, однако суд не стал рассматривать его немедленно. Наконец, в июле суд приступил к рассмотрению этого дела, что оказалось неожиданным как для нового мэра Николая Кузечкина, так и для бывшего - Светланы Юрковой. Им обоим пришлось немало потрудиться, чтобы предоставить суду требуемые документы. В результате пятидневного разбирательства суд признал выборы законными. Однако это не удовлетворило прокуратуру, которая направила кассационную жалобу в областной суд. В случае удовлетворения жалобы ситуация в органах местного самоуправления Шлиссельбурга вернется к довыборному состоянию, что после более чем четырехмесячной работы новой администрации будет выглядеть весьма нелепо. Между тем одной из первоочередных задач новый мэр Н.Кузечкин сразу после выборов объявил проверку всех ремонтных работ, осуществленных при правлении С.Юрковой. Необходимость этого мэр объясняет тем, что уже выявлено множество приписок на крупные суммы. Ликвидация таких приписок должна уменьшить значительные долги города подрядчикам [12].

6.    ОБЩЕСТВЕННЫЕ ДВИЖЕНИЯ

Вслед за объявленным накануне второго тура выборов решением президента РФ о преобразовании Общественной палаты при президенте в Политический консультативный совет аналогичный процесс начался и в Ленинградской области. Как сообщила пресса, с подобным предложением обратилась к полномочному представителю президента РФ в Ленинградской области Ф.Шкрудневу "инициативная группа". 2 июля состоялась встреча представителей более 15 общественных организаций, где было принято решение о преобразовании общественной палаты при представителе президента в Ленинградской области в Политический консультативный совет "Невский форум". В структуре совета предусмотрены посты председателя, четырех заместителей и секретаря. Будет образован президиум из 11-15 человек. Основные задачи совета - непосредственное влияние на выборы органов власти всех уровней, подготовка предложений в местные и федеральные законы, обеспечение согласованного взаимодействия органов государственной власти с общественными и политическими объединениями. Идею создания политического консультативного совета поддержали представители таких областных организаций, как "Реформы - новый курс", ДВР, "ЯБЛОКО", Общественное объединение военнослужащих и лиц, уволенных в запас, Союз предпринимателей Кингисеппа и Луги, Народный дом, Ассоциация промышленников Ленинградской области, Союз сельхозпроизводителей, Союз ветеранов Афганистана, организация ингерманландских финнов "Инкерин Лиито" и др.

Представитель президента Ф.Шкруднев видит главную цель "Невского форума" в "окончательной консолидации демократических партий и движений и всех прогрессивных сил в Ленинградской области". Работа союза, по мнению Шкруднева, должна быть уже сейчас нацелена на президентские выборы 2000 года, чтобы определить судьбу Ленинградской области в следующем веке. Для этого необходима консолидация демократических сил и вытеснение экстремистов.

Позднее была создана еще одна очень близкая по типу и задачам организация - "Народное согласие", учредительный съезд которой состоялся 22 июля. В нее вошли региональные отделения движений НДР, Российское воинское братство, казаки (“Невское казачество”), а также представители петербургского малого и среднего бизнеса и петербургского "Народного дома". Объявленная цель - создание мощной политической коалиции демократических сил региона перед выборами губернатора области и местного самоуправления, пропаганда курса реформ. От "Невского форума" это объединение отличается большей открытостью для демократических организаций СПб. "Народное согласие" заявило, что приглашает к диалогу в том числе "здравомыслящих сторонников народно-патриотического блока". На учредительном съезде был избран политический консультативный совет. Его председателем единогласно избран губернатор Ленинградской области А.Беляков.

Обстоятельства создания обоих объединений не оставляют сомнений в том, что это - очередная попытка властей сформировать подконтрольные, псевдообщественные организации. Не очень ясно, зачем понадобилось создавать два однотипных объединения.

В областной организации ДВР считают, что власти некоторых городов проявляют излишнюю торопливостью при принятии уставов, уставы не проходят серьезного обсуждения в СМИ, принимаются наспех на референдумах. Вместе с тем, по мнению ДВР, эти уставы вызывают серьезные сомнения с точки зрения разумного баланса властей. Региональное отделение ДВР направило на экспертизу уставы Выборга, Соснового Бора и Гатчины, а также областной закон о местном самоуправлении.

7.    ПРОФСОЮЗЫ

22 июля была продолжена начатая 24 июня и приостановленная на время выборов президента РФ акция протеста на Ленинградской атомной электростанции (см. [2]). Незадолго до этого директор ЛАЭС А.Еперин подал министру атомной энергетики РФ прошение об отставке. К этому шагу его подтолкнуло не только требование коллектива ЛАЭС, но и информация о том, что в министерстве готовятся документы о снятии с ЛАЭС статуса эксплуатирующей организации и введении станции в состав концерна "Росатомэнерго" (это то, против чего директор ЛАЭС сопротивлялся с самого начала своей деятельности - см. [2]).

Министр по атомной энергии РФ принял отставку Еперина с объявлением ему благодарности за многолетнюю плодотворную работу в отрасли. Приказом министра исполнение обязанностей директора ЛАЭС возложено (до принятия окончательного решения) на главного инженера станции Валерия Лебедева.

Временно исполняющий обязанности директора ЛАЭС обязался к 9 августа представить график погашения долгов по зарплате (всего на 25 млрд рублей).

Видимо, не без влияния июньского выступления коллектива ЛАЭС (к которому позднее присоединились коллективы некоторых других атомных станций России) 2 июля президент РФ подписал указ "О гарантиях безопасного и устойчивого функционирования атомной энергетики РФ". Этот документ в перспективе должен позволить перейти к прямым расчетам между атомными станциями и крупными промышленными объектами-потребителями, что, в свою очередь, должно облегчить финансовое положение АЭС. Тем временем министр атомной энергетики и председатель ЦК отраслевого профсоюза обратились к секретарю Совета безопасности РФ А.Лебедю. Ссылаясь на события на ЛАЭС, они просят Лебедя добиться, чтобы РАО "Единые энергосистемы России" осуществляло расчеты с атомными станциями пропорционально вкладу станций в единую энергосистему страны. В связи с этим обращением 11 июля в Москве состоялось совещание председателей профсоюзных комитетов атомных станций РФ, где принято решение вынести на конференции трудовых коллективов АЭС вопрос о вхождении в коллективный трудовой спор в связи с задержками зарплаты.

В настоящее время акция протеста на ЛАЭС вновь приостановлена, ориентировочно - до середины августа.

По примеру работников ЛАЭС намерены отстаивать свои права их ближайшие соседи - сотрудники Сосновоборского НИИ комплексных испытаний оптико-электронных приборов и систем. Здесь тоже не выплачена зарплата за 3 месяца, причем зарплата у ученых в 4-5 раз меньше, чем на ЛАЭС. На совместном заседании профкома и администрации принято решение поставить перед Министерством оборонной промышленности РФ (в чьем ведении находится НИИ) вопрос о расторжении контракта с директором НИИ. В случае невыполнения этого условия будет предпринята акция протеста, конкретную форму которой определит конференция трудового коллектива.

8.    СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИТОГИ ПОЛУГОДИЯ

Опубликовано официальное сообщение комитета государственной статистики об экономике области в 1-м полугодии 1996 года.

Валовый внутренний продукт

Объем ВВП снизился по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 12%. Сокращение обусловлено снижением производства в основных товаропроизводящих отраслях: промышленности, строительстве, сельском хозяйстве.

Промышленное производство

Объем производства промышленной продукции снизился на 11%. Производство товаров народного потребления сократилось на 29%. При этом выпуск продовольственных товаров сократился на 34%, непродовольственных - на 22%.

Выпуск муки сократился на 81%, макаронных изделий - на 63, животного масла - на 61, мясных консервов - на 56, мясных полуфабрикатов - на 54, мяса - на 49, плодоовощных консервов - на 31, колбасных изделий - на 27, цельномолочной продукции - на 24%.

Капитальное строительство

Общий объем использованных капитальных вложений (1,5 трлн рублей) был на 26% ниже, чем в тот же период прошлого года. В структуре капитальных вложений доля средств федерального бюджета составила 2%, регионального бюджета - 3, собственных средств предприятий - 83, прочих источников - 12%.

Жилищное строительство

Введено 2059 квартир, их общая площадь в 1,5 раза больше уровня того же периода прошлого года. Жителями области за счет собственных средств и с помощью кредитов банков введены 737 одноквартирных жилых домов площадью 71,8 тысяч кв. м., (что в 1,5 раза больше, чем в соответствующий период прошлого года), из них в сельской местности введено 580 домов.

Сельское хозяйство

Объем производства сельскохозяйственной продукции в хозяйствах всех категорий сократился на 17%. В хозяйствах всех категорий произведено мяса (в живой массе) на 29% меньше, молока - на 11. Производство яиц возросло на 5%. Доля личных подсобных хозяйств населения и фермеров в общем производстве мяса увеличилась на 5% и составила 29%, молока - на 4% (27%), яиц - уменьшилась на 3% и составила 9%.

Поголовье скота сократилось на 11% (свиней - на 42%, коров - на 9%).

Цены и тарифы

Рост цен на товары и платные услуги составил 13,7%, в том числе на продовольственные товары - 11,6%; на непродовольственные - 14,2%; на платные услуги - 19,7%. Среднемесячный рост цен - 2,2%. Без изменения остались цены на легковые автомобили, бензин, меха и меховые изделия.

Темпы роста цен и тарифов на платные услуги превысили темпы роста цен на товары в 1,6 раза.

Финансы

Прибыль предприятий промышленности, строительства и транспорта снизилась на 40%. Доля убыточных предприятий за январь-май составила 40% (увеличение на 19%).

Недоимка по налогу на прибыль составила 118 млрд рублей, что составляет 25% от всей суммы поступлений этого налога. Недоимка по налогу на добавленную стоимость - 241 млрд. руб. (57%).

Уровень жизни

Стоимость фиксированного набора из 19 основных продовольственных товаров в ценах июня составила 247,2 тыс. рублей. Денежные доходы населения увеличились в 1,7 раза. Реальные располагаемые денежные доходы возросли на 1,5%. Среднемесячная зарплата увеличилась в 1,8 раза. При этом реальная зарплата возросла на 7,6%.

Средняя оплата труда одного работника с учетом выплат социального характера в июне позволяла приобрести 3,1 набора из 19 основных продовольственных товаров и обеспечивала 2,3 прожиточных минимума.

Занятость

Численность официально зарегистрированных безработных увеличилась на 22% и составила к концу июня 6,8% трудоспособного населения (50,0 тысяч человек).

Демографическая ситуация

В 1-м полугодии родилось на 330 детей меньше, чем в соответствующий период прошлого года. Смертность превысила рождаемость в 2,4 раза. Число заключенных браков уменьшилось на 19%, число разводов уменьшилось на 23%.

Численность населения Ленинградской области составила на 1 июля 1996 г. 1 миллион 676 тысяч человек.

Приватизация

Приватизировано 15 предприятий (объектов). Получено от приватизации 9,1 млрд. рублей.

Источники

1. Драбкина Т.М. Санкт-Петербург в марте 1996 года. // Политический мониторинг. - М.- ИГПИ. - 1996, №3.

2. Драбкина Т.М. Ленинградская область в июне 1996 года. // Политический мониторинг. - М.- ИГПИ. - 1996, №6.

3. Кендерова Р. Кесарю кесарево... // Вести. - СПб. - 1996. - 6 июля. - №73. - С. 1.

4. Драбкина Т.М. Санкт-Петербург и Ленинградская область в сентябре 1994 года. // Политический мониторинг. - М.- ИГПИ. - 1994, №9.

5. Драбкина Т.М. Ленинградская область в декабре 1995 года. // Политический мониторинг. - М.- ИГПИ. - 1995, №12.

6. Драбкина Т.М. Ленинградская область в марте 1996 года. // Политический мониторинг. - М.- ИГПИ. - 1996, №3.

7. Ленобласть обретает новые права // Вести. - СПб. - 1996. - 16 июля. - №77. - С. 2.

8. Бычкова А. Выборы в области ожидаются в декабре // Вести. - СПб. - 1996. - 11 июля. - №75. - С. 1.

9. Бычкова А. Не так страшен "хромой черт", как его малюют...// Вести. - СПб. - 1996. - 23 июля. - №80. - С. 2.

10. Медведев А. Инициатива наказуема судом // Вести. - Спб. - 1996. - 25 июля. - №81. - С. 2.

11. Драбкина Т.М. Ленинградская область в феврале 1996 года. // Политический мониторинг. - М.- ИГПИ. - 1996, №2.

12. Сапожникова Т. "Шлиссельбургское дело", увы, пока не кончилось миром // Вести. - СПб. - 1996. - 30 июля. - №83. - С. 2.