Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Удмуртская Республика

Игорь ЕГОРОВ

УДМУРТСКАЯ РЕСПУБЛИКА

В АВГУСТЕ 1996 ГОДА

1.    ВСТРЕЧИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ РЕСПУБЛИКИ С ВИКТОРОМ ЧЕРНОМЫРДИНЫМ

Седьмого августа состоялась встреча председателя Государственного совета Удмуртской Республики Александра Волкова и председателя правительства Удмуртской Республики с исполняющим обязанности председателя правительства России Виктором Черномырдиным. Встреча оказалась приуроченной к торжественной церемонии вступления в должность Президента России.

Разговор с премьером касался, во-первых, резкого повышения тарифов на электроэнергию (с 1 августа 1996 года) и последствий этого шага для отечественных товаропроизводителей. Во-вторых - созданию в Удмуртской Республике Федерального научно-производственного центра стрелкового оружия (тема была продолжена после беседы Волкова с Ельциным в июле текущего года в Барвихе 24 июля 1996 года). Итогом разговора стало поручение председателя правительства России "подготовить проект постановления правительства России". По словам Александра Волкова на пресс-конференции по итогам встречи, которая состоялась 12 августа, решение данного вопроса позволит проводить в Ижевске выставки стрелкового оружия, в том числе и международные, улучшит финансовое положение республики.

(Кстати, на 1997 год, по сообщению пресс-службы Государственного совета Удмуртской Республики, намечена организация международной выставки стрелкового оружия в Ижевске.)

Рассматривался вопрос о пролонгации бюджетных ссуд (242 миллиарда рублей), выделенных республике в предвыборный период. Ситуация на момент переговоров складывалась печальная. Поскольку ссуды и кредиты, полученные республикой нужно было возвращать, министерство финансов России не выделяло Удмуртии суммы, причитающиеся ей в качестве трансфертов. Премьер дал поручение министру финансов рассмотреть вопрос вместе с руководством УдмуртскойРеспублики. Волков с удовлетворением отметил, что в ходе последующей встречи в министерстве финансов удалось достичь договоренности о пролонгации бюджетных ссуд и по перспективному росту притока кредитных ресурсов в республику. В частности положительно решен вопрос о получении кредита на приобретение еще одного самолеа Ижевским предприятием "Ижавиа". В ближайшие месяцы УР может расчитывать на 137 миллиардов рублей трансфертов. Наблюдатели полагают, что скорее всего эти средства будут получены за счет перераспределения доходов в бюджеты (скажем, как было в начале года, увеличение доли НДС, оставляемой вреспублике).

Продолжился разговор овозможности для УР, по примеру Татарстана, оставлять у себя часть "нефтяных акцизов". (Общая сумма, в которую оценивается это решение, составляет, по некоторым данным, 206 миллиардов рублей).

На пресс-конференции Волков отметил, что пока происходит процесс формирования правительства России, у руководства республики есть время для подготовки проекта постановления по федеральному центру стрелкового оружия и указа Президента по ижевскому автомобилю. (По некоторым данным, вопрос по поводу инвестирования автомобильного производства в Удмуртии вызвал непонимание в министерстве экономики России. Тамошние специалисты сомневаются в целесообразности данного шага.) "Основа для нормального настроения есть, - считает председатель Гоударственного Совета УР, - но главное: какой будет политика российского правительства".

Что касается возможности предоставления стомиллиардного стабилизационного кредита Евроазиатскому банку экономического развития, по поводу которого 25 июля, комментируя результаты встречи с Ельциным в Барвихе, Волков высказался "о понимании вопроса" со стороны Президента, тотеперь дело продвинулось до "взято к исполнению". На заседании Совета Федерации Волков внес предложение том, чтобы Государственная Дума приняла решение о критериях оценки работы Правительства РФ. (В УР такой документ был принят на одной из первых сессий Государственного совета.)

Состоялась встреча и в Пенсионном фонде. Достигнута договоренность о том, что УР получит поддержку Пенсионного фонда в размере пятнадцати-двадцати миллиардов рублей. Также состоялась встреча в генеральной прокуратуре России.По словам Волкова, в прокуратуре "с пониманием" отнеслись к просьбе руководства республики не спешить с выводами по поводу принятия Госсоветом Удмуртии закона "О системе органов государственной власти в Удмуртской Республике" до рассмотрения поправок к Закону "Об основах местного самоуцправленияв Российской Федерации"в Государственной Думе России.

2.    ЭКОНОМИКА

2.1.    Общие замечания

Руководство УР исповедует идеологию сильного государства, берущего на себя и хозяйственные, и политические, и административные функции. При всей противоречивости, порой, политики регионального руководства сегодня уже вполне можно определить характеристики его подходов к решению экономических проблем. Это нечто синтезированное из старых директивно-распределительных, административных форм руководства экономикой и чисто экономических. Представляется, что такой подход вполне адекватен существующей ситуации в обществе. Другой вопрос, насколько такое содержание политики будет приводить к улучшению экономического положения региона и способствовать решению самых острых его проблем.

В общих чертах набор методов проведения экономической политики выглядит следующим образом.

А. Широкое использование положения государства как крупнейшего собственника. Посредством своего участия в уставных капиталах АО региональная власть проводит свою политику. Чаще всего кадровую. Надо сказать, что общее направление этой деятельности - в расширении этого участия. (Попытки использовать государственные пакеты акций в качестве средства получения инвестиций может проиллюстрировать ситуация с созданием АО "Ижнефтемаш-SP").

Б. Усиление контрольных функций власти. Контроль часто тяготеет к "чрезвычайщине".

В. Политика налоговых льгот. Есть оценки, согласно которым как контроль, так и предоставление налогвых льгот часто связано с обеспечением лояльности к региональному руководству руководителей хозяйствующих субъектов.

Г. Централизация политической власти исключает распыление ее по "уровням" и "ветвям" и вполне коррелирует, взаимоопределяет централизацию власти экономической. При этом, в условиях, когда государство остается крупней шим собственником, инвестором и гарантом, политическая и экономическая власть оказывается у одного, достаточно узкого круга лиц. Основнаяоппозиция, которая возникает в этой ситуации заключается лишь в противоречиях между руководством региона и транстерриториальными экономическими субъектами. При этом руководство Удмуртской Республики пытается установить тесные отношения с руководством России.

Д. При всем при том руководство республики, как видно, пытается, сконцентрировать в своих руках как можно больше того, что делает власть реальной. Правовой аспект пределов власти в регионе во внимание не берется. В связи с этим вспоминается фраза, сказанная начальником правового управления Госсовета УР Игорем Осипановым, в ответ на вопрос о соответствии принятых не так давно законах Удмуртской Республики федеральным. В ответ на упреки в этой области Осипанов ответил примерно следующее: "думается, на то и законодатель, чтобы он принимал и отменял свои законы".

2.2.    Развитие ситуации в связи с деятельностью банка-агента удмуртского правительства

Как уже сообщалось в наших обзорах, одним из главных вопросов, которые удмуртский регион сегодня "решает" в Москве, заключается в предоставлении стомиллиардного кредита Евроазиатскому банку экономического развития. Первое "добро" было получено на встрече 24 июля в Барвихе Александра Волкова, председателя Госсовета Удмуртской Республики, и Бориса Ельцина. Вторую "поддержку" в этом вопросе удмуртское руководство получило седьмого августа, когда оно встречалось с премьером Черномырдиным. 15 августа первый заместитель председателя Центробанка Александр Хандруев назначил на 21 августа встречу для обсуждения условий кредита в сто миллиардов рублей для банка-агента Удмуртского правительства - Евроазиатского банка экономического развития, о котором в Барвихе Александр Волков передал письмо Борису Ельцину. Тогда Ельцин наложил на письме визу с поручением оказать содействие, после чего уже председатель ЦБ Сергей Дубинин дал поручение подчиненным отработать этот вопрос.

20 августа на ррезидиум Госсовета УР вне повестки вносится вопрос о поручительстве властей республики перед ЦБ под кредит для ЕАБЭР. По словам Валерия Богатырева, президента ЕАБЭР, на тот день ЦБ предложил за него 55 процентов, "но мы будет настаивать на 25 процентах". На вопрос о том, из чего складывается 150-миллиардный залог, ВалерийБогатырев назвал ценные бумаги (в основном ГКО) на 25 миллиардов рублей, имущество и недвижимость на 30 миллиардов рублей, кредиты первой грппы надежности на 25 миллиардов рублей. (Получается только 80 миллардов). Названы были также ликвидные активы в виде остатков на счетах банка, но тут же Богатырев оговорился, что ЦБ их в качестве залога не берет. Богатырев также заметил, что состоялся какой-то разговор с министром финансов и добавил: "Если вдруг что-то в республике произойдет, это можно будет в Министерстве финансов вернуть".

2.3.    Судьбы промышленности

Пятого августа состоялось заседание президиума Госсовета УР. При обсуждении перечня вопросов повестки очередной сессии Государственного совета выступил Александр Бегунов, руководитель фракции коммунистов. Он заявил, что при любой ситуации депутаты-коммунисты будут настаивать на включении в повестку проблем восстановления отраслей и предприятий, наиболее пострадавших от приватизации. Это невозможно, по словам Бегунова, без обсуждения программы работы правительства на весь срок его деятельноти, его концепции вывода экономики из кризиса. С момента поручения сессии правительству разработать такую программу прошло два месяца.

В ходе развязавшейся по этому вопросу дискуссии оппозицию Бегунову составил Виталий Александрович Соловьев, председатель комисии по промышленности. Соглашаясь с необходимостью разработки республиканской концепции развития промышленности, он настаивал на том, что для ее разработки еще достаточно времени, что до очередной сессии "просто не будет готово правительство", что реаьнее и эффективнее сосредоточить усилия на реализации конкретных программ отдельных крупных предприятий. "Если мы решим, - доказывал Виталий Александрович, - практические задачи с выходом из кризиса "Ижмаша", то решим половину республканских промышленно-экономических проблем. Это будет уже первая большая победа". Подготовку же стратегической программы правительства, концепция выхода из кризиса и их обсуждение можно отложить до конца года.

Требования Бегунова поддержал Александр Волков. Отсутствие общей концепции, сосредоточения всех сил от правительства, министерств до районных администраций и руководства предприятий, - во многом вызывает иждивенческие настроения на местах, говорил Волков. "Но вот наши мотоциклы увезли в ЮАР. Их там не покупают не из-за конструкторских или технологических данных, а из-за того, что "не руками собраны": ни завести, ни с места стронуться. Заказали "Ижмашу" 35 автомобилей "ручной сборки" для администраций, договорились, какой двигатель поставить, какую коробку передач, в какой цвет покрасить... При получении машины представителями Устиновского района, чтобы вывести "персональную" машину своим ходом с территории завода, пришлось трижды менять запасные части. Специально повезли в Москву, устанвили на машину главы правительства республики магнитолу-приемник, чтобы сделать рекламу для нашей продукции в столице среди экономической элиты...Радиоизделие вышлоиз строя."

На заседании Президиума было принято решение о государственном поручительстве по иностранным кредитам, которые могут дать три кредитные линии в 68 миллионов долларов и 97 миллионов немецких марок для модернизации прессового, металлообрабатывающего и пластмассового оборудования, линии покраски на автозаводе. Предоставлены солидные льготы "Ижмашу". От НДС освобождаются все средства, направляемые на жилищное, социальное и культурное строительство, что снизит стоимость всего этого на 6-7 процентов.

2.4.    Ситуация в "Удмуртгеологии"

На заседании президиума Госсовета 19 августа принято решение "в целях стабилизации экономического положения АО "Удмуртгеология", получения гарантий загрузки мощностей и обеспечения геологоразведочных работ" передать часть государственного пакета акций"Удмуртгеологии" концерну "Роснефть".

После того, как НК "Роснефть" заявила свою претензию на 25,5 процента уставного капитала "Удмуртгеологии", правительство УР не хотело поступаться своей долей, при этом ежегодно игнорируя свои обязательства по оплате проводимых АО геологоразведочных работ. (см. апрельский обзор). В феврале 1996 года Госкомитет по собственности УР предложил провести дополнительную эмиссию акций "Удмуртгеологии", которую должна была выкупить "Роснефть". Здесь были проблемы с законностью, с ущемлением прав акционеров из числа трудового коллектива. Поэтому на шестой сессии Госовета (открылась 28 мая 1996 года) даже внесли проект соотвествующего закона. В результате по настоянию премьера закон переименовали в постановление и в конце мая утвердили решением Госсовета УР. 19 августа Президиум ГосударственногоСовета Удмуртской Республики принял постановление о новой схеме передачи акций "Удмуртгеологии". Суть его заключается в том, чтобы передать НК "Роснефть" 12,25 процента акций из республиканского пакета и 12,75 процента акций, консолидированных в трудовом коллективе. В условиях трехстороннего соглашения входит ответное обязательство НК "Росфнефть" финансировать геологоразведочные работы, провдимые АО, а также покрытие 18 миллиардного долга геологам за выполненные работы.

Соответствующим постановлением Президиум разрешил Правительству передать Ижевской государственной сельскохозяйственной академии незавершенное здание медико-санитарной части государственного предприятия "Ижевский электро-механический завод".

2.5.    Кредиты для "Ижмаша"

Президиум Госсовета cвоим паралельным постановлением дополнил решение правительства УР о договоре поручительства по иностранным кредитам для модернизации автопроизводства АО "Ижмаш", позволяющие провести необходимые действия по открытию двух кредитных линий ("немецкая" - на 144 миллиона марок и "японская" -на 68 миллиона долларов). К этому времени руководством "Ижмаш" были подготовлены проекты трех договоров поручительства между правительством УР, с одной стороны, и Министерством финансов РФ и Внешэкономбанком с другой, а также договор залога между правительством УР и АО "Ижмаш". Конкретные объекты залога будут определены прозднее (республиканская доля нефти по СРП сюда не входит). Таким образом, республиканские власти поручились за первые пятнадцать процентов от всего объема предлагаемых инвестиций, которыедолжны поступить в Ижевск в виде оборудования покрасочной линии, обработки пластмассовых изделий, металлообработки и универсального прессовочного оборудования.

На том же заседании президиума Госсовета был рассмотрен вопрос об освобождении от государственной пошлины договора кредита между АО "Ижмаш" и Евроазиатским банком экономического развития, по которому банк предоставил АО пятнадцать миллиардов рублей для выплаты заработной платы на предприятии. В качестве гарантии под этот кредит "Ижмаш" заложил свой легкоатлетический манеж. Госпошлина (полтора процента от сделки) должна была идти в бюджет Ижевска, поэтому ходатайство об освобождении поступило со стороны городской администрации, однако по закону эта инициатива находится в компетенци и представительного органавласти. Поскольку судьба Ижевской городской думы до сих пор остается неясной, а республиканские власти признают только полномочия Объединенного Совета депутатов Ижевска, то решение вопроса отсрочили до ближайшего заседания Объединенного Совета. Последний пытались собрать 13 августа, но безуспешно.

2.6.    "Нефтяной конкурс"

Как известно, Удмуртская Республика объявила один международный конкурс на право разработки 12 месторождений с дополнительным условием инвестирования 250 миллионов долларов в автопроизводство. Его результаты станут известны после 30 сентября. Кроме того, в июле депутаты Госсовета УР утвердили перечень месторождений, предоставляемых в пользование на условиях Соглашения о разделе продукции на бесконурсной основе ЗАО "Белкамнефть". В августе правительством УР принято решение о подготовке к объявлению конкурса на еще три нефтяных месторождения, расположенных натерритории Балезинского, Игринского и Шарканского районов Удмуртии. Все три меторождения (Патраковское, Центральное и Турецкое), согласно подписанному в октябре прошлого года межправительственному Соглашению о разграничению полномочий по владению, пользованию и распоряжению природными ресурсами, относятся к объектам республиканского значения. Их суммарные извлекаемые запасы по состоянию на 1 января 1995 года составляют около 15 миллионов тонн нефти, а самым крупным является Петраковскоеместорождение с запасами по категории C1/C2 около 7,5 миллионов тонн. Цель конкурса - привлечение инвестиций в разработку данных объектов и обеспечение финансирования социальных проектов в районе добычи. Поскольку утверждение перечняместорождений, подпадающих под СРП, находится в компетенции Госдумы России и госсовета УР в части его полномочий, на октябрьскую сессию республиканского парламента должны будут внести соответствующий законопроект. Технико-экономическое обоснование СРП планируется подготовить в течение тех месяцев, которые уйдут на проведение конкурса. Его победителем станет участник, предложивший наибольшую долю Удмуртской Республики в добытой нефти. На сегодня ожидаются два участника конкурса, которыевыполнили еще не все процедуры, связанные с участим в конкурсе.

Значительно позже обозначенного срока покупки документов на 12 месторождений, выставленных на конкурс, пришло сообщение о появлении еще одного потенциального участника - чешской фирмы "Томас групп". Правда, деньги на оплату пакетов геологической информации (140 тысяч долларов США) переведены почему-то американской "Юнион петролиум". Официальные лица не могут пока прокомментировать сей сюжет. Если купивший ранее информационный пакет "Сэмсон" и "Томас групп" сделают второй шаг, подав заявку и, главное, внеся залог в 400 тысяч долларов США - конкурс состоится.

Как известно, не состоялась выдача лицензий ОАО "Удмуртнефть" (44 находящихся в разработке месторождений и девять новых) после того как заместитель удмуртского премьера Сергей Касихин (председатель комитета пососбственности) выдвинул предложение оценить лицензии как вклад Удмуртской Республики в уставной капитал "Удмуртнефть". Когда правительство УР подписало с АНК "Башнефть" соглашение о форме разработки юго-восточных месторождений республики и учредило для этого АОЗТ "Белкамнефть", появилась новая идея - создание совместного предприятия, учрежденного Госкомсобственности и нефтедобывающей компанией. При любом варианте речь идет о предоставлении лицензий только предприятию, совладельцем которогоявляется республиканскаявласть.

2.7.    Визит представителей "Форда" на "Ижмаш”

28 августа Ижевск посетила американская делегация, представляющая компанию "Форд Моторс" в составе трех вице-президентов и директора по развитию новых рынков. Делегация фирмы "Форд" пробыла в республике всего пять часов, посетив новые корпуса автопроизводства и простаивающий металлургический комплекс. Наблюдатели уверяют, что посещение последнего объекта свидетельствует о том, что планы "Форда" по-прежнему связаны с возможностью размещения сборки "Фордов" на площадях металлургического комплекса. В этом случае, по мненинию тех же наблюдателей, речь не идет о глобальной перестройке автопроизводства в Ижевске, аамериканские инвестиции будут касаеться лишь данного коммерческого проекта.

Кстати, в тот же вечер в новостях ГТРК "Удмуртия"паралельно с сюжетом о визите делегации "Форда" в Удмуртию былпоказан сюжет о сотрудничестве компании "Дженерал Моторс" с автопроизводством в Елабуге. Интерпретация этого факта в местной прессе такова: представители "Форда" были со своими делами в Москве и заехали в Ижевск дабы засвидетельствовать свое присутствие в соседнем регионе со своими основными конкурентами.

2.8.    Ситуация с "Ижнефтемаш"

12 августа принято постановление правительства УР о создании ОАО "Ижнефтемаш - SP" (а 19 августа это решение было уверждено решением президиума Госсовета Удмуртской Республики). В новое АО передается государственный пакет акций АО "Ижнефтемаш".

Госкомитет пособственности предложил следующую схему. Все17 процентов акций "Ижнефтемаша", принадлежащие Удмурии, должны войти в уставной капитал "Ижнефтемаш - SP", где они составят 35 процентов. Уставной капитал нового АО определен в 17 миллионов долларов, где доля “Ижнефтемаша”, внесенная недвижимостью и основными фондами, - 8 миллионов долларов, остальные должны внести предприятия нефтегазодобывающего комплекса, которые удастся заинтересовать продукцией ОО "Ижнефтемаш - SP". Поскольку из переданных республикой акций в уставной капитал нового предприятия 11 процентов - составляют обыкновенные акции, и 24 процента - привилегированные, последние подлежат продаже в течение ближайших трех лет. Согласно договоренности, “Ижнефтемаш” взял обязаельство в том, чтобы их выкупил у правительства УР "Ижнефтемаш - SP" за четыре миллиона долларов. 17 процентов акций создаваемого ОАО передается нефтяной кампании "Роснефть" в залог под обязательство инвестировать в развитие предприятия шесть миллионов долларов. Конечным продуктом будущего предприятия станет выпуск штанг для насосов для ТЭК. Сертификат качества международного образца на эту продукцию недавно получен. Хорошо в этом деле и то, что "Ижсталь" тоже получает загрузку по выпуску стали, необходимой для продукции ОАО “Ижнефтемаш - SP”.

2.9.    Проблемы поселка Валамаз Красногорского района Удмуртии

По поручению Александра Волкова (в связи с обращением безработных поселка Валамаз к руководителям республики), рабочая группа во главе с заместителем председателя постоянной комиссии удмуртского парламента по промышленности Александром Гороховым (фракция коммунистов) выехала в Валамаз Красногорского района с тем, чтобы на месте разобраться с тем плачевным положением, в котором оказался этот поселок. Формальным поводом этой акции стало письмо аламазских безработных к высшему должностному лицу республики и главе ее правительства. На самом же деле проблемы Валамаза известны давно и стали болью не только районного масштаба но и республиканского. Больше года простаивает стекольный завод, в апреле 1994 года встал лыжный цех игринского леспромхоза. Из пятисот человек трудоспособного населения поселка около трехсот человек - безработные. В ноябре истекает установленный законом срок, в течение которого государство может выплачивать пособия по безработице. Да и за последнее время по этим пособиям местный центр занятости задолжал своим подолпечным примерно 178 миллионов рублей. Пособия выдавали мукой, маслом и другими товарами.

Как рассказал глава Красногорской администрации Михаил Матушкин, первым закрывшимся в поселке предприятием стал швейный цех сарапульской обувной фабрики, располагавшийся в бывшем здании школы. Сарапульцы привозили сюда раскроенные верхние части обуви, здесь их сшивали и отправляли обратно в Сарапул, где производственная цепочка наконец замыкалась. Получалось трудоемко, но зато таким образом долгое время решалась проблема трудозанятости женского населения. Когда началась перестройка, сарапульцы "втихаря" как выразился Михаил Иванович, вывезли все оборудование и "планово-убыточное производство" сарапульской обуви в Валамазе было прекращено. Без работы оказалось 60 человек. Следующим оказался лыжный цех. Его производство тяжелых березовых лыж из привозной древесины остановилось в апреле 1994 года. В это же время началась приватизация стекольного завода. Первым его собственником стал ижевский "ГПЗ-32". Завод споткнулся на производстве одного наименования бутылки из зеленого стекла, которая уже в те времена обходилась гораздо дороже цены реализации. Ижевские производители подшипников отказались производитьв Валамазе стеклотару. Скупив большую часть акций, в том числе и у населения, новым владельцем завода стала фирма"Альянс". Но и ее, похоже, не слишком интересовало развитие местного производства. За время их владения, как рассказывают в Валамазе, завод не только ничего нового нет приобрел, но и растерял то, что имел, включая собственный автопарк, в котором имелась даже"Тойота"... когда-то. Насколько известно, "Альянс" уже сейчас готов расстаться со своим контрольным пакетом акций стеклозавода, который уже мало кому нужен. Завод имеет 3,7 миллиардов рублей долгов.

В прошлом году была совершена мужественная попытка руководства района и сознательных преставителей трудового коллектива все-таки пустить производство. Рабочих "подняли" как во времена комсомольских строек. Удалось пустить одну линию, которая, проработав некоторое время, встала и уже окончательно. Если пройти по цехам валамазского стеклозавода, вполне может сложиться впечатление, что его рабочие покидали свои рабочие места, словно скрываясь от стихийного бедствия, поспешно, не успев сложить инструмент и прибрать рабочее место. Сегодня на стеклозаводе и в лыжном цехе леспромхоза находится только охрана, да и то в ночное время. А днем на производственные площади легче пробраться через дырку в заборе, чем через дверь. Кстати, именно так попала на стекольный завод комиссия в сопровождении главы районной администрации.

Сегодня, по оценкам Михаила Матушкина, чтобы возродить производство в Валамазе, нужно примерно десять миллиардов рублей. Денег таких скорее всего нет. Правда, есть некий покупатель стекольного завода, предложения которого в Валамазе называют "питерским вариантом". Он готов вложить деньги в предприятие, но при условии, что ему не придется расчитываться со всеми долгами. Он готов выплатить 400 милионов рублей долгов и дать средства на пуск одной линии завода. Всего это стоит 900 миллионов рублей и обеспечит работой примерно 90 человек. Сегодня рассматриваетсявариант, при котором валамазский стеклозавод признается банкротом, его имущество, которое оценивается сегодня по некоторым оценкам в 100 миллионов рублей, реализуется, вырученные средства и деньги соцстраха используются на выплату заработной платы, долги списываются, а потом решается дальнейшая судьба предприятия и его рабочих.

Члены прибывшей в Валамаз комиссии убеждены в том, что беда Валамаза- результат непродуманной приватизации и в том, что сегодня только государственные органы власти, в том числе и районные, в состоянии возродить старый рабочий поселок, который некогда составлял гордость района.

2.10.    Деятельность Контрольной палаты

В течение августа Контрольная палата Госсовета провела два заседания. Одно из них посвящалось нарушениям в расходовании государственных средств и собственности, злоупотреблениям служебным положением в ГТРК "Удмуртия", в результате огласки которых в печати вынужден был подать в отставку ее генеральный директор. Второе заседание посвящено было делам Продовольственной корпорации. Рассказ об этих сюжетах будет у нас более подробным, поскольку личная интуиция подсказывает наличие некой связи между заявленным летом министром сельского хозяйства курсом на создание финансово-промышленных групп в агропромышленном комплексе и попыткой разгромить руководство Продовольственной корпораци; впрочем, это только предположение, требующее подоробного изуччения ситуации.

23 августа Контрольная палата при Госсовете Удмуртской Республики продолжила свою работу. На сей раз интерес главного органа контроля за использованием бюджетных средств и государственной собственности вызвала Продовольственная корпорация, преобразованная из бывшего предприятия "Удмуртхлебопродукт". На три сюжета обратили внимание проводившие проверку в корпорации работники прокуратуры и министерства внутренних дел.

Во-первых, странные отношения с фирмой "Граник-Иж" по поставкам в республиканские фонды зерна. Договор о поставке 460 тысяч тонн зерна генеральный директор корпорации Николай Клюшник заключил 27 апреля 1994 года. Согласно этому документу, корпорация производила оплату поставленного зерна "по факту", то есть только после того, как все зерно окажется на складах корпорации. Несмотря на это, 9 августа 1994 года корпорация перечисляет в качестве предоплаты 3,5 миллиардов рублей на счет своих партнеров. Только спустя девять месяцев "Граник-Иж" начал поставлять обещанный товар. Да и то, как выявила проверка, не все, не сразу и не то. Фактически зерно было поставлено лишь спустя год после заключения договора только на сумму 1,286 миллиардоврублей и по ценам не 1994 года (150 тысяч рублей за тонну), а 1995 года (400-500 тысяч рублей за тонну). Все это не могло не вызвать вопросов у проверяющих. Однако в ответ на претензии прокуратуры и Контрольной палаты, генеральный директор Продовольственной корпорации Николай Сергеевич Клюшник сообщил, что фирма "Граник-Иж"( отметим, что уставной фонд ее составляет всего 15 тысяч рублей, а собственности в пределах Удмуртии у нее никакой нет) возникла в результате сложных встреч и переговоров аж с Рамазаном Абдулатиповым. Именно с ним встречался и все якобы обговарилал тогдашний руководитель удмуртского правительства Александр Волков. Что до денег, то Продовольственная корпорация подала иск в арбитражный суд, решением которого сумма в 2,236 миллиардов рублей была взыскана с фирмы "Граник-Иж". Цены на зерно, по которым "Граник-Иж" осуществил свои поставки были в полном соответствии с рекомендациями Зернового союза и здесь претензии,по мнению Клюшника, не обоснованы.

Восемьсот миллионов рублей было выделено "Республиканскому народному торговому дому "Ижевск"", который, какговорится в постановлении Контрольной палаты, использовалэти деньги на свои нужды. По данным прокуратуры республики, торговый дом "Ижевск" на момент получения от Продовольственной корпорации денег уже имел долг в размере 2,4 миллиардов рублей. Естественно, что любое денежное вливание было для него необходимо. По словам Николая Клюшника, решением арбитражного суда от 12 марта 1996 года выделенные день и у торгового дома были взысканы. Однако представитель прокуратуры на заседании Контрольной палаты был непреклонен. Во-первых, он выразил мнение прокуратуры, о том, что было бы хорошо, чтобы в числе учредителей ТОО "Республиканский народный торговый дом "Ижевск" не было его сегодняшнего руководителя Аллы Усиевич. Кроме того, нужно обратить внимание на то, что находящиеся в собственности торгового дома ресторан и супермаркет были внесены в уставной фонд как муниципальная собственность. Теперь же, после известных изменений в правовой системе Удмуртии, все это должно перейти в собственность государства.

Особое, пожалуй, место в рассматриваемых сюжетах занимает коммерческая фирма "Зернопродукт", в аренду которому Продовольственная корпорация сдала здание конторы и склады, без каких-либо договорных обязательств предоставляла финансовые средства и шестнадцать автомобилей "Москвич" и "КамАЗ" для реализации. В принципе, дело обычное, если бы учредителями "Зернопродукта" не являлись ближайшие родственники и друзья Николая Сергеевича Клюшника. Да и тут возможно, можно было бы обойтись простым порицанием и рекомендацией государственному служащему выйти из состава учредителей коммерческой фирмы. Однако, "Зернопродукт", как показала проверка, не вносил арендной платы, а налоги на имущество и плату за землю за него вносила корпорация. Фирма, к тому же, осталась должна корпорации 44 миллиона рублей (в ценах апреля 1993 года) за полученные для реализации автомобили. При этом "Зернопродукт" умудрялся выплачивать своим учредителям дивиденды. Так, согласно протоколу № 3 от 10 ноября 1992 года учредители этой фирмы получили по 7,4 тысячи рублей.По семь тысяч рублей они получили и в 1993 году. Четыреста миллионов рублей от продовольственной корпорации получило и крестьянское хозяйство Олина. Деньги эти решением арбитражного суда от 31 июля были взысканы. Только не известно, реализовано ли это решение. По крайней мере, как досадовал на заседании Контрольной палаты Николай Клюшник, наш арбитражный суд оказывается зачастую попросту беззубым, в чем он лично абсолютно не виноват. Что до денег, то, сегодня, по оценке самого Клюшника, Продовольственная корпорации имеет все средства, о которых говорилось на заседании Контрольной палаты, в виде зерна. Правда, имеется "упущенная выгода", которую Николай Сергеевич оценивает в девять миллиардов рублей. За время работы корпорации, по словам ее генерального директора, было проведено пять проверок министерством финансов, федеральным казначейством и даже специалистами аппарата Президента России и ни одна из них не выявила "нецелевого использования бюджетных средств. Тем не менее Контрольная палата приняларешение рекомендовать Правительству Удмуртской Республики рассмотреть вопрос о соответствии занимаемым должностям генерального директора Удмуртской продовольственной корпорации и его заместителя, провести полную ревизию финансово-хозяйственной деятельности корпорации за 1992-1996 годы. Контрольная палата отмечает слабый контроль деятельности корпорации со стороны правительства, о чем решено было проинформировать Госсовет. О принятых мерах решено заслушать правительство во втором квартале 1997 года.