Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Архангельская область

Ирина МЫШКИНА

АРХАНГЕЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ

в августе 1996 года

1.    наЧАЛО ПРЕДвыборНоЙ КАМПАНИИ:
ВЫДВИЖЕНИЕ КАНДИДАТОВ

Выборы представительных органов местного самоуправления, глав местного самоуправления и губернатора области назначены на 8 декабря текущего года. Проводиться они будут в один день. На данный момент областная избирательная комиссия в полном составе ушла в отпуск - до 15 сентября. До ухода комиссии на отдых четыре кандидата на должность губернатора области успели выдвинуть свои кандидатуры и зарегистрировать инициативные группы в облизбиркоме.

Первым в борьбу вступил действующий губернатор области (назначенный в феврале текущего года) Анатолий Ефремов. Его соперники: начальник управления кадров администрации области (на момент выдвижения, сейчас уже переведен на иное место работы) Евгений Хмелев; председатель бюджетной комиссии областного Собрания депутатов Александр Иванов; депутат Государственной Думы по 60-ому одномандатному округу Юрий Гуськов (КПРФ). Вполне вероятно, что после выхода работников облизбиркома на службу могут появиться и другие кандидаты, хотя среди политиков области деятелей равного уже выдвинутым соискателям уровня просто нет, кроме представителя Президента Павла Поздеева и депутата Государственной Думы от 59-ого округа Василия Гришина (КПРФ). Но по закону о выборах губернатора Поздеев не можeт быть кандидатом (до февраля 1996 года он жил в Москве), а Гришин вероятен лишь как второй кандидат от КПРФ, подстраховывающий Гуськова (как бы “областной Аман Тулеев”).

Ефремов выдвинут земляками - жителями его родного села Тойнокурье, Хмелев - инициативной группой избирателей, Иванов тоже, но группой всего из трех человек. Это - Юрий Щербачев, председатель Архангельской ДПР, Иван Мосеев - пpедседатель АРО “ЯБЛОКО” и депутат облсобрания, гендиректор “Пинегалеса” Игорь Варзумов. Мотивы столь своеобразного - "на троих" - выдвижения не вполне ясны. Надо учитывать, что авторитет Иванова достаточно высок, особенно в Архангельске, по публикуемым в печати рейтингам политиков области он стоит пeрвым из числа депутатов облсобрания. По всей видимости, на нестандартное избирательное действие “тройку” побудило желание первыми "застолбить" кандидата, что впоследствии позволит активно участовать в ведении кампании. Поскольку с финансами у кандидата все в порядке, желающих его поподдерживать ожидается изрядное количество.

Все три инициатора выдвижения выступали как рядовые избиратели, конференций возглавляемых Щербачевым и Мосеевым организаций пока не было. Однако в прессе уже связывают Иванова с “ЯБЛОКОМ”. Сам Иванов не подтверждает, но и не отрицает этого, предпочитая делать упор на общественно-политическое движение "Возрождение Севера" (до недавних пор именовавшееся "Демократическим возрождением Севера"). Движение это возглавляет сам Александр Петрович, оно действует в масштабах области и по своим позициям близко к тому, чтобы претендовать на роль местного издания демократической оппозиции.

Александр Иванов - сильный политик и знающий экономист, личность яркая и достаточно незаурядная; по своим убеждeниям ближе скорее к ДВР-ОД, чем к "ЯБЛОКУ". Поэтому выдвижение его лидером местного "ЯБЛОКА" кажется несколько поспешным, хотя ситуативно вполне обоснованным. Сам Иванов расценивает свое участие в компании, как возможность “сказать в полный голос то, что в иное время представляется проблематичным".

Безусловно, Ефремов на данный момент, учитывая не только его сильную позицию как действующего рукокодителя области, но и ожидаемую помощь со стороны Москвы, обладает наиболее весомыми шансами на успех. В августе Анатолий Антонович предпринял попытку подключить к своей избирательной кампании все демократически настроенные силы области, собрав их представителей на встречу и обрисовав им в общих чертах приоритетные направления будущей деятельности возглавляемой им администрации.

Основной упор делается на создании в области свободной экономической зоны. По мнению главы администрации, в первую очередь следует обратить внимание на освоение природных ресурсов (нефть, газ, алмазы) расположенных на территории Ненецкого АО. Но также обещаны усилия по восстановлению лесо-химической отрасли региона, развитию туризма (предполагается воспользоваться расположенным на территории космодромом "Плесецкий" для привлечения иностранных туристов на запуски ракет и спутников, заодно развивая ставший международным аэропорт "Архангельск"). И, конечно, губернатор намерен восстанавливать морской порт, провeсти электрофикацию участка Северной железной дороги от Коноши до Архангельска. Представителям общественных и политических организаций предложено внести свои рекомендации по созданию СЭЗ, а также подключиться к предвыборной кампании Анатолия Ефремова. Сейчас в администрации области работает группа аналитиков из Академии госслужбы, готовится ряд семинаров по вышеперечисленной проблематике.

На упомянутой встрече с общественными и политическими организациями губернатор заявил, что “курировать” нашу область намерен лично Виктор Черномырдин. По всей видимости, подобный интерес вызван не столько областью, сколько Ненецким АО с его месторождениями нефти и газа.

Евгений Хмелев в публичной политике пока обозначился довольно слабо. Позиция его на данный момент абсолютно неясна. В прессе однажды мелькнуло сообщение, будто Хмелев как “главный кадровик” области знает нечто такое, что поможет ему выиграть выборы, однако что именно - неизвестно. Выдвигаются предположения, будто Хмелев - "подсадная утка" Ефремова, для "оттяжки" голосов у Гуськова, но пока нет разумных оснований (если не считать прежней должности кандидата) считать именно так. По всей видимости, платформа кандидата выявится только в ходе агитационной кампании - если, конечно, Хмелеву удастся собрать за свое выдвижение 10 тысяч подписей не менее чем в пяти районах области (по областному закону о выборах губернатора, кандидат не может собрать в одном административном образовании более 2 тысяч подписей). Для политического одиночки, даже и принадлежащего к людям из коридоров власти, это не простая задача.

От КПРФ выдвинут бывший председатель облсовета и действующий депутат Госдумы Юрий Гуськов - человек, популярный на юге области, однако не пользующийся особым уважением у жителей северных территорий. Электоральный потенциал кандидата снижает и то, что он уже в годах (по возрасту имеет право уж и на пенсию), и то, что он депутат Госдумы, то есть вроде бы как москвич. Ходят слухи, что силами коммунистов же скоро будет выдвинут другой член КПРФ, депутат Думы - Василий Гришин, прошедший благодаря солидарному голосованию “за своего” в Северодвинске, но потерявший часть доверия земляков из-за того, что был фракцией "отдан в аренду" АПР и потому не попал в парламентский комитет по обороне, как обещал избирателям города-завода. В силу закрытости структуры КПРФ выяснить, что конкретно там задумывается, пока сложно. Известно, что сбор подписей у них идет довольно успешно, по сравнению с остальными кандидатами - они лидируют. Думская избирательная кампания показала, что архангельская организация компартии способна составлять дельные планы завоевания избирателя и реализовывать таковые.

Оценивать шансы кандидатов в данный момент сложно; пока что наиболее серьезны они у Ефремова и Гуськова. Область северная, подготовка к зиме идет “на грани” провала, поэтому реально можно будет говорить о преимуществе того или иного кандидата только в октябре-ноябре, когда обозначится ответ на самый волнующий избирателя вопрос - будет тепло и свет или нет. Положительный ответ дает перевес Ефремову (обеспечил), отрицательный - лишает его шансов на успех (провалил). Многое зависит и от разрешения социально-экономического кризиса в области, причем здесь, как и в подготовке зимовки, не последнюю роль играет поддержка Москвы - область дотационная.

Относительно выборов местного самоуправления можно сказать следующее: территориальные избирательные комиссии начнут свою работу после возвращения из отпуска областной, то есть после 15 сентября. Официально выдвижение кандидатов начнется в конце сентября. В данный момент кандидатуры даже на посты мэров крупнейших городов края - Архангельска и Северодвинска - неизвестны, за исключением действующих мэров Владимира Герасимова и Александра Беляева, хотя очевидно, что уж действующие-то главы повсеместно постараются сохранить свои посты. В районах области почти повсеместно созданы инициативные группы (точнее, они не распускались после выборов в облсобрание депутатов), готовые поддерживать кандидатов, оппозиционных нынешней районной власти, а в некоторых случаях представителей, так скажем, теневой экономики. Нынешние главы, поддерживаемые и поддерживающие Ефремова, находятся в довольно щекотливом положении в связи с задержкой бюджетных выплат, развалом в социальной сфере и разорением в сельском хозяйстве и производстве, что в районах ощущается гораздо сильнее, чем в крупных городах. В этой связи в районах области можно прогнозировать смену руководства в ходе выборов и приход к власти старой номенклатуры, консолидировавшейся вокруг КПРФ, так как иного резерва на замещение должностей практически нет.

В завершении краткого обзора подготовки к выборам следует упомянуть еще один небезинтересный факт.

Губернатор распорядился выпускать (за казенный счет, разумеется) еженедельник “Газета АТК” на территорию не только северного мегаполиса, но и всей области. Теперь все пенсионеры и ветераны области будут получать эту газету бесплатно. Издание и так было бесплатным, но распространялось только на территории Архангельска. Оно претерпело несколько метаморфоз. Из “Гандвик-ТВ” - печатного органа кучки предпринимателей (так называемая “комсомольская группировка”) во главе депутатом Думы первого созыва Шульгиным (руководителем "Гандвикбанка") - издание превратилось в газету "Воскресенье-ТВ", выходившую с участием мэрии Архангельска и распространявшуюся в городе бесплатно. Далее мэрия простила изданию миллионные долги и "благословила"на перерегистрацию как “независимое” и новое название: "Газета АТК". Распространялся еженедельник по-прежнему бесплатно. За время существования издания все остальные печатные СМИ города (газеты "Архангельск"; "Волна" и в несколько меньшей степени "Правда Севера") пострадали от такого "удара в спину", как выход в свет бесплатного еженедельника, дотируемого казной. По сути в данный момент газета "Архангельск" является банкротом и ждет решения своей участи в кабинетах мэрии, подав заявку на переход из “независимой” в “муниципальную". "Волна" не выпускается. "Правда Севера" держалась благодаря тому, что немного финансировалась из областного бюджета, как единственная областная газета.

По всей видимости, на этот шаг губернатора подвинуло то обстоятельство, что "своя" газета поможет ему справиться с плохо контролируемыми СМИ в районах. Распространение бесплатной газеты вызовет резкий спад подписки на районные издания, а кое-где попросту уничтожит их. Однако Ефремов повысит как свои шансы справиться с основным конкурентом на выборах - коммунистом Гуськовым, так и шансы глав районов устоять перед натиском оппозиции.

2.    ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АДМИНИСТРАЦИИ ОБЛАСТИ

В августе обладминистрация попыталась принять новые, нестандартные шаги по улучшению экономического положения края. Главным деятелем здесь стал первый заместитель председателя правительства области Николай Малаков.

Николаю Алексеевичу 40 лет, родился он в дер.Лахта Приморского района (из этого же района губернатор и представитель Президента). Закончил Архангельский лесотехнический институт, Московский кооперативный институт Центросоюза. Трудовую биографию начинал механиком гара…жа райпо Вилегодского района, до последнего времени работал председателем правления Архоблрыболовсоюза. Именно эта структура оказала самую мощную поддержку П.Поздееву во время выборов в Думу в 1995 году. Его назначение первым замом председателя правительства области, состоявшееся этим летом, сразу обросло слухами. Основной из них - Малаков, мол, развалил облрыболовпотребсоюз и ушел в администрацию. В своем интервью 22 августа "Правде Севера" на прямой вопрос по этому поводу Малаков ответил, что "я не собираюсь оправдываться...Я понимаю, что если бы было всеобщее процветание на территории нашей области, а потребкооперация развалилась, тогда меня наверное, надо было не в обладминистрацию, а в ссылку ссылать. Но ситуация сейчас везде тяжелая и от этого никуда не денешься...” Не менее прямо отвечал интервьюированный и на вопросы о мотивах своего возвышения: "А что касается Поздеева, то я его хорошо знаю. У нас дружеские отношения. И Ефремова хорошо знаю. И не вижу ничего странного, что оказался на этой должности в обладминистрации..." На вопрос, удалось ли ему наладить связи в столице, Малаков сообщил: "Стараемся...Будь хоть какая хорошая бумага с визами самых высоких должностных лиц, дело не сдвинется, если к ней не приделать ноги... Что называется, кто успел, тот и съел". Пожалуй, достаточно, чтобы охарактеризовать человека, занимающегося экономикой края.

13 августа, после выхода из отпуска, А.Ефремовым было издано распоряжение "О подготовке предложений по созданию на территории Архангельской области свободной экономической зоны ". Согласно этому документу, под руководством первого заместителя председателя правительства администрации области Н.А.Малакова создана рабочая группа, которой поручено изучить опыт действующих свободных экономических зон на территории России и до 1 октября представить главе администрации соответствующие предложения. Столь сжатые сроки свидетельствуют в первую очередь о том, что данная идея имеет все шансы быть забытой сразу после выборов губернатора.

Малаков же возглавил еще одну новую комиссию - по недоимкам в бюджет, возврату ссуд и кредитов. Ситуация со сбором налогов обстоит крайне плохо. Логика решения этой проблемы, как всегда, поразительна: если бюджет пуст, то нужно поискать хотя бы то, что в  нем когда-то было. Вот и создана в области комиссия по возврату ссуд и кредитов, регулярно собирающаяся для "проработки" должников совместно с силовыми органами. Уже "проработан" Архангельский ЦБК и решено, что из 18 млрд. рублей кредитов, взятых комбинатом, до 1 октября должно быть возвращено 5 млрд. рублей. “Принципиальный разговор” состоялся с ТОО "Рейдком", в 1994 году взявшим целевой кредит на завоз грузов на Север 2 млрд. 600 млн. рублей. Теперь, два года спустя, начали этот долг "вытрясать". "Облкоопторг" задолжал 500 млн.рублей. До 1 сентября обязали вернуть. Что из этого выйдет на самом деле - неизвестно. Пока подобные разбирательства заканчивались легким испугом для провинившихся и галочкой в отчете для властей.

Поставлением главы администрации области образован координационный экспертно-аналитический совет, призванный содействовать в подготовке и принятии решений по улучшению социально-экономического положения области, оценивать возможные последствия их реализации и т.д. Исполнительным директором совета назначен В.М.Третьяков, бывший первый секретарь обкома КПСС. B данный совет входят представители администрации области, облсобрания депутатов, органов местного самоуправления (то есть администраций), профсоюзов, союзов и ассоциаций работодателей видные экономисты, финансисты, деловые люди. Прошло первое заседание этого совета, посвященное подготовке предложений по перестройке управления хозяйственным комплексом области, созданию новых экономических структур, приоритетному развитию отдельных отраслей народно-хозяйственного комплекса. Любопытно, что все вышеперечисленное входит в функции управленческих структур администрации. Как заявил В.Третьяков в интервью "Правде Севера", "Совет является консультативно-совещательным органом при главе администрации. Его решения носят рекомендательный характер. Хотя в случае необходимости они могут оформляться распорядительными документами губернатора, которые подлежат выполнению всеми департаментами..."

Уже на первом заседании совет рассмотрел участие области в целевых федеральных программах. Некогда область заявляла об участии в 36 из них, а на деле участвует только в 9. По словам того же Третьякова, “участие в федеральных программах - один из наиболее серьезных и доступных путей улучшения инвестиционного климата в регионе и лучший способ получения средств из федерального бюджета и внебюджетных средств министерств и ведомств".

3.    ОТНОШЕНИЯ С НЕНЕЦКИМ ОКРУГОМ

В конце июля Областным собранием депутатов был ратифицирован Договор об отношениях с Ненецким округом. Принятие документа не было единодушным по вполне объяснимым причинам. Договор составлен так, что возникает вопрос: о чем же договариваются - об отношениях или о намерениях?

В отношениях между областью и бывшим автономным образованием тенденция сохраняется все та же, что и прежде: получив по Конституции права субъекта Федерации, округ старается дистанцироваться от области, а область пытается “обуздать” его. Естественно, все упирается в контроль за природными ресурсами НАО.

На поиск и разработку полезных ископаемых в округе были затрачены немалые средства. Сейчас денег на разработку недр не хватает, и привлечь инвестиции сложно. Ни округу, ни области существующее положение невыгодно. Реальную выгоду извлекают из этого иностранные компании, которые занимаются там обычным воровством, причем у округа нет ныне и вряд ли хватит в будущем сил поставить им заслон. Логично было бы использовать недра на основе договора о разделе продукции между инвесторами, округом и областью, но в подписанном документе возможность такой схемы не прослеживается.

В прежнем договоре оставалась зацепочка, связывавшая округ и область - это совместные выборы в облсобрание депутатов. В новом договоре этот пункт не прописан, практически же 16 июня в…ыборы депутатов в облсобрание на территории округа не проводились (что противоречит Уставу области). Нет в договоре и пункта об ответственности сторон и санкциях за несоблюдение соглашения.

По сути, документ, если не совсем пустой для области, то с огромными пробелами. Область от него не обретет практически ничего, и ратифицировали его депутаты по принципу “худой мир лучше доброй ссоры” - лучше такой договор, чем вялотекущий конфликт.

4.    Скандалы в мэрии г.Архангельска

В обзоре за июль мы уже описывали разгоревшийся вокруг архангельской станции “Скорой помощи” скандал. Его развитие продолжилось в августе, причем на первых ролях в нем теперь находятся горздрав и мэрия.

Сейчас известно, что вся история началась 26 марта 1996 года, когда к главе администрации области с официальным письмом обратились начальник управления здравоохранения мэрии Архангельска Л.П.Жилина и главврач городской станции "Скорой помощи" Л.И.Крюкова. Суть их обращения заключалась в просьбе предоставить 3 106 420 000 рублей на приобретение современной связи, в том числе - пейджеров. По поручению губернатора директор областного департамента здравоохранения С.Д.Эммануилов создал рабочую группу для дачи официального заключения по этому вопросу. В течение апреля рабочая группа решала, а тем временм в Соломбальское отделение сбербанка поступило сразу два письма с просьбой выделить кредит на ту же сумму. Одно было подписано Крюковой, второе - мэром Архангельска Герасимовым. 25 апреля между мэрией и банком был заключен договор на получение кредита сроком на полгода под 123% годовых. Губернатор же подписал поручительство. Чуть позже между мэрией и АО "Архангельские линии" были заключены два договора: один на поставку 500 пейджеров на сумму 160 тыс. долларов США, а второй - о предоставлении услуг персонального радиовызова с оплатой этих услуг на 24 месяца вперед в размере 40 долларов в месяц с каждого приемника, то есть 2 329 812 000 рублей. Между тем, АО "Архангельские линии" уже заключило договоры с Московским ЗАО "РЭН АРТ" на поставку пейджеров и нового оборудования двусторонней УКВ-связи. Кредит со счетов "Архангельских линий" благополучно переведен в Москву. Пейджеров пока не поступало. КРУ Минфина по Архангельской области и областным департаментом здравоохранения проведена проверка, материалы переданы в прокуратуру. Все это выясняется на фоне четырехмесячных невыплат зарплаты работникам скорой помощи. Поговаривают, что им предложено "отказаться" от долга, тогда, мол, начнем с сентября своевременные выплаты. Предложение якобы поступило от начальства "скорой".

Этот скандал не первый за последние два года. В 1994 году Крюкова подозревалась в незаконном списании наркотических средств.

Непосредственно несет урон от выплаты процентов на данный кредит бюджет города. По словам мэра Герасимова, бюджет мог бы пострадать гораздо сильнее, если бы мэрия не внесла абонентной платы вперед на два года. “Что бы стали делать с этими пейджерами, не оплатив услуги связистов?"- вопрошал Герасимов читателей "Правды Севера" в интервью газете 14 августа. На вопрос: "Неужели дешевле выплачивать кредит с процентами?" мэр ответил: "Те расчеты, которые предоставляли поставщики показывают, что оплата вперед - выгоднее” (хотя проценты Сбербанку здесь не учитывались).

На фоне той социальной обстановки в городе, которая описана в предыдущем обзоре, подобная забота именно о своевременной "пeйджеризации" несколько непонятна. Особенно если учесть, что в соответствии с приказом департамента здравоохранения №202-0 от 25 июля мощности клиник области и города должны быть сокращены вдвое.

На очередном общественном совете при мэрии (об этом органе мы писали в обзорах за февраль и март 1996 года) 21 августа прошло обсуждение бюджета города за 3 квартал (начинающийся с 1 июля). У представителей общественности сроки обсуждения вызвали множество вопросов: половина срока уже позади, сам бюджет подписан мэром - о чем теперь говорить? Но “гвоздем” заседания стал не бюджет, а реорганизация мэрии, с докладом о которой выступил управляющий ее делами Сергей Ларионов.

После тяжелой весны и "жаркого" лета руководство города решило вынести этот вопрос на обсуждение общественности (предварительно отрепетировав свои аргументы в городской прессе). Ларионов буквально "сыпал" словами о развитии местного самоуправления, но непременно под чутким руководством мэрии. Получилось, что назначенный мэр и его аппарат - не что иное, как местное самоуправление (юридически, конечно, оно так и есть), а будущее городское собрание депутатов - придаток к мэрии.

Примечателен здесь ответ мэра на вопрос представителя “ЯБЛОКА”: "Почему представители мэра в округах числятся на работе в мэрии в отделе под названием "отдел городского самоуправления"? и что это такое вообще за должность - "представитель мэра"?”. Оказалось, по словам Герасимова, что "представители мэра в округах” - это ОРГАНИЗАТОРЫ местного самоуправления.

На замечание, что реорганизация проводится по Уставу города, подписанному и принятому мэром единолично, и вполне возможно, что будущие депутаты не поддержат такой Устав, у Сергея Ларионова тоже нашелся ответ. Дело, мол, еще не сделано, кто знает, может, реорганизация в корне улучшит положение дел в управлении городом? А депутаты потом будут вправе менять все, что надо, только мэрия проследит за  ходом выборов.

Любопытно, что сами главы администраций округов города резко воспротивились переменам, о чем оповестили жителей города через открытое письмо в прессе. Дело запахло скандалом, когда Ларионов отреагировал на публикацию публичным заявлением о желании видеть на своем столе заявления об уходе девяти глав администраций округов города.

Любопытно, что в связи со всеми происходящими событиями, простой, малоприметный до этого чиновник мэрии Сергей Ларионов по рейтингу упоминаемости в прессе, стоит ныне в четвертой строке (это по всей области!), опередив на один пункт своего мэра. По сведениям из конфиденциальных источников, в нынешний состав мэрии, формируемый Ларионовым практически единолично, вводятся люди, работавшие прежде вместе с Ларионовым в горкоме КПСС, а не работавшие там встречают множество трудностей. Им это объясняется просто: "Мы не знаем, чей вы человек".

Сейчас мэрия вплотную занялась подготовкой к выборам. Начальник службы городского самоуправления (бывший заведующий отделом по работе с общественно-политическими организациями) С.Сергушов принялся "зазывать" к себе в кабинет на разговор без свидетелей представителей политических организаций и потенциальных кандидатов. Представителю "ЯБЛОКА" было предложено "поделить" округа между собой и мэрией, чтоб не пересекаться, а еще лучше - договориться о совместных действиях. Прозрачный намек на то, что при покладистости мэрия не станет "вставлять палки в колеса" кандидатам от "ЯБЛОКА". Вероятно, подобные беседы произошли и с другими серьезными политическими объединениями.

Герасимов сейчас крайне непопулярен в городе, и такие игры "в демократию с местным самоуправлением" при должном озвучивании со стороны конкурентов еще больше уронят его шансы на предстоящих выборах. А огласку проводимые Сергушовым беседы получат наверняка - слишком выгодно тому или иному кандидату в ходе агитационной кампании заявить о себе нечто в том духе, что-де хотели меня подкупить, да я не из таких и т.д. и т.п.

Среди городских политиков распространено мнение, что вскоре возможно смещение мэра Архангельска с поста. Губернатор Ефремов заинтересован в сильном партнере в областном центре на выборах, в то время как связка с Герасимовым способна сейчас скорее навредить, чем помочь. Представляется, однако, что риск смены руководства города в критический момент подготовки к зиме и ограниченность “скамейки запасных” способны и удержать губернатора от оргвыводов. Эти соображения, обсуждаемые не только “вольными политиками”, но и должностными лицами городских служб, вносят дополнительную непредсказуемость в сложную ситуацию в Архангельске.