Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Кемеровская область

Н.ПОГОДАЕВ, Е.БОЯРКИНА

КЕМЕРОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

в августе 1996 года

1.    ПОДГОТОВКА К ВЫБОРАМ В КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Как известно, принят президентский указ о назначении выборов в Законодательное собрание Кемеровской области. Эти выборы должны состояться в декабре. При подготовке указа его составители приняли как факт, что представительного органа власти в области нет. Таким образом, все организационные "моменты" возлагаются на главу обладминистрации М.Кислюка. Депутат Госдумы Юрий Чуньков выразил свое недовольство по поводу того, что главу администрации указ обязывает обеспечить "принятие нормативных актов, необходимых для проведения выборов", а депутаты Законодательного собрания, согласно Закону и Конституции сохраняющие свои полномочия до избрания нового состава представительной власти, от подготовки выборов отстранены. Депутат недоумевает: какие дополнительные нормативные акты нужны, ведь действуют областные законы, подтвержденные Верховным судом России, "О Законодательном собрании кемеровской области" и "О выборах в Законодательное собрание Кемеровской области", где вся процедура обновления представительной власти расписана до мелочей. Чуньков опасается, что Кислюк во время принятия новых нормативных актов проведет в жизнь свою идею о двухпалатном законодательном собрании в Кузбассе (в верхнюю палату, согласно губернаторскому проекту, автоматически включаются действующие главы администраций городов и районов), и это узурпирует права народных представителей.[1]

Кроме президентского указа о выборах в Законодательное собрание Кемеровской области в декабре этого года, Законом о местном самоуправлении и другим указом Президента предусмотрено и проведение выборов главы администрации области не позднее декабря этого года. Основные участники разворачивающейся предвыборной кампании в Кузбассе давно заявили о своих притязаниях на власть. В дополнение к своим предыдущим анализам деятельности видных политических фигур Кузбасса, приводим взгляд журналиста на личности возможных участников предстоящих выборов.

1.1.    Аман Тулеев

В 1990-1991 гг. возглавлял областной Совет и облисполком, то есть совмещал исполнительную и законодательную власть, за что и получил наименование "областной голова". Его политическая и административная деятельность тогда получила самые разные оценки: и позитивные, и негативные. До сих пор многие пенсионеры помнят "тулеевские" выплаты, которые по распоряжение "областного головы" выдавались в связи с тяжелой экономической ситуацией в Кузбассе. Женщины помнят "тулеевский" день на уход за детьми, а сокращенная рабочая пятница также получила наименование "тулеевской". За Тулеевым стоят несомненный политический авторитет, широкие организаторские способности, устойчивая поддержка своих избирателей (подтвержденная результатами выборов в последние 6 лет), собственное политическое движение "Народовластие", устоявшийся политический имидж, и еще многое другое, что говорит об одном - его шансы на избрание (или переизбрание) на выборах в данный момент (куда - известно только ему) самые высокие.

Недостатки: самый крупный из них - его далеко идущие политические амбиции, для которых политическое поле Кузбасса представляется слишком узким; его сторонники, а недостатка в них не наблюдается, за много лет так и не составили пока слаженной политической общности, называемой "командой". В его окружении ( по мнению местных обозревателей) почти нет сильных лидеров, мало высококвалифицированных специалистов. Позитивная программа социально-экономического развития региона, приверженность каким-либо экономическим доктринам также отсутствуют у кузбасского лидера, политические декларации и лозунги являются скорее балластом, чем парусом. Похоже, что Аман Гумирович не всегда способен к систематической работе в области экономического управления, он умеет только реагировать на проблемы, в его начальственных импульсах и заключено все его управление и весь его политический курс.

1.2.    Михаил Кислюк

Человек, с именем которого связана целая эпоха в жизни региона, условно говоря "эра Кислюка". 21 августа этого года исполнилось ровно пять лет, как он возглавляет областную исполнительную власть. Сделано за эти пять лет немало, в том числе и благодаря личному усердию М.Кислюка. Благодаря качествам руководителя и "политика, работающего на перспективу", его персональный рейтинг, по опросам среди так называемых "экспертов", то есть руководителей, журналистов, бизнесменов весьма высок и выше, чем у Тулеева. М.Кислюк хорошо сознает свою силу и , безусловно, верит в правильность того, что делает.

Недостатки: как и его оппонент, губернатор Кузбасса человек и руководитель авторитарный, привыкший многое решать и делать сам, по-своему, и не всегда это удается ему хорошо, и с точки зрения принимаемых решений, и с точки зрения отношений с общественностью. Как и многие политики Кузбасса демократической волны, М.Кислюк не избежал скандалов, которые в отличие от его оппонента, тоже "задетого скандалами", оставили негативный след в его политическом образе. Многие его соратники, пусть и отличающиеся высоким уровнем профессионализма и компетентностью, приносят ему скорее проблемы, чем дополнительную популярность; это и слабость сама по себе, и свидетельство другого недостатка - неумение окружать себя сильными и популярными личностями. Самый главный недостаток М.Кислюка, с точки зрения публичной политики, - он не умеет построить личные выступления и другие свои отношения с общественностью бесконфликтно и так, чтобы его действия и его курс получили бы у людей широкую поддержку. Он слишком жестко относится к людям, что не всегда оправданно. И еще: он достаточно категорично отрицает популистские методы в политике.

Есть недостатки, которые характерны для обоих кандидатов: оба не хотят в последнее время идти на какие-либо политические компромиссы друг с другом. Это противостояние продолжается уже два года, с весны 1994-го, и нет никаких признаков примирения. От противостояния больше проигрывает губернатор, ибо в оппозиции легче доказывать неправоту противника: у власти всегда множество проблем и недостатков. Но иногда это приносит свои минусы и мастеру противостояния А.Тулееву. В конечном счете проигрывает весь Кузбасс, ибо от системного политического противоборства никто не выигрывает, в случае победы одной стороны, другая активно прибегает к политическому саботажу, стремясь блокировать действия другой - в результате в проигрыше оказывается большинство граждан.

1.3.    Другие возможные кандидаты

Среди кузбасских политиков нет никого, кто бы близко стоял по своим возможностям к позициям двух главных вышеназванных претендентов. За М.Кислюком стоит большой административный опыт, конкретные дела и определенный, четко выраженный политический курс, за А.Тулеевым - поддержка широкой массы сторонников, собственное политическое движение и, конечно же, огромный опыт политической борьбы. Но несомненно, что в качестве претендентов на пост главы исполнительной власти области выступит еще ряд политиков. Мотивы их будут разными: от реальных притязаний на власть до саморекламы и заявки на будущее.

Кто может включиться в спор за власть? Во-первых, непременно будет кандидат от юга области, из Новокузнецка, возможно, Междуреченска, ибо из этой части региона давно ощущается явный дефицит представительства во властных структурах области. Большинство наблюдателей сходится в том, что на пост губернатора попытается претендовать Виктор Медиков, политик, известный многим в области и очень многим на юге, депутат Госдумы. Возможно также, что Альберт Ленский, новокузнецкий коммунистичекий лидер, захочет вмешаться в спор за место главы области. Одно время именно с ним связывали организованное проявление "кузнецкого сепаратизма". Эксперты отмечают, что шансов на победу у В.Медикова вроде бы немного, но при этом он имеет шанс получить поддержку избирателей не меньше, чем сам М.Кислюк. С другой стороны, он ничего не теряет, проиграв, место депутата Думы за ним остается (аналогичную попытку могут предпринять и другие думцы из Кузбасса, из которых Юрий Чуньков самый заметный, хотя и далеко не оригинальный политик). Во-вторых, сравнительно популярен не только в Кемерове глава областного центра Владимир Михайлов, и его участие в выборах, по некоторым оценкам, могло бы принести ему успех. Но вероятность, что он захочет участвовать в этих областных выборах, пока невелика. В-третьих, участие в выборах на областном уровне - хорошая возможность для саморекламы, политической или деловой. И непременно найдутся политики и бизнесмены разных политических взглядов и пристрастий, которые пойдут на эти выборы. Естественно, что большинство таких вероятных кандидатов - "темные лошадки" и пока рано обсуждать их шансы. И в-четвертых, есть ряд политиков, которые, по оценкам наблюдателей, имеют неплохие шансы на успех в борьбе за губернаторское кресло, правда, при условии отсутствия в списках кандидатуры А.Тулеева. Это и бывший вице-губернатор области по экономике Александр Лавров, имеющий большой опыт управленческой и научной работы и умеющий неплохо налаживать связи с общественностью. Это и представители тулеевского блока "Народовластие", баллотирующиеся где только можно: Владимир Кудешкин, Леонид Сергачев, Игорь Ковтун, все бывшие депутаты Законодательного Собрания первого созыва. Может, именно из них выберет кого-нибудь А.Тулеев для своего политического благословения, если решит, что для него баллотироваться на пост главы области не по рангу.

1.4.    Какой губернатор нужен Кузбассу

Неоднократно проводившиеся в области социологические опросы как среди широких масс избирателей, так и среди экспертов, нарисовали некий "желаемый" образ главы области. При этом соединяются очень разные качества. Широким массам нужен лидер, проявляющий о них заботу, честный и нравственно безупречный, а искушенные наблюдатели понимают, что только хорошими человеческими качествами сложные проблемы госуправления не решить, и хотят видеть в таком человеке в первую очередь профессионала в экономике и администрировании, компетентного человека,волевого, работоспособного и инициативного. Конечно, компетентный специалист и лидер - явление случающееся, но крайне редко. И многое в будущем выборе Кузбасса будет зависеть от того, какие лидерские качества и какими электоральными слоями будут востребованы в декабре.[2]

2.    ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЛАСТНЫХ СТРУКТУР

2.1.    Деятельность органов исполнительной власти

Вышло распоряжение администрации Кемеровской области "О межведомственной комиссии повопросам социального обслуживания населения". Цель распоряжения - координация действий органов исполнительной власти области по реализации федерального Закона "Об основах социального обслуживания населения в РФ".[3]

В целях компенсации потерь инвесторов, пострадавших от недобросовестного предпринимательства на финансовом и фондовом рынках, а также совершенствования финансово-правового механизма защиты и стимулирования инвестиций граждан Кемеровской области и усиления ответственности за нарушения законодательства РФ, во исполнение Указа президента РФ "О некоторых мерах по защите прав вкладчиков и акционеров", Указа Президента РФ "Об утверждении комплексной программы мер по обеспечению прав вкладчиков и акционеров" в обладминистрации подписано распоряжение "О создании кузбасского территориального отделения федерального общественно-государственного фонда по защите прав вкладчиков и акционеров".

Подписано постановление администрации области "Об упорядочении системы оплаты жилья и коммунальных услуг". В соответствии со статьей 15Закона РФ "Об основахфедеральной жилищной политики", постановлением правительства РФ "Об упорядочении системы оплаты жилья и коммунальных услуг", для улучшения содержания жилищного фонда независимо от форм собственности и повышения уровня коммунального обслуживания населения необходимо перейти на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг поэтапно, обеспечив к 2003 году уровень платежей граждан в размере полного возмещения затрат на содержание и капитальный ремонт жилья, коммунальные услуги. Однако предельно допустимая оплата жилья и коммунальных услуг не должна превышать 15 процентов от совокупного дохода семьи, а с 2003 года - 20 процентов. Также администрацией Кемеровской области разработано положение о порядкепредоставления гражданам компенсаций на оплату жилья и коммунальных услуг.

По инициативе главы обладминистрации М.Кислюка для обеспечения структурной перестройки экономики области, ускорения научно-технического прогресса, повышения экспортного потенциала и конкурентоспособности местных предприятий в Кузбассе создаются финансово-промышленныегруппы по нескольким направлениям: топливно-энергетическийкомплекс, металлургия, товары народного потребления, угольная, химико-фармацевтическая промышленность и т.д.

Для координации работ по реализации программы реструктуризации угольной промышленности Кузбасса и для решения возникающих в ходе перестроечных процессов социально-экономических проблем при обладминистрации организована региональная межведомственная комиссия по социально-экономическим вопросам под председательством губернатора областиМ.Кислюка. В комиссию вошли работники администрации и руководители угольных предприятий.

Администрация области объявила о начале реализации программы реструктуризации здравоохранения Кузбасса. К 1996 году ситуация с финансированием здравоохранения Кузбасса сложилась таким образом, что ни один из вариантов управления и финансирования здравоохранения не работает. Ни в бюджете, ни в системе ОМС нет денег, и эти варианты утратили экономический смысл. Постоянные забастовки и голодовки медиков, вызванные финансовыми проблемами, имеют политические, социальные и экономические корни. Здравоохранение региона как система встало перед угрозой самораспада, за которой может последовать социальный взрыв. Например, сегодня медицинские услуги в стационаре оплачиваются за счет бюджета и средств обязательного медицинского страхования из расчета 25-35 тыс. рублей за один койко-день. Фактическая же цена койко-дня колеблется от 100 до 140 тыс. рублей. В связи с этим предстоящая реформа воспринимается как акт принятия чрезвычайных мер, неизбежных в сложившейся ситуации [4].

2.2.    Деятельность органов законодательной власти

Как раз в дни принятия решения о вхождении в правительство РФ по инициативе А.Тулеева Кузбасским центром изучения общественного мнения проведено социологическое исследование. В результате уличного экспресс-опроса 1500 человек выяснилось, что 42% жителей области считают Тулеева руководителем областного уровня, а 28 - федерального или даже выше (10% увидели в нем лидера международного масштаба). Предполагая переход председателя Законодательного собрания на работу за пределы области, кузбассовцы чаще всего (в 26% случаев) относились к этому переходу как к заслуженному повышению или (23%) как к вынужденной для политика необходимости. Были и отрицательные мнения: как к предательству (11%), как к карьеризму (8%), как к незаслуженному повышению (6%), как к бегству от ответственности (5%). Большинство граждан с пониманием отнеслись к продвижению по службе видного кузбасского деятеля, хотя на прямой вопрос о предложении Тулееву войти в российское правительство ответы разделились на две равные группы - предлагающих принять его и отказаться от него.

Накануне выборов в областные органы власти вполне уместным было поинтересоваться у кузбассовцев их персональными предпочтениями на основные руководящие посты Кузбасса. Фамилия Тулеева звучала чаще других. Так, на посту главы обладминистрации в 35% случаев люди видят Тулеева, в 11% Кислюка, в 3% - Михайлова, в 2% - Медикова. Другие "претенденты" набрали менее 1% голосов. Следует отметить, что 46% опрошенных не смогли назвать кого-либо в роли главы обладминистрации. Еще больше затруднившихся при "выборе" председателя законодательного собрания - 73%. Те же, кто определился на этот счет, чаще других называли Тулеева - 16% опрошенных. Далее с большим отрывом идут его недавние коллеги Сергачев и Ковтун - по 2% голосов [5].

Группа депутатов Законодательного собрания области, оставшихся без председателя, в официальном обращении к землякам одобрила назначение А.Тулеева министром и выразила гордость в связи с его выходом на новый политический уровень.

3.    ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

В Кузбассе на базе создано региональное отделение общероссийского общественного движения "Честь и Родина" (председатель - секретарь Совета безопасности А.Лебедь). Движение ставит своей целью сплочение прогрессивных сил во имя возрождения сильной России, формирование здорового общественного мнения в отношении к Вооруженным силам и военнослужащим, защите гражданских прав и интересов граждан РФ и содействие достижению мира и согласия между народами. Параллельно в Новокузнецке создана организация "Движение за правду и порядок" (сторонники генерала Лебедя). Ее учредителями стали местные организации Конгресса русских общин, "афганцев" и "чернобыльцев". Учредительному собранию предшествовал конфликт между новокузнецкими и кемеровскими сторонниками генерала. Новокузнечане считают, что поскольку Лебедь в их городе набрал значительно больше голосов на президентских выборах, то и штаб-квартира региональной организации "Движение за правду и порядок" должна быть перенесена в Новокузнецк. Кемеровчане с этим не согласились. В ответ в Новокузнецке была создана собственная независимая организация.[6]

Создано Кузбасское территориальное отделение федерального общественно-государственного фонда по защите вкладчиков и акционеров. Отделение задумано для координирования действий различных ведомств по обеспечению гарантий сохранности инвестиций, для формирования информационной базы данных юридических лиц, предпринимателей, действующих на территории области, а также вкладчиков и акционеров, чьи правабыли нарушены. Новое ведомство располагается в Новокузнецке.[7]

Исполком Союза журналистов Кузбасса сделал заявление, в котором президент Ельцин обвиняется в невыполнении предвыборных обещаний по чеченской проблеме. В заявлении подчеркивается противоречивость заявлений и действий политиков и военных, что уже привело к массовой гибели мирных людей и военнослужащих. Союз журналистов обратился к депутатам ГосДумы и Совета Федерации с требованием сделать все возможное, чтобы остановить кровопролитие.[8]

4.    ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

4.1.    Анализ экономической ситуации в области в 1995-1996 гг.

В 1995 году масштаб падения промышленности производства в базовых отраслях региона заметно сократился, некоторые отрасли стабилизировали свою работу и стали приращивать объемы. Это отмечалось в первую очередь в новокузнецкой металлургии, черной и цветной, в привязанной к ним коксохимии и добыче коксующегося угля, частично в химической промышленности Кемерова. Добыча угля также приостановила падение. При этом заметно выросли объемы регионального экспорта. За 1995 г. он превысил 2,5 млрд. долларов США, это один из самых больших объемов вывоза среди отдельно взятых регионов, почти по 1000 долларов на каждого жителя области, обеспечив более трети валового продукта области.Такие итоги были восприняты руководством области как обнадеживающие. Но уже во второй половине года область потрясла целая серия забастовок - шахтерская, которая началась в сентябре стачкой на междуреченской шахте им. Ленина, и бюджетников с центром в Прокопьевске. Тогда же в тяжелейшем положении оказались рудокопы области (г.Таштагол), оставшиеся без денег из-за неплатежей своих металлургических партнеров - Кузнецкого металлургического комбината и Западно-Сибирского металлургического комбината. Последний, самый крупный металлургический комбинат региона, крупнейший экспортер, завод, замахнувшийся на коренную самоперестройку, на диверсификацию в духе японских монополий, терпел крупнейшие убытки от экспорта, имея многостомиллионодолларовые неплатежи своих зарубежных партнеров, и искал кредиты. Одновременно начинались трудности в энергетической отрасли Кузбасса, росли неплатежи энергетикам. Все это позволяет сделать вывод о том, что в некоторых отраслях кузбасской промышленности оживление было локальным и временным. Коснулось оно предприятий, ориентированных на экспорт, в ситуации, когда уровень инфляции в начале прошлого года был очень высок, когда доллар очень быстро дорожал. После введения валютного коридора заметно выросла дебиторская задолженность металлургических заводов Новокузнецка, превысив в июне 1995 г. 1 трлн. 400 млрд. рублей. Стало не хватать средств, чтобы расплатиться с поставщиками и с государством, с бюджетом. В первые месяцы 1996 г. в Кузбассе налогоплательщики обеспечили поступление в среднем 600 млрд. рублей в месяц против необходимых по обязательствам перед населением и муниципальными хозяйствами 1500 млрд. в месяц. За год общий объем долгов кузбасской экономики вырос более чем в 2 раза, с 13,5 трлн. рублей до 29 трлн. рублей.[9]

4.2.    Угледобывающая отрасль

За 6 месяцев текущего года в Кузбассе уже три шахты достигли миллионного рубежа добычи угля. На шахте "Распадская" добыто 3 млн. 141 тыс. тонн угля, на "Абашевской" объединения "Кузнецкуголь" 1 млн. 72 тыс. тонн угля, на "Капитальной" того же объединения - 1 млн. 7 тыс. тонн. Кузбасские шахты "Распадская", "Алардинская", им. Кирова, "Березовская", "Зыряновская" и "Абашевская" попали в список благонадежных в "Росугле", как наладившие высокопроизводительный труд на приемлемом для выживания и развития уровне.

Весь июль из шахт АО "Беловоуголь" поступали сообщения об отказе рабочих спускаться в забой. Причина - невыплата зарплаты. Однако с помощью профсоюзов и администрации удалось приостановить забастовочную волну. Постоянные перебои с выдачей зарплаты в течение последних двух лет стали на шахтах "Беловоугля" обыкновенным явлением. Отсутствие денег приобрело хронически затяжной характер.

С января 1996 г. не прекращаются забастовки на шахте "Инская". Практически каждый месяц проходят заседания примирительной комиссии. В целом по шахте долг по зарплате - на 3,5 тыс. человек - составляет 12,8 млрд. рублей. Основной потребитель, Беловская ГРЭС, задолжала 13 млрд. рублей. Убытки по содержанию социальной сферы достигли 12 млрд. рублей.

С прошлого года напряженное положение сохраняется на "Чертинской". Два месяца назад стихийные протесты стали выражаться в отказе приступить к работе. Зарплата здесь еще не выплачена до конца еще за декабрь, январь и февраль. Полностью получены деньги только за март. Общий долг по зарплате - 8 млрд. рублей.

Не выплатили деньги за декабрь также на "Новой". Долг по зарплате - 9 млрд. рублей. На "Колмогоровской" задолженность по зарплате - 4,5 млрд. рублей.

Возрастающее напряжение, усугубленное летним понижением спроса на топливо, вылилось в стихийную волну протеста. Остановилась шахта "Инская". Полностью прекратила перевозки Беловская автобаза, входящая в состав "Беловоугля". Несколько смен подряд не приступали к работе на "Чертинской" и "Западной". Рабочие с "Новой" стали пикетом у здания администрации "Беловоугля". Хотя первоочередной причиной остановки предприятий названо отсутствие зарплаты, общие требования коллективов к руководству составляли не только погашение задолженности. Также выдвигались требования возмещения затрат на строительство жилья, испытание и внедрение экспериментальной техники по отработке маломощного пласта. Практически все шахты заинтересованы в создании кузбасского Углесбыта, особенно по коксующимся углям, налоговом освобождении до полного погашения задолженности по зарплате, техническом переоснащении забоев. Накануне массовых шахтерских волнений совет председателей профкомов Беловского теркома НРУП в обращении к генеральному директору АО "Беловоуголь" и руководителям предприятий, входящих в его состав констатировал, что обстановка складывается крайне тяжелая, и обвинил руководство в бездеятельности, неспособности решать производственные задачи, а также потребовал от руководства АО и шахт отчитаться перед коллективами о программе по структурному преобразованию и выводу угольных предприятий из кризиса. В обязанность руководителям шахт вменяется направлять все получаемые бюджетные средства только на зарплату, а погашение банковских кредитов производить только за счет выручки от реализованной продукции.[10]

"Киселевскуголь" недодал к июльскому плану 93 тыс. тонн угля. На шахтах не хватает очистных забоев, слабое материально-техническое обеспечение. Из-за забастовки водителей Вахрушевской автобазы не на чем подвозить взрывчатые вещества. На шахте "Краснокаменская" 1 августа остановили работу все участки, также забастовали горняки шахты "Дальние горы". Стачечный комитет адресовал правительству РФ и местному руководству следующие требования: снизить железнодорожные тарифы, изменить в сторону послаблениия налоговую политику, увеличить господдержку угольной отрасли, выплатить горнякам предприятия задерживаемую в течение 5 месяцев зарплату. Краснокаменцы также обратились к шахтерам всего Кузбасса с предложением поддержать горняков Приморья.[11]

По итогам заседания межведомственной балансовой комиссии обладминистрации по платежам в бюджет были приняты штрафные санкции к руководству АО "Киселевскуголь". АО "Киселевскуголь" из поступивших в первом полугодии 5 млрд. рублей свыше 3 млрд. рублей направило на погашение ссуд и процентов по ним, около 500 млн. рублей - кредиторам, 769 миллионов - на содержание аппарата, 44 миллиона - на загранкомандировки и 30 миллионов на оргтехнику. А на платежи в бюджет направлено всего 32 миллиона и 3,6 миллиона - во внебюджетные фонды.

6 августа состоялось очередное совместное заседание Совета рабочих комитетов Кузбасса и исполкома Независимого профсоюза горняков Кузбасса. Долги по зарплате угольщикам составляют более 500 млрд. рублей. Неплатежи угледобывающим предприятиям со стороны потребителей достигли 2,5 трлн. рублей. Лишь 18,7% поставляемого угля оплачено "живыми" деньгами. Тем временем из-за ситуации постоянной задержки зарплаты растет забастовочное движение, которое ухудшает экономическую ситуацию области. По итогам заседания было принято обращение к руководителям угольных предприятий области. Документ предлагает обладминистрации совместно с угольщиками рассмотреть вопрос о создании в Кузбассе ассоциации угольных предприятий Кемеровской области и товарно-сырьевой биржи, прекратить отгрузку угля неплательщикам и обратиться в правительство с требованием провести выездное заседание межведомственной комиссии по решению социально-экономических проблем в угольных регионах Кузбасса, а в КРУ при президенте РФ - о проверке деятельности компании "Росуголь" в Кемеровской области.[12]

15 августа состоялось совещание руководителей угольной отрасли и глав администраций угольных городов, с инициативой проведения которого выступил Совет рабочих комитетов и Независимый профсоюз горняков Кузбасса.

20 августа М.Кислюк провел в Междуреченске совещание с руководителями угольных объединений, профсоюзами и рабочими комитетами. Обсуждался вопрос о проведении 26 августа всеобщей забастовки по призыву теркома угольщиков. Участники совещания поддержали требования шахтеров, однако призвали их провести акцию протеста без остановки работы.

Первый заместитель генерального директора "Росугля" Саламатин А.Г. сообщил депутату Госдумы Т.Авалиани в ответ на его запрос, что почти 70% предприятий угольной отрасли стали практически банкротами. По словам Соломатина, такое положение связано, прежде всего, с кризисом неплатежей.В частности, кредиторская задолженность угольщикам превысила 26 трлн. рублей (долги самих угольщиков на 9,6 трлн. рублей меньше). Поскольку у отрасли нет денег, растет ее задолженность по платежам в бюджет и внебюджетные фонды, не сделано 30% выплат.[13]

4.3.    Металлургическая промышленность

Генеральный директор АО "Кузнецкий металлургический комбинат" Е.Браунштейн ведет переговоры с представителями Газпрома. У комбината нет денег, чтобы рассчитываться за поставляемый газ. Положение усугубляется тем, что в подобном положении оказались все крупнейшие металлургические предприятия города.

На ОАО "Западно-сибирский металлургический комбинат" намечена программа по открытию в австрийском городе Линце представительства комбината. Создается оно в Австрии, чтобы расширить объем экспортных поставок металлопроката в европейские страны и страны Ближнего и Дальнего Востока, оперативного решения вопросов по импорту оборудования, запчастей и материалов, привлечения инвестиций из европейских стран.

4.4.    Энергетика

В соответствии с рекомендациями, полученными из федеральной Энергетической комиссии, разрабатывается новая структура ее регионального - кузбасского - органа. Москва советует преобразовать региональную энергетическую комиссию при обладминистрации, которая существует на общественных началах, в профессиональную.

Предполагается, что ее штат будет составлять семь человек во главе с исполнительным директором. Кемеровские разработчики нового положения этого энергетического управленческого органа собираются предложить оставить председателем региональной энергетической комиссии нынешнего и.о. главы обладминистрации А.Пронина.

В Кузбассе до конца года энергетические тарифы возрастут на 18 процентов, хотя первые шесть месяцев их удавалось сдерживать. Энергетики имеют один из самых низких в России тарифов и самый большой долг в Кузбассе в бюджеты всех уровней, равный 1,5 трлн. рублей. Они не в состоянии платить зарплату своим работникам, не платят по кредиту, не гасят долги соседям за перетоки электроэнергии, не могут рассчитаться за уголь. Из 3500 потребителей платят "Кузбассэнерго" регулярно десять-пятнадцать. За июнь-июль заплатили 38 млрд. рублей, а требуется в месяц 130-150 млрд. рублей.[14]

4.5.    Финансы и инвестиции

К просьбе главы обладминистрации М.Кислюка о финансовой помощи первый вице-премьер Каданников отнесся благосклонно. Кислюк просил выделить области ссуду для покрытия задолженности по зарплате перед работниками социальной сферы. Каданников поручил Минфину рассмотреть вопрос и оказать возможную помощь. Ситуация с зарплатой в Кузбассе по-прежнему сложна. В крупных угольных городах Прокопьевске, Ленинске-Кузнецком и др. работникам здравоохранения, культуры, соцзащиты и др. должны с марта 1996 года. Задолженность по зарплате (по данным на 11 июля) составила около 394 млрд. рублей и 149 млрд. рублей - долг по детскому пособию. Бюджетная ссуда именно в таком размере и была испрошена у Москвы.

С целью упорядочения расчетов по платежам в бюджет г.Кемерова, создания необходимых условий для исполнения его расходной части принято решение прекратить эмиссию векселей финансового управления администрации Кемерова с 1 августа текущего года. Горфинуправление изымает из обращения ранее выданные векселя по мере истечения срока обращения. Разрабатывается положение о сертификате налогового зачета администрации города.

Распоряжением обладминистрации с 20 августа по 20 сентября объявлен ежегодный конкурс на право предоставления инвестиционного налогового кредита для вновь создаваемых предприятий с оплаченным уставным капиталом в эквиваленте не менее 500 тыс. американских долларов. Администрациям городов и районов рекомендовано при формировании бюджетов на 1997 и последующие годы предоставлять подобный кредит по вносимым налогам.

Согласно банковскомурейтингу "Известий", опубликованному 31 августа, "Кузбассоцбанк" занимает 85-е место среди ста крупнейших банков России по размеру собственного капитала. По рейтингу надежности этот банк на 35-м месте. Среди малых и средних банков "Кемсоцинбанк" занимает 10-ю позицию.

Коммерческий акционерный банк "Кузбассоцбанк" приобрел уникальное для Кузбасса оборудование для работы на рынке ценных бумаг. В головном отделении банка установлен единственный в регионе комплект удаленных терминалов торговой системы Московской межбанковской валютной биржи. Терминалы позволяют отслеживать динамику цен на государственные ценные бумаги и исполнять сделки в режиме реального времени. Этим создается прецедент нового качества банковских услуг в Сибири.[15]

4.6.    Статистика

По данным областного управления статистики, общий долг угольным предприятиям Кузбасса на середину августа составил 533 млрд. рублей.

По прогнозу на третий квартал текущего года, среднемесячная зарплата одного работающего кемеровчанина может достигнуть 1157 тыс. рублей (рост к первому кварталу 1996 г. на 16%). Фонд оплаты труда по всему учитываемому кругу предприятий и организаций соответственно возрастет до 500 млрд. рублей, в том числе в материальной сфере - до 364 млрд. рублей.

На конец 1995 г. в Кемерове зарегистрировано 1284 малых предприятия, 109 различных филиалов и представительств, около 7 тыс. предпринимателей без образования юридического лица. Анализ развития малых предприятий в городе выявил тенденцию замедления роста их числа: если в 1993 г. количество малых предприятий увеличилось на 35%, в 1994-м - на 14%, то в 1995 году лишь на 5%. Особую тревогу вызывает снижение количества предприятий, выпускающих промышленную продукцию, занимающихся ремонтно-строительными работами, оказывающих коммунальные и бытовые услуги. За последние три года рост числа предприятий отмечен в торговле и общественном питании, кредитовании, страховании, общей коммерческой деятельности и др.

4.7.    Предпринимательство

С августа 1995 года в рамках программы Проекта по природоохранной политике и технологии (ППиТ) в Новокузнецке был создан Бизнес-Центр (материалы о ППиТ см. в обзорах за прошлый год), финансируемый Агенством США по международному развитию (USAID). Программа Бизнес-Центра была разработана с целью поддержки и развития новых, ориентированных на рынок и экологически благоприятных предприятий малого и среднего бизнеса, как альтернатива преобладающим в Новокузнецке предприятиям тяжелой промышленности, разрушающим экологическую среду. Программа Бизнес-Центра осуществляется в критический период развития города, поскольку крупные предприятия стоят перед необходимостью изменений, вызванных переходом к рыночной экономике. Миссия Бизнес-Центра состоит в поддержке устойчивого экономического развития и улучшении экологии в регионе с помощью малых предприятий. Одним из ведущих направлений деятельности Бизнес-Центра является обучение правилам ведения бизнеса предпринимателей. Здесь проводят обучающие семинары, курсы и тренинги для начинающих бизнесменов по принципам и основам ведения бизнеса и другим необходимым вопросам. Кроме этого, Бизнес-Центр работает и по другим направлениям: консультирование начинающих и уже опытных бизнесменов, организация бизнес-партнерства и другое. За год в Бизнес-Центре было обучено 1279 человек: было проконсультировано 300 бизнесменов измалых фирм, для 16 фирм города были найдены бизнес-партнеры, организовано тесное сотрудничество с Управлением занятости населения, Федеральным фондом поддержки предпринимательства в научно-технической сфере. Накоплен опыт и информация о кадрах, способных выполнить колсантинговые работы на современном уровне. С сентября финансирование американской стороной Бизнес-Центра прекратилось. Все услуги, оказываемые им бесплатно, теперь необходимо будет оплачивать.[16]

5.    СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

5.1.    Ассоциация "Сибирское соглашение"

В соответствии с достигнутой губернатором области М.Кислюком договоренностью с регионами, входящими в ассоциацию "Сибирское соглашение", принято решение о дальнейшем развитии производства автобусов марки "ЛИАЗ-5256" на базе АО "Кузбассавтобус". Эта мера позволит обеспечить пассажирские автотранспортные предприятия области автобусами местного производства. АО "Кузбассавтобус" будет выделено 6,8 млрд. рублей из областного бюджета в виде доли государственной собственности в уставном капитале. Эти деньги, собранные из поступлений транспортного налога в 1996 году, будут использованы для дальнейшего производства автобусов и реконструкции завода "Строммашина".

5.2.    Забастовочное движение, митинги

1 августа стихийную забастовку объявили горняки новокузнецкой шахты "Полосухинская", одной из самых благополучных в Кузбассе. Причина вспышки протеста - невыплата зарплаты в течение нескольких месяцев. Попытки администрации объяснить незаконность действий рабочих ни к чему не привели. Более того, на собрании 2 августа горняки подтвердили решимость бороться за свои права. Подобная напряженная ситуация имеет место и на других шахтах Новокузнецка.[17]

23 августа Росуглепроф отменил всероссийскую забастовку. 27 августа в Кузбассе те трудовые коллективы, которые хотели бастовать, по-прежнему бастовали. Однако Независимый профсоюз горняков (НПГ) и Совет рабочих комитетов (СРК) Кузбасса выразили свое отношение к назревавшим глобальным событиям однозначно: предприятиям угольной промышленности нужен не бунт, но цивилизованное решение с правительством назревших проблем. В первую очередь - по невыплаченной зарплате. На взгляд лидеров НПГ и Совета, социальный накал вызван причинами"технологического" характера, когда в программе реструктуризации отрасли наступил неизбежный период нестыковки желаний и возможностей. Правительство значительно сократило дотации угольщикам, не соизмерив этого сокращения с потребностями региона. Хотя назревшая финансовая обстановка в отрасли была предсказуемой. Вместо всеобщей забастовки в Кузбассе впервые за 6,5 лет возник документ "Согласованные вопросы для решения правительством РФ, выработанные на основании требований коллективов угледобывающих предприятий Кузбасса". Подписали документ губернатор области М.Кислюк, девять генеральных директоров угольных объединений, председатели НПГ, СРК, а также и.о. председателя местного углепрофсоюза.

Причиной выработки пакета требований является кризисное положение на шахтах Кузбасса. Например, в Киселевске не выходит из забастовки шахта "Дальние горы" - стоит четвертый участок, 40 человек. В Прокопьевске, согласно сводке УВД, продолжают забастовку "Красный углекоп" (800 человек) и работники управления коммунальных котельных и тепловых сетей (100 человек). В Ленинске голодают 5 рабочих "Кузнецкой". По-прежнему очагом напряженности является Анжеро-Судженск. 100 рабочих РСУ "Северокузбассугля" и 600 медиков из первой городской больницы в стачке. Во исполнение принятого решения Совет рабочих комитетов Кузбасса направил первому вице-премьеру правительства РФ В.Каданникову письмо, в котором выражена озабоченность социально-экономическим положением угольной отрасли Кузбасса, и в качестве одной из мер улучшения ситуации предложено провести в Кемеровской области выездное заседание Межведомственной комиссии по решению социально-экономических проблем угольных регионов, председателем которой он является. Для ознакомления к письму приложено решение совместного заседания Совета рабочих комитетов и Независимого профсоюза горняков. Губернатор и его команда напоминают Москве, что 20 июня 1996 года был принят федеральный Закон "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников угольной промышленности" и на основе ст.8 этого Закона требуют отдать Кузбассу по программе реструктуризации около 6 трлн. рублей, и по тарифному соглашению - еще около 3,3 триллиона. В документе содержится всего 11 требований, без выполнения которых напряженность в трудовых коллективах не пройдет.[18]

Ремонтники (около 30 человек) котельного и топливного цехов теплоэнергоцентрали объединения "Юрмаш" (г.Юрга) объявили голодовку, которая продлилась ровно неделю. За это время шестеро голодающих были отправлены на "больничный". После этого с энергетиками было подписано соглашение, по которому администрация предприятия взяла на себя обязательство выплачивать им зарплату регулярно. А до этой акции в знак протеста против трехмесячной задержки зарплаты и по собственной воле ремонтные бригады целый месяц пребывали в отпусках без содержания.[19]

26 августа по инициативе Федерации профсоюзов Кузбасса в г.Кемерово состоялся митинг в связи с кризисом в бюджетной сфере. В нем приняли участие несколько сотен человек. Выступавшая на митинге депутат Законодательного собрания Кемеровской области первого созыва Н.Печенина призвала избрать другого губернатора области. Звучала общая критика положения в бюджетной сфере. Главное требование участников акции - нормализовать выплату зарплаты бюджетникам.

5.3.    Занятость населения

Обладминистрация попросила у Федеральной службы занятости 13 млрд. 279 млн. рублей на социальную защиту тех, кто остался без работы в результате реструктуризации угольной отрасли и на содержание бирж труда.

За прошедшие 7 месяцев в областные центры занятости обратились за консультацией более 26 тыс. человек. Приняли участие в общественных работах 667 человек. 1519 безработных были направлены на профессиональное обучение и получили новую специальность. 240 трудоустроено. 27472 неработающих получили пособия и 137 человек досрочно ушли на пенсию.

В Кемеровской области появилась новая комиссия, состоящая из должностных лиц обладминистрации, налоговой инспекции, муниципальных образований, представителей работодателей и профсоюзов. Комиссия будет присматривать за охраной труда в промышленности и защищать права и интересы как работодателей, так и работников.

5.4.    Социальная помощь населению

Администрация Кемеровской области по инициативе губернатора М.Кислюка разработала оперативные меры по социальной поддержке и защите работников и учреждений бюджетной сферы. 20 августа департаментом охраны здоровья населения обладминистрации, территориальным фондом медицинского страхования и обкомом профсоюзов работников здравоохранения подписано соглашение об оперативных мерах на август-сентябрь. Среди приоритетных мер - составление графика погашения задолженноститерриториального фонда медицинского страхования перед лечебными учреждениями, определение схемы сбора средств медицинского страхования через налоговую инспекцию, а также направление инкассовых поручений на счета предприятий-должников, находящихся за пределами Кемеровской области.

С целью социальной защиты работников образования администрация Кемерова решила из средств фонда муниципальных пособий в третьем квартале выделить 4935,6 млн. рублей для выплаты компенсаций к отпуску педагогам и администраторам - по 400 тыс. рублей, техническому персоналу - по 150 тысяч.

Пожилые кемеровчане, получающие пенсию 240 тыс. рублей и ниже и имеющие соответствующий трудовой стаж, в августе получат муниципальное пособие в размере 30 тыс. рублей. С этой целью из фонда муниципальных пособий выделено более 788236 тыс. рублей.

Источники

1. Попок В. Какая власть будет у нас в декабре? // Кузнецкий край. - Кемерово,1996. - 1 августа. - №86. - С.1.

2. Лавренков И. Кто придет к власти в декабре // Кузнецкий край. - Кемерово,1996. - 6 августа. - №88. - С.3.

3. Администрация Кемеровской области. Распоряжение "О межведомственной комиссии по вопросам социального обслуживания населения" // Кузбасс. - Кемерово, 1996. - 1 августа. №140. - С.2.

4. Ольховский А. Здравоохранение осталось без выбора. Население тоже // Кузнецкий край. - Кемерово, 1996. - 6 августа. - №88. - С.1,2.

5. Морозова Е. Его "видели" губернатором, но "отпустили" в Москву // Кузнецкий край. - Кемерово, 1996. - 27 августа. - №97. - С.1.

6. Одним абзацем о важном и интересном // Кузбасс. - Кемерово,1996. - 31 июля. - №139. - С.1; Гривнев М. Новокузнечане создают свои "правду и порядок" // Кузнецкий край. Кемерово, 1996. - 15 августа. - №92. - С.1.

7. Магалашвили А. Потери будут скоординированы и, может быть, компенсированы // Кузнецкий край. - Кемерово, 1996. - 15 августа. - №92. - С.1.

8. "Медлить недопустимо" // Наша газета. - Кемерово, 1996. 23 августа. - №93. - С.2.

9. Лавренков И. Будем привыкать к кризису? // Кузнецкий край. - Кемерово, 1996. - 27 августа. - №97. - С.2.

10. Вавилова С. Волна отчаяния и безверия // Кузбасс. - Кемерово, 1996. - 31 июля. - №139.- С.1,2.

11. Васильев В. План выполнить не получилось // Кузбасс. Кемерово, 1996. - 1 августа. - №140. - С.1; Одним абзацем о важном и интересном // Кузбасс. - Кемерово, 1996. - 2 августа. - №141. - С.1; Васильев В. Шахтеры надеются на поддержку // Кузбасс. - Кемерово, 1996. - 10 августа. №147. - С.1.

12. Лякин Е. Работодатели и рабочие, объединяйтесь! // Кузбасс. - Кемерово, 1996. - 8 августа. - №145. - С.1; Одним абзацем о важном и интересном // Кузбасс. - Кемерово, 1996. - 10 августа. - №147. - С.1; Плющев В. Как угольной отрасли выйти из кризиса? // Кузбасс. - Кемерово, 1996. 17 августа. - №152. - С.1.

13. Попок В. Депутаты просят за шахтеров // Кузнецкий край. Кемерово, 1996. - 15 августа. - №92. - С.1.

14. Плющев В. Энергетический кризис на пороге // Кузбасс. Кемерово, 1996. - 9 августа. - №146. - С.1.

15. Пресс-релиз №7 "Кузбассоцбанка". "Кузбассоцбанк": новое качество услуг на рынке ценных бумаг // Кузбасс. - Кемерово, 1996. - 15 августа. - №150. - С.3.

16. Семашкина А. "Инкубатор" для предпринимателей // Кузнецкие вести. - Новокузнецк, 1996. - 13 августа. - №17. С.2.

17. Гревнев М. Эти забастовали вдруг // Кузнецкий край. - Кемерово, 1996. - 6 августа. - №88. - С.1.

18. Кузнецов Н. Забастовку шахтеров отменили. Кризис неплатежей - пока нет // Наша газета. - Кемерово, 1996. - 27 августа. - №94. - С.1; Попок В. Росуглепрофсоюз дал отбой на неделю // Кузнецкий край. - Кемерово, 1996. - 27 августа. - №97. - С.1; Пресс-служба администрации области. События. Факты // Кузбасс. - Кемерово, 1996. - 15 августа. - №150. - С.1.

19. Данилова Р. Взялись за зимние дела // Кузбасс. - Кемерово, 1996. - 17 августа. - №152. - С.1.