Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Новосибирская область

Н.ПОГОДАЕВ, О.ГРИБАНОВА, Н.КОНОВАЛОВА

НОВОСИБИРСКАЯ ОБЛАСТЬ

в августе 1996 года

1.    ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЛАСТНЫХ СТРУКТУР

1.1.    Деятельность исполнительной власти

1.1.1.    Региональное совещание по проблемам уборки урожая

В течение трех дней в районном центре области Барабинске проходило региональное совещание по проблемам уборки урожая. На совещание прибыли руководители исполнительной власти районов и городов не только Новосибирской области, но и главы, заместители глав администраций краев и областей многих сибирских территорий, большая правительственная делегация из Москвы, в том числе первый вице-премьер РФА.Заверюха. (Сокращенный вариант выступления А.Заверюхи на совещании опубликован [1]).

После отбытия А.Заверюхи в Москву, губернатор области В.Муха собрал пресс-конференцию, чтобы сообщить о том, что получит область от этого визита. Прогноз губернатора: 156 млрд рублей. В названную сумму входят 20 млрд рублей на запчасти к комбайнам, 25 - на закупку импортной уборочной техники, стоимость 80 комбайнов "Нива" и 50 ­"Дон",а также 38 млрд рублей дотаций, которые положены новосибирским сельхозпроизводителям из федерального бюджета, и которые А.Заверюха распорядился выплатить без задержек. Как сообщил глава администрации области, прямо в аэропорту г.Барабинска заместителем председателя Правительства РФ А.Заверюхой подписан важный для новосибирских крестьян документ. По нему до начала октября текущего года в область поступит не менее 80 процентов государственных средств, необходимых дляподдержки сельскохозяйственного производства области. Столь внушительные дотации из федерального бюджета во многом объясняются и тем, что сегодня Новосибирская область по сельскохозяйственной продукции богаче Краснодарского края.

Касаясь уборки урожая, губернатор сообщил, что в качестве достижения можно рассматривать ликвидацию проблемы ГСМ: топливо в Новосибирске - относительно дешевое. В.Муха рассказал также, что делается в областидля обеспечения закупки зерна у товаропроизводителей.[2]

1.1.2.    Аппаратное совещание в обладминистрации

На состоявшемся в областной администрации расширенном совещании работников аппарата рассматривался вопрос формирования областного бюджета на 1997 год. Проектные данные бюджета будут готовы к 15 сентября. Основная цель бюджета 1997 года, подчеркнул В.Муха, социальная ориентация. Немалые средства предполагается пустить на обеспечение населения области лекарственными препаратами, диагностическим оборудованием. Поддержку получит сельское хозяйство. В проекте - комплектация нескольких корпораций с тем, чтобы селяне могли реализовать все, что производят. Развитие получит угледобывающий комплекс области. Также планируется выделить средства на реконструкцию аэропорта "Толмачево". В.Муха затронул тему предстоящих перемен в дотационной политике администрации области. Главное в проекте - уменьшение дотаций районам. В.Муха привел пример, когда в одном из районных бюджетов не предусматривалось никаких других доходов, кроме дотаций сверху. Губернатор сообщил, что долги областной администрации погашены на 100 процентов, но есть задолженность в районах области, потому что их руководство привыкло получать дотации от обладминистрации. В.Муха заявил, что хозяйствам не будут списываться долги в областной бюджет. Такие хозяйства будут продаваться тем, кто возьмется выплатить их долги.

Вряд ли уменьшение дотаций районам придется по душе местным руководителям. После этих слов, по мнению аналитиков газеты "Молодость Сибири", на выборы в областной Совет в 1996 году можно не рассчитывать. И даже если в скором будущем выборы все же состоятся, то из-за недовольства по поводу принятых жестких мер губернатору будет очень проблематично получить на областных выборах приемлемые для себя результаты. Кроме того, обсуждались вопросы подготовке школ и других учреждений образования к новому году, вопрос о подготовке к отопительному сезону.[3]

1.2.    Деятельность представительной власти

1.2.1.    Сессия областного Совета

На ближайшей сессии областного Совета предстоит принять законопроекты, которые определят основные правила функционирования органов местного самоуправления. Например, законопроекты о собственности и бюджетном устройстве органов самоуправления, о территориальных органах государственной власти (речь идет об органах власти районов области и городов областного значения). Есть значительные разногласия между нормативами, принятыми в области, и теми, по которым живет г.Новосибирск. Чтобы устранить это несоответствие, разрабатывается законопроект "О статусе областного центра г.Новосибирске". Ряд разрабатываемых предложений связан с использованием земель различного назначения, потребность в которых обусловлена тем, что Земельный кодекс РФ еще не принят.

К вопросу о дате выборов депутатов

В связи с тем, что пока нет полной ясности с датой выборов депутатов второго созыва, уже осенью, возможно, назреет необходимость провести референдум, на котором сами граждане решат - менять депутатов или оставить областной Совет в прежнем составе до декабря 1997 года. Ряд местных политическихпартий и общественных движенийобратились с открытым письмом к председателю областного Совета депутатов А.Сычеву, чтобы "во исполнение решения областного суда областной Совет депутатов закончил свои полномочия и назначил выборы на 15 декабря 1996 года".[4]

Интересна позиция губернатора области В.Мухи, который на очередной пресс-конференции отметил, что удовлетворен работой нынешнего состава областного Совета, конструктивного начала в самом "деле" не видит, нарушения гражданских прав избирателей не усматривает, однако считает, что судить об этом надо самим избирателям. На его взгляд, было бы целесообразней не обращаться в суд, а провести опрос избирателей.

2.    ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

2.1.    Новосибирский региональный координационный совет

Далеко не последнюю роль в победе Б.Ельцина на президентских выборах сыграло Общероссийское движение поддержки его кандидатуры на выборах главы государства. Это объединение преобразовалось в новую организацию - Общероссийский координационный совет. Бывший председатель Новосибирской организации ОДОППа, а ныне уполномоченный Новосибирского регионального координационного совета О.Шуваев сообщил, что в Новосибирский совет вошли 15 партий и общественно-политических движений. В их числе движения "Реформы - новый курс", ДВР, НДР и Российский союз ветеранов Афганистана. Новосибирский региональный координационный совет будет принимать участие в выборах во все органы местного самоуправления. Все члены НРКС выступают за перевыборы областного Совета. По мнению О.Шуваева, Новосибирский областной Совет исчерпал свои полномочия, а нежелание назначать дату перевыборов демонстрирует неуверенность в своих силах. Коллегия НРКС уже направила открытое заявление председателю облСовета А.Сычеву с требованием согласиться с решением суда и назначить дату выборов. По словам О.Шуваева, другим направлением деятельности НРКС будет защита прав человека и контроль за соблюдением законодательства.

2.2.    Новосибирский демократический фронт

Состоялось собрание актива областного общественного объединения "Новосибирский демократический фронт", посвященное итогам выборов Президента РФ. В заседании приняло участие более 60 человек - руководство НДФ, руководители 24 отделений, действующих во всех районах Новосибирска, а также городах и поселках Новосибирской области. В работе собрания участвовали представители властей, СМИ. Руководством НДФ принято решение об участии НДФ в предстоящих выборах в областной Совет и органы местного самоуправления. С этой целью фронт формирует блок кандидатов "Реформы и порядок", объединенных общей программой и опирающихся на организационные структуры НДФ, созданные и отлаженные в период избирательных кампаний 1994-1996 годов, в том числе по выборам Президента РФ.

2.3.    Конгресс русских общин

На предстоящих выборах депутатов городского и областного уровней местная организация Конгресса русских общин и ЛДПР выступят единым фронтом. Об этом сообщили новосибирские лидеры названных партий А.Люлько и Е.Логинов. Хотя отношения московских лидеров этих движений весьма натянутые, в Новосибирске эта коалиция вполне закономерна. На декабрьских выборах в Думу по Заельцовскому избирательному округу кандидаты КРО и ЛДПР (А.Люлько и С.Проничев) "столкнулись лбами", и в результате пропустили вперед своего общего антагониста А.Янковского. Теперь они хотели бы избежать былых ошибок. Между тем, еще не заявил о своих намерениях лидер новосибирского отделения движения "Честь и Родина" подполковник А.Андрейченко. Если А.Люлько уже составил список своих кандидатов (по крайней мере, в областной Совет), то список кандидатов от "Чести и Родины" еще формируется. И не исключено, что когда это произойдет, в договоренности А.Люлько и Е.Логинова придется вносить серьезные коррективы.

2.4.    "Славянский мир"

В Новосибирске создан общественный Фонд инвалидов и жертв региональных конфликтов, их семей, беженцев и вынужденных переселенцев - "Славянский мир". Президентом Фонда избран Б.Григоренко. В качестве учредителей в него вошли председатели новосибирских отделений КРО ­А.Люлько и "Русского национального Собора" - В.Гетманов. Цель создания Фонда - помощь участникам войн в Чечне, Таджикистане, других горячих точках, а также беженцам и переселенцам.

Состоялась встреча председателя Новосибирского отделения КРО, вице-президента фонда "Славянский мир" А.Люлько с мэром г.Новосибирска В.Толоконским. В ходе встречи обсуждался вопрос о мерах помощи беженцам, семьям погибших и участникам конфликтов в горячих точках на территории бывшего Союза, и прежде всего в Чечне. Мэр дал обещание, что в ближайшее время этим категориям населения будет оказана помощь в строительстве жилья, предоставлен бесплатный проезд в городском транспорте, другие льготы.

2.5.    Областной комитет вкладчиков

Областной комитет вкладчиков в лице председателя Н.Михеева публично обвинил ГУ ЦБ по Новосибирской области в неспособности "эффективно защищать интересы вкладчиков банков". Поводом для столь сильного заявления послужили действия председателя ликвидационной комиссиии председателя комитета кредиторов Сибинвестбанка, кандидатуры которых были предложены ГУ ЦБ. По словам Н.Михеева, прежде всего возмущение вызывают факты отказа вышеназванных должностных лиц признать право вкладчиков на получение процентов с основной суммы. В частности, стандартный бланк претензий на имя председателя ликвидационной комиссии, который предлагают заполнить кредиторам, содержит лишь просьбу о возврате вклада. Дело в том, что в январе прошлого года, после перезаключения последней волны договоров с вкладчиками, руководство банка в одностороннем порядке приняло решение о прекращении начисления процентов, однако объективных оснований для подобных действий у банка не было, поскольку ставка рефинансирования в течение всего прошлого года оставалась на уровне не ниже 180 процентов. По мнению Н.Михеева, самовольное решение руководства банка в условиях, когда деньги не выдаются вкладчикам, законной силы не имеет. По словам Н.Михеева, представляющего интересы вкладчиков в комитете кредиторов, главная задача - контроль за работой по ликвидации Сибинвестбанка - решается с огромным трудом. В частности, ему до сих пор не удалось получить протокол заседания ликвидационной комиссии от 16 июля. А также выяснить, как случилось, что количество претензий от вкладчиков за месяц выросло на 263 (с 997 до 1260), а сумма, подлежащая выплате уменьшилась на 534 млн рублей (с 1835 до 1301). В таком "перерасчете" Н.Михеев усматривает попытку "ужать" вкладчиков в их доле "конкурсной" массы. И это понятно: реальные активы Сибинвестбанка практически исчерпываются фондом обязательного резервирования в размере 2,5 млрд рублей. В то время как сумма претензий только ГУ ЦБ за невозвращенный кредит исчисляется 9 млрд рублей.[5]

2.6.    Другие организации

Новая общественная организация, назвавшая себя профсоюзом пенсионеров Новосибирской области "Отверженные", провела собрание пенсионеров. Цель организации, по словам ее руководителей, "добиваться положения, чтобы пенсия была полноценным средством существования, защищать пенсионеров во всех ситуациях". На собрании присутствовали представители мэрии и областной администрации, по отношению к которым новая организация держится весьма оппозиционно.

В начале августа около ста представителей 17 оппозиционных партий и движений, которые поддерживали на выборах Г.Зюганова, провели встречу,чтобы договорится об объединении в рамках Народно-патриотического союза России. Большинство участников встречи поддержали идею объединения.

3.    ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

3.1.    Исполнение бюджета области в первой половине 1996 года

Экономическое положение в Новосибирской области продолжает оставаться достаточно сложным. Это подтверждается итогами исполнения бюджета за 6 месяцев 1996 года. Его реальные суммы не покрывают необходимых текущих затрат. Доходы консолидированного бюджета Новосибирской области за первое полугодие 1996 года составили 2198,5 млрд рублей. Доходов собрано на 16,6 процента (или на 438,9 млрд рублей) меньше, чем предусматривалось утвержденным бюджетом. Основные причины несвоевременных расчетов предприятий с бюджетом остаются постоянными на протяжении последних лет: общий спад объемов производства товаров и услуг, неплатежи покупателей готовой продукции, материалов, энергии и, соответственно, отсутствие денежных средств на счетах предприятий. Общая задолженность по платежам в бюджеты всех уровней (включая отсроченные платежи) на 1 июля текущего года составил 1.243 млрд рублей. Основную долю собранных доходов бюджета области обеспечили 4 вида налогов: на прибыль - 28,4%, подоходный налог от физических лиц - 19%, налог на добавленную стоимость - 18% и налог на имущество - 11,7%. Остальные 22,9 процента доходов обеспечены акцизами, специальным налогом, платой за недра и природные ресурсы, трансфертами из федерального бюджета, областным займом, полученными ссудами и привлеченными кредитами.

Общий объем израсходованных средств бюджета Новосибирской области равен поступившим доходам - 2198,5 млрд рублей, или 83,4 процента плана. Финансирование из бюджета осуществлялось по мере поступления доходов.При этом в первую очередь средства направлялись на приоритетные отрасли бюджетного финансирования и защищенные статьи расходов. Основной объем финансирования - 1219,5 млрд рублей (55,6 процента всех расходов) был направлен на социальную сферу. Это прежде всего расходы на образование - 539,5 млрд рублей (93,7% к плану); расходы на здравоохранение составили 368,5 млрд рублей (89,4% от утвержденного уровня); по статье "Социальная политика" израсходовано 225 млрд рублей вместо 302 по плану; расходы на культуру и искусство составили 68,8 млрд рублей (82% к плану).

В связи с невыполнением доходной части бюджета даже его защищенные статьи не были профинансированы в полном объеме. Так, задолженность по заработной плате работникам бюджетной сферы на 1 июля составляла 155,1 млрд рублей. Расходы по статье "Сельское хозяйство" составили 150,2 млрд рублей, или всего 59,6 процента от плана. В наименьшей степени профинансированы статьи: "Развитие рыночной инфраструктуры" - 13,8 процента к плану, "Наука" - на 4,4 процента.

С целью снижения задолженности по платежам в бюджет в первом полугодии проведен внутриобластной зачет на 844 млрд рублей. Поскольку это лишь частичный выход из создавшегося экономического положения, принято постановление главы администрации о прекращении взаимозачетов и развития вексельного обращения на территории Новосибирской области. Вексельная программа позволяет в некоторой степени разрешить кризис неплатежей и высвобождает средства для выплаты заработной платы и детских компенсаций. Областной администрацией с целью привлечения средств в текущем году выпущены в обращение краткосрочные областные денежные обязательства (КОДО). Суммарный объем КОДО, находящихся сейчас в обращении, составляет около 36 млрд рублей.[6]

3.2.    Собрание трехсторонней комиссии

В Новосибирской области между объединениями профсоюзов, работодателей и администрацией области на период 1996-1997 года действует региональное соглашение. Задачей созданной трехсторонней комиссии поставлено содействовать смягчению складывающейся кризисной ситуации, выводу на путь стабилизации. В начале августа состоялось очередное заседание комиссии по вопросу о ходе выполнения регионального соглашения за 1 полугодие 1996 года.

Отмечено, что часть намеченного выполнена. Удается держать в поле зрения массу инвестиционных программ, мероприятий по стабилизации экономики области. Однако для поворота к лучшему в социально-производственных делах, похоже, еще далеко. Самым тяжелым остается вопрос задержки заработной платы. Пока не помогает даже ежедневный контроль, постоянная информация о ситуации в области, передаваемая в правительство страны. Неоплаченные банками платежи достигли 145 млрд рублей. Просроченная кредиторская задолженность в целом по области составляет 4,5 триллиона рублей. Для того, чтобы понять масштабы этого, надо отметить, что сумма в 4,5 триллиона равна трем месяцам работы всех предприятий области. Задолженность по заработной плате превысила 500 млрд рублей, причем около половины приходитсяна промышленные предприятия. Ситуация в отраслях пока контролируема, но спокойствие весьма условное. Сейчас стоит вопрос о том, как исключить забастовку на электронном заводе, где требуют выплатить зарплату и освободить от должности директора. Накалена обстановка и в ПАТП-10. Водители и обслуживающий персонал уже провели предупредительную забастовку, но вопрос остается открытым. Несколько раз назывались города Бердск и Искитим, где из-за кризисных процессов в экономике остановлены многие производства. Ситуация, сложившаяся в Бердске, будет рассматриваться на заседании областной комиссии по критическим ситуациям на рынке занятости.[7]

3.3.    Энергетика

3.3.1.    Повышение тарифов на электроэнергию для промышленных предприятий

На коллегии региональной энергетической комиссии обсуждался вопрос о том, как обеспечить выполнение указа президента о льготных тарифах на электроэнергию для сельхозпроизводителей. В июле правительство предписало компенсировать снижение тарифов для сельхозпроизводителей за счет повышения ставок для других потребителей электроэнергии - исключая население. По Новосибирской области это дополнительные 100 млрд рублей до конца текущего года. У промышленных директоров такое решение проблемы особого одобрения не вызвало: большинство предприятий и так едва сводят концы с концами. Было предложено делить убытки энергосистемы также и на население. По этому поводу председатель комиссии Г.Мамон проинформировал участников совещания, что повышение тарифов для населения подготовлено еще в январе 1996 года, но в связи с предвыборной кампанией правительство решило заморозить цены до конца сентября. И по новым нормативам оплата электроэнергии для граждан вырастет в значительно большей степени, чем для промышленных потребителей. В конце концов члены региональной комиссии проголосовали за повышение тарифов для промышленных потребителей с 272 до 286 рублей за кВт/ч с 1 сентября.

3.3.2.    Спор вокруг акций "Новосибирскэнерго"

18 октября должно состояться очередное заседание арбитражного суда по иску РАО "ЕЭС России", вот уже почти год добивающегося признания "Новосибирскэнерго" банкротом. Заседание суда, назначенное на 9 августа, было перенесено по инициативе РАО. Формально претензии РАО основываются на плохом финансовом состоянии АО "Новосибирскэнерго", но, скорее всего, истинные мотивы - недовольство существующим распределением пакетов акций АО и серьезные разногласия с руководством новосибирской энергосистемы. Параллельно с упомянутым иском в высших судебных инстанциях рассматривается спор комитета по управлению имуществом Новосибирской области и РАО "ЕЭС России", претендующего на 49-процентный пакет акций АО "Новосибирскэнерго". По президентскому указу 1992-го года этот пакет был закреплен в собственности государства и должен был быть передан в трастовое управление РАО. А областной комитет по имуществу настаивает на закреплении части этого пакета в размере 30 процентов в областной собственности (арбитражный суд Западно-Сибирского округа подтвердил правомерность требования субъекта Федерации). Поскольку холдинг РАО ЕЭС, являющийся по сути министерской надстройкой, не занимается развитием энергосистемы, председатель комитета по имуществу Л.Никонов считает, что область станет более эффективным собственником "Новосибирскэнерго". По его словам, сейчас идет "очень серьезная борьба под ковром", и один из приемов, используемых РАО "ЕЭС России", - иск о банкротстве.

Генеральный директор АО "Новосибирскэнерго" В.Томилов ситуацию прокомментировал так: "Благодаря" огромной дебиторской задолженности мы имеем и значительную кредиторскую задолженность. По закону наш кредитор, в данном случае РАО "ЕЭС России", имеет все основания подать иск о признании "Новосибирскэнерго" банкротом. Заниматься санацией, то есть оздоровлением предприятия, РАО не по зубам - от этого иска они отказались. Теперь они настаивают на введении внешнего управления, считая, что руководство и конкретно В.Томилов неквалифицированно ведут дело, и поэтому загнали энергосистему в должники. И "ЕЭС России" не волнуют другие энергосистемы и то, что установленные коэффициенты не выдерживает подавляющее большинство предприятий. Не волнует это и суд, так что дело наше в принципе безнадежное".

С юридической точки зрения положение "Новосибирскэнерго" крайне уязвимо - по существующему постановлению о неплатежеспособности и закону о банкротстве претензии РАО абсолютно правомерны. Парадокс заключается в том, что в ситуации повальных неплатежей ни одна энергосистема Сибири не выдерживает установленных значений коэффициентов, по которым определяется платежеспособность предприятия. Если применить наши критерии к США, то 80 процентов американских предприятий были бы признаны банкротами. По мнению специалистов Счетной палаты РФ, проводивших проверку федерального управления по делам о несостоятельности, подобный экономический парадокс объясняется тем, что критерии оценок платежеспособности, как и сам термин, разработаны некорректно, не могут применяться в наших условиях. Вопрос об изменении постановления рассматривается в правительстве, но едва ли решение будет принято до того, как дело о банкротстве "Новосибирскэнерго" будет рассмотрено в суде. "Все понимают - в должниках мы оказались из-за тяжелого финансового положения наших потребителей, - говорит В.Томилов. - Но у РАО есть определенное желание не удовлетвориться тем, что делается в Новосибирской энергосистеме". Взыскивать долги так, как позволяет закон, В.Томилову не позволяет множество обстоятельств. Чтобы вернуть долги, десятки предприятий нужно пустить с молотка. Допустить этого областные власти, естественно, не могут. Разделяя ответственность за то положение, в котором оказалась сегодня "Новосибирскэнерго", администрация области направила в арбитражный суд обращение в поддержку нынешнего руководства, отмечающее профессионализм управленческой команды, не допустившей ни одной аварийной ситуации в энергосистеме. Возможно, суд учтет и то обстоятельство, что значительная часть должников "Новосибирскэнерго" - предприятия и организации, которым в свою очередь должен федеральный бюджет.[8]

3.4.    Проблемы приватизации предприятий

Состоялась пресс-конференция заместителя главы администрации Новосибирской области, председателя комитета по управлению госимуществом Л.Никонова. На ней обсуждались вопросы приватизации. С первого января 1992 года в области из 3.532 предприятий приватизировано 2.598 - больше 60 процентов от их общего числа. Среди видов приватизированной собственности первенствует муниципальная. От приватизации муниципальных предприятий получено более 41 млрд рублей, областных - свыше 22, федеральных - почти 35,5. От приватизации объектов в области федеральный бюджет получит 20, а областной - 6,7 млрд рублей.

Проблемой остается крупный пакет акций "Новосибирскэнерго", находящийся в собственности РАО ЕЭС РФ, которая не занимается развитием местной энергосистемы. Однако, получить хотя бы 30 процентов в местное владение пока не удалось: арбитражные суды закончили слушания, и дело теперь рассматривается в Конституционном суде (подробнее эта проблема обсуждалась выше).

Среди аспектов работы, заслуживающих первоочередное внимание, названы: продажа земли под приватизированными предприятиями, защита прав акционеров. Объяснения трудноразрешимости этих проблем - в несовершенстве законодательства, разногласиях местных управленческих органов. Долгое время процесс продажи земли приватизированным предприятиям стоял "на нуле" из-за того, что мэр принял решение, по которому вся земля в черте города относилась к муниципальной собственности. По словам Л.Никонова, компромисс с городскими властями найден и вопрос продажи земли в ближайшее время будет решен.

Сегодня валовые показатели приватизации отошли на второй план, и региональные комитеты по имуществу заинтересованы в том, чтобы вплотную заняться непосредственными вопросами управления собственности. Правда,по словам Л.Никонова, Госкомимущество "выслушивает критику, но не откликается необходимыми нормативными документами, которых с нетерпением ждут регионы". Утрату Госкомимуществом прежних позиций Л.Никонов связывает с отсутствием сильного лидера, в результате чего комитет превратился в "кузницу политических кадров". В адрес этой структуры были упреки в косности, слабой адаптированности к экономической ситуации. В связи с этим областной комитет самостоятельно занимается нормотворческой деятельностью - принято положение об управлении имуществом, о доверительном управлении пакетами акций.

Вторая приоритетная задача, над которой областной комитет работает пока с "недостаточной отдачей", - разграничение собственности между областью и федерацией. Уже разрешен вопрос о 298 предприятиях и объектах, которые на сегодняшний день переданы субъекту Федерации. Сложности возникли после издания Президентом 292-ого указа, предусматривающего выплату компенсаций при передаче федеральных пакетов акций в областную собственность. По мнениюЛ.Никонова, рождение этого указа в "недрах Госкомимущества" связано с попыткой пополнить бюджет средствами от приватизации. В этом году в федеральный бюджет за счет приватизации должно поступить 12 трлн рублей. По этому вопросу Л.Никонов и многие другие руководители региональных комитетов не разделяют позицию Госкомимущества - они ставят вопрос об исключении из федерального бюджета статьи доходов от приватизации. Комитеты по имуществу не должны быть продавцами, озабоченными лишь получением сиюминутной прибыли. Дальнейшая приватизация должна руководствоваться не соображениями максимальной прибыли, а задачей наиболее эффективного управления собственностью [9].

3.5.    Проблемы оборонного комплекса

Предприятия ВПК вместе с наукой и сельским хозяйством на протяжении нескольких десятков лет формировали социально-экономическую политику в области. Несмотря на тяжелый финансовый кризис, предприятия ВПК создают новые виды товаров - приборы и оборудование. Завод им.Чкалова подготовил производство для серийного выпуска гражданского самолета АН-38, на "Коминтерне" изготовлены первые образцы автокрана "Сибиряк", НПО "Сибсельмаш" в кооперации с другими предприятиями начало освоение новых грузовиков. Все эти изделия выше мирового уровня и по качеству, и по назначению, то есть аналогов им нет. Но непреодолимо стоит ценовой барьер. На пресс-конференции, посвященной проблемам оборонного комплексаобласти, заместитель главы администрации области,начальник главного планово-экономического управления Ю.Нестеров сообщил, что шанс спасти "оборонку" есть. Областная администрация принимает самое активное участие в том, чтобы заводы работали. Решаются задачи прежде всего по таким направлениям: сохранение рабочих мест, создание новых технологий. В них включены программа мини-грузовиков на "Сибсельмаше" и энергосберегающие технологии по добыче нефти. "Бурнефтегаз", институты Академгородка с участием нескольких предприятий уже изготовили новую технологию, которая увеличивает по сравнению с проектной добычу нефти из скважин от 30 до 80 процентов. Предприятия, которые будут выпускать такое оборудование, рассчитывают на получение нефти, полученной в результате разницы проекта и факта, и будут реализовывать ее нефтяникам. А деньги, полученные от продажи, можно будет использовать на энергосберегающие технологии. Эта программа даст области 178 млн долларов. Если Правительство утвердит такой план, предприятия области получат возможность не просто существовать, но и развиваться.

Ю.Нестеров назвал хорошей основой жизни оборонных предприятий указ Президента от 8 мая 1996 г. "О мерах по поддержке оборонного комплекса". Для его реализации в Новосибирске подписано соглашение с Министерством оборонной промышленности. Однако журналисты, присутствовавшие на пресс-конференции, не смогли получить ответа на вопрос: "Можно ли в отдельно взятой области улучшить экономическую политику?" Не было ответа и на такой вопрос: "Закончился административный отпуск на 20 предприятиях в августе. В сентябре люди придут на работу. Получат ли они ее?"[10]

Между тем, остро стоит вопрос о сохранении того потенциала, который накоплен оборонным комплексом. Одно из крупнейших предприятий Новосибирской "оборонки" - завод полупроводниковыхприборов - постепенно теряет своих специалистов. Как сообщили в отделе кадров НЗПП, только с начала 1996 года с предприятия уволилось 299 человек, из которых несколько десятков - специалисты высокого класса. Они нашли себе применение в различных фирмах, коммерческих структурах. Примечательно, что иностранные компании тоже заинтересованы в таких специалистах, сами их находят и предлагают работу. Как отметил заместитель директора НЗПП А.Заяц, если уход высококвалифицированных кадров будет продолжаться, то надежда на восстановление полноценного производства даже при условии возобновления госзаказа, тщетны.

3.6.    Основные показатели деятельности коммерческих банков области в первом полугодии 1996 года

На 1 июля 1996 года в области зарегистрировано 36 коммерческих банков. У 12 из них отозваны лицензии на совершение банковских операций. Из анализа динамики сводных показателей коммерческих банков области видно, что в первом полугодии сохранилась тенденция сжатия ресурсной базы коммерческих банков, наметившаяся в третьем квартале 1995 года. В первую очередь это выразилось в абсолютном сокращении привлеченных средств: за полугодие оно составило 67,4 млрд рублей (3,6%). Главной тенденцией в области привлечения ресурсов в январе-июне является начавшаяся в августе 1995 года падение остатков средств на счетах предприятий и организаций. Как следствие - в сфере размещения ресурсов особенностью первого полугодия стало абсолютное и относительное сокращение кредитов предприятиям и организациям (с 47,6% на 1.01.1996 до 40,5% на 1.07.1996) при одновременном направлении ресурсов в более доходные на сегодняшний день операции - вложение в ценные бумаги (с 23% до 25%) и размещение межбанковских кредитов (с 3% до 4,8%).

Валюта баланса коммерческих банков на 1 июля 1996 года составила 3,1 трлн рублей, снизившись на 1,4 трлн рублей, или в 1,4 раза. Для Новосибирской области характерна концентрация банковских активов: на 1.07.1996г. 72 процента валюты баланса, или 2.215 млрд рублей, сосредоточена у 7 коммерческих банков.

В целом ресурсы коммерческих банков на 1.07.1996г. составили 2,2 трлн рублей, что на 15 млрд рублей (0,7%) больше, чем на 01.01.1996. Весь прирост обусловлен увеличением собственных средств, которые возросли на 82,5 млрд рублей, или в 1,3 раза, и вышли на уровень 363 млрд рублей. Наибольший прирост ресурсов в составе собственных средств произошел за счет увеличения фондов банка (на 73,6 млрд рублей или в 1,4 раза). Объем привлеченных ресурсов снизился на 67,4 млрд рублей, или на 3,6%, и составил 1.798 млрд рублей. В итоге за первое полугодие произошло изменение структуры ресурсов в сторону увеличения доли собственных (с 13,1 до 16,8%) и уменьшение привлеченных (с 86,9 до 83,2%).

Основным источником привлеченных ресурсов являются средства на счетах предприятий и организаций - на 1 июля 1996 года они составили 557 млрд рублей (31 процент от суммы привлеченных средств). Однако, как уже отмечалось, в силу тяжелого финансового положения реального сектора экономики, произошло абсолютное сокращение этого источника средств: с января этого года они уменьшились на 64,4 млрд рублей или на 10,4 процента, что негативно сказалось на состоянии ресурсной базы в целом. По величине удельного веса вторым источником ресурсов на 1 июля 1996 года продолжают оставаться вклады граждан - 20,3 процента от суммы привлеченных средств (364,6 млрд рублей).

Вложения коммерческих банков (без учета просроченных процентов) на 1.07.1996г. оценены в 2,1 трлн рублей с приростом за полугодие на 0,57 трлн рублей (2,7%). Кредитные вложения коммерческих банков в январе-июне текущего года снижались. Они равны 875 млрд рублей с уменьшением с 1 января на 124,9 млрд рублей (на 12,5%). На 1.07.1996г. вложения в ценные бумаги в рублях и инвалюте составили 538,9 млрд рублей, увеличившись за 6 месяцев на 59,7 млрд (12,5%).

Финансовый результат на 1 июля 1996 года сложился положительный и составил 41,7 млрд рублей, в том числе 18 банков получили прибыль в общей сумме 76,2 млрд рублей и 17 банков - убытки - 34,5 млрд рублей.[11]

Для стабилизации деятельности Новосибирского Агропромбанка, его отделений в районах области и коммерческих банков "Искитимский" и "Венгеровский", обслуживающих предприятия агропромышленного комплекса, разработан ряд мероприятий. В частности, рассматриваются вопросы об отсрочке уплаты налогов в федеральный бюджет и платежей в областной бюджет, а также внебюджетные фонды, пенсионный фонд. С согласия сельских товаропроизводителей и районных администраций часть дотаций на животноводческую продукцию и аванса на закупаемое в региональный фонд зерно будет направлено на погашение задолженности сельхозтоваропроизводителю перед указанными банками.

3.7.    Внешнеэкономическая деятельность области

В первом полугодии 1996 года предприятиями, организациями области поставлено на внешний рынок товаров и услуг на 139,7 млн долларов США. Лидируют в экспорте поставки сырья и материалов (40,9 процента), 33,2% составляют поставки машин и оборудования. Не востребованная на внутреннем рынке продукция промышленных предприятий вывезена за рубеж на87,5 млн долларов. Ведущими являются предприятия отрасли машиностроения и металлообработки. Развивается и более эффективная форма сотрудничества с партнерами зарубежных стран - оказание различных видов услуг. В январе-июне текущего года их оказано на 24,4 млн долларов. Из них 69,7% составляют услуги грузового и пассажирского транспорта.

19 августа между Новосибирской областью и Наманганской областью Узбекистана подписано соглашение о социально-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве на 1996-1997 годы. В выступлении глава администрации области В.Муха отметил, что интересы новосибирцев в сотрудничестве с наманганцами разнообразно, но сибиряков привлекает, конечно же, прежде всего хлопок, так как в Новосибирске несколько крупных предприятий текстильной промышленности.

3.8.    Проблемы технопарка "Новосибирск"

Разработки Новосибирского технопарка могут оказаться не нужны отечественным предприятиям. Один из авторов идеи создания технопарка "Новосибирск" поделился с корреспондентом газеты "Новая Сибирь" [12] сомнениями по поводу значительности влияния деятельности технопарка на положение предприятий и состояние экономики области. "Можно завалить, к примеру, "Электросигнал" высокими технологиями, создать самые льготные инвестиционные условия и налоговый режим, но завод в результате все равно не сделает телевизор "Самсунг". А оказать сколько-нибудь серьезную поддержку науке технопарк в принципе не в состоянии, поскольку он создает лишь некую "питательную среду", в которой мелкие научно-внедренческие фирмы будут доводить до технического воплощения уже практически готовые разработки. В среде обедневшей научной общественности Новосибирска существует определенное неприятие идеи технопарка, которое формулируется в общем девизе: "Не отдадим наши уникальные разработки иностранцам за гроши", поскольку в конечном счете наиболее вероятными потребителями этих разработок являются сегодня зарубежные компании”. К новосибирскому технопарку иностранцы уже начинают проявлять интерес. Во время недавнего визита в СО РАН японской делегации обсуждались возможности инвестиций Японии в сибирскую науку и промышленность.

3.9.    Вопросы жилищного строительства и коммунального хозяйства

Глава областной администрации В.Муха подписал постановление "О развитии малоэтажного строительства и корректировке градостроительной планировочной документации". Стратегическим направлением реализации жилищной программы, говорится в постановлении, является существенное увеличение объемов малоэтажного индивидуального строительства, доступного по цене широким слоям населения. Этот процесс вошел в противоречие с прежней градостроительной концепцией, ориентированной на многоэтажную застройку. В связи с этим главному управлению архитектуры и градостроительства администрации области вменено в обязанность выступить заказчиком по корректировке генеральных планов и проектов детальной планировки и совместно с администрациями районов и городов области произвести корректировку генеральных планов и проектов планировок, разработка которых выполнена в 1970-1980-х годах и к настоящему времени устарела. Финансирование будет осуществляться на долевых началах из областного, районных и городских бюджетов за счет лимита ассигнований на капитальные вложения.

Мэрия разрабатывает новую концепцию содержания городского и жилищно-коммунального хозяйства. По словам В.Толоконского, к концу года будет принято радикальное решение: возможность распоряжаться средствами, выделенными на ремонт домов и сантехники, власти хотели бы предоставить горожанам. Это гарантия, что деньги пойдут по назначению. Решение предусматривает переход к кондоминиумам как основной форме собственности на жилье в Новосибирске. Бюджетные дотации на содержание жилья сохранятся и впредь: определенную часть работ, заказанных кондоминиумами, будет оплачивать городской бюджет. Но его доля будет снижаться.

3.10.    Средний доход и заработная плата в области

Средняя зарплата, начисленная в июне в Новосибирской области, составила 792 тысячи рублей. Это на 10,6 процента выше майской. Самые высокие заработки у тех, кто занят общей коммерческой деятельностью по обеспечению рынка -1.739 тысяч рублей. Здесь нет выплат социального характера, а сама сумма на 10 тысяч меньше, чем в мае. В сфере информационного обслуживания в сравнении с маем прибавка в 329 тысяч. На 276,8 тысячи приросла за месяц зарплата у тех, кто осуществляет операции с недвижимостью, но все же заработок ниже среднеобластного. Существенно возросла зарплата в органах управления (на 251 тысячу), в кредитовании, финансах, страховании и пенсионном обслуживании (на 226), в строительстве (на 181 тысячу). Меньше всего прибавка за месяц в торговле, в культуре, лесном хозяйстве. В здравоохранении начислено на 20,7 тысячи меньше, в общественном питании - на 23. Меньше всего и зарплата, и социальные выплаты (5 тысяч) у тружеников сельского хозяйства.

Из 6 регионов Западной Сибири Новосибирская область занимает 4 место по среднему доходу и заработной плате. Пока речь шла о деньгах, которые начислены. Задолженность же по зарплате на середину августа составили 563 млрд рублей, или 256 процентов всего фонда заработной платы. 238 млрд рублей задолженности приходится на промышленность, в том числе 143 - в машиностроении.[13]

3.11.    Индекс потребительских цен и бюджет прожиточного минимума

Сводный индекс потребительских цен в июле текущего года на товары и платные услуги составил 100,3 процента. Насыщение рынка продуктами питания привело к снижению цен на продовольственные товары за месяц на 0,2 процента. В целом, с начала года цены на продовольственные товары увеличились на 12,4 процента. Рост цен на промышленные товары за месяц составил 0,8, а с начала года - 14,1 процента. Цены на тарифы и платные услуги населению за месяц выросли на 0,5 процента, а за 7 месяцев - на 42,2 процента.

По информации управления труда и занятости населения обладминистрации, бюджет прожиточного минимума в августе был равен 392.200 рублям. В том числе для мужчин 480,5 тыс. руб., для женщин - 415,6 тыс. руб., для пенсионеров - 278,3 тыс. руб., для детей до 6 лет - 294,5 тыс. руб., от 7 до 15 лет - 441,3 тыс. руб.. Минимальный потребительский бюджет на 1 августа 1996 года для населения Новосибирской области составил 1301,9 тыс. руб., в том числе: питание - 392,5, непродовольственные товары - 411,3, услуги - 372,8, налоги ­122,6 тысяч рублей. Для жителей города минимальный потребительский бюджет равен - 1424,6 тыс.руб., для жителей села - 987,3 тыс. рублей.

4.    СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

4.1.    Занятость и безработица

В обладминистрации начата работа по подготовке комплексной программы создания и сохранения рабочих мест. Она рассчитана на 1996-2000 годы, а разработка поручена управлению труда и занятости населения. До 20 августа все заинтересованные инстанции, начиная от подразделений обладминистрации и до глав администраций районов, должны подготовить свои предложения по проблемам занятости.

Новосибирская область еще не перешагнула "красную" черту безработицы - 5-7 процентов, которая, по выводам Российского института стратегических исследований, признана вполне допустимой для России на какое-то время для осуществления структурной перестройки экономики. Однако зачастую работники оказываются на улице не из-за реконструкции предприятий, перехода на новую технологию, а в связи со свертыванием производства. По Новосибирской области социально-допустимый уровень учтенной безработицы был определен областным Советом депутатов еще 25 марта 1995 года и равен 6 процентам от экономически активного населения. Областной программой содействия занятости населения на 1996-1997 годы предусмотрено сохранить его в течение двух последующих лет. Область на протяжении ряда лет относится к числу регионов со средним уровнем безработицы: на 1.01.1994г. - 1%, на 1.01.1995г. - 2,2%, на1.01.1996г. - 2,29%, на 1 июля 1996 года - 2,16%. Относительно низкий уровень официально зарегистрированной безработицы в области складывается в результате сложного взаимодействия ряда факторов. Ведь многие работники не рискуют увольняться с предприятий, надеясь на их реанимацию и госзаказ. А во-вторых, люди, оказавшиеся на улице, пытаются самостоятельно найти работу, обращаясь в службу занятости в последнюю очередь.

Всего за 1 полугодие 1996 года услугами областной службы занятости (СЗ) воспользовались 75 тысяч человек, из них 35 тысяч поставлено на учет в качестве ищущих работу, остальные получили консультации. Численность зарегистрированных в СЗ безработных на 1 июля с.г. составила 25.057 человек, уровень безработицы в области за 1 полугодие 1996 года снизился на 0,13 процента. Самый высокий он в Искитимском районе (7,24%), самый низкий - в Новосибирском районе (0,45%). До мая текущего года отмечалось увеличение численности новосибирцев, признанных безработными (почти на 2 тысячи человек). Однако, после вступления в действие с 6 мая 1996 года изменений и дополнений в Закон РФ "О занятости населения в РФ", в котором повышены требования, предъявляемые к безработным, а также с наступлением летнего сезона произошло снижение численности безработных граждан, стоящих на учете в СЗ (на 1 июня - 26,8 тысяч человек).

Тем не менее на контролируемом рынке рабочей силы потребность в ней снизилась. К примеру, в Новосибирске еще год назад работодателям требовалось до 8 тысяч рабочих и специалистов различных уровней. Сегодня банк вакансий свободных рабочих мест ГЦЗН располагает всего 6 тысячами рабочих мест. Потребность работодателей городов областного подчинения незначительна, около 800 мест. На 1 вакансию претендуют: по районам области - 41 человек, по городам областного подчинения - 9, по Новосибирску - 1,6 человека. Сегодня на фоне низкой зарплаты и ее несвоевременной выплаты в основном требуются работники на места с малоквалифицированным трудом: рабочие без специальностей, грузчики, дворники, сторожа, охранники, уборщицы, санитарки.

Менее половины (1/4 часть) ищущих работу обращаются на биржу труда. Остальные пытаются устроиться самостоятельно. Значительно увеличилось время на поиск подходящей работы - в среднем сейчас от 4 до 12 месяцев. Повысился уровень хронической безработицы со "стажем" свыше 12 месяцев. Около 14% стоящих на учете граждан ищут работу уже свыше года. По сравнению с прошлым годом уровень хронической безработицы вырос на 1 процент.

По данным сводно-аналитического отдела НОЦЗН, за первое полугодие 1996 года при содействии государственной службы занятости нашли работу 19 тысяч человек, что в 1,4 раза больше, чем за аналогичный период 1995 года. При этом процент трудоустройства составляет около 60 процентов с учетом направленных на общественные работы. В областной программе содействия занятости населения на 1996-1997 годы приоритет отдается переподготовке безработных, обучению их основам предпринимательства, финансовой поддержке тех, кто организует собственное дело.[14]

Тем не менее, Новосибирский центр занятости сворачивает некоторые программы, рассчитанные на поддержку безработных, - общественные работы, субсидированные зарплаты, молодежную практику. Будет прекращено и субсидирование бизнес-планов безработных, желающих начать собственное дело. Эти меры вызваны нехваткой средств. Центр будет лишь выплачивать досрочные пенсии, пособия, платить за переобучение.

Предпринимаются попытки решениявопроса нехватки денежных средств. Глава администрации области В.Муха подписал постановление "О централизации денежных средств Государственного внебюджетного фонда занятости населения, формируемого в Новосибирской области". Это вызвано тем, что в первом полугодии 1996 года по сравнению с 1995 годом вследствие неплатежеспособности еще более возрос уровень задолженности работодателей-организаций Новосибирской области по уплате обязательных страховых взносов в Государственный фонд занятости населения. На 1 июля эта задолженность составила 13,5 млрд рублей.

Поступления страховых платежей в Государственный фонд занятости населения в 23 городах и районах области не покрывают расходы на реализацию не только местных годовых программ содействия занятости населению, а даже на своевременные выплаты пособий по безработице. Задолженность по выплате пособий по безработице в целом по области составляет 7,3 млрд рублей. В то же время в отдельных городских и районных центрах занятости области остаются не использованными значительные средства, которые при перераспределении смогли бы обеспечить необходимые расходы по защищенным статьям бюджетов практически во всех городах и районах области. В целях более рационального использования имеющихся на территории области денежны средств Государственного фонда занятости населения решено с 15 августа 1996 года централизовать все средства городских (районных) центров занятости на уровень областного центра занятости населения.

4.2.    Выплата пенсий и заработной платы

Преодолеть июльское опоздание в выплате пенсий не удалось. На начало августа задолженность пенсионного фонда перед пенсионерами составляла 123 млрд рублей, к середине августа она сократилась до 42 млрд рублей. Это то, что должен пенсионный фонд. В свою очередь пенсионному фонду предприятия задолжали 569 млрд рублей. С течением времени ситуация только усугубляется. С апреля по июль долг предприятий вырос на 152 млрд рублей. Это связано с тяжелым экономическим положением многих заводов. Нужно отметить, что Новосибирская область - одна из дотационных. Разница (44 млрд рублей) между фактической месячной потребностью (232 млрд рублей) и той суммой страховых взносов, которую может собрать область (188 млрд рублей), должна погашаться за счет федерального бюджета. Однако средняя месячная дотация не превышало 20 млрд рублей.[15]

В Новосибирской области образуется единая пенсионная служба. Соглашение на этот счет между обладминистрацией и пенсионным фондом уже принято. Эта работа стала частью общефедеральной реформы системы пенсионного обеспечения. С 1 сентября ликвидируется центр по начислению и выплате пенсий и пособий, а также отделы администраций, которые занимались вопросами пенсионного обеспечения. Все их функции передаются отделениям Пенсионного фонда РФ по Новосибирской области. Предполагается, что переход на единую пенсионную службу должен быть осуществлен в течение месяца и это не создаст предпосылок для задержки выплат пенсий и пособий.

Вопрос о выплате пенсий порождает самые разнообразные и порой нелепые слухи. Много говорят о том, что деньги, поступившие для выплат пожилым людям, работникам райсобеса и почты прокручиваются в коммерческих банках в целях наживы. Чтобы положить конец всякого рода домыслам, в Чистоозерном районе приняли решение два раза в месяц издавать для пенсионеров специальный пресс-бюллетень. публикуя его в районной газете. В первом бюллетене, напечатанном в начале августа, подробно рассказывалось, когда, в какие сроки проводилась выплата пенсий за июнь, когда началось финансирование в июле. Есть и другие сведения.

4.3.    Конфликтная ситуация в правоохранительных органах области

Более года, согласно приказу №225 А.Соинова от 22.05.1995, у всех сотрудников органов внутренних дел Новосибирской области суббота была рабочим днем. Первого июля этого года приказ был отменен под давлением общественности. Но перевод сотрудников на пятидневную рабочую неделю просуществовал около двух недель. Затем в ряде подразделений руководство "самостийно" вновь ввело шестидневку. Около года в различные инстанции, начиная от прокуратуры и заканчивая МВД, направлялись жалобы на противозаконность приказа генерала. Сейчас к ним добавляется другой вопрос: кто будет платить людям, которые год работали по выходным дням бесплатно? За права милиционеров взялись бороться отставные пожарные (отставные милиционеры остаются сторонними наблюдателями). "Правовой беспредел основного блюстителя правопорядка в области", - так отозвался о деятельности начальника УВД НСО генерала-лейтенанта А.Соинова президент общественной организации "Пожарные Сибири" А.Средин на состоявшейся встрече с журналистами. Встреча была посвящена защите прав работников правоохранительных органов. "На сегодняшний день выход из сложившейся ситуации только один, - говорят в прокуратуре, - пусть каждый подает иск в суд". Но суды уже и так завалены всевозможными исками. Кроме того, никакой ответственности, даже дисциплинарной, начальник облУВД не несет, поскольку приказ отменен.

4.4.    Преступность

За 7 месяцев нынешнего года в Новосибирске зарегистрировано на 9,2 процента меньше преступлений, чем за аналогичный период 1995 года. Тяжких преступлений стало меньше на 15 процентов, уличных - на 25 процентов, криминальная активность подростков снизилась почти в 1,5 раза. Следует отметить, что в структуре преступности возрастает доля экономических преступлений, вымогательств, незаконного оборота наркотиков, которые представляют наиболее трудно расследуемые уголовные дела. Картину успешных темпов борьбы с преступностью портят возрастающие умышленные поджоги, угоны транспортных средств, умышленные убийства (на 33 процента). Почти на 88 процентов увеличилась активность организованных преступных групп. На встрече в мэрии с журналистами заместитель начальника ГУВД В.Кочнев, комментируя приведенные выше цифры, отметил, что Новосибирск находится в сфере влияния двух самых мощных преступных группировок в стране.

Значительные трудности в расследовании заказных убийств и других тяжких преступлений возникают тогда, когда преступник скрывается в бывших советских республиках. С другой стороны, до сих пор ощущается серьезная нехватка средств на проведение оперативной работы по предупреждению тяжких преступлений: оперативные подразделения финансируются плохо, не хватает кадров.

В геометрической прогрессии увеличивается число малолетних наркоманов. Милицией выявлено 1.389 подростков-наркоманов. У каждого третьего такого подростка родители - алкоголики. Между тем возможности подросткового наркодиспансера исчерпываются 20 койками.[16]

4.5.    Социальная защита

Создана межведомственная комиссия по вопросам социального обслуживания населения, председателем которой назначена Надежда Азарова, заместитель главы обладминистрации, директор департамента здравоохранения и социальной защиты. Главными задачами вновь созданной комиссии определены координация деятельности органов исполнительной власти в сфер социального обслуживания населения и реализации государственной политики в этом направлении.

В Новосибирске будет создан жилой муниципальный фонд для малоимущих, социально незащищенных слоев населения, ветеранов и инвалидов. Основой фонда станет дом, который будет подготовлен для будущих жильцов за счет средств Пенсионного фонда.

По свидетельству работников центра социальной защиты, особенно сложно иметь дело с работниками науки. В массовом порядке выставляемые за двери институтов, они стесняются говорить о своем положении, предпочитая стоически переносить невзгоды. Ученые стыдятся своей бедности, социальным работникам приходится прилагать усилия, чтобы выявить бедствующих.

4.6.    Другие проблемы

Под угрозой срыва оказалось начало учебного года в 20 новосибирских техникумах и колледжах. В них полностью отключили электроэнергию. Общий долг 32 средних специальных учебных заведений Новосибирска за электричество составляет 20 млрд рублей.

Глава администрации Новосибирска В.Толоконский подписал векселя мэрии на сумму 3 млрд рублей. Полученные таким образом средства пойдут на финансирование подготовки школ к новому учебному году.

29 августа в Новосибирске впервые в его истории прошел бал Олимпийцев. Была заложена Аллея олимпийской славы. Проведение этого мероприятия во многом связано с тем, что спортсмены Новосибирской области завоевали рекордное, по сравнению с другими областями, число медалей на Олимпиаде в Атланте.

24 августа состоялся День памяти и скорби, посвященный 55-й годовщине со дня депортации российских немцев в регионы Сибири и Казахстана. Были приглашены представители областной администрации, консульства Германии и члены общества "Возрождение". Мероприятие было подготовлено обществом "Возрождение" и российско-немецким Домом.

Источники

1. Советская Сибирь. - Новосибирск, 1996. - 21 августа. - №156. - С.1-2.

2. Кашафутдинов В. Заверюха даст денег, а Муха - хозяев // Молодость Сибири. - Новосибирск, 1996. - 22 августа. - №34. - С.2.

3. Царев Н. Уж небо осенью дышало... // Советская Сибирь. - Новосибирск, 1996. - 15 августа. - №152. - С.1.

4. Советская Сибирь. - Новосибирск, 1996. - 13 августа. - №150. - С.1.

5. Гуттенлохер Н. "Ликвидаторы" банка не разбежались навстречу вкладчикам // Молодость Сибири. - Новосибирск, 1996. - 22 августа. - №34. - С.6.

6. Каиль А., Бовин А. Бюджет - не даровые деньги // Советская Сибирь. - Новосибирск, 1996. - 15 августа. - №152. - С.2.

7. Царев Н. Три стороны, а кризис один //Советская Сибирь. - Новосибирск, 1996. - 14 августа. - №151. - С.1.

8. Наконечный К. Один из владельцев "Новосибирскэнерго" добивается его банкротства // Новая Сибирь. - Новосибирск, 1996. - 16 августа. - №105. - С.1,3.

9. Мальцева В. Приватизация - непрерывный перестроечный процесс // Советская Сибирь. - Новосибирск, 1996. - 16 августа. ­№153. - С.2; Наконечный К. Областной комитет по имуществу: продажа закончилась, да здравствует управление // Новая Сибирь. - Новосибирск, 1996. - 9 августа. - №104. - С.3.

10. Советская Сибирь. - Новосибирск, 1996. - 23 августа. - №158. - С.1.

11. Советская Сибирь. - Новосибирск, 1996. - 22 августа. - №157. - С.2.

12. Наконечный К. Кому нужны золотые яйца новосибирского технопарка? // Новая Сибирь. - Новосибирск, 1996. - 23 августа. ­№106. - С.3.

13. Советская Сибирь. - Новосибирск, 1996. - 24 августа. - №159. - С.6.

14. Григоренко М. За строкой областной программы занятости 1996-1997 гг. //Советская Сибирь. - Новосибирск, 1996. - 3 августа. - №144. - С.9.

15. Костина Е. Долг велит рассчитаться с долгами //Советская Сибирь. - Новосибирск, 1996. - 14 августа. - №151. - С.1.

16. Глухов В. Статистика: преступники становятся осторожнее? // Советская Сибирь. - Новосибирск, 1996. - 27 августа. - №160. ­С.2.