Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Томская область

Н.ПОГОДАЕВ

ТОМСКАЯ ОБЛАСТЬ

в августе 1996 года

1.    ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЛАСТНЫХ СТРУКТУР

1.1.    Областная администрация

1.1.1.    Планирование бюджета 1997 г.

Для своевременной подготовки бюджетного послания в областную думу глава обладминистрации поручил департаменту экономики до 15 августа представить в департамент финансов прогноз социально-экономического развития области на1997г. Этот документ должен содержать предварительные итоги за текущий год, на которых, с учетом целевых программ, и быдет основан прогноз. Департамент финансов обязан также оказать распорядителям средств методическую помощь в составлении заявок на финансирование, а органам местного самоуправления - в проектировании их бюджетов. Одновременно должны быть осмыслены предложения по формированию основных направлений бюджетной политики в будущем году. Государственная налоговая инспекция, все департаменты и комитеты администрации обязаны, исходя из анализа своей деятельности, представить соответствующие данные и заявки. Все это и составит основу проекта бюджетного послания, который до 20 сентября должен быть вынесен на рассмотрение коллегии администрации. После обсуждения "уточненный" проект будет представлен (в срок до 1 октября) в Госдуму области.[1]

1.1.2.    Сбор налогов

На местном уровне предпринимаются меры по ужесточению налоговой политики. Состоялось совещание руководителей предприятий и налоговой инспекции, на котором говорили о недоимках при уплате налогов. Решено ужесточить меры воздействия: проводить рейды по торгующим в ночное время точкам, чаще проверять кассовые аппараты. При выявлении нарушений применять санкции вплоть до ареста на имущество.[2]

Из публикации очевидно, что упор делается на сбор налогов с мелкого и среднего бизнеса. В контексте недавно принятых правительством мер по отношению к "челнокам", можно сказать, что курс на пополнение бюджета за счет мелкого и среднего бизнеса взят и центральным правительством и местными (на примере Томска) администрациями.

1.1.3.    Контроль за исполнительской дисциплиной

Губернатор Виктор Кресс подписал постановление о мерах, направленных на повышение ответственности за состояние исполнительской дисциплины в системегосударственной службы Томской области, в соответствии с которым на руководителей областных органов исполнительной власти и районных глав возлагается персональная ответственность за состояние дисциплины в подведомственных им учреждениях. В частности, они обязаны рассматривать опубликованные в средствах массовой информации сообщения о нарушениях указов Президента, законов, нормативных актов областной администрации, решений суда в срок не позднее двух недель с момента опубликования таких фактов, направлять в соответствующие СМИ сообщения о принятых мерах. Департамент по информационной политике должен наладить учет критических публикаций о деятельности должностных лиц органов исполнительной власти.[3]

1.1.4.    Сельскохозяйственная политика

Во исполнение соответствующего указа Президента первый заместитель главы областной администрации В.Пономаренко подписал постановление о мерах по стабилизации экономического положения на селе, созданию надлежащих условий для сельхозпроизводства и социальной защищенности селян. В аграрной политике администрации выделены четыре основных направления: содействие эффективным хозяйственным структурам в АПК назависимо от их организационо-правовых форм, санация убыточных предприятий, развитие кооперативных отношений и "стартовая" поддержка новых крестьянских хозяйств. Государственным налоговым инспекциям области предложено предоставлять отсрочку по взиманию пени по задолженности сельхозпроизводителей и переработчиков по налогам и платежам в областной и местные бюджеты. На это же сориентированы пенсионный фонд, фонд обязательного медицинского страхования, областной центр занятости населения. Региональной энергетической комиссии поручено рассмотреть вопрос о снижении тарифов на электроэнергию, а департаменту финансов - поубавить налоговый груз с крестьянских хозяйств.

Поддержана инициатива Белгородской области по созданию фонда поддержки индивидуального жилищного строительства на селе. Для этого департаменту АПК нужно предоставить необходимые расчеты в Минсельхозпрод РФ и получить кредитные ресурсы. Чтобы облегчить финансовое положение хозяйств, администрациям городов и сел поручено организовать передачу в муниципальную собственность сельских объектов социальной и инженерной инфраструктуры. Если эти объекты остаются в ведении сельхозпредприятий, в бюджетах все равно должны быть предусмотрены средства на финансирование затрат на их содержание. Комитет по управлению госимуществом должен передать полномочия над государственной собственностью АПК, включая ту ее часть, что находится в акционерных обществах, сельхозуправлению и комитету по перерабатывающей и пищевой промышленности.[4]

1.1.5.    Документы областной администрации

Вышли в свет второй и третий номера бюллетеня "Официальные ведомости администрации Томской области". Во втором номере представлены июньские и июльские постановления главы администрации области. В третьем - законы, принятые Государственной думой Томской области и подписанные губернатором.

1.2.    Областная дума

В прессе опубликовано гешение Государственной думы Томской области "О ходе исполнения областного бюджета за I полугодие 1996 года и мерах по выполнению доходной части бюджета". В нем говорится, что заслушав и обсудив информацию администрации Томской области об исполнии областного бюджета за I полугодие 1996г., дума считает недопустимым снижение доходов федерального, областного и местных бюджетов, рост взаимных неплатежей между предприятиями и организациями, падение производства во многих отраслях экономики, рост задолженности по выплате заработной плате в бюджетных организациях. С целью стабилизации социального положения Томской области дума решила:

1. Поручить администрации Томской области (Кресс В.М.), государственной налоговой инспекции по Томской области (Симонов Б.В.) принять чрезвычайные меры по выполнению плана по доходам областного бюджета.

2. С целью расширения налогооблагаемой базы администрации области принять меры по выполнению програмы развития нефтегазового комплекса Томской области. Создать условия для увеличения в 1997-1998гг. объемов добычи газа до 1,5 млрд.кубометров и добычи газового конденсата до 200 тыс.тонн.

3. В целях повышения доходов бюджета области администрации области до 15 сентября 1996г. разработать проекты нормативных документов, обеспечивающих привлечение инвестиций в область, устойчивую работу крупных предприятий и организаций - плательщиков бюджета области и ускоренное развитие субъектов малого и среднего предпринимательства.

4. В соответствии с Законом "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Томской области" ввести во втором полугодии 1996 г. секвестр расходов областного бюджета - ежемесячное пропорциональное снижение расходов по незащищенным статьям.

5. Установить, что органами государственной власти Томской области не предоставляются в течение второго полугодия 1996 г. дополнительные налоговые льготы и преимущества предприятиям и организациям плательщикам областного бюджета.

6. Предложить органам местного самоуправления ввести на второе полугодие 1996 г. мораторий на налоговые льготы, а расходы местных бюджетов производить в режиме секвестра.

7. Разрешить администрации области для покрытия защищенных статей областного бюджета привлечь кредиты коммерческих банков в размере не более 35 млрд. рублей.

8. Поручить главе администрации Томской области принять экстренные меры по выполнению плана финансирования защищенных статей в системе здравоохранения.

9. Потребовать от президента РФ и правительства РФ:

- принять чрезвычайные меры по оплате госзаказа предприятиям;

- принять меры по выплате заработной платы работникам бюджетных организаций;

- приступить к реализации реальной программы по разрешению проблемы взаимных неплатежей предприятий и организаций;

- в целях стабилизации финансового положения страны увеличить объем денежной массы в обороте народного хозяйства и довести его до 70-80 процентов объемов валового национального продукта.

Обратиться к органам законодательной (представительной) власти субъектов РФ с предложением поддержать настоящее обращение Госдумы Томской области к президенту и правительству РФ.

10. Контроль за выполнением настоящего решения поручить бюджетно-финансовому комитету (Рубцов Е.Л.).

Решение подписано председателем Госдумы Томской области Б.А.Мальцевым.[5]

Кроме вышеизложенного решения, на страницах местной прессы опубликован и еще целый ряд подобных документов. Приводим лишь их названия: Решение О практике применения областного Закона "Об основах благоустройства территорий городов и других населенных пунктов Томской области", Решение О Законе Томской области "О внесении изменений и дополнений в Закон Томской области "О референдуме в Томской области", Решение О компенсации удорожания стоимости жилищного кооперативного строительства, начатого до 1 января 1992г., Решение О Законе Томской области "О местном самоуправлении в Томской области", Решение О назначении даты выборов в представительные органы местного самоуправления, Решение О проекте Закона Томской области "О порядке согласования кандидатуры на должность прокурора Томской области", Решение О Законе Томской области "О погребении и похоронном деле", Решение Об установлении льготы по уплате госпошлины, Решение О регистрации Устава г.Томска, Решение О закрытии поселка Центральная Нюрса Варгатерского сельсовета Чаинского района.[6]

1.3.    Управление внутренних дел

В последние месяцы заметно увеличилось количество информации о деятельности и результатах работы областного управления внутренних дел. Причиной этого может быть и стремление областной администрации сделать эту сферу более прозрачной, и приход к руководству УВД нового человека - генерала Башунова, и ряд иных обстоятельств.

В первом полугодии 1996г. в области зарегистрировано 14498 преступлений. Темп прироста к аналогичному периоду прошлого года составил 2,9 процента. Удельный вес тяжких преступлений снизился с 66,9% за шесть месяцев 1995г. до 58,2%. Рост зарегистрированных криминальных посягательств зафиксирован в 14 районах области и наиболее значителен в Зырянском, Тегкульдетском, Каргасокском и в Стрежевом. В структуре преступности снизилось количество убийств (на 13,4%), тяжких телесных повреждений (на 13,2%), изнасилований (на 28,6%), грабежей (на 8,8%), разбоев (на 10%), краж (на 12,8%), меньше зафиксировано поджогов и меньше угнано автомашин. Увеличилось количество выявленных и зарегистрированных вымогательств (на 26,7%), мошенничеств (на 67,7%), взяточничеств (на 31,8%), присвоения вверенного имущества (на 85,4%). На треть возросло количество пресеченных преступлений, связанных с наркоманией. Продолжают расти: рецидивная преступность, групповая, в состоянии опьянения. Идет вверх и кривая преступности несовершеннолетних.

Руководством управления, органами внутренних дел области принимались организационные и практические меры по совершенствованию управления и влияния наскладывающуюся криминальную ситуацию, повышению служебно-боевой готовности. В плане реализации концепции развития системы МВД России разработан план мероприятий по ее реализации, аналогичная концепция развития ОВД области рассмотрена на Совете безопасности обладминистрации. Разрабатывается региональная программа борьбы с преступностью на 1996-1997 годы. С начала года результаты работы ГО РОВД ежемесячно рассматриваются на областном селекторном совещании УВД с отчетом начальников горрайотделов.

В плане противодействия организованной преступности: на учете состоит 218 организованных преступных групп (ОПГ), за текущий период выявлены 152 и пресечена преступная деятельность 116. В этих группировках контролировались 528 человек, 240 из которых привлечены к ответственности, в том числе 66 - связанных с коррупцией. В текущем году выявлено 215 преступлений, квалифицированных как совершенные членами ОПГ (за тот же период 1995г.- 188). По указу президента РФ ст.1 сроком на 30 суток задержаны 113 подозреваемых, из них 78 арестованы. В счет возмещения ущерба у преступников изъято 479 млн. рублей, 3 автомашины. Пресечен ввоз на территорию области крупной партии наркотиков (более 20 кг.), у членов ОПГ изъято 36 стволов огнестрельного оружия, из них 27 - нарезного. Анализ противоправных действий ОПГ свидетельствует о сокращении количества совершенных ими краж, хищений государственного имущества, вымогательств, грабежей.

В плане реализации мер по противодействию незаконному обороту наркотиков ОВД проводятся операции "Допинг-96", и"Мак". В соответствии с принятой программой "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 1996-1997гг." проводится работа по усилению подразделений, занимающихся этой проблематикой. Всего по линии наркомании выявлено 475 преступлений (прирост 33,4%). Возбуждено 341 уголовное дело.[7]

Как уже упоминалось, в обладминистрации начата работа над проектом областной комплексной программы по усилению борьбы с преступностью на 96/97-й годы. В рабочую группу по подготовке проекта включены представители правоохранительных органов, нескольких комитетов администрации. Областная программа будет создаваться на основе соответствующей федеральной программы. Предполагается, что основными ее направлениями станут защита жизни, здоровья и достоинства граждан, безопасность государства, борьба с терроризмом, организованной преступностью и коррупцией, обеспечение правопорядка и безопасности на улицах, в общественных местах. Больше внимания должно быть уделено прафилактике правонарушений, в первую очередь со стороны несовершеннолетних, социальной защите детей и подростков.[8]

1.4.    Мэрия Томска

Продолжается формирование команды нового мэра Томска А.Макарова.

Начальником управления социальной защиты населения назначена Галина Васильевна Соляник. Родилась в Москве. Окончила восьмилетнюю школу в поселке Подольск Бакчарского района. Работала парикмахером, электромонтером, лаборантом в центральных электросетях. После окончания пединститута с 1976 по 1979г. работала в райкоме комсомола. В 79-м переведена на работу инструктором орготдела горисполкома, вскоре была назначена заведующей отделом социальной помощи на дому, где и работала до настоящего момента.

Советником мэра по поддержке предпринимательства, малого и среднего бизнеса назначен Александр Николаевич Егоров. Родился в 1937г. в г.Ужуре Красноярского края. В Томске с 1945г., окончил юридический факультет Томского госуниверситета, специализировался на вопросах государственног управления. Работал в Красноярском крайисполкоме, после возвращения в Томск - в облисполкоме, затем в отделе административных органов обкома КПСС. Почти 15 лет был заместителем директора завода измерительной аппаратуры. С 90-го года работал в комитете по экономике администрации Томской области. В мэрию Томска пришел из антимонопольного комитета с должности начальника отдела по поддержкепредпринимательства. Прошел подготовку в Московской академии менеджмента и рынка.[9]

2.    ПОЛИТИЧЕСКИе ОРГАНИЗАЦИИ

2.1.    “ЯБЛОКО”

Пресс-служба томского объединения "ЯБЛОКО" сообщила, что проводит перерегистрацию членов своей организации в соответствии с поправками в уставе, "закрепившими переход к работе в режиме партии". К 8 августа, говорится в пресс-релизе, свое членство в организации подтвердили 27 человек, из которых четверо имеют статус кандидата. Сообщается, что в ходе перерегистрации членство в объединении утратили Н.Могильников, А.Захаров, В.Головко, И.Папушев, Г.Сидоров, В.Романченко, В.Криницкий и О.Шишова. Им поставлены в вину нанесение "ЯБЛОКУ" политического ущерба и нарушение его устава. Пресс-служба известила также, что политсовет ТО "ЯБЛОКО" поручил председателю объединения Б.Шайдуллину подать гражданский иск о защите деловой репутации в связи с выступлениями на ТРК ТВ-2 Тамары Бычковой.[10]

2.2.    "Демократический выбор России"

Итог трехмесячной работы подвело 21 августа Томское отделение партии "Демократический выбор России". Собрание, на котором присутствовало 25 человек, заслушало доклад председателя отделения Сергея Красинского о деятельности партии за отчетный период. Было решено провести перерегистрацию членов Томского отделения ДВР, которых по списку насчитывается 180. Процедуру подтверждения членства в партии намечено завершить к 15 октября. На собрании начата дискуссия об изменениях в уставе партии, касающихся культуры ее руководящих органов. Новым членом политсовета ТО ДВР и председателем его исполнительного комитета утвержден выпускник экономического факультета Томского госуниверситета Александр Черников. Свои обязанности он будет выполнять на профессиональной основе.[11]

2.3.    "Честь и Родина"

Зарегистрировано и приступило к политической деятельности Томское региональное отделение общероссийского общественного движения "Честь и Родина", объединившее местных сторонников Александра Лебедя.

Возглавляет местную организацию Александр Лузгинов. Основными целями движения объявлены обеспечение национальной безопасности России, проведение военной реформы, защита прав и интересов россиян, а также достижение мира и согласия между народами России и становление федеративного правового социального государства. Пресс-секретарь отделения - Иван Шейерман.[12]

2.4.    "Томск - томичам"

Совет по самоорганизации и самоуправлению "Томск - томичам" - такое название новой общественной организации дало учредительное собрание, в котором приняли участие свыше 30 представителей общественных организаций областного центра. О сути создаваемой структуры некоторое представление дает то обстоятельство, что ее секретарем избран руководитель предвыборного штаба нового мэра Томска Александра Макарова Вячеслав Шутов. Сопредседателями совета стали Т.Бычкова, Я.Золотарев и Н.Карпицкий. Целью этого объединения горожан провозглашено участие в решении социальных и правозащитных вопросов и коммунальных проблем. Кроме того, совет намерен работать над проблемами развития местного самоуправления, вникать в нужды науки, культуры и образования, влиять на молодежную политику, выполнять информационно-аналитическую работу и предлагать свои инициативы вниманию городской администрации. Организация намерена действовать в тесном сотрудничестве с общественной приемной мэра и томским исследовательским центром по правам человека.[13]

2.5.    Антифашистский комитет

Сопредседатель Томского областного антифашистского комитета Борис Крейндель разослал от имени своей организации письмо мэру Томска А.Макарову, общественным организациям демократической ориентации и участникам Томской городской палаты представителей общественности. В нем говорится, что в последние годы попустительство городских властей и равнодушие общественности привели к заметному усилению в Томске роли коммунистической атрибутики. Б.Крейндель обратил внимание адресатов на многолетние требования ряда избирателей убрать с улиц города последние помятники вождям коммунизма, вернуть исторические наименования площадям и улицам, носящим сейчас имена организаторов красного террора, прекратить деятельность национал-коммунистических организаций в вузах города, не допускать левоэкстремистской пропаганды в дни государственных праздников, таких, как День Победы, и объявить 7 ноября Днем памяти жертв коммунистического террора.[14]

3.    ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

3.1.    Общая экономическая ситуация

Развитие экономической ситуации в Томской области за январь-июнь характеризуется дальнейшим спадом производства почти во всех отраслях народного хозяйства. Объем валового внутреннего продукта (ВВП), составив в январе-мае 5514 миллиардов рублей, сократился - в сопоставимых ценах - на 5,2 процента. Промышленность области, включая малые и средние предприятия, произвела за первое полугодие продукции на 5693,7 млрд.рублей, в том числе на крупных и средних предприятиях на 4589,8 млрд. рублей (97,2 процента). Увеличение объемов продукции отмечено в электроэнергетике, нефтедобывающей, химико-фармацевтической отраслях. Доминирующее положение занимает нефтедобыча, на долю которой приходится 38,7 процента произведенной в области продукции. С начала года на зарубежный рынок поставлено 2110,9 тыс. тонн нефти - на сумму 254,8 млн.долларов. Удельный вес нефти в общем объеме экспорта составил 70,1 процента. В страны дальнего зарубежья отправлено 93,1 процента всей нефти: 1966 тыс. тонн на сумму 242,9 млн. долларов. Фактический выпуск товаров народного потребления на крупных и средних предприятиях составил 716 млрд. рублей, что меньше прошлогоднего на 17,3 процента. Снизился также выпуск непродовольственных товаров, изделий легкой промышленности. На 17,1 процента по сравнению с прошлогодним полугодием уменьшился объем продовольственных товаров, включая алкогольные напитки, и составил 398,7 млрд. рублей. Правда, алкоголя произведено больше - на 32,2 процента.

Сложной остается ситуация и в сельском хозяйстве. Его валовая продукция за шесть месяцев составила 431,2 млрд. рублей, сократившись на 5,1 процента. Общая посевная площадь сельхозкультур на 1,7 тыс. га уменьшилась по сравнению с прошлогодней и составила 543,3 тыс. га. Однако если площади под зерновыми культурами убавились, то под картофелем возросли. На фермах области продолжается спад производства животноводческой продукции. Мяса было произведено меньше прошлогоднего на 4 тыс. тонн, молока - на 0,3 тыс. тонн, яиц - на 14,5 млн. штук. Все более значительна в этом производстве роль личных подворий. По мясу и молоку она приближается к половине. А в самой структуре производства происходит сокращение удельного веса мяса птицы и свинины. Тревожным симптомом является то, что в хозяйствах сокращается маточное поголовье, ухудшается воспроизводство стада. Много скота пало и погибло: крупного рогатого - почти 10 тыс. голов, а свиней - более 11 тыс. По расчетам, поголовье скота в области сократилось на 6 процентов, в том числе коров - на 5, свиней - на 20 процентов. И, как закономерность, - сокращение закупок сельхозпродукции в региональные фонды и увеличение ее продажи самими товаропроизводителями через собственные торговые сети. Для государственных нужд было закуплено, например, скота и птицы всего 5,7 тыс. тонн, что составляет 72 процента к закупкам прошлого года. На 1 июля в области насчитывалось 2285 крестьянских (фермерских) хозяйств. За полугодие их число сократилось на 29. Фермерская доля в общем объеме остается небольшой и составляет около 1,3 процента.

По материалам бюджетного обследования, среднедушевой доход на уровне прожиточного минимума и ниже (около 380 тыс. руб.) имели в январе-мае 37,4 процента жителей области. Доходы 10 процентов наиболее богатого населения превышают доходы 10 процентов самых бедных в 22,3 раза. На долю "первых" 10 процентов приходилось 33,9 процента денежных доходов, а на долю "последних" - 1,5. Пятикратным стал разрыв между самой высокой (на предприятиях трубопроводного транспорта - 2400 тыс. руб.) и самой низкой (у работников заготовок - 483,9 тыс.руб.) среднемесячной заработной платой.Общая сумма просроченной задолженности по выдаче средств на оплату труда к началу июля составила 215058 млн. руб. и возросла с начала года на 79 процентов. Рост за месяц - на 13 процентов. 23 процента просроченной задолженности обусловлено отсутствием бюджетного финансирования. Число безработных на конец июня в области увеличилось по сравнению с прошлым годом в 1,3 раза, их стало 21636 человек.

Инвестиции в экономику области за первое полугодие составили 943,6 млрд.руб. Более половины средств (57 проц.) освоено предприятиями и организациями со смешанной формойсобственности, 25,7 - с государственной, 11,3 - с муниципальной, 5,5 - с частной формой собственности. И всего 0,4 процента составила доля инвестиций совместных предприятий с иностранным участием. По сравнению с прошлым годом использование капвложений уменьшилось на 30,1 процента. Средства федерального бюджета в общем объеме инвестиций составили по области 45,8 млрд. рублей, или 4,9 процента объема. "Вес" фонда государственной поддержки приоритетных отраслей составил всего 3 млрд. руб. (0,3 процента). Организациями и предприятиями агропромышленного комплекса за первое полугодие использовано всего 17,1 млрд.руб., что составляет 1,8 процента всех затрат по области. Это тоже меньше прошлогоднего. Жилья в эксплуатацию сдано 64,3 тыс.кв.м - на 26,5 процентов меньше, чем год назад. Из всего введенного жилья 17 процентов построено в сельской местности.

Исполнение консолидированного бюджета области на 1 июня (по данным облфинуправления) составило: по доходам - 850,3 млрд.рублей, по расходам - 909,9 млрд. Дефицит -59.6 млрд.руб. Доля прибыльных предприятий чуть больше (55 процентов) половины общего числа в трех учтенных отраслях экономики - промышленности, строительстве и транспорте. Соответственно 45 проц. предприятий получили убыток, составивший 145,1млрд.руб. На финансовое положение предприятий негативное влияние оказали неплатежи. На 1 июня общая задолженность в промышленности, на транспорте, в строительстве и сельском хозяйстве достигла 6536,8 млрд.руб., из нее просроченная - 1681,7 млрд. Однако отмечается тенденция сокращения взаимных неплатежей между предприятиями при одновременном росте задолженности в бюджет.

Темпы инфляции за полугодие несколько замедлились. А потребительские цены на товары и услуги выросли на 20,2 процента. Причем более всего подорожали платные услуги и непродовольственные товары (на 23 и 23,1 проц. соответственно). Цены на продовольственные товары за этот период выросли на 17,6 проц. Среднемесячный темп инфляции за январь-июнь на 7,2 процентных пункта меньше, чем год назад и составил 3,1 процента.

Демографическая ситуация в прошедшем полугодии оставалась нестабильной по причине превышения смертности над рождаемостью. Среди горожан оно составило 38,8 процента, а среди селян - 70,5. Возросла и младенческая смертность, в целом по области - на 9,7 процента, а в сельской местности - на 60,5. Зарегистрирован рост ряда инфекционных заболеваний. Механическая убыль населения области за полугодие составила 1,2 тыс.человек, в том числе за счет оттока из сельской местности - 1,1 тыс. человек.[15]

3.2.    Банки

На последнем предканикулярном собрании членов областной Ассоциации коммерческих банков, на которое приглашались все банкиры Томска, обстоятельно обсуждались их проблемы. Банкиры были единодушны в определении причин, вызвавших кризисные явления. Прежде всего это тяжелое положение в промышленности и доведенная властями до абсурда борьба за снижение инфляции. Из-за уменьшения денег в обращении, считают банкиры, многие предприятия оказались на грани банкротства и, естественно, не могут вернуть кредиты коммерческим банкам. Нестабильность системы вызывают также неоправданно высокие резервные требования, предъявляемые коммерческим банкам Центробанком. Да еще груз чрезмерных налогов на прибыль. На местном уровне, как отмечали члены Ассоциации, эту ситуацию еще больше усугубляют действия областных властей, когда бюджетные средства отзываются со счетов коммерческих банков и переводятся в расчетно-кассовые центры. В итоге эти средства практически не приносят прибыли областному бюджету.

По мнению участников собрания, необходим постоянный конструктивный диалог органов власти и банков. Плодотворной они назвали первую встречу руководителей банковской Ассоциации с новым мэром Томска А.Макаровым. На ней было заключено "устное соглашение" о сотрудничестве. Существенно в данном случае то, что к органам власти обращаются не отдельные банки, а их сообщество. На собрании в ряды областной Ассоциации приняты председатели правления ведущих банков Томска - В.С.Клименко ("Томскпромстройбанк") и О.В.Панькова ("Томск-Резерв"). Избран новый состав совета Ассоциации, в него вошли А.С.Андросов ("Томский банк Сбербанка России"), В.А.Гага (филиал "Газпромбанка"), В.В.Горелов (президент областной ассоциации), В.Н.Дурнев ("Движение"), Е.Л.Митягина (филиал "Орбиты"), Н.Г.Потапов (филиал "Кузбассоцбанка"), а также В.С.Клименко и О.В.Панькова. Председателем совета вновь избран В.Н.Дурнев.[16]

Председатель правления Томскпромстройбанка (ТПСБ) Василий Клименко провел пресс-конференцию, посвященную итогам работы банка за полугодие. Его выступление (характеристика отдельных позиций работы банка и, главное, рейтинги в газетах - 26-й банк в России по надежности) должно было характеризовать работу ТПСБ как солидного, консервативного финансового учреждения, не склонного резко менять курс в угоду конъюнктуре. В.Клименко отметил, что слухи о неустойчивом положении банка привели к тому, что в прошлый понедельник частные клиенты сняли со своих счетов 700 миллионов. Но другие вкладчики 200 миллионов принесли - в тот же день. Никто из корпоративных клиентов намерения закрыть счет не выразил. Наоборот, сказал В.Клименко, в последнее время, к ним активно идут клиенты из других банков. А вообще, по его мнению, подорвать позиции ТПСБ, которому 30 тысяч вкладчиков доверили 147 миллиардов рублей, невозможно.[17]

3.3.    Компенсации Минатома

Министерство атомной промышленности РФ выделило Томской области 3 миллиона долларов на закупку новейшей медицинской техники. Договор был подписан между Минатомом и областной администрацией еще в июле. Сейчас заключаются контракты сзарубежными фирмами-производителями на поставку оборудования в лечебные учреждения города: в областную клиническую больницу, областную туберкулезную и областную детскую, психиатрическую больницу и ряд других. Томские клиники пополняются рентгеновскими аппаратами, аппаратами искуственной вентиляции легких, гамма-камерами, оборудованием для биохимических и иммуноферментных лабораторий, комплексами урологического оборудования. Такое внимание Минатома к здоровью жителей Томской области не случайно. Доллары - это компенсация за вредность СХК и еще ряда министерских предприятий на томской территории.[18]

3.4.    Международное сотрудничество

Представители немецкой фирмы "Rolider", производящей котлы для автономного теплоснабжения, вместе с представителями предприятия "Контур" встречались с руководством Томского района на предмет использования котлов для отопления сельских предприятий и учреждений. Томский район станет своеобразным полигоном, где пройдут испытания немецких котлов. Немецкая фирма дает "Контуру" лицензию на их производство.[19]

4.    СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

4.1.    Угроза холеры

В наших обзорах ужеупоминалось о реальной угрозе холеры в Томске. Данные последнего контрольного исследования проб воды с озера Беленького, где был обнаружен вибрион холеры, оного не обнаружили. Тем не менее ограничения купания в этом районе не сняты, продолжается и тщательный лабораторный контроль местности.[20]

4.2.    Медицина

Главврачи областных лечебно-профилактических учреждений 11 июля обратились с открытым письмом к губернатору и представителю президента с требованием погасить задолженность по финансированию основных медицинских учреждений в размере 13 миллиардов рублей. Это требование поддержал и депутат Госдумы С.Сулакшин. По его словам ведущие учреждения томского здравоохранения - областная клиническая и психиатрическая больницы, противотуберкулезный и онкологический диспансеры, станция переливания крови, центральные районные больницы, бюро судмедэкспертизы находятся буквально на грани ликвидации. Известно, что финансирование здравоохранения осуществляется из двух источников - из бюджета и за счет средств Фонда обязательного медицинского страхования.[21]

В областном фондеобязательного медицинского страхования состоялась пресс-конференция, посвященная итогам полугодия. Руководитель фонда рассказал собравшимся о состоянии дел с выплатами медучреждениям. Долг администраций городов и районов области фонду составляет около сорока миллиардов, а задолженность предприятий - 14 миллиардов рублей. Часть сельских районных администраций к перечислению платежей за текущий год даже не приступала. В этой ситуации у фонда нет средств для начисления зарплаты, финансирования лекарств и хозяйственных нужд больниц. Высказывается предположение, что в этой ситуации больным предприятий и районов-должников может быть отказано в медицинской помощи. На это просто не будет денег.[22]

4.3.    Прожиточный минимум

Отдел социально-трудовых отношений управления труда и занятости населения Томской области в очередной раз известил об изменении прожиточного минимума. Величина его в июле 96-го составила в Томской области в среднем на человека 368.005 рублей. В том числе на мужчину 16-59 лет - 457.830 рублей, женщину 16-54 лет - 384.512, пенсионера 257.191, ребенка до 7 лет - 280.929, ребенка 7-15 лет - 411.478 рублей. По сравлению с июнем текущего года величина прожиточного минимума снизилась на 11.517 рублей. В Томске прожиточный минимум составил 364.415 рублей, Колпашеве -443.178, Асине - 347.222 рубля в среднем на одного жителя.[23]

Источники

1. Бюджет по осени считают // Красное знамя.- Томск, 1996.- 9 августа.- №242-245.- С.1.

2. Рассчитайтесь по-хорошему // Томский вестник.- Томск, 1996.- 6 августа.- №142.- С.2.

3. Персональная ответственность за состояние дисциплины // Томский вестник.- Томск, 1996.- 29 августа.- №157.- С.2.

4. Печенкин А. Осень - "зеркало" села // Красное знамя.- Томск, 1996.- 6 августа.- №240.- С.1.

5. Решение... // Красное знамя.- Томск, 1996.- 13 августа.- №247.- С.2.

6. Официальный отдел // Красное знамя.- Томск, 1996.- 14 августа.- №248.- С.3.

7. Борьба по всему фронту // Томская неделя.- Томск, 1996.- 1 августа.- №31.- С.4; Николаев И. Милиция подводит полугодовые итоги // Томский вестник.- Томск, 1996.- 6 августа.- №142.- С.2.

8. Бороться с преступностью по программе // Томский вестник.- Томск, 1996.- 8 августа.- №144.- С.2.

9. Назначения // Томский вестник.- Томск, 1996.- 28 августа.- №156.- С.2; Назначения // Томский вестник.- Томск, 1996.- 10 августа.№145.- С.2.

10. Партийная чистка в "Яблоке" // Томский вестник.- Томск, 1996.14 августа.- №147.- С.2.

11. Кащеев Н. Перекличка партийных рядов // Томский вестник.- Томск, 1996.- 24 августа.- №154.- С.2.

12. Томское гнездовье сторонников Лебедя // Томский вестник.- Томск, 1996.- 21 августа.- №152.- С.2; "Честь и Родина" в Томске // Красное знамя.- Томск, 1996.- 14 августа.- №248.- С.1.

13. Кащеев Н. Советы возникают и в несоветскиевремена // Томский вестник.- Томск, 1996.- 6 августа.- №142.- С.2.

14. Деев Н. Кредо антифашистов в письме мэру // Томский вестник.- Томск, 1996.- 13 августа.- №146.- С.2.

15. Статистика знает все // Красное знамя.- Томск, 1996.- 2 августа.- №235-238.- С.1.

16. Банкиры были единодушны // Красное знамя.- Томск, 1996.- 16 августа.- №249-252.- С.3.

17. Свинин В. Слухи о неустойчивом положении банка оказались преувеличенными // Томский вестник.- Томск, 1996.- 6 августа.- №142.С.2.

18. Куликов Д. "Рука" Минатома на доллары щедра // Красное знамя.- Томск, 1996.- 20 августа.- №254.- С.1.

19. "Контур", "Rolider" и пригород // Томский вестник.- Томск, 1996.- 6 августа.- №142.- С.2.

20. Угроза холеры миновала? // Томский вестник.- Томск, 1996.- 3 августа.- №141.- С.1.

21. Депутат предупреждает: пока гром не грянет // Томский вестник.- Томск, 1996.- 6 августа.- №142.- С.2.

22. Струкова Ю. ФОМС информирует // Томский вестник.- Томск, 1996.- 3 августа.- №141.- С.2.

23. Сколько нужно, чтобы прожить по минимуму // Томский вестник.Томск, 1996.- 21 августа.- №152.- С.2.