Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Астраханская область

Александр ГАНДЕЕВ

АСТРАХАНСКАЯ ОБЛАСТЬ

в августе 1996 года

1.    ВЫБОРЫ ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ ОБЛАСТИ

1.1.    Сроки

Дата выборов стала известна в конце августа. До этого времени возможность их проведения стоял под вопросом, поскольку отсутствовал соответствующий областной закон. Он был принят областным Представительным собранием лишь 20 августа. После этого депутаты направили на имя Президента РФ письмо с просьбой назначить выборы главы администрации Астраханской области. Президентским указом они были назначены на декабрь 1996 года. Областное Представительное Собрание сразу после подписания указа определило их дату - 8 декабря.

1.2.    Законодательная база

Областной закон “О выборах главы администрации Астраханской области” был внесен на рассмотрение областного Представительного Собрания администрацией области и принят 20 августа 1996 года.

Основные положения закона:

- глава администрации области избирается сроком на 4 года;

- право принять участие в выборах имеют граждане РФ, достигшие на день выборов 18 лет и постоянно проживающие на территории Астраханской области;

- избирательного права лишены граждане, признанные судом недееспособными, содержащиеся в местах лишения свободы по вступившему в законную силу приговору суда;

- выборы осуществляются населением области на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании;

- главой администрации может быть избран гражданин РФ не моложе 30 лет, обладающий в соответствии с настоящим законом избирательным правом, постоянно проживающий на территории области не менее одного года до дня выдвижения кандидатом на должность главы администрации области;

- право выдвижения кандидата на должность главы администрации принадлежит непосредственно избирателям (инициативная группа в количестве не менее 50 человек регистрируется в облизбиркоме) , избирательным объединениям и избирательным блокам Астраханской области;

- в поддержку кандидата необходимо собрать не менее 10 000 подписей избирателей, проживающих на территории Астраханской области;

- кандидат создает свой избирательный фонд. Средства фонда содержатся на специальном временном счете в Астраханском банке Сбербанка РФ. Право ими распоряжаться имеет только сам кандидат. Фонд формируется за счет средств, выделенных избиркомом, собственных средств кандидата (не выше 200 минимальных оплат труда, установленных федеральным законодательством на день назначения выборов), средств выделенных выдвинувшими его объединениями, блоками и инициативными группами (не выше 1000 минимальных оплат труда), добровольных пожертвований физических лиц (каждое не выше 50 минимальных оплат труда), добровольных пожертвований юридических лиц (каждое не выше 500 минимальных оплат труда). Предельная сумма расходов кандидата не должна превышать 2500 минимальных оплат труда;

- избранным главой администрации считается кандидат, получивший на выборах более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании;

- выборы признаются недействительными, если допущенные при их проведении нарушения закона не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей;

- выборы признаются несостоявшимися, если в них приняло участие менее половины избирателей, внесенных в список для голосования, или если баллотировалось два кандидата и ни один из них не был избран;

- повторное голосование назначается в случае, если в бюллетень было включено более двух кандидатов и ни один из них не был избран;

- в бюллетень для повторного голосования вносятся два кандидата,получившие наибольшее количество голосов;

- избранный глава администрации области вступает в должность на 15 день со дня официального объявления избиркомом о результатах выборов.

В данном законе содержится одно нарушение федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав граждан” - третий экземпляр протоколов лишь предоставляется для ознакомления, в то время как по вышеупомянутому федеральному закона (статья 31) по требованию любого члена избирательной комиссии или наблюдателя избирательная комиссия обязана предоставить им заверенную копию протокола об итогах голосования. Возможно, это расхождение областного закона с федеральным послужит поводом для судебного разбирательства. Этого следует ожидать, как только маховик выборов раскрутится в полную мощь. Однако в сравнении с первоначальным вариантом закона устранено огромное количество нарушений вышеупомянутого федерального закона. Так, в частности, первоначально ценз оседлости для кандидата составлял 5 лет, а также вводилось условие обязательного стажа работы в органах исполнительной власти не менее 3 лет.Выборы первоначально предлагалось проводить в один тур рейтинговым голосованием.

1.3.    Полномочия главы администрации области

Хотя дата выборов определена, однако до сих пор никто из жителей области не знает какими же полномочиями наделено избираемое ими должностное лицо.До сих пор не принят устав области, в котором они должны быть прописаны. Более того, уставы во всей области имеют лишь два территориальных образования - город Астрахань и еще один сельский населенный пункт.

1.4.    Основные кандидаты

В настоящее время еще не выдвинут и не зарегистрирован ни один кандидат,но уже сейчас с большой долей вероятности можно назвать двух основных соперников - нынешний глава администрации области А.П.Гужвин и депутат Госдумы, член ЦК КПРФ В.П.Зволинский.

Гужвин Анатолий Петрович родился 25 марта 1946 г. в Ахтубинске. Окончил среднюю вечернюю школу. Работал электриком судоремзавода. Работая лаборантом в Астраханском речном училище,поступил в астраханский технический институт рыбной промышленности на вечернее отделение. После его окончания преподавал в речном училище электротехнику. С ноября 1972 г. - заведующий комсомольских организаций горкома ВЛКСМ. Затем - 1-й секретарь Трусовского райкома ВЛКСМ г.Астрахани, инструктор отдела легкой промышленности Астраханского обкома КПСС, 1-й секретарь обкома ВЛКСМ, 1-й секретарь Камызякского райкома КПСС Астраханской области. Затем находился на работе в обкоме КПСС. С 1987 г. - председатель исполкома областного Совета народных депутатов (в момент назначения был самым молодым председателем облисполкома в СССР). 28 августа 1991 г. указом Президента РФ назначен главой администрации Астраханской области. Член Совета Федерации второго созыва. В 1993 году в Совет Федерации не баллотировался.

Зволинский Вячеслав Петрович родился в 1947 году. После окончания восьмилетней школы начал свою трудовую деятельность рабочим. В 1965 г. поступил в Волгоградский сельскохозяйственный институт. По окончании института работал агрономом, управляющим отделения. В 1973 г. окончил экономический факультет Волгоградского сельскохозяйственного института, в 1985 г. закончил аспирантуру, в 1986 г. защитил кандидатскую, а в 1993 г. - докторскую диссертации. Женат, имеет четверых детей.Избирался депутатом районных и областного Советов народных депутатов. Генеральный директор научно-производственного объединения “Нижняя Волга”, директор Прикаспийского НИИ аридного (не путать с арендным!!! - А.Г.) земледелия, доктор сельскохозяйственных наук. Депутат Совета Федерации в 1993-95 гг.,где возглавлял аграрный комитет.На этом поприще прославился тем, что предлагал создать в правительстве девять аграрных министерств, аграрный банк и аграрную академию, что стало поводом для критической статьи Отто Лациса в “Известиях”. Комментируя ее на совместной с Василием Стародубцевым пресс-конференции во время визита последнего в Астрахань, назвал О.Лациса “жидомасоном”. Во время депутатства в Совете Федерации подписал заявление о создании движения “Реформы - новый курс”. Подобное действие члена ЦК КПРФ можно, используя коммунистическую терминологию, назвать политической близорукостью. Когда политическая позиция РНК четко обрисовалась, то В.Зволинский принялся отрекаться от связей с ним, заявляя,что не подписывал известного заявления и что в нем якобы фигурирует его однофамилец. В 1995 г. был избран депутатом Госдумы как независимый кандидат.Его избрание ознаменовалось еще одним любопытным эпизодом.14 декабря 1995 г. (в последний день агитации) “Известия” опубликовали письмо одной из сотрудниц В.Зволинского, которое называлось “Бездомные переселенцы на фоне хором для начальства”.В нем рассказывалось, что приглашаемые В.Зволинским на работу переселенцы из бывших республик СССР пребывают в бедственном состоянии, хотя Зволинский обещал построить жилье и дать прочие блага. В то время как для руководства НПО “Нижняя Волга”, для детей руководителей и в том числе для старшего сына Зволинского жилье строится за счет сил и средств НПО. Однако газета поступила в Астрахань уже после даты выборов и результата, на который рассчитывала редакция, на исход голосования не возымела.

1.5.    Способы выдвижения

Пока неясно, к какому способу выдвижения прибегнут А.Гужвин и В.Зволинский, но с большой долей вероятности можно предположить,что и тот и другой предпочтут держаться на некоторой дистанции от своих базовых организаций - НДР (Гужвин) и КПРФ, АПР и народно-патриотический союз (Зволинский) - и будут выдвинуты группами избирателей, дабы формально считаться независимыми кандидатами. У Зволинского такой опыт уже есть. В качестве независимого кандидата он выдвигался на выборах в Госдуму в декабре 1995 года, а значившийся в списке кандидат от КПРФ снял кандидатуру в его пользу. Однако не исключено, что Зволинскому придется прибегнуть к этому варианту и в силу обстоятельств. В местном руководстве КПРФ к его персоне неоднозначное отношение в силу вышеописанных скандалов, с ним связанных. В определенный период времени (январь-март) позиция Зволинского в областной организации КПРФ была весьма шатка. Активно выступал против него и до сих пор не относит себя к его друзьям депутат Госдумы по списку КПРФ (до этого депутат областного Представительного Собрания) и один из известных деятелей местного отделения компартии Николай Арефьев. Сейчас позиция Зволинского несколько выровнялась и улучшилась, однако неясно, сколь много сил у оппозиции против него внутри обкома и областной организации КПРФ в целом.

1.6.    Другие кандидаты

1.6.1.    Оппозиция

Еще одним кандидатом на пост главы администрации области может стать упомянутый выше Н.Арефьев. Его выдвижение вполне вероятно, если компартия не станет поддерживать кандидатуру В.Зволинского. Однако учитывая большие амбиции Н.Арефьева, не исключен вариант, что он рискнет пойти и против решения обкома и выдвинет себя в пику Зволинскому как независимый.

К конструктивной оппозиции можно отнести представителей ряда предпринимательский структур (в основном это малый и средний бизнес). Они заявили о намерениях выставить на выборах главы администрации области и главы администрации г.Астрахани своих кандидатов. Это продиктовано их недовольством действиями областного и горродского бюрократического аппаратов.По их мнению, большинство чиновников давно проворовались, а на президентских выборах даже тайно сочувствовали и помогали коммунистам, готовя себе запасной “аэродром” на случай победы Г.Зюганова. Надежды же бизнесменов на то, что после победы Б.Ельцина руководство города и области произведет серьезные кадровые перемещения, не оправдались. “Последней каплей”, переполнившей чашу терпения, стали прошедшие во второй половине июля “наезды” на представителей малого и среднего бизнеса со стороны УВД. Причем “наехали” именно на те фирмы и тех предпринимателей, которые активно поддерживали на выборах Ельцина (в том числе поддерживали и финансово).

“Это уже сыгранная колода и раскладывать из нее новый пасьянс бесполезно”,- так охарактеризовал администрацию области один из известных астраханских бизнесменов. Однако хотя предприниматели и настроены столь решительно, не исключен вариант, что в случае проведения главой областной администрации некоторой корректировки своей политики, в том числе и кадровой, предприниматели поддержат его кандидатуру. Кроме того, большинство из них так или иначе “завязаны” на администрацию (кредиты, протекция, политическая поддержка) и стоит только чуть-чуть перекрыть им этот кислород, как они тут же станут лояльными. Так что все игры бизнесменов в конструктивную оппозицию напоминают хороводы мышей вокруг спящего кота. Стоит последнему проснуться, как смелость мышей куда-то испаряется и все они разбегаются по своим норам.

1.7.    Прогноз

Прогнозировать итоги выборов главы администрации Астраханской области крайне сложно. Основная сложность заключается в том, что итоги президенстких выборов на территории области совершенно бессмысленно проецировать на выборы губернаторские. Абсолютно не факт, что все избиратели Астраханской области, проголосовавшие за Б.Ельцина, проголосуют за А.Гужвина, а все избиратели, голосовавшие за Г.Зюганова, проголосуют за В.Зволинского (против А.Гужвина). К слабым местам А.Гужвина можно отнести не только отсутствие более или менее четко очерченного электората. Не в его пользу играюют задержки выплаты пенсий и зарплаты учителям, врачам и т.п. Если федеральный центр сделает ставку на А.Гужвина (судя по словам руководителя управления по работе с территориями администрации Президента РФ г-на Медведева, сказанным во время посещения области, это так), то на весь период предвыборной кампании необходимо обеспечить область достаточным финансированием по всем социальным статьям и без задержек.

2.    НОВЫЕ НАЗНАЧЕНИЯ

В августе глава администрации области А.Гужвин произвел ряд новых назначений. Заместителем главы, координирующим деятельность государственных структур и общественных формирований стал Владислав Виноградов (депутат Госдумы первого созыва, бывший на президентских вборах доверенным лицом Ельцина). Советниками главы стали контр-адмирал Краснознаменной Каспийской флотилии в отставке Эдуард Захарьяш (активно участвовал в президентской кампании в штабе Ельцина) и Дмитрий Бабайцев (лидер местной организации ЛДПР, во втором туре поддержал кандидатуру Ельцина). По мнению наблюдателей, все три назначения являются своего рода вознаграждением за работу на президентских выборах. Можно предположить, что накануне губернаторских выборов политический торг нынешней властью будет продолжен и следует ожидать еще ряд новых назначений и отставок. Так, в частности, до сих пор вакантна должность еще одного первого заместителя главы администрации области (их у него два - один отвечает за блок экономических реформ, а другой, которого сейчас нет,- за оперативное управление хозяйством). Вполне вероятно, что эта должность будет предложена кому-нибудь из умеренных коммунистов. Скорее всего, изменений следует ожидать осенью (сентябрь-октябрь).

3.    ВЫБОРЫ ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ г.АСТРАХАНИ И ГОРОДСКОГО СОВЕТА

Решением городского Представительного собрания выборы главы городской администрации и выборы депутатов городского совета (по Уставу города представительный орган снова назван советом) будут проведены одновременно с выборами главы администрации области, то есть 8 декабря 1996 года.

Вокруг назначения даты выборов депутатов городского совета в августе разразился скандал. В городской газете “Горожанин” был опубликован меморандум общественно-политической организации “Союз мяча и орала” (именно мяча, а не меча - А.Г.), адресованный полномочному представителю Президента в Астраханской области, главам администраций области и города, прокурору области и всем астраханцам. В нем говорится, что депутаты городского Представительного собрания нарушили пункт 2 ст.18 Закона РФ “Об общих принципах организации местного самоуправления” и пункт 4 ст.19 Устава города, которые касаются срока полномочий теперешнего депутатского корпуса. Городское Представительное собрание было сформировано 9 октября 1994 года и его полномочия истекают 9 октября 1996 года. А это означает, что дата новых выборов должна была быть назначена не позднее 8 августа 1996 года. Однако этого не произошло. Исходя из этого, “Союз мяча и орала” назвал нынешних депутатов узурпаторами и оставил за собой право 10 октября занять кабинеты городских депутатов под свой офис.

”Союз мяча и орала” - общественно-политическое объединение, созданное в 1994 году. Главной целью является защита прав и интересов граждан через содействие становлению, развитию и укреплению их игрового, интеллектуального и орального (речевого) потенциала. В союз входят самые разные люди - журналисты, депутаты, чиновники, предприниматели, мэры ряда городов, советник председателя Госдумы, представитель Президента в Астраханской области. По своей структуре эта организация копирует масонскую ложу.

По поводу этого заявления состоялось внеочередное заседание городского Представительного собрания.Юрист Собрания заявила,что указанная в меморандуме статья федерального закона на депутатов не распространяется, так как собрание было избрано до принятия закона (закон обратной силы не имеет), а указанный пункт Устава города начинает действовать лишь в отношении будущего горсовета. Кроме того, депутаты считают, что срок их полномочий нужно исчислять не со дня избрания, а со дня первого заседания.Оно, как заявили депутаты, состоялось 29 ноября 1994 года. Однако газета “Горожанин” 21 октября 1994 года сообщала о первом заседании собрания. Никаких объяснений этому в собрании не дали.

Что же касается кандидатов на пост главы администрации г.Астрахани, то среди них нынешний и.о. главы Игорь Безрукавников, депутат областного Представительного собрания Анвер Алмаев. Называют также кандидатуры главы администрации Трусовского района г.Астрахани Курбатова, депутата областного Представительного собрания Синченко, депутата Госдумы Арефьева (если он не будет участвовать в губернаторских выборах).