Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Волгоградская область

С.Гуцакис

Волгоградская область:
противостояние претендентов
на губернаторский пост

В ноябре стержнем общественно-политической ситуация в регионе оставались проблемы, связанные с предстоящими 22 декабря 1996 года выборами главы администрации области.

1.    И.П.Шабунин на “Баррикадах”

Утвердившись в решении отказаться от добровольно-принудительного ухода со своего поста под давлением администрации Президента, глава администрации области И.П.Шабунин продолжил усилия по расширению базы собственной поддержки в регионе, поставив предвыборную тематику во главу угла на состоявшемся 11 сентября заседании областного совета директоров.

Место его проведения может рассматриваться как избранное в том числе из символических соображений, поскольку проходило оно на территории крупнейшего оборонного ПО "Баррикады", которое на протяжении 1995 года находилось в крайне тяжелом экономическом положении, осложненном сменой руководства вследствие осуждения директора и ряда его ближайших помощников за тривиальное взяточничество. И оказанная в этих условиях областной администрацией и лично Шабуниным серьезная материальная и организационная поддержка, включавшая прямое лоббирование в интересах ПО "Баррикады" в столичных коридорах власти, способствовала преодолению кризисных явлений. В настоящее время объединение имеет примерно 300-миллиардную производственную программу, а намеченные переговоры о поставке батарей береговой артиллерии в ряд средиземноморских стран в случае их успешного исхода позволят предприятию довольно прочно стоять на ногах. Таким образом, глава администрации области имел достаточно оснований апеллировать к директорскому корпусу в расчете на поддержку своего решения не уходить в отставку под давлением президентской администрации, руководимой к тому же А.Б.Чубайсом, относительно симпатий к которому со стороны промышленного генералитета нет никакого смысла обольщаться.

Ожидаемая Шабуниным на этом фоне поддержка была получена и носила характер практически единодушного мнения всех собравшихся, решивших, что "пусть Шабунин работает на своем месте, а Чехов (мэр Волгограда, основной конкурент Шабунина - С.Г.) - на своем..." Этому решению содействовали также обещания главы администрации области поддержать требования руководителей промышленных предприятий по отмене президентского Указа № 1212 от 18 августа, а также его предложения оказать помощь крупным производствам на основе дополнительных региональных мер, которые предполагается выработать облфинуправлением совместно с налоговой инспекцией, и которые, как надо понимать, будут носить характер дополнительных льгот.

Решение областного совета директоров, безусловно, подтвердили прочность позиций Шабунина в этой среде, но многочисленные заявления руководителей предприятий на данном совещании о столь же единодушной поддержке главы администрации области со стороны всех членов возглавляемых ими коллективов  представляются, по меньшей мере, преждевременными.

2.    Поездка Ю.В.Чехова в Москву

Глава администрации г.Волгограда Ю.В.Чехов также предпринял ряд энергичных мер, из которых, прежде всего, необходимо отметить его совместную с представителем Президента по Волгоградской области Е.С.Кузнецовым поездку в Москву как раз в те дни, когда в области проходило вышеописанное заседание совета директоров. Обоснованно предположить, что в ходе этого визита администрация Президента была ознакомлена с упомянутым в предыдущем обзоре заявлением пресс-службы главы администрации области, в котором пресс-секретарь губернатора С.В.Ильин, оценивая ситуацию и действия столичных властей, высказался таким образом, что, с одной стороны, претензии со стороны администрации Президента предъявляются главе администрации области И.П.Шабунину едва ли не исключительно вследствие негативных для Президента итогов голосования на территории области, а, с другой стороны, являются следствием столичной подковерной борьбы, отражая противоречия, существующие между администрацией Президента и правительством. Что, надо полагать, следовало прочитать, как заявление о противоречиях между В.С.Черномырдиным и А.Б.Чубайсом лично. Предваряя последующее, отметим, что самому С.В.Ильину данное заявление стоило весьма дорого.

3.    визит в волгоград А.И.Казакова

Одним из итогов поездки Чехова в Москву стал незапланированный и весьма краткосрочный визит в Волгоград 13 сентября заместителя главы администрации Президента А.И.Казакова. Неординарность визита подчеркивается тем,  что Казаков находился если не в отпуске, то буквально накануне его. Во время визита состоялись беседы Казакова как с главой администрации Волгограда Ю.В.Чеховым, так и с главой администрации области И.П.Шабуниным, а также пресс-конференция, на которой присутствовали административные и хозяйственные руководители различных рангов, численно заметно превосходившие представителей СМИ.

В ходе пресс-конференции, проведенной А.И.Казаковым в агрессивной и бескомпрмиссной манере, он однозначно подтвердил решение администрации Президента поддержать на предстоящих выборах главы администрации области кандидатуру нынешнего главы администрации г.Волгограда Чехова, подвергнув при этом действуюшего главу администрации области И.П.Шабунина публичной резкой критике, носившей временами уничижительный характер. Возможно, что А.И.Казаков намеренно скандализировал обстановку, чтобы - с учетом состава участников мероприятия, более напоминавшего партхозактив - затруднить для Шабунина дальнейшее сопротивление и сохранение за собой поста губернатора.

Вместе с тем, со стороны Казакова так и не прозвучало никаких серьезных обоснований принятого в администрации Президента решения отказать И.П.Шабунину в поддержке и высказанных в адрес последнего настоятельных предложений подать в отставку. Аргументы о том, что причина такого решения носила чисто политический характер и объясняется неудовлетворительными для Президента итогами выборов на территории области, были Казаковым категорически отвергнуты со ссылкой на другие регионы (Астрахань, Псков и др.), в которых негативные результаты выборов не повлияли на поддержку действующих глав администраций. Каких-либо иных, например, экономических, управленческих или, тем более, лично компрометирующих Шабунина претензий также не было предъявлено. Аргументы же типа "ну, подустал человек, не та энергия, не та хватка" серьезными считаться не могут. Более того, московский чиновник заявил, что "произошел тот счастливый случай, когда дело не в претензиях". Эти слова в свете описываемых коллизий выглядят, по меньшей мере, неумно.

Фактически публичного изложения мотивов решения администрации Президента не последовало, что, с одной стороны, оставило простор для различного рода предположений, а с другой, косвенно укрепило позиции Шабунина как человека, ни за что ни про что впавшего в немилость.

Казаков резко отозвался и о поведении губернатора, не только не согласившегося добровольно уйти в отставку, но разгласившего сам факт данного настоятельного предложения, а также организовавшего собственную защиту. Создавшееся положение Казаков оценил как "беспрецедентную ситуацию" и обвинил Шабунина в нарушении некоего "данного мужского слова", а в отношении высказанных в вышеназванном заявлении пресс-службы администрации соображений о негативных результатах голосования на президентских выборах как подоплеке принимаемых решений высказался более чем определенно: "это абсурд и ложь". Также весьма категоричен был Казаков и по поводу предположений о противоречиях между президентскими и правительственными структурами: "...говорить о разногласиях между двумя этими органами - значит сознательно вбивать клин между ними, и делать это мы никому не позволим".

Разумеется, у присутствовавших на данной пресс-конференции возникло стойкое ощущение, что именно эти два мотива наиболее беспокоили заместителя главы администрации Президента, и наверняка стремление исключить эти аргументы из возможного дальнейшего политического обращения сыграло не последнюю роль в решении о скоропалительном визите в Волгоград.

Дальше - больше: на грани допустимого осадив первого заместителя главы администрации области Л.М.Кириченко, попытавшегося высказаться в поддержку Шабунина, Казаков в ответ на вопросы прямо и категорично заявил, что не исключает появление вскоре указа о снятии действующего губернатора, а в случае избрания Шабунина главой администрации области уйдет в отставку сам, ибо работать с ним не желает. Заключительная часть пресс-конференции не оставила сомнений в том, что в дальнейшем Казаков будет наставивать на скорейшем снятии Шабунина.

В ходе мероприятия было рассказано о том, что предложение Шабунину уйти в отставку сопровождалось предложениями столичной квартиры, нового трудоустройства, включая представительскую работу в зарубежных учреждениях, что, по словам московского представителя, "украсило бы его жизнь". "Какая сила удерживает его от принятия нашего предложения?"

Находившиеся рядом с Казаковым на пресс-конференции Кузнецов и Чехов в ней никакого участия не принимали, своим молчаливым присутствием лишь подтверждая единство взглядов с администрацией Президента, а сидевший там же Шабунин в ходе этого аутодафе ограничился односложной репликой с места во время выступления Казакова.

Тем не менее, как стало впоследствии известно, глава администрации области отверг повторное предложение Казакова подать собственноручное заявление об оставлении должности, ограничившись тем, что вначале в личной беседе, а позже своим распоряжением дезавуировал пресловутое заявление собственного пресс-секретаря, освободив его от этой должности за превышение полномочий, выразившееся в распространении информации, с Шабуниным не согласованной. Впрочем, затем Ильин был назначен редактором областного телевидения, так что ему пришлось стать неким козлом отпущения в этих скандальных обстоятельствах.

Итак, как казалось в тот момент, вследствие визита Казакова положение Чехова в качестве несомненного фаворита президентской администрации заметно укрепилось - и, прежде всего, в административных опять-таки глазах, а положение Шабунина стало еще более шатким. Указ о его снятии казался в подобных обстоятельствах более чем вероятным, и местное чиновничество торопилось посетить кабинет Чехова, чтобы загодя заявить о своей несомненной лояльности. Упорство Шабунина стало казаться многим администраторам бесполезным и вредным, в том числе и для них, так что панические настроения, связанные с боязнью безвинно пострадать, распространились почти физически ощутимо.

3.1.    Выступление И.П.Шабунина на заседании областной Думы

По-видимому, в этот период Шабунин находился в подавленном состоянии, вызванном как действиями Чехова, чью манеру губернатор был готов сравнить с предательством, так и мерами президентской администрации, чье решение явно представлялось ему полностью необоснованным. Иначе нельзя объяснить следующий шаг, предпринятый Шабуниным, а именно его абсолютно не ожидавшееся вплоть до последнего момента выступление на заседании Волгоградской областной Думы 19 сентября. Оно предварило, будучи названо “информацией”, рассмотрение намеченной повестки дня, не потребовав в этом качестве никаких обсуждений или тем более решений Думы. Пожалуй, это было нечто вроде образчика так называемого “демонстративного поведения”, характерного для людей, находящихся в состоянии сильного душевного волнения.

В своем выступлении Шабунин прежде всего коснулся экономического состояния области, дав краткий анализ текущего положения дел и охарактеризовал как меры, предпринимаемые областной администрацией, так и вообще перспективы изменения обстановки в позитивном направлении, в особенности в части нормализации социальных выплат, задержки по которым значительно возросли в последнее время. Нельзя не отметить слова главы администрации области о том, что ранее задержка пенсионных выплат составляла в областном центре 2 недели (это в период июня-июля, с тех пор она увеличилась не менее, чем в 2-2,5 раза), а на селе - 4 недели. Теперь же принято решение о выравнивании сроков задержки выплат. И хотя губернатор полностью отрицал при этом какую бы то ни было политическую подоплеку данного решения, именно такое его обоснование в свете изложенных обстоятельств первым приходит на ум.

Затем Шабунин изложил свое видение развития политической ситуации в области в свете его противоречий с администрацией Президента и главой администрации Волгограда Чеховым, опираясь при этом на результаты своей поездки в Москву (имевшей место непосредственно перед заседанием областной Думы, т.е. уже после визита в Волгоград Казакова) и состоявшейся в ее ходе встречи с В.С.Черномырдиным.

Предварив свое (ставшее предельно эмоциональным) выступление в этой его части словами о том, что о сложившейся ситуации он "хотел бы рассказать от начала до конца" и "без лукавства", Шабунин вновь заявил, придавая этому явно принципиальное значение, что ни ранее, ни теперь администрации области не предъявляется никаких претензий, а также их не следует ожидать и в дальнейшем, поскольку именно такова позиция правительства и Черномырдина. Более того, по словам Шабунина, Черномырдин был убежден по поступившей к нему информации, что глава администрации области уже написал заявление об отставке, а поддерживать Чехова (ранее глава городской администрации ссылался на факт имевшего место телефонного звонка премьера по данному поводу в Волгоград во время его уральской поездки) не мог по той простой причине, что вовсе с ним не знаком.

В то же время Шабунину - хотя осталось неясным когда и где именно - были предъявлены "полмешка кляуз" без ознакомления с именами авторов, в которых, по словам губернатора, среди прочего его обвиняют в том, что его дочь руководит банком (к.э.н. Н.Шабунина возглавляет Волгоградский филиал банка "Возрождение"), сам он “бросил область”, уехав на Олимпиаду в Атланту, а жене (И.М.Шабуниной) сделали в Америке бесплатную операцию, и т.д. Признав названные факты, Шабунин в то же время решительно отверг какое бы то ни было сомнительное их толкование: в Атланту он был приглашен НОК, д.э.н. И.М.Шабунина в качестве известного специалиста привлекла в область значительное количество средств в виде полученных на разработку, например, экологических проблем валютных грантов - и вопрос об операции решался без участия Шабунина,  деятельность банка "Возрождение" не имеет отношения к финансовой деятельности администрации области и с ней не корреспондируется”. Он также заявил, что не может допустить, чтобы его "детскими измышлениями шельмовали".

Нет никаких сомнений, что подобными обвинениями Шабунин был глубоко оскорблен, и потому дал публичное обещание Думе узнать и назвать имена авторов данных заявлений. Прозвучавшие при этом слова губернатора: "Если этот кляузник мужественный, пусть встанет, но у него мужества не найдется" позволяют предположить, что Шабунин не исключал, что автор этих “документов” присутствует на заседании Думы. То есть это либо кто-то из депутатов, работников аппарата Думы, корреспондентов, приглашенных на рассмотрение отдельных вопросов заинтересованных лиц, либо кто-то из высокопоставленных сотрудников областной администрации. Присутствовал также представитель Президента по Волгоградской области. Впрочем, возможно, это был риторический прием.

По явному убеждению Шабунина, в описываемых коллизиях против него используются далеко не во всем порядочные приемы, к которым, по его мнению, следует отнести упреки в его адрес на состоявшейся несколькими днями ранее закрытой встрече с главами районных г.Волгограда администраций по поводу приписываемой ему роли на выборах главы администрации Волгограда и городской волгоградской Думы в октябре 1995 года. По словам Шабунина, на этом совещании его обвинили чуть ли не в том, что вследствие именно его позиции городской представительный орган попал под полный контроль КПРФ, тогда как он на самом деле не только никаким образом ни прямо, ни косвенно не вмешивался в проведение данных выборов, но даже рекомендовал основному сопернику Чехова в тот период (заместителю командующего 8-го армейского корпуса полковнику В.Скопенко) отказаться от участия в той избирательной кампании, сочувствуя как раз Чехову.

В отношении визита Казакова было сказано, что он прилетал только для того, чтобы получить у Шабунина заявление об отставке, от написания которого - "не тому ты грозишь, Александр Иванович," - губернатор решительно отказался.

В заключение своего выступления глава администрации области однозначно высказался за то, чтобы выборы в области проходили без использования неэтичных приемов - "я хочу, чтобы у нас все было по-порядочному", - и вновь публично подтвердил свое решение баллотироваться. Мотивы своего отказа от всякого рода заманчивых предложений администрации Президента губернатор находит в своей привязанности к области, в которой он родился и работал всю жизнь, и которую не намерен покидать, не желая взамен ни квартиры в Москве, ни работы за границей.

4.    Ю.В.Чехов в СМИ

В свою очередь, Чехов использовал для изложения своей позиции и аргументации действий еженедельные "вторничные" планерки своей администрации, традиционно проводимые им в максимально открытой форме и обычно широко освещаемые ведущими городскими СМИ.

В частности, на такой планерке 17 сентября он несколько дистанцировался от резкой позиции Казакова, выразив вместе с тем удовлетворение от самого факта его приезда в город, и категорически отверг всякие обвинения в свой адрес относительно собственных действий в связи с предстоящими выборами, однозначно заявив, что ему не в чем оправдываться. Более того, как бы отвечая на упрек Шабунина в использовании неэтичных приемов, Чехов заявил, что в последнее время главы районных в городе администраций испытывают сильное давление, и есть сведения не только о том, что некоторым из них поступили предложения о переходе на работу в администрацию области - главами, кстати, единодушно отвергнутые, - но и о том, что одновременно на них собираются некие компрометирующие сведения. В связи с этим Чехов выразил твердое убеждение, что собранную им слаженную команду никому не удастся рассорить, и открыто предложил весь имеющийся компромат, если он действительно существует, немедленно обнародовать, а не таить, как камень за пазухой.

Одновременно с применением данной "планерочной трибуны" Чехов заметно расширил свое присутствие на страницах близких ему городских СМИ, и, прежде всего, в газетах концерна "Городские вести", используя в качестве повода годовщину своего избрания на пост главы администрации Волгограда. В данных публикациях особый акцент делается на то, что Чехов является именно избранным - и, напомним, со значительным отрывом от ближайшего соперника, - а не назначенным главой администрации Волгограда, что предполагает наличие большего уровня доверия к нему и несколько большей, если так возможно выразиться, легитимности в сравнении со всякими иными на территории области должностными лицами.

В качестве отчета о проделанной за год работе, имеющего в данных обстоятельствах несомненный пропагандистский эффект, мэр приводит также очевидные достижения своей администрации в разрешении насущных городских проблем, например, в сферах транспорта, дорожного строительства, коммунального хозяйства и др.

При этом в отношении Шабунина Чехов публично выражает весьма сдержанную и осторожную позицию, явно не желая связывать свое собственное имя с кампанией нападок на губернатора. Заявив, что "...когда выливаются ушаты грязи, кому от этого будет хорошо?!", Чехов в отношении Шабунина ограничился лишь замечаниями о том, что всегда действовал самостоятельно - это явный ответ на упреки губернатора в использовании ранее его, а теперь и чужой поддержки.

5.    новые Визиты претендентов в Москву

Последовавшее развитие событий вкючило в себя очередной визит в Москву главы администрации Волгограда Чехова, нашедший свое отражение в показанных всеми ведущими телеканалами сюжетах о его встречах с главой администрации Президента Чубайсом и премьер-министром Черномырдином, что выглядело явно спланированной акцией, и вроде бы давало, наконец, ответ на животрепещущий вопрос о том, кому же из удельных владетелей в ханской ставке дали ярлык на местное княжение.

Но 30 сентября последовал прием главы администрации области Шабунина Чубайсом. Сам факт того, что данная встреча, давно ожидавшаяся губернатором и всякий раз откладывавшаяся, наконец, состоялась, ее значительная продолжительность, а также содержание, включившее обсуждение экономических проблем области и причин их возникновения (главной из которых является действие валютного коридора, вызывающее ежемесячные потери областью 100-млрдных сумм), предложений Шабунина по принятию закона о фонде поддержки АПК, и только затем обсуждение предвыборных проблем в области на базе неизменной позиции губернатора о своем твердом решении выставить на выборах собственную кандидатуру, и, наконец, позже данная Шабуниным оценка встречи словами “разговор состоялся принципиальный,деловой", - все это позволяет сделать вывод о том, что в коридорах власти на Старой площади произошел очередной поворот или, во всяком случае, отказ от прежней односторонней позиции поддержки Чехова.

6.    оргдеятельность и ресурсы претендентов

К настоящему моменту сложившееся положение характеризуется следующими обстоятельствами. Идея о снятии Шабунина с должности по соответствующему указу Президента представляется полностью исчерпанной, и в дальнейшем вряд ли будет реанимирована - хотя кто и что может прогнозировать при таких-то поворотах кремлевских политиков? На предстоящие выборы он пойдет в должности главы администрации области, а Чехов - в должености главы администрации Волгограда. Оба политика уже провели собрания инициативных групп по выдвижению собственных кандидатур. При этом Шабунин данное собрание провел, во-первых, абсолютно без увязки с организацией НДР, председателем регионального Совета которой он является (данная структура вообще не привлечена пока в области к работе по подготовке избирательной кампании), и, во-вторых, с опорой на интеллигенцию, в частности, ректоров волгоградских вузов, Совет которых, а равно его председатель А.Новаков, ректор Волгорадского государственного технического университета, деятельно поддерживают будущего кандидата. Собрание зарегистрировано областной избирательной комиссией, и Шабунин получил право сбора подписей избирателей, необходимых для регистрации в качестве официального кандидата (их необходимо собрать не менеее 30 тыс., причем не более 2100 по одному из административно-территориальных образований).

Было проведено и собрание инициативной группы по выдвижению кандидатуры Чехова, также при соблюдении принципа надпартийности. Инициативная группа, однако, не была сразу же зарегистрирована облизбиркомом вследствие нарушений в порядке оформления документов (что вызывает удивление и сомнения в квалификации непосредственных исполнителей в команде мэра), но пока нет сомнений, что это не имеет никакой политической подоплеки, и после исправления неточностей Чехов также получит право сбора подписей. Он, кстати, на очередной планерке 8 октября решительно опроверг возникшие было слухи о его близком отказе от участия в выборах и категорично заявил о завершении формирования предвыборной команды и близком резком старте избирательной кампании немедленно после вердикта облизбиркома. На базе ряда демократических и иных общественно-политических организаций (ДВР, СДПР, СвДПР, КРО, Союз "Чернобыль" и др.) образован комитет общественной поддержки Чехова, и деятели данных образований активно заявляют о своем категоричном неприятии кандидатуры Шабунина. Следует отметить, что низкий организационный и интеллектуальный потенциал этих организаций в настоящее время вряд ли окажется значительным подспорьем для Чехова, а взаимосвязь кандидата с этим политическитм направлением с учетом низкой популярности этих партий среди избирателей по итогам прошедших выборов может даже несколько ограничить его электоральную базу. Исходя из этого допустимо предположить, что Чехов в дальнейшем не станет излишне афишировать такого рода поддержку. Исключением может явиться помощь со стороны А.И.Лебедя, если она в дальнейшем будет реализована помимо уже прозвучавших заявлений председателя исполкома КРО Д.Рогозина в виде более ощутимых шагов.

В финансовых возможностях обоих претендентов сомневаться пока нет никаких оснований.

Чехов эффективно контролирует основные и наиболее тиражные городские газеты, на страницах которых развернута бурная кампания в его поддержку. В еще большей степени он рекламируется с помощью одного из городских телевизионных каналов - муниципального телевидения. Говорить о беспристрастности СМИ в сложившихся условиях нет абсолютно никакого смысла, ибо даже временный выход из строя телепередатчика канала муниципального телевидения был публично и печатно истолкован как следствие происков политических противников Чехова. Сложившийся “триумвират” наиболее убежденных сторонников Чехова в составе редактора газетного концерна "Городские вести" А.Кармана, редактора газеты "Интер" Е.Шустермана и редактора МТВ К.Редькина дополняется также собственным корреспондентом газеты "Известия" по Волгоградской области В.Корневым. Ряд имевших место публикаций и телесюжетов в некоторых из этих СМИ уже сейчас явно тенденциозен (как положительно в отношении Чехова, так и отрицательно в отношении Шабунина) и проникнут неприкрытой ангажированностью.

Разумеется, орган администрации области, газета "Волгоградская прада" активно поддерживает Шабунина, который к тому же контролирует районную в области печать и в определенной степени основной телерадиоканал области - государственную кампанию "Волгорад-ТРВ", занимающую пока, впрочем, сдержанную позицию.

Вообще следует отметить, что если оба политических деятеля призывают к сдержанности во взаимных оценках, то некоторые из их наиболее горячих сторонников среди работников СМИ готовы отодвинуть эту грань за линию горизонта.

Главной проблемой для Чехова, вне всякого сомнения, является ограниченность рячагов влияния в сельских районах области и городах областного подчинения (на территории области насчитывается до 1950 тыс. избирателей, из которых только около 800 тыс. проживают в Волгограде). В настоящий момент почти невозможно представить меры, которые Чехов предпримет для проникновения в область, но очевидно то, что сохранение Шабуниным за собой поста главы администрации области позволило ему сохранить и рычаги влияния на глав сельских администраций, чью роль в предстоящих выборах трудно переоценить. Можно, тем не менее, ожидать, что Чехов с присущей ему энергией предпримет широкомасштабные поездки по области, но видимое отсутствие на местах организованных групп его поддержки может сказаться на эффективности такого рода турне.

В то же время далеко не последней проблемой для Шабунина в избирательной кампании могут стать задержки пенсионных выплат, в связи с чем губернатор в последнее время предпринимает энергичные меры по получению полагающихся области средств из Пенсионного фонда. В ходе предыдущих поездок в Москву Шабунин получил от В.Барчука расписку чуть ли не кровью в том, что ежемесячно область будет получать не менее 50 млрд. рублей (это меньше положенного, но, тем не менее, позволило бы стабилизировать обстановку). Однако в сентябре от ПФР было получено только 5 млрд. рублей. В настоящее время Шабунин вновь предпринимает шаги по получению этих средств, отдавая себе отчет в важности этой проблемы и ее взаимосвязанности с собственными избирательными перспективами.

7.    Другие претенденты

7.1.    КПРФ/НПС

В создавшейся обстановке глубокого раскола местной политической элиты принципиальное значение приобрела позиция КПРФ/НПС, имеющей в области серьезную и разветвленную организацию, а также значительную поддержку избирателей, что убедительно показали итоги президентских выборов на территории области. Будет ли она активно участвовать в избирательной борьбе, т.е. бороться за победу на губернаторских выборах, или же ограничится демонстрацией этой борьбы?

Состоявшийся 29 сентября съезд НПС Волгоградской области выдвинул своего кандидата на пост главы администрации области. Им стал председатель Волгоградской городской Думы Н.К.Максюта (член КПРФ). Показательно, что несомненный лидер организации - а прошедший съезд НПС не дал никаких оснований сомневаться в этом, - и известный в области политический деятель депутат Государственной Думы А.В.Апарина уклонилась от выдвижения собственной кандидатуры. Нельзя также не отметить, что бывший директор судостроительного завода Волгограда и, возможно, "крепкий хозяйственник" Максюта за прошедший год не проявил себя в качестве публичного политика, несмотря на очевидные возможности, объективно связанные с занимаемым им официальным положением, и населению даже Волгограда, не говоря про сельских жителей, известен мало. С его именем не связаны какие-либо сколько-нибудь заметные политические шаги, да и личные качества Максюты не позволяют предположить скорой возможности принципиальных изменений его имиджа.

Таким образом, Максюта в настоящий момент не может считаться фаворитом будущей избирательной кампании, хотя, разумеется, при наличии образовавшегося раскола во властвующей политической элите и неизбежного при сохранении данного положения разделения голосов между Шабуниным и Чеховым победителем может стать и он. В этом случае присяжных аналитиков администрации Президента придется, видимо, увольнять без выплаты выходного пособия. (К слову, группа  аналитиков из организации "Вектор-Центр" уже длительное время находится в Волгограде). Тем не менее, в настоящий момент не исключено, что выдвижение именно Максюты может явиться формой поддержки Шабунина. Говоря сугубо отвлеченно, получение в результате выборов органов местного самоуправления на селе, назначенных на то же 22 декабря, организацией КПРФ/НПС ряда постов глав районных администраций может рассматриваться в виде вполне достаточного утешительного приза за потерю гипотетически возможного поста главы администрации области. Такой компромисс представляется вполне возможной базой для переговоров для тех, кто располагает рычагами влияния в сельской местности. В то же время трудно представить себе такую же или иную базу для тех, кто такими рычагами пока не располагает, но лишь планирует их приобрести.

Положение НПС осложнилось расколом в его рядах, выразившимся в том, что объединенная конференция организаций АПР и Аграрного Союза в области единодушно решила поддержать на предстоящих выборах кандидатуру Шабунина и отказалась изменить свое решение, несмотря на обструкцию съезда НПС.

В силу того, что непосредственно НПС не имеет юридического права выдвигать кандидатуру на выборы из-за недавней регистрации, а выдвигать Максюту только от КПРФ было признано нецелесообразным, он также был выдвинут от инициативной группы избирателей, и уже получил по решению облизбиркома право собирать необходимые подписи.

7.2.    ЛДПР, Союз русского народа etc.

В числе других возможных кандидатов на пост главы администрации области к настоящему моменту (срок подачи документов истекает 12 октября) числятся помимо уже названного в предыдущем обзоре бывшего народного депутата СССР Б.Пылина претендент - и, видимо, единственный официально партийный, - от ЛДПР В.Молчанов, являющийся теперь председателем обкома партии и, как его рекомендуют, помощником В.В.Жириновского по народно-хозяйственным проблемам. Ранее он участвовал в выборах в Государственную Думу по Волжскому избирательному округу области и уступил кандидату от КПРФ А.Куликову.

Намерены баллотироваться также: непременный участник всех избирательных кампаний последних лет редактор националистической газеты "Колоколъ" Ст.Терентьев, демонстрирующий якобы обиду от того, что возглавляемый им "Союз русского народа" не был принят в НПС, и, наконец, отец 6-х детей, директор предприятия "Большая семья" В.А.Захаров, непонятно что и абсолютно неясно на основе чего пытающийся заявить в ходе этих выборов. Впрочем, собрать не менее 30 тыс. подписей с разбросом по районам удастся, видимо, не всем претендентам.

8.    проблема 50 %

Большую опасность для самих выборов представляет тот факт, что в соответствии с областным Законом о выборах главы администрации области, они состоятся только при явке не менее 50% избирателей, что в свете последних данных об электоральной активности на уже прошедших региональных выборах весьма беспокоит областную избирательную комиссию наряду с тем обстоятельством, что проведение выборов (и только одного, по-видимому, тура, чем дело может и не кончиться) требует не менее 5,3 млрд. руб. Не исключено поэтому, что областная Дума в ближайшем будущем скорректирует эту норму закона.