Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Новосибирская область

Независимый информационно-аналитический центр "ГАБИТУС"

Н.ПОГОДАЕВ, О.ГРИБАНОВА, Н.КОНОВАЛОВА

СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ
В НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

в сентябре 1996 года

1.    ВЛАСТЬ

1.1.    Администрация области

1.1.1.    Результаты проверки деятельности прежнего руководства области

На втором заседании Общественной палаты губернатор В.Муха проинформировал политическую общественность об исполнении бюджета области за 1995 год и его формировании на будущий год. В работе палаты также приняли участие начальник управления финансовой и налоговой политики администрации А.Каиль, начальник общественной приемной Ю.Суханов, начальник отдела по связям с общественностью В.Горобцов, руководитель Новосибирского филиала общественно-политического центра С.Комиссаров и 16 "штатных" членов.

Очередная сессия Новосибирского облсовета положила начало раскручиванию нового скандала, связанного с "разоблачениями" деятельности прежнего руководства обладминистрации, а также реанимировала притихшие было слухи о возможной в ближайшее время отставке с поста первого заместителя главы областной администрации Василия Киселева. Как замечает газета "Новая Сибирь", в президиуме сессии, по правую руку от председателя облсовета А.Сычева, сидел губернатор В.Муха, неоднократно обещавший "разобраться" с работой прежней администрации, а право отчитываться за последний год работы было предоставлено В.Киселеву, олицетворяющему остатки прежней "команды Индинка", сохранившейся в администрации В.Мухи. Губернатор тем самым подчеркивал, что не собирается иметь никакого отношения к отчету, касающемуся его предшественника. Обстановка, сложившаяся на сессии во время прений по докладу В.Киселева, создавала полное ощущение того, что никакого отношения к действующей администрации В.Киселев уже не имеет.

После отстранения В.Мухи от должности главы администрации в 1993 году В.Киселев сохранил свою должность при И.Индинке, быстро приобретя репутацию человека "его команды". В.Киселев “в политику не лез” - опытному управленцу хватало "головной боли" с экономикой области. Однако в декабре 1995 года, накануне губернаторских выборов, он высказался в поддержку соперника В.Мухи - И.Индинка. По мнению В.Киселева, тот путь развития области, который предлагал И.Индинок, представлялся более надежным. Естественно, что после победы В.Мухи фамилию В.Киселева в кулуарах обладминистрации стали называть в списке первых кандидатов на увольнение. Сейчас из "команды Индинка" в областной администрации остался только он, однако его положение, уже далеко не то, каким было год назад. В феврале 1996 года в администрации решением губернатора была введена должность второго (кроме В.Киселева) "первого заместителя”, на которую был назначен начальник главного планово-экономического управления Юрий Нестеров. В ведение Ю.Нестерова отошли все финансовые вопросы, а В.Киселеву были оставлены лишь общеэкономические проблемы. В марте 1996 года В.Киселев был назначен руководителем комиссии по контролю за своевременностью выплат зарплат, пенсий и пособий - сфера деятельности практически заведомо провальная.

По оценкам экспертов газеты "Новая Сибирь", не исключена вероятность того, что В.Киселева намеренно не отправляли в отставку до сессии с отчетом по бюджету 1995 года. Выступление именно В.Киселева с этим отчетом еще раз подчеркивает его членство в "команде Индинка", а последующее обсуждение отчета с чуть ли не прямыми обвинениями В.Киселева в нарушении законов формирует в общественном мнении негативную оценку его деятельности. Возможная отставка в этом случае будет воспринята общественностью вполне благосклонно. Область, правда, при этом теряет одного из грамотнейших людей в местном руководстве, опытнейшего управленца-экономиста, не увлекающегося "политическими игрищами". [1]

Как сообщила газета "Молодость Сибири" [2], она располагает тремя документами, в которых рассказывается о результатах проверки деятельности предыдущего областного руководства. Тем не менее, в целом каких-то сенсационных разоблачений в документах не содержится. Из коммерческих структур, которые пользовались особым вниманием высокопоставленных областных чиновников, в одном из документов упоминаются АО "АБС-развитие", фирмы "Виватон", "УНИАП", "Новосибопт". Материалы нецелевого расходования и невозврата бюджетных денег этими фирмами переданы в прокуратуру. Всего в списке должников бюджета числятся 10 предприятий и организаций, которые задолжали более 4 млрд рублей, не считая пени за невозврат ссуд, которая превысила 37 миллиардов.

Персональная ответственность за эти упущения в официальной бумаге возложена на уже отправленных в отставку руководителей управления здравоохранения и налоговой политики алминистрации области (В.Филатов, А.Степанов). Что же касается ныне действующих политиков, то довольно суровая формулировка посвящена начальнику отдела социальной защиты М.Крупенко.

В списке организаций, которым в 1995 году предоставлялись беспроцентные ссуды, упоминается Сибирский инвестиционный торгово-промышленный союз. Всего за год эта организация, возглавляемая другом бывшего губернатора О.Семченко, "прокрутила" примерно 11,5 млрд рублей бюджетных денег (не говоря уже о 60-миллиардном вексельном кредите Сибирскому торговому банку, председателем наблюдательного совета которого до недавних пор был тот же О.Семченко). Срок возврата беспроцентных ссуд при этом достигал 6-8 месяцев.

Из внебюджетных фондов основные нарекания вызывает деятельность "Новосибирскавтодора", который обвиняется в том, что за счет средств дорожного фонда построено 29 домов, которые проданы частным лицам. Причем средства от продажи ни на расчетный счет, ни в кассу предприятия не поступали.

За последние полгода отношения областного Совета депутатов и администрации области стали намного лучше. Это признали, выступая на сессии облсовета, его председатель А.Сычев и глава комитета по экономике А.Кисельников. Но это не помешало депутатам подвергнуть администрацию резкой критике. Так, А.Сычев указывал на разночтения в данных, предоставленных Совету главным планово-экономическим управлением и управлением финансов администрации области, и сделал следующий вывод: в администрации отсутствует необходимая координация и единство деятельности основных структурных подразделений, заметен недостаток контроля сверху. Данные же касались социальных программ, под реализацию которых администрация получила сотни миллиардов рублей.

Губернатора напрямую не критиковали, а просили обратить внимание, разобраться, принять меры. Впрочем, в качестве объекта для критики у В.Мухи имелся предшествующий губернатор И.Индинок, не говоря уже о В.Киселеве, о котором трудно сказать, в качестве первого заместителя какого губернатора он сейчас выступает. [3]

1.1.2.    Кадровые изменения

23 сентября первым заместителем начальника Главного планово-экономического управления администрации области назначен Петр Решедько, ранее занимавший пост председателя областного комитета по науке, высшему и среднему профессиональному образованию и региональной научно-технической политике.

Практически решен вопрос о назначении директора Новосибирского завода химконцентратов (НЗХК) А.Белосохова первым заместителем министра в Минатоме. Понятно, что перемещения людей такого масштаба затрагивают интересы не только кандидатов на освободившееся кресло и рабочих этого крупнейшего в области предприятия. Они касаются всех жителей области, так как налоги этого завода - заметная часть областного бюджета. Вопрос об уходе витал в воздухе около года, но в практическую плоскость перешел после губернаторских выборов, во время которых А.Белосохов активно поддерживал И.Индинка.

1.1.3.    Распоряжения главы администрации

Глава администрации Новосибирской области В.Муха подписал распоряжение "Об организации мониторинга газет г.Новосибирска". В соответствии с распоряжением с Центром правительственной связи в НСО будет заключен договор на выполнение этой работы, а финансово-хозяйственному управлению администрации выделен 21 млн рублей для приобретения необходимого оборудования. Как пояснил начальник Центра правительственной связи Н.Сазанов, Центр будет предоставлять обладминистрации еженедельный обзор шести основных новосибирских газет: "Ведомости", "Новосибирские новости", "Советская Сибирь", "Молодость Сибири", "Вечерний Новосибирск" и "Новая Сибирь". До сих пор такой обзор делался в рамках Федерального агентства правительственной связи и информации (ФАПСИ) только для Москвы.

1.2.    Областной Совет

1.2.1.    Областной бюджет

Очередная сессия Новосибирского облсовета состоялась 23-24 сентября. На два дня депутаты запланировали обсуждение 28 вопросов. Одним из первых пунктов повестки дня был отчет администрации об исполнении бюджета за 1995 год (см. 1.1.1). Информационный материал, представленный администрацией, обсуждался до этого в двух комитетах, в частности, по экономике и межрегиональной политике.

Областной Совет принял закон "О внесении изменений в закон "Об областном бюджете Новосибирской области на 1996 год". Этим законом бюджет области на текущий год по расходам утвержден в сумме 4 323 331, 6 млн рублей. Предельный размер дефицита установлен в сумме 914 242, 6 млн рублей.

1.2.2.    Создание уполномоченного банка обладминистрации

По докладу главы администрации области Виталия Мухи приняты решения об условиях договора о кассовом исполнении областного бюджета и областных внебюджетных фондов. Облсовет утвердил закон "Об участии администрации области в формировании уставного капитала Новосибирского социального коммерческого банка "Левобережный". Фактически речь идет о превращении "Левобережного" (в котором В.Муха работал после отстранения от должности губернатора в 1993 году и "отцом основателем" которого он себя называет) в уполномоченный банк обладминистрации. Как заявил губернатор В.Муха, представляя депутатам проект закона, именно этот банк вполне может отвечать требованиям, предъявляемым к кредитно-финансовому учреждению, которому будет доверено обслуживание бюджетных средств.

Судя по недавним заявлениям главы обладминистрации, превращение банка "Левобережный" в уполномоченный банк администрации было им задумано еще во времена "первого губернаторства". Чтобы обезопасить бюджетные деньги от рискованных финансовых операций, администрация области будет иметь в банке как минимум 35% голосов. Кроме того, у администрации есть возможность ввести в состав пайщиков банка ряд новосибирских предприятий, учредителем которых является администрация, и приобрести таким образом в "Левобережном" контрольный пакет, получив фактически 51% голосов.

Стоит отметить, что аналогичная схема "доверенного банка" разрабатывалась в областной администрации при И.Индинке для Сибирского торгового банка. Воплотить в жизнь схему не успели - вместе с властью сменились и пристрастия обладминистрации в банковской сфере. [4]

1.2.3.    Проблема выборов в органы местного самоуправления

Облсовет принял закон "О местном самоуправлении в Новосибирской области" и "О выборах депутатов территориальных Советов депутатов Новосибирской области". Депутаты определили свою позицию и по вопросам выборов, приняв решение провести выборы в представительные органы местного самоуправления в городах районного значения, сельсоветах и поселках области, а также повторные выборы (в тех округах, избиратели которых с марта 1994 года путем неприхода на выборы не могут избрать себе депутатов) и довыборы депутатов областного Совета по свободным округам 8 декабря 1996 года, совместив их с выборами депутатов горсовета. [5]

1.2.4.    Поддержка промышленности

Остро обсуждался на сессии вопрос "О поддержке промышленных предприятий области". Особенно в тяжелом положении находятся предприятия Миноборонпрома, машиностроения, легкой промышленности. Совет решил установить для этих предприятий щадящие ставки местных налогов, обеспечить частичную компенсацию их убытков от содержания жилья, объектов соцкультбыта. Главным аргументом, убедившим законодателей в необходимости принятия болезненных для бюджета мер, стало то, что фактические поступления от "лежачих" заводов перекрывают платежи предприятий, не имеющих задолженности перед бюджетом. [6]

2.    2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

2.1.    Промышленность

Межрегиональная ассоциация руководителей предприятий (МАРП) обратилась к Президенту России с письмом, в котором требует отмены указов №1207 и №1212. МАРП обращает внимание Президента на то, что из-за этих указов подавляющее число предприятий подпадает под определение "недоимщики" и лишается возможности управления собственными оборотными средствами. При этом до полного погашения задолженности предприятия не могут рассчитываться за свет, тепло, связь, что приведет к полной остановке промышленности. Руководители предприятий напоминают в письме, что задолженности возникают в основном по вине Москвы, и обращают внимание Президента на ряд положений указов, которые противоречат закону. МАРП требует срочной отмены указов, выхода законодательного акта о безоговорочном списании штрафных санкций за несвоевременные платежи в бюджеты, отмены процедуры банкротства госпредприятий, неподлежащих акционированию. Письмо подписали более 40 руководителей.

Лидеры профсоюзов промышленности и директора предприятий Новосибирска создали штаб, который будет координировать их действия по выводу производств НСО из кризиса. Собравшиеся констатировали, что большинство правительственных постановлений опротестовывается исполнительной властью как наносящие вред экономике области. Из-за отсутствия денег многие предприятия не выдавали продукцию все лето, и в правительстве этого никто не заметил, а когда руководители предприятий обращались за возвратом долгов, то в ответ часто поступали лишь угрозы лишить госзаказов. На совещании решено самостоятельно выработать меры по выводу Новосибирской области из кризиса, направить премьер-министру РФ В.Черномырдину письмо с требованием обеспечить выплату задолженности по зарплате на госпредприятиях, обеспечить восстановление производства и ликвидировать неплатежи в установленные штабом сроки. В противном случае штаб обещает массовые манифестации, митинги, забастовки с подключением других областей.

2.2.    Вексельные программы

Сенсацией октября обещает стать начало торгов переводными векселями АП "Горводоканал-Новосибирск" на специальной площадке Сибирской фондовой биржи. Впервые в истории отечественной хозяйственной практики ликвидированное предприятие решает вопрос о взыскании своих долгов с использованием переводных векселей, которые, в отличие от простых, означают не обязательство, а безусловный приказ векселедателя уплатить сумму долга. Эксперты считают, что этим событием в Новосибирске ознаменуется очередной виток развития рынка корпоративных векселей. Другим сенсационным моментом вексельной программы, безусловно, являются ее масштабы. Сумма дебиторской задолженности "Горводоканала" - более ста миллиардов рублей. В официальных списках должников - 2,5 тысячи предприятий города. Их долги выбрасываются на свободный рынок, и сегодня нельзя сказать, кому они достанутся и что потом захочет получить их новый владелец с должника. Наконец, опять же впервые в России, ликвидируется не просто одно из крупнейших предприятий города, но естественный монополист, контролирующий важнейшее, жизнеобеспечивающее инфраструктурное звено городского хозяйства. [7]

В целях нормализации платежного оборота и сокращения взаимной задолженности предприятий, учреждений и организаций, а также погашения образовавшейся недоимки по платежам в бюджет области глава областной исполнительной власти постановил осуществить эмиссию бездокументарных простых векселей управления финансов и налоговой политики администрации области на общую сумму 10 млрд рублей со сроком обращения до 6 месяцев.

2.3.    Заседание совета по развитию предпринимательства

20 сентября состоялось первое заседание совета по развитию предпринимательства при мэре Новосибирска. По мнению наблюдателей, совет имеет реальные шансы стать авторитетным органом, формирующим политику в этой области. В совет вошли известные в городе бизнесмены. По мнению В.Толоконского, совет может и должен решать две основные группы задач - организационно-экономические и социально-политические. К первой относится подготовка и экспертиза нормативных и постановляющих документов, которые создавали бы наиболее благоприятные административные, экономические и политические условия для хозяйствующих субъектов. Помимо рассмотрения конкретных предложений предпринимателей совет будет самостоятельно формировать социально-политичекий заказ для деловых кругов. Перспективным выглядит также решение городских проблем - строительства жилья, дорог, поставки лекарственных препаратов - через объявление конкурса на выполнение определенного объема работ. У Новосибирска появится возможность выбирать наиболее выгодные для себя условия.

Необходимо также, считает В.Толоконский, сформировать банк данных по инвестиционному потенциалу и возможностям для внутренних и внешних инвесторов. Под последними понимаются не только иностранные компании, но и крупные фирмы столицы и соседних регионов - Кемерова, Тюменского Севера, для которых размещение капитала в Новосибирской области может быть достаточно привлекательным. В качестве перспективной идеи было предложено провести в 1997 году международную конференцию по экономическому потенциалу города. [8]

2.4.    Энергетика

В ближайшее время для населения предполагается ввести дифференцированную систему оплаты за электроэнергию, - об этом сообщил директор департамента топлива и энергетики обладминистрации Г.Мамон. Рассматривается два варианта: по действующему тарифу (100 рублей за кВт/час) будет оплачиваться минимум потребления в расчете на одного жильца либо квартиру с учетом числа проживающих. За каждый перерасходованный кВт/час плата будет в два раза выше. Для надомников, использующих электроэнергию в производственных целях, будет установлен еще более высокий тариф. Упомянутые нововведения вводятся по всей России.

2.5.    Бюджет прожиточного минимума и потребительский бюджет

По информации управления труда и занятости областной администрации, бюджет прожиточного минимума в сентябре равен 400 800 рублям в среднем на душу населения. В том числе для мужчин - 491 100 руб., женщин - 424 700, пенсионеров - 284 400, детей до 6 лет - 301 000, детей от 7 до 15 - 451 000. Минимальный потребительский бюджет для жителей области определен на уровне 1.316 100 рублей, для жителей города - 1 454 300, села - 999 000 рублей.

2.6.    Внешнеэкономические связи

С 12 по 14 сентября в Новосибирске работала делегация ассоциации Корея - Россия - Дальний Восток - Сибирь. Цель визита - обсуждение вопросов экономического сотрудничества, укрепление научных связей. Новосибирская торгово-промышленная палата провела встречи делегации с заинтересованными представителями отечественного производства и науки.

С 12 по 14 сентября в Новосибирске работали представители американского посольства. Цель - познакомиться с ситуацией в области и решить, нужно ли открывать в Новосибирске американское консульство.

С 22 по 26 сентября в Новосибирске находилась делегация бизнесменов 40 торговых фирм Тайваня.

3.    СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

3.1.    Ситуация в Сибирском отделении РАН

"Подлецы из Минфина! Народ не простит вам "прощения зарплаты ученым", "Привет гробовщикам российской науки", - такими плакатами встречали 19 сентября приехавших на семинар "Российская наука: состояние и проблемы развития" высокопоставленных гостей из Москвы ученые СО РАН. Акция протеста посвящалась двухмесячным невыплатам зарплаты. Заместитель вице-премьера по науке Геннадий Козлов в первом же докладе предложил подойти к сложившейся ситуации как к научной проблеме и попытаться изобрести пути ее разрешения со всей серьезностью научного подхода. Что касается Сибирского отделения, то впервые его председатель Валентин Коптюг признал, что в ближайшее время придется закрыть "наименее эффективные" институты, а остальные объединить "по интересам" в небольшие консорциумы - два-три института, объединенных общей производственной и инвестиционной деятельностью. Бывший министр науки Борис Салтыков заявил, что абсолютно удовлетворен первым этапом реформы российской науки. "Обеспечена свобода научного творчества, потому что запущены нужные для этого финансовые механизмы: открыли альтернативные источники финансирования - научные фонды - и открыли границы на Запад для тех, кому некогда ждать, пока мы тут закончим со своей реформой".[9]

Идею проведения в ноябре массовой забастовки жителей Новосибирска ученые Академгородка восприняли скептически. Они считают, что массовости не получится, поскольку многие люди уже приспособились к существующим условиям и не захотят терять ту малость, что имеют. На собрании профкомов институтов Академгородка, помимо возможности забастовки, говорилось и о делах в СО РАН. Прозвучала такая цифра: 2 тысячи научных работников из 10 тысяч в буквальном смысле голодают, а академик Коптюг "сдал позиции и согласился на навязываемое Москвой сокращение штатов на 90% ". По словам заместителя президента по науке К.Свиташова, из Москвы поддержки не будет, поскольку там открыто говорят о том, что нецелесообразно содержать Сибирское отделение РАН, а "лучше прикрыть его как рассадник коммунистической заразы".

Председатель президиума СО РАН В.Коптюг заявил о своем уходе с поста. В формальном поводе для отставки лидера Сибирского отделения нет ничего из ряда вон выходящего, однако в панической обстановке, которая царит в Академгородке в последние два месяца, это становится еще одним фактором напряженности.

В течение двух месяцев СО РАН было полностью перекрыто бюджетное финансирование, что довело тревожную обстановку до нервозной. И как никогда обострило все существующие в отделении проблемы и известное всем, но широко не афишируемое противостояние академиков и так называемой научной обществености. В то время, как первые все больше склоняются к тому мнению, что больше ничего изменить нельзя и остается только ждать естественной гибели академии, вторые считают, что ее может спасти немедленное реформирование и активные действия. При этом и те, и другие соглашаются с тем, что еще никогда российская академическая наука не была так близка к настоящей катастрофе.

В.Коптюг - фигура противоречивая, его часто обвиняют в излишней общественной активности, существует мнение, что отчасти своим бедственным положением Сибирское отделение обязано его активному участию в деятельности КПРФ, однако до сих пор его никто не мог обвинить в пессимизме и бездействии. Как заявил В.Коптюг: "Я буду уходить еще и потому, что понимаю, что больше ничего не могу сделать".

К декабрю прошлого года отделение могло зарабатывать самостоятельно столько же, сколько получало из бюджета. Но общая сумма финансирования стала в семь раз ниже, а в феврале финансирование упало еще вдвое, в итоге денег стало хватать только на зарплату. Однако до сих пор не получено ни июльской, ни августовской зарплаты. Как отметил В.Коптюг, сейчас вопрос о гибели СО РАН очень реален. "Я думаю, что мы не переживем зиму. До августа мы еще могли закрывать долги по энергетике за счет казначейских налоговых освобождений, выпуск которых сейчас отменен".[10]

Опубликовано коллективное письмо ученых Новосибирского научного центра в правительство РФ, вице-премьеру по науке академику РАН В.Е.Фортову и министру финансов А.Я.Лившицу. В нем говорится о том, что настоящая ситуация с бюджетным финансированием означает фактически ликвидацию новосибирской академической науки. До последнего времени Сибирскому отделению помогали внебюджетные фонды (главным образом это относилось к Российскому Фонду Фундаментальных исследований и фонду Дж.Сороса). Но Дж.Сорос свернул свои программы фундаментальных исследований, а РФФИ приостановил выплаты уже присужденных грантов. Между тем, говорится далее в письме, научный статус Сибирского отделения до настоящего времени остается довольно высоким. Это подтверждается и выводами многочисленных комиссий РАН, а также мнениями посещающих Новосибирск заграничных коллег. В качестве одной из причин такого положения, наряду с общим кризисом в стране, авторы письма называют непосредственно саму структуру академической науки. Поскольку руководство РАН избрало для академии статус общественной организации, то право голоса в ней имеют практически только академики и член-корреспонденты, а мнение реально делающих науку людей - аспирантов, научных сотрудников, кандидатов и докторов наук - не учитывается. Материальное же положение академиков и член-корреспондентов традиционно остается достаточно высоким. Возможно, именно с этим связано их нежелание что-либо менять. Структура академии за все последнее десятилетие не подвергалась никакому направленному реформированию. В заключение авторы письма выразили желание получить объяснение позиции Минфина и Миннауки по поводу финансирования академической науки публично, в открытой печати, и обратились с призывом к правительству России определиться в отношении судьбы фундаментальной науки.

По мнению инициатора письма, заведующей лабораторией Института кинетики и горения Т.Лешиной, главное - "лишить Академию статуса общественной организации". Тогда бюджеты институтов станут просто частью федерального бюджета. Недостачу средств можно будет заработать грантами.[11]

3.2.    Вопрос о передаче вузов в областную собственность

Вероятно, вскоре крупнейшие вузы Новосибирска могут перейти в областную собственность. Такой вариант решения их финансовых проблем был предложен на встрече главы администрации НСО В.Мухи с ректорами.

Во встрече участвовали руководители НГТУ, аграрного университета, архитектурного института и Академии путей сообщения. Проект постановления правительства о передаче вузов в областную собственность будет подготовлен и отправлен "наверх" в ближайшее время. Если такое решение состоится, область будет оставлять в своем бюджете часть федеральных налогов. Этот план ректора НГТУ А.Вострикова и его коллег имеет целью обретение независимости от московских чиновников. На вопрос о том, какие вузы имеются в виду, А.Востриков ответил: "Окончательное решение должны принимать ученые советы вузов. Что касается НГТУ, то ректорат идею перехода в областную собственность поддерживает".

3.3.    Акции протеста

На котельной ТОО "Эрсиб" г.Новосибирска продолжается забастовка, начатая 28 августа. Работники требуют погашения задолженности по заработной плате за полгода, компенсации за каждый день задержки, оплаты дней забастовки по среднему размеру заработной платы. Трения работников с администрацией котельной начались еще в марте. В мае обращались к властям района, города, области. После выборов вновь обращались с просьбой выделить беспроцентную ссуду на погашение долгов. Представителей котельной приглашали на переговоры с должниками-потребителями в мэрию, но график погашения задолженностей представило лишь несколько предприятий. Руководство котельной с голоду своим работникам умереть не дает. Каждый день выдают паек: булку хлеба и литр молока на душу. Оборудование котельной требует реконструкции, система электроснабжения в аварийном состоянии. Поэтому одно из условий выхода из забастовки - составление и утверждение сметы реконструкции в вышестоящих инстанциях. Иначе, считают работники котельной, ЧП вряд ли удастся избежать.

3.4.    Положение в судах

Судам области уже не только отказывают в приеме почты, но и периодически отключают им телефон. Судебные исполнители и технические работники Дзержинского суда Новосибирска заявили о том, что если ситуация до первого октября не изменится, то они вынуждены будут на неопределенное время приостановить работу. Работники Дзержинского суда в середине сентября отправили обращение в министерство юстиции, представителю Президента по НСО, в обладминистрацию, мэру Новосибирска. Они требуют "создания условий, не унижающих человеческое достоинство". В обращении говорится: "В здании протекают трубы и потому стоит удушливый запах. Хотя все четыре этажа переданы в наше распоряжение, мы занимаем полтора этажа и сидим в кабинетах по 4-7 человек. В часы приема из-за огромного количества заявлений от граждан по коридору пройти невозможно. Работники суда подвергаются угрозам физической расправы, принимаемые в этой области законы не действуют: нет ни судебных приставов, ни постоянного милицейского поста". Управление юстиции предлагает судам найти спонсоров среди предприятий, но предприятия зачастую и своих работников не в силах поддержать.

С 20 сентября намерен прекратить работу Бердский нарсуд, если администрация не поможет погасить задолженность в 9 млн рублей. С 3 сентября суд прекратил рассмотрение гражданских дел. В Советском суде гражданам предлагают самим разносить повестки, касающиеся их дел.

ИСТОЧНИКИ

1. Кретинин А. Последний крайний // Новая Сибирь. - Новосибирск, 1996. - 27 сентября. - № 110. - С. 1-2.

2. Кто сказал, что нецелевое расходование не имеет цели? // Молодость Сибири. - Новосибирск, 1996. - 12 сентября. - № 37. - С. 2.

3. Кашафутдинов В. Иван Индинок - заместитель Виталия Мухи? // Молодость Сибири. - Новосибирск, 1996. - 26 сентября. - № 39. - С. 2.

4. Кретинин А. Если в бюджете нет денег на взятки, приходится  брать "Левобережный" // Новая Сибирь. - Новосибирск, 1996. -  27 сентября. - № 110. - С. 1.

5. Кретинин А. Облсовет: Свои кресла не уступим, а свободными - поделимся // Новая Сибирь. - Новосибирск, 1996. - 27 сентября. - № 110. - С. 2.

6. Наконечный К. Закон Новосибирской области дал промышленности  маленький глоток кислорода // Новая Сибирь. - Новосибирск, 1996. - 27 сентября. - № 110. - С. 3.

7. Наконечный К. "Горводоканал" нашел способ не остаться крайним  // Новая Сибирь. - Новосибирск, 1996. - 20 сентября. - № 109. - С. 1, 3.

8. Гуттенлохер Н. Совет определил: потенциал есть // Молодость  Сибири. - Новосибирск, 1996. - 26 сентября. - № 39. - С. 5.

9. Ткаченко Т. "Гробовщики" и гробокопатели: место встречи - Дом  ученых // Новая Сибирь. - Новосибирск, 1996. - 27 сентября. - № 110. - С. 1; Ткаченко Т. Борис Салтыков: Если не прошибить  лбом стенку, она рухнет самостоятельно // Новая Сибирь. -  Новосибирск, 1996. - 27 сентября. - № 110. - С.  3.

10. Ткаченко Т. СО РАН: смена власти или трагический финал? // Новая Сибирь. - Новосибирск, 1996. - 13 сентября. - № 108. - С. 1, 6.

11. // Новая Сибирь. - Новосибирск, 1996. - 13 сентября. - № 108. - С. 6.