Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Свердловская область

Н. В. Русакова

Свердловская область

в сентябре 1996 года

Общественную жизнь области в сентябре определяло несколько событий: во-первых, продолжающиеся забастовки и акции протеста в связи с задолженностью по выплате пенсий и заработной платы, во-вторых, неудовлетворительная подготовка к зиме ведомственного жилья, теплоисточников, муниципальных котельных и жилого фонда в большинстве районов и городов области, и, в-третьих, подготовки к выборам в органы местного самоуправления.

1.    ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ ДВИЖЕНИЯ

1.1.    “Наш дом - наш город”

В начале сентября, несмотря на распространившуюся информацию о болезни Президента, не было замечено особой активности региональных партий и движений. Региональные политические движения продолжают свою работу, ожидая выборов органов местного самоуправления.

Одно время считалось, что движение "Наш дом - наш город" чуть ли не отделение движения "Наш дом - Россия". Сегодня ситуация изменилась, и теперь это два самостоятельных политических движения, организационно не связанных, лидеры которых (лидер регионального отделения НДР - бывший губернатор, а ныне депутат Государственной Думы - А. Страхов, лидер НДНГ - глава города Екатеринбурга А. Чернецкий) потенциально рассматриваются как кандидаты на следующих выборах губернатора области. И если потенциал НДР уже известен, то НДНГ как общественно-политическое движение, а не избирательный блок (каким он был на выборах в областную думу) малоизвестно и в определенной степени закрыто.

Известно, что сегодня идет активная работа по созданию сети местных отделений НДНГ в городах и районах области, при этом акцент делается не на административные, а скорее на политические методы. Костяком, опорой для местных отделений большей частью являются активисты-общественники движения "Вперед, Россия!" (в это движение в свое время практически целиком перешел Фонд поддержки первого Президента России), а также ряда других партий и движений демократической ориентации. Кстати, и председатель исполкома НДНГ, депутат екатеринбургской городской думы Александр Шляпин также активно сотрудничал с местными отделениями "Демократического выбора России", "Вперед, Россия!".

Наиболее слабым местом в движении остается работа с территориями. Местные руководители стараются дистанцироваться от оппозиционного движения и, как минимум, не оказывают ему поддержки[1]. Затрудняет работу и то, что у НДНГ нет пока своего офиса и печатного органа. Можно предположить, что это "болезни роста". Хотя в руководящих органах НДНГ не фигурируют банкиры и предприниматели, движение, возглавляемое главой Екатеринбурга, вряд ли будет испытывать финансовые затруднения. Но недоработки периода становления не дают движению активно включиться в политическую жизнь, а именно в местные выборы в ближайшие месяцы.

1.2.    “Преображение Урала”

Объединение «Преображение Урала», созданное для обеспечения общественной поддержки Эдуарда Росселя на губернаторских выборах, не снижает темпов партийного строительства.

В сентябре состоялся совет объединения под председательством Александра Шапошникова (он является председателем Палаты представителей Законодательного собрания области). Совет анализировал работу екатеринбургской городской организации "Преображения Урала". На заседании присутствовал губернатор Эдуард Россель и председатель правительства Алексей Воробьев. Совет отметил важность инициатив екатеринбургских "преображенцев", руководит которыми Антон Баков (заместитель председателя областной думы): система "скорой социальной помощи" для нуждающихся горожан, поддержка территориальных органов самоуправления (ТОС). В 1996 году было проведено 37 конференций по организации этих низовых органов самоуправления, идет их регистрация. Учреждено 12 ТОС. Отмечена работа добровольной народной дружины "Молодежь за преображение Урала". Совет поддержал выдвижение ряда кандидатов на посты глав местного самоуправления: в Качканаре - директора предприятия "Каскан" Виктора Сухомлина, в Алапаевске - первого заместителя главы муниципального образования Юрия Валова.

2.    МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ:
становление или разрушение?

2.1.    Взаимоотношения органов государственной власти и местного самоуправления. Деятельность управленческих округов

Вопрос о создании новой системы взаимоотношений органов государственной власти и местного самоуправления становится одним из ведущих в политической жизни области. Встретившись с определенной оппозицией внутри области, Эдуард Россель решил перенести центр тяжести обсуждения данного вопроса с областного уровня на федеральный. Не исключено, что на позицию правительства и Президента РФ способны повлиять собственные политические интересы руководства страны, касающиеся взаимоотношений федеральной власти и тех глав администраций, губернаторов краев и областей, которые прошли через процедуру выборов.

Если верно предположение, что Президент заинтересован в создании системы противовесов руководителям краев и областей в лице крупных муниципалитетов, прежде всего областных и краевых центров, то могут появиться указы Президента, передающие ряд государственных полномочий на уровень городов и районов. Другая возможность повлиять на региональную элиту, очевидно, кроется в формировании бюджета. Понимание этого заставляет губернаторов областей подключаться непосредственно к подготовке бюджета-97 (и лоббированию интересов своих регионов). Подавая пример, Россель выступил с инициативой проведения в Свердловской области совещания с участием руководителей субъектов Федерации для обсуждения бюджетных вопросов. Видимо, губернатор имеет основания полагать, что сможет убедить В. Потанина стать лоббистом интересов области (это должно помочь области получить большую долю налоговых отчислений и создать благоприятный фон для привлечения иностранных инвестиций и партнеров).

После завершения этапа организационного оформления местной власти перед областью встанет новая задача - поиск оптимальной системы взаимодействия органов местного самоуправления и исполнительных органов государственной власти. Свердловская область начала очередной эксперимент по внедрению организационной модели такого взаимодействия - управленческого округа. Всего таких округов шесть.

Э. Россель назначил Владимира Волынкина управляющим Восточным округом.

ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ ВОЛЫНКИН родился в1956 году в Одессе. Окончил Свердловский сельскохозяйственный институт. Работал в совхозе "Красноуфимский", был главным агрономом колхоза "Родина" Ирбитского района, председателем колхоза "Рассвет", председателем райисполкома. С 1991 года - глава администрации Ирбитского района.

Назначены уже главы трех округов. С назначением других пока возникли трудности. Между тем руководитель Северного округа Виктор Михель уже вплотную приступил к своим обязанностям. Под его руководством в Краснотурьинске прошло совещание, где обсуждалось строительство дороги, которая должна связать север Свердловской области и Ханты-Мансийский округ (Серов - Ивдель - Югорск). Но у В. Михеля возникли новые сложности.

Прокурор Свердловской области Владислав Туйков не оставил без внимания тот факт, что В. Михель занимает два поста - управляющего Северным округом и мэра города Краснотурьинска и предложил ему добровольно оставить один из постов, которые он сейчас занимает. По мнению прокурора области, одновременное исполнение обязанностей главы муниципального образования и управляющего округом является нарушением действующего законодательства. Федеральные и областные законы, регулирующие вопросы государственной и муниципальной службы, запрещают должностным лицам заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме научной и преподавательской. Как прокомментировали в управлении госслужбы администрации губернатора, по указу Эдуарда Росселя В.Михель совмещает две должности до проведения новых выборов мэра Краснотурьинска. Срок выборов должна назначить городская дума. В прокуратуре не исключают, что в дальнейшем В. Туйков направит аналогичные письма управляющим других округов. Как явствует из комментария администрации губернатора, нарушение законодательства имеет “временный характер”, а повинны в нем местные думы, не назначившие выборы новых мэров.

По Центральному округу (то есть городу Екатеринбургу) на должность управляющего претендуют как минимум десять человек - руководители промышленных предприятий, предприниматели, представители властей, а также артисты и журналисты. Объявлено, что назначение состоится не позднее октября. Интерес к вопросу о назначении, как говорят в городе, “префекта” в последнее время разрастается, что отражают средства массовой информации. В газете «Ведомости» 26 сентября появилась статья А.Константинова «Кому быть префектом?». В ней говорится, что «в условиях сохранившегося противостояния между «Преображением Урала» и «Наш дом - наш город» губернатор не может позволить себе роскошь назначить заведомо непопулярного префекта.» А.Константинов полагает, что Аркадий Чернецкий получил огромную поддержку на выборах мэра благодаря тому, что против него стоял А.Баков и теперь Э.Россель вряд ли снова сделает А.Чернецкому подарок в виде соперника-префекта, за счет слабости и непопулярности которого можно легко набрать очки. «Новый префект должен быть минимум равновелик мэру Екатеринбурга по своей способности нравиться населению. Это должен быть человек с обаянием Росселя или Чернецкого.»

Возможно, в вопросе назначения префекта как раз и требуется общественная дискуссия, развернувшаяся не только в газетах, но и на телевидении. Сама проблема назначения управляющего Центральным округом находится исключительно в сфере публичной политики. Что касается кандидатов на этот пост, то большие шансы, если принимать во внимание тезис о необходимости префекта - публичного политика, есть у Ю.Г.Кузнецова (он может показаться Росселю удачной кандидатурой, поскольку он находится в определенной конфронтации с главой города). В его поддержку выступила Ассоциация гражданского самоуправления, объединяющая 27 коллективных членов - органов территориального общественного самоуправления. Выделяются в числе претендентов также начальник управления Свердловской железной дороги Б. И.Колесников и директор государственного объединения «Уралтрансмаш» А. Н.Шарков.

2.2.    Местные выборы

К концу года в Свердловской области должен в основном завершиться процесс формирования органов местного самоуправления. К сентябрю было сформировано и уже действуют 73 муниципальных образования (раньше их было 59). Избраны представительные органы власти во всех территориях, кроме Полевского и Пышминского районов. Здесь выборы депутатов были назначены на 22 сентября. 25 глав муниципальных образований избраны всенародным голосованием. Выборы на остальных территориях должны состояться до конца года.

2.2.1.    Подготовка нормативной базы

Ряд городов и районов области еще готовится к выборам. Идет процесс разработки и принятия собственных уставов.

Районная дума Туринска приняла проект устава муниципального образования "Город Туринск". Депутаты работали над ним четыре месяца. Проект дважды публиковался в местной печати, но туринцы отзывалось о нем отрицательно. И только после того, как из текста исчезли многочисленные льготы, которыми хотели застраховать свои рабочие места муниципальные служащие, документ нашел поддержку. Как заявил председатель Туринской думы Виктор Бутунов, проект будет утвержден на референдуме, который предполагается провести в декабре вместе с выборами главы муниципального образования. Согласно действующему уставу, глава муниципального образования автоматически являлся председателем думы. Депутаты не согласны с таким положением, и поэтому в новом проекте заложена полная независимость от исполнительной власти.

Устав города принят также в Кировградской думе. Документ направлен для регистрации в управление юстиции Свердловской области. Как сообщил исполняющий обязанности главы администрации Кировграда Андрей Рохин, принятый вариант несколько расходится с тем, что предлагала комиссия по разработке устава. В частности, депутатам предоставлена возможность выбирать председателя думы, работающего на постоянной основе, из своего состава. Глава города избирается всем населением муниципального образования, является одновременно главой администрации, имеет право подписи всех решений Думы. Выборы главы Кировграда назначены на 8 декабря.

Двух процентов голосов не хватило для принятия устава на местном референдуме в Ирбите. В голосовании приняло участие 22,85 процента от общего числа избирателей; местный закон требует 25%, поэтому референдум признан несостоявшимся. По мнению мэра Ирбита Григория Шатравки, теперь устав будет принят Думой, поскольку повторный референдум можно проводить только через два года. Год назад, когда депутаты самостоятельно пожелали принять устав, ирбитчане добились проведения референдума. Обсуждение проекта было довольно бурным. Текст переписывался три раза. Пассивность избирателей 22 сентября глава Ирбита объяснил тяжелым финансовым положением населения города, невыплатой пенсий и стипендий.

Подал в отставку глава администрации Качканара Анатолий Кузнецов. Заявление об уходе было написано вскоре после принятия постановления правительства области о привлечении ряда руководителей (включая и его самого) к дисциплинарной ответственности за нерациональное использование бюджетных средств и недопоступление налогов. По мнению главы, город собирает налоги не хуже, чем область и страна в целом. Губернатор Эдуард Россель не принял отставку Анатолия Кузнецова. Несмотря на вынесенное А.Кузнецову взыскание, считает Э.Россель, мэр должен остаться на своем посту, так как с его именем связаны многие преобразования в Качканаре, и он еще не реализовал все свои возможности на доверенном ему участке работы. Тем не менее у “Преображения Урала” уже есть свой кандидат на должность мэра. Это уже упоминавшийся выше В. Сухомлин.

2.2.2.    Выборный процесс

На пост главы Алапаевска баллотируются четыре кандидата. Самый высокий рейтинг имеет, по оценкам экспертов, Юрий Валов, нынешний первый заместитель главы администрации Алапаевска, поддерживаемый партией власти - “Преображением Урала”. На его счету уже 10 встреч с избирателями. Не менее интенсивно ведет избирательную кампанию Владимир Коркунов, директор профессионального лицея. Он провел уже 15 встреч в трудовых коллективах. Дмитрий Хлюпин, руководитель организации воинов-интернационалистов, встречается с избирателями только по их инициативе. А Леонид Минаков, директор СПТУ-101, встреч пока не проводил.

Выборы органов местного самоуправления прошли 22 сентября в г.Полевском, Талицком районе и Асбесте.

В Полевском развернулась борьба за 26 мандатов в городскую думу, полномочия которой истекли еще весной. (Задержка с выборами представительного органа объясняется тем, что летом администрация муниципального образования "Город Полевской" проводила референдум, на котором решался вопрос о вхождении близлежащих поселков в состав муниципального образования. Большинство жителей поселков пожелало присоединиться к городу.) Выдвинутые 56 кандидатов сразу же создали два объединения - союз граждан Полевского и инициативную группу молодежи и интеллигенции. Программы объединений имеют много общего. Среди первоочередные задач, считают представители союза граждан Полевского, - объединение промышленников и предпринимателей в решении насущных проблем. Например, необходимо создать единое коммунальное хозяйство.

В голосовании приняло участие 27,51% избирателей. Всего избрано 18 депутатов. Среди них врачи, педагоги, предприниматели, руководители предприятий, юристы. Недовольство, растущее среди горожан из-за задержки пенсий, зарплат, стипендий, сказалось и на ходе выборов. На состоявшемся накануне заседании городского совета ветеранов были высказаны предложения бойкотировать голосование.

Ни один из четырех кандидатов на пост главы муниципального образования "Талицкий район" не набрал необходимого количества голосов. 6 октября во втором туре будут участвовать два претендента, за которых проголосовало больше всего избирателей. Это глава администрации Талицкого района Юрий Федореев, набравший в первом туре 45,14% голосов, и заместитель генерального директора АО “Метелица” Аркадий Ваниосов, набравший 19,6% голосов.

Владимир Власов избран главой муниципального образования "город Асбест”. Более года после того, как погиб возглавлявший исполнительную власть Владимир Клостер, его обязанности исполнял Валерий Белошейкин, который не стал баллотироваться на пост мэра. 22 сентября участие в голосовании приняли два его заместителя: Владимир Власов и Владимир Литвинов. Оба коренные асбестовцы, учились в одной школе. После службы в армии в одно время закончили горный институт. В последнее время оба кандидата работали в администрации города. В.Власов курировал социальную сферу города. В.Литвинов занимался вопросами торговли, предпринимательства и связи. Асбестовцы не проявили особой активности. В выборах приняли участие 32 процента избирателей. 76 процентов голосов получил В. Власов и 18 процентов - В. Литвинов.

Несостоявшимися признаны выборы в Тавдинском районе, проходившие 25 августа. На избирательные участки пришло только 24,73 процента зарегистрированного количества избирателей.

На 24 ноября назначено повторное голосование в местные представительные органы в Асбесте, Полевском (довыборы), Пышминском и Талицком районах. Его организация потребует новых расходов, при том, что на первую попытку из областного и местного бюджетов затрачено 140 миллионов рублей.

3.    ВЛАСТНЫЕ СТРУКТУРЫ

3.1.    Лоббирование интересов области в Москве

Свердловская область стала первой в Российской Федерации, имеющей постоянного представителя при Президенте России. До недавнего времени при главе государства были аккредитованы только посланцы автономных республик. Представительство, где будут работать 6-7 человек во главе с депутатом Государственной Думы первого созыва Артуром Веером, разместилось в здании представительства Татарстана. По словам А.Веера, с появлением уральской миссии в Москве отпадет надобность в командировках свердловских чиновников.[2] В первую очередь, представительство, по словам его руководителя, займется поиском солидных фирм, готовых вкладывать средства в экономику области.

Губернатор Эдуард Россель встретился 10 сентября в Москве с министром финансов РФ Александром Лившицем. Обсуждались вопросы совершенствования межбюджетных отношений. Губернатор коснулся проблем финансирования конкретных предприятий - Егоршинского радиозавода, АО "Уралмото", АО "Севуралбокситруда", находящихся в тяжелом финансовом положении. Рассмотрена перспектива предоставления инвестиционного налогового кредита на 1997 год в размере 80 миллиардов рублей оборонным предприятиям области. Александр Лившиц не дал конкретного ответа на эту просьбу Эдуарда Росселя. По окончании встречи принимавший в ней участие председатель правительства области Алексей Воробьев передал А. Лившицу пакет из 15 писем, которые по поручению министра будут рассмотрены руководителями департаментов Минфина.

11 сентября Э. Россель встретился в Москве с первым заместителем министра экономики РФ Яковом Уринсоном. Во время встречи было подписано соглашение между министерством и областью о создании в составе областного правительства регистрационной палаты, которая будет регистрировать совместные предприятия с любым уставным капиталом. Ранее такое право имела лишь государственная палата министерства экономики. Принято решение о передаче Уралплана в состав Ассоциации экономического взаимодействия областей и республик Уральского региона. Достигнута договоренность о рассмотрении в сентябре всех инвестиционных программ Свердловской области в министерстве экономики РФ.

19 сентября губернатор встретился с руководителем администрации Президента России Анатолием Чубайсом. Эта была уже его вторая поездка в Москву в сентябре. Обсуждались проблемы межбюджетных отношений и социально-экономическое положение Свердловской области. Подготовленный в правительстве проект федерального бюджета на 1997 год Э.Россель определил как дискриминационный. По мнению губернатора, порочная методика межбюджетных расчетов загоняет в социальный тупик регионы-доноры и с каждым годом сокращает их количество. Так, если по расчетам трансфертов в бюджете этого года Свердловская область по среднедушевым расходам была на 35-м месте в РФ, а по налоговым доходам - на 12-м, то в 1997 году ее передвинули по расходам на 67-е место. Э.Россель заметил, что руководство Свердловской области второй год предлагает строить бюджетные отношения по другой формуле, которая стимулировала бы регионы-доноры.

Эдуард Россель встретился и с первым заместителем председателя правительства РФ Владимиром Потаниным. Э.Россель вручил ему замечания и предложения руководства Свердловской области к проекту федерального закона о бюджете 1997 года. Губернатор выразил несогласие с подходами к формированию основных положений бюджетно-финансовой политики в отношении субъектов Федерации и регионов-доноров.

20 сентября в министерстве по делам национальностей и федеративным отношениям РФ прошло совещание, посвященное участию Свердловской, Московской и Калужской областей в подготовке и реализации второго этапа федеральной программы государственной поддержки местного самоуправления. Губернатор Эдуард Россель рассказал о реформировании системы местного самоуправления в Свердловской области, о проведении референдумов, на которых уральцы, воспользовавшись правом, предоставленным областным законом о местном самоуправлении, определяли территорию, состав и границы каждого из муниципальных образований. По итогам совещания министр по делам национальностей и федеративным отношениям РФ Виктор Михайлов и губернаторы Эдуард Россель, Анатолий Тяжлов (Московская область), Олег Савченко (Калужская область) подписали протокол, в котором констатируется, что формирование механизмов взаимодействия органов местного самоуправления, государственной власти субъектов Федерации, федеральных министерств и ведомств является необходимым условием развития и использования потенциала территории на локальном уровне, резервом для подъема экономики регионов и России в целом. Участники совещания считают необходимым продолжить в рамках государственно-правового эксперимента отработку моделей местного самоуправления и его взаимодействия с органами государственной власти субъектов федерации.

3.2.    Деятельность губернатора внутри области

Э. Россель подписал указ, в котором утверждены основные направления национальной политики в Свердловской области. Правительству области поручено до 1 декабря 1996 года разработать областную программу национально-культурного развития на 1997-1999 годы. Последняя перепись населения, проводившаяся в 1989 году, зафиксировала в Свердловской области 120 национальностей. Распад СССР и рост национальных конфликтов привели к появлению в области беженцев и переселенцев из ближнего зарубежья. Зарегистрировано 25 тысяч мигрантов.

3 сентября, в день подписания губернатором этого указа, общество рóññêîé культуры "Отечество" распространило заявление о том, что проект концепции не соответствует интересам русского населения Среднего Урала. Одновременно общество предложило вниманию прессы текст концепции с поправками "Отечества". Члены общества русской культуры считают, что русское население должно стать субъектом права, русский человек должен иметь право обратиться к органам власти с просьбой защитить его национальные права. Члены "Отечества" заявили, что в концепции закреплена возможность этносов, населяющих область, создавать свои национально-культурные общности, а у русского человека такого права нет. "Отечество" считает, что необходимо принять не просто концепцию, а целый пакет документов, в который входили бы законы о культуре, национальном образовании и русском языке.

Эдуард Россель подписал указ о программах губернатора Свердловской области. Цель документа - определить приоритетные направления экономической и социальной политики на Среднем Урале. Указом на территории области вводится институт губернаторских программ как средство решения конкретных социально значимых комплексных проблем. Экономические, научно-технические, инвестиционные, социальные, экологические, образовательные проекты, подготовленные правительством, органами исполнительной власти и местного самоуправления, общественными организациями, могут получить статус губернаторских на основании этого указа. Предложение о присвоении программе статуса губернаторской, об источнике и порядке ее финансирования вносит фонд губернаторских программ. Финансирование этих проектов осуществляется за счет аккумулирования внебюджетных средств. Наиболее значимые экономические и адресные социальные программы могут осуществляться за счет полного или частичного финансирования из бюджета области в объеме, предусмотренном областным законом о бюджете на очередной финансовый год.

Отметим, что подобный опыт Президента России не удался. Поэтому есть надежда, что экономические, научно-технические, инвестиционные, социальные проекты, попадавшие под статус президентских программ (Фонд президентских программ должен был финансировать в Свердловской области четыре программы), все-таки будут реализованы, если изменить их статус.

В дополнение Россель подписал указ о создании при губернаторе координационного экономического совета. Этот консультативный орган займется разработкой экономической стратегии, концепции бюджетно-финансовой системы, формированием долгосрочных внешнеэкономических связей. На заседаниях совета будут рассматриваться вопросы, связанные с состоянием экономики, реализацией комплексных экономических программ, выполнением бюджета. В составе совета 16 человек. Это члены правительства области, депутаты Законодательного собрания, руководители предприятий и банков.

3.3.    Международные контакты

Свердловская область считается одним из наиболее привлекательных для международного сотрудничества регионом России. Высокая степень экономической самостоятельности области, возможность создания областного залогового фонда, отсутствие необходимости согласовывать все действия с Москвой привлекают бизнесменов и предпринимателей. Это подтверждают соглашения, подписанные в сентябре губернатором области Араратской областью Армении и главой Екатеринбурга со столицей Киргизии Бишкеком. Напряженность в отношениях губернатора и мэра сказалась и на контактах с представителями СНГ; так, судя по сообщениям СМИ, представители Армении не "сошли" на уровень города (хотя основным потребителем предлагаемой армянской стороной продукции - элитных сортов вин и коньяков, фруктов - являются прежде всего жители мегаполисов), а киргизская делегация, в состав которой входили директора более чем 10 промышленных предприятий Бишкека, не "поднялась" до уровня области.

12 сентября Э.Россель принял делегацию Араратской области республики Армении, возглавляемую губернатором Давидом Задояном. Д.Задоян передал Э. Росселю письмо от президента Армении Левона Тер-Петросяна, в котором выражена поддержка намеченному сотрудничеству Араратской области и Среднего Урала. По мнению Э. Росселя, необходимо придать взаимоотношениям двух регионов новый импульс, оживить не только торгово-экономические контакты,[3] но и восстановить культурные связи. В качестве первого шага на этом пути Э. Россель и Д. Задоян подписали соглашение о сотрудничестве.

Аркадий Чернецкий принимал в мэрии гостей из Бишкека в тот же день 12 сентября. Встрече предшествовала предварительная переписка, взаимное желание восстановить утраченные связи. После встречи в мэрии началась презентация предприятий Бишкека и Екатеринбурга, цель которой - установить прямые взаимовыгодные контакты. В презентации участвовало 41 предприятие столицы Среднего Урала.

Начать кампанию по объявлению Свердловской области открытой для зарубежного капитала предложил департамент внешнеэкономических связей на заседании областного правительства 9 сентября. В правительстве находится около 100 инвестиционных проектов. Всего области требуется инвестиции 7 690,5 млн. äîëëàðîâ США. В плане мероприятий по привлечению инвестиций разработчики программы сделали акцент на создание нормативной базы: законов о концессионном договоре, о создании свободных экономических зон на территории области (существует проект создания такой зоны в Верхней Салде на Верхнесалдинском металлургическом объединении). Председатель правительства Алексей Воробьев отметил, что программу необходимо дополнить конкретным планом действий, оговорить гарантии правительства инвесторам, принять на вооружение опыт Москвы, которая в 1996 году привлекла четверть инвестиций, поступивших в Россию.

3.4.    Правительство Свердловской области

3.4.1.    Новые назначения

Двух советников по экономическим вопросам назначил своими указами Э.Россель. Эти должности заняли Александр Венедиктов, заместитель председателя государственной инвестиционной корпорации, и Владимир Попов, заместитель председателя правления коммерческого банка социального развития территории "Свердлосоцбанк".

ВЕНЕДИКТОВ АЛЕКСАНДР ТРИФОНОВИЧ родился в 1957 году, закончил Рязанское высшее воздушно-десантное училище, Уральский государственный экономический университет и Финансовую академию при правительстве РФ.

ПОПОВ ВЛАДИМИР ВИКТОРОВИЧ, родился в 1957 году, закончил УГТУ-УПИ.

Новым начальником областного управления юстиции был назначен Юрий Демин.

ДЕМИН ЮРИЙ НИКОЛАЕВИЧ родился в 1947 году в Свердловске, окончил Свердловский юридический институт. Трудовую биографию начал токарем на приборостроительном заводе, с 1975 по 1980 годы был народным судьей Орджоникидзевского районного народного суда. С 1980 года - судья Свердловского областного суда.

Решением областного правительства директором государственного областного унитарного предприятия "Екатеринбургский городской молочный завод № 1" назначен АЛЕКСАНДР ПАНФЕРОВ. До этого он был исполняющим обязанности директора.

3.4.2.    Проекты

Правительство области утвердило генеральное направление газопровода "Южный Балык - Урало-Поволжье", который протянется с территории Тюменской области по Верхотурскому, Гаринскому, Серовскому, Пригородному районам, через города Кушва и Нижняя Тура. Протяженность магистрали составит две тысячи километров.

Правительство вернуло на доработку план финансового оздоровления ОАО "Кировградский медеплавильный комбинат". Кредиторская задолженность комбината составляет 355 млрд. рублей, а долги по зарплате - 9,8 млрд. руб. В 4 раза снизились объемы переработки меди, в 8-10 раз - драгоценных металлов. В числе причин кризиса медного гиганта, по мнению комитета по промышленности - финансовая расхлябанность, хищения на предприятии. Стоимость возрождения комбината составляет 65 млрд. руб.

16 сентября на заседании правительства области обсуждалась программа "Сохранение и развитие культуры и искусства Свердловской области (1997-2001 гг.)" и плана мероприятий по реализации этой программы в будущем году. Проекты документов включают в себя ряд разделов, которые предусматривают поддержку как юных дарований, так и профессионалов. Одобрив в принципе все мероприятия, члены правительства столкнулись с проблемой их финансирования. Департамент культуры запросил на эти цели в 1997 г. 29 млрд. руб., члены кабинета снизили эту сумму до 10. Правительство решило профинансировать программу в пределах сумм, которые будут предусмотрены в областном бюджете следующего года, но размер их пока неизвестен, поскольку работа над проектом бюджета не завершена. Кроме того, правительство утвердило программы развития образования в области на 1996 и последующие годы, финансируемые за счет сбора на нужды образовательных учреждений.

Правительство Свердловской области приняло постановление о мерах по стабилизации добычи драгоценных металлов на Среднем Урале. Это вызвано сложным финансовым положением золотодобывающих предприятий из-за дефицита оборотных средств, монопольной ценовой политики государства, отсутствия государственной поддержки и инвестиций. Кредиторская задолженность бюджету этих предприятий составляет 25 миллиардов рублей, внебюджетная задолженность - 17 миллиардов, долги по заработной плате - 10 миллиардов рублей. 1995 год большинство предприятий закончили с убытками, а государственные предприятия Невьянский и Исовской прииски признаны неплатежеспособными. Их решено передать в аренду АО "Уралэлектромедь". Уровень золотодобычи за 7 месяцев 1996 года сократился по сравнению с прошлым годом на 27 процентов, на Березовском руднике - на 44 процента. Положение на последнем особенно серьезно. Запасов Березовского золота, по расчетам специалистов, хватит на 50 лет. Правительство России выделило на реконструкцию этого рудника 7 млн. долларов США, однако 4 млн. äîëëàðîâ из этих средств осели в московской компании "Микродин", которой принадлежит 80% акций Березовского рудника. Правительство области решило направить дело о руднике в арбитражный суд для решения вопроса о банкротстве.

Правительство решило подготовить к ноябрю нынешнего года программу стабилизации работы алюминиевого комплекса Свердловской области. Сейчас целый ряд российских институтов занимается изучением потребностей мирового и отечественного рынка алюминия, поскольку основная проблема отрасли - поиск потребителя. Трудности в сбыте испытывают Каменск-Уральский металлургический завод (КУМЗ), АО "Михалюм", Полевской криолитовый завод. В 1996 году алюминиевому комплексу помогли выжить льготные тарифы на электроэнергию. Теперь начался поиск новых видов товаров из алюминия. Так, на КУМЗе это буровые трубы из легких сплавов, испарители для холодильников, литые диски для автомобилей. Здесь строится цех по прокату и покраске строительных профилей.

Как известно, долгое время за контроль над уральским алюминием ожесточенно боролись СП "Ренова" и ЗАО "Трастконсалтгрупп". Областному правительству удалось консолидировать силы конкурентов, передав государственный пакет акций им в доверительное управление равными долями. Сегодня управляющие разработали совместную программу глубокой переработки собственных сырьевых материалов на Полевском криолитовом заводе, что позволит сэкономить до 70 процентов оборотных средств.

Меры по выводу из кризиса ОАО "Севуралбокситруда" (СУБР) особенно важны. За счет этого предприятия на 80% формируется бюджет Североуральска. По оценкам специалистов, запасов уральских бокситов хватит еще на 55 лет. Сегодня рудник дает 80% бокситов, добываемых в России. Тем не менее предприятие неплатежеспособно. Кредиторская задолженность достигла 136 миллиардов рублей. Убытки в 1995 году составили 40 миллиардов рублей. Изучавшая состояние предприятия комиссия пришла к выводу, что стабилизация финансового положения СУБР невозможна без поддержки основных акционеров и государства (51% акций СУБР распределен между работниками предприятия, 44% в равных долях владеют СП "Ренова" и ЗАО "Трансконсалтгрупп"). Эти фирмы должны внести в течение нескольких лет 33 миллиарда рублей инвестиций.

Комитет по экономике областного правительства приступает к заключению договоров с уполномоченными банками правительства. Список 14 финансовых учреждений был утвержден еще в июле нынешнего года, но до сих пор стороны не могли прийти к единому мнению о процентах, начисляемых на остатки бюджетных средств на счетах. Сейчас Уралпромстройбанк, Уралтрансбанк и Свердлосоцбанк выдали обоснование, согласно которому решено установить процент колеблющимся от 15 до 20% - в зависимости от скорости прохождения средств.

Правительство Свердловской области приняло решение о приеме векселей в счет уплаты задолженности по налогам. В настоящее время отсутствие законодательства о вексельном обращении позволяет практически каждому хозяйствующему субъект выпустить свой вексель, однако это не означает, что такое долговое обязательство будет погашено в срок. По решению областного правительства, если фонд имущества сможет реализовать ценную бумагу, эмитенту зачтут вырученную сумму в погашение его долга перед бюджетом. Правда, на время проведения сделки - 60 дней - векселедатель не платит пени и штрафы. Такое послабление позволяет сэкономить около 20 процентов суммы штрафных санкций. Несмотря на то, что в условиях тотального безденежья векселя вряд ли найдут покупателей, фонд имущества готовит несколько таких операций. По данным Екатеринбургской фондовой биржи, ликвидными сейчас являются векселя Свердловской железной дороги, областного департамента финансов, финансово-бюджетного управления администрации Екатеринбурга и Свердловскавтодора.

4.    СОЦИАЛЬНЫЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

4.1.    Выплата пенсий и зарплат

12 сентября отделение Пенсионного фонда России по Свердловской области полностью завершило финансирование выплат августовских пенсий для жителей Екатеринбурга. В среднем по области пенсии к этому моменту были профинансированы на 68,4%. Недостало почти 140 млрд. руб., и завершить финансирование августовской пенсии планировалось к 19 сентября. Однако между перечислением денег из областного центра до их выплаты на местах тоже проходит время. В целом можно считать, что августовские пенсии к концу сентября были выплачены.

Наиболее сложно с выплатой пенсий обстоят дела в Качканаре и в Нижнем Тагиле. Предприятия этих городов крупно задолжали Пенсионному фонду.

1 сентября не начался учебный год в десяти школах области - из-за невыплаты зарплаты бастовали педагоги в Тавде, в Талице, в совхозе "Пионер", в Реже и в поселке Глинский. Нижнетагильские учителя предупредили муниципалитет, что начнут забастовку, если долг по зарплате не будет возвращен педагогам до 9 сентября. Долг возвращен не был, и в четырех школах занятия прекратились. Забастовки имели частичный успех, но в целом задолженность бюджета перед педагогами области составляет около 50 млрд. руб.

4.2.    Коммунальные проблемы Екатеринбурга

Вернувшись с каникул, Екатеринбургская городская дума занялась самым актуальным на этот момент делом: рассмотрением вопроса о готовности жилищно-коммунального хозяйства, теплоисточников и тепловых сетей г. Екатеринбурга. Депутаты приняли решение о выделении администрацией города из городского бюджета беспроцентной ссуды на обеспечение подготовки к отопительному сезону.

Несмотря на обещания властей начать отопительный сезон 16 сентября, лишь в некоторые дома тепло пришло вовремя. Председатель комитета по жилищно-коммунальному хозяйству мэрии Наум Золотаревский сообщил, что АО "Свердловэнерго" отказалось подавать тепло в дома до погашения долгов города. Долги Екатеринбурга составляют более 300 миллиардов рублей. По словам Н.Золотаревского, рассчитаться в ближайшее время не представляется возможным. Администрация города предложила зафиксировать размер задолженности по состоянию на 1 октября и обеспечить текущие платежи. АО "Свердловэнерго" ответило заявлением о готовности пойти на уступки екатеринбургским теплосетям, чтобы дать возможность начать отопительный сезон. Екатеринбуржцы смогут согреться в своих квартирах, если гортеплосети рассчитаются с энергетиками за сентябрь (это около 12 миллиардов рублей) и представят график погашения своей многомесячной задолженности. В АО "Свердловэнерго" сообщили, что долг екатеринбургских коммунальщиков за потребленную энергию составляет не 300 миллиардов рублей, как утверждают в комитете по жилищно-коммунальному хозяйству мэрии Екатеринбурга, а 600 миллиардов. В последний раз взаимозачет был оформлен за декабрь минувшего года.

После интенсивных переговоров о погашении задолженностей бюджетными организациями руководители АО "Свердловэнерго" отменили свое табу на подачу горячей воды в тепловые сети областного центра. Но только с 1 октября тепло пришло во все 7700 зданий, отапливаемых теплоисточниками “Свердловэнерго”.

Из администрации города в адрес владельцев ведомственных котельных посланы телефонограммы с предупреждением о надвигающемся похолодании и необходимости в связи с этим срочно пустить тепло. 16 сентября его выдавали лишь 40 из 117 котельных. Основная причина - неплатежи, однако 11 ведомственных теплоисточников к работе не были готовы технически.

4.3.    Экономика

Финансовое и экономическое положение многих горнодобывающих предприятий и заводов области остается тяжелым.

Несмотря на трудности, ряд заводов осваивает новые виды продукции. Первый опытный экземпляр экскаватора на колесном ходу выпущен на Уралвагонзаводе. На его создание ушло полтора года. Потребность в этой продукции так велика, что рынок сбыта практически безграничен. Уралвагонзавод может стать монополистом в России по выпуску колесных экскаваторов.

5 сентября в городском суде Асбеста начались слушания дела о валютных операциях АО "Изумрудные копи Урала". В 1993 году против дирекции АО было возбуждено уголовное дело. Суть его в том, что для получения кредита предприятие поместило в один из московских банков под залог добытые изумруды на сумму почти три млн. долларов. Драгоценные камни были изъяты у банка при попытке их реализации, так как ни у кредитного учреждения, ни у АО "Изумрудные копи Урала" не было лицензии на работу с ними. Сегодня по российскому законодательству акционерное общество может заниматься реализацией своей продукции, но на момент заключения сделки такого права у предприятия не было. В тот же день областной арбитражный суд приступил к рассмотрению иска ЗАО "Финансово-правовая корпорация" к АО "Изумрудные копи Урала". В 1994 году Уралакадембанк предоставил копям кредит в размере 700 миллионов рублей. Предметом залога стали изумруды на сумму около миллиарда рублей. Право требования разорившийся и сейчас находящийся в процессе ликвидации банк уступил "Финансово-правовой корпорации".

О своей ликвидации объявила Невьянская мебельная фабрика - некогда процветавшее предприятие. Решение это только узаконило существующее положение дел. Одна из первых в области приватизированная и реорганизованная в акционерное общество закрытого типа, фабрика в последние полтора года практически не работала, доходов не имела, зарплату рабочим не выдавала. Более двухсот мебельщиков остались без средств к существованию. Около десяти акционеров предприятия, разделившие между собой контрольный пакет акций, ускоренными темпами продают движимое и недвижимое имущество. Хозяева решили не делать переоценку фондов. Все имущество, оцененное еще в советское время в 45 миллионов рублей, продается по старым ценам. На последнем собрании акционерного общества рабочие демонстративно ушли из зала. Решение о ликвидации предприятия было принято без них.

 

 

 

 

 

 



[1] Прим. ред.: во время выборов в Законодательное Собрание области НДНГ обеспечил себе поддержку со стороны ряда глав районных и гродских администраций; более того, при принятии бюджета на текущий год многие главы выступали против трасфертной методики формирования бюджета, и именно Чернецкий воглавлял эту “волну” недовольства. Сегодняшняя ситуация может объясняться боязнью глав открыто высказывать свою позицию в процессе разработки бюджета на 1997 год.

[2] Представительство администрации Свердловской области при правительстве Российской Федерации существовало и ранее. Работало в нем не более 4 человек. В его функции входило курирование федеральных программ, в которых принимала участие Свердловская область. - Ред.

[3] Начиная с 1990 года, импорт товаров из Армении в Свердловскую область сократился в 110 раз. В первом полугодии 1996 года объем внешней торговли с Арменией составил 790 тысяч долларов, или 0,44 процента от общего объема внешнеторгового оборота области. На Среднем Урале зарегистрировано лишь одно российско-армянское предприятие и два представительства армянских фирм.