Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Кабардино-Балкарская Республика

С.АККИЕВА

КАБАРДИНО-БАЛКАРСКАЯ РЕСПУБЛИКА

в сентябре 1996 года

1.    Празднование 75-летия
государственности Кабардино-Балкарии

1 сентября 1996 года в республике отмечалось 75-летие ее государственности. За последние годы это было самое торжественное празднество. Этому событию в высших политических кругах России придавалось особое значение на фоне чеченских событий, в связи с сепаратистскими тенденциями на Северном Кавказе. В таких условиях продемонстрировать, что российская политика на Кавказе имеет и положительные стороны, что есть республики, которые не мыслят себя вне Российской Федерации, было весьма выгодно. В республиканских властных структурах накануне выборов президента КБР также понимали важность момента, прекрасно осознавая, что смогут заручиться поддержкой первых лиц государства. На церемонию празднования этой даты приехали премьер-министр В.С.Черномырдин, мэр г.Москвы Ю.Лужков, некоторые министры.

Событие стало поводом для пространного изложения позиций руководства федерального центра и руководства КБР.

Открыл и вел торжественное заседание, посвященное 75-летию республики, премьер-министр КБР Г.М.Черкесов. На заседании, кроме названных выше лиц, присутствовали заместитель премьера В.С.Бабичев, министр РФ по делам национальностей и федеральным отношениям В.А.Михайлов, руководители северо-кавказских республик, Ростовской, Астраханской областей, Ставропольского края, Калмыкии, Чеченской Республики и Северо-Кавказского военного округа.

В.С.Черномырдин выступил с докладом, в котором после исторического экскурса подробно остановился на проблемах современной политики в области национально-государственного строительства. "Имеется четкая программа развития и совершенствования федеральных отношений, которая вобрала в себя и народную мудрость, и накопленный опыт последних пяти лет, и объективные требования, продиктованные реальностью и закономерностью переходного периода. Подлинный федерализм - это последовательное применение принципов демократии к отношениям между центром и регионами, это строгое разграничение функций и собственности между федеральными, республиканскими и региональными властями, как залог тесного сотрудничества друг с другом на благо всех граждан России. В самой природе федерализма заложена все большая передача властных функций, средств, инструментов для их выполнения из центра в регионы. Именно так формируются самые твердые гарантии их самостоятельного развития и целостного государства. Наконец, федерализм - это гибкое состояние трех уровней власти: федерального, регионального, местного, где особая роль отводится местному самоуправлению, без которого нет и не может быть демократизации российского общества."

"Федерализм - это такие взаимоотношения между федеральным центром и субъектом Федерации, которые устанавливают систему власти, где гармонично, по взаимной договоренности распределяются полномочия между центром и субъектами. Механизмом закрепления таких отношений в настоящее время является система договоров, соглашений о разграничении полномочий и предметов ведения... Мы во многом бы избежали чеченской драмы, если бы Чеченская Республика нашла свое место в этой гибкой в политическом плане, компромиссной системе построения новых федеративных отношений в России. Сегодня в Российской Федерации по существу создано огромное правовое пространство, заключены договоры с двадцатью пятью субъектами Федерации. А на их основе - 161 соглашение о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти ее субъектов".

“Опыт Кабардино-Балкарии крайне ценен и полезен. Здесь многонациональный и многоконфессиональный состав населения, неотложные вопросы социально-экономического развития и национально-культурного возрождения балкарского народа, влияние далеко не простой ситуации в Чечне, абхазский фактор. Республика приняла тысячи беженцев, лишенных крова, родного очага, работы. Несмотря на все это, в Кабардино-Балкарии сохраняются стабильные межнациональные отношения. Здесь есть чему поучиться, есть что усвоить".

В.С.Черномырдин выделил три составляющие, которые определяют такое благополучие КБР: "во-первых, здесь живут люди, наделенные горской мудростью, верностью дружбе, заложенными нашими предками; во-вторых, республику возглавляет президент и правительство, решающие сложные вопросы переходного периода спокойно и уверенно; в-третьих, представительная власть всех уровней состоит из людей зрелых, обладающих высоким профессионализмом, авторитетом".

В связи с проблемой урегулирования конфликта в Чечне докладчик подчеркнул, что "в своей основе этот конфликт не имеет отношения ни к собственно проблеме федерализма, ни к так называемым межнациональным противоречиям. Его природа кроется в более прозаических вещах. Тут и раздел собственности, и дележ власти, и удовлетворение честолюбивых амбиций, и обычная уголовщина." Для решения чеченского конфликта он призвал к более активным шагам все народы Северного Кавказа.

В докладе президента КБР В.М.Кокова также прослеживалась история КБР и ее взаимоотношений с Россией. Президент отметил, что "формально не имея институтов властного управления и принуждения, наши народы создали и сохранили величайшую систему власти, высокой морали и диктатуру нравственности (адыгэ хабза-тау адат)”.

В докладе было уделено внимание и вопросам реабилитации балкарского народа. "С принятием Указа Президента Российской Федерации 3 апреля 1994 года "О реабилитации балкарского народа и государственной поддержке его возрождения и развития" процесс реабилитации... вышел на траекторию логического завершения. Во исполнение этого Указа Правительством Российской Федерации 3 апреля 1996 года утверждена федеральная целевая программа "Социально-экономическое развитие и национально-культурное возрождение балкарского народа в 1996-2000 годах", стоимость которой составляет триллионы рублей."

Был дан анализ событий последних нескольких лет и новые проблемы и вопросы национально-государственного строительства России, проблемы федерализма. "Важнейшим этапом развития государственности республики стало заключение 1 июля 1994 года полномасштабного Договора Российской Федерации и КБР "О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти КБР". По Договору республике гарантированы самые широкие полномочия для отражения особенностей жизни народов, проживающих в республике в собственной Конституции и своем законодательстве.

Основные положения Декларации о государственном суверенитете, принятой в 1991 году, а именно - принцип вхождения в состав Российской Федерации, обеспечения территориальной целостности республики, право на собственную Конституцию и законодательство, самостоятельную организацию государственной власти, государственные гарантии сохранения национальных культур и языков и многие важнейшие атрибуты государственности республики конституированны в основных законах Кабардино-Балкарии и Российской Федерации."

Докладчик подробно остановился на новой системе органов государственной власти республики. "Парламент, его законодательная Палата заняли подобающее по Конституции место в политической системе республики. На практике найдены оправдавшие себя формы координации законопроектной деятельности президента, парламента, правительства. Заработали механизмы согласования. Они закрепляются в политических традициях и культуре. Практически все законы республики приняты бесконфликтно. Парламент внес существенный вклад в развитие республиканского законодательства, стабилизацию обстановки в республике, в упрочение цивилизованной демократии в общественной жизни."

В докладе было уделено внимание социально-экономическим вопросам. "По инициативе руководства республики Президентом Российской Федерации был принят указ от 14 октября 1992 года "О мерах по государственной поддержке социально-экономического развития Кабардино-Балкарской Республики." В ходе реализации мероприятий Указа предприятиями республики получены конверсионные кредиты в размере 11,3 млрд.руб., конверсионные программы еще трех предприятий включены в перечень намечаемых к финансированию в 1996 году. Приняты республиканские программы "Развитие электроэнергетики Кабардино-Балкарии на период до 2010 года" и "Развитие нефтяной промышленности КБР", вошедшие в федеральную целевую программу "Топливо и энергетика"." В целом ситуацию в социально-экономической области докладчик охарактеризовал как "нормальный для переходного периода процесс, который все больше приобретает оздоровляющий эффект." Главная задача в социально-экономической сфере на предстоящий период - последовательное проведение экономических преобразований, преодоление кризисных явлений на основе структурной перестройки, совершенствования финансово-кредитной и налоговой системы.

Президент Кабардино-Балкарии в своем докладе значительное внимание уделил вопросам государственного строительства и политической реформе в республике, проблемам федерализма. "Федерализм в условиях многонациональной России - это исторически сложившийся способ сопряжения и гармонизации интересов различных народов и народностей, надежный инструмент дальнейшего сплочения и укрепления Российского государства. Сегодня одинаково актуальны два лозунга: “сильная Россия - сильные субъекты" и "сильные субъекты - сильная Россия". Укрепление государства - это прежде всего укрепление его территориальной целостности и единства."

Президент остановился на мерах по укреплению государственности. "Следуя концепции укрепления как вертикальных, так и горизонтальных связей с субъектами Федерации, нам удалось создать "пояс добрососедства" вокруг республики: договоры о дружбе и сотрудничестве заключены со всеми субъектами Российской Федерации Северо-Кавказского региона, г.Москвой и рядом областей Российской Федерации. Со всеми республиками, краями и областями региона у республики ровные, взаимоуважительные отношения."

"Наряду с угрозой территориальной целостности нашего государства, вызванной центробежными силами, реально существует стремление определенных сил к откровенной унитаризации государства и возврату к жесткой централизации управления. Очевидно, насколько важна в этих условиях взвешенная и ответственная политика как субъектов федерации, так и федерального центра. С этой трибуны сегодня уместно напомнить - побудительным мотивом выхода из Терской области еще в 1918 году и из Горской республики - в 1921 году для народов Кабардино-Балкарии было настойчивое желание кабардинцев и балкарцев иметь свою государственность в непосредственной, без посредников, связи с Россией.

Об этом должны помнить все, кто вынашивает идеи как конфедерации народов Кавказа, так и те, кто под благовидными предлогами формирует региональные, а по существу губернские структуры федеральных органов власти."

"В выработке адекватной времени концепции кабардино-балкарской государственности нашим ориентиром выступает новая Конституция республики, которая является не только Основным Законом государства, но и одним из его главных символов. Государственная идеология Кабардино-Балкарии будет строиться только на основе естественных ценностей и понятий, близких всему народу и каждому человеку в отдельности. Таких, как свобода, солидарность, благосостояние, безопасность, почитание старших и женщин, гостеприимство и терпимость, приоритетная государственная поддержка образования, науки, культуры, содействие возрождению языка, традиций и обычаев."

На заседании после докладов были оглашены поздравительные телеграммы, поступившие в адрес президента, парламента, правительства КБР от председателя Совета Федерации Е.Строева, председателя Государственной Думы РФ Г.Селезнева, секретаря Совета безопасности РФ А.Лебедя, председателя Верховного Совета Южной Осетии Ю.Чибирова, бывшего секре- таря обкома КПСС Кабардино-Балкарии Е.Елисеева и др. После торжественного заседания мастера искусств республики дали большой праздничный концерт. По всей республике прошли массовые гулянья с участием творческих коллективов республики, посвященные 75-летию республики.[1]

2.    Указ Президента КБР
"О структуре Республиканских органов исполнительной власти"

5 сентября Президент КБР подписал указ "О структуре республиканских органов исполнительной власти". По этому Указу новая структура выглядит следующим образом:[2]

1. Министерства и государственные комитеты:

Министерство внутренних дел

Министерство юстиции

Министерство внешних связей

Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды

Министерство образования и науки

Министерство печати и информации

Министерство культуры

Министерство здравоохранения

Министерство труда и социальной защиты населения

Министерство экономики

Министерство финансов

Министерство промышленности, транспорта и связи

Министерство строительства

Министерство сельского хозяйства и продовольствия

Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

Государственный комитет по делам национальностей

Государственный комитет по делам женщин, семьи и детства

Государственный комитет по управлению государственным имуществом

Государственный комитет по делам молодежи, физической культуре и спорту

Государственный комитет по лесу

Государственный комитет по земельным ресурсам и землеустройству

2. Иные республиканские органы исполнительной власти:

Управление делами президента и Кабинета министров (правительства) Кабардино-Балкарской Республики

Архивная служба

Департамент топлива и энергетики

Департамент потребительского рынка.

Реформирование органов исполнительной власти предпринято в целях полного структурного взаимодействия республиканских органов исполнительной власти, сокращения расходов на содержание органов управления, в соответствии со статьей 76 Конституции КБР.

В результате структурирования упразднено 8 министерств, в том числе: министерство промышленности, министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов, министерство социальной защиты, министерство труда и занятости населения, министерство архитектуры и строительства, министерство жилищно-коммунального хозяйства, министерство безопасности, а также государственный комитет КБР по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, комитет по геологии и использованию недр.

Премьер-министр (председатель правительства) теперь имеет до шести заместителей, в том числе трех первых (освобожденных).

16 сентября президент КБР В.М.Коков подписал указ "О составе Кабинета министров (Правительства) КБР и назначил членов Кабинета министров (правительства) КБР. Премьер-министром (председателем правительства) назначен Георгий Маштаевич Черкесов, его первыми замами стали Альтудов Юрий Камбулатович и Сохроков Хаути Хазритович, заместителями - Пытов Георгий Константиновича и Шеожев Хасанби Владимирович. Особых изменений в составе нового кабинета министров не произошло. Практически все сохранили свои министерские кресла.

Новая структура Кабинета министров по числу министерств меньше, но аппарат значительно не сократился.

3.    Работа парламента КБР

19 сентября состоялось первое заседание законодательной палаты Парламента КБР (Совета Республики). Депутаты рассмотрели во втором чтении проект Закона КБР "О мелиорации земель", и ряд текущих вопросов.

Главной же задачей парламентариев после каникул станет работа над Конституцией КБР. На сегодня имеется два варианта проекта Основного Закона КБР. Один из них представлен конституционной комиссией, возглавляемой президентом республики, второй разработан группой депутатов законодательной комиссии Совета Республики под руководством Хасана Шорова. (3)

Важное место в работе парламента занимают и другие вопросы, в частности, касающиеся общественных объединений. При обсуждении законопроекта "Об общественных организациях" депутат Анатолий Аталиков предложил запретить деятельность общественных объединений, действия которых направлены на создание военизированных организаций, ссылаясь на то, что в Кабардино-Балкарии такие организации создаются казачеством. Эта инициатива не была поддержана, поскольку депутаты сочли достаточной заложенную в проекте запретительную норму на создание вооруженных формирований. Постановка этого вопроса тем не менее вызвала достаточно резкую по форме полемику между депутатами. Александр Пашин потребовал от Аталикова доказательств существования в Прохладненском районе вооруженных казачьих формирований. Анатолий Аталиков в не менее резкой форме заявил, что имеется много публикаций об этом, ни разу не опровергнутых казачеством.

Председательствующий объявил перерыв, который, по всей видимости, охладил горячие головы и никто к этому вопросу уже не возвращался.

На том же заседании довольно бурно шел разговор о символике адыгских общественных организаций (на зеленом фоне 12 звезд и две перекрещенные стрелы - эту символику в качестве государственной определила Республика Адыгея). Но все же решено оставить эту символику и за общественными организациями.

Парламент в сентябре обсудил и более важные вопросы. 27 сентября на очередном Совместном заседании Совета Республики и Совета Представителей Парламента были обсуждены вопросы о назначении выборов президента КБР, о республиканском бюджете КБР на 1997 год.

Парламентарии определили дату выборов главы республики - 12 января 1997 года.

Согласно закону, президентом КБР может быть избран гражданин КБР не моложе 35 лет, свободно владеющий одним из государственных языков (кабардинским, балкарским или русским) и постоянно проживающий в республике не менее 10 лет. Такого высокого ценза оседлости, насколько известно, нет ни в одном субъекте РФ.

Выборы Президента проводятся по единому республиканскому избирательному округу. Право выдвижения кандидата на должность президента принадлежит непосредственно избирателям , избирательным объединениям и избирательным блокам. При этом избирательные объединения должны быть зарегистрированы Минюстом КБР не позднее, чем за шесть месяцев до объявления дня выборов. Правами избирательного объединения обладают избирательные блоки, образуемые на период проведения выборов президента не менее чем двумя общественными объединениями. Последние не могут, в случае вхождения в состав блока, выступать на период выборов в качестве самостоятельного избирательного объединения или входить в другой избирательный блок.

Избирательные блоки регистрируются Избирательной комиссией КБР не менее чем в пятидневный срок после представления протоколов съездов (конференций) общественных объединений с решениями о вхождении в избирательный блок и совместного решения объединений о создании блока, подписанного уполномоченными представителями общественных объединений.

Кандидат на должность президента (он может и не являться членом этого объединения) выдвигается на съезде (конференции) избирательного объединения, которое вправе выдвинуть только одного кандидата. Принимается это решение тайным голосованием.

Каждый гражданин КБР или группа граждан КБР, обладающих активным избирательным правом, могут образовывать инициативную группу избирателей (регистрируемую при наличии необходимых документов Избиркомом КБР) в количестве не менее ста человек для выдвижения кандидата на должность президента КБР. При этом избирательное объединение, избирательный блок или инициативная группа обязаны собрать в поддержку кандидата на должность президента не менее 1,5 тысячи подписей избирателей. Соответствие порядка выдвижения кандидатов на должность президента требованиям Закона проверяет Избирком КБР и не позднее чем за 5 дней принимает решение о регистрации, в которой может быть отказано только в случае нарушения Конституции КБР и Закона КБР "О выборах президента".

Все зарегистрированные кандидаты на должность президента КБР обладают равными правами и несут равные обязанности. Каждый из них может иметь до 30 доверенных лиц.

Предвыборная агитация начинается со дня регистрации кандидата на должность президента и заканчивается в ноль часов местного времени накануне дня, предшествующего дню выборов.

Избранным считается кандидат на должность президента КБР, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

Президент КБР вступает в должность в течение 15 дней со дня официального объявления Избирательной комиссией КБР результатов выборов президента КБР.

Следует сказать, что все наблюдатели и эксперты считают, что реальных конкурентов у нынешнего президента КБР В.М.Кокова нет и его политическая жизнь будет долгой. Высказывается мнение, что нужно было продлить сроки его полномочий, а не проводить новые дорогостоящие выборы. Некоторые наблюдатели предполагают, что будет зарегистрирован всего один кандидат - Коков и в республике не найдется человека, который захочет соперничать с ним и выставляться в качестве кандидата. Но это последнее утверждение скорее ошибочно, ибо в КБР вполне достаточно по крайне мере таких политиков, кто желал бы заявить о себе, быть услышанным и узнаваемым, добиться известности в ходе избирательной кампании.

4.    ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ

4.1.    Народно-патриотический союз России

21 сентября в Нальчике состоялась учредительная конференция Кабардино-Балкарского республиканского отделения всероссийского общественного движения "Народно-патриотический союз России". На нем присутствовали делегаты от всех районов республики и организаций, ставших инициаторами создания регионального отделения: Коммунистической партии, Совета ветеранов, Союза офицеров, женских и молодежных организаций левой направленности, "Трудового Прохладного", Кабардино-Балкарского отделения общества "Российские ученые социалистической ориентации" - всего прибыло 35 человек.

Конференция приняла решение образовать республиканское отделение Народно-патриотического союза. Председателем правления избран Борис Гудов - сопредседатель комитета по межнациональным отношениям парламента КБР, руководитель парламентской фракции коммунистов. На конференции заявлено, что народно-патриотичекий союз готов к деловому сотрудничеству со всеми партиями, движениями и общественными объединениями во имя утверждения подлинного народовластия, укрепления гражданского согласия и общественной стабильности, обеспечения условий для всестороннего развития каждого народа, процветания и благополучия Кабардино-Балкарии.

Все выступающие говорили о необходимости объединяться, отойти от митинговой активности и заняться ежедневной работой по созданию материально-технической базы союза, воспитанию кадров, выработке национально-государственной стратегии. Было высказано предложение о создании собственного печатного органа (его внес представитель Союза офицеров КБР Б.Романенко). Один из мусульманских священослужителей одного из сел КБР, одновременно являющийся председателем Совета ветеранов войны и труда, призвал религиозных деятелей помочь НПСР. Он мотивировал это тем, что “раньше не разрешали верить в бога, но было равенство, братство, социальная защищенность, а сейчас нет ничего, кроме разрешения веры в бога”.

На конференции с призывом спасти Россию выступил бывший первый секретарь обкома КПСС Тимбор Мальбахов, присутствовавший в качестве почетного гостя. Ряд выступавших сетовали на отсутствие представителей профсоюзов и приоритетной задачей видели работу в трудовых коллективах.[3]

4.2.    Проблемы в региональном отделении ЛДПР

Местная организация ЛДПР официально не зарегистрирована. А последние несколько месяцев в ней идет борьба за власть.

До 19 июля координационный совет ЛДПР возглавлял медик по образованию и народный целитель по названию Аветик Аветисян. В то время, когда он находился в Москве в центральном аппарате партии, его заместитель, охранник главпочтамта г.Нальчика Алексей Советкин собрал координационный совет, который снял Аветисяна и избрал на его место Советкина. Мотивировка этого решения была следующей: Аветисян вводит в координационный совет единолично своих приближенных.

Через два дня из Москвы в Нальчик вернулся Аветисян с видеокасетой, на которой В.Жириновский, обращаясь к жителям КБР, представляет Аветисяна как руководителя отделения ЛДПР в КБР.

В Москве знают о конфликте в Нальчике, но окончательное решение должен принять лидер ЛДПР В.Жириновский. Тем временем в Нальчике противники собирают друг на друга компромат и обещают не выпускать инициативу из рук. Аветисян обвиняет Советкина в черной неблагодарности за все хорошее, что он ему сделал. В числе добрых дел Аветисян называет и такое: он пристроил Советкина в качестве помощника к одному из депутатов Госдумы от ЛДПР, чтобы помочь Советкину поправить свое материальное положение. Советкин и Аветисян ждут из Москвы подтверждения каждый своих полномочий, чтобы наконец решить вопрос о регистрации партии в министерстве юстиции КБР.[4]

5.    Социальный протест

В Нальчике в последнее время в связи с проблемой невыплаты пенсий и заработной платы участились различные формы выражения социального протеста.

В сентябре несколько дней не убирался мусор. Город и особенно места складирования бытового мусора представляли жуткое зрелище: переполненные баки, грязь на прилегающих частях улиц и жуткая вонь. Это было связано с тем, что 9 сентября начали забастовку водители мусороуборочных машин, которые не получали зарплату с мая. После того как зарплата за май и июнь была выплачена, забастовка прекратилась. Но при нынешнем положении с выплатой заработной платы забастовка может начаться в любое время. Бастовали мусорщики с ведома и одобрения своего начальства.[5]

В конце августа не ходил общественный транспорт. По официальной версии - из-за отсутствия бензина, но народная молва предполагала за этим протест водителей общественного транспорта, не получающих зарплату.

Сложная ситуация сложилась с выплатой пенсий. Многие пенсионеры не получали свою пенсию за июль, август и сентябрь.

6.    Правонарушения

В МВД КБР создан отдел собственной безопасности. Министр, генерал-майор Хачим Шогенов, заявил: отдел создан не потому, что органы внутренних дел захлестнула коррупция, а в качестве упреждающей меры. Этот отдел будет подчиняться лично министру внутренних дел КБР. Основной функцией этой службы станет расследование должностных преступлений работников милиции. Сейчас, по словам министра, существует опасность внедрения в органы внутренних дел членов преступных группировок. Отслеживать этот процесс - задача нового отдела. Этот отдел возглавил 44-летний полковник милиции Борис Керефов, который до этого несколько лет возглавлял ОВД одного из районов республики.[6]

14 сентября около 21 часа на дороге около селения Аргудан было совершено разбойное нападение на двух граждан Великобритании. Пятеро неустановленных лиц, угрожая автоматом и тремя пистолетами, отобрали у иностранцев 26,5 тысяч долларов и скрылись. Всего примерно за час до ограбления (около 8 вечера) они сошли с самолета в Нальчикском аэропорту. С ними в машине в момент ограбления находился и сопровождающий - житель Ингушетии. Эти деньги везли для работников шотландской фирмы "Леверхидевелоукмент", которая построила в Ингушской республике кондитерскую фабрику, а сейчас строит домостроительный комбинат. Правоохранительные органы КБР принимают меры, чтобы найти преступников, отрабатываются версии, которые держатся в тайне, но и похитители пока не найдены.[7]

 

 



[1] Кабардино-Балкарская правда. - Нальчик, 1996. - 6 сентября. - С. 1-3;  Советская молодежь. - Нальчик, 1996. - 6 сентября. - С. 1-2.

[2] Кабардино-Балкарская правда. - Нальчик, 1996. - 7 сентября. - С. 1; Газета Юга. - Нальчик, 1996. - 13 сентября. - С. 1.

[3] Газета Юга - Нальчик, 1996. - 27 сентября. - С.1.

[4] Газета Юга - Нальчик, 1996.- .20 сентября. - С.1

[5] Там же.

[6]. Газета Юга - Нальчик, 1996. - 27 сентября. - С.1

[7] Газета Юга - Нальчик, 1996.- .20 сентября. - С.1;Северный Кавказ - Нальчик, 1996. - №38. - С.7