Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Удмуртская Республика

Игорь Егоров

УДМУРТСКАЯ РЕСПУБЛИКА

в сентябре-октябре 1996 года

Мы просим прощения у читателей за пространный раздел о конфликте между местным самоуправлением Ижевска и руководством республики. Однако, на наш взгляд, это наиболее важный сюжет рассматриваемого периода. На сей раз, как нам кажется, существенно покачнулась казавшаяся незыблемой власть руководителей Государственного совета Удмуртии. Республика замерла в ожидании заседания Конституционного суда, которое состоится в ноябре. Трудно даже предугадать, каковы будут его последствия.

Складывающийся режим в Удмуртии, безусловно, тяготеет к авторитаризму. Вся государственная политика направлена на концентрацию власти, финансов, собственности в руках нескольких человек. Практически стерты грани между исполнительной и законодательной властью. Жестко и бесцеремонно устанавливается контроль над средствами массовой информацией. Кроме того, все в большей степени наблюдается стремление к изоляционизму.

Кстати, существует проект Закона “О средствах массовой информации Удмуртской Республики”. Этот документ предполагает аккредитацию журналистов российских СМИ, работающих или приезжающих в республику, регламентацию распространению российских газет и электронных СМИ...

Готовится проект закона, регламентирующего деятельность общественных формирований по охране общественного порядка, которые, вполне возможно, будут финансово поддерживаться (оплачиваться) из бюджетов районных администраций. Им будет дозволено располагать спецсредствами и применять силу. Подбирать "ребят" будут и по медицинским показаниям. Очевидно, будет соответствующая дисциплина и обучение.

В контексте происходящих сегодня событий все это кажется несколько настораживающим.

1.    ПОЛИТИЧЕСКИЙ КРИЗИС В УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

Сентябрь проходил в значительной степени в позиционной войне и теоретических спорах о роли и месте местного самоуправления. Президиум Госсовета и правительство отдавали распоряжения, городская администрация их не выполняла. Меж тем кризис назревал. Энергия его копилась. Республиканское руководство шаг за шагом вытесняло прежние структуры местного самоуправления в республике с занятых ими в апреле 1994 года позиций. Ижевск не сдавался, находясь в состоянии затяжной “осады”.

Для президиума Госсовета чем дальше, тем больше становилось опасно не признавать щепетильность положения и делать вид, что органы местного самоуправления Ижевска, не сложившие с себя своих полномочий, незаконны. Руководству республики нужна была легитимизация своих мер по устранению с политической арены команды избранного мэра Салтыкова. Просто упразднить оказалось невозможно. Разгонять милицией нельзя. Ходят слухи, однако, что использовался шантаж, прослушивание телефонов, наружное наблюдение. Утверждать не будем, не доказано. Однако усиленную пропаганду решений Госсовета через государственные СМИ отметить надо. Но чем агрессивнее становилась пропаганда "усиления государственности", тем двусмысленнее становилось положение Госсовета, которому не подчиняется избранный ижевчанами мэр, все больше симпатий переходило к оппозиции.

Чтобы оправдать свои действия, было решено доказать, что контроль государства за местным самоуправлением необходим, и вообще, где самоуправление — там грабеж, разбой и коррупция. Сюжетов в связи с этим, сформированных к октябрю, а частично озвученных в сентябре, много. Мы приведем только один из них, пожалуй наиболее значительный и показательный.

1.1.    История с "Кредобанком"

В 1995 году в "Кредобанке" был открыт счет муниципального транспортного фонда, призванного аккумулировать транспортный налог, а 18 апреля 1996 года был закючен контракт с АО ЧКД "Татра" (Прага) на изготовление и поставку до июля 2000 года 15 трамваев для трамвайно-троллейбусного управления города Ижевска на сумму 3,475 миллионов долларов. Фактически это — товарный кредит под гарантию мэрии и правительства УР, причем цена трамваев значительно ниже среднерыночной — до 180 тысяч долларов вместо 230-250 тысяч. Трамвайный парк Ижевска изношен на 60%, что составляет примерно 140 вагонов, которые невозможно списать сразу — нагрузка перераспределится на остальной подвижной состав, который также изношен. Республиканского финансирования закупки новых трамваев не было давно, городу приходилось рассчитывать только на собственные силы. Одним из условий контракта была предоплата 800 тысяч долларов (ЧКД, со своей стороны, сразу приступала к производству четырех трамваев). С 17 мая со счета городского транспортного фонда (филиал "Кредобанка") в адрес ЧКД "Татра" были направлены семь платежей на общую сумму 3,5 миллиарда рублей в счет договора. Транспортный фонд здесь оказался весьма полезен. Однако головная контора "Кредобанка" в Москве очутилась в тяжелом положении. В результате последний платеж датируется 31 мая, в адрес ЧКД перечислено только 1,5 млрд. рублей, а еще два миллиарда "застряли". Кроме этого, на счете транспортного фонда оставались 348 миллионов рублей, которые, естественно, были переведены в другой ижевский банк.

Таким образом, общий размер просроченных платежей составляет 2,348 миллиардов рублей. Администрация Ижевска предъявила пени и штрафов на сумму 836 миллионов рублей. И тут вступил в силу Закон "О системе органов государственной власти", который, упраздняя местное самоуправления, по сути предполагал создание единого республиканского бюджета (без выделения бюджета территорий)... Для республиканского бюджета очень немаловажно было приобретение почти трех триллионов доходов из бюджета Ижевска. По оценке Владислава Шулаева [1], в республиканской казне деньги практически отсутствуют, федеральные ссуды вернуть не удается, получение трансфертов и инвестиционных кредитов — пока благое пожелание, а попытки получит стабилизационный кредит для ЕАБЭР (Евроазиатский банк экономического развития) постоянно заканчивается неудачей.

19 сентября президиум Государственного совета, не дожидаясь окончания проверки исполнения городского бюджета специально созданной рабочей группой, обвинил администрацию Ижевска в использовании бюджетных средств не по назначению. И в качестве доказательства была избрана ситуация с "Кредобанком". Президиум Государственного совета решил: "Правительству Удмуртской Республики обязать главу администрации города Ижевска перевести все банковские счета в банк-агент Правительства Удмуртской Республики (Евроазиатский банк экономического развития. — И.Е)". Против выступили только Виталий Соловьев и Валентин Тубылов.

Между тем, основные счета городской администрации находятся в РКЦ Национального банка Удмуртии (подразделение Центрального банка России), репутация которого подтверждений не требует. В свою очередь состояние ЕАБЭР — вопрос более чем деликатный. Не так давно в этом банке уже застревали 17 миллиардов ижевских денег, а сам банк-агент не скрывает, что к 1 августу картотека к его корсчету составляла 33 миллиарда рублей. Конфликт с ЧКД кое-как решился, ТТУ изыскало кредит и обеспечило предоплату по договору с чешским партнером.

В тот же день, 19 сентября, прошло заседание Высшего арбитражного суда Удмуртской Республики, который в течение одного дня пришел к решению обязать "Кредобанк" вернуть администрации города Ижевска долг в размере 2,348 миллиардов рублей, а также пени и штрафы на сумму 774 миллиона рублей.

Резолютивная часть решения арбитражного суда Удмуртской Республики по делу № 4/122: "Именем Российской Федерации, руководствуясь статьей 124-128 Арбитражно-процессуального кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Удмуртской Республики решил:

1. Взыскать с коммерческого банка "Кредобанк" (г.Москва):

1). в пользу администрации города Ижевска 2 348 629 816 рублей долга, 774 517 054 рублей процентов за период по 17 сентября 1996 года с начислением процентов с 18 сентября 1996 года по день фактической уплаты должником долга 2 348 629 816 рублей, исходя из ставки ЦБ РФ, действующей на момент исполнения.

2) В доход республиканского бюджета Российской Федерации госпошлину в сумме 27 215 734 рубля".

 

27 сентября в мэрии Ижевска прошла пресс-конференция Анатолия Салтыкова. Он обобщил действия Президиума Государственного Совета по свертыванию экономической самостоятельности местной власти в рамках предоставленных ей федеральным Законом полномочий.

Салтыков подчеркнул, что приостановка деятельности городского комитета по управлению имуществом и прямое указание о переводе счетов городской администрации из Национального банка в ЕАБЭР неминуемо приведут к хаосу и дестабилизации хозяйственной жизни в городе. Оценивая подходы руководства УР к реформе власти, мэр Ижевска назвал примерную, по его оценкам, ее стоимость для бюджета — как минимум 40 миллиардов рублей, причем, как он сообщил, пять миллиардов были выделены уже минувшим летом.

Четвертого октября городская дума Ижевска на своем заседании категорически запретила администрации переводить муниципальные счета в ЕАБЭР. Отказано также в рассмотрении вопроса об отставке (сложении полномочий) законно избранного главы местного самоуправления — мэра Ижевска. Принято обращение сессии городской думы в ответ на заявление ряда глав районных (сельских) администраций, в котором последние возлагают на город вину за нагнетание напряженности и нежелание пойти на компромисс.

1.2.    Обсуждение инициативы Госсовета Удмуртии в федеральных структурах

Руководитель республики А.Волков, проводя реформу власти, надеялся на внесение Госдумой поправки в федеральный Закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”. Эту поправку внесли Александр Волков и Павел Вершинин, глава правительства УР, в Совет Федерации, который, поддержав инициативу своих коллег, отправил поправку в нижнюю палату парламента. О протесте Генеральной прокуратуры по поводу несоответствия новых удмуртских законов российской Конституции, негативном отношении к действиям республиканского руководства со стороны аппарата Президента и многом другом в республике не сообщалось. Так, когда в октябре сессия Государственного Совета вновь вернулась к обсуждению отношений Госсовета с Ижевской мэрией, отсутствие поддержки Центра "укреплению государственности" стало для многих депутатов откровением.

Пятого сентября в Москве Верховным судом РФ рассмотрено в кассационном порядке дело по жалобам граждан Крюковой, Нагорных и Бушкова на неправомерные действия Госсовета УР. Коллегия по гражданским делам ВС России признала определение ВС УР незаконным, отменила его и направила на новое рассмотрение в ВС УР.

17 сентября состоялся пленум Конституционного суда РФ, на котором был принят к производству запрос Президента РФ и депутатов Госдумы России по вопросу о конституционности реформы власти в республике.

4 ноября в Ижевске побывала делегация, в составе которой были депутаты Госдумы России и представители администрации Президента РФ. Наиболее заметным среди гостей оказался депутат Госдумы, заместитель председателя думского комитета по местному самоуправлению А.Н.Мальцев.

На состоявшейся встрече с депутатами городской думы Ижевска Мальцев, характеризуя свое понимание ситуации, сложившейся в связи с введением в действие Закона "О системе органов государственной власти в Удмуртской Республике", выделил в ней правовой, политический и управленческо-хозяйственный аспекты. Первый ведет к юридическому сепаратизму, разрыву правового пространства России, второй предполагает возврат к прежним, уже пройденным формам политической организации общества, третий не является, на взгляд депутата, хорошим, компетентным управленческим решением. Как официальное лицо, Мальцев изложил точку зрения комитета — дождаться решения Конституционного суда.

1.3.    Развитие кризиса

7 октября Государственный совет Удмуртии принял Постановление, согласно которому комитеты по управлению имуществом районов и городов стали считаться органами государственной власти и подчиняться по соответствующей вертикали.

1.3.1.    Сессия городской думы Ижевска

В тот же день после долгого перерыва Ижевская городская дума собралась на свою сессию. Помимо прочих вопросов, депутаты голосовали за необходимость проведения общегородского собрания с участием широких слоев горожан.

Если попытка создания городского собрания граждан удастся, то события, без сомнения, перестанут быть "конфликтом властей" (речь идет об обострении конфликта между Госсоветом и городским самоуправлением) и выйдут на другой уровень. Вообще "обрастание" конфликта гражданскими инициативами началось раньше. Достаточно вспомнить подписи пяти тысяч горожан под обращением в Конституционный суд. 1 октября в Ижевске был создан Комитет защиты Конституции, состоящий в основном из студентов. Первой акцией нового движения стало пикетирование сессии Государственного совета 8 октября.

В начале октября в печать просочилась информация о заведенном уголовном деле №01-24, по которому правоохранительными органами собирается информация на сотрудников городской мэрии и членов их семей. Родился также слух, что материалы о нарушениях в финансово-хозяйственной деятельности городской администрации направлены прокурору республики Виктору Походину.

8 октября государственные газеты опубликовали обращение глав администраций городов и районов, председателей объединенных Советов депутатов к администрации и депутатам города Ижевска с призывом прекратить конфронтационные действия, не нагнетать обстановку и принять решение о сложении с себя полномочий. В тот же день начала работу восьмая сессия Государственного совета Удмуртской Республики. У входа депутатов встречали участники созданного Комитета защиты Конституции. Они дарили стягивающимся на сессию депутатам брошюры с Конституцией России и свое обращение в поддержку городского самоуправления в Ижевске.

Сессия рассмотрела запрос депутата Нагорных Н.Н. о попытке МВД проверить банковские счета некоторых сотрудников городской администрации и членов их семей без санкции прокурора. На запрос отвечал министр внутренних дел Александр Никитин. Он сообщил, что в самом деле существовал запрос о проверке банковских счетов ряда должностных лиц администрации Ижевска, в том числе являющихся депутатами Госсовета. Так как санкции прокурора на это мероприятие не было, запрос отозван без исполнения. Ведется служебное расследование. На следующий день Никитин на пресс-конференции 9 октября скажет, что некий молодой и прыткий сотрудник, проявивший немотивированную инициативу, уже наказан.

В этот же день в Ижевск прибыл депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (фракция "ЯблокО"), заместитель председателя комитета по местному самоуправлению Сергей Митрохин. По словам Митрохина, думский комитет по местному самоуправлению критично отозвался о действиях Александра Волкова по ликвидации органов местного самоуправления в Удмуртии. По его словам, комитет Госдумы не согласился с доводами республиканского руководства, как и фракция "Яблоко", членом которой является Сергей Митрохин. Однако председатель Госсовета Удмуртии сделал недавно попытку договориться с лидерами фракций ЛДПР и КПРФ. И если Владимир Жириновский, со слов депутата, "готов поддержать что угодно", то с Геннадием Зюгановым дело обстоит не так просто. Видеоматериал о пресс-конференции, которую провел Митрохин в городской мэрии, показала лишь компания "Новый Регион". Подготовленная передача "Городские подробности” с его участием, которая транслируется от имени города на канале ГТРК "Удмуртия", не вышла. Руководство ГТРК нашло формальный предлог не возобновлять договор на производство данной передачи.

1.3.2.    Попытки отзыва депутатов

11 октября газета "Панорама" в №38 сообщила, что группе коммунистов из 23-его Чайковского избирательного округа удалось собрать более 1200 подписей (требуется 1000-1100) для отзыва депутата Госсовета, главы администрации Ленинского района Ижевска Сергея Протозанова. Причина отзыва — невыполнение депутатом предвыборного обещания по переводу "коммунальных домов" микрорайона "Малиновая Гора" на природный газ. В действительности, как пишет автор статьи, на прошлой неделе состоялся пуск первой очереди газопровода. Полная газификация микрорайона при сегодняшнем финансировании произойдет согласно графику в течение двух лет. Вторая причина отзыва — неудовлетворительное теплоснабжение и отсутствие горячей воды в летний период в домах АО "Ижмаш" (дома на баланс муниципалитета не переданы). По этому поводу существуют документы, подтверждающие обращение Протазанова в Госсовет и правительство Удмуртской Республики с просьбой ускорить передачу этих домов в муниципальную собственность. Минфин УР начнет финансирование передачи только в 1997 году. Это не удовлетворяет коммунистов, как и то, что Сергей Протазанов не поддержал на последних сессиях Госсовета принятые Законы "О системе органов государственной власти" и "О местном самоуправлении". Такая же работа ведется и в Александровском №20 округе по отзыву депутата Госсовета, мэра Ижевска Анатолия Салтыкова.

Салтыков Анатолий Иванович родился 29 октября 1947 года в городе Можге УАССР. Русский. Образование высшее. В 1970 году закончил Ижевский государственный педагогический институт (физико-математический факультет), а в 1990 — УдГУ (экономический факультет). Возглавлял движение студенческих строительных отрядов республики. Стоял у истоков создания, был заместителем директора первого в Удмуртии академического научно-исследовательского института — физико-технического института Уральского научного центра АН СССР. Специальность по дипломам — учитель физики, экономика и управление производством. В 1972 году побывал в туристической поездке в Югославию, а в 1991 году — в служебной командировке в ФРГ и во Франции. С 1984 года работает в органах исполнительной власти — заместителем председателя исполкома Октябрьского районного Совета Ижевска, председателем горплана, заместителем председателя и председателем исполкома ижевского горсовета. 10 апреля 1994 года на всеобщих выборах избран Главой местного самоуправления — мэром города Ижевска.

В соответствии с Уставом города Ижевска он одновременно выполнял функции руководителя городской думы и главы администрации города. 26 марта 1995 года Анатолий Иванович был избран депутатом Государственного совета Удмуртской Республики. Салтыков вошел в руководящие органы ряда авторитетных российских и международных общественных организаций и движений, таких как Союз российских городов, Всемирная федерация породненных связей, Всемирная ассоциация "Породненные города". Первый мэр Ижевска указом Президента России № 874 от 27 августа 1995 года назначен членом Совета по местному самоуправлению при Президенте России. За заслуги перед государством и успехи, достигнутые в труде, указом Президента № 1074 от 4 ноября 1995 года А.И. Салтыков награжден Орденом Дружбы.

1966-1970 гг. — студент Удмуртского государственного педагогического института, в Ижевске.

1970-1972 гг. — комиссар республиканского штаба студенческих строительных отрядов Удмуртского обкома ВЛКСМ.

1972-1973 гг. — заведующий отделом студенческой молодежи Удмуртского обкома ВЛКСМ.

1973-1974 гг. — служба в рядах Вооруженных Сил.

1974-1975 гг.— командир республиканского штаба студенческих строительных отрядов Удмуртского Обкома ВЛКСМ.

1975-1976 гг. — инспектор Комитета народного контроля Удмуртской АССР.

1976-1983 гг. — заместитель заведующего Ижевским отделом института металлов АН СССР.

1983-1984 гг. — заместитель директор физико-технического института АН СССР.

1984-1985 гг. — заместитель председателя исполкома Октябрьского районного Совета народных депутатов города Ижевска УАССР. Председатель плановой комиссии.

1985-1987 гг. — заместитель председателя исполкома Октябрьского Совета народных депутатов Ижевска.

1987-1987 гг. — председатель плановой комиссии исполкома Ижевского городского Совета народных депутатов

1987-1990 гг. — заместитель председателя исполкома Ижевского городского Совета народных депутатов, председатель городской плановой комиссии.

1990-1994 гг. — председатель исполнительного комитета Ижевского городского Совета народных депутатов.

С 1994 года — Глава местного самоуправления — мэр города Ижевска.

1.4.    Действия федеральных структур в конфликте

14 октября фракции "Яблоко" приняла Заявление "О положении в Удмуртской Республике", опубликованное в печати. С этого дня Удмуртия приобрела известность. Некоторое время о ней говорили не меньше чем о Чечне. Населению стало известно о своей республике гораздо больше, чем, очевидно, хотелось руководству региона. И руководство "пошло в народ".

14 октября Союз журналистов Удмуртии провел "заседание пресс-клуба" на тему "Пресса и власть". Фактически это была встреча с Александром Волковым. На встрече оказались и те, чьи вопросы Александру Александровичу не могли понравиться. Было видно, что он раздражен и не контролирует свои слова и поступки. Он обвинил журналистов в продажности. Заявил, что ажиотаж, поднятый московской прессой, весь оплачен... Но замечательнее всего был репортаж по телевидению об этом событии.

21 октября ГТРК "Удмуртия" выпустила передачу, подготовленную студией "Политика", посвященную заседанию пресс-клуба "Пресса и власть". Текст за кадром читал Александр Шерстнев. В этой передаче Шерстнев представил журналистов, задававших каверзные вопросы Александру Волкову, воронами и стервятниками, а "ЯБЛОКО", чье заявление уже было помещено в местных СМИ, обвинил в сотрудничестве с западными пресс-службами.

На 22 октября было назначено продолжение восьмой сессии Государственного Совета Удмуртской Республики. Однако сроки продолжения сессии были отодвинуты на 29 октября. По мнению некоторых наблюдателей, в связи с ожиданием известий из Москвы.

22 октября состоялся пленум Конституционного суда России, который принял к рассмотрению дело о проверке конституционности закона "О системе органов государственной власти в Удмуртской Республике". С запросом по этому поводу в Конституционный Суд обращались Президент России Б.Н.Ельцин, 114 депутатов Государственной Думы России. Следует напомнить, что в КС находится еще и коллективная жалоба на неправомерность закона, подписанная пятью тысячами горожан Ижевска. В запросе Президента РФ содержится просьба "признать Закон Удмуртской Республики от 17 апреля 1996 года №186-1 "О системе органов государственной власти в Удмуртской Республике" не соответствующим статьям 10, 11, 12, 72, 76, 77, 130-133 Конституции Российской Федерации". Председательствующий судья В.А.Туманов направил Александру Волкову письмо №880, где уведомляет председателя Государственного Совета о том, что КС принял к рассмотрению запрос Президента о неконституционности Закона "О системе органов государственной власти..." и предложил приостановить его действие. Позиция руководства республики свелась к тому, что обращения КС носят рекомендательный характер.

23 октября Государственная Дума отклонила поправки Совета Федерации к федеральному Закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", внесенные Александром Волковым и Павлом Вершининым.

1.5.    Освобождение от должности мэра Ижевска

24 октября президиум Государственного совета Удмуртской Республики освободил Салтыкова Анатолия Ивановича от занимаемой должности главы администрации города Ижевска. Исполняющим обязанности на эту должность был назначен Юрий Степанович Питкевич, заместитель председателя правительства Удмуртской Республики.

Питкевич Юрий Степанович родился в 1951 году в городе Жлобине Белорусской ССР. Белорус. Окончил пермский политехнический институт. С 1971 по 1989 годы работал на Чепецком механическом заводе в городе Глазове Удмуртской АССР мастером цеха, начальником участка, начальником участка, секретарем парткома КПСС строительного управления ЧМЗ. В 1989 году избран председателем Глазовского исполкома горсовета, а в 1993 году — первым заместителем председателя исполкома Ижевского горсовета. В этом же году назначен заместителем председателя Совета министров Удмуртской Республики. 17 мая 1995 года на первой сессии Государственного совета Удмуртской Республики назначен первым заместителем председателя Правительства Удмуртской Республики. (Его карьера параллельна карьере нынешнего председателя Государственного Совета Удмуртской Республики Александра Волкова. Особенно после назначения последнего на пост председателя Совета Министров Удмуртской Республики.)

В тот же день новый глава городской администрации был представлен аппарату администрации. Анатолий Салтыков, будучи вызванным на заседание президиума Госсовета, с сердечным приступом оказался в кардиологическом центре.

Пикантность ситуации, по оценке работников аппарата администрации, заключается в том, что Салтыков оказался не уведомлен о своем снятии. При этом на его должность назначен другой человек. Этот человек не освобожден от должности заместителя председателя Правительства и продолжает совмещать функции двух должностей. Салтыков, будучи депутатом Госсовета, не мог быть, согласно статусу, освобожден, уволен и тому подобное. Да и принять такое решение президиум Госсовета, даже по нормам Закона "О системе органов государственной власти в Удмуртской Республике", без согласования с Объединенным Советом депутатов Ижевска не мог. Во всем видится поспешность, неаккуратность, растерянность руководства республики.

На следующий день было назначено экстренное заседание городской думы Ижевска. Не состоялось — для кворума не хватило двух человек. Была предпринята попытка пикетировать здание мэрии Комитетом защиты Конституции. По оценке Надежды Гладыш [2], эта попытка сорвалась. Объявили повестку дня с единственным вопросом — "О положении в связи с отстранением от должности мэра Ижевска". Как оказалось, на момент собрания ни дума, ни администрация не располагала никаким документом, фиксирующим акт смещения Салтыкова с должности. В выступлении депутатов была восстановлена хроника предшествовавших событий, которым была дана правовая оценка. Депутат Шаталов, побывавший со съемочной группой телекомпании "Альва" в больничной палате у мэра, передал собравшимся его привет и новость о том, что за час до них там уже побывали с цветами руководители республики. Затем было зачитано письмо А.И.Салтыкова к думе, озвучены новые документы — повторное обращение депутатской фракции "Яблоко" Государственной Думы к Президенту России, заявление регионального отделения "Яблоко", запрос Госдумы РФ в Генпрокуратуру о законности смещения мэра Ижевска. Выработаны тексты обращения собрания к избирателям, в Федеральное Собрание, к Президенту России и другие высшие властные инстанции России.

27 октября ГТРК "Удмуртия", прерывая передачи РТВ и используя, очевидно, рекламные "окна", передала обращение Совета общественной безопасности УР (председатель Совета общественной безопасности — председатель Государственного совета Удмуртской Республики Александр Волков).

Причиной обращения послужили отстранение от должности мэра Ижевска на основании фактов злоупотребления, выявленных контрольно-ревизионным управлением в администрации города Ижевска. Заявление подписали председатель Госсовета, его заместители, силовые министры УР, начальники ГНИ по Удмуртской Республике, департамента налоговой полиции и даже таможенного комитета.

В тот же день руководство Управления государственного надзора за связью по Удмуртской Республике приняло решение об отключении технических средств связи вещания программ ТК "Альва" (лояльной городской власти). Как уведомил начальник Управления государственного надзора за связью по Удмуртской Республике В.И.Терехов, проведенной согласно приказу Министерства Российской Федерации от 19 декабря 1995 года №146 экспертизой, законченный строительством объект связи, принадлежащий ООО "ХУГО", для организации телевизионного вещания в городе Ижевске на третьем канале признан несоответствующим требованиям установленного порядка и условиям лицензии №4360.

28 октября газета "Городской стиль" сообщает, что на сессии Госсовета председатель постоянной комиссии удмуртского парламента по законности усомнился в подлинности подписи Президента России под запросом в Конституционный суд России по поводу Закона УР "О системе органов Государственной власти, предположив, что она "может быть факсимильная".

По оценке обозревателя Сергея Щукина, новости ТК "Новый Регион" оказались неожиданно "серыми", мало чем отличаясь от программ ГТРК "Удмуртия". "По неофициальным данным, — пишет Щукин, — перемены произошли после состоявшейся в выходные дни встречи Александра Волкова с основными акционерами телекомпании. По всей видимости, метод "кнута", дозволительный к ТК "Альва", в отношении ТК "Новый Регион", имеющей серьезных учредителей, дополнился методом "пряника". Известно, что в кругах, близких к председателю Государственного совета УР, давно обсуждались различные варианты взятия под контроль информации, идущей через эту телекомпанию" [3].

28 октября председатель Госсовета Александр Волков, продолжая судорожно искать “пути к народу”, встретился со студентами УдГУ. Александр Александрович встретился с ними как раз после того, как в ответ на отстранение Анатолия Салтыкова от должности мэра прокатилась значительная волна недовольства в студенческой среде.

29 октября, в день начала второго этапа работы восьмой сессии Государственного совета Удмуртской Республики, состоялось пикетирование здания удмуртского парламента. Пикеты выставили сторонники обеих сторон конфликта. Защитников мэрии и Салтыкова представляло студенчество. Их было немного, да и акция оказалась незаконной, о чем пикетчиков уведомил начальник городского управления внутренних дел Владимир Матросов — пикетчики не уведомили за пять дней органы правопорядка о своей акции. Политическое мероприятие ограничилось раздачей проходящим депутатам и приглашенным пресс-релиза общественного комитета защиты Конституции. Как отмечали впоследствии журналисты республиканских газет, плакаты сторонников Госсовета и отставки Салтыкова были все же выставлены.

Рассмотрение вопросов, связанных с отставкой Салтыкова, показало увеличившуюся уязвимость президиума. Стало невозможным, например, далее скрывать наличие протеста Генерального прокурора, реакции Государственной Думы и прочие факты, информация о которых депутатском корпусу ранее (на протяжении трех месяцев) либо не доносилась, либо фальсифицировалась. Начавшись с резких обвинений в адрес Александра Волкова и "режима его личной власти", дискуссия перемежалась положенной долей выступлений в поддержку и закончилась, как обычно, заключительной речью самого Александра Волкова. Противники политики А.Волкова как руководителя ГС, были названы "силами тьмы", а неподконтрольные средства массовой информации обвинены в материальной заинтересованности "показать Госсовет в невыгодном свете" — "Они родную мать продадут тому, кто больше заплатит". По мнению Волкова, "...Госсовет своими Законами... поставил заслон возрождению криминала в той системе, которая развивалась у нас два года..."

30 октября сессия продолжила работу. Сессия не стала рассматривать вопрос об отзыве депутата Госсовета Сергея Протозанова, хотя подписи были собраны, документы рассмотрены. Утром на заседании сессии был рассмотрен вопрос "О прокуроре Удмуртской Республики". В результате тайного голосования кандидатура Виктора Михайлович Походина была согласована (70 голосов — "за", 12 — "против"). Соответствующее представление поступило в аппарат Госсовета еще 28 августа, однако президиум не внес 8 октября этот вопрос в повестку сессии. По оценке Сергея Щукина, "Виктор Походин остается на посту прокурора Удмуртской Республики" — если бы Госсовет и 30 октября не принял никакого решения, ситуация начала бы приобретать достаточно скандальный характер [4].

Походин Виктор Михайлович родился в 1935 году в поселке Березовка Брянской области. Русский. С 1954 по 1957 год проходил военную службу на территории Закавказского военного округа. В 1961 году закончил Свердловский юридический институт. С августа 1961 года — следователь прокуратуры города Сарапула Удмуртской Республики. С июля 1963 года — помощник, а потом и заместитель Воткинского межрайонного прокурора. В ноябре 1970 года назначен Глазовским межрайонным прокурором. С августа 1973 года работает в прокуратуре УАССР — сначала начальником следственного отдела, затем заместителем прокурора республики. С июля 1983 года — прокурор Удмуртской Республики.

В конце заседания с трибуны республиканского парламента прозвучали слова Александра Волкова о том, что в его адрес поступила письменная угроза его физического устранения. Несколько минутами ранее с той же трибуны контролер-ревизор КРУ Минфина России Татьяна Гладких, которую пригласил выступить первый заместитель председателя Госсовета УР Владимир Агашин, сообщила, что в справке "О проверке использования бюджетных и внебюджетных средств администрацией города Ижевска..." она, как лицо, проводившее проверку, привела лишь "пять процентов" фактов".

1.6.    Резюме

С окончанием сессии конфликт микшировался и опять приобрел латентный характер. И Госсовет, и городская дума остановились на одном — ждать решения Конституционного суда. Очевидно, и "согласованный" прокурор Виктор Походин, несмотря на то, что имеет на руках внятное распоряжение своего московского руководства приостановить действие Закона "О системе органов государственной власти в Удмуртской Республике" в части, противоречащей российскому законодательству, тоже будет ждать этого решения. Так сделал и Верховный суд Удмуртии, возобновивший рассмотрение дела по иску Светланы Крюковой и ее товарищей о нарушении их избирательных прав.

2.    Экономика

2.1.    Договор с "ОНЭКСИМ-Банком"

8 октября в Москве было подписано Соглашение правительства Удмуртии с компанией "Сиданко", входящей в нее АО "Удмуртнефть" и контролирующими "Сиданко" "ОНЭКСИМ-банком" и коммерческим банком "Международная финансовая компания" (полный его текст см. в предшествующем выпуске мониторинга). Павел Николаевич Вершинин, глава правительства Удмуртии, подписавший этот документ, подчеркнул на проведенной по прибытию пресс-конференции, что не надо считать этот документ вынужденным шагом. "Это акт доброй воли, — отметил он. — Я думаю, что это нормальная схема, когда мы не можем не считаться, с тем, что на территории республики располагается "Удмуртнефть", контрольный пакет которой принадлежит компании "Сиданко"... "Мы долго притирались друг к другу, — сообщил Вершинин, — пока в конечном счете не появился этот документ."

Соглашение предусматривает согласованную политику по развитию "Удмуртнефти", предприятий и социальной сферы Удмуртии, поддержку "ОНЭКСИМ-банка" в осуществлении межбюджетных отношений между Удмуртией и Российской Федерацией (здесь Вершинин не побоялся употребить слово "лоббизм"). Идет речь как о федеральных программах, действующих на территории Удмуртии, так и о получении кредитных ресурсов. Так, например, практически решен вопрос о получении через этот банк кредита в тридцать миллиардов рублей. Кстати, правительство Удмуртской Республики дало согласие на открытие в "ОНЭКСИМ-банке" расчетного счета АО "Удмуртнефть", который до сих пор располагался в "Альфа-банке". Налоговые платежи "Удмуртнефть" осуществляет в банке-агенте Удмуртского правительства, которым сегодня является Евроазиатский банк экономического развития.

2.2.    Проблемы химического оружия

Пятого ноября председатель Комитета по конвенциальным проблемам химического оружия при Правительстве Удмуртской Республике провел совещание, рассмотревшее проект постановления удмуртского правительства "Об участии Удмуртской Республики в реализации федеральной целевой программы "Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации". Напомним, что федеральная целевая программа была утверждена постановлением российского правительства №305 от 21 марта текущего года. Президент России своим указом от 3 апреля 1996 года №542 придал этой программе статус президентской. Принятию ее предшествовало подписание Договора о разграничении предметов ведения между государственными органами власти России и Удмуртии, согласно которому вопросы уничтожения химического оружия, хранящегося на территории Удмуртии, отнесены к предметам совместного ведения. Следовательно, забота о безопасности территории и населения Камбарского, Кизнерского и прилегающих к ним районов теперь лежит в том числе и на плечах руководства (и бюджета) Удмуртской Республики.

До этого решение проблем отравляющих веществ, хранящихся, в частности, в Камбарке, регулировались известным постановлением российского правительства №289, принятым 22 марта 1995 года. Согласно этому документу, генеральным заказчиком всех работ являлось, а следовательно, и финансировало их министерство обороны России.

Кстати, 26 октября прошлого года в газете "Известия Удмуртской Республики" с комментарием подписанного Договора с Россией выступил заместитель председателя Госсовета Владимир Пономарев, который отметил, что некоторые пункты второй статьи Договора не предусмотрены Конституцией России. В частности, отнесение проблем уничтожения химического оружия к совместному ведению, по мнению Пономарева, не соответствует положениям статьи 71 Основного Закона России. Это всегда было в ведении федерации. Договор же, относя этот вопрос к совместному ведению, ссылается на статью 72.

Проект постановления правительства Удмуртской Республики, рассмотренный на совещании 5 ноября, предполагал заложить в бюджет Удмуртской Республики 1997 года и в бюджеты последующих лет затраты на производство некоторых работ по подготовке к созданию в Камбарке и Кизнере объектов по уничтожению отравляющих веществ. На 1997 год предполагается заложить 3,744 миллиардов рублей на все предполагаемые мероприятия. Этот смелый шаг делается впервые. До сих пор Удмуртия уповала на федеральное финансирование программы уничтожения ОВ. Возможно, это происходит потому, что 29 октября Венгрия ратифицировала международную Конвенцию по уничтожению боевых отравляющих веществ. Она стала шестьдесят пятым государством, которое полностью подтвердило свою готовность уничтожать химическое оружие. Теперь, согласно условиям Конвенции, через 180 дней, то есть в апреле 1997 года, этот международный акт вступает в силу. А это значит, что он становится обязательным для всех стран-подписантов. Россия подписала Конвенцию 13 января 1993 года в Париже, но до сих пор не ратифицировала, как, впрочем, и Соединенные Штаты. Государство-участник уже через два года после вступления в силу Конвенции должно преступить к уничтожению ОВ и закончить этот процесс не более чем за десять лет. Таким образом, начиная с апреля будущего года для России и особенно для Удмуртии (где хранится 30% российских отравляющих веществ) начнется "гонка" — при полном отсутствии гарантий безопасности населения, отработанной технологии, проведения исследований условий хранения, надежности конструкций будущего объекта, степени зараженности территории хранения химического оружия. Некоторые подобные работы были проведены в Камбарке. В Кизнере не сделано ничего.

Отсутствие денег — обычная причина нерешаемых в России проблем. На помощь же Запада рассчитывать можно лишь отчасти. В прошлом году приезжавший в Воткинск на празднование Дня независимости США бригадный генерал Грегори Говэн однозначно дал понять и журналистам, и удмуртским властям, что американская помощь в Россию будет поступать только после того как она, во-первых, ратифицирует Конвенцию, а во-вторых, предпримет конкретные шаги по уничтожению химического оружия. Кстати, вся помощь, и финансовая и техническая, будет поступать в распоряжение правительства России. К тому же американцы теперь совсем не собираются принимать участия в программах уничтожения люизита, а заниматься намерены лишь проектами уничтожения фосфор-органических соединений, хранящихся в Кизнере.

Меж тем время подгоняет. И уже не только потому, что выполнять условия Конвенции придется в ближайшее время. На совещании горячо и раздраженно выступил глава Камбарской районной администрации Владимир Коняшин. Он говорил о том, что город не готов не только к принятию объекта по уничтожению, а даже к борьбе с возможной аварией. Он привел только один пример. На днях на очистных сооружениях города потек хлор. В городе не оказалось ни одного специалиста, готового провести работы по устранению последствий аварии. Пришлось пригашать ижевчан. Первого октября на территории арсенала произошло загорание. Благо, что случилось это не в зоне складирования оружия, а всего лишь в мастерской. А ситуации, создававшие опасность природе и людям, уже были. Достаточно вспомнить июль 1993 года, когда произошло подтопление складов грунтовыми водами. Остается проблема с пуском второй очереди Нижнекамской ГЭС. Что до Кизнера, то даже сам объект, находящийся в этом поселке, еще до конца не исследован.

Поэтому-то и понятны предложения комитета по конвенциальным проблемам химического оружия при правительстве Удмуртии начать проведение хоть каких-то работ, не дожидаясь финансирования президентской программы из федерального бюджета. В то же время бюджет на будущий год сверстан и передан комиссиям Госсовета. Так что вполне вероятно, что предложения комитета Анатолия Фоминых будут учтены лишь в бюджете 1998 года.

На совещании представители министерств и комитетов правительства обменялись мнениями и пришли к выводу о необходимости единых действий по решению вопроса финансирования работ в Камбарке и в Кизнере. Не вызвало противоречий и предложение сделать "оператором" комитет Фоминых, а это значит, что все деньги, которые удастся предусмотреть в бюджете — 97 попадут в распоряжение комитета по конвенциальным проблемам химического оружия при правительстве Удмуртской Республики.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

ДОКУМЕНТЫ О ПОЛИТИЧЕСКОМ КРИЗИСЕ
В РЕСПУБЛИКЕ УДМУРТИЯ

 

Заявление фракции "яблоко" "О незаконном отрешении от должности мэра города Ижевска"

 

24 октября Госсовет Удмуртской Республики принял решение об отстранении от должности законно избранного мэра города Ижевска А.И.Салтыкова. В своем заявлении от 14 октября 1996 года фракция "Яблоко" уже указывала на факты беззакония, творимого Госсоветом Удмуртии. Отстранение от должности А.И.Салтыкова свидетельствует о том, что руководство республики целеустремленно идет по пути нарушения российского законодательства и попрания конституционных прав граждан.

Мы повторно обращаемся к Президенту РФ с призывом:

1. Восстановить своим указом систему органов местного самоуправления в Удмуртии, а также приостановить действие Закона "О системе органов государственной власти в Удмуртской Республике" вплоть до рассмотрения вопроса о соответствии его Конституции в Конституционном Суде.

2. Отменить решение об отставке мэра города Ижевска, как противоречащее Конституции и законам России.

 

Председатель фракции "Яблоко"                 Г.А.Явлинский.

 

("Панорама" № 41 от 1 ноября 1996 года.)

 

Заявление удмуртского регионального отделения общественного объединения "ЯБЛОКО"

 

Граждане Удмуртии!

 

Противостояние выбранного депутатами председателя Государственного Совета Удмуртской Республики и избранных ижевчанами городской Думы и мэра Ижевска достигло своего апогея. Административное снятие Президиумом Госсовета выбранного жителями Ижевска мэра А.И.Салтыкова, "ошибочные" действия некоторых правоохранительных органов в отношении лиц, не рукоплещущих политике А.А.Волкова, несдержанность последнего во взаимоотношениях с неугодными ему представителями средств массовой информации...

Все говорит о том, что г-н Волков встал на путь грубого давления для воплощения в жизнь идей государственности и наведения порядка, дискредитируя сами эти идеи на земле удмуртской, подрывая доверие к власти, раскалывая доселе относительно единое удмуртское общество, отбрасывая республику далеко назад во взаимоотношениях с федеральными органами.

Надо ли говорить, что эти действия не отличаются политической мудростью и дальновидностью. Очень жаль, что политик, занимающий пост председателя законодательного органа республики, не нашел ничего лучшего, чем позиция грубой силы и давления. Насколько законны его действия — ответ даст Конституционный Суд Российской Федерации и уполномоченные на то лица. Уполномоченные органы разберутся и в хозяйственной деятельности мэрии Ижевска. Единственное мерило оценки деятельности и тех и других — Закон. Мы надеемся, что именно Законом будут руководствоваться в данной сложной ситуации и силовые структуры, которые уже не раз пытались втянуть в политические игры. Необходимо, чтобы у силовиков хватило выдержки и хладнокровия для того, чтобы не быть разменной пешкой в игре политиков.

Удмуртская Республика — субъект Российской Федерации и признает приоритет федеральных законов. Пленум Конституционного Суда России принял к производству запросы Президента России, депутатов Государственной Думы России и обращение жителей Ижевска и в связи с этим обратился к Государственному Совету Удмуртии с просьбой приостановить действие Закона "О системе органов государственной власти в Удмуртской Республике". 23 октября Государственная Дума отклонила поправку к Закону "Об основных принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", внесенную Советом Федерации по инициативе руководителей ряда регионов (в том числе и А.А.Волковым). За принятие такой поправки, предоставляющей регионам право самим определять границы местного самоуправления, проголосовало только 15 депутатов.

Таким образом, законно избранным жителями города Ижевска городской Думе и мэру должна быть предоставлена возможность выполнять возложенные на них ижевчанами обязанности.

Удмуртское региональное отделение общественного объединения "Яблоко" призывает все втянутые в конфликт стороны руководствоваться Законом, благоразумием и сознанием ответственности за судьбу республики. Только на пути диалога и компромисса мы сможем построить цивилизованное благополучное общество.

Председатель УРО ОО "Яблоко"                                  Г.А.Медведев.

 

("Панорама" № 41 от 1 ноября 1996 года.)

 

Обращение к избирателям города Ижевска депутатов городской думы города Ижевска

 

24 октября решением Президиума Государственного Совета Удмуртской Республики освобожден от должности главы администрации города Ижевска глава местного самоуправления Салтыков Анатолий Иванович, избранный населением города Ижевска 10 апреля 1994 года. Указанное решение принято, несмотря на то, что 23 октября сего года Председатель Конституционного Суда России В.А. Туманов обратился к Государственному Совету Удмуртской Республики с предложением "...о приостановлении действия Закона Удмуртской Республики "О системе органов государственной власти в Удмуртской Республике" до завершения рассмотрения дела Конституционным Судом Российской Федерации". Считаем, что действия Президиума Государственного Совета Удмуртской Республики направлены на очередной виток эскалации противостояния органов государственной власти и местного самоуправления.

Президиум Государственного Совета Удмуртской Республики не только нарушил федеральное законодательство, но и законы Удмуртской Республики, изданные тем же Государственным Советом, поскольку А.И.Салтыков, являясь депутатом городской Думы, не мог быть освобожденным от должности без ее согласия. Кроме того, депутат Госсовета республики, каковым также является мэр города Ижевска, вообще не может быть освобожден от должности в период своих полномочий. В городе создан прецедент двоевластия: есть глава местного самоуправления — мэр города, избранный вами, населением города Ижевска, и назначенный глава администрации города.

Городская Дума Ижевска сообщает: В соответствие с решением городской Думы № 186 от 7 октября 1996 года органы местного самоуправления продолжают осуществлять полномочия в соответствии с Конституцией российской Федерации, федеральным законодательством, а также законами Удмуртской Республики и Уставом города Ижевска в части, не противоречащей законам Российской Федерации.

Городская Дума считает единственно законным главой местного самоуправления — мэром города Ижевска Салтыкова Анатолия Ивановича. 25 октября 1996 года.

 

ПОДПИСИ: Брызгалова Т.Д., Засыпкин В.И., Клинов Н.П., Шаталов В.А., Напольских М.А., Саранцев А.Ф., Быкова Г.Г., Сибагатуллина Н.Г., Бушков И.П., Щербаков А.И., Репина Г.И., Джесс Т.Т., Беселев В.И., Калашникова О.П., Чукавина Л.В., Данилова Т.К., Пешкова З.Ф., Беркутов С.Г., Гурина О.Ю.. "АИФ Удмуртии", № 80 от 29 октября 1996 года.

("Панорама" № 41 от 1 ноября 1996 года.)

 

Источники

1. Владислав Шулаев. Битва при "Кредобанке" // Городской стиль — Ижевск, 1996 — №37 — 30 сентября.

2. Н.Гладыш. Экстренно в отсутствии мэра и кворума // АИФ Удмуртии — Ижевск, 1996 — №80 — 29 октября.

3. Сергей Щукин. В Ижевске может появиться "третья сила" // АИФ Удмуртии — Ижевск, 1996 — № 76 — 15 октября.

4. Елена Серова. Об Удмуртии, кажется, начали говорить // Панорама — Ижевск, 1996 — № 39 — 18 октября.

5. Елена Серова. Родится ли новая политическая сила? // Панорама — Ижевск, 1996 — № 39 — 18 октября.

6. Сергей Щукин. "Агония-2" // АИФ Удмуртии — Ижевск, 1996 — № 82 — 5 ноября.

7. Сергей Щукин. Виктор Походин остается на посту прокурора Удмуртской Республики // АИФ Удмуртии — Ижевск, 1996 — № 82 — 5 ноября.