Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Республика Адыгея

А.Козлов

Республика Адыгея

в декабре 1996 года

1.    Политика

1.1.    Подготовка к выборам Президента Республики Адыгея

На пост Президента РА выставили свои кандидатуры девять человек: Аджигириев А.А., Берзегов Н.А., Джаримов А.А., Леднев В.П., Мельник А.М., Совмиз А.Х., Четыз А.А., Чухо В.А., Цику К.А. Кандидаты были выдвинуты 15 инициативными группами и одним избирательным блоком. Семь из инициативных групп выдвинули своим кандидатом нынешнего Президента РА А.А.Джаримова, две – А.Х.Совмиза и избирательный блок республиканской организации КПРФ выдвинул К.А.Цику, остальных кандидатов выдвинуло по одной инициативной группе. На этой стадии предвыборного марафона сложности возникли у двух инициативных групп, выдвигавших кандидатуры В.П.Леднева и А.М.Мельника – единственных "русскоязычных" претендентов на президентский пост. Невладение государственным языком Адыгеи – адыгейским стало препятствием для регистрации этих инициативных групп Центризбиркомом РА. Но препятствие это было снято авторитетным вмешательством Верховного Суда РФ, что вызвало “чувство ущемленности и возмущения попранием Конституции РА” (цитата из электронных СМИ) у адыгейской политической элиты.

Следующим этапом предвыборной борьбы стала кампания по сбору подписей населения в поддержку кандидатов. Для регистрации кандидата требовалось собрать 7 тысяч подписей.

Подписного ценза не преодолели Берзегов, Четыз и Мельник. Нужное количество подписей из 7 инициативных групп, выдвинувших кандидатуру Джаримова, смогли собрать лишь 5, а из двух групп Совмиза – одна.

Подписи собрали группы В.А.Чухо, В.П.Леднева, А.А.Аджигириева, но их кандидатам отказано в регистрации из-за обнаруженных нарушений в оформлении подписных листов. Так, у инициативной группы, собиравшей подписи в поддержку Аджигириева, правильно оформлены листы, содержащие лишь 2234 подписи избирателей [21]. У Леднева из собранных 10113 подписей действительными были признаны 6261. В постановлении об отказе в регистрации кандидата Леднева присутствует также следующая формулировка: "В соответствии с ч.1 ст.76 Конституции РА и ч.2 ст.3 Закона РА "О выборах Президента РА" Президентом РА может быть избран гражданин Республики Адыгея, проживший и проработавший в ней не менее десяти лет, в том числе не менее одного года, предшествующего дню выборов, не моложе тридцати пяти лет, свободно владеющий государственными языками Республики Адыгея и обладающий избирательным правом. Леднев В.П., выдвинутый кандидатом на должность Президента РА инициативной группой, государственным языком (адыгейским) Республики Адыгея свободно не владеет, фактически проживает и работает с 14 февраля 1996 года начальником Департамента по делам ветеранов и пожилых людей Министерства социальной защиты населения Российской Федерации в г.Москве" [5].

Таким образом, за пост Президента Республики Адыгея 12 января 1997 года будут бороться три кандидата: А.А.Джаримов (в его поддержку собрано 55 тысяч подписей), А.Х.Совмиз, зарегистрированный с 16 тысячами подписей и А.К.Цику, собравший 11 тысяч подписей.

Интересна география сбора подписей в поддержку кандидатов. Больше всего подписей (за всех кандидатов) собрано в Майкопе – 50 тысяч с лишним. В Тахтамукайском районе – 18, в Майкопском – 13 тысяч. По 6 – 7 тысяч – в Кошехабльском и Красногвардейском районах. Различной была и мобильность инициативных групп кандидатов. В поддержку А.А.Джаримова подписи собирались во всех районах и городе Майкопе, К.А.Цику – тоже повсеместно. Группа А.Х.Совмиза не побывала в Шовгеновском районе, группа Леднева не собирала в Кошехабльском и Теучежском районах. В.А.Чухо собирал подписи в основном только в Майкопе. [6]

После издания Центральной избирательной комиссией РА Постановления "О Разъяснениях о порядке организации и проведения предвыборных собраний и встреч кандидатов на должность Президента Республики Адыгея и их доверенных лиц с избирателями, публичных предвыборных дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций, шествий" от 20 ноября 1996 года №156 начался третий, заключительный, этап предвыборной борьбы теперь уже между тремя известными кандидатами. В Центризбирком РА кандидатами были поданы списки доверенных лиц, которые были утверждены. Все три кандидата предприняли поездки по районам республики, но тактика предвыборной агитации была разной.

Традиционные встречи с избирателями организовывали все кандидаты. Так, К.А.Цику встретился с населением станицы Даховской, поселка Каменномостского Майкопского района, посетил комитет самоуправления микрорайона №11 города Майкопа, выступил перед личным составом Майкопского гарнизона. [7] А.Х.Совмиз встретился с избирателями в Доме культуры аула Тахтамукай, посетил другие населенные пункты района. Наиболее разработанной была программа выездных встреч у Президента РА Джаримова А.А.. Он сумел за очень короткий срок объездить все районы республики, причем выступал не в районных центрах, полагая, что там поработают преданные ему главы администраций района, а в крупных урбанизированных населенных пунктах районов или, наоборот, в сельской глубинке. Джаримов встретился с жителями пос. Яблоновского Тахтамукайского района – одного из самых урбанизированных населенных пунктов Адыгеи, который находится на левом берегу Кубани напротив Краснодара и является практически его сателлитом. А за несколько дней до этого он побывал в ауле Вочепший Теучежского района, где принял участие в открытии газопровода.

Очень эффективно использовал в своей предвыборной компании Джаримов тактику "реальных дел". О фактах реальной помощи предприятиям республики или содействия фермерскому движению региона Президента А.А.Джаримова сообщали все районные и центральные газеты. Вообще, СМИ республики подверглись нападкам со стороны кандидатов на пост Президента РА Цику и Совмиза и их сторонников за одностороннее освещение предвыборной борьбы в пользу кандидата в президенты Джаримова. Безусловно, некоторая информация об иных кандидатах в республиканской прессе присутствовала, но ее объем был явно недостаточен. Например, в республиканской газете "Советская Адыгея" была опубликована только предвыборная программа Джаримова. А баланс обращений и писем в поддержку кандидатов на страницах республиканской газеты за две недели с 10 по 24 декабря распределился следующим образом: 3 в поддержку Джаримова и 1 – Цику, фамилия Совмиз вообще не популярна у адыгейских газетчиков.

1.1.1.    Краткие сведения о кандидатах на должность Президента РА

Джаримов Аслан Алимович родился 7 ноября 1993 года в ауле Егерухай Кошехабльского района. Адыгеец. Начал трудовую деятельность рядовым колхозником. Окончил Кубанский сельскохозяйственный институт, учился в аспирантуре. Окончил Академию общественных наук при ЦК КПСС, доктор экономических наук, академик. Имеет десятилетний стаж хозяйственной и научно-производственной деятельности. Занимался партийной работой, был заместителем заведующего, заведующим сельхозотделом, секретарем Адыгейского обкома КПСС, заведующим отделом сельского хозяйства и пищевой промышленности, секретарем Краснодарского крайкома КПСС. В январе 1989 был избран первым секретарем Адыгейского обкома КПСС, в марте 1990 года – председателем Совета народных депутатов Адыгейской автономной области. В 1991 году приостановил свое членство в КПСС. После проведения в январе 1992 года выборов стал первым президентом Республики Адыгея. С 1993 по 1995 годы – депутат, а с декабря 1995 года – член Совета Федерации. Как политика Джаримова интересуют проблемы регионоведения, экономический и политический ее аспекты. Издал две книги "Регион в едином рыночном пространстве России" и "Адыгея: от автономии к республике". А.А.Джаримов является мастером спорта, награжден орденами Дружбы и "Знак Почета", медалью "Слава Адыгеи". Удостоен международной премии "За содействие миру на Кавказе". Женат, имеет двух дочерей и внука. [8]

Совмиз Асланбий Хаджаметович родился в 1949 году в Тахтамукайском районе Адыгейской автономной области. Адыгеец. В настоящее время работает генеральным директором акционерного общества "ЛУКойл-Краснодарнефтепродукт". Член КПРФ. Проживает в поселке Перекатном.

Цику Казбек Асланбечевич родился в 1935 году. Адыгеец. Депутат Государственной Думы Российской Федерации, первый секретарь республиканской организации КПРФ, один из активистов, воссоздавших коммунистическую партию в Адыгее в декабре 1991 года. Цику вел научную работу, является кандидатом экономических наук. [9]

1.1.2.    Политические программы кандидатов

Предвыборные программы кандидатов очень близки между собой.

Общим для всех кандидатов является опора на местный экономический сепаратизм. Речь идет именно об экономическом сепаратизме, так как политическая независимость в достаточной мере достигнута, а говорить о еще большем дистанцировании от Москвы значит перетягивать в сторону кавказского экстремизма, что крайне непопулярно и абсурдно в республике с двумя третями русского населения.

В программе А.А.Джаримова, наиболее широко пропогандирующейся на страницах республиканской прессы, группа экономических вопросов, которые собирается решить президент при избрании на второй срок, стоит на первом месте и наиболее разработана. Центральной идеей этой части программы является "обеспечение экономической самостоятельности республики". Наиболее популярные и социально ориентированные предложения в программе Джаримова относятся к сельскому хозяйству – основной отрасли экономики Адыгеи, в которой задействовано большинство населения: "замораживание долгов между топливно-энергетическим комплексом и субъектами Российской Федерации с одновременным ужесточением платежной и налоговой дисциплины; радикальное снижение цен на энергоресурсы; сбалансирование уровня цен на топливно-энергетические ресурсы с темпами инфляции; ликвидация диспаритета цен в отношениях с сельскими товаропроизводителями". На селе проживает наиболее активная часть избирателей – пенсионеры. На людей старше среднего возраста ориентирована и социальная программа А.А.Джаримова – приоритетным направлением в социальной сфере он видит "выполнение мер по усилению адресной помощи пенсионерам, инвалидам, участникам Великой Отечественной войны, многодетным и малообеспеченным семьям". Акцент в социальной сфере Джаримов ставит на укоренившемся в обществе стереотипе "народ обворован", предлагая введение в республике долгосрочной программы по компенсации сбережений граждан, утраченных вследствие инфляции после 1991 года. Самой маленькой частью предвыборной программы Джаримова являются действия "в области политики и государственного строительства". Здесь провозглашаются принципы общественно-политического стабильности, гражданского мира и межнационального согласия. Утверждается четкая позиция будущего Адыгеи в составе Российской Федерации и курс на расширение экономических и культурных связей с Краснодарским краем и другими регионами России.[10]

В своих публичных выступлениях и на встречах с избирателями Совмиз А.Х. характерезовал социально-экономическую ситуацию в Адыгеи как тяжелую. Болевые точки кандидат безошибочно находит там, где их чувствует население и прежде всего его потенциальные избиратели. Это невыплата пенсий и заработной платы, кризис экономики и развал сельского хозяйства. Выход из ситуации, по мнению Совмиза, лежит через сокращение аппарата президента. По его мнению, необходимо наложить вето на вывоз из республики сырья, в частности леса, дать дотации совхозам и колхозам, без которых они не могут жить. Кстати, колхозы и совхозы составляют большинство товаропроизводителей в аграрном секторе Адыгеи, получается, что основная отрасль экономики республики не дает прибыли, а наоборот поглощает средства из бюджета.

Применив все эти меры, Совмиз собирается запустить промышленные предприятия, сократить безработицу, повысить уровень жизни населения. [11]

1.1.3.    Расстановка политических сил. Прогноз

Борьба на президентских выборах в январе 1997 года между кандидатами, вероятно, не будет накладываться на привычную для других регионов России схему "коммунисты-консерваторы : демократы-реформаторы". Позиции коммунистов Адыгеи очень сильны, практически в республике сохраняется советская власть, а экономика имеет много социалистических черт. Кандидаты в президенты все связаны с коммунистической партией и воспринимаются населением как коммунисты. Коммунистическая принадлежность соперников вносит раздор и в республиканскую организацию КПРФ. Так, в группе контроля Центральной избирательной комиссии РА была рассмотрена жалоба членов райкома КПРФ Кошехабльского района на своих соратников-коммунистов, которые опубликовали в местной газете материалы в поддержку Джаримова, что идет в разрез с генеральной линией рескома КПРФ о выдвижении единого кандидата – К.А.Цику. [12]

Вероятно, что на выборах в Адыгее не будет актуально и противостояние, имевшее место в Краснодарском крае – "ставленник центра : местный авторитет". По сути дела, нынешний президент РА Джаримов не воспринимается населением как политик, проводящий линию Москвы, хотя автономистские тенденции в республике очень сильны. Джаримова считают руководителем местным и статус президента республики создает для него достаточную дистанцию от центральных властей, чтобы не ассоциироваться с Москвой. Остальные кандидаты не имеют достаточного авторитета, чтобы заявить о себе, как о политиках-защитниках своего региона. Совмиз выступает на политической арене больше как бизнесмен-вотчинник, сфера влияния которого вряд ли распространяется дальше пространства, освоенного бензоколонками ЛУКойл – участок Новороссийской трассы, проходящий по Тахтамукайскому району. Цику – это идейный борец скорее "против режима", чем "за интересы региона".

Не будут разгораться страсти и на национальной основе. Моноэтничность кандидатов, с одной стороны, недемократична на выборах в многонациональной республике, но с другой стороны, присутствие русского кандидата, а таким реальнее всего мог стать Леднев, внесло бы национальную напряженность. Национальный мир для Северокавказского региона актуальнее демократии и прав человека. В такой ситуации, пожалуй, больше выигрывает нынешний президент, так как адыгейское население республики связывает с ним начало национального возрождения – обретение статуса национальной республики.

Скорее всего, решающим будет противопоставление "человек власти : представитель народа". При этом в обывательском сознании власть наделяется отрицательными чертами, так как ее представители обвиняются в экономических неурядицах. Но вторая часть антитезы в условиях Адыгеи не воплощается из-за невысокого авторитета Цику. Совмиз скорее имеет чуждый для "бедного народа" имидж "богатого человека", чем образ выходца из масс. С другой стороны, в республике, которая находится в пограничной исторической и географической ситуации, власть приобретает и значение структуры, связывающей, скрепляющей общество. Это очень актуально для Адыгеи, в условиях близости Чечни, Абхазии, наличия сил, симпатизирующих сепаратистам – абхазские добровольцы, национальное адыгское движение, и сил, способных им противостоять – русское большинство, структуры казачества. В своей предвыборной агитации Джаримов очень точно делал упор на компромиссную позицию президента республики, своеобразного буфера и гаранта межнационального мира. В реальной практике ему действительно удалось урегулировать ситуацию 1993 года, когда "абхазские добровольцы" требовали разоружить Майкопский гарнизон. Русское население не только Адыгеи, но и Краснодарского края в разгар Чеченской войны с опаской поглядывало на адыгов, ходили слухи, что в Адыгее скрываются чеченские боевики, что там они готовят свои террористические акты, которые будут осуществляться на территории Краснодарского края. Сохранение стабильной ситуации в таких условиях, безусловно, также записывалось на счет правительства и президента РА.

Компромиссность Джаримова ставится ему в заслугу и в отношениях с центром, и дает ему неоспоримые политические дивиденды в сравнении с идейным коммунистом Цику. Население вполне реально оценивает утопичность существования "социалистической Адыгеи в составе России на рыночных рельсах". [13] С точки зрения компромисса показателен список подписей, поставленных под Обращением собрания представителей общественных организаций, движений, партий, творческих и других союзов, национально-культурных центров республики ко всем избирателям Адыгеи в поддержку Джаримова. Приводим этот содержательный перечень фамилий:

Председатель республиканского совета ветеранов войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов К.Багироков; Руководитель исполкома Адыгейской республиканской организации "Наш дом – Россия" Э.Нагоев; Президент Лиги мира Республики Адыгея Н.Чеучев; Председатель Союза женщин РА Л.Мамий; Председатель Союза молодежи РА С.Поляков; Председатель союза писателей И.Машбаш; Председатель Союза композиторов К.Туко; Председатель Союза театральных деятелей З.Зехов; Председатель Союза журналистов Х.Баладжиян; Председатель Союза абхазских добровольцев Адыгеи Э.Казаноков; Председатель Ассоциации жертв политических репрессий РА В.Штраус; Председатель республиканского правления Всероссийского общества слепых П.Лаврентьев; Председатель республиканского правления Всероссийского общества глухих Л.Петрова; Председатель татарского культурно-просветительского общества "Дуслык" ("Дружба") В.Габдрафиков; Председатель армянского культурно-просветительского общества "Дружба" Х.Керселян; Председатель греческой общины "Арго" А.Спиров; Председатель Адыгейского регионального центра общества российских немцев "Видергебурт" ("Возрождение") М.Котенева; Председатель Ны-Хасэ (Совета матерей) РА Ж.Апажихова; Руководитель Адыгейского регионального отделения ЛДПР В.Растатурин; Председатель Адыгейской республиканской общественно-политической организации "Адыгэ Хасэ" Р.Емиж; Председатель Адыгейской республиканской организации Аграрной партии РФ К.Кошоков; Муфтий Духовного управления мусульман РА и Краснодарского края С.Хуако; Епископ Майкопской и Армавирской епархии Филарет; Руководитель Адыгейского регионального отделения "Яблоко" А.Ешев; Председатель Союза фермеров Адыгеи С.Бегеретов; Координатор Адыгейского регионального отделения Союза земледельцев России А.Куек. [14]

Прогнозировать победу Джаримова на выборах 12 января можно лишь с значительной долей риска. Из всех кандидатов он действительно имеет больше шансов вновь занять место Президента РА, но реальную опасность представляет для январских выборов низкая активность избирателей. Еще летом 1996 года многие из русскоязычных жителей республики не могли назвать имени президента Адыгеи, особенно в тех населенных пунктах, которые тесно связаны инфраструктурой с Краснодаром и Краснодарским краем. В начале декабря журналисты газеты "Советская Адыгея" провели своеобразный соцопрос среди жителей Майкопа (в Майкопе проживает добрая половина населения республики), было опрошено 15 человек. Из опрошенных дату выборов президента назвали только 8 человек. О том, что выбирать будут именно президента РА, знали только 2 человека. Количество кандидатов смогли назвать, только 3 респондента. На вопрос, кого из кандидатов в Президенты они знают, 9 человек назвали Джаримова, двое – А.Х.Совмиза, один – К.А.Цику. [15] Таким образом, 12 января выборы вполне могут не состояться.

1.2.    Деятельность органов власти

В середине декабря парламент Адыгеи провел очередную XII сессию. Депутаты обсудили более десятка постановлений и законопроектов, которые определяют основные направления законотворческой деятельности Госсовета – Хасэ РА. В центре финансовых вопросов, рассматривавшихся на сессии, стояла проблема исполнения республиканского бюджета за 9 месяцев и прогноз его исполнения до конца года. С докладом на эту тему выступил министр финансов республики Д.З.Долев. Финансовые итоги за прошедшие 9 месяцев неутешительны – бюджета исполнен на 66,5%, не намного улучшилась собираемость налогов и других платежей, недополучены трансферты, что серьезно сказывается на дотационном бюджете Адыгеи.

С содокладом по этому вопросу выступил председатель парламентского комитета по бюджетно-финансовой, налоговой и экономической политике А.К.Матыжев, который привел конкретные цифры, иллюстрирующие серьезность положения. Недоимки по платежам в республиканский и местные бюджеты превышают 5,2 миллиарда, а недофинансирование перевалило за 256 миллиардов рублей. По итогам обсуждения депутаты приняли постановление, в котором отмечались недостатки в деятельности Кабинета Министров по исполнению Закона о республиканском бюджете на 1996 год. Также на сессии было принято решение о постановке выдачи субвенций территориям в зависимость от собираемости ими доходов.

Обсуждение социально-экономических законопроектов и программ началось с программы по усилению борьбы с преступностью и по укреплению законности в Республике Адыгея на 1997-1998 годы. С докладом выступил заместитель Председателя Госсовета – Хасэ Т.А.Беретарь. Основными целями и направлениями программы является создание эффективной системы борьбы с преступностью путем принятия мер социального, экономического, воспитательного, организационного, информационно-аналитического и правового характера. При обсуждении выявились серьезные недоработки в области финансового обеспечения выполнения этой программы и неподготовленность экономической базы для проведения эффективных мер по борьбе с преступностью и коррупцией. При голосовании программу даже не приняли за основу – отправили на доработку в комиссию, решив обсудить ее на одной из сессий.

Приняты в первом чтении законопроекты о внесении изменений и дополнений в Закон РА "О социальной защите инвалидов в Республике Адыгея" и "Об охране семьи, материнства, отцовства и детства", которые предложила сессии министр социальной защиты населения Р.Х.Натхо и законопроект "Об охране труда", с докладом по которому выступила министр труда Н.Д.Серенко.

Большие разногласия возникли на XII сессии по законопроекту о референдуме. Разработкой этого законопроекта занимался комитет по законодательству и законности, председателем которого является А.А.Дорофеев. Законопроект о референдуме является одним из основополагающих, и разрабатывался он в развитие статьи 2 Конституции РА, где провозглашено: "Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы". Дебаты на сессии развернулись в основном вокруг предложенной поправки, которая гласит, что на референдум не выносятся вопросы об изменении территории. И хотя поставленное на голосование предложение об исключении данной поправки не прошло, обсуждение законопроекта решено было перенести на следующую сессию. [1]

15 декабря Председатель Госсовета – Хасэ РА Е.И.Салов провел встречу и продолжительную беседу с генеральным уполномоченным турецкой фирмы "МОНО" в странах СНГ Н.И.Каркхановым. Затем состоялись деловые переговоры, основной темой которых было развитие взаимовыгодного сотрудничества между сторонами. В переговорах приняли участие заместитель Председателя Госсовета – Хасэ РА Т.А.Беретарь, председатель парламентского комитета по бюджетно-финансовой, налоговой и экономической политике А.К.Матыжев, заместитель министра экономики РА А.И.Багадиров, заместитель главы администрации г.Майкопа В.А.Шопин. [2]

16 декабря в Госсовете – Хасэ РА прошли парламентские слушания по проекту закона о местном самоуправлении. На слушания, кроме депутатов Госсовета – Хасэ, были приглашены председатели Собраний представителей, главы местного самоуправления сельских (поселковых) округов, председатели КСМ (комитетов самоуправления микрорайонов) города Майкопа. Парламентские слушания начались с доклада председателя комитета по вопросам местного самоуправления и связям с органами государственной власти Семенчука, в котором он наметил основные положения законопроекта. С содокладом выступил начальник государственно-правового управления президента Адыгеи Э.Р.Ахметов.

Выступление Семенчука началось с определения цели слушаний: "всесторонне обсудить проект будущего закона, выслушать предложения по улучшению законопроекта с мест, чтобы затем учесть их в дальнейшей работе". Затем докладчик остановился на особенностях обсуждаемого проекта. Дело в том, что согласно Конституции РА местное самоуправление определено на уровне сельского и поселкового округа, микрорайона города. По федеральному же законодательству оно действует в том числе и на городском и районном уровнях. Поэтому главной концепцией законопроекта является подведение законодательной базы под самоуправление на окружном уровне.

В законопроекте определены органы местного самоуправления и разработана их структура. Исполнительную власть на селе осуществляет глава местного самоуправления сельского округа, в городе – председатель КСМ. В отдельных сельских населенных пунктах предусматривается еще и администратор населенного пункта. Органами представительной власти в сельском округе, согласно законопроекту, станет Совет народных представителей, в городском микрорайоне – комитет самоуправления. Также в законопроекта оговорены и проработаны полномочия органов местного самоуправления, финансово-экономическая основа их деятельности.

В обсуждении законопроекта приняли участие как официальные лица из Правительства Адыгеи, так и главы местного самоуправления сельских округов. Премьер-министр РА Н.Г.Педан в своем выступлении подчеркнул, что закон о местном самоуправлении является базовым, но он требует принятия других, которые конкретизировали бы положения федерального законодательства по вопросам местного самоуправления. В первую очередь это касается бюджетов местного самоуправления.

Со стороны глав местного самоуправления округов поступали предложения, касавшиеся, в основном, разграничения полномочий с районными администрациями в вопросах местных платежей – было предложено дотации, субвенции, транспортные платежи перечислять прямо на счета органов местного самоуправления. Поднимались вопросы о муниципальной собственности, о бюджете местного самоуправления сельского округа и гарантиях оплаты труда работающим в органах местного самоуправления.

Особый интерес на слушаниях вызвала проблема организации контроля за соблюдением законности на местах. От заместителя председателя республиканского комитета по земельным ресурсам и землеустройству М.К.Тлехаса поступило предложение исключить некоторые положения законопроекта, чтобы будущий закон о местном самоуправлении не противоречил ныне действующему земельному законодательству.

Итогом пошедших парламентских слушаний стали принятые рекомендации, которые содержат высокую оценку проделанной работы и заявление о возможности принять законопроект о местном самоуправлении в первом чтении с учетом замечаний и предложений, поступивших при его "обкатке". [3]

В декабре Кабинет Министров Республики Адыгея издал несколько постановлений социально-экономического содержания, такие как: "Об упорядочении системы оплаты жилья и коммунальных услуг" от 09.12.96 г. №472, "О лицензировании деятельности в сфере социального обслуживания населения на территории Республики Адыгея" от 02.12.96 г. №460.

1.3.    Протестная активность

В конце ноября в поселке Энем Тахтамукайского района РА прошло несколько сходов граждан, которые требовали решить проблему с выплатой пенсий, социальных пособий и заработной платы. Первая такая акция состоялась 12 ноября, когда протестующие собралась в зале Дома культуры. Возглавил инициативную группу житель поселка Л.С.Плотников, а со стороны властей присутствовал заместитель главы администрации Я.А.Ярахмедов – запланированный ранее визит в Энем президента РА А.А.Джаримова и главы администрации района Н.В.Демчука не состоялся. С начала собрания посыпались обвинения в адрес федерального и республиканского правительств и районной администрации. Ближайшим и доступным начальством в этот день оказался председатель поселкового Совета ветеранов А.М.Черник. Его сход постановил снять с общественной работы и обвинил во всех смертных грехах. Проблема с выплатами пенсий решена не была.

На состоявшемся 21 ноября совместном заседании администрации, Совета ветеранов, Совета старейшин и Общества инвалидов Энемского поселкового округа был рассмотрен вопрос об освобождении от должности А.М.Черника. Было принято решение на основании Устава Адыгейской Республиканской организации войны и труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов Российской Федерации о противозаконности снятия Черника с должности председателя поселкового совета ветеранов сходом граждан пос. Энем. Но ситуация в поселке по-прежнему оставалась напряженной, поэтому администрацией Тахтамукайского района было принято решение провести встречу с жителями поселка Энем.

В аул Тахтамукай прибыл президент РА Джаримов и с ним была организована встреча инициативной группы во главе с Л.С.Плотниковым. На встрече А.А.Джаримов рассказал о ситуации в республике с выплатами социальных пособий, о мерах, которые предпринимаются в сложившихся условиях правительством Адыгеи и о конкретных шагах в этом направлении в Тахтамукайском районе. Инициативная группа высказала президенту все наболевшее, после заверений Джаримова, что он обязательно постарается снять социальную напряженность в районе, встреча закончилась.

22 ноября в том же Доме культуры состоялся второй сход граждан, который организовал теперь уже глава районной администрации Н.В.Демчук. На встречу с жителями Энема вместе с Демчуком прибыл вице-премьер правительства Республики Адыгея Р.Г.Хаджебиеков, все руководители служб и ведомств района. После отчетов руководителей население поселка освоилось и стало задавать вопросы с места. Спектр вопросов был достаточно широк, жителей Энема интересовало, почему автобус №107 совершает в поселке только коммерческие рейсы, почему чернобыльцам задерживают выплату пенсий, за счет каких средств идет стройка и благоустройство в Тахтамукае, когда будут выплачивать пособия на детей, почему снизилась урожайность сельхозкультур, почему взимают пеню за квартиру и коммунальные услуги, если по несколько месяцев не выплачивают пенсию и зарплату, и, наконец, на какие деньги глава администрации района ездил в Японию?

На вопросы собравшихся отвечали глава администрации района и руководители районных служб, а вице-премьер Хаджебиеков обрисовал всю тяжесть обстановки в республиканских масштабах. Простаивают многие предприятия Майкопа, на складах комбината "Адыгейский" скопилось различной консервированной продукции на 50 миллиардов рублей, срок годности изделий уже истекает. По словам вице-премьера, руководство республики делает все возможное и невозможное, чтобы как можно быстрее рассчитаться с пенсионерами. Сам он буквально "выбил" в Москве у председателя Всероссийского пенсионного фонда 10 миллиардов рублей. Значительная часть этих денег пойдет на выплату пенсионерам урбанизированных населенных пунктов, как лишенных приусадебного участка, и, следовательно, поставленных в наиболее тяжелые условия. Значит, вскоре деньги должны получить пенсионеры энемских многоэтажек. Встреча закончилась обещаниями со стороны районной администрации выправить тяжелое положение.

Видимо, обещания оказались недостаточно убедительными, потому что уже на следующий день в поселке Энем состоялся санкционированный митинг, на котором гражданами был создан альтернативный орган местного самоуправления, возглавляемый Л.С.Плотниковым. Пресса характеризует ситуацию в поселке Энем Тахтамукайского района как двоевластие. [4]

2.    Экономика

2.1.    Аграрный сектор

В начале декабря аграриями республики были подведены итоги осенне-зимнего периода. В сложных природных условиях в регионе было собрано около 230 тысяч тонн зерна – в среднем по 30,5 центнера с гектара (без учета кукурузы). Такой результат нельзя назвать рекордным, но больше с единицы площади в России не собрано ни в одном регионе.

Особое опасение у сельхозпроизводителей вызывал ход посевной озимых зерновых. Тем не менее, в конце ноября удалось преодолеть стотысячегектарный рубеж: озимая пшеница размещена более чем на 80 тысячах гектаров, ячмень – на 20 тысячах. С осенним севом быстрее всех справились пригородные хозяйства Майкопа, разместившие озимые на 5240 гектарах. В оптимальные агротехнические сроки отсеялись хозяйства Кошехабльского, Шовгеновского и Гиагинского районов, а аграрии Теучежского района закончили сев со значительным отставанием.

Животноводческий комплекс республики подошел к зиме с незначительным увеличением надоев молока относительно прошлого года и с увеличением поголовья крупного рогатого скота. Благополучно обстоят дела с кормовой базой на зимний период содержания скота. В целом по республике заготовлено более 17 центнеров кормовых единиц на условную голову скота. Помимо грубых, сочных кормов, концентратов в зимних рационах животных появилась высокобелковая соя и питательный свекловичный жом.

К концу года в Адыгее значительно увеличился объем земель, обрабатываемых крестьянскими и фермерскими хозяйствами. Всего в декабре 1996 года фермерами республики было обработано 21 тысяча гектаров пашни, причем по сравнению с прошлым годом посевы озимых колосовых увеличились в четыре раза и составили 5 тысяч гектаров.

Неудовлетворительно обстоит дело с ремонтом техники и подготовкой машинно-тракторного парка к следующему весеннему сезону. Ощутима нехватка горюче-смазочных материалов, запчастей к сельхозтехнике, да и сама техника морально и эксплуатационно устарела. [16]

2.2.    Лесопромышленный комплекс

Одной из ведущих отраслей экономики республики является лесопромышленный комплекс Адыгеи. Особенно велика доля валютных вливаний в экономику Адыгеи, получаемых от продажи лесоматериалов за границу. В последнее время лесное хозяйство республики переживает не лучшие времена. Сокращаются рубки леса (в 1996 году освоение составило 23,6% от отведенного лесосечного фонда, в 1995 – 38, в 1994 – 54%), падают объемы переработки древесины, что влечет за собой недостаток рабочих мест, ухудшение социальной сферы в лесных населенных пунктах. Падение прибыли от лесоперерабатывающей промышленности связано также с развитием частного лесорубного промысла в республике. Мелкие частные предприятия в погоне за прибылью не занимаются развитием и модернизацией лесоперерабатывающей промышленности в Адыгее, а ведут хищническую вырубку и продают круглый (необработанный) лес в другие регионы России и за рубеж. Хищению древесины способствует также наличие у населения приватизированной лесозаготовительной и лесовозной техники.

Правительством РА и Госсоветом – Хасэ совместно с Законодательным Собранием Краснодарского края летом 1996 года были проведены парламентские слушания по проблемам лесопользования, и были выработаны рекомендации. С опорой на эти рекомендации в декабре 1996 года президентом РА А.А.Джаримовым был издан Указ "О мерах по усилению государственного контроля за рациональным использованием лесных ресурсов Республики Адыгея" (№209 от 9.12.96 г.). Указ президента предусматривает следующие меры, упорядочивающие и контролирующие использование лесных богатств республики:

1. Вводятся пропуска установленного образца, на перевозку древесины в круглом виде (кроме дров для отопления) по территории РА. Пропуска изготовляются Комитетом РА по лесу по заявкам администраций районов. Пропуска будут номерными и иметь защиту от подделки. Выдаваться они будут под роспись с указанием количества и номеров. Эти пропуска в таком же порядке предоставляются администрациями районов лесхозам, те в свою очередь – юридическим и физическим лицам. Получившие пропуска лесопользователи выдают их доверенным лицам, производящим отпуск древесины, с регистрацией по количеству и номерам. Пропуск не отменяет и не заменяет документацию на отпуск древесины, утвержденную в установленном порядке (накладные, ярлыки и пр.).

2. Ужесточается контроль за провозом древесины в круглом виде. Проверка транспорта, вывозящего лесоматериалы, устраивается на каждом контрольно-пропускном пункте ГАИ. Для вывоза древесины за пределы РА на КПП будут требовать специальные пропуска с красными полосами.

3. Для отправки леса за рубеж экспортер должен предъявить в Министерство экономики РА документ об уплате лесной подати. Размер ставок лесной подати должен быть принят специальным постановлением Госсовета – Хасэ. Предполагается, что конкретные ставки лесных податей будут определяться представительными органами местного самоуправления. Комитет по лесу предлагает, чтобы экспортеры, занимающиеся вывозом круглой древесины твердолиственных пород, платили бы в 6-7 раз больше обыкновенного.

4. Указом предполагается ряд мер, стимулирующих бережное отношение к лесным ресурсам республики и развитие лесной индустрии в лесистых районах Адыгеи. Для этого предлагается предоставлять льготы в уплате лесной подати лесопользователям, перерабатывающим, использующим или продающим древесину внутри Адыгеи. Размеры податей будут дифференцироваться в зависимости от способа лесозаготовки. Если лесозаготовитель применяет щадящие технологии, например, канатно-подвесные установки или трелевочные тракторы на пневматическом ходу, подать снижается на 30, а при вертолетной трелевке – на 50%. Лесные подати будут поступать в бюджет администраций районов. Половина из них должна идти на охрану, защиту и воспроизводство лесов. [17]

3.    ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ процессы

3.1.    Этническая ситуация

Национальное возрождение этнических меньшинств, пожалуй, наиболее устойчивая тенденция современного общества. В Республике Адыгея национальным меньшинством является "титульный" народ – адыгейцы, что определяет "ренессансный" характер государственности и ритуально-мифологическое отношение к национальной символике. Национальная терпимость в республике ставится в заслугу президенту Джаримову и, соответственно, всему "адыгского этносу". С русскими, которые составляют 80% населения Адыгеи, поддерживаются "традиционно добрососедские" отношения, хотя на бытовом уровне драки между адыгейской и русской молодежью происходят довольно часто. Проблема непростых взаимоотношений между гостями-адыгами из аула Тахтамукай и русскими на дискотеках хутора Новый сад  -постоянный вопрос для органов местного самоуправления Энемского поселкового округа Тахтамукайского района. Вместе с тем, в самом районном центре – ауле Тахтамукай, многие русские владеют адыгейским языком, который является языком бытового общения. Главой администрации Тахтамукайского района является русский – Н.Демчук. Тем не менее, официальное лицо республики должно быть “кавказским”, и это наглядно продемонстрировал скандал вокруг выдвижения двух русских кандидатов на пост Президента РА.

Отношение адыгейской национальной политики к национальным общинам, которые, естественно, тоже переживают процесс возрождения, трогательно отеческое. Это вполне объяснимо таксономической близостью в период советского интернационализма – определение "нацмен" было общим, а в новых условиях такая политика диктуется ролью "старшего брата". 25 декабря немецкая община Адыгеи "Видергебурт" отметила вместе со всем западным миром Рождество Христово. В здание, где располагается община, украшенное рисунками и текстами рождественских песен на немецком языке, приехали президент Лиги мира профессор Н.Ш.Чеучев, председатель татарского общества "Дуслык" В.Ф.Габдрафиков и начальник штаба Майкопского отдела Всекубанского казачьего войска А.М.Попов. [18] Особое положение среди этнических групп у казачества. С одной стороны, казаки являются частью русского населения республики, но в тоже время они дифференцируют себя от иногороднего большинства или просто от соотечественников, которые по тем или иным причинам не одели казачью форму. Тем не менее, казачье руководство постоянно принимает участие в мероприятиях, организованных адыгейскими национальными обществами, неоднократно для этого из Краснодара приезжал даже атаман ВКВ В.П.Громов. В адыгейских средствах массовой информации широкое освещение получают факты о выступлениях казачьих фольклорных коллективов, открытиях казачьих учебных заведений. Но на бытовом уровне у адыгов, как и у казаков, сохраняется настороженное отношение друг к другу. В казачьих газетах можно встретить публикации о притеснениях русских в Адыгеи со стороны адыгов-начальников. В адыгейской печати проскальзывают публикации, где на казачество возлагается ответственность за "геноцид адыгов в период Кавказской войны".

В республике сохраняется религиозная терпимость. Среди адыгов все большее распространение получает ислам, который был вытеснен на периферию в годы советской власти. Строятся новые мечети, восстанавливаются старые. Вместе с мусульманским ренессансом в Адыгее возвращает прежние позиции и православная церковь, но церквей строится меньше.

4.    Деструктивные процессы

4.1.    Криминал

18 декабря в своей квартире был обнаружен труп координатора Адыгейской республиканской организации ЛДПР С.В.Слободенюка, выдвинувшего свою кандидатуру на должность главы администрации г. Майкопа. Выехавшими на место преступления работниками оперативно-следственной группы МВД, прокуратуры и сотрудниками ФСБ было установлено, что смерть наступила от ножевого ранения в горло. Орудие преступления – нож был найден рядом с телом убитого. Следственные органы заявили, что преступление не имеет политической подоплеки, а носит чисто криминальный характер. По версии следствия, преступников привлекли денежные средства, полученные от работы магазина и маршрутного такси, которыми распоряжался С.В.Слободенюк. По факту преступления возбуждено уголовное дело,  проводятся оперативно-розыскные мероприятия.

В Майкопе за последние несколько месяцев произошло несколько особенно жестоких убийств, два из них – на территории СШ №10 и в районе инфекционной больницы, а также исчезновение трех девочек, стали поводом для слухов о появлении маньяка в республиканском центре. На прошедшей в конце декабря пресс-конференции в МВД РА заместитель министра, начальник криминальной милиции Р.М.Чижев заявил о несостоятельности таких слухов и об отсутствии связи между преступлениями. [19]

4.2.    Экология

В Адыгеи сложилась чрезвычайная ситуация с условиями хранения пестицидов. Дело не только в несоответствии этих условий санитарным нормам, но и в качестве охраны складских помещений. 62 химических склада сельхозпредприятий стали постоянными объектами краж и разбойных нападений, 15 из этих складов разграблены полностью. Всего же 1996 году из химических складов похищено более 15 тонн пестицидов на сумму более 500 миллионов рублей, из них 2,5 тонны высокотоксичных ядов (первого и второго класса опасности). Потеря контроля за хранением украденных химпрепаратов может привести к  ухудшению экологической ситуации в республике. Пестициды представляют значительную опасность для здоровья людей, при попадании на кожу они отрицательно действуют на сердечно-сосудистую и центральную нервную системы, органы дыхания и т.п. В ноябре президентом А.А.Джаримовым был издан Указ "О мерах по усилению контроля за условиями хранения и применения пестицидов". Согласно указу, республиканские центры Госсанэпиднадзора должны усилить контроль за качеством и безопасностью продуктов питания, продаваемых на рынке, запрещается торговля пестицидами частным лицам, хозяйства, не имеющие своих химскладов, все крестьянские и фермерские хозяйства должны получать разрешение центра  Госсанэпиднадзора в РА на право ввоза, хранения и применения пестицидов. Предполагается ввести все эти меры с января 1997 года. [20]

ИСТОЧНИКИ

1.  Крылов Д. Дебаты были острыми // Советская Адыгея, 17.12.96, №240

2.  Парламентская хроника // Советская Адыгея, 21.12.96.

3.  Крылов Д. Как рождаться закону, или одежду лучше шить с примеркой // Советская Адыгея, 24.12.96, №245

4.  Матвиенко А. Эмоциями делу не поможешь // Согласие, 30.11.96, №93

5.  Постановление Центризбиркома РА "Об отказе в регистрации кандидата на должность Президента РА В.П.Леднева, выдвинутого инициативной группой избирателей" от 20 ноября 1996 г. №151, Советская Адыгея, 27.11.96, с.5

6.  Крылов Д. Что показал анализ подписных листов // Советская Адыгея, 27.11.96

7.  Встреча с избирателями // Советская Адыгея, 7.12.96, №235

8.  Кандидат в Президенты РА А.А.Джаримов // Советская Адыгея, 25.12.96, №246

9.  Три кандидата на пост Президента // Согласие, 30.11. 96, №93

10.Предвыборная программа кандидата в Президенты РА Джаримова А.А. // Советская Адыгея, 25.12.96, №246

11.А.Х.Совмиз: "Главное поднять экономику" // Согласие, 21.12.96, №99

12.Идрисов А. Рассмотрели жалобы // Советская Адыгея, 26.12.96, №247

13.Идрисов А. Мнение ветеранов // Советская Адыгея, 24.12.96, №245

14.Советская Адыгея, 10.12.96, №236-237, с.1

15.Крылов Д. Поспешите познакомиться // Советская Адыгея, 7.12.96, №235

16.Маренов А. На исходе осени // Советская Адыгея, 27.11.96, №227-228

17.Если везешь лес: "Стой, предъяви пропуск!" // Советская Адыгея, 26.12.96, №247

18.Идрисов А. "Видергебут" отмечает Рождество // Советская Адыгея, 26.12.96, №247

19.Убийство на улице Юннатов. //Советская Адыгея, 25.12.96, №245

20.Вовьенко Г. Дамоклов меч опасности // Советская Адыгея, 17.12.96, №240

21. Постановление Центризбиркома РА "Об отказе в регистрации кандидата на должность Президента РА А.А. Аджигириева, выдвинутого инициативной группой избирателей" от 20 ноября 1996 г. №150