Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Республика Татарстан (Татарстан)

Ахмет ИВАНОВ

РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН

в декабре 1996 года

Год завершается в Татарстане под своеобразный аккомпанемент нескольких мажорно звучащих аккордов. Ряд эффектных акций были проведены в Казани, не без помпы из ворот ЕлАЗа выкатился первый Chevrolet-Blazer.

1.    ТОРЖЕСТВА В ЕЛАБУГЕ

1.1.    Новая продукция ЕлАЗа

19 декабря состоялась церемония, посвященная началу выпуска татарстано-американского автомобиля. “Бразильский Chevrolet будет немножечко татарским, – иронизирует Татьяна Малкина на страницах “Сегодня" [1]. "Шевроле" въехали в Россию, – пишут не без подтекста "Московские новости" [2].

В самом деле, такое событие, как сборка первого джипа "Шевроле-Блейзер" на автозаводе в Елабуге, представляет для многих наблюдателей несколько проблематичный повод для шумных триумфальных акций с участием высших должностных лиц государства и политико-предпринимательской элиты республики.

Выражаемый в связи с событием скепсис поясняют отсутствием надежных гарантий того, что дело получит ожидаемое продолжение после продажи опытной стотысячной партии машин. Как уже сообщалось, собственно на ЕлАЗ приходится стадия отверточной доводки автомобиля, который прибывает сюда уже практически на колесах, но без фар, бампера и отделки салона. Машина – даже не детройтской, а бразильской сборки – будет подвергаться собственно и не “отверточной сборке” (что рассматривается в ряде высказанных в Казани оценок как существенный резерв загрузки простаивающих производств и создания рабочих мест, а также притока "живых" денег), а "подсборке" – процедуре, занимающей 4,5 человеко-часа. Иначе говоря, смысл происходящего – в легальном импорте автомобиля, минующем таможенное обложение благодаря тому, что практически готовый джип подводится под категорию "комплектующих". Однако и самые трезво настроенные комментаторы не исключают того, что ЕлАЗ со временем может стать аутентичной производственной основой для выпуска авто на месте. Как бы там ни было, факт для судеб республиканского индустриального комплекса отнюдь немаловажный. Более того, он призван несколько развеять вероятную горечь от упущенного шанса на много обещавший проект, связанный с потенциальным участием южнокорейцев в выпуске автомобилей на ЕлАЗе.

Местная пресса достаточно подробно цитировала приехавших гостей. В.Черномырдин говорил о "модели Татарстана": “Я, конечно, считаю, что "татарстанский вариант" взаимоотношений с федеральным центром полностью приемлем для Чечни, хотя там далеко не все просто. ...Жизнь нас многому научила. Когда я подписываю документы о разделении полномочий с регионами России, я рад этому. Татарстан первый пошел по этому пути и доказал свою правоту Нельзя же все стягивать в Москву, руководство на местах лучше нас знает, что нужно делать, что нужно строить, а что нет, какие заводы нужны, какие социальные вопросы решать в первую очередь. А федеральному правительству есть чем заняться – у него море проблем: общегосударственные политические вопросы, задачи армии, обороны, борьбы с преступностью... Надо освободить федеральное правительство от тех проблем, которые должны решаться в регионах самостоятельно. Так и должен развиваться федерализм"  [3].

1.2.    Участие в торжествах Чубайса

Определенную интригу привнес в елабужские мероприятия неожиданный приезд Анатолия Чубайса, ранее никогда не бывавшего в республике. Прибыв накануне, глава президентской администрации высказался в том духе, что ему "просто захотелось подышать воздухом Татарстана". Некоторый лиризм этого эпиграфа был уравновешен рядом жестких тезисов, с которыми гость обратился к собравшимся в Торгово-промышленной палате РТ представителям так называемых деловых кругов. В свойственной ему категоричной стилистике он пообещал, что наступающий год в экономическом смысле должен стать аналогом 1992-го. В перечне "жестких мер" на первое место была поставлена налоговая реформа. Помимо этого, речь шла об изменении представлений о том, какое реальное место должны занимать жилье и коммунальные услуги в структуре расходов граждан. Далее, были затронуты проблемы финансового рынка с точки зрения перспектив снижения доходности ценных бумаг, снижения банковских ставок и переориентирования финансовых потоков в производство. Наконец, говорилось и о необходимости упорядочить экономические отношения, связанные с армией и отраслями ВПК.

В комментарии, предложенном главным редактором казанской газеты "Время и деньги" Ю.Алаевым, мотивы блиц-визита А.Чубайса в республику интерпретировались под содержательным углом зрения. Момент приезда сам по себе экстраординарен, если учесть думские демарши или прозрачные намеки его новоиспеченного заместителя С.Шахрая о предстоящей в скором времени отставке шефа администрации. Стало быть, заручиться благосклонностью Минтимера Шаймиева – одного из претендентов на роль дуайена региональных лидеров – в этой ситуации было бы весьма кстати. Какой же предлагается обмен? Согласно приводимым пояснениям, А.Чубайс, по всей вероятности, обещал содействие в разрешении весьма болезненной для РТ проблемы с акцизами на спирт и алкоголь, на экспорт нефти. В русле новой бюджетной идеологии эти акцизы, ранее остававшиеся в распоряжении Казани, должны будут передаваться в федеральную казну. Предположительно этот пункт и стал главным во время контактов М.Шаймиева с московскими гостями [4].

2.    ИНВЕСТИЦИОННЫЙ РЕЙТИНГ РЕСПУБЛИКИ

Консалтинговое агентство "Эксперт-Регион" на страницах еженедельника "Эксперт" обнародовало результаты экспертизы субъектов Российской Федерации с точки зрения их привлекательности для инвесторов. Основаниями для ранжирования были избраны два параметра. Первый – инвестиционный потенциал, складывающийся из макроэкономических характеристик региона, наличия объектов инвестирования, ресурсов, кадрового обеспечения, инфраструктуры и т.п. Второй – степень имеющихся рисков (экономического, политического, социального, экологического, криминального), а также местной нормативной базы, регулирующей, в частности, инвестиционную деятельность. Картина, сложившаяся в итоге, обернулась некоторыми неожиданными сторонами.

Так, Татарстан оказался на десятом месте по интегральному показателю, а с учетом ресурсно-сырьевого критерия – на четырнадцатом (собственно по этому конкретному показателю – на 53-м). Это дало основание для умозаключения: источники силы республики связаны не с природным потенциалом. Напротив, главными компонентами, способными заинтересовать вкладчиков, стали инновационные, потребительские, институциональные, производственные и топливно-сырьевые, в наименьшей степени – интеллектуальные и инфраструктурные.

Далее, Татарстан лидирует практически по всем параметрам минимизации рисков для отечественных и зарубежных инвесторов. Однако и на первом месте РТ не оказалась ни по одному из показателей. Например, экономический риск выглядит наименьшим в Белгородской области, а наибольшим – в Республике Ингушетия. Максимальным политическим риском характеризуется Чечня; социальным она же; экологическим – Ямало-Ненецкий автономный округ. В целом же самый неблагоприятный климат в рассматриваемом плане наблюдается в Читинской области.

Заключение экспертов гласит: "Наиболее благоприятные для инвестирования регионы образуют значительный сплошной массив из 12 регионов, протянувшихся с юго-запада на северо-восток от Краснодарского края до Свердловской области. второе инвестиционно привлекательное ядро образуют шесть регионов вокруг Москвы... В первой тридцатке регионов с наиболее высоким инвестиционным потенциалом проживает 62 процента населения России, производится 64 процента валового регионального продукта и сконцентрировано 69 процентов вкладов населения, в то время как последних 29 регионах – 12 процентов населения, 9 процентов ВРП и 8 процентов вкладов" [5].

Сами таблицы из журнала “Эксперт” мы приводим в приложении к настоящему обзору.

3.    ШАГИ ПРАВИТЕЛЬСТВА НА АЛКОГОЛЬНОЙ СТЕЗЕ

Кабинет министров РТ издал постановление, имеющее целью упорядочение дел в сфере алкогольного бизнеса. Суть принятых решений – запрет на все виды неденежных расчетов во взаимоотношениях производителей водки как с торговлей, так и с бюджетом. Продавцы спиртного отныне должны будут неукоснительно осуществлять предоплату, во-первых, и "живыми" деньгами, а не их суррогататами в виде векселей (даже республиканских), во-вторых.

Как отмечается в комментарии "Коммерсанта-Daily", принятые меры не являются чем-то неожиданным, ибо они вытекают из общефедерального экономического контекста. Гипертрофия суррогатных форм расчетов, в частности, казначейских налоговых освобождений привела к тому, что все большая доля доходной части бюджета складывалась в виде выписок из "сотого счета” Минфина с пометкой "зачтено". В Татарстане, где был принят сценарий "мягкого вхождения в рынок", эта ситуация получила наиболее четкие очертания. Здесь за последнее полугодие, по словам начальника Госалкогольинспекции Алексея Казакова, производители спирта и ликеро-водочной продукции реальными деньгами внесли в бюджет лишь 6 процентов от акцизных сборов, остальное – векселями и взаимозачетами. Схема взимания акцизов теперь в корне пересматривается: с 1 января 1997 года все причитающееся будет поступать в бюджет только со спирта, а ставка акциза будет доведена до 86 процентов (кроме спирта, используемого для изготовления напитков слабее 20 градусов). Производители же водки и других крепких алкогольных напитков с этого же времени будут освобождаться от уплаты акцизов лишь в том случае, когда используется именно татарстанский спирт.

С середины декабря кабинет министров РТ отменил свое же постановление, которое обязывало предприятия отпускать продукцию без предоплаты с отсрочкой расчетов на 15 дней. Кроме того, торговле разрешено приобретать товар только с оплатой вперед, а производителям получать сырье только после подтверждения оплаты и уплаты акцизов [6].

4.    К СИТУАЦИИ С НЕФТЬЮ

4.1.    Выход на мировой фондовый рынок

Событием года в жизни нефтяников Татарстана стал прорыв на международные финансовые рынки. Акции АО "Татнефть" в количестве 2 миллиона 326 тысяч номинальной стоимостью в 10 тыс. рублей за штуку были проданы зарубежным инвесторам по цене 45 US $ за акцию. Уже в первый день за несколько часов их котировка на вторичных торгах выросла на 2,88 US $. Количество заявок на акции в шесть раз превысило объем предложений.

Отдел финансов "Коммерсанта-Daily" отреагировал на факт лаконично и красноречиво: от ВЧК до LSE (Лондонская фондовая биржа) один шаг. Правда, газета настороженно предсказывает скорый возврат к уровню цены размещений сразу после получения брокерами спекулятивной прибыли [7] . Таким образом, "Татнефть" – вторая российская компания после "Газпрома", чьи акции стали продаваться на LSE. В конце ноября представители эмитента, гендиректор АО Ренат Галеев и сопровождающий их вице-премьер РТ Равиль Муратов начали road-show – серию встреч с потенциальными инвесторами и презентаций для них.

Нефтяная компания "Татнефть", как сообщает московская газета "Сегодня", собирается привлечь стратегического технологического инвестора, которому принадлежало бы до 10 процентов акций. В этой роли, скорее всего, выступит инвестиционный банк Kleinwort-Benson, который уже оказывает нефтяникам консультационные услуги. Далее, компания, желающая войти в листинг ведущих западных бирж, должна представить бухгалтерский отчет за три года, составленный по международным стандартам [8].

4.2.    Отношения с “ЛУКойл”

На этом фоне усложняются перспективы взаимодействия республиканских властей и руководства ТЭК с "ЛУКойлом".

Согласно оценке "Коммерсанта-Daily", многократно испытанная метода экспансии нефтяной компании (НК) "ЛУКойл" в регионы (заключение соглашения о сотрудничестве с администрацией, покупка или аренда нефтебаз, строительство АЗС и т.п.) “не сработала  в Татарстане. Конкретные проекты так и не вступили в стадию реализации. Визит вице-президента НК Р.Маганова в Казань не увенчался позитивными переменами. Показательно, что не состоялась предполагавшаяся встреча с М.Шаймиевым. В ближайших планах "ЛУКойла" – сооружение продуктопровода Пермь – Бавлы (РТ). Однако согласия татарстанской стороны до сих пор не получено. Не достигнуто общего понимания в вопросе об участии республики в проекте. На случай неудачного исхода переговоров у "ЛУКойла” имеется запасные варианты, например, прокладывание трубопровода до Камбарки (Удмуртия) с поворотом на Башкирию. Однако в любом случае врезка в нефтепровод Омск-Брянск будет предполагать использование участка Альметьевск – Нижний Новгород для перекачки нефтепродуктов на запад. Республика, не будучи в состоянии воспрепятствовать этому, в то же время может запретить сооружение на своей территории нефтебаз и АЗС. По имевшемуся бизнес-плану предусматривалось строительство трех автоналивных пунктов и одного распределительного блока, из общего же числа объектов два – на территории Татарстана. Помимо этого, "ЛУКойл" ведет переговоры об аренде или выкупе четырех незагруженных нефтебаз у АО "Татнефтепродукт-холдинг", о строительстве в республике 18 АЗС.

Камнем преткновения остается доля участия правительства РТ в созданном АО "ЛУКойл – Татарстан". По сложившейся традиции, НК исходит из пропорции 51 на 49 в свою пользу. Татарстанская сторона настаивает на паритетном подходе.

Намерение компании до конца года завершить переговоры и достигнуть согласия, по-видимому, останется нереализованным. Ожидавшийся визит президента “ЛУКойла” В.Аликперова для участия в церемонии открытия первой АЗС также не состоялся [9].

5.    ХАНУКА В КАЗАНИ

Празднование еврейской хануки (на исходе первой декады декабря)в столице РТ в этом году проходило по-особому масштабно. К этому дню была приурочена передача здания бывшей синагоги (было экспроприировано в 1929 году) иудейской общине для использования по прямому назначению.

По такому случаю в Казань прибыли многочисленные гости – израильский посол в РФ г-жа Ализа Шенар, представительнейшая делегация Российского еврейского конгресса (РЕК), руководимая главным раввином России Р.Шаевичем. В ее составе были представлены также председатель объединения раввинов Росси Р.Лазар, президент РЕК и глава “МОСТ-банка” В.Гусинский (прилетевший, как сообщалось, на личном самолете прямиком из Лондона), член президиума РЕК Ю.Гусман и др.

Участники торжеств имели многочисленные встречи с президентом М.Шаймиевым, главой кабинета Ф.Мухаметшиным, с лидерами ведущих конфессий Татарстана, влиятельными предпринимателями из числа своих единоверцев.

Царившая атмосфера приподнятости получила подтверждение в словах израильского посла о том, что возвращение синагоги есть "историческое чудо" и пример "гармонии между различными религиями", "цивилизованного решения религиозных проблем в Татарстане".

На состоявшейся пресс-конференции в центре внимания был В.Гусинский, говоривший о том, что сегодня его приоритетами являются не столько финансовые проблемы, сколько вопросы СМИ и РЕК. В качестве главных задач последнего были названы такие, как активная борьба с антисемитизмом ("Можно евреев не любить, но публично об этом заявлять – неприлично"), создание в стране атмосферы межэтнического и межконфессионального согласия [10].

Было также отмечено, что имевшие ранее место попытки “МОСТ-банка” выйти на финансовый рынок Татарстана успеха не имели, но состоявшийся сейчас разговор с руководством республики обнадеживает [11].

6.    НЕМЕЦКИЙ ДЕНЬ В СТОЛИЦЕ ТАТАРСТАНА

Подчеркнуто культивируемая вероисповедная толерантность была вновь продемонстрирована лидерами Татарстана и городскими властями буквально через два дня после ханукальных празднеств.

11 декабря состоялся блиц-визит в Казань посла Германии в РФ Э-Й Штудница, насыщенный публичными мероприятиями: открытием памятника одному из основоположников немецкой культурно-интеллектуальной традиции в Казани и Казанском университете Карлу Фуксу – медику, историку, краеведу, этнографу, некоторое время исполнявшему обязанности ректора университета; открытием же нововозвращенного здания бывшего Большого молельного зала лютеранской кирхи Святой Катарины (до последнего времени здесь размещался спортивный зал "Динамо" при дворце культуры МВД им. Менжинского).

Педантично соблюдавшийся сценарий обеих церемоний, стилистическая изысканность, с которой они были обставлены, сдержанный аристократизм, характеризующий манеру немецких гостей держать себя, натолкнули комментатора "Республики Татарстан" Георгия Филимонова на пространные сравнения двух событий. Автор материала оказался под впечатлением контраста между культурным акцентом в визите германского посла (способного, несомненно, оказывать свое веское влияние на бизнес-контакты своих соотечественников), с одной стороны, и ролью второго плана, выпавшей на долю израильского посла в тени Гусинского, с другой стороны. Последний был журналистом был рекомендован как "чрезвычайный и полномочный посол еврейских (по терминологии самого персонажа) денег". "Мощный "еврейский десант" в Казани, – отмечает журналист, – вел себя с какой-то неадекватной возбужденностью, почти переходящей в странную агрессивность... Даже такое сугубо умиротворяющее, казалось бы, чисто духовное, религиозное, самоуглубленное мероприятие, как передача синагоги, сопровождалось забавно-победоносными возгласами в святом месте и воинственными подпрыгиваниями в ритуальном хороводе..." [12].

7.    ФАУЗИЯ БАЙРАМОВА КАК ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОВОД

Вновь заставила обратить внимание mass media на свою персону Фаузия Байрамова – лидер Партии национальной независимости "Иттифак". Она приняла участие в прошедшем в Киеве международном симпозиуме "Причины развития и последствия национализма на территории бывшего Советского Союза". Она выступила там с основным докладом на тему "Причины национализма и его последствия в России". Помимо этого, были проведены переговоры Ф.Байрамовой с лидером РУХа Вячеславом Черновилом, в ходе которых обсуждались планы сотрудничества. Журналисты ерничают по поводу угощений во время предстоящего ответного визита: будет ли это сало или конина... [13]. Вместе с тем, масштабы влияния и милли-меджлиса, и партии "Иттифак", персонифицируемые фигурой Байрамовой, продолжают оставаться в республике минимальными.

8.    КАЗУС ТАНСУ ЧИЛЛЕР

Некоторое оживление в декабрьскую хронику привнес сюжет, связанный с визитом в Россию шефа турецкого МИДа Тансу Чиллер.

Агентство "Татар-информ" обнародовало реплику, содержащую ссылку на турецкий правительственный официоз "Хурриет", в котором де сказано: “Москва, боясь того, что сторонники независимости Татарстана воспримут посещение Казани во время официального визита как поддержку, энергично протестовала против этой программы. Анкара сообщила Москве, что визит будет иметь только экономическое значение. Тем не менее Москва открыто дала понять, что подобный визит создаст неудобства в отношениях между двумя государствами. Несмотря на это, Тансу Чиллер настаивала на своем желании быть первым министром иностранных дел Турции, который посетит Татарстан. Боясь, что Чиллер может изменить свое намерение и вдруг все таки поедет в Казань, Москва подготовила для нее очень плотную программу. Чиллер будет встречаться с премьером России Виктором Черномырдиным, министром иностранных дел Евгением Примаковым и еще с семью министрами" [14].

На эту информацию весьма энергично отреагировала газета "Время и деньги", проведя опрос пресс-служб президента, кабинета министров РТ и департамента внешних связей РТ, чьи представители признавали факт ведения соответствующих переговоров, но не признавали факта поступления ноты об отказе от визита. Отчего бы это, дескать, А.Жюпе можно приезжать в Казань, польскому премьеру можно, а Т.Чиллер нельзя... [15].

Трудно со всей достоверностью судить о достоинстве татарстанской карты в новейшей истории российско-турецких отношений. С одной стороны, речь идет о втором по численности "коренном" народе РФ, являющимся родственным для турков по тюрко-мусульманской линии. С другой, Татарстан – отнюдь не единственный повод или рычаг давления Турции на северного соседа. Помимо бывшей автономии, расположенной все же в самом сердце России, у Турции есть пространные зоны интересов в Закавказье и Средней Азии, цивилизационно и геополитически более для нее близкие.

По оценке "Независимой газеты" в контактах Анкары и Москвы важнейшее место отведено сегодня курдской проблеме. Кто может поручиться за то, что полностью отсутствует мотив: уравновесить ситуацию уступками турков не только в чеченской проблеме, но и в каком-то смысле в не столь актуальной, но важной проблеме плохо забытого татарстанского "сепаратизма"? Во всяком случае, post factum в интервью лидера Курдской рабочей партии Абдуллы Оджалана в связи с подписанным в Москве российско-турецким меморандумом по борьбе с терроризмом упоминался и Татарстан. Оджалан заявил: "Ее (г-жи Чиллер – А.И.) словам не стоит доверять... Это марионетка в руках военных. Раньше ей удавалось обманывать Европу и заставлять ее игнорировать нарушения прав человека в Турции, запугивая угрозой турецкого исламизма, с которым она в итоге вступила в союз....Я надеюсь, что Россия не позволит втянуть себя в эту рискованную игру. Ведь объективная реальность такова, что интересы России и Турции сталкиваются повсюду, от Кавказа до Центральной Азии, от Татарстана до Крыма... Россия имеет моральное право влиять на Турцию, поставив следующий вопрос: "У нас тюркские народы наделены самыми широкими правами, почему бы вам не предоставить такие же права курдам?" [16].

В целом же, учитывая хронику активности лидеров Татарстана во внешнем мире, можно достаточно определенно констатировать, что ни о какой самостоятельной дипломатической партии со стороны Казани сегодня нет. Свидетельством тому – синхронизация контактов Москвы и Казани с Тегераном, например. Самый же убедительный аргумент видится в том, что сегодняшний ресурсный расклад не позволяет лидерам РТ переступать незримую грань в имплементации суверенитета, грань, обеспечивающую неизменность ситуации в течение уже почти трех лет.

ИСТОЧНИКИ

1. Сегодня – №237. – 20 декабря 1996

2. Московские новости – № 51. – 22-29 декабря 1996

3. Российский Премьер стал первым водителем татарстанского джипа // Время и деньги. – Казань. – 21 декабря 1996 г.

4. Время и деньги. – Казань. – 21 декабря 1996.

5. См.: Там же. – 15 декабря 1996

6. Коммерсант-Daily. – №219. – 20 декабря 1996.

7. Комерсант-Daily. – №213. – 11 декабря 1996.

8. Сегодня. – Москва. – №337. – 20 декабря 1996.

9. Коммерсант-Daily. – №209. – 5 декабря 1996.

10. Республика Татарстан. – Казань. – 10 декабря 1996 г.

11. Вечерняя Казань. – 11 декабря 1996.

12. Республика Татарстан. – Казань. – 15 декабря 1996.

13. Время и деньги. – Казань. – 5 декабря 1996.

14. Республика Татарстан. – Казань. – 15 декабря 1996.

15. Время и деньги. – Казань. – 17 декабря 1996.

16. Анкаре нужен свой Лебедь // Независимая газета. 27 декабря 1996.

 

Приложение

Инвестиционные рейтинги регионов РФ

Высокий потенциал – незначительный риск

(1A)

Свердловская область

Московская область

Москва

Санкт-Петербург

Самарская область

Белгородская область

Краснодарский край

Новосибирская область

Республика Татарстан

Владимирская область

Воронежская область

Нижегородская область

Пермская область

Республика Башкортостан

Тверская область

Калининградская область

Ярославская область

 

Высокий потенциал – умеренный риск

(1B)

Ростовская область

Челябинская область

Саратовская область

Волгоградская область

Алтайский край

Красноярский край

Ленинградская область

 

Высокий потенциал – высокий риск

(1C)

Тульская область

Кемеровская область

Рязанская область

Тюменская область

Хабаровский край

Иркутская область

 

Средний потенциал – незначительный риск

(2A)

Курская область

Мурманская область

Липецкая область

Ставропольский край

Томская область

Астраханская область

Ивановская область

Вологодская область

 

Средний потенциал – умеренный риск

(2B)

Удмуртская Республика

Калужская область

Архангельская область

Ульяновская область

Республика Северная Осетия – Алания

Чувашская Республика

Пензенская область

Омская область

Республика Карелия

Орловская область

Камчатская область

 

Средний потенциал – высокий риск

(2C)

Приморский край

Оренбургская область

Республика Коми

Брянская область

Смоленская область

Республика Саха (Якутия)

Ханты-Мансийский автономный округ

Республика Бурятия

Мордовская Республика

Сахалинская область

Магаданская область

 

Низкий потенциал – незначительный риск

(3A)

Новгородская область

Кабардино-Балкарская республика

Республика Мари Эл

Ненецкий автономный округ

 

Низкий потенциал – умеренный риск

(3B)

Псковская область

Костромская область

Ямало-Ненецкий автономный округ

Кировская область

Республика Адыгея

Республика Хакасия

Республика Ингушетия

Еврейская автономная область

Республика Тува

Республика Карачаево-Черкесия

Республика Алтай

 

Низкий потенциал – высокий риск

(3C)

Республика Дагестан

Тамбовская область

Амурская область

Читинская область

Курганская область

Чеченская республика

Чукотский автономный округ

Республика Калмыкия – Хальмг Тангч

Таймырский автономный округ

Корякский автономный округ

Усть-Ордынский автономный округ

Бурятский автономный округ

Коми-Пермяцкий автономный округ

Агинский Бурятский автономный округ

Эвенкийский автономный округ