Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Удмуртская Республика

Игорь Егоров

УДМУРТСКАЯ РЕСПУБЛИКа

в декабре 1996 года

1.    Развитие конфликта вокруг законодательства о системе органов государственной власти и местного самоуправления

Весь декабрь Удмуртия ждала решения Конституционного Суда, рассмотревшего иск Президента Российской Федерации о конституционности Закона Удмуртской Республики "О системе органов государственной власти в Удмуртской Республике". По слухам и обещаниям  представителей аппарата Суда, оглашение намечалось к концу декабря, звучали и настоятельные обещания участников процесса, что решение все равно будет вынесено к началу нового года. Однако 1997 год наступил, а Удмуртия осталась в неведении, кто же прав в данном конфликте между городом Ижевском и Государственным Советом Удмуртской Республики.

Несмотря на отсутствие ошеломляющих новостей по ходу данного сюжета, даже вообще отсутствие событий, связанных с конфликтом, без всякого сомнения он оставался в декабре главным. Следует отметить, однако, что истинные оценки сути конфликта, его значимости для республики и в целом федерации еще впереди. Но уже сегодня следует предостеречь исследователей Удмуртии, находящихся вне ее, от упрощенного сведения политических проблем Удмуртии в данный период к одному лишь конфликту между Ижевском и Госсоветом (тем более между мэром города и председателем Госсовета, как это иногда звучит на страницах удмуртской прессы), даже между государственной властью (или "региональной элитой") и местным самоуправлением. Все это может со временем оказаться лишь внешним проявлением более глубинных процессов.

А пока в декабре 1996 года две оппонирующие друг другу стороны доказывали через "свои" средства массовой информации населению, что суд выиграли именно они, что "несмотря на все давление со стороны..." "удалось доказать...", "привести веские доводы..." и неопровержимые аргументы.

Отличительной чертой декабря, пожалуй, стал больший напор с стороны "группы Салтыкова". Складывается впечатление, что "сторонники местного самоуправления" перешли в контрнаступление. С другой стороны, как нам кажется, сторона Госсовета имела несколько проигрышей и непродуманных ходов и перешла сегодня к обороне. По крайней мере возможность переговоров и поиска компромисса до решения Конституционного Суда была предложена лишь Александром Волковым, главой удмуртского парламента.

В любом случае есть один интересный итог судебного разбирательства. Удмуртская Республика появилась в российской печати, причем достаточно широко, и привлекла к себе внимание международной общественности. Что это будет означать для республики, пока сказать трудно. Это несомненно плохо, поскольку такое "озвучение" региона произошло по поводу дестабилизации, и подозрительного отношения к компетентности республиканского руководства. Но, с другой стороны, этот скандал обратил внимание на республику и тех, кто искал ее на карте где-нибудь в Сибири или вовсе на Дальнем Востоке. Так или иначе, с рассмотрением дела в Конституционном Суде для Удмуртской Республики несомненно связан вопрос имиджа региона. Удмуртия страстно жаждет инвестиций, в том числе и иностранных. А их практически нет. В любом случае не исключено, что именно это обстоятельство может перевернуть смысл происходящего чуть ли не с ног на голову.

В течение декабря нигде не было озвучено ни одного внятного проекта решения конфликта, кроме призыва руководителя Госсовета "сесть за стол переговоров" и заявления Салтыкова, что он не против соглашений, но на основе решения Конституционного Суда.

1.1.    СМИ о значении исхода конфликта для республики

Прежде надо отметить, что в республике стало редкостью размышлять на страницах газет о смысле происходящего. Существует некий страх перед высказыванием собственного мнения по поводу происходящего в политической жизни республики. То есть политические обзоры есть, но, по меткому выражению побывавшего недавно в республике Олега Попцова, все это множественные монологи. В этом смысле весьма показательным является ниже приведенный материал политического обозревателя Сергея Щукина, переданный в изложении автора данного материала и снабженный его примечаниями.

27 декабря Сергей Щукин, политический обозреватель "АИФ Удмуртии", выступил в газете с политическим прогнозом на новый 1997 год. Материал тем более примечателен, что бывший депутат Верховного Совета республики, молодой человек, имевший серьезное влияние в тогдашнем парламенте, знающий подковерную жизнь политической элиты, ставший одним из заметных политических обозревателей республики, впервые озвучил то, о чем давно уже говорилось в кулуарах – Волков намерен стать президентом Удмуртской Республики. Хотел он этого, положим, давно, еще при рассмотрении законопроектов по реформе государственной власти в 1993-1994 годах, являясь одним из ярых поборников президентской формы правления в регионе, и не скрывая своих намерений баллотироваться на этот пост. Новизна ситуации состоит в том, что сегодня для этого необходимо вносить изменения в Конституцию Удмуртской Республики. Впрочем еще до него, на встрече членов президиума Госсовета с генеральным консулом США Ховардом Стиирсом, состоявшейся 18 ноября, Агашин, заместитель председателя Государственного Совета, обронил, как бы невзначай, что Удмуртия является "пока еще парламентской республикой", но это не нашло отражения в прессе.

"Есть все основания считать, – пишет Щукин, – что граждане республики станут свидетелями, а желающие – и участниками "последнего броска" Александра Волкова к заветному посту Президента Удмуртской Республики. По всей видимости, в марте нас ждет референдум, где граждане должны будут выразить отношение к тому, "как нам дальше строить свою государственность" (это по выражению Александра Волкова)." По этому ожидание текста решения Конституционного Суда, по мнению Щукина, важно и для окончательной формулировки вопроса для плебисцита. По сведениям Щукина, проект закона о референдуме, который в республике еще не принят, уже роздан депутатам Государственного Совета. Щукин прогнозирует, что в этот период следует ожидать серьезного давления на СМИ и прочие информационные каналы. Впрочем, это давление ощущается и сейчас. С централизацией власти в республике к тому же стало больше возможностей. Можно "подключить" тот или иной банк, налоговую инспекцию и тому подобные институты, а про государственные СМИ и говорить нечего.

Если все пойдет по этому плану, пишет Щукин, то следующим шагом должно стать изменение в Конституции, требующее 3/4 голосов депутатского корпуса или 75 голосов. В возможности этого сомневается сам автор – более семидесяти голосов из ста позиция Волкова еще не набирала... Впрочем, это возможно, если кто-то, заинтересованный в возможности "прокатать” Волкова по ступеням предвыборной гонки поддержит идею президентства. А в решимости депутатов в изменениях конституционного строя "чуть ли не ежегодного" сомневаться не приходится...

Для справки отметим, что во время опрос по поводу введения в Удмуртии поста президента, проведенного 26 марта 1995 года, "за" проголосовало 30,24% избирателей.

По оценке Щукина, в результате конфликта основные его участники начали утрачивать свой политический капитал. Оставим это как экспертную оценку, опирающуюся на личные впечатления. Однако, отметим, что влияние Волкова по крайней мере пошатнулось, а оппозиция "воспрянула духом", но это тоже всего лишь экспертная оценка. Автор прогноза предсказывает кадровые изменения в правительстве уже в феврале 1997 года, на сессии. Однако, если это и произойдет, вряд ли эти изменения будут слишком серьезными. Излишняя активность в кадровой политике после ситуации с ижевской мэрией отнюдь не будет способствовать росту популярности руководства. Разве что нечто не слишком заметное, для "имитации государственного управления" (термин Щукина).

Через год, отмечает автор, должны состояться выборы в органы местного самоуправления. Однако, чтобы они прошли, необходимо восстановить должности избранных мэров городов и глав местного самоуправления районов. Вполне вероятно, что это таки будет сделано. Тогда руководству республики придется расписаться в собственных нарушениях законодательства России. И тогда даже возросшее недовольство политикой местных властей, вызванное ужатием местных бюджетов (в частности Ижевска) не поможет нынешнему руководству республики провести в мэры Ижевска своего человека. Так что, позволим себе не согласиться со Щукиным по поводу возможных перспектив смять "команду Салтыкова" на выборах мэра...

1.2.    Позиции сторон в декабре

1.2.1.    Волков Александр Александрович

Второго декабря состоялась пресс-конференция председателя Государственного Совета Удмуртской Республики Александра Волкова, главы администрации Завьяловского района Галины Баталовой, председателя Объединенного Совета депутатов Киясовского района Надежды Шатровой и Виталия Волкова, министра юстиции Удмуртской Республики.

"Нас было в три раза меньше, – отметил Александр Волков, – поскольку мы представляли только одну сторону, но я надеюсь, что мы брали умением". По мнению председателя Госсовета Удмуртии, юридические доклады ответчика (Госсовета) были подготовлены на высоком профессиональном уровне и с ними было трудно не согласиться. Волков подчеркнул, что ответчик опирался в своей защите а два основных юридических довода. Во-первых, согласно Конституции России, "Государственная власть в субъектах федерации осуществляется образованными ими органами государственной власти". (статья 11, п.2)

На этой посылке представители Госсовета Удмуртии в Конституционном Суде и строили систему доказательств правомочности действий удмуртских властей по реорганизации системы государственной власти в республике. Во-вторых, ответчик опирался на Договор между Удмуртской Республикой и Российской Федерацией о разграничении предметов ведения, тоже, по мнению Волкова, позволяющий республиканской власти самостоятельно решать подобные вопросы. Председатель Государственного Совета категорически опроверг на пресс-конференции сведения о том, что этот документ не имеет никакой юридической силы, поскольку не ратифицирован ни парламентом России, ни парламентом Удмуртии. Волков считает, что поскольку это не международный договор, процедура ратификации не требуется. И здесь достаточно того, что договор одобрен Постановлением Государственного Совета УР от 26 октября 1995 года.

На вопрос журналистов по поводу письма, зачитанного на заседании Конституционного Суда А.Сливой, содержащего ответ на заявление Волкова о том, что проект Федерального Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления..." не был согласован с субъектами Федерации (Слива продемонстрировал подпись Волкова, тогдашнего председателя Совета Министров Удмуртской Республики, которой он засвидетельствовал свое согласие от имени республики с нормами проекта), Волков ответил: "Каждый человек имеет право меняться. Сложная социально-политическая ситуация и первый опыт самоуправления в нашей республике изменили мою точку зрения".

Присутствующий на пресс-конференции Виталий Волков отметил как положительный факт устранение из обихода судебного разбирательства слова "переворот".

Министр юстиции республики сообщил и о появившемся в ходе судебного заседания новом законодательном акте, который, по его словам, был "вынут из-за пазухи одним из представителей Президента". Речь, очевидно, шла о двух федеральных законах, подписанных Президентом 26 ноября 1996 года: №138-ФЗ "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранным в органы местного самоуправления", и №139-ФЗ "О внесении дополнений в Федеральный Закон "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации". Подобные законодательные акты, по мнению Александра Волкова, должны обсуждаться в Совете Федерации, что не было сделано. По мнению Александра Александровича, подписание этого документа без учета мнения субъектов Федерации уже само по себе противоречит основам федерализма. Волков обещал "выяснить природу подписания" этих документов.

Председатель Госсовета подчеркнул, что "чрезмерное рвение идеологов местного самоуправления" способно опорочить само это начинание, которое развивается сейчас без должной поддержки государства. По его словам, из заложенных в бюджете 1996 года 35 миллиардов рублей для финансирования первого этапа подготовки внедрения системы местной власти не было выделено ни копейки. Меж тем первый этап предусматривал принятие целого ряда законодательных актов, включая закон о социальных нормативах для расчета бюджетов органов местного самоуправления. И вообще, председатель Госсовета Удмуртии не видит возможности для дотационного района иметь местное самоуправление. Если не видеть этого и идти дальше прежним путем, считает он, можно породить сепаратизм уже внутри самих регионов, когда относительно благополучные города и районы будут противиться перераспределению своих доходов. Бредовыми и абсурдными назвал Волков мнения о том, что местное самоуправление может стать тем фундаментом, который способен выдвинуть Россию на передовые рубежи. По его мнению, эта тенденция может привести Россию только к одному – к противостоянию двух независимых и неподконтрольных друг другу властей – местной и государственной.

По мнению Александра Волкова, в условиях глубочайшего кризиса мы можем получить негативные последствия "быстрого, горячего реформирования" (он сравнил процесс перехода на местное самоуправление с коллективизацией). "Пройдет 20-25 лет до того, как мы созреем до местного самоуправления по-настоящему. Это при условии, когда в городах и районах не будет проблем с бюджетом. Иначе рождается сепаратизм, когда "прибыльные" районы не хотят делиться с дотационными".

Не понимает Александр Волков и положения "козла отпущения", в котором оказалась Удмуртская Республика. Волков усматривает такую же тенденцию в законодательном обеспечении деятельности органов государственной власти почти в двадцати регионах России.

По мнению Александра Волкова, после оглашения судебного вердикта дальнейшие шаги Госсовета сможет обозначить только сессия, на которой будет обсуждено решение Конституционного Суда и принято собственное коллегиальное решение. Оценивая возможную постсудебную ситуацию, руководитель республиканского парламента отметил, что вряд ли встанет вопрос о каком-то подчинении или неподчинении, но поскольку депутаты Госсовета люди достойные, то они могут и не согласиться с ролью мальчиков для битья...

Волков высказался за возможность сесть за стол переговоров с "серьезными людьми" в присутствии СМИ и обсудить общую роль в формировании имиджа республики. Лидер Государственного Совета высказался в пользу согласительных процедур с городскими властями Ижевска вне зависимости от того, каким окажется решение Конституционного Суда. В частности, это касается поиска компромиссов по закону о столице, который смог бы установить уровни государственной власти и местного самоуправления в Ижевске.

1.2.2.    Поездка представителей Госсовета в Европу

16 декабря 1996 года cостоялась пресс-конференция Александра Бегунова (председателя фракции "Коммунисты Удмуртии”, заместителя председателя постоянной комиссии по государственному строительству, национальной политике и местному самоуправлению Государственного Совета УР), Александра Борзенкова (председателя постоянной комиссии по законности, общественной безопасности, правам граждан) и Владимира Пономарева (заместителя председателя Государственного Совета УР), вернувшихся из поездки во Францию и Бельгию в составе группы из десяти депутатов Государственного Совета Удмуртской Республики. Две недели, с 23 ноября по седьмое декабря группа удмуртских парламентариев обменивалась опытом с европейскими коллегами в решении проблем организации государственной власти и местного самоуправления. Поездка депутатов Государственного Совета Удмуртии во главе с заместителем председателя Государственного Совета Владимиром Пономаревым прошла в рамках программы TACIS. В ходе поездки, организованной при участии бельгийского института административных исследований и французского министерства внутренних дел разрабатывались вопросы организации местного самоуправления, "роль государства, как организующего начала общества" (по выражению Владимира Пономарева), взаимоотношения государственной власти и местного самоуправления.

На организованной 16 декабря по итогам поездки пресс-конференции ее участники были единодушны в том, что Удмуртская Республика произвела прорыв в законодательстве России и первой сделала шаг к укреплению государственной власти в Российской Федерации. Причем, по словам Владимира Пономарева, удмуртские парламентарии нашли понимание у своих европейских коллег и экспертов Европейского Союза. Мы поступили абсолютно правильно, – заявил Александр Бегунов, имея в виду принятие Закона "О системе органов государственной власти в Удмуртской Республике". По мнению Александра Григорьевича, то, что было в Удмуртии до принятия известного теперь всему миру закона, не являлось местным самоуправлением. Насильственное насаждение умозрительных схем, считает Бегунов, всегда дает отрицательный результат. Именно такой "схемой", по его мнению, и было ранее существовавшее местное самоуправление. Последние сомнения на этот счет развеяла у Бегунова поездка в Европу. Его очень волновали его личные сомнения по поводу правильности позиции удмуртского законодателя в вопросе принятия закона "О системе органов государственной власти в Удмуртской Республике". После визита в Европу Александр Григорьевич укрепился в вере в справедливость действий парламента Удмуртской Республики по отношению к местному самоуправлению.

Во Франции, например, оно не имеет отношения, по словам Пономарева, к распределению каких-либо финансовых средств. Мэр Парижа работает на "неосвобожденной основе", а "помимо него есть еще и представители государственной власти, префекты, без согласования с которыми органы местного самоуправления не могут принимать решений". "Бургомистры в Бельгии и вовсе назначаются королем..." Поэтому такого местного самоуправления, которое появилось в России, нигде нет...

Приятной неожиданностью для удмуртских гостей стала удивительная информированность экспертов ЕС о делах в Удмуртии и сути разбираемого в Конституционном Суде "удмуртского дела". Правда, для европейцев было странным наблюдать, как подчеркнули на пресс-конференции участники визита, невиданную в Европе ситуацию, когда регион так активно проявляет свою законодательную активность. Однако, по словам Владимира Пономарева, принимающая сторона выразила неподдельный интерес к удмуртским проблемам и свою поддержку позиции этого региона. Кстати, в ближайшее время вполне возможен ответный визит делегации Европейского Союза в Удмуртскую Республику.

1.2.3.    Салтыков Анатолий Иванович

Третьего декабря состоялась пресс-конференция мэра Ижевска Анатолия Салтыкова и начальника юридического отдела городской администрации Любови Бельских.

На пресс-конференции Анатолий Салтыков отметил, что на суде прежде всего рассматривались вопросы конституционного плана. Все политические мотивы были отклонены, включая обращение глав республик и ряд документов Госсовета и городской администрации. Салтыков отметил, что указания представителей ответчика на то, что законодательство о местном самоуправлении не было согласовано с субъектами Российской Федерации, оказались несправедливыми и сослался на документальное свидетельство, представленное Анатолием Сливой, продемонстрировавшим подпись тогдашнего председателя Совета Министров Удмуртии Александра Волкова под документом о согласовании.

Салтыков отметил, что коль ответственность органов местного самоуправления расписана во всех законодательных актах, то же самое необходимо сделать и для органов государственной власти. Мэр Ижевска отверг обвинения в том, что в возникшем конфликте и противостоянии виновны прежде всего органы местного самоуправления Ижевска. Он переадресовал эти упреки в адрес руководства республики. По его мнению, сегодняшняя неразбериха во многом есть результат смешения полномочий различных органов власти. Салтыков подчеркнул, что с организацией местного самоуправления удалось сохранить стабильную работу всего хозяйства, относящегося к муниципальному ведению.

Несостоятельными с точки зрения Анатолия Ивановича и его сторонников являются и ссылки стороны Государственного Совета на законодательные акты, принятые в других регионах, в частности в Татарстане и Башкортостане. Там имеет место совершенно другая правовая база. К тому же пример большинства территорий говорит в пользу системы местного самоуправления: в 44 субъектах Федерации прошли выборы в органы местного самоуправления и в 19 ожидалось их проведение в декабре.

Анатолий Салтыков заявил о готовности к примирению, но только в рамках законности и после вынесения решения Конституционного Суда. Согласительные процедуры, подчеркнул Салтыков, могли проводиться только до начала процесса по "удмуртскому делу". Мэр города высказал предположение о том, что подобная процедура могла состояться 24 июля во время встречи в Барвихе Александра Волкова с российским Президентом, но, видимо, не состоялась, поэтому Борис Ельцин на следующий день передал свой запрос о правомочности удмуртского закона в Конституционный Суд.

По словам Салтыкова, события в Удмуртии получили в том числе и международный резонанс. Конгресс местных и региональных властей Совета Европы принял Декларацию, в которой выражалась обеспокоенность ситуацией в ряде российских городов (и прежде всего в Ижевске), где ликвидируется эффективная система местного самоуправления и создается конфронтация с законно избранными представителями органов местной власти.

1.3.    "Письмо четырех". Призыв к примирению

По сообщению газеты "АИФ Удмуртии" (№94 от 23 декабря) 14 декабря 1996 года на факс ГТРК "Удмуртия" поступило обращение четырех депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. В той же газете оно было опубликовано с собственным комментарием и мнением по этому поводу Анатолия Салтыкова. Александра Волкова, по сообщению газеты, в момент подготовки материала в Удмуртии не было. В газете "Удмуртская правда" это обращение было опубликовано 17 декабря в №190 за 1996 год.

Открытое письмо группы российских политиков а.а.Волкову и а.и.Салтыкову:

“Уважаемый Александр Александрович!

Уважаемый Анатолий Иванович!

В настоящее время Россия переживает сложный период становления своей государственности и формирования законодательной базы. Не все на этом пути происходит гладко и спокойно. Именно это противоречие и создало предпосылки для осложнения ситуации, сложившейся сегодня в Удмуртии. Но мы убеждены, что возникшую ситуацию можно и должно решить путем диалога. Мы призываем Вас, Александр Александрович, и Вас, Анатолий Иванович за столом переговоров разрешить имеющиеся противоречия и разногласия. Осуществление демократических форм требует огромного терпения и постепенного эволюционного подхода в их осуществлении. Мы уверены, что Вы искренне заинтересованы в установлении мира и согласия в Вашей Республике, поэтому заранее предвидим возможность компромиссных решений, тем более, что следующий 1997 год объявлен Президентом России годом мира и согласия, которых так недостает всем нам.

Со своей стороны, мы готовы оказать всяческую поддержку Вашим начинаниям на этом пути, и вместе с Вами при необходимости выработать взаимоприемлемый вариант разрешения существующего конфликта.

С уважением, Председатель Президиума общероссийского общественного движения "Сотворчество народов во имя жизни" (Сенежский форум), депутат Государственной Думы Р.Г.Абдулатипов.

Заместитель Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации А.Н.Чилингаров.

Председатель депутатской группы Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "Регионы России" В.С.Медведев.

Председатель Комитета Государственной Думы Федерального Собрания по вопросам местного самоуправления А.А.Поляков.

Газета "АИФ Удмуртии" сопроводила данный документ собственным комментарием и интервью с мэром Ижевска Анатолием Ивановичем Салтыковым. На вопрос журналиста о возможности конфликтующим сторонам сесть за стол переговоров Салтыков ответил, что пути решения спора надо искать "только на основе Конституции. В этом отношении второй стороной должны признаваться все действующие нормы федерального законодательства. Только с таких позиций и можно вести переговоры." "Сейчас мы не видим, – отметил Салтыков, – чтобы со стороны государственного совета имелись бы какие-то реальные предложения. С нашей стороны эти предложения были сделаны еще до принятия Закона Удмуртской Республики "О системе органов государственной власти в Удмуртской Республике". Все помнят, как шел согласительный процесс во время принятия закона, когда еще можно было избежать конфронтации. По распоряжению тогдашнего вице-премьера Ярова в республику приезжала согласительная комиссия, в состав которой входили замминистра юстиции и замминистра по делам национальностей российского Правительства. Однако все это никак не было воспринято руководством Государственного Совета, причем, заметим, что ижевская городская Дума также дважды обращалась к Госсовету Удмуртской Республики с предложением найти компромисс."

"Я считаю, – сказал Салтыков по поводу возможности компромисса и необходимости ликвидации возникшего в городе двоевластия, – здесь все в силах тех, кто эту ситуацию создал. В каком порядке ввели двоевластие, в таком порядке, видимо, должны и разрешить этот конфликт. Согласно федеральному законодательству, органам местного самоуправления могут быть переданы отдельные государственные полномочия. Поэтому, пожалуйста, передавайте полномочия, но в установленном законом порядке и не с позиции силы".

"Почему именно в этот момент появляется данный документ, призывающий к "согласию", против которого вряд ли кто будет открыто выступать? – задает вопрос комментарий "АИФ Удмуртии". – По мнению древних, надо искать, кому это выгодно. Известно, что Александр Волков знаком и с Абдулатиповым, и с Медведевым, и их отношения достаточно неформальны. Известно, что тезис о "столе переговоров", ранее отвергавшийся республиканским руководством, был "поднят на щит" этим же руководством в зале Конституционного Суда РФ, когда начала вскрываться явная слабость правовых позиций стороны, представлявшей в суде Государственный Совет Удмуртской Республики. Можно ли на основании вышеизложенного предположить, что появление "обращения четырех" – попытка создания основания для апелляции к Конституционному Суду РФ с целью затянуть принятия решения? На наш взгляд, можно. Кому это выгодно, тоже не представляет из себя секрета."

2.    ИДЕЯ присоединения к ижевску ПРИГОРОДНОГО РАЙОНА

Если исходить из посылки, что в государственных средствах массовой информации в столь напряженное политическое время ничего случайно не появляется, то появление статьи, о которой пойдет речь ниже, факт несомненно примечательный.

Идея придания Завьяловскому району статуса пригородного уже возникала в политическом пространстве республики около трех лет назад. Тогда действовал закон о местном самоуправлении, по которому границы муниципальных образований совпадали с границами административно-территориальных единиц республики. К тому же существовало политическое движение Центр поддержки местного самоуправления, лидером которого являлся Анатолий Салтыков, тогдашний председатель горисполкома Ижевска. Сегодня этого движения не то чтобы совсем нет, но его деятельность уже не освящается так широко, как в марте 1994 года.

В контексте намека Александра Волкова на возможность придания статуса столичного города Ижевску идея пригородного Завьяловского района приобретает новый смысл.

Пока не стоит делать оценки, однако пропустить факт появления данного материала мы сочли невозможным. Следует, однако указать, что первое предложение придать статус пригородного Завьяловскому району было озвучено в газете "Известия Удмуртской Республики" от 22 марта 1994 года в обращении группы центра поддержки местного самоуправления Завьяловского района. В своем обращении его авторы выражали свою поддержку кандидату на пост мэра Ижевска Анатолию Салтыкову. В обращении указывались аналогичные факты, определяющие взаимозависимость Завьяловского района и города Ижевска. В качестве примера благотворного сотрудничества между администрациями Ижевска и Завьяловского района указывалась большая работа, проведенная двумя органами власти по приданию Завьяловскому району статуса пригородного.

3 декабря 1996 года "Удмуртская правда" опубликовала статью К.Павлова, профессора Удмуртского государственного университета, доктора экономических наук "Проблемы пригородного района".

В своей статье профессор Павлов обращается к специфическим проблемам Завьяловского района, кольцом обрамляющего столицу Удмуртской Республики город Ижевск. Обращая внимание прежде всего на экологические проблемы, Павлов предлагает придать Завьяловскому району особый статус пригородного района. Павлов указывает, что суммарный выброс в атмосферу составляет в год в среднем 1354 тонны вредных веществ, из них 1580 тонн сернистого ангидрида, 10732 тонны окиси углерода и 1252 тонны оксидов азота. Поскольку экономика района преимущественно сельскохозяйственного направления, а численность его населения сравнительно невелика, очевидно, что важнейшими источниками загрязнения воздуха являются промышленные предприятия Ижевска и автомототранспорт, проходящий по дорогам района, то есть опять же связанный в основном с близостью большого города. В районе расположено большое количество садоогородных массивов, принадлежащих ижевчанам, зданий и сооружений, принадлежащих ижевским организациям, а из-за этого здесь множество транзитного и городского транспорта, что негативно сказывается не только на состоянии окружающей среды, но и на качестве дорог.

К тому же содержание азотсодержащих нитратов, нитритов, а также сульфатов в сточных водах превышает предельно допустимые концентрации в десятки раз. Это обстоятельство оказывает значительное влияние на качество почв. Страдает и лесной фонд. Из 92 тысяч гектаров лесных угодий района 22 тысячи гектаров относятся к лесной зоне Ижевска. Кроме того, значительное, зачастую негативное влияние оказывает близость к крупному городу и на социально-экономическое развитие района.

Павлов указывает на необходимость изменения нормативов отчислений в различные бюджеты предприятиями и организациями Завьяловского района. Надо отметить, что статья вышла до открытия декабрьской бюджетной сессии Госсовета. В настоящее время, пишет Павлов, например, плата за пользование недрами осуществляется следующим образом: 40% поступает в бюджет Российской Федерации, 30% – в бюджет Удмуртии и 30% в местный бюджет Завьяловского района. В то же время, начиная с 1993 года, в бюджет района на проведение природоохранных мероприятий не было выделено ни копейки.

Павлов предлагает соотношение нормативов сделать таким: 40% – Федерация, 20% – Удмуртия, 40% – местный бюджет Завьяловского района (по плате за недра). Надо отметить, что при принятии бюджета 1997 года сессия Госсовета утвердила старые нормативы отчислений.

"Таким образом, – пишет профессор, – Ижевск и Завьяловский район в определенной мере целесообразно рассматривать как элементы единой территориальной системы, в связи с чем району следует придать особый юридический статус пригородного района со всеми вытекающими отсюда последствиями нормативно-правового и социально-экономического характера. В пользу сделанного утверждения свидетельствуют основные результаты интенсивно разрабатывающейся в настоящее время научной концепции о поведении системы "ядро-периферия".

В соответствии с основными положениями этой концепции, районы "ядра" определяются как территориально организованные подсистемы общества, обладающие высокой способностью как генерировать, так и внедрять нововведения. Районы "периферии" – это подсистемы, направления развития которых предопределяются институциональными образованиями районов "ядра". По отношению к "ядру" они находятся в зависимом положении. "Ядро" и "периферия" замещает такие понятия, как метрополитенские районы, центры, районы концентрации производительных сил, крупные города, а под периферией понимается зона окаймления. В нашем случае "ядро" – Ижевск, "периферия" – Завьяловский район.

Поведение элементов региональной системы "Ижевск-Завьяловский район" соответствует основным положениям концепции "ядро-периферия", что лишний раз свидетельствует о целесообразности придания Завьяловскому району статуса пригородного района. Это поможет наиболее эффективным образом решить наболевшие экологические и социально-экономические проблемы района, обусловленные близостью его к столице республики".

3.    попытка ОТЗЫВа депутата

В обзоре за октябрь мы рассказывали о попытках отозвать депутата Государственного Совета, сторонника Анатолия Салтыкова, Сергея Протозанова, а также самого Салтыкова. В обзоре за ноябрь мы предсказывали, что сложившаяся в Удмуртии ситуация не пройдет даром прежде всего для заместителя председателя Государственного Совета Владимира Пономарева. Прогноз оправдался. 27 декабря, на заседании сессии Государственного Совета Удмуртской Республики был распространен документ следующего содержания:

 

Государственному Совету Удмуртской Республики

 

Наша инициативная группа собрала подписи для отзыва депутата государственного Совета Удмуртской Республики по избирательному округу №11 В.А.Пономарева.

Причиной возбуждения вопроса об отзыве депутата В.А.Пономарева послужило следующее.

На выборах в Государственный Совет Удмуртской Республики кандидатура Владимира Алексеевича Пономарева была поддержана Центром поддержки самоуправления Удмуртской республики, одновременно он являлся председателем Центра поддержки самоуправления Октябрьского района города Ижевска. Именно как за председателя этого движения многие избиратели отдали ему свои голоса.

В своей предвыборной программе В.А.Пономарев декларировал: "Местное самоуправление – это самостоятельная система власти (не государственной власти). Местное самоуправление – это развитие народовластия". Что сделал В.А. Пономарев, как только стал депутатом, а затем Заместителем Председателя государственного Совета Удмуртской Республики? Под его непосредственным руководством был разработан Закон Удмуртской Республики "О системе органов государственной власти в Удмуртской республике". В соответствии с этим Законом фактически ликвидированы избранные народом весной 1994 года органы местного самоуправления. Муниципальная собственность объявлена государственной. Тем самым нарушены не только Конституция Российской Федерации, Конституция Удмуртской Республики, но и права человека. "Население должно выбирать своих депутатов на всех уровнях местного самоуправления" – заявил В.А.Пономарев в своей предвыборной программе. На практике же созданы объединенные Советы депутатов – органы, выборов в которые не проводилось.

"Органы местного самоуправления смогут решать многие проблемы развития жилищного и коммунального строительства, транспорта, сельского хозяйства, образования, здравоохранения, культуры, а также личной и общественной безопасности граждан" – обещал В.А.Пономарев. Но как можно всего этого достичь, если у органов местного самоуправления не стало собственности, а значит, и доходов. Все теперь будет зависеть не от выбранных народом людей, а от начальника, назначенного другим начальником.

Занимая столь высокий ответственный пост в течение полутора лет, В.А.Пономарев не сделал ничего, что хотя бы немного облегчило жизнь простых людей. Продолжает падать жизненный уровень населения, уровень смертности превысил уровень рождаемости, парализована промышленность, растет безработица, все на более длительные сроки задерживают выплату зарплаты, пенсий и пособий. Не находя решения этих проблем, В.А.Пономарев пошел по более легкому пути – всю вину за неудачи свалил на своих политических противников, занялся поиском врагов. В результате республика ввергнута в пучину никому не нужного политического противостояния.

Таким образом, ни одного из своих предвыборных обещаний В.А.Пономарев не выполнил.

В.А.Пономарев фактически утратил связь с избирателями. Со времени предвыборной компании никто В.А.Пономарева в избирательном округе не видел. А между тем, проблем в округе хватает.

В деревне Старый Игерман практически в негодность пришел водопровод. Из-за отсутствия питьевой воды некоторые жители вынуждены пользоваться водой из ручьев и родников, с чем связана высокая заболеваемость гемморагической лихорадкой, дизентерией и другими инфекционными заболеваниями. В деревне нет телефона.

В полке Нагорный из-за отсутствия очистных сооружений нечистоты из канализации попадают прямо в пруд, вода в котором уже имеет специфический запах.

В деревне Орловское также отсутствует телефон. По этой причине был случай, когда из-за несвоевременного вызова "скорой помощи" умерла женщина.

Во всех населенных пунктах, расположенных на территории округа, где депутатом В.А.Пономарев, очень высокий уровень преступности.

Мы ничего не имеем против В.А.Пономарева, как человека: он известный ученый, хороший семьянин. Но нам нужен депутат – человек, для которого проблемы жителей его избирательного округа стоят на первом месте. Это наше право. Поэтому, в соответствии с Законом Удмуртской Республики "Об отзыве депутата Государственного Совета Удмуртской Республики", мы просим Государственный Совет Удмуртской Республики принять решение о проведении досрочных выборов депутата государственного Совета Удмуртской Республики в нашем избирательном округе №11.

Инициативная группа избирателей.

Стоит добавить, что это только начало акции, исход которой пока неизвестен.

4.    НОВОЕ СОГЛАШЕНИЕ удмуртии и БАШКОРТОСТАНа

26 марта 1996 года в Ижевске состоялось подписание соглашений между Правительством УР и кабинетом министров Республики Башкортостан об экономическом сотрудничестве и о совместной деятельности в сфере экологии и охране окружающей среды. На документах поставили подписи председатель Правительства УР Павел Вершинин и заместитель премьера Республики Башкортостан Мидхат Шакиров. Стороны взяли на себя обязательства о взаимовыгодном сотрудничестве в области добычи и переработки нефти, газа, их реализации, поставках сельскохозяйственной и промышленной продукции, включая оборудование для нефтяников и газовиков. Речь шла, в частности, о создании единой нефтяной компании на паритетных началах. Особо оговорен вопрос о сотрудничестве в использовании бассейна реки Кама. Стороны решили совместно добиваться от российского правительства содействия в сохранении сельхозугодий от затопления водами Нижнекамской ГЭС, в стабилизации экологической обстановки. Встреча стала логическим продолжением подписанного в ноябре прошлого года протокола о намерениях между Республикой Башкортостан и Удмуртской Республикой. Что касается проекта создания компании по добыче, переработке и реализации нефти, то в республиканской прессе сообщалось, что проект договора, предложенный тогда башкирской делегацией, предполагал создание общества с ограниченной ответственностью с юридическим адресом в городе Нефтекамске (Башкортостан). Учредителями его, согласно башкирскому проекту, должны стать АНК "Башнефть", АООТ "Уралтранснефтепродукт", и госкомитет УР по собственности. Участие в уставном капитале предполагается как 50 на 50 со стороны каждой из республик. По непроверенным данным, удмуртская сторона предлагала считать своим вкладом выдачу лицензий на девять месторождений в юго-восточных районах Удмуртии с общим объемом добычи около 38 миллионов тонн нефти. Опять же по некоторым данным, именно определение доли и формы взноса в уставной капитал завели переговоры в тупик.

Результатом долгого переговорного процесса и поиска компромиссов между Правительством Удмуртской Республики и Кабинетом Министров Республики Башкортостан стало подписание в Нефтекамске документа, удовлетворяющего обе стороны. Создано акционерное общество "Белкамнефть", в состав учредителей которого вошли предприятия и организации обеих республик. Новое акционерное общество будет осуществлять добычу нефти, переработку и реализацию нефтепродуктов, используя уже имеющиеся основные средства АНК "Башнефть" на территории Удмуртской Республики.

11 июня стороны подписали учредительные документы совместного предприятия "Белкамнефть". Его уставный капитал поделен между соседними республиками пятьдесят на пятьдесят и составляет триста миллиардов рублей. Со стороны Башкортостана вклад составляют основные средства "Башнефти". Удмуртская сторона предоставляет лицензии на промышленную разработку месторождений.

16 декабря 1996 года в Уфе состоялась встреча руководства Удмуртской Республики с руководством Республики Башкортостан. Целью встречи было обсуждение проблем углубления взаимовыгодного сотрудничества между республиками, в первую очередь в области совместной добычи нефти.

Итогом переговоров стало подписание документов по дальнейшему сотрудничеству в сфере совместной разработки недр, в частности, нефтегазоносных пластов на территории двух республик. Вести эту работу будет совместное предприятие "Белкамнефть" с последующей переработкой по относительно невысоким ценам на башкирских нефтеперерабатывающих заводах, реализацией конечного продукта займутся на паритетных началах две компании. С удмуртской стороны это АО "АСПЭК".

Камнем преткновения на переговорах оставалось место регистрации нового АО. Удмуртская сторона, желавшая зарегистрировать, по понятным причинам, новое предприятие на своей территории, не учло того обстоятельства, что акцизные сборы с тонны нефти в Башкортостане установлены по минимальной ставке, а в Удмуртии по максимальной. Все это делало регистрацию АО в Удмуртии, мягко говоря, нерентабельным. Поэтому АО зарегистрировали в Башкирии. Оператором по продаже на паритетных началах с "Башнефтью” добываемой АО нефти стало АО "АСПЭК". При этом НПЗ Башкортостана станут принимать на переработку нефть, добытую новым АО, на тех же условиях, что и нефть "Башнефти".

ИСТОЧНИКИ

1.  Сергей Щукин. Политический прогноз на 1997 год. "АИФ Удмуртии" №95 от 27 декабря 1996 года.

2.  Л.Дудник "Надо садиться за стол переговоров". "Удмуртская правда" №182 от 3 декабря 1996 года.

3.  Вячеслав Кисарев, Госсовет. Город. Суд. "Городской стиль" №47 от 9 декабря 1996 года.

4.  Вера Сергеева, Елена Бородина. Конституционный Суд: Россия – на пути к правовому государству. "Известия Удмуртской Республики" №187 от 5 декабря 1996 года.

5.  Дарья Крылова. После Конституционного Суда. "Неделя Удмуртии" №48 от 8 декабря 1996 года.

6.  Открытое письмо группы российских политиков А.А. Волкову и А.И. Салтыкову. "АИФ Удмуртии" (№94 от 23 декабря).

7.  К.Павлов, профессор Удмуртского государственного университета, доктор экономических наук. Проблемы пригородного района. "Удмуртская правда". №182 от 3 декабря 1996 года.

8.  Создание нового АО позволяет надеяться на дополнительные поступления в бюджет и более стабильное обеспечение Удмуртии нефтепродуктами. (Пресс-центр Аппарата Правительства УР). "Известия Удмуртской Республики" №93 от 20 июня 1996 года.

9.  Валерий Чиньков. Нефтяной "бросок" на юг. "Известия Удмурткой Республики" №94-95 от 22 июня 1996 года.

10.Алексей Васильев. "Соседи – не разлей Кама-вода. "Известия Удмуртской Республики" №48-49 от 30 марта 1996 года.

11.Удмуртия и Башкирия: развитие экономических связей. "Удмуртская правда" №49 от 2 апреля 1996 года.

12.Сергей Щукин, Договор о дружбе №2. "АИФ Удмуртии" №23 от 5 апреля 1996 года