Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Ивановская область

Вера РОДИОНОВА

ИВАНОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

в декабре 1996 года

1.    Первый месяц работы областных органов власти

15 декабря состоялась инаугурация вновь избранного на должность главы администрации области Владислава Николаевича Тихомирова. Вслед за этим состоялись назначения новых (в основном, старых) заместителей. Первыми заместителями главы администрации области названы Виталий Григорьевич Мельников и Алексей Юрьевич Жбанов. Заместителями главы администрации области назначены Анатолий Павлович Головков и Юрий Михайлович Воронов. Заместителем главы администрации области, начальником финансового управления – Александр Павлович Грузнов. Заместителем главы администрации области: председателем комитета по управлению государственным имуществом – Николай Иванович Дорогов. Все они занимали эти посты и до выборов губернатора. В его команде пока только один вновь назначенный – Александр Васильевич Грошев. Он стал начальником управления жилищно-коммунального хозяйства администрации Ивановской области. (А. Грошев, кстати, баллотировался на пост мэра города на последних выборах, но из четырех претендентов стал лишь третьим. В кресло начальника управления ЖКХ областной администрации пересел с места директора ТОО "Скиф". А до предпринимательской деятельности являлся заместителем председателя Ивановского горисполкома, а именно – А. Головкова.)

13 декабря на первом заседании областного Законодательного собрания (ЗС) второго созыва был избран его председатель. Всего было выдвинуто четверо кандидатов: Валерий Григорьевич Никологорский (председатель ЗС первого созыва), Игорь Евгеньевич Гладков, Сергей Макарович Зимин и Сергей Николаевич Репяхов. Каждый коротко рассказал о себе и своем видении целей и задач законодательного органа власти области и его председателя. Депутаты, высказавшиеся в поддержку того или иного претендента, также были кратки. Одни считали, что "коней на переправе не меняют", другие – напротив, что нужны "свежие силы".

Результаты тайного голосования: В.Никологорскому отдали свои голоса 21 депутат. И.Гладкову – 7, С.Зимину и С.Репяхову – по одному. В.Никологорский остается членом Совета Федерации. Его заместитель по собранию будет избран позже.

На следующем, состоявшемся 23 декабря, заседании были утверждены число и состав комитетов Законодательного собрания, избраны их председатели. Председателем комитета по бюджету, финансовой и налоговой политике избран депутат В.Осокин (выдвинут КПРФ), комитета по экономической политике – А.Талтангов, генеральный директор АО "Пивоваренная компания", комитета по социальной политике – Н.Ковалева (член КПРФ, председатель городского союза женщин), комитета по законности, общественной безопасности и местному самоуправлению – С.Репяхов (член КРО, бывший депутат Ивановской городской думы, во многом благодаря которому Иваново обязано появлению Устава города, а также постановления о регулировании пребывания в городе “кавказцев”, отмененного судом). Руководителем постоянно действующей комиссии по налоговым льготам утвержден депутат В.Торопов, предприниматель.

Как уже упоминалось в обзоре за ноябрь 1996 г., три места в Законодательном собрании остались вакантными. 2 марта ивановцам предстоит вновь явиться на избирательные участки. (Одновременно будет проведено повторное голосование и по выборам в органы местного самоуправления – там, где депутаты не были определены в ходе первой попытки 1 декабря). Однако не исключено, что вакансий – и в Законодательном собрании, и в органах местного самоуправления – может прибавиться.

Во-первых, Президентом РФ Б.Ельциным 14 декабря подписан Указ "О назначении судей арбитражных судов". В списке стоит фамилия избранного 1 декабря депутатом Законодательного собрания Игоря Гладкова, назначемого председателем арбитражного суда Ивановской области. Выполнение Указа Президента обязывает И.Гладкова сложить с себя депутатские обязанности, а это гарантирует новые выборы еще в одном округе.

Во-вторых, на том же, втором заседании ЗС принят областной закон "О внесении дополнений в Закон Ивановской области "О статусе депутата Законодательного собрания Ивановской области". Внесенные дополнения касаются деятельности тех депутатов, которые стали одновременно депутатами ЗС и каких-либо других представительных органов. Внося вопрос на рассмотрение, его инициаторы имели в виду прежде всего девять депутатов собрания, 1 декабря избранными и в Ивановскую городскую думу (6 человек), Южский совет (1 человек), Родниковский совет (1 человек) и Кинешемскую думу (1 человек). Объясняя необходимость внесения дополнений, начальник государственного правового отдела ЗС А.Бадин в интервью "Ивановской газете" сказал: "Сложилась ситуация, при которого одни и те же должностные лица, являясь одновременно депутатами органов государственной власти и органов местного самоуправления, будут участвовать в принятии решений как на государственном, так и на муниципальном уровне. Возникновение данной ситуации прогнозировалось заранее. Поэтому еще Законодательным собранием прежнего созыва направлены запросы в федеральные органы государственной власти с просьбой дать ей правовую основу.

В настоящее время оттуда получены ответы Комитета Совета Федерации по делам Федерации, Федеративному договору и региональной политике, Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам, Управления конституционных основ федеративного устройства и самоуправления территорий, Конституционного Суда Россиийской Федерации, Отдела по надзору за законностью правовых актов Генеральной прокуратуры РФ. На основании действующего законодательства в них сделаны выводы о невозможности совмещения депутатских полномочий государственного и муниципального уровня и подтверждается право субъектов Российской Федерации осуществлять собственное правовое регулирование по данному вопросу. Правда, Комитет Государственной Думы по вопросам местного самоуправления придерживается противоположной точки зрения по данному вопросу...

На основании статьи 1 Федерального закона "Об основах государственной службы Российской Федерации" и в соответствии с Уставом Ивановской области, законом Ивановской области "О статусе депутата Законодательного собрания Ивановской области" депутаты Законодательного собрания являются государственными должностными лицами и не вправе осуществлять местное самоуправление, то есть быть депутатами представительных органов местного самоуправления городов и районов области, основной функцией которых является решение вопросов местного значения.

В этой связи меня интересует судьба представительного выборного органа в областном центре. Даже первого заседания думе пока провести не удалось: отсутствие двух депутатов лишило ее права принимать какие-либо решения. А теперь ситуация еще более усугубляется.

– В новом составе Ивановской городской думы шесть депутатов из восемнадцати одновременно являются депутатами Законодательного собрания Ивановской области. Поскольку, как уже было сказано, депутаты Законодательного собрания не вправе осуществлять местное самоуправление, любой житель города Иванова вправе поставить вопрос о легитимности Ивановской городской думы и принятых ею решений. Случись такое – и выяснится, что с момента избрания городская дума фактически не имеет кворума и принятые ею решения не будут иметь законной силы". [1]

Интервью было опубликовано еще до заседания Законодательного собрания. А на заседании сами депутаты высказали свое отношение к двойной "избранности". Законы, в первую очередь областные, нечетко оговаривают, насколько правомерна такая ситуация. Но "здравый смысл диктует вполне определенно: вряд ли сможет работать в полную силу депутат, "разрывающийся" между Законодательным собранием, городской думой и основным местном работы. Если, конечно, он собирается действительно работать, а не восседать свадебным генералом в дни пленарных заседаний. Думается, есть в сложившейся на сегодня ситуации и другие негативные стороны. Депутат, получивший сразу два мандата, тем самым сузил круг народных избранников, лишил возможности население некоторых избирательных округов иметь не одного, а двух депутатов в разных представительных органах. Кроме того (при всем уважении к ныне избранным депутатам), они не дали возможности стать депутатами другим гражданам, которые, думается, могли принести не меньшую пользу.

Законодательное собрание, после долгих споров, пришло к компромиссу довольно странному. Оно все-таки приняло дополнение к Закону о статусе депутата ЗС, согласно которому, во-первых, депутат ЗС не может быть одновременно депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, во-вторых, если его все же избрали, помимо Законодательного собрания, депутатом другого органа, то он в течение месяца со дня избрания должен письменно заявить о сложении полномочий депутата такого органа. В противоположном случае его полномочия как депутата ЗС досрочно прекращаются. Однако, приняв это важное дополнение к закону, Законодательное собрание сделало маленькую поправку, что касается она лишь тех депутатов, которые будут избраны на повторных выборах 2 марта 1997 года и на дальнейших выборах. Что же касается ныне действующих "параллельных" депутатов, то им самим предстоит решить – совмещать ли впредь депутатские обязанности в двух органах власти или отказаться от одного из мандатов. Судя по настрою депутатов, большинство из них предпочтет первое (пока лишь генеральный директор Ивановской пивоваренной компании Анатолий Талтангов заявил о том, что сложит с себя полномочия депутата городкой думы." [2]

2.    ИвановскАЯ городскАЯ думА второго созыва

Подписаны протоколы о том, что выборы депутатов Ивановской городской думы состоялись и признаны действительными, муниципальная комиссия зарегистрировала их и выдала удостоверения – депутаты могут приступать к работе, а значит, прежняя дума слагает с себя полномочия. Но избраны лишь 18 депутатов из 26, то есть необходимый минимум, при котором дума правомочна принимать решения (при 100-процентном присутствии депутатов). Состоялись уже две попытки собрать заседания Думы – хотя бы для того, чтобы выбрать ее председателя, но в первый раз двое депутатов были больны, один – в отъезде, во втором – трое больны. Депутаты, правда, проводят рабочие встречи, действует оргкомитет, который готовит вопросы повестки дня следующих возможных встреч, образованы (естественно, временно) рабочие комитеты, определен (временный) состав каждого из них... Но представительный орган областного центра остается пока с правом консультативного, совещательного голоса – не более.

Ситуация усугубляется еще и тем, что депутат городской думы по избирательному округу №25 Анатолий Талтангов прислал в горизбирком заявление, в котором сообщил, что в связи с избранием его председателем комитета областного Законодательного собрания (депутатом которого он также является), он слагает с себя полномочия депутата городской думы. Оказалось, однако, что ни в одном законе, регламентирующем деятельность органов местного самоуправления, не предусмотрена подобная добровольная отставка депутата, которую принимает горизбирком. По мнению его членов, решение этого вопроса входит в компетенцию только самой городской думы. Однако и она вряд ли способна принять сейчас какое-либо решение, поскольку никак не может начать свою деятельность из-за постоянного отсутствия кворума на заседаниях (а с уходом А.Талтангова дума вообще становится нелигитимной, потому что в ее составе остается меньше чем две трети членов).

На состоявшеся в конце декабря заседании горизбирком затронул и нравственную проблему, связанную с двойным депутатством ряда членом Законодательного собрания и Ивановской городской думы. "Надо ли было баллотироваться в два органа, чтобы потом уходить из одного из них? Знают ли депутаты, сколько денег из городского бюджета было затрачено на проведение избирательной кампании (а теперь придется тратить и на проведение повторных выборов)? Сумма из городской казны ушла немалая – 523 миллиона рублей.

Муниципальная избирательная комиссия решила: заявление депутата принять к сведению, а вопрос о проведении дополнительных выборов по 25-му избирательному округу рассмотреть только после того, как свое мнение о прекращении депутатских полномочий А.Талтангова (а возможно, и других "параллельных" депутатов) выскажет городская дума". [3]

А пока суд да дело, вновь избранный глава администрации г. Иванова Валерий Васильевич Троеглазов, официальное вступление в должность которого состоялось 11 декабря, накануне, 10 декабря, провел “прощальное” (теперь, в связи с недобором в городскую думу, уже и не известно, прощальное ли) заседание Ивановской думы прежнего созыва, председателем которой он являлся. На этом заседании депутаты, еще не сдавшие свои полномочия новому созыву, приняли серьезные и принципиальные поправки к Уставу города Иванова, значительно расширяющие полномочия мэра за счет сильного сужения полномочий думы.

"Трудно с полной достоверностью сказать, что подвигло гордепутатов первого созыва принять троеглазовские поправки, тем более, что все мероприятие сомнительно с точки зрения закона.

Почти все, кроме двоих, депутаты не будут представительствовать в новой думе. Возможно, им стало просто наплевать на равновесие властей, возможно, они не захотели ссориться со свежим городским главой, т.к. все занимают довольно ответственные посты.

Двое же переизбранных на второй срок, по нашим сведениям, очень по-разному встретили нововведения. Г-н Буданов поддержал поправки, а г-н Репяхов не поддержал – и это интересно, т.к. Репяхов выступал сподвижником Троеглазова в предвыборной кампании.

Не исключено, что здесь проявилась предварительная борьба Буданова с Репяховым за кресло думского председателя и за троеглазовскую поддержку в этой борьбе.

Хотя, если поправки будут зарегистрированы юстицией, то председателева должность станет совсем свадебной"  комментирует ситуацию газета “Будни-2” [4].

Газетой приводится полный свод поправок в сравнении с принятыми прежде статьями Устава города. Важнейшие из них:

"Ст. 42.2 Ивановская городская Дума состоит из 26 депутатов, представляет все население города и осуществляет права городского самоуправления в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, Федеральный Законом Российской Федерации "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", законом Ивановской области "О местном самоуправлении в Ивановской области", другими законами Российской Федерации и Ивановской области, а также настоящим Уставом.

Поправка. Пункт I изложить в следующей редакции:

"1. Ивановская городская дума – коллегиальный выборный представительный орган местного самоуправления Иванова, представляющий все население города и осуществляющий его права городского самоуправления в пределах, установленных, Конституцией Российской Федерации, Федеральный Законом Российской Федерации "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", законом Ивановской области "О местном самоуправлении в Ивановской области", другими законами Российской Федерации и Ивановской области, а также настоящим Уставом.

Ивановская городская Дума состоит из 26 депутатов. Глава города входит в состав городской Думы двадцать седьмым членом с правом решающего голоса".

Ст. 49. Ивановская городская Дума: (...)

13. Утверждает по представлению Главы города Схему управления городом, структуру администрации города, а также расходы на ее содержание; (...)

16. Решает в соответствии с законодательством вопросы административно-территориального устройства города, присваивает наименование улицам; утверждает схемы и проекты планировки и застройки территории города, генеральный план города, правила застройки; утверждает положение о городских органах архитектуры и градоствроительства.

Поправка. 1. В пункте 13 слова “структуру администрации города, а также расходы на ее содержание" – исключить.

2. В пункте 16 слова "утверждает положение о городских органах архитектуры и градостроительства" – исключить.

Ст. 51. 3. Постановления, распоряжения, приказы органов и должностных лиц самоуправления Иванова, а также руководителей территориальных подразделений этих органов, противоречащие законодательству и решениям городской Думы, принятым в пределах ее компетенции, могут быть отмечены городской Думой. Решения городской Думы об отмене акта органа местного самоуправления могут быть обжалованы в суд в установленном порядке.

Поправка. Пункт 3 исключить.

Ст. 55. 1. Глава города или его уполномоченный представитель может присутствовать на заседаниях городской Думы и принимать участие в обсуждении рассматриваемых вопросов.

Поправка. Пункт 1 изложить в следующей редакции:

"1. Глава города входит в состав Ивановской городской Думы, участвует в заседаниях Думы, имеет право председательствовать на ее заседаниях и обладает правом решающего голоса".

Ст. 57. 2. Администрация города действует под непосредственным руководством Главы города и подотчетна городской Думе. (...)

3. Структура городской администрации и территориальных подразделений административного управления определяется схемой управления городом, которую, а также размер расходов на содержание администрации, утверждает городская Дума по представлению Главы города.

Поправка. 1. Пункт 2 изложить в следующей редакции:

"2. Деятельностью городской администрации руководит Глава города".

2. Пункт 3 исключить.

Ст. 97. 1. Полномочия Главы города могут быть прекращены досрочно в случаях: (...)

в) отрешения от должности путем выражения недоверия городской Думой;

г) принятия Законодательным собранием Ивановской области Закона о прекращении полномочий Главы города Иванова; (...)

к) смерти или признания умершим решением суда (...).

5. Глава города может быть отрешен от должности городской Думой в случае совершения им преступления, а также в случае установленных судом нарушений Конституции Российской Федерации, Устава Ивановской области, федеральных законов, законов Ивановской области, Устава города Иванова.

6. Предложение о выдвижении обвинения в отношении Главы города вносится в городскую Думу письменно не менее чем 1/3 от установленного уисла депутатов, основываясь на определении (решении) соответствующего суда о наличии в действиях Главы города признаков умышленного нарушения действующего законодательства, настоящего Устава, решений городской Думы или представления прокурора города о наличии в действиях Главы города признаков преступления.

7. Городская Дума принимает решение о прекращении полномочий Главы города по результатам выражения к нему недоверия (отзыва) населения в порядке гражданской инициативы. Порядок и процедура отзыва и выражения недоверия Главе города определяется главой 10 настоящего Устава.

Поправка. 1. Подпункты в) и г) пункта 1 исключить.

2. Подпункт к) пункта 1 принять в следующей редакции:

"к) смерти".

3. Пункты 5, 6 и 7 исключить."

 

Немаловажный факт: бывший координатор облЛДПР юрист П.Шаповалов, за неделю до выборов снявший свою кандидатуру на пост главы города в пользу В.Троеглазова – ныне 1-й заместитель мэра. Внесенные изменения подготовлены с его участием. Впрочем, реакция на сообщение о поправах к Уставу города, принятых прежним составом думы уже после выборов нового созыва, была неадекватной. СМИ (кроме "Будней-2") произошедшего как бы не заметили, дума нового созыва (возможно, вследствие собственной фактической несостоятельности) промолчала. Вероятно, нежелание ссориться с новым мэром, весьма неоднозначным человеком и в отношениях с политическими партиями, и в его отношении с ныне ему подчиненными должностными лицами городского и районного уровней, доминирует над всеми остальными соображениями и у масс-медиа, и у политиков.

В настоящее время поправки проходят экспертизу в Управлении юстиции областной администрации. А пока, ввиду недееспособности новой городской думы, В.Троеглазов продолжает оставаться председателем прежнего состава думы и одновременно главой города, избранным 1 декабря.

Источники

1. А. Субботина. Придется выбирать // Ивановская газета – Иваново, 1996 г. – 21 декабря №244, с. 1-2.

2. М. Колчинский. Законодательное собрание ищет компромисса // Рабочий край – Иваново, 1996 г. – 24 декабря, №241 – с. 1.

3. М. Колчинский, В заколдованном круге // Рабочий край – Иваново, 1996 – 28 декабря, №245 – с.1.

4. В. Рахманьков. Депутатов следует сделать членами // Будни-2 – Иваново, 1996 – декабрь, №49 – с.4-5.