Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Ленинградская область

Татьяна Драбкина

ЛЕНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ

в декабре 1996 года

1.    ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ

1.1.    Губернатор Ленинградской области

Правительства Санкт-Петербурга и Ленинградской области предприняли попытку радикально изменить ситуацию в энергетической отрасли, прекратить практику, когда предприятия, производящие электроэнергию, прежде всего – Ленинградская атомная электростанция (ЛАЭС) перманентно находятся в кризисе неплатежей из-за политики министерства атомной энергии РФ и РАО "ЕЭС России". По инициативе губепнатора В.Густова 15 декабря на ЛАЭС состоялось выездное совещание правительств Санкт-Петербурга и Ленинградской области с участием губернатора Ленинградской области В.Густова и первого вице-губернатора Санкт-Петербурга Д.Сергеева. Подписано "Соглашение о стабилизации положения и повышении эффективности энергообеспечения региона Санкт-Петербурга и Ленинградской области". Общей целью двух правительств названо создание региональной энергетической компании с участием ЛАЭС и АО "Ленэнерго". Компания должна стать первым конкурентом РАО "ЕЭС России".

9 декабря губернатор В.Густов провел в г. Кингисеппе рабочее совещание по строительству Усть-Лужского порта. В совещании участвовал первый заместитель генерального директора компании "Росуголь" В.Зайденварг. Решался вопрос о первоочередных работах, на которые должны быть направлены первые 15 млрд рублей, выделяемых правительством области и компанией "Росуголь" (см. [1]).

Распоряжением губернатора от 02.12.96 "О передаче комитету по информации и печати Ленинградской области некоторых вопросов в сфере связи" этому комитету поручается решение вопросов, связанных с контролем и координацией, использованием федерального имущества приемного и передающего технического комплекса телевидения и радиовещания, телеприема. Комитету вменяются в обязанности вопросы координации взаимодействия с областного правительства с Управлением бывшей Федеральной службы почтовой связи РФ по Ленинградской области в части рассылки и распространения периодических печатных изданий и книготорговли, использования федерального имущества, находящегося на балансе Управления. Вменяются в обязанности также вопросы координации деятельности структур исполнительной власти и коммерческих структур, занимающихся изготовлением и распространением материалов и изданий, содержащих информацию справочно-аналитического характера по Ленинградской области.

1.2.    Правительство

2 декабря правительство Ленинградской области постановило приостановить действие постановления областного правительства от от 12.04.96 "О создании системы мобильной радиотелефонной связи Ленинградской области (подсистемы Российской системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных происшествий)". Взамен предполагается создание новой агрегированной системы связи, обеспечивающей ее функционирование на территориях Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Комитету по транспорту и связи, министерству экономики и инвестиций поручено подготовить проект совместного постановления губернаторов Санкт-Петербурга и Ленинградской области по разработке региональной системы связи, включив в него пункты по созданию экспертного совета, тендерной комиссии и рабочей координационной группы. Комитету по транспорту и связи поручено до 15.12.96 обеспечить подготовку документов для проведения тендера на право разработки региональной системы связи.

2.    ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ

2.1.    Бюджет

Рассмотрение бюджета началось 2 декабря на внеочередном заседании. Тогда же законопроект был принят в первом чтении, несмотря на состоявшуюся дискуссию. В ходе обсуждения депутаты настаивали на более тесной работе с главами районных администраций, высказывались сомнения в целесообразности более значительного снижения ставки налога для банков по сравнению с предприятиями. Представители сельскохозяйственного производства высказали недовольство распределением средств на поддержку аграрного комплекса. По мнению ряда депутатов, система дотаций частным сельхозпроизводителям перестала себя оправдывать и позволяет пользоваться дотациями людям, далеким от сельского хозяйства. Другие депутаты высказывали недовольство тем, что для поддержки сельского хозяйства предусмотрено больше средств, чем для поддержки промышленности. Представители районов-доноров требовали пересмотра регулирующих источников доходов, в частности, оставления всего подоходного налога на местах.

Перед голосованием депутаты, выступавшие за принятие бюджета, приводили, в частности, такой аргумент, что концпацию бюджета необходимо принять в первом чтении хотя бы потому, что новое правительство при подготовке бюджета отнеслось к Законодательному собранию с гораздо большим вниманием, чем прежнее.

Депутат Г.Смирнов высказался против принятия бюджета даже в первом чтении, так как его концепция мало отличается от концепции бюджета 1996 года, фактически продолжается нажим на законопослушных налогоплательщиков, в проекте бюджета не видно попыток серьезной борьбы с теневой экономикой.

При первом голосовании законопроект не был принят. Тогда было принято решение о переголосовании, прияем поименном. В итоге бюджет был принят в первом чтении 17 голосами "за" при 5 "против".

Для доработки законопроекта была создана согласительная комиссия, в которую записались 16 депутатов (т.е. 2/3 всего ЗС). Комиссия работала в течение 3-х недель.

23 декабря состоялось внеочередное заседание ЗС с рассмотрением бюджета во втором чтении. Были приняты более 40 поправок, внесенных депутатами и правительством и обсужденных в комиссиях ЗС. При их принятии разногласий было мало. Лейтмотивом большинства выступлений депутатов было то, что экономическая ситуация в области не позволяет должным образом учесть в бюджете потребности всех отраслей, однако от принятия даже такого неудовлетворительного бюджета зависит будущее экономики региона. Бюджет был принят во втором чтении 18 голосами "за" при 4-х "против".

27 декабря бюджет на 1997 г. был принят в целом. На этом заседании ЗС дискуссии по бюджету не было.

Наблюдатели отмечают, что бюджет 1997 года явился плодом титанической работы новой команды губернатора, особенно финансового комплекса во главе с С.Сусековым, а также управления казначейства. Не менее активно работали и депутаты ЗС. Губернатор В.Густов высоко оценил совместные усилия ЗС и правительства при работе над бюджетом и отметил, что в ходе этой работы сложились нормальные, доверительные отношения между исполнительной и законодательной властью.

2.2.    Законы

Приняты в целом законы "О комплексном природопользовании в Ленинградской области", "О государственной службе " и "О муниципальной службе".

В очередной раз отвергнут законопроект "О префектуре".

2.3.    Постановления

ЗС приняло постановление в поддержку инциативы Белгородской областной Думы об обращении к президенту, правительству, Государственной Думе и Совету Федерации с выражением "тревоги по поводу проблем Черноморского флота и убежденности в том, что Севастополь должен сохранить свой должен сохранить свой особый статус и уникальную инфраструктуру".

3.    МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

В декабре завершилось формирование местного самоуправления в Ленинградской области.

По итогам всей избирательной кампании (с учетом выборов, прошедших 17 ноября) муниципальными избирательными комиссиями было зарегистрировано 2177 кандидатов в депутаты и 158 кандидатов на должности глав муниципальных образований. В среднем по округам было по 3 кандидата в депутаты и около 7 – на должность глав муниципальных образований. Избрано 654 депутата и 25 глав муниципальных образований.

Областная избирательная комиссия констатировала, что выборы в целом (за исключением двух муниципальных образований, см. ниже) прошли на хорошем организационном уровне. На выборах присутствовали наблюдатели.

3.1.    Итоги выборов в муниципальных образованиях

8 декабря состоялись выборы глав администраций и депутатов муниципальных собраний города Гатчины, Бокситогорского и Подпорожского районов.

Во всех трех муниципальных образованиях явка избирателей составила менее 50%. Всюду победили действующие главы администраций. Наиболее впечатляющую победу одержал глава администрации Гатчины Станислав Богданов – 78,19% голосов (областной рекорд). Его главный соперник председатель фонда "Гатчина-2000" Е.Голубкин поучил 8,96% (всего было 4 кандидата). Явка избирателей – 45,98%.

В Гатчине избраны 33 депутата городского совета (из 129 кандидатов). Среди них преобладают директора предприятий и школ, врачи; два депутата представляют ветеранские организации.

Глава администрации Подпорожского района Владимир Никифоров получил 51,58% голосов, его главный соперник генеральный директор АООТ "Капитальный ремонт" Н.Куприянов – 12,06%. Явка избирателей – 40,9%.

Избраны 29 депутатов муниципального собрания.

В Бокситогорском районе глава администрации Владимир Новожилов получил 26,59%, на втором месте заместитель директора ОАО "Бокситогорский глинозем" А.Осипов, который проиграл всего 5% голосов. Явка избирателей – 47,66%.

Избраны 23 депутата муниципального собрания.

17 и 22 декабря в 19 муниципальных образованиях прошли выборы в органы местного самоуправления. Явка избирателей в среднем по области составила 37,29% (от 54,5% в Ивангороде до 27,38% во Всеволожском районе). Избраны главы 13 районов, Ивангорода (город областного подчинения), г. Коммунар Гатчинского района, поселка Сертолово Всеволожского района и поселка Кузнечное Приозерского района. Выборы прошли также в Колтушской волости и поселке Невская Дубровка Всеволожского района, но эти выборы областная избирательная комиссия признала недействительными (см. ниже). Во всех этих муниципальных образованиях избраны депутаты представительных органов местного самоуправления.

В Приозерском районе выборы были под угрозой срыва из-за произошедшей в ночь с 19 на 20 декабря трагедии (см. главу 5). Однако выборы в районе состоялись и даже при достаточно высокой активности избирателей по сравнению с другими районами.

В 10 районах сохранили свои посты ранее работавшие главы администраций:

в Волховском районе – Александр Белицкий (73,54% голосов; из 3-х кандидатов);

в Гатчинском районе – Анатолий Ледовских (66,45%; 5 кандидатов);

в Кингисеппском районе – Александр Дрозденко (66,39%; 4 кандидата);

в Лодейнопольском районе – Александр Макаров (44,89%; 4 кандидата);

в Ломоносовском районе – Валерий Гусев (39,11%; 7 кандидатов);

в Лужском районе – Сергей Тимофеев (39,85%; 5 кандидатов);

в Приозерском районе – Олег Мартынов (31,15%; 8 кандидатов);

в Сланцевском районе – Яков Богданов (35,16%; 10 кандидатов);

в Тихвинском районе – Михаил Водопьянов (32,16%; 8 кандидатов);

в Тосненском районе – Иван Хабаров (50,28%; 5 кандидатов);

в Ивангороде – Павел Григорьев (72,86%; 5 кандидатов).

В 3-х районах избраны новые главы администраций:

в Волосовском – директор АОЗТ "Ущевицы" Михаил Аксенов (79,56% голосов; из 3-х кандидатов);

во Всеволожском – бывший заместитель главы районной администрации Геннадий Добров (28,27%; 6 кандидатов). Бывший глава администрации Николай Уласевич занял 3-е место ( 18,74%);

в Кировском – командир войсковой части Андрей Васильев (44:5%; 7 кандидатов). Бывший глава администрации Владимир Блохин также участвовал в выборах, но в начале декабря заявил о снятии своей кандидатуры в связи с переходом на работу в правительство Ленинградской области – заместителем начальника Управления государственной службы и местного самоуправления.

В г. Коммунар Гатчинского района главой администрации избран директор МП "Коммунар" Сергей Черников (51,79%; 9 кандидатов);

В поселке Кузнечное – заместитель начальника горного цеха Объединения гранитных карьеров Сергей Волков.

В поселке Сертолово Всеволожского района – директор АО Александр Соболенко.

В Киришском районе согласно уставу муниципального образования глава администрации не избирается, его будет нанимать муниципалитет на контрактной основе.

3.2.    Конфликты и особенности избирательной кампании

Избирательная кампания была очень активной и напряженной, но ее ход в отдельных муниципальных образованиях слабо освещался в общеобластных СМИ. Информация ограничивалась особо крупными конфликтными ситуациями. Поддержка со стороны областной власти тех или иных кандидатов из числа действующих глав администраций варажалась в виде публикации материалов о деятельности этих лиц в областной газете "Вести". Такими кандидатами были глава администрации г. Гатчины, Киришского, Приозерского районов некоторых других.

3.2.1.    Колтушская волость

Областная избирательная комиссия признала недействительными выборы главы администрации и депутатов муниципального органа в Колтушской волости в связи с неравномерной нарезкой округов. Из общего числа 12 округов лишь 3 соответствовали требованию закона о допустимом разбросе количества избирателей (не более 10%), в отдельных округах отклонение составляло более 200%. Об этом облизбирком был извещен еще за полмесяца до выборов в жалобе группы кандидатов на действия муниципальной избирательной комиссии. Тогда же областная комиссия предупредила председателей территориальной и муниципальной избирательных комиссии, а также главу волостной администрации о недопустимости подобных нарушений. Однако никаких мер в волости принято не было. Незадолго до выборов в муниципальную комиссию было направлено специальное письмо с разъяснением ситуации членам комиссии, а 19 декабря областная избирательная комиссия единогласно приняла решение об отмене выборов депутатов муниципального совета. Но и это решение не было выполнено под давлением главы администрации волости, выборы состоялись. Теперь их результаты отменены облизбиркомом. Одновременно признаны недействительными выборы главы администрации Колтушской волости. Основанием к этому послужило самоуправство действующего главы администрации Савельева, который вопреки требованиям закона своим распоряжением разрешил уаствовать в выборах людям, не проживающим в волости, но имеющим там недвижимость (по итогам выборов здесь победил Савельев).

3.2.2.    Всеволожский район

Областная избирательная комиссия признала недействительными выборы депутата районного представительного органа в поселке Невская Дубровка Всеволожского района. Здесь глава поселковой администрации с группой депутатов поселкового представительного органа выразили свое несогласие с порядком избрания депутата районного представительного органа тем, что самоуправно изъяли в участковых избирательных комиссиях бюллетени по выборам депутата. Прибывшие в поселок районный прокурор и члены территориальной избирательной комиссии смогли восстановить порядок выборов только к середине дня голосования, а до этого момента избиратели голосовали только по одному бюллетеню – по выборам главы муниципального образования.

3.2.3.    Лужский район

В последний момент избирательная комиссия отказала в регистрации одному из кандидатов на пост главы администрации – В.Воробьеву. Признана недействительной часть подписей в его поддержку. В.Воробьев считает решение незаконным и обжаловал его в суде.

Избирательной кампании в районе проходила в обстановке некорректных и, судя по всему, незаконных действий как со стороны групп поддержки отдельных кандидатов, так и со стороны территориальной избирательной комиссии. Например, по ходу кампании изменялись границы избирательных участков. Кандидаты на пост главы администрации или их группы поддержки распространяли анонимные листовки, содержащие оскорбления и клеветнические сведения в адрес соперников. Один из кандидатов, заместитель главы районной администрации Олег Муравьев обратился в городскую прокуратуру с просьбой возбудить уголовное дело по факту распространения клеветы, а также в территориальную избирательную комиссию с просьбой дать оценку происходящему. Однако комиссия никак не отреагировала на это обращение. Вице-губернатор А.Смирнов (курирующего правоохранительные органы) выступил в областной газете "Вести" с заявлением, осуждающим ситуацию в районе [2]. Хотя конкретные лица не названы, по тону заявления (и характеру допущенных нарушений) ясно, что осуждение было направлено в адрес местных властей, включая главу администрации С.Тимофеева. Вице-губернатор официально заявил, что участившиеся в районе случаи спекуляции от имени губернатора области В.Густова не имеют под собой никакой почвы, так как нет никакого решения о поддержке губернатором или правительством какого-то одного кандидата. Вместе с тем в заявлении сказано, что "губернатору небезразлично, кто придет к власти. Им, к примеру, высказывались добрые слова в адрес Ю.Гриненко за помощь, оказанную на губернаторских выборах; отмечался профессионализм О.Муравьева..." Таким образом, косвенно была выражена поддержка этим кандидатам. По итогам голосования победил глава администрации С.Тимофеев (39,85%), на втором месте – бывший его заместитель О.Муравьев (22,52%), на третьем – главный врач больницы Ю.Гриненко (15,34%).

3.2.4.    Светогорск

Муниципальные выборы в Светогорске завершились полным поражением бывшего главы администрации Геннадия Глазова ­инициатора борьбы за независимость города. Он проиграл не только на выборах мэра (получив 21,72% голосов), но и на выборах депутатов муниципального собрания. Мэром Светогорска избран Николай Пермяков, коммерческий директор АО "Лесогорский завод" (66,3% голосов).

3.2.5.    Сланцы

В Сланцах за несколько дней до выборов была совершена попытка покушения на главу администрации Сланцевского района Якова Богданова (в итоге переизбранного на новый срок). Вернувшись с работы, он обнаружил прикрепленную к дверной ручке своей квартиры гранату.

3.3.    Начало работы вновь избранных органов местного самоуправления

4-5 и 9 декабря проходило первое заседание муниципального собрания Выборгского района (избранного в ноябре). В первый день работы удалось принять лишь регламент муниципального собрания, представляющий собой многостраничный документ. Регламент, в частносТИ, предусматривает создание аппарата собрания с собственным секретарем и юридической службой. Предусмотрено получение ежемесячного вознаграждения депутатам – членам постоянных комиссий. Второй день заседания был посвящен выборам председателя собрания. Было выдвинуто 5 кандидатур, проведено 4 голосования, но ни одна из кандидатур не набрала необходимого числа голосов. Выборы были продолжены 9 декабря. Председателем избран генеральный директор АО "Выборгский мясокомбинат" Михаил Носов.

Собрание приняло обращение к губернатору В.Густову и председателю ЗС В.Иванову с просьбой установить полные размеры отчислений по регулирующим налогам для зачисления в бюджет Выборгского района, что позволит довести объем доходов до 311,6 млрд рублей [3].

4.    ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Ассоциация промышленных предприятий Ленинградской области, Союз сельхозпроизводителей Ленинградской области и Союз промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга заключили трехстороннее соглашение о сотрудничестве в рамках объединения двух субъектов РФ в единый хозяйственный комплекс. Договор предусматривает содействие развитию деловых связей между городом и областью, создание совместных предприятий и финансово-промышленных групп, совместный поиск инвесторов. Особое внимание уделяется вопросам развития сельского хозяйства. Намечена разработка и представление органам власти документов, предусматривающих комплекс мероприятий по возвращению сельскохозяйственной продукции Ленинградской области на рынок Санкт-Петербурга. В рамках соглашения будет создана постоянно действующая межотраслевая выставка продукции предприятий Санкт-Петербурга и области с целью продвижения этой продукции на рынки стран СНГ и Европы.

5.    ТРАГЕДИЯ

В ночь с 19 на 20 декабря в одном из пятиэтажных жилых домов г. Приозерска произошел мощный взрыв, в результате которого обрушились два подъезда. 12 человек погибли. Прокуратурой Ленинградской области возбуждено уголовное дело. Обстоятельства трагедии изучает комиссия, возглавляемая вице-губернатором Анатолием Смирновым. По его словам, почти нет сомнений в том, что причиной взрыва стала утечка газа в одной из квартир. Таким образом, повторилась трагедия, произошедшая по тем же причинам в мае 1996 г. в Светогорске (тогда погибли 20 человек). Совпадение отнюдь не случайное, обе трагедии явились следствием социальных проблем. Дело в том, что в обоих случаях имело место отключение домов или отдельных подъездов от газоснабжения за неуплату, однако люди осуществляли самовольное подключение к газопроводу, естественно, без соблюдения необходимых мер безопасности. В отношении взрыва в Светогорске этот факт установлен, аналогичное объяснение взрыва в Приозерске сейчас является наиболее вероятным. Вице-губернатор А.Смирнов заявил, что подобные приемы борьбы с неплательщиками являются незаконными, решение спорных вопросов должно происходить только в суде. Не следует забывать, что многие жители области не получают зарплату в течение нескольких месяцев. После трагедии в Светогорске прокуратура Ленинградской области внесла представление в адрес генерального директора АО "Леноблгаз". Однако реакция последовала лишь в виде рядовой отписки, не было предпринято никаких мер по предупреждению подобных ситуаций. Насколько известно, никто не был наказан.

ИСТОЧНИКИ

1. Драбкина Т.М. Ленинградская область в ноябре 1996 года. // Политический мониторинг. – М.– ИГПИ. – 1996, №11.

2. Орлова Н. Господа, грубо играте! // Вести. – Санкт-Петербург. – 1996. – 10 декабря. – №139. – С. 2.

3. Медведев А.,  Смирнова Л. Тяжела ты, шапка депутата... // Вести. – Санкт-Петербург. – 1996. – 10 декабря. – №139. – С.1.