Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Санкт-Петербург

Татьяна Драбкина

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

в декабре 1996 года

1.    ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ

1.1.    Губернатор Санкт-Петербурга

1.1.1.    Взаимодействие с федеральной властью

24 декабря в Москве состоялась беседа губернатора В.Яковлева с президентом РФ Б.Ельциным. Губернатор доложил президенту о планах развития города. Президент высказался за поднятие роли Санкт-Петербурга в жизни страны, в том числе и в политической. Б.Ельцин сказал, что ряд его важных инициатив будет обнародоваться не в Москве, а в Санкт-Петербурге.

В Москве состоялась также встреча В.Яковлева с министром иностранных дел РФ Евгением Примаковым, на которой обсуждались пути реализации крупных капиталоемких проектов в Санкт-Петербурге, имеющих значение для всей России. Была отмечена возрастающая роль Санкт-Петербурга в международной и внешнеэкономической деятельности РФ, в ачстности, в связи с продвижением кандидатуры Санкт-Петербурга к получению права проведения Олимпиады-2004.

По личной просьбе губернатора В.Яковлева в Санкт-Петербурге побывала комиссия Министерства по чрезвычайным ситуациям РФ во главе с первым заместителем министра для анализа и обсуждения проблем завершения мероприятий по ликвидации последствий произошедшей год назад аварии на одном из участков метро, в результате которой жители огромной территории лишились возможности прямого сообщения с центром и другими районами города (см. [1]). Губернатор Санкт-Петербурга ведет переговоры о том, чтобы аварийные работы велись за счет средств МЧС. Он также рассчитывает на содействие МЧС в лоббировании в правительстве РФ и Государственной Думе вопроса об увеличении финансирования петербургского метро.

1.1.2.    Некоторые итоги года

Подводя итоги года, губернатор В.Яковлев сообщил, что начата работа по разработке стратегического плана развития Санкт-Петербурга. Эта работа проводится в сотрудничестве с Леонтьевским центром и должна завершиться уже в 1997 году. С разработкой этого плана губернатор связывает надежды на активизацию всех отраслей городского хозяйства и привлечение широкого круга инвесторов.

Губернатор сообщил также, что в правительстве Санкт-Петербурга в ближайшее время будет готова программа "Чистый город", предусматривающая использование таких рыночных механизмов, как увеличение числа автомобильных моек, организация продажи отечественной аппаратуры для снижения токсичности выхлопных газов и т.п. В.Яковлев считает, что Санкт-Петербург должен выступить инициатором проведения в России и СНГ регулярных конкурсов на звание культурной столицы года (по примеру стран Европейского союза).

Перед новым годом губернатор В.Яковлев выступил с инициативой сделать Петербург местом проведения основных мероприятий Дня Согласия и Примирения, который намечен на 7 ноября 1997 года. Об этом губернатор объявил на предновогодней встрече с деятелями культуры Санкт-Петербурга. Он сказал, что Петербург заслужил это право как никакой другой город страны, так как он является городом трех революций, городом-героем в дни Отечественной войны, и, наконец, городом репрессий.

1.2.    Правительство Санкт-Петербурга

Среди декабрьских мероприятий правительства Санкт-Петербурга следует отметить выработку двух концепций: активизации строительства и реформы системы жилищно-коммунального хозяйства.

Под натиском бюджетных проблем правительство вынуждено пойти на повышение тарифов на коммунальные услуги. Эта непопулярная мера долго откладывалась по политическим причинам – прежняя администрация не хотела делать этого перед губернаторскими выборами, новая – сразу после них. Затягивание решения проблемы привело к неизбежности весьма ощутимого повышения тарифов на жилье и отопление – в 2 раза. Правительство не решилось пойти на эти меры без одобрения Трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Новые тарифы будут введены с 1 февраля 1997 г. Для предотвращения тяжелых социальных последствий решено снизить с 15 до 10% долю квартплаты в структуре совокупного дохода семьи, позволяющую претендовать на субсидию. По прогнозам, это увеличит число субсидируемых семей с 16 тысяч до нескольких сотен тысяч. Это неизбежно повлечет за собой так и не изжитые технические проблемы с оформлением и проверкой документов (очереди, нехватку и низкую квалификацию персонала, отсутствие оргтехники, помещений и т.п.). Власти предвидят также массовое занижение доходов. Чтобы по возможности минимизировать последнюю угрозу, предлагается, например, брать с заявителя письменное обязательство, что он не возражает против проверки его дохода с участием третьих лиц. Однако это очевидно противоречит закону. Между тем первый заместитель председателя комитета по управлению городским хозяйством А.Трегубов заявил журналистам, что ожидаемый рост выплат по компенсациям существенно превышает прибыль от повышения тарифов. Создается впечатление, что трудности с получением необходимых документов и самих компенсаций будут поддерживаться властями сознательно, чтобы ограничить число претендентов и сэкономить средства на компенсацию.

Одновременно правительство Санкт-Петербурга, похоже, решилось всерьез приступить к реформированию коммунальной сферы. В настоящее время более 1/3 бюджета расходуется на содержание жилищно-коммунального хозяйства, при этом качество услуг этой отрасли не выдерживает никакой критики из-за монополизма территориальных эксплуатационных предприятий (ПРЭО). Горожане оплачивают около 20% стоимости коммунальных услуг, остальное дотируется из городского бюджета, причем дотация не зависит ни от уровня доходов граждан, ни от качества жилья (дотация планируется из расчета на 1 кв. м. жилой площади). Последнее, по сути, означает перераспределение дотационных выплат в пользу наиболее состоятельных категорий граждан, владеющих жильем большей площади и лучшего качества. Отсутствует практика заключения договоров найма, нет никаких узаконенных отношений между потребителями и производителями услуг.

Принятое постановление правительства "О мерах по проведению реформ в жилищной сфере" нацелено на коренное изменение отношений. Для устранения государственной монополии предполагается осуществить коммерциализацию предприятий жилищно-коммунального хозяйства, в частности, разделить функции заказчика и подрядчика, образовать районные жилищные агентства с функциями заказчика, которые будут заключать договоры подряда с эксплуатационными предприятиями. В качестве заказчиков смогут выступать также товарищества жильцов и жилищные кооперативы. Нынешние ПРЭО должны быть преобразованы в мелкие предприятия, функционирующие в условиях конкурентной среды. Предполагается разработка нормативных актов, которые позволят осуществить переход от дотирования стоимости коммунальных услуг к субсидированию нуждающихся граждан по принципу адресной социальной помощи с учетом душевого дохода и прожиточного минимума.

Однако пока это – только концепция, необходимая нормативная и законодательная база отсутствует, хотя подобные меры назрели давно и об этом говорится на протяжении нескольких лет.

Возможно, теперь, хотя и с опозданием, власти все-таки всерьез займутся решением этих проблем. Намеченные реформы в сфере коммунального хозяйства являются составной частью разрабатываемой в правительстве Санкт-Петербурга долгосрочной стратегии экономического развития города. При этом должна быть решена важнейшая задача одновременного сокращения расходов и повышения доходов бюджета. Об этом, в частности, говорится в недавно принятом постановлении правительства Санкт-Петербурга "Об инвестиционной и финансовой стратегии и политике заимствований Санкт-Петербурга" (от 15.11.96). В постановлении констатируется, что современное состояние организации инвестиционного процесса не отвечает в полной мере потребностям Санкт-Петербурга. В течение последних лет объем городской адресной программы капитальных вложений практически совпадает с объемом средств, привлекаемых с помощью краткосрочных заимствований для покрытия дефицита бюджета. Задача состоит в переходе к финансированию инвестиционной программы непосредственно за счет долго– и среднесрочных заимствований, что требует глубокой реформы бюджетной сферы, совершенствования тарифной политики, механизма сбора платы за предоставляемые услуги с одновременным усилением социальной защиты граждан.

Для обеспечения потребностей отраслей городского хозяйства в инвестициях правительство постановляет, в частности, продолжить работу с ЕББР по отработке механизма привлечения инвестиций на основе средне- и долгосрочных заимствований. Кроме того, отраслевым комитетам администрации поручается до 01.07.97 разработать долгосрочные (1996-2001 гг.) финансовые планы-прогнозы и концепции структурной перестройки отраслей, планы изменения тарифов на услуги организаций. дотируемых из городского бюджета и т.п. В постановлении сформулированы следующие принципы инвестиционной политики:

– переход финансирования инвестиционной программы на заемные средства;

– переход от годового к среднесрочному и долгосрочному планированию;

– поэтапный перевод инвестиций в коммунальном хозяйстве на собственные и заемные источники за счет включения в тарифы инвестиционнойсоставляющей;

– предоставление приоритета в отраслях городского хозяйства проектам с высокой окупаемостью и (или) привлекающими значительные объемы частных инвестиций;

– поэтапное увеличение средств на социальную сферу в инвестиционной программе, финансируемой за счет бюджетных доходов Санкт-Петербурга.

Комитет экономики и промышленной политики организовал первую региональную некоммерческую выставку "Промышленность города – городскому хозяйству" в рамках Программы стабилизации и дальнейшего развития экономики Санкт-Петербурга. Мероприятие проводилось в соответствии с распоряжением губернатора, власти придавали ему большое значение, о чем свидетельствовало присутствие на открытии выставки самого губернатора и членов правительства Санкт-Петербурга. Цель выставки – оценить возможности рынка местной промышленной продукции, восстановить утраченные связи и, самое главное, сформировать муниципальные заказы для нужд городского хозяйства за счет средств городского бюджета. Интерес промышленных предприятий к выставке превзошел все ожидания – вместо первоначально планировавшихся 120 участников реально представили свою продукцию 311 предприятий и научных организаций. Для анализа и отбора продукции под будущие муниципальные заказы создана экспертная комиссия. Предполагается, что теперь разрешение на закупку импортного оборудования для нужд городского хозяйства будет даваться только в случае, если отсутствуют аналоги местного производства.

2.    ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ

Доминантами законодательной деятельности ЗС в декабре были бюджет 1997 года и проблемы местного самоуправления. Вместе с тем дополнительное внимание к ЗС было привлечено завершением двухлетнего периода работы и не утихающими спорами о правомочности продления срока полномочий ЗС (см. [2]).

2.1.    Завершение двухлетней работы и споры о сроке полномочий ЗС

Подводя итог двухлетней работы ЗС, председатель ЗС Юрий Кравцов сообщил, что за этот период принято более 80 законов, еще около 50 находятся в стадии завершения. Ю.Кравцов отметил, что по качеству принятых законов ЗС Санкт-Петербург опережает представительные органы других субъектов РФ. Одной из главных заслуг ЗС председатель считает почти завершенную работу по созданию законодательства в сфере государственного устройства Санкт-Петербурга. Он отметил, что не знает других субъектов РФ, где уже приняты законы о правительстве и где депутаты региональных представительных органов могут выражать недоверие чиновникам администрации. Другая перспективная инициатива ЗС Санкт-Петербурга, которой уже заинтересовались представительные органы власти других регионов – выделение в бюджете резервного депутатского фонда. К недостаткам работы ЗС и городских властей в целом Кравцов отнес то, что так и не удалось создать систему адресной социальной поддержки населения. Внутренней проблемой ЗС, по мнению председателя, является отсутствие явного большинства.

Двухлетие ЗС пришлось на период споров о продлении полномочий этого органа. Поскольку в многочисленных выступлениях журналистов и представителей общественных организаций подчас содержалась искаженная информация по этой проблеме, председатель координационной группы по законодательству ЗС А.Ливеровский выступил в прессе с разъяснением юридических оснований принятых ЗС решений [3]. Однако и эти соображения были подвергнуты критике со стороны полномочного представителя Президента РФ в Санкт-Петербурге С.Цыпляева [4].

Ситуация, в которой оказалось ЗС Санкт-Петербурга, не является специфической, она отражает объективно существующую в РФ путаницу и слабость законодательной основы деятельности представительных органов власти и уходит корнями в период "поэтапной конституционной реформы" осени 1993 года. Поэтому имеет смысл привести юридические аргументы сторон.

Аргументы сторонников 4-летнего срока полномочий сводятся к 3-м основным позициям:

1) Не существует законодательного акта, устанавливающего, что ЗС Санкт-Петербурга избрано на 2 года.

Двухлетний срок полномочий для представительных органов государственной власти субъектов РФ (за исключением республик) упоминается в указах президента РФ №1723 от 22.10.93 "Об основных началах организации государственной власти в субъектах РФ" и №2252 от 21.12.93 "О реформе органов государственной власти г. Санкт-Петербурга". Однако эти указы были изданы до вступления в силу Конституции РФ. После ее вступления в силу установление особого срока полномочий не для всех, а для определенного круга субъектов РФ вошло в противоречие с конституционным принципом равноправия всех субъектов РФ. Следовательно, такие правовые акты после вступления в силу Конституции не действуют (п. 2 раздела второго Конституции РФ).

Выборы депутатов ЗС проводились на основании "Положения о выборах в Санкт-Петербургское городское собрание в 1994 году". В этом документе срок полномочий депутатов не устанавливался.

2) Согласно статье 73 Конституции РФ вопрос о назначении даты выборов ЗС следующего созыва находится в исключительной компетенции представительного органа власти субъекта РФ. Этот вопрос был решен после принятия закона "О системе органов государственной власти Санкт-Петербурга", в котором установлен срок полномочий представительного органа власти 4 года.

При назначении даты выборов депутаты учитывали также указы президента РФ №951 от 17.09.95 и №315 от 02.03.96, изданные после принятия Конституции РФ. В этих документах подтверждалась недейственность указа президента №1723 от 22.10.93 в части срока полномочий представительных органов власти субъектов РФ и предписывалось этим органам установить дату проведения выборов в соответствии с законодательством субъекта РФ.

Таким образом, принимая соответствующий закон, ЗС не продлило свои полномочия, а лишь установило дату очередных выборов – 6 декабря 1998 года в точном соответствии с федеральным и петербургским законодательством.

3) Решение городского суда Санкт-Петербурга от 22.11.96 не касалось вопросов продления полномочий ЗС и конституционности указов президента. Суд рассматривал правомерность принятия ЗС закона о назначении даты выборов депутатов ЗС. Судья Е.Маковецкая подтвердила, что на день его принятия законодательная база, достаточная для проведения выборов, не была сформирована. Поэтому указы президента, в которых рекомендовался перенос даты выборов, должны были быть исполнены. Однако, по мнению судьи, депутаты, приняв впоследствии соответствующие законы, должны были вернуться к данной теме и изменить дату выборов. Аргументы судьи Е.Маковецкой вызвали серьезные возражения экспертов, была подана кассационная жалоба в Верховный суд РФ. Если жалоба не будет удовлетворена, ЗС вернется к рассмотрению вопроса о назначении даты выборов. Но в любом случае полномочия данного созыва ЗС сохранятся до первого заседания ЗС второго созыва.

Контраргументы:

Указ президента №1723 от 22.10.93 служил и служит основным документом, регламентирующим устройство органов государственной власти в субъектах РФ, так как Федеральное Собрание до сих пор не приняло предусмотренный Конституцией закон по этому поводу. В данном указе однозначно зафиксирован срок полномочий депутатов – 2 года. На момент выборов в Санкт-Петербурге действовал этот указ, выборы проводились именно на таких условиях, об этом знали как избиратели, так и избираемые.

После того, как выборы в 1993-1994 прошли на основании президентских указов, предполагалось, что следующие выборы пройдут уже на базе федерального и регионального законодательства. Но соответствующая законодательная база своевременно не была сформирована ни на федеральном, ни на региональном уровнях, в том числе и в Санкт-Петербурге. В этих условиях президент своими указами рекомендовал перенести выборы в законодательные органы субъектов РФ и определил порядок переноса выборов.

По мнению полномочного представителя Президента РФ в Санкт-Петербурге С.Цыпляева, депутаты избрали не лучший вариант реакции на эти рекомендации президента, входящий в противоречие с принципом уважения избирательных прав граждан. Он считает, что нельзя строить выборы на шатком фундаменте, признавая одни нормативные акты и отвергая другие из соображений политической целесообразности, и указывает на недопустимость заявлений официальных представителей городской власти о том, что "указ президента не действует, потому что он противоречит Конституции", – такие определения являются прерогативой судебной власти. Наилучшим решением, с точки зрения С.Цыпляева, было бы проведение городского референдума о сроках полномочий ЗС, приуроченного к недавним губернаторским или президентским выборам. (Однако следует заметить, что если в свое время представитель президента и проявил подобную инициативу, то она осталась мало кому известной).

Как стало известно, в конце декабря коллегия по гражданским делам Верховного суда РФ приняла решение отложить рассмотрение дела о законности продления полномочий ЗС Санкт-Петербурга до решения вопроса в Конституционном суде вопроса о соответствии Конституции указов президента РФ о возможности продления полномочий представительных органов субъектов РФ.

Полномочный представитель президента РФ в Санкт-Петербурге Сергей Цыпляев предпринял атаку на ЗС еще и по другому направлению. 25 декабря он сделал заявление об антиконституционности совмещения депутатских полномочий с работой в структурах исполнительной власти. Он обратился к пяти депутатам ЗС с требованием либо сложить с себя депутатские полномочия, либо отказаться от постов в органах исполнительной власти Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Требование относится к депутатам Игорю Артемьеву (первому вице-губернатору, председателю комитета финансов правительства Санкт-Петербурга), Вячеславу Щербакову (первому вице-губернатору Санкт-Петербурга), Юрию Новолодскому (начальнику управления юстиции Санкт-Петербурга), Валерию Голубеву (главе администрации Василеостровского района Санкт-Петербурга) и Алексею Воронцову (вице-губернатору Ленинградской области ­заместителю председателя областного правительства по социальному развитию). С.Цыпляев также настаивает на изъятии из закона "О правительстве Санкт-Петербурга" (принятого в октябре 1996 г.) статьи, разрешающей депутатам ЗС первого созыва совмещать депутатский мандат с должностью члена правительства Санкт-Петербурга, так как это противоречит конституционному принципу разделения властей.

Заметим, что представитель президента не выступал с подобными инициативами ни в 1993 году, когда появилось Положение (исходящее от мэра Санкт-Петербурга) о Городском собрании, не предусматривавшее запрета на совмещение, ни на протяжении двух лет существования ЗС, в котором с момента избрания 4 депутата (Ю.Новолодский, В.Голубев, Е.Истомин и В.Ягья) совмещали полномочия с высокими должностями в городской администрации. Создается впечатление, что сегодняшний пафос С.Цыпляева направлен прежде всего против двух высокопоставленных чиновников новой администрации – депутатов И.Артемьева и В.Щербакова.

18 декабря на заседании ЗС был принят за основу проект постановления ЗС аналогичного содержания – о недопустимости совмещения депутатской деятельности с работой в органах исполнительной власти. В документе тем же депутатам предлагается определиться и избрать какое-то одно место работы. Любопытно, что автор проекта депутат Евгений Истомин сам до осени 1995 года совмещал депутатские полномочия с должностью главы администрации Петродворцового района Санкт-Петербурга, а затем около года – уполномоченного по правам человека в ранге члена правительства Санкт-Петербурга.

2.2.    Бюджет

Хотя в этом году впервые бюджет был вовремя внесен администрацией в ЗС, принять его до конца года не удалось. Продолжается рассмотрение поправок и согласование позиций.

Принят ряд других бюджетных документов, в частности, установлен порядок формирования резервного фонда бюджета 1997 года.

Как известно, идея петербургских депутатов о создании резервного депутатского фонда многими подвергается резкой критике, хотя есть и горячие сторонники(см. [2]). Предложение депутата Государственной Думы от Санкт-Петербурга Галины Старовойтовой распространить этот опыт на федеральный бюджет не встретило понимания и одобрения в бюджетном комитете Государственной Думы. Однако в Санкт-Петербурге история с созданием такого фонда приобрела неожиданный оборот. В единственном округе Санкт-Петербурга, где в 1994 году из-за неявки избирателей не был избран депутат ЗС, сформировался актив общественности, который считает несправедливым создавшуюся ситуацию, когда округ лишен поддержки из депутатского резервного фонда. Последовало обращение в ЗС, на основании которого принято постановление с предложением к губернатору иправительству Санкт-Петербурга рассмотреть вопрос о возможности проведения в этом округе повторных выборов.

Принят закон "О государственном займе Санкт-Петербурга в 1997 году", разрешающий администрации осуществить выпуск облигаций государственного займа Санкт-Петербурга на сумму 3 трлн. рублей. Погашение долга планируется проводить за счет бюджетных средств, поступающих от налога на добавленную стоимость. Концепция заимствований, разработанная в администрации, предусматривает реструктуризацию долговых обязательств путем увеличения сроков заимствований с одновременным удешевлением обслуживания долга (сокращения оплаты дилерских операций с 0,2% до 0,16%.

2.3.    Законы о местном самоуправлении

4 декабря вступил всилу закон РФ "Об обеспечении конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы самоуправления", призванный изменить ситуацию в 23 субъектах РФ, где до сих пор нет местного самоуправления. К числу таких субъектов РФ относится и Санкт-Петербург. Согласно этому закону, независимо от наличия или отсутствия законодательной базы местного самоуправления, выборы должны пройти в обязательном порядке в ближайшее время, а дата выборов может быть назначена судом по представлению прокурора либо по жалобе гражданина или общественной организации на нарушение конституционных прав.

Немедленно после вступления закона в силу представитель президента РФ в Санкт-Петербурге Сергей Цыпляев заявил, что теперь назначение выборов в Санкт-Петербурге становится исключительной прерогативой городского суда.

Но депутаты ЗС не согласились с этой точкой зрения и сочли, что ЗС успевает принять все необходимые документы, обеспечивающие законодательную базу местного самоуправления. В день публикации закона, 4 декабря, был принят закон "О проведении выборов депутатов муниципальных советов в Санкт-Петербурге", устанавливающий дату выборов – 6 апреля 1997 г. Эта дата обязательна для всех муниципальных образований, и на проведение выборов не повлияет, будет или нет к тому времени принят закон Санкт-Петербурга о местном самоуправлении (который пока так и не принят).

25 декабря закон "О выборах депутатов муниципальных советов в Санкт-Петербурге" принят в окончательной редакции.

После долгих дискуссий из первоначального варианта исключен принцип формирования советов по смешанной системе – мажоритарно-пропорциональной (как при выборах депутатов Государственной Думы). Этот принцип отстаивали, в частности, представители "ЯБЛОКА" и фпакция "Коммунисты Ленинграда". Аргументы – формирование части депутатского корпуса политическими партиями и избирательными объединениями позволит минимизировать проникновение в муниципальные советы криминальных и откровенно лоббистских элементов. Против выступили представители ДВР, фракция "Мариинская", многие независимые депутаты. Их аргументы: выполнение функций, возложенных на органы местного самоуправления, абсолютно не требует от депутата какой-либо партийной принадлежности; кроме того, списки могут запутать избирателей.

Не прошла поправка лидера фракции "Коммунисты Ленинграда" Юрия Терентьева, предусматривавшая право выдвижения кандидатов трудовыми коллективами.

После долгих дебатов устранена возможность назначения главы администрации муниципальным советом – глава администрации будет избираться населением.

Согласно принятому закону, муниципальные советы будут избраны в каждом административном районе Санкт-Петербурга и в каждом городе-спутнике. Количество депутатов районных муниципальных советов – 24 или 30 человек в зависимости от численности населения. На других муниципальных территориях, где численность населения превышает 25 тысяч человек, советы избираются в количестве 16 депутатов, при численности населения менее 25 тысяч – 8 депутатов. Срок полномочий муниципальных советов – 4 года. Депутаты избираются на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Выборы проводятся по мажоритарной системе в одномандатных округах в один тур. Избранным может быть гражданин, достигший возраста в 21 год, постоянно или преимущественно проживающий в Санкт-Петербурге. Право выдвижения имеют избиратели, политические партии, избирательные объединения и блоки, в том числе по месту работы, службы, учебы и жительства кандидатов. Закон устанавливает, что выборы в органы местного самоуправления не могут проводиться одновременно с выборами депутатов ЗС.

Принят закон "Об административно-территориальном устройстве Санкт-Петербурга". Закон фиксирует границы Санкт-Петербурга как субъекта РФ и определяет, что его территория является неотъемлемой частью территории РФ. Территориальными единицами Санкт-Петербурга являются районы, поселки и иные населенные пункты. Районы делятся на городские и пригородные. Территориальными единицами Санкт-Петербурга могут быть также волости, функциональные территории со специальным статусом, территории, расположенные в пределах границ других субъектов РФ, стран СНГ и входящие на условиях, определяемых федеральным законодательством, в состав Санкт-Петербурга. Внутригородские районы и города являются муниципальными образованиями, а поселки и другие населенные пункты могут быть муниципальными образованиями либо входить в таковые в случае осуществления на их территории местного самоуправления. Пригородные районы, функциональные округа, территории со специальным статусом и прочие территориальные единицы, не числящиеся муниципальными образованиями, являются административно-территориальными единицами. Последними, в отличие от муниципальных образований, руководят законодательные и исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга.

Закон вносит изменения в существующее административно-территориальное деление: Курортный район разделен на два – Зеленогорский и Сестрорецкий (тем самым восстановлен существовавший до 194 г. порядок). Образован новый городской район – Усть-Ижорский.

Тем временем адвокат Аникин, выигравший в ноябре иск в городском суде о незаконности назначения даты выборов ЗС, подал новый судебный иск о нарушении его конституционных прав по закону о местном самоуправлении. Суть иска в том, что по закону, назначающему выборы местного самоуправления в Санкт-Петербурге на 6 апреля, не предусмотрено создание органов местного самоуправления на уровне города в целом, что противоречит федеральному законодательству.

2.4.    Другие законы

Принят в целом закон "О предоставлении освободившихся жилых помещений в коммунальных квартирах в Санкт-Петербурге", внесенный депутатом М.Пироговым. Такие жилые помещения (комнаты) предоставляются по договору найма (но не купли-продажи) гражданам, проживающим в этих квартирах и нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Принят за основу закон "О создании и эксплуатации комплексов (зон) мелкорозничной торговли в Санкт-Петербурге и на административно подчиненных ему территориях". Закон представляет собой первый нормативный документ, регламентирующий работу и создание городских торговых зон и рынков. Закон предполагает проведение конкурсов по привлечению инвесторов для строительства и реконструкции торговых комплексов. Запрещается размещение мелкорозничной торговли на территориях, прилегающих к детским, учебным, медицинским и культурным учреждениям.

Появление этого закона явилось реакцией на начавшееся несколько месяцев назад наступление владельцев крупных торговых комплексов, имеющих связи во властных структурах, на "ларечную" торговлю, благодаря которой был практически устранен монополизм в торговой сфере. Возникли даже разговоры о предстоящей полной ликвидации ларечной торговли. Инициаторы "упорядочения" мелкорозничной торговли приводят такие аргументы, как трудности со сбором налогов, торговля некачественной продукцией, несоблюдение санитарных норм, уродование облика города. Вместе с тем хорошо известно, что ларьки и импровизированные рынки у станций метро и вблизи жилых массивов являются основными местами для приобретения горожанами самой разнообразной продукции. По инициативе территориального антимонопольного управления фирмой "Крона Корсинто" недавно было проведено специальное исследование, показавшее, что по многим видам товаров, в первую очередь продовольственных, стационарные магазины не только не вытеснили ларьки на периферию торговли, но даже отстают от них. Примерно 50% горожан предпочитают покупать в ларьках хлеб, около 30% – молоко, около 25% – бакалейные товары, около 20% – овощи. При этом многие респонденты в качестве причины этих предпочтений называют дешевизну, большинство – удобство расположения (рядом с домом или станцией метро, остановкой транспорта). Стационарные же магазины по-прежнему сосредоточены не там, где удобно потребителю, а там, куда их поместила практика советского градостроительства. Развитие торговли пока не сопровождается усилиями властей или самих предпринимателей по максимально эффективному использованию недвижимости – такому, как, например, отселение граждан из квартир в первых этажах для размещения там магазинов, освоение нежилых частей зданий и т.п. [5].

Принят в первом чтении законопроект депутата Государственной Думы А.Шишлова "О порядке продажи отдельных квартир государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга", подготовленный с целью предотвращения злоупотреблений в этой сфере, допущенных прежней администрацией и недавно преданных огласке (см. [6]). Законопроект предусматривает, что такая продажа осуществляется на конкурсах, аукционах, комиссионным способом (по цене, покрывающей стоимость строительства) и целевым назначением. При комиссионных покупках граждане вправе получать на законных основаниях компенсации, льготные кредиты и займы. Квартиры государственного жилищного фонда могут быть реализованы исключительно для жилых нужд. Продажа квартир целевым назначением (по балансовой стоимости, значительно меньшей, чем рыночная) допускается лишь гражданам, имеющим выдающиеся заслуги перед обществом. Рекомендация по этому вопросу принимается Законодательным собранием. (Раньше решение по этому вопросу принимал лично мэр Санкт-Петербурга, и именно в этом пункте было больше всего сомнительных решений и злоуптреблений [6]). Методика оценки жилья при таких продажах разрабатывается администрацией, и продажа по цене, меньшей установленной согласно такой методике, не допускается. В бюджете отдельной строкой должны быть указаны доходы, ожидаемые от продажи жилья. Получаемые поступления должны расходоваться на цели нового строительства и реконструкции жилищного фонда.

Губернатор Санкт-Петербурга вернул без подписания Закон "О порядке подписания, опубликования и вступления в силу Устава Санкт-Петербурга". Губернатор настаивает на своем праве возвращать принятый ЗС Устав без подписания. Депутаты предприняли попытку преодолеть вето губернатора, но она не увенчалась успехом.

3.    ГУВД, ПРОКУРАТУРА И КРИМИНАЛЬНЫЕ СКАНДАЛЫ

5 декабря в соответствии с приказом министра внутренних дел РФ А.Куликова состоялось назначение полковника Анатолия Пониделко начальником ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Назначение согласовано с губернаторами Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Перед этим в течение месяца А.Пониделко был исполняющим обязанности (см. [6]). Тем же приказом освобождены от должности бывшие начальник ГУВД Юрий Лоскутов и начлаьник Управления по борьбе с экономическими преступлениями (УБЭП) Николай Данилов.

Первая же пресс-конференция А.Пониделко, где он дал оценку состоянию дел в милиции и развернул масштабную перспективу предстоящей работы ГУВД, стала сенсационной. Он резко отрицательно охарактеризовал работу правоохранительных органов: "в милиции царит полный беспредел. Коррупция проникла во все сферы. Высокие показатели раскрываемости – дуты. Мы будем бороться со всем этим". В тчение первой недели пребывания в должности Пониделко устранил всю старую верхушку ГУВД и издал множество приказов. Среди них, например, приказ об обязательной регистрации всех поступающих заявлений граждан (тем самым восстановлен порядок, утвержденный предшественником бывшего начальника ГУВД генералом А.Крамаревым). Другой приказ – о запрете привлекать участковых милиционеров к дежурству в отделениях милиции. Такая практика, отвлекающая участковых милиционеров от их прямых обязанностей по контролю за территорией, получила широкое распространение при бывшем руководстве. Но в качестве главной задачи А.Пониделко назвал очистку милицейских рядов от недобросовестных и коррумпированных лиц. Пониделко делает ставку на непосредственный контакт с населением, общественностью и СМИ, для чего создает общественную приемную (такая практика уже была им опробована в период, когда Пониделко был заместителем начальника ГУВД по Ленинградской области). Объявлена аттестация сотрудников. По заявлению Понидлеко, половина личного состава не умеет обращаться с оружием, 20% не имеют юридического образования, процветает пьянство на рабочих местах. Пониделко заявил, что искоренение преступности он намерен начать с ликвидации одной из самых сильных бандитских организаций – так называемой "тамбовской" преступной группировки. Он заметил, что следы этой группировки ведут во властные структуры Санкт-Петербурга и Москвы. Он также заявил, что готов встретиться с местными криминальными авторитетами и вынудить их покинуть город.

Заявления А.Пониделко в прессе были прокомментированы неоднозначно. У некоторых наблюдателей вызвало недоумение его намерение лично встретиться с лидерами преступных кланов [7]. Поскольку подобные переговоры (если они всерьез планируются) предполагают предъявление неких взаимных условий либо ультиматума со стороны властей, возникают опасения роста напряженности. Симптоматично, что в ночь с 19 на 20 декабря в одном из вагонов метро произошел взрыв, эквивалентный 400 г тротила. Ввиду позднего времени в вагоне был единственный пассажир, находившийся в нетрезвом состоянии, который отделался контузией. По заключению криминалистической экспертизы, причиной взрыва послужило взрывное устройство армейского образца, подложенное под сиденье вагона. В Санкт-Петербурга подобное событие произошло впервые. В прессе, естественно, возникала тема терроризма, "чеченского следа". Эти версии следствием не подтверждены; отвергнута и версия о "попытке преступников запугать население Санкт-Петербурга". Но нельзя исключить, что эта акция была предупреждением в адрес милиции.

Высказывается также недоумение по поводу заявления начальника ГУВД о проникновении в городскую администрацию представителей криминальной "тамбовской" группировки, которое может послужить сигналом к заметанию следов.

Назначение А.Пониделко можно считать итогом (возможно, промежуточным) жестокой схватки в высших кругах администрации и правоохранительных органов Санкт-Петербурга, в которую вовлечены и федеральные структуры. При этом трудно сказать, какие процессы в большей степени отражает этот итог – наступление на коррупцию или некий этап борьбы коррумпированных кланов внутри элит. Неслучайно в декабре, сразу после официального вступления в должность нового начальника ГУВД, тема коррупции в Санкт-Петербурге почти одновременно, как по заказу, стала предметом крупных публикаций ряда центральных газет, в том числе таких авторитетных, как "Известия" [8] и "Сегодня" [9,10].

Публикации изобилуют подробностями, которые до сих пор почти не фигурировали в местной прессе, где скупые сообщения об арестах милицейских чинов среднего и высокого рангов обязательно сопровождались комментариями должностных лиц, квалифицирующими эти события исключительно как частные эпизоды. Благодаря декабрьским публикациям центральных СМИ предстает впечатляющая картина тотальной коррупции во властных структурах Санкт-Петербурга. Правда, излагая одни и те же события, разные газеты делают разные акценты.

Так, статья в "Известиях" [8] явно выводит из-под удара бывшее руководство ГУВД и УБЭП, делая акцент на активности УБЭП по разоблачению коррупции в структурах исполнительной и законодательной власти Санкт-Петербурга (за что якобы и пострадало руководство УБЭП), и противопоставляет бывшего "хорошего" начальника ГУВД Лоскутова новому – ставленнику министра внутренних дел РФ А.Куликова. Автор статьи ссылается на некие круги в Санкт-Петербурге, которые считают назначение А.Пониделко ошибкой министра Куликова, который якобы от бессилия в борьбе с коррупцией в собственных рядах "начинает нервничать" и "хочет опереться на людей, которых лично знает и которым всецело доверяет" (А.Куликов знаком с А.Пониделко со времен военного училища – см. [6]). При этом говорится, что личная преданность не может компенсировать профессионализм (здесь упор в статье делается на то, что Пониделко и некоторые его заместители перед назначением находились в запасе): "Министра как-то можно было бы понять, если бы он менял на пенсионеров руководителей, плохо исполняющих свои обязанности. Но уволен начальник ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области Юрий Лоскутов, при котором резко снизилась уличная преступность и повысилась раскрываемость преступлений".

Следует заметить, что в отличие от “кругов”, информировавших автора статьи в "Известиях", в других петербургских “кругах” распространено иное мнение о Ю.Лоскутове, который до прихода к руководству ГУВД работал в системе противопожарной охраны и назначение которого в 1994 году явилось результатом борьбы мэра Санкт-Петербурга А.Собчака против предыдущего (1990-94) начальника ГУВД – генерала Аркадия Крамарева, признанного профессионала следственной работы, приложившего немало усилий для того, чтобы сломать царившую в органах милиции практику и идеологию укрывания преступлений от учета. По мнению многих наблюдателей, с приходом Лоскутова эта очистительная работа в петербургской милиции была в значительной степени свернута, что, возможно, и определило "повышение раскрываемости преступлений". (Кстати, А.Пониделко высоко отозвался о профессиональных качествах А.Крамарева и предложил ему пост советника).

Другой удар в статье "Известий" нанесен по прокуратуре Санкт-Петербурга, возбудившей уголовные дела против высокопоставленных работников УБЭП, и по петербургскому Управлению ФСБ, работники которого вместе со следователями прокуратуры расследовали дела против УБЭП. Сообщается, что прокурор Санкт-Петербурга Владимир Еременко замешан в незаконном приобретении квартиры для своей дочери, а начальник УФСБ Виктор Черкесов по специальному распоряжению бывшего мэра Собчака приобрел по ничтожной (балансовой) цене, да еще с рассрочкой платежа на 4 года шикарную квартиру 250 кв. м. из муниципального жилищного фонда.

Если информация в отношении начальника УФСБ – чистая правда (см. [6]), то с прокурором Санкт-Петербурга, похоже, произошла осечка. Он немедленно выступил в печати и отверг обвинения в свой адрес, предъявив результаты специально проведенной проверки, установившей законность вступления его дочери в жилищно-строительный кооператив для приобретения квартиры.

Прокурор Санкт-Петербурга подвергся нападкам еще и с другой стороны.

Депутат Государственной Думы, бывший следователь Тельман Гдлян, прославившийся в конце 80-х годов громкими "узбекскими делами", обратился с запросом к генеральному прокурору РФ, требуя снять обвинения с работников петербургской милиции и отстранить прокурора Санкт-Петербурга В.Еременко. Вместо него Гдлян предлагает назначить своего бывшего соратника Николая Иванова (который не оставляет попыток занять этот пост со времен своего триумфального избрания депутатом СССР от Ленинграда в 1989 году).

Через 2 и 3 дня после цитированной статьи появились материалы в газете "Сегодня" [9,10] о тех же событиях, но противоположной направленности, явно инспирированные сторонниками прокурора Санкт-Петербурга Еременко и нового начальника ГУВД Пониделко. (Вряд ли случайно материал опубликован именно в этой газете, которую связывают с финансовой группой "МОСТ": жена А.Пониделко, в прошлом работник прокуратуры, является руководителем петербургского отделения “МОСТ-банка”).

Независимо от оценок противоборствующих сторон действительно складывается впечатляющая картина коррупции.

О преступлениях в мэрии, вскрытых сотрудниками УБЭП, уже сообщалось в предыдущих обзорах [11]. Напомним, что в центре этого дела, возбужденного в конце 1995 года, – АОЗТ "Ренессанс", занимавшееся реконструкцией зданий в историческом центре Санкт-Петербурга, и его генеральный директор Анна Евглевская. Ее обвиняли в даче взяток должностным лицам правительства Санкт-Петербурга за решение вопросов в интересах фирмы. Взятки якобы давались в виде квартир, в том числе близким родственникам мэра А.Собчака и ему самому, а также главному архитектору города О.Харченко, начальнику аппарата мэрии В.Кручинину и другим высокопоставленным работникам администрации и органов МВД. В связи с действиями чиновников в интересах фирмы чаще всего упоминают два незаконных распоряжения мэра: одно – об отселении детского сада из здания, переданного фирме "Ренессанс" (помещение сдано фирмой в аренду), другое – о закрытии детского бассейна, на месте которого фирма построила гараж. Разрешение на строительство гаража было подписано мэром вопреки протестам органов санитарного и пожарного надзора.

Следствием занималась бригада Генеральной прокуратуры РФ при участии сотрудников УБЭП (в том числе начальника УБЭП Николая Данилова) и ФСБ. Дело продвигалось с большим трудом и до сих пор не завершено, а по некоторым данным – развалено. Сегодня в выступлениях ответственных лиц (в частности, прокурора Санкт-Петербурга В.Еременко, бывшего мэра А.Собчака) дело о коррупции в мэрии подается как часть осуществления замысла Коржакова-Барсукова-Сосковца по отмене президентских выборов – громкие разоблачения накануне выборов губернатора Санкт-Петербурга якобы должны были убедить Б.Ельцина в необходимости переноса выборов. Эта версия нравится политизированной публике.

Как стало известно недавно, одновременно с описанным делом начинал раскручиваться другой криминальный скандал, по сравнению с которым "скромные" махинации чиновников с квартирами стали выглядеть вполне невинно. В конце 1995 г. прокуратура Санкт-Петербурга начала проверку информации о том, что в УБЭП производятся масштабные хищения конфискованных ценностей – алкогольной продукции, автомобилей, нефтепродуктов, цветных металлов.

Были вскрыты разнообразные схемы воровства. Например, товары, конфискованные в порту или на таможне, поступали в распоряжение торгового отдела ГУВД (созданного для законной реализации по решению суда конфискованных ценностей) и продавались через определенные фирмы и финансово-промышленные группы с зачислением на счет ГУВД лишь минимальной выручки, а то и вовсе без такового. Иногда товары конфисковывали в связи с возбуждением уголовного дела о неуплате налогов, после продажи товаров дело закрывали. По приказу начальника ГУВД Ю.Лоскутова было создано спецподразделение, в обязанности которого входила проверка всех автомобилей-иномарок. Автомобили, значившиеся угнанными, конфисковывались, и либо не возвращались законным владельцам, а продавались по той же схеме, либо предлагались владельцам за огромный выкуп. Прокуратурой были выявлены факты коммерческого использования конспиративных квартир ГУВД, а также продажи алкогольных напитков подпольного или полуподпольного производства через коммерческие ларьки, отданные на откуп нижним чинам милиции (в качестве платы за молчание о делах начальства).

Информация прокуратуры об этих фактах долгое время не доходила до министра А.Куликова, так как задерживалась его первым заместителем В.Колесниковым. Все же в июле 1996 г. было возбуждено уголовное по факту превышения власти сотрудниками УБЭП. Была создана совместная следственная бригада прокуратуры и ФСБ, были арестованы некоторые сотрудники милиции (в том числе начальник спецподразделения по проверке автомобилей), возбуждено уголовное дело против начальника УБЭП Николая Данилова.

После этого начался “накат” на прокуратуру – появились первые сообщения в центральных СМИ о приобретении прокурором Санкт-Петербурга Еременко дачи за 600 тысяч долларов (как выяснилось, никакой дачи нет) и об упомянутой выше истории с квартирой для дочери; работники прокуратуры получали прямые угрозы в свой адрес. Но самое главное – стали пропадать свидетели. Пропал, не вернувшись с рыбалки, оперуполномоченный УБЭП, который вел журнал регистрации проданных милицией автомобилей. Бесследно исчез сотрудник УБЭП, участвовавший в схеме продаж. Совершено бандитское нападение на директора частного винно-водочного предприятия (работавшего на ГУВД), который начал давать показания по делу. Самым нашумевшим событием из этого ряда было убийство в ноябре организатора популярнейшего в Санкт-Петербурге фестиваля юмористов "Золотой Остап" Сергея Рогова. С.Рогов был генеральным директором финансово-промышленной компании "РОСКО", связанной с ГУВД. По данным прокуратуры, через эту фирму реализовывались конфискованные металлы и нефтепродукты. (Нужно заметить, что компания "РОСКО" до описанного трагического события не относилась к числу широко известных. Однако это мощная финансовая структура, занимающаяся международными экономическими операциями, имеющая в своем составе инвестиционные компании, работающие на рынке ценных бумаг и владеющая пакетами акций предприятий в Западной Сибири. Ее роль в дальнейшем, видимо, будет усиливаться. Об этом свидетельствует то, что после убиства С.Рогова председателем Совета директоров стал такой влиятельный человек, как Дмитрий Филиппов – председатель совета директоров банка "Менатеп-Петербург", а также топливной компании, президент Лиги предпринимателей Санкт-Петербурга и Ленинградской области, председатель совета банкиров и промышленников при губернаторе Санкт-Петербурга).

Начальник торгового отдела ГУВД с первыми признаками раскрутки всей этой истории сбежал за границу. К моменту издания приказа министра внутренних дел Куликова о временном отстранении от должности начальника ГУВД Ю.Лоскутова и начальника УБЭП Н.Данилова (31.10.96 – см. [6]) последний тоже скрылся, о нем поступали противоречивые сведения – то ли болен, то ли в бегах. Однако он исчез не надолго и за время отсутствия нашел мощных покровителей: в последнее время появилась информация о том, что Данилову предложен высокий пост в МВД РФ – куратора Санкт-Петербурга.

Борьба не на жизнь, а на смерть между МВД (УБЭП) и прокуратурой косвенно выводит из-под удара бывшего мэра А.Собчака и его администрацию, так как дело о коррупции в мэрии теперь может быть представлено как разменная карта в гораздо более серьезных политических и криминальных разборках.

А.Собчак немедленно воспользовался этим обстоятельством и после долгого молчания провел пресс-конференцию, целью которой было перевести разговоры о коррупции в мэрии Санкт-Петербурга в исключительно политическую плоскость. Он объяснил, что до сих пор воздерживался от комментариев по поводу дела фирмы "Ренессанс" потому, что следствие было не завершено. Хотя дело не завершено и сейчас, Собчак считает, что ситуация изменилась и это дает ему право открыто заявить, кто были инициаторы возбуждения этого дела и какие цели они преследовали. Впрочем, из сказанного бывшим мэром не стало ясно, в чем состоит изменение ситуации, разве что во внимании, уделенном событиям в Санкт-Петербурге в декабрьской центральной прессе. Он повторил версию о том, что дело инициировали Коржаков и Барсуков с целью отвлечь внимание избирателей от "истинного центра коррупции – Москвы". Со свойственным ему "петербургоцентризмом", замешанным на пренебрежении к провинции, Собчак заявил, что Петербург был выбран для нападок потому, что "вряд ли кого заинтересовали бы махинации чиновников в Воронеже или Перми". В качестве доказательства того, что дело о коррупции в Санкт-Петербурге (дело фирмы "Ренессанс") раздуто искусственно, профессор права А.Собчак привел такие аргументы: по своей важности дело является третьестепенным, в нем нет никаких важных государственных интересов, а фигурирующие суммы смехотворны по столичным меркам.

Между тем продолжают вскрываться злоупотребления высокопоставленных чиновников администрации А.Собчака.

18 декабря прокуратура Санкт-Петербурга возбудила уголовное дело против главы администрации Курортного района Вячеслава Козырицкого в связи со злоупотреблением служебным положением при выделении земельных участков. Козырицкому инкриминируются грубые нарушения закона по 130 эпизодам выделения земельных участков для индивидуального жилищного строительства в 1995 году. По заключению прокуратуры, участки выделялись "по личным мотивам, для поддержания хороших отношений с руководителями разных рангов". Нанесенный бюджету ущерб оценивается в 450 миллионов рублей (довольно скромная сумма по масштабам сегодняшней коррупции). Распоряжением губернатора Санкт-Петербурга Козырицкий освобожден от должности.

В.Козырицкий – протеже бывшего мэра Санкт-Петербурга Собчака. В конце 80-х – начале 90-х годов он уже был преуспевающим предпринимателем, владельцем вначале кооператива, а затем агро-промышленной фирмы "Волна", имеющей сеть магазинов, кафе, ресторанов в курортной зоне Сестрорецк-Зеленогорск на побережье Финского залива. В конце 1991 г. Козырицкий сумел войти в доверие к Собчаку, заинтересовав его грандиозным проектом "Новый Петербург", предусматривавшем создание на побережье зоны всеобщего процветания за счет привлечения иностранных инвестиций льготными налогами и таможенными пошлинами [12, 13]. Главе администрации (управляющему) зоны проект давал фактически неограниченные полномочия по части распределения земельных участков, распоряжения имуществом и финансами на территории зоны. Проект отличался полным отсутствием финансовой проработки и заведомо отдавал авантюризмом. Тем не менее он был горячо поддержан Собчаком и разрекламирован в прессе. В апреле 1992 г. распоряжением Собчака Козырицкий назначен главой администрации г. Зеленогорска, а в июле того же года – также главой администрации г. Сестрорецка (т.е. получил в свое распоряжение всю курортную зону). Распоряжение мэра о втором назначении Козырицкого было отменено городским Советом как незаконное (в части совмещения двух должностей), что было подтверждено судом. Однако Козырицкий продолжал занимать обе должности, а в 1994 году (когда представительная власть в Санкт-Петербурге отсутствовала) Собчак своим распоряжением объединил города Сестрорецк и Зеленогорск в единый Курортный район Санкт-Петербурга. Что касается проекта "Новый Петербург", то он в итоге не прошел согласований в правительстве РФ и не был реализован.

Комиссия, назначенная губернатором Санкт-Петербурга В.Яковлевым для проверки деятельности Козырицкого, установила факты использования им служебного положения в интересах собственной фирмы "Волна" (которой после ухода Козырицкого в администрацию руководит его жена). [14].

4.    новый поворот в деле Никитина

Обвиняемый в шпионаже отставной капитан первого ранга Александр Никитин (объявленный международными правозащитными организациями политическим заключенным) наконец выпущен на свободу до суда под подписку о невыезде. Адвокат Никитина Юрий Шмидт расценивает это событие как несомненную победу петербургских и международных правозащитников, но вместе с тем он усматривает в этом признак того, что следствие зашло в тупик и не рассчитывает на успешный для ФСБ исход судебного разбирательства. Сам Никитин и его адвокат считают, что дело непременно следует довести до суда. По мнению адвоката, обвинение в шпионаже будет отвергнуто судом наверняка, возможно, останется обвинение в разглашении государственной тайны, но и здесь он считает позиции защиты очень сильными. Однако похоже, что могут возникнуть препятствия к направлению дела в суд – стало известно, что дело затребовал генеральный прокурор РФ.

5.    ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ПРЕЗИДЕНТА РФ

Полномочный представитель президента РФ в Санкт-Петербурге Сергей Цыпляев и Общественная палата в Санкт-Петербурге провели конкурс на лучшее название будущего субъекта РФ, который должен объединить Санкт-Петербург и Ленинградскую область. Конкурс был довольно скоротечным и не сопровождался достаточно широким обсуждением в прессе. 24 декабря были подведены его итоги. Предложения на конкурс поступили не только от жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области, но и из Москвы, Хабаровска, Башкортостана и других городов и субъектов РФ. Первое место заняло название, предложенное самим С.Цыпляевым: "Невский край".

6.    ОБЩЕСТВЕННЫЕ ДВИЖЕНИЯ

6.1.    Коалиция либеральных и правоцентристских партий и движений Санкт-Петербурга

На заседании президиума Коалиции принято решение о необходимости участия в предстоящих выборах в органы местного самоуправления "совместно с другими организациями демократической направленности". Всем участникам Коалиции предложено приступить к консультациям о взаимодействии.

6.2.    Партия экономической стабильности

Петербургская региональная партия экономической стабильности (ПЭС) создана в апреле 1996 г. членами петербургского отделения Партии экономической экономической свободы, вышедшими из этой партии в знак протеста против авторитарного руководства Константина Борового и "непристойной частушечной кампании перед выборами в Государственную Думу". Социально базой ПЭС являются главным образом предприниматели. ПЭС собирается активно участвовать в выборах местного самоуправления. На состоявшемся в декабре собрании ПЭС объявлено о намерении помочь объединению демократических сил в Санкт-Петербурге, для чего будут организованы регулярные консультации лидеров демократических партий. Возможно формирование единого избирательного блока. Уже налажены контакты с региональными отделениями ДВР, НДР и ХДС.

6.3.    ХДС

Представители ХДС и Комитета защиты семьи и личности провели 26 декабря пикетирование Смольного (резиденции администрации Санкт-Петербурга) с выражением протеста против бесконтрольной деятельности в Санкт-Петербурге тоталитарных сект. В обращениях к правительству Санкт-Петербурга и губернатору В.Яковлеву говорится, что "несмотря на многочисленные жалобы граждан в органы местной власти, неоднократные выступления в СМИ о негативном воздействии на человека таких тоталитарных сект, как "Свидетели Иеговы", "Церковь объединения Муна", "Последователи Виссариона", новая администрация города не изменила политики в отношении названных опасных сект". Пикетчики протестовали против предоставления организации "Свидетели Иеговы" права на строительство своего городского центра в одном из парков. Вывдвинуто требование завершить разработку городского закона "Об аккредитации миссионерской деятельности" и по-возможности ограничить деятельность тоталитарных сект в Санкт-Петербурге.

6.4.    Левые

В начале декабря состоялась учредительная конференция регионального отделения нового политического объединения ­Движения коммунистических и социалистических сил России (ДКССР). Движение объединяет РКРП, РПК, Союз офицеров и другие радиккальные левые организации. В программе движения – изменение политической системы РФ, упразднение поста президента, передача всей полноты власти Советам. Методы – массовые внепарламентские акции вплоть до всеобщей политической стачки.

7.    УРОВЕНЬ ЖИЗНИ

Опубликованы результаты регулярного телефонного опроса Института социологии РАН, посвященного субъективной оценке респондентами уровня жизни [15]. При оценке среднего душевого дохода за точку отсчета принимались реальные доходы, полученные в октябре 1996 г.

По оценкам петербуржцев, к разряду нищих можно отнести семьи с душевым доходом 242 200 рублей ($ 45.9); к разряду бедных – 481200 руб. ($ 87.5); достаточный душевой доход для "нормальной жизни" оценен в 1618900 руб. ($ 294.3).

Реальный душевой доход составил в среднем 491200 рублей ($ 89.3).

Доля респондентов, имевших душевой доход ниже прожиточного минимума, составила 34,2%.

По субъективным оценкам к "нищим" отнесли себя 8%, к "бедным" – 41%, к "состоятельным" – 40%, к "богатым" – 1%. Затруднились ответить 10%.

Исходя из субъективным оценок, в категорию "нищих" по реальным доходам попадают 16%, "бедных" – 43%, "среднеобеспеченных" – 30%, "богатых" – 2%.

Разница в доходах между 10% самых бедных и 10% самых богатых составила 23 раза.

ИСТОЧНИКИ

1. Драбкина Т.М. Санкт-Петербург в декабре 1995 года // Политический мониторинг. – М.: ИГПИ. – 1995, №12.

2. Драбкина Т.М. Санкт-Петербург в ноябре 1996 года // Политический мониторинг. – М.: ИГПИ. – 1996, №11.

3. Ливеровский А.А. Мифы печальной традиции // Санкт-Петербургские ведомости. – Санкт-Петербург. – 1996. – 21 декабря. – №243. – С. 4.

4. "Избирались все-таки на два года" // Санкт-Петербургские ведомости. – Санкт-Петербург. – 1996. – 21 декабря. – №243. – С. 4.

5. Травин Д. Роль ларька в переходный период // Невское время. – Санкт-Петербург. – 1996. – 21 декабря. – №240. – С. 3.

6. Драбкина Т.М. Санкт-Петербург в октябре 1996 года // Политический мониторинг. – М.: ИГПИ. – 1996, №10.

7. Воронов Ю. Покинут ли Петербург бандиты? // Вести. – Санкт-Петербург. – 1996. – 24 декабря. №144. – С. 2.

8. Корольков И. В России берут все // Известия. – М. – 1996. – 15 декабря. – №235. – С. 3.

9. Романова О. Тельман Гдлян снова нашел "истинных врагов" // Сегодня. – М. – 1996. – 17 декабря. – С. 1.

10. Романова О. Санкт-Петербург назначен колыбелью коррупции // Сегодня. – М. – 1996. – 18 декабря. – С. 2.

11. Драбкина Т.М. Санкт-Петербург в мае 1996 года // Политический мониторинг. – М.: ИГПИ. – 1996, №5.

12. Гельман В. Политический процесс в Санкт-Петербурге. Октябрь 1992 года // Политический мониторинг. – М.: ИГПИ. – 1992. – №9.

13. Гельман В. Политический процесс в Санкт-Петербурге. Январь 1993 года // Политический мониторинг. – М.: ИГПИ. – 1993. – №1.

14. Гончаренко М. Бесславный конец курортного романа // Смена. – Санкт-Петербург. – 1996. – 28 декабря. №290. – С. 3.

15. Протасенко Т. Как мы жили в конце пятилетки экономических реформ // Невское время. – Санкт-Петербург. – 1996. – 31 декабря. – №246. – С. 3.