Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Кемеровская область

Независимый информационно-аналитический центр абитус"

Н.ПОГОДАЕВ

кемеровская область

в январе 1997 года

Жизнь основных властных структур Кузбасса в самом конце 1996 — начале 1997 года приобрела весьма острый характер. Стремительно набрал скорость процесс перераспределения власти и в институциональном, и в должностном отношении. На арену политической деятельности выступил новый состав Законодательного собрания области. Появилась надежда на преодоление патовой ситуации, характеризовавшей взаимоотношения прежнего органа представительной власти с администрацией области. В рамках исполнительной власти произошли стремительные кадровые перемены, вряд ли имеющие прецедент в других областях России.

1.    ВЫБОРЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ ОБЛАСТИ

Выборы депутатов Законодательного собрания области состоялись 29 декабря 1996 года в 17 округах из 21. Несмотря на сильные морозы, на выборы пришли 28,4% избирателей области (требовалось не менее 25%). Наибольшую активность проявили избиратели 11 избирательного округа с центром в Мариинске. Активными оказались юргинцы и жители Промышленского района. Хуже всех (всего 15,9%) голосовали жители Заводского района Новокузнецка, где выборы не состоялись. По причине малой активности избирателей выборы не прошли также в округе №9 с центром в Киселевске, №18 с центром в Прокопьевске, и в еще одном округе Новокузнецка — №16. В них будут назначены повторные выборы.

Победили:

Федоров Владимир Дмитриевич (округ №1) — зам. начальника участка №10 шахты "Судженская" АО"Северкузбассуголь", г.Анжеро-Судженск;

Кравцов Дмитрий Иванович (№2) — и.о. председателя Законодательного собрания области первого созыва, г.Белово;

Маланин Виталий Григорьевич (№3) — юрист филиала АКБ "Кузбасспромбанк", г. Гурьевск;

Михайлова Лидия Федоровна (№4) — помощник депутата Госдумы, г. Березовский;

Налетов Виталий Иннокентьевич (№5) — ответственный секретарь Кемеровского горсовета народных депутатов, г. Кемерово;

Сергачев Леонид Петрович (№6) — депутат прошлого созыва, зам. председателя комитета по социальной защите, г.Кемерово;

Кудешкин Владимир Васильевич (№7) — депутат прошлого созыва, председатель контрольно-правового комитета, г.Кемерово;

Богданов Валерий Степанович (№8) — начальник участка наладки цеха ЭРЦ, КАО "Азот", г.Кемерово;

Филатов Александр Алексеевич (№10) — АООТ "Шахта "Комсомолец", начальник проектного отдела, г.Ленинск-Кузнецкий;

Бондарев Николай Павлович (№11) — помощник депутата Госдумы, г.Мариинск;

Шумейко Анатолий Михайлович (№12) — бригадир вулканизаторщиков АООТ "Томусинская автобаза", г.Междуреченск;

Терентьев Виктор Григорьевич (№14) — заместитель генерального директора АО "Новокузнецкий алюминиевый завод", г.Новокузнецк;

Медянцев Николай Федорович (№15) — полковник милиции, УВД г.Новокузнецка;

Печенина Надежда Михайловна (№17) — зам. председателя комитета по науке, культуре, образованию и национальной политике Законодательного собрания, г.Прокопьевск;

Арыков Анатолий Дмитриевич (№19) — зам. председателя контрольно-правоохранительного комитета Законодательного собрания, г.Прокопьевск;

Букина Раиса Дмитриевна (№20) — председатель Промышленновского райкома профсоюза работников АПК, п.Промышленная;

Аленичев Сергей Андреевич (№21) — и.о. председателя комитета по экономической деятельности, природопользованию и аграрной политике Законодательного собрания, Юргинский район.

Облизбирком отказал Налетову Виталию Иннокентьевичу в выдаче депутатского удостоверения, так как Налетов занимает должность ответственного секретаря Кемеровского городского Совета народных депутатов. Он готов был сложить с себя эти обязанности, но вопрос должна была решить сессия городского Совета, намеченная на 31 января. Первая же сессия ЗС Кемеровской области была намечена на 17 января. Налетов выразил протест против незаконного, по его мнению, решения облизбиркома. Избрание депутатом ЗС В.Терентьева по 14-му избирательному округу оспаривал его соперник по избирательной кампании П.Финк, обратившийся для этого в суд.

В прессе опубликованы подробные данные о результатах прошедших выборов, о количестве голосов, полученных каждым из претендентов на место в парламенте Кузбасса. Там же приведены данные о явке избирателей на избирательные участки. [1]

2.    ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЛАСТНЫХ СТРУКТУР

2.1.    Исполнительная власть

Одним из главных событий в деятельности областной администрации стало Распоряжение губернатора №43-р от 27.01.97. "Об итогах работы Администрации области в 1996 году".

Итоги работы за 1996 год показывают, говорится в Распоряжении, что руководители промышленных предприятий не смогли развить положительные тенденции, наметившиеся в экономике области в 1995 году. Объем промышленного производства снизился в 1996 году на 10%, особенно неустойчиво работала промышленность в первом полугодии, по всем основным отраслям экономики (за исключением электроэнергетики) произошел спад выпуска продукции. Экономика области за прошедший год функционировала в условиях жестокого кризиса финансовой системы, задолженность предприятий области достигла более 35 трлн. рублей, недоимки по налогам и обязательным платежам выросли в 6 раз. Как результат этих процессов, сохраняется напряженное положение с выплатой заработной платы, пенсий, пособий. Общая задолженность по выплате заработной платы бюджетной сфере и пенсий составили более 2 трлн. рублей. В прошлом году произошло резкое сокращение объемов капитальных вложений (28% к уровню 1995 года), ввод в эксплуатацию жилья снизился на 19% и оказался самым низким за последние пять лет. К 1996 году процесс приватизации практически завершен, однако работа по главному вопросу — управлению государственным имуществом — находится на самой начальной стадии, что делает невозможным влияние органов государственной власти на негативные процессы на предприятиях, пакеты акций которых находятся в государственной собственности.

1. За ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, ослабление контроля и потерю управляемости промышленностью: первого заместителя Главы Администрации области А.П.Пронина освободить от занимаемой должности с 27.01.97; начальнику управления промышленности, транспорта и связи А.В.Шмонину объявить строгий выговор.

2. За слабую организацию работы по поддержке и развитию малого предпринимательства начальника управления координации и развития новых экономических структур Ю.Б.Ситдикова освободить от занимаемой должности с 27.01.97.

3. За слабую организацию работы по реализации программы реструктуризации угольной промышленности и отсутствие координации в деятельности предприятий угольной промышленности заместителю Главы Администрации области Э.Л.Лангольфу объявить замечание.

4. За упущения в работе, выразившиеся в задержках по выплате пенсий и заработной платы работникам бюджетной сферы, ненадлежащий контроль за исполнением распоряжений Главы Администрации области, а также учитывая информацию, предоставленную председателем обкома профсоюза работников народного образования Н.А.Кирюшиным, заместителя Главы Администрации области по социальным вопросам И.Ф.Федорову освободить от занимаемой должности с 27.01.97.

5. За отсутствие надлежащего контроля в расходовании средств фонда обязательного медицинского страхования председателю департамента охраны здоровья Н.Б.Мелянченко объявить строгий выговор.

6. За грубое нарушение трудовых обязанностей, выразившееся в нецелевом использовании средств фонда обязательного медицинского страхования, что подтверждается проверкой КРУ, уволить Траутера А.И., исполнительного директора территориального фонда обязательного медицинского страхования, по ст.254 п.1 КЗОТ РФ с 27.01.97. Основание — материалы проверки КРУ, объяснительная Траутера А.И.

7. За упущения в работе, выразившееся в несвоевременной выплате пенсий, председателю департамента социальной защиты населения Ю.А.Гладкову объявить выговор.

8. За ненадлежащее выполнение распоряжений Главы Администрации: председателю департамента культуры В.И.Бедину объявить выговор; председателю департамента физической культуры, спорта и туризма А.Н.Ходаковскому объявить замечание.

9. Поручить заместителю Главы Администрации по экономическим вопросам С.В.Лопареву обратиться к руководству Пенсионного фонда РФ о привлечении к дисциплинарной ответственности директора пенсионного фонда В.А.Старикова.

10. За безответственное отношение к своим должностным обязанностям, низкую эффективность контрольно-ревизионной деятельности в Администрации области освободить от занимаемой должности В.М.Руденко с 27.01.97.

11. За допущенное снижение объемов ввода жилья заместителю Главы Администрации области В.В.Мирошникову объявить выговор.

12. Заместителю Главы Администрации С.В.Лопареву разработать меры по погашению задолженности по заработной плате работникам бюджетной сферы и пенсий и нормализации их выплаты, в месячный срок разработать систему мероприятий, обеспечивающих рост объемов промышленного производства.

13. Заместителю Главы Администрации Э.Л.Лангольфу в срок до 01.02.97 рассмотреть ход реализации программы реструктуризации угольной промышленности Кузбасса и внести предложения на президиум Администрации области и Межведомственную комиссию по социально-экономическим проблемам угледобывающих районов России.

14. Председателю комитета по управлению государственным имуществом В.П.Живаго в месячный срок представить на президиум Администрации области предложения по созданию системы управления объектами и долями государственной собственности.

15. Заместителю Главы Администрации В.В.Мирошникову обеспечить в 1997 году выполнение программы жилищного строительства.

16. Первому заместителю Главы Администрации — управляющему делами Ю.П.Серкову в 3-х месячный срок разработать и представить на президиум Администрации области структуру управления областью.

17. Внести изменения в распределение обязанностей между заместителями Главы Администрации области следующим образом: передать Пенсионный фонд и Фонд занятости (! — ред.) из блока заместителя Главы Администрации по социальным вопросам заместителю Главы по экономике.

18. Во изменение структуры Администрации области передать контрольно-ревизионное управление в блок заместителя Главы по экономике.

19. За хорошую организацию работы по подготовке жилищно-коммунального хозяйства к работе в зимних условиях при недостаточности финансовых ресурсов заместителю Главы Администрации В.И.Заузелкову объявить благодарность.

20. За хорошую организацию, подготовку и создание "Кузбасского угольного конгресса" начальнику управления угольной промышленности В.Н.Катриченко объявить благодарность.

21. За проведение уборочной кампании в тяжелых погодных условиях 1996 года объявить благодарность В.М.Мангазееву.

22. За реализацию региональной программы "Фата" и внедрение новых технологий в сельском хозяйстве и пищевой переработке президенту агентства фирмы "Агрокузбасс" В.Н.Мирончаку объявить благодарность.

23. За оперативное решение поставленных вопросов по телефону доверия Главы Администрации области и внимательное отношение к жалобам граждан начальнику управления делопроизводства Л.В.Суховеевой и ведущему специалисту этого управления Н.Г.Сухининой объявить благодарность.

24. За добросовестное исполнение своих должностных обязанностей, оперативное решение поручений Главы Администрации руководителю аппарата В.П.Бехтеру объявить благодарность.

25. Контроль за исполнением распоряжения оставляю за собой.[2]

 

Скорее всего, выход данного Распоряжения надо рассматривать как "разбор полетов" за весь предшествующий период работы команды М.Кислюка и реорганизацию сил. Подобная "чистка" представляет несомненный интерес. Об истинных ее причинах не позволяет говорить недостаток информации. О результатах "кадровой революции" можно будет рассуждать, когда появятся данные о том, кто заменил уволенных руководителей и насколько работа тех, кто пришел им на смену, изменила ход дел к лучшему. Данное событие, конечно же, необходимо рассматривать в общем контексте происходящих в Кузбассе процессов. Участившиеся (если судить по данным прессы) встречи М.Кислюка с руководителями федеральных структур, активизация его деятельности в политической сфере на фоне ухода в тень А.Тулеева, использование в публичных выступлениях той же социальной риторики, которая совсем недавно была характерна для нынешнего федерального министра по делам СНГ, с явным уклоном в социальную демагогию — все это подчинено решению основной политической проблемы — проведения выборов губернатора области с сохранением этого поста за Михаилом Борисовичем Кислюком.

Пресса Кузбасса публикует достаточно много отрывочной информации о встречах М.Кислюка с представителями российского руководства в Москве. В контексте происходящих событий, связанных с крупными перестановками в областном аппарате, можно лишь догадываться, что стоит за сообщением вроде нижеследующего: "Губернатор Кузбасса встретился в Москве с Генеральным прокурором РФ Юрием Скуратовым. Обсуждалась социально-политическая и экономическая обстановка в Кузбассе. На встрече присутствовал прокурор Кемеровской области Валентин Смученков. Участники обсудили вопросы выплаты заработной платы, пенсий, пособий, вопросы исполнительной власти области, состояние преступности и меры по ее предупреждению". [3]

Похоже, что губернатор провел немалую подготовительную работу в различных структурах и эшелонах власти, прежде чем решился на столь крутые меры. Реакция уволенных работников областной администрации неоднозначна. Так, уже 29 января в Союзе журналистов Кузбасса прошла пресс-конференция бывшего заместителя Главы Администрации Ирины Федоровой, которая выразила несогласие с текстом распоряжения о ее освобождении от должности и объявила о том, что сохраняет за собой право на обращение в суд после того, как увидит запись в трудовой книжке. Она рассказала о возможных причинах ее увольнения и ответила на многочисленные вопросы журналистов. Более подробной информации о точке зрения И.Федоровой газета не дала. [4]

2.1.1.    Органы МВД

В 1996 году в Кемеровской области на 18% уменьшилось количество тяжких преступлений против личности (убийств и изнасилований), уличных ограблений уменьшилось на 13%. На 5% сократились дорожно-транспортные происшествия. Всего зарегистрировано 43 тысячи противозаконных деяний. Раскрываемость повысилась на 7%, т.е. раскрыто на 2 тысячи преступлений больше, чем в прошлом году. В области действует около 300 банд и группировок (около 1700 человек). Девять банд разоблачено. Примерно на 500 активных членов бандформирований заведено около 350 уголовных дел. Физически уничтожено — десять, получили ранения — 37 членов преступных группировок. Изъято 560 кг наркотических веществ, по поводу чего возбуждено 1,5 тысячи уголовных дел. Столько же дел раскрыто и управлением по борьбе с экономическими преступлениями. В милицию на работу принято за год 3200 сотрудников, уволено — немногим более трех тысяч. 550 сотрудников уволены в ходе чистки рядов. Долг Министерства внутренних дел РФ милиции Кузбасса достиг в 1996 году 100 млрд. рублей. [5]

2.2.    Представительная власть

17 января при большом стечении гостей и прессы состоялась первая сессия Законодательного собрания Кемеровской области (ЗСКО). Были решены в основном организационные вопросы: избрана мандатная комиссия, утвердили полномочия депутатов, приняли временный регламент ЗС, избрали председателя. Им стал Александр Алексеевич Филатов. В речах и приветствиях, произнесенных на сессии, глава администрации Кузбасса М.Кислюк, председатель избирательной комиссии Е.Разыграев, представитель Президента А.Малыхин, депутаты, избранный председатель ЗС А.Филатов старательно обходили острые политические вопросы, обещали и желали друг другу работать сообща, говорили о том, как это лучше сделать. Коллективными усилиями был озвучен своеобразный протокол о намерениях. Как он будет выполнен — покажет ближайшее будущее. Депутаты приняли обращение к кузбассовцам, в котором заявили: "С верой в конструктивное сотрудничество и с надеждой на лучшее будущее мы приступаем к своей нелегкой и ответственной работе...". Губернатор М.Кислюк в своей речи остановился на основных задачах, которые стоят перед исполнительной и представительной ветвями власти Кузбасса. Среди прочего прозвучал следующий тезис: губернатор надеется на поддержку депутатов ЗС в том, чтобы не вносить в федеральный бюджет соответствующих налоговых отчислений до тех пор, пока не будут наполнены пенсионные фонды области и областной бюджет. М.Кислюк объяснил этот шаг заботой о стариках. Далее он коснулся проблемы сокращения разрыва между минимальными и максимальными уровнями заработной платы, сказав, что это безнравственно, когда руководитель предприятия получает 18-20 млн. в месяц, а рабочие по пять-шесть месяцев не видят заработную плату. Проблему безопасности губернатор сформулировал через триаду безопасности гражданина, безопасности Кузбасса, безопасности Российского государства. В качестве основного средства решения этой проблемы он назвал "усиление материально-технической базы силовых структур, повышения эффективности их деятельности путем максимального использования законодательства в интересах всего населения". Губернатор напомнил, что за два прошедших года администрация области концентрировала свое внимание на новых технологиях в здравоохранении, в культурном, образовательном обновлении общества, создании благоприятных условий труда, быта, отдыха кузбассовцев. Были введены в соответствии с распоряжением Президента России и Законом "О ветеранах" 24 льготы для десяти категорий населения. Годовые расходы на реализацию выполнения этих обязательств составили один триллион рублей. Ежемесячно льготы, в виде услуг, на каждого ветерана труда предоставляются на сумму 170 тысяч рублей, ветерана войны — 250 тысяч рублей. Решаются вопросы выплаты многоуровневой пенсии (кузбасская, муниципальная, пенсия предприятий). Губернатор подчеркнул, что подобная система пенсионного обеспечения является единственной в России. 12 категорий кузбасских семей получают в среднем по 110 тысяч рублей в виде конкретной адресной помощи, пять категорий населения имеют 19 льгот по областной программе "Качество жизни". Принятый закон "Об охране здоровья населения Кемеровской области" не только сохранил, но и гарантировал выполнение 41-й статьи Конституции РФ о бесплатности и доступности медицинского обслуживания населения. Свыше 773 тысяч человек пользуются правом льготного лекарственного обеспечения. Губернатор сказал, что всего этого далеко не достаточно и администрации области совместно с депутатами ЗСКО предстоит искать новые средства для того, чтобы улучшить положение слабо защищенных слоев населения, подчеркнув, что эта поддержка должна быть сугубо адресной, исключающей тех, кто в ней не нуждается. Коснулся губернатор и забастовок учителей, прокатившихся по Кузбассу. По поводу положения в учебных заведениях М.Кислюк обратил внимание на то, что оснащенность учебных заведений компьютерной техникой составляет по Кузбассу 20% — самый высокий показатель по России.

Оценка прошедшей сессии не однозначна. По мнению некоторых обозревателей, острая конкурентная и политическая борьба разгорелась уже и здесь. В качестве аргумента приводится тот факт, что от единого блока "Народовластие" на пост председателя ЗСКО было выдвинуто три кандидата. Победил на выборах Александр Филатов.

Филатов Александр Алексеевич родился в 1940 году. После семи классов поступил в горный техникум, после его окончания получил направление на шахту им. Кирова. Служил в армии. Окончил Кузбасский политехнический институт. На шахте "Полысаевская" прошел путь от горного мастера до директора. В 1980 г. после пожара на шахте "Комсомолец" его направили туда на должность главного инженера. Через три года — снова на "Полысаевской" директором. С 1987 г. работал в Ленинской горно-технической инспекции РГТИ. В мае 1990 года коммунисты города избрали Филатова своим секретарем. В 1992 г. А.А.Филатов стал техническим директором ассоциации "Ленинскуголь". Депутат ЗС первого созыва, работал в бюджетно-финансовой комиссии ЗС. До избрания на нынешний пост работал заместителем директора по производству шахты "Комсомолец". Женат, отец двух дочерей.

 

Не получили поддержки А.Тулеева, а потому и депутатов блока, Владимир Кудешкин и Леонид Сергачев — люди, “стоявшие рядом с Аманом Гумировичем в самые сложные для него периоды”. Кудешкин с Сергачевым (как пишет автор одной из газетных публикаций) не захотели даже сфотографироваться вместе с коллегами после того, как был завершен первый день работы первой сессии Законодательного собрания Кемеровской области второго созыва.

Избранные депутаты будут едины, пожалуй, только в одном — в стремлении непременно и как можно быстрее провести выборы губернатора. И в этом они смело смогут опереться на общественное мнение — губернаторские выборы давно стали политической самоцелью Кузбасса. Автор публикации считает, что нынешней властью благоприятный момент явно упущен. Сразу после отъезда из Кузбасса Амана Тулеева рейтинг Михаила Кислюка впервые за все время его правления стал подниматься. Но конец прошлого, начало нынешнего года резко изменили ситуацию. Вал забастовок, задержка пенсий, социальных пособий и почти демонстративное самоустранение М.Кислюка от политической борьбы сделали свое дело. Все это безусловно подрывает шансы нынешнего губернатора на предстоящих выборах.

Безусловный интерес в этой связи вызывает фигура председателя ЗСКО.

Первая сессия Законодательного собрания второго созыва проходила с двухнедельным перерывом. На втором ее заседании продолжалось обсуждение регламента работы ЗС, избран заместитель председателя ЗС. Им стал С.А.Аленичев. Образованы комитеты: по бюджету, налоговой и финансовой политике (председатель В.Г.Маланьин, заместителя пока нет); по вопросам местного самоуправления и государственного строительства (председатель Л.П.Сергачев, заместитель А.М.Шумейко); по социальной политике (Д.И.Кравцов, Л.Ф.Михайлова); по экономической деятельности, природопользованию и аграрной политике (Н.М.Печенина, В.Д.Федоров); контрольно-правоохранительный (Н.Ф.Медянцев, А.Д.Арыков). Каждый депутат ЗС имеет право участвовать в работе не более двух комитетов. Кроме этого в повестке дня были вопросы "О проекте Устава Кемеровской области" и "О проекте закона о выборах главы администрации области". Проекты были приняты в первом чтении. [6]

3.    ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

3.1.    Кузбасский угольный конгресс

26 декабря прошла вторая конференция общественного движения "Кузбасский угольный конгресс". На конференции было принято программное заявление, предусматривающее основные направления деятельности конгресса. В частности, конгресс намерен осуществлять деятельность по повышению эффективности функционирования всех ветвей власти, политических сил и общественных объединений путем налаживания их тесного взаимодействия, привлечения в органы власти и управления компетентных, честных, конструктивно мыслящих людей, путем пресечения коррупции, беззакония и безответственности; по укреплению гражданской и политической ответственности в проведении преобразований угольной промышленности посредством усиления их социальной направленности. Президентом общественного движения избран Михаил Кислюк, а сопредседателями — генеральный директор АО "Кузбассразрезуголь" Виктор Кузнецов, заместитель председателя Федерации профсоюзов области Виктор Коровицын и председатель НПГ Вячеслав Шарипов. Место четвертого сопредседателя оставлено за представителем Законодательного собрания области второго созыва.

В конце января Координационный совет Угольного конгресса Кузбасса обсудил концепцию корректировки программы реструктуризации угольной отрасли Кузбасса. Сегодня выполнение действующей программы оказалось невозможным в связи с отсутствием необходимых инвестиций. Поэтому было отмечено, что совершенствование процесса реструктуризации требует решительной корректировки целей и идеологии их реализации. Отсюда основой механизма реструктуризации должны стать: государственное регулирование ценовой политики между смежными отраслями промышленности (энергетика, металлургия, железнодорожный транспорт) и определение минимальных объемов угольной продукции на уровне госзаказа для обеспечения энергетической безопасности страны с выделением необходимого бюджетного финансирования. [7]

3.2.    Общественная палата Кузбасса

Вышло в свет распоряжение администрации Кемеровской области (№11 от 10.01.97) о взаимодействии обладминистрации с Общественной палатой Кемеровской области. Теперь, согласно распоряжению, разработчики законопроектов — правовое и другие управления и департаменты обладминистрации — должны передавать проекты законов по общественно значимым проблемам для предварительного обсуждения в Общественную палату Кузбасса. На рассмотрение общественной палаты также будут передаваться проекты долгосрочных целевых программ экономического и социального развития Кузбасса. [8]

3.3.    ВЕНАЛ

С предложением создать благотворительный некоммерческий фонд "Вера, надежда, любовь" (ВЕНАЛ), как основу для преодоления общих бед, к кузбассовцам обратились представители деловых кругов региона и советов ветеранов. Авторы обращения считают, что преодолеть сегодняшнее трудное положение можно лишь сообща, учитывая интересы друг друга, а не противопоставляя их. [9]

3.4.    Союз крестьянских хозяйств

Совет Союза крестьянских хозяйств Кузбасса обсудил итоги минувшего и перспективы на текущий год. Председатель Союза Владимир Мангазеев обратил особое внимание на возможные источники финансирования фермеров. Рассчитывать на инвестиции федерального и областного бюджетов практически не приходится. Как было заявлено,  лучший источник укрепления экономики — собственные доходы. Совет возложил обязанности директора Союза крестьянских хозяйств на Павла Константиновича Коновалова — начальника отдела снабжения Союза. [15]

4.    ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

4.1.    Цены на промышленную продукцию

По данным Кемеровского областного комитета госстатистики, в 1996 году сохранялась тенденция прироста цен предприятий-производителей на готовую продукцию промышленности. По Кемеровской области за I квартал цены на промышленную продукцию выросли на 11% (за аналогичный период 1995г. — в 1,7 раза), за II квартал — на 3,3% (на 24,3%), за III квартал — на 4,4% (на 16,8%), за IY квартал — снизились на 0,4% (увеличились на 14,6%). За год индекс цен предприятий-производителей на промышленную продукцию составил 119,3%, за декабрь — 99,7%. В отраслях топливно-энергетического комплекса цены изменялись неоднозначно. В электроэнергетике тарифы на теплоэнергию повысились на 33%, на электроэнергию — на 25%. Более всего (в 2,2 раза) возросли тарифы на электроэнергию, отпускаемую населению. Они в течение года пересматривались трижды. На продукцию угольной промышленности прирост цен составил 13%, причем на энергетический уголь — 27%, уголь для коксования — 9%.

На продукцию черной металлургии цены увеличились в среднем на 16%. Темпы прироста цен по основным видам продукции составили: на ферросицилий — 43%, листовой прокат — 21%, сортовой прокат — 15%, чугун — 14%, кокс — 0,7%. В цветной металлургии цены в среднем изменились незначительно (на 1,6%), однако отдельные виды продукции свинцово-цинковой промышленности стали дороже в 1,6-1,8 раза. Рост цен в химической промышленности (134%) был вызван удорожанием продукции основной химии (на 38%): соды каустической — в 2,4 раза, кислоты серной — в 1,8 раза, азотной — на 40%, минеральных удобрений — на 29%. Цены на пластмассовые изделия возросли в 1,9 раза, химические волокна и нити, синтетические смолы и пластмассы — на 20%, лакокрасочные материалы — на 14%.

На 34% повысились цены в машиностроении. Опережающими темпами росли они на абразивный инструмент (в 2 раза), химическое оборудование (в 1,7 раза), прицепы автомобильные (в 1,6 раза), электротехническую продукцию (на 43%). Горношахтное оборудование подорожало на 31%, погрузчики универсальные сельскохозяйственного назначения — на 25%.

Цены на продукцию лесной и деревообрабатывающей промышленности увеличились на 40%, в том числе на дверные и оконные блоки, дрова для отопления — в два раза, лесоматериалы круглые — в 1,5 раза, мебель — на 35%, дровяную древесину для технологических нужд — на 30%, пиломатериалы — на 15%. Продукция промышленности строительных материалов за год подорожала на 43%, что в 2,2 раза выше среднего показателя по промышленности. Одной из причин явилось значительное увеличение цен на материалы строительные нерудные (в 1,7 раза), кирпич (в 1,6 раза), конструкции и изделия сборные железобетонные (на 46%). В меньшей степени выросли цены на шифер, теплоизоляционные материалы, керамзит — на 25-30%, цемент — на 16%.

Среди наблюдаемых отраслей промышленности наибольший рост цен отмечен на продукцию легкой промышленности (в 1,5 раза). Швейные изделия подорожали в 1,7 раза, шелковые ткани готовые — в 1,6 раза, трикотажные изделия — на 32%. В то же время цены на готовые шерстяные ткани практически не изменились. В пищевой промышленности цены в среднем увеличились на 16%. Из товаров, производимых предприятиями области, наиболее значительно возросли цены на виноградное вино, пиво — в 1,9 раза, водку — на 47%, спирт — на 36%, безалкогольные напитки — на 30%. Хлеб и хлебобулочные изделия стали дороже на 19%, молочная продукция, мясо и мясопродукты, кондитерские изделия — на 7-13%. На 10% снизились цены на табачные изделия. На продукцию мукомольно-крупяной промышленности прирост цен составил 8%. [10]

4.2.    Угледобывающая отрасль

В прессе появилась информация о том, что Совет директоров Международного банка реконструкции и развития 23 декабря 1996 года принял решение о выделении Российской Федерации второго транша угольного займа. Кемеровская область получит примерно 430 млрд. рублей. Эти средства нужны для того, чтобы возместить те затраты, которые понесли в период подготовки к зиме не только угольщики, но и работники коммунальной сферы, бюджетники шахтерских городов и поселков. В них также заметная доля не выплачиваемой месяцами зарплаты. Другая часть займа оживит деятельность компании "Росуголь". Последняя сможет расплатиться с коллективом "Юргинский машиностроительный завод" за горнодобывающую технику. На это должно уйти 51 млн. дойчмарок.

Позже стало известно, что в период с 6 по 10 января в область поступили 436,5 млрд. рублей второй части "угольного" займа. Из них 153 млрд. рублей направлены коммунальному хозяйству угледобывающих городов области, остальные — на восстановление бюджетных средств городов и районов Кузбасса, использованных ранее на коммунальные нужды территории, то есть деньги фактически направлены на зарплату прежде всего педагогов и других бюджетников. Кроме того, в этот же период, благодаря усилиям Михаила Кислюка, в Кузбасс поступило еще 146 млрд. рублей, которые будут направлены на мероприятия по закрытию нерентабельных шахт, выполнение тарифного соглашения и поддержку предприятий угольной отрасли.

К марту 1997 года правительство России представит Всемирному банку отчет о результатах использования угольного кредита 1996 года и начнет переговоры о получении нового кредита. Об этом сообщил в беседе с журналистами первый вице-премьер правительства России Владимир Потанин. По его словам, кредит Всемирного банка в 1997 году может быть также равен 500 млн. долларов. [11]

Администрация области отменила распоряжение от 29 ноября 1996 года "О чрезвычайной ситуации с энергоснабжением в Кемеровской области". Таким образом, снят запрет на вывоз энергетических углей за пределы Кемеровской области. [12]

4.3.    Приватизация и управление госсобственностью

Комитет госимущества Кемеровской области разработал программу приватизации и управления госсобственностью на 1997-1998 годы. В наступившем году намечено приватизировать 18 предприятий областной и федеральной собственности, продать на специализированных аукционах и инвестиционных конкурсах пакеты акций 41 предприятия. По прогнозу, доходы от приватизации в федеральный бюджет составят 9 млрд. 412 млн. рублей, в областной — 2 млрд. 113 млн. Программа будет представлена на утверждение вновь избранному Законодательному собранию области. [13]

4.4.    Железная дорога

В администрацию Кемеровской области поступило Постановление правительства РФ за номером 1562 от 19 декабря "О присоединении Кемеровской железной дороги к Западно-Сибирской железной дороге". [14]

5.    СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

5.1.    Массовые акции протеста

Отраслевой обком профсоюзов призвал педагогические коллективы приступить к работе после того, как администрация области перечислила на погашение долга по зарплате 160 млрд. рублей и обещала погасить общую задолженность в 691 млрд. рублей по согласованному графику. В итоге в однодневной акции протеста из 1195 общеобразовательных учреждений приняли участие 348, причем многие из них ограничились лишь часовыми приостановками работы. Но ряд школ решили бастовать всерьез. На третий день после начала забастовки бастовало около 50 школ Кузбасса. В основном это школы Мариинска, Осинников, Кемеровского и Промышленновского районов. [16]

5.2.    Благотворительные акции

В Кузбассе проходит второй этап благотворительной акции "Подарок", которую проводят фонд губернатора, кузбасская молодежная организация "Наш дом — Россия" и кемеровское региональное отделение НДР. Участники акции посетили детские приюты в Юргинском и Мариинском районах, дом престарелых в деревне Журавли, интернат для престарелых в Кемерове и психоневрологический диспансер в Кедровке. [17]

5.3.    Цены на товары и услуги

По данным Кемеровского областного комитета государственной статистики в декабре индекс потребительских цен составил 101,4% (с начала года -121,0%), в том числе на продовольственные товары — 101,4% (114,4%), непродовольственные — 101,6% (123,5%) и платные услуги населению — 100,8% (150,6%).

Дифференциация в темпах роста потребительских цен между отдельными экономическими регионами Сибири в декабре возросла до 1,9 пункта (в ноябре — 1,1 пункта). Максимальное удорожание потребительских товаров и услуг зарегистрировано в Томской области (на 2,2%), минимальное — в Красноярском крае (на 0,3%).

В Кемеровской области цены на продовольственные товары за декабрь возросли на 1,4%. Из наблюдаемых продуктов питания более всего увеличились цены на чай черный байховый — на 18,3%, масло животное, мороженое — на 8,2%, яйца — на 5,8%, крупу гречневую — на 4,4%, майонез — на 3,9%, маргарин — на 3,8%. На 4,4% подорожала плодоовощная продукция. В меньшей степени повысились цены на молоко и молочную продукцию — на 2,6%. Снизились цены на овощные консервы (на 12,6%), на мороженую рыбу — на 1,6%, сахар — на 1,1%. В Кемерово цены на продовольствие выросли в большей степени, чем в целом по области: за месяц на 0,1 пункта, а за период с начала года — на 1,3 пункта.

Стоимость набора из 19 основных продуктов питания в конце декабря в среднем по области в сравнении с ноябрем увеличилась на 2,5% и составила 280,3 тыс. рублей в расчете на месяц (с начала года прирост составил 11,3%). Разница между максимальной и минимальной стоимостью набора в городах, где ведется наблюдение за состоянием цен, снизилась до 31,5 тыс. рублей (от 265,3 тыс. руб. в Анжеро-Судженске до 296,8 в Новокузнецке).

Темп прироста цен на непродовольственные товары, по сравнению с предыдущим месяцем, увеличился на 0,5 пункта и составил 1,6%. На рынке непродовольственных товаров наиболее значительно увеличились цены на отдельные виды газетных изданий (в 2 раза). Сигареты с фильтром отечественные подорожали на 10,9%. К числу подорожавших отнесены нитки швейные хлопчатобумажные, мебель, стиральные машины, отдельные виды чулочно-носочных изделий. Подешевели отечественный аспирин — на 14,4% и бензин — на 0,5%.

За декабрь темпы прироста цен и тарифов на платные услуги населению по сравнению с ноябрем сократились в 1,8 раза и составили 0,8%. Существенно возросли цены на некоторые виды услуг здравоохранения. Так, отдельные виды стоматологических услуг стали дороже на 13-14%, ультразвуковое исследование — на 10,1%, физиотерапевтическое лечение, оказываемое в поликлинике — на 9,6%, первичны прием врача-специалиста — на 1,8%. Увеличение тарифов на коммунальные услуги составило 2,4%. [18]

5.4.    Экология

Получено положительное заключение экспертной комиссии правительства РФ по проекту федеральной целевой программы "Охрана окружающей среды и населения Кемеровской области на 1997 год". В связи с этим, а также для обеспечения выполнения программ областной администрацией принято решение об организации исполнительной дирекции экологических программ (распоряжение АКО №12 от 10.01.97). Директором назначен бывший заместитель главы администрации Валентин Найданов. [19]

В прессе появилась информация о том, что исследования областной межведомственной лаборатории радиационного контроля подтвердили тот факт, что угли Итатского месторождения содержат повышенные концентрации радиоактивного урана. Ученые Санкт-Петербурга зафиксировали в жилых домах, школах и детсадах поселка Итат уровень радиации в 40 микрорентген в час при естественном фоне в 9-15. Радиационный контроль строительных материалов появился в Кузбассе только в 1994 году. До сих пор неизвестно, что предпринять при обнаружении жилых домов с повышенным уровнем радиации. [20]

Источники:

1. Выборы в Законодательное собрание области // Кузбасс. — Кемерово, 1996. — 31 декабря. — № 241-242. — С.1; Об установлении общих итогов выборов депутатов ЗСКО второго созыва 29.12.96 года // Кузбасс. — Кемерово, 1996. — 10 января. — № 4. — С.1; Итоги выборов // Наша газета.— Кемерово,1997.— 6 января. — № 142. — С.2; Шагиахметов Д. В конце года кузбассовцы избрали Законодательное собрание // Наша газета. — Кемерово,1997. — 6 января. — № 142. — С.2; Шатская Т. Не обошлось без ложки дегтя // Кузбасс. — Кемерово,1997. — 11 января. — № 5. — С.1; Результаты голосования по выборам депутатов в Законодательное собрание Кемеровской области второго созыва. // Кузбасс. — Кемерово, 1997. — 14 января. — № 6. — С.3; Комиссия решила: Терентьеву быть депутатом // Кузнецкий рабочий. — Новокузнецк,1997. — 14 января. — № 6. — С.1.

2. Об итогах работы Администрации области в 1996 году. Распоряжение от 27.01.97 №43-р г.Кемерово // Кузбасс. — Кемерово, 1997. — 30 января. — № 18. — С.1.

3. События, факты // Кузбасс. — Кемерово,1997. — 14 января. — № 6. — С.1.

4. Одним абзацем о важном и интересном // Кузбасс. — Кемерово, 1997. — 30 января. — №18. — С.1.

5. Егоренко А. Итоги: милиция берет верх // Кузбасс. — Кемерово, 1996. — 31 декабря. — № 241-242. — С.4.

6. Администрация и парламент Кузбасса: спорить будем, драться не намерены // Наша газета. — Кемерово,1997. — 21 января. — № 5. — С.1; Кислюк М. Мы предпочитаем конструктивный диалог, разумные компромиссы, совместную созидательную работу // Кузбасс. — Кемерово, 1997. — 21 января. — № 11 — С.1; Шатская Т. На очереди — конкретные дела // Кузбасс. — Кемерово, 1997. — 30 января. — № 18. — С.1.

7. Одним абзацем о важном и интересном // Кузбасс. — Кемерово,1997. — 28 января. — №16. — С.1; Казаков В. Госдума, не обижай шахтеров! // Кузбасс. — Кемерово, 1996. — 28 декабря. — № 239-240. — С.1. 8. События, факты // Кузбасс. — Кемерово,1997. — 16 января. — №8. — С.1.

9. Нас спасут "Вера, надежда, любовь" // Наша газета. — Кемерово, 1997. — 6 января. — № 142. — С.2.

10. О ценах предприятий — производителей промышленной продукции в 1996г. // Кузбасс. — Кемерово,1997. — 28 января. — № 16. — С.3.

11. События, факты // Кузбасс. — Кемерово, 1997. — 11 января. — № 5. — С.1; Шалакин Г. Владимир Потанин держит слово // Кузбасс. — Кемерово, 1996. — 28 декабря. — № 239-240. — С.2; Одним абзацем о важном и интересном // Кузбасс. — Кемерово,1997. — 15 января. — № 7. — С.1.

12. Одним абзацем о важном и интересном // Кузбасс. — Кемерово,1997. — 28 января. — №16. — С.1.

13. Одним абзацем о важном и интересном // Кузбасс. — Кемерово, 1997. — 4 января. — № 1. — С.1.

14. События, факты // Кузбасс. — Кемерово, 1996. — 9 января. — № 3. — С.1.

15. Одним абзацем о важном и интересном // Кузбасс. — Кемерово, 1997. — 30 января. — №18. — С.1.

16. В Кузбассе гаснет забастовка учителей // Кузбасс. — Кемерово, 1997. — 16 января. — № 8. — С.1.

17. События, факты // Кузбасс. — Кемерово, 1997. — 11 января. — № 5. — С.1.

18. О динамике цен на потребительские товары и услуги в декабре 1996г. // Кузбасс. — Кемерово,1997. — 24 января. — № 14. — С.3.

19. События, факты // Кузбасс. — Кемерово, 1997. — 16 января. — № 8. — С.1.

20. Дом родной в тумане светит // Наша газета.— Кемерово, 1997.— 6 января. — № 142. — С.3.