Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Ленинградская область

Татьяна Драбкина

ЛЕНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ

в январе 1997 года

1.    ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ

1.1.    Губернатор Ленинградской области

1.1.1.    Сто дней губернатора

В начале января были отмечены сто дней губернатора В.Густова. Подводя итоги этого символического периода, Густов выделил несколько позитивных моментов: закончен организационный этап, сформирована и работает новая администрация, избраны органы местного самоуправления, принят бюджет. Удалось наладить деловое сотрудничество с Законодательным собранием, с которым, по словам губернатора, он не имеет никаких разногласий. В правительстве области сформировано четкое представление о стратегии развития производства. Сейчас изучается ситуация на каждом крупном предприятии области. Губернатор заявил, что будет применяться процедура банкротства к тем предприятиям, руководители которых за последние годы так и не сумели научиться работать в новых условиях. Губернатор рассказал о разработанной в правительстве программе "Запад", призванной вывести из кризиса наиболее проблемные территории – Сланцы, Кингисеп, Усть-Лугу, Ивангород. Программа предполагает привлечение в эти районы 200 млн. долларов инвестиций. Для помощи одной из самых болевых точек – Ивангороду – предпринята радикальная мера: с 1 января ощутимо снижена для местных промышленных предприятий плата за электроэнергию. В перспективе – разработка аналогичных программ "Восток" и "Центр". В сельскохозяйственном комплексе большое внимание уделяется возрождению птицеводства. Средства на поддержку нескольких птицефабрик уже выделены. В.Густов выразил сожаление, что Санкт-Петербург пока не откликнулся на его предложение объявить несколько птицефабрик социально значимыми и наладить прямые поставки их продукции в объекты социальной сферы Санкт-Петербурга (детские сады, школы, больницы и т.п.). В целом по сельскому хозяйству приоритетной программой является техническое переснащение. Уже принято решение о закупке новых комбайнов. Разработаны 37 проектов реконструкции пищеперерабатывающих предприятий.

Одна из тяжелейших проблем в социальной сфере – задержки выплаты пенсий. Несмотря на то, что к началу года удалось увеличить собираемость средств в Пенсионный фонд, потребность намного превышает имеющийся объем средств. Губернатор сообщил, что для ликвидации задолженности придется пойти по пути взятия кредитов, что, конечно, является вынужденной и нежелательной мерой. Похожая ситуация и с выплатой зарплаты работникам сферы образования. Правительство области предложило районам, имеющим задолженность учителям, также обратиться за кредитами.

Говоря о стратегических перспективах, губернатор вновь повторил свой лозунг: "возрождение России начнется с Ленинградской области". Здесь имеется в виду строительство трех портов на Финском заливе. Ожидается, что это позволит области экономить до 200 млн. долларов в год. Строительство порта в Усть-Луге уже началось, в марте начнется строительство в бухте Батарейная, в апреле-мае – в Приморске.

Важным достижением новой администрации губернатор считает уже состоявшуюся реализацию проекта централизованных поставок угля по прямым соглашениям с Воркутой, что позволило сэкономить 18 млрд. рублей.

В.Густов сообщил о том, что вскоре в область поступят крупные инвестиции. Не называя пока конкретных инвесторов, он подчеркнул, что это очень крупные ведущие корпорации с мировым именем.

1.1.2.    Встреча с Г.Зюгановым

24 января В.Густов встретился с прибывшим в Санкт-Петербург лидером КПРФ Г.Зюгановым. Обсуждались проблемы взаимодействия Государственной Думы с Ленинградской областью. Губернатор рассказал о планах развития области и инвестиционных проектах. Зюганов заметил, что такой интересной программы в Ленинградской области еще не было и обещал позаботиться о содействии со стороны депутатов ее выполнению. Он также обещал помощь в решении проблемы выплаты пенсий.

1.2.    Правительство

1.2.1.    Комитет по управлению государственным имуществом

Вице-губернатор, председатель ЛеноблКУГИ Любовь Совершаева сообщила об итогах двух месяцев работы нового руководства ЛеноблКУГИ. Начато проведение инвентаризации всего имущества на территории области и возобновлена совместная работа с Санкт-Петербургским КУГИ по разграничению собственности между двумя субъектами РФ. В свое время была сформирована комиссия по разделу имущества, но ее работа вскоре сошла на нет, хотя остается еще много спорных объектов. Практически завершено создание реестра областной собственности, заканчивается анализ использования долей и паев АО, созданных с участием правительства области. Приходится наводить порядок во многих сферах из-за серьезных недоработок предыдущей администрации. Доля правительства имеется в многочисленных приватизированных предприятиях, а также в АО, учрежденных администрацией вне процесса приватизации. Однако впоследствии никто не интересовался судьбой пакетов акций или унитарных предприятий, учрежденных правительством, не оценивалась эффективность участия правительства в делах этих предприятий. Анализ предоставленных казначейством документов показал, что 15 из 47 таких предприятий в 1995-1996 годах не заплатило никаких налогов в областной бюджет, многие предприятия по существу прекратили свое существование и их необходимо ликвидировать. До окончательного выяснения ситуации решено не регистрировать новые унитарные предприятия за исключением создающихся специально для решения конкретных задач экономического развития области. В структуре комитета создается управление, которое будет учреждать и ликвидировать предприятия, согласовывать процесс отчуждения имущества, отслеживать реорганизацию предприятий.

Другая трудность в работе с имуществом – отсутствие четкой системы разграничения полномочий органов управления, единых стандартов и процедур. В настоящее время в разных районах сформировались совершенно разные подходы и методы управления государственной собственностью. Это существенно снижает инвестиционную привлекательность региона. Для решения этой проблемы организуется постоянно действующий семинар для представителей муниципальных образований, создается координационный совет для этой работы. Л.Совершаева, работавшая ранее в Санкт-Петербургском КУГИ (см.[1]), отмечает, что в Санкт-Петербурге давно реализован единый унифицированный подход к решению вопросов государственной собственности, в результате чего у чиновников нет особой свободы действий вне четких процедур. В области картина совершенно иная. В свое время была создана комиссия по недвижимости, однако она не провела ни одного заседания. Хотя единая методика расчета арендной платы при прежнем руководстве была принята, но она практически не применялась. Поэтому теперь очень трудно разобраться, на каком основании тем или иным предприятиям предоставлялись льготы по арендной плате. Соответствующие законы через Законодательное собрание не проводились, а значит, чиновники могли принимать решения исходя из собственных соображений. В настоящее время готовятся необходимые законопроекты [2].

1.2.2.    Нормотворческая деятельность

Первое в новом году заседание президиума правительства было посвящено обсуждению двух документов – законопроекта "О введении ограничений на продажу алкогольной продукции в мелкорозничной сети" и "Временного положения о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (новая редакция).

Законопроект "О введении ограничений..." подготовило министерство пищевой, перерабатывающей промышленности и потребительского рынка. Документ находится в русле решений федеральных властей о восстановлении государственной монополии на торговлю винно-водочными изделиями. В его поддержку, кроме профильного министерства-разработчика, высказались представители Государственной торговой инспекции и Облпотребсоюза. Все они говорили о распространившихся случаях торговли недоброкачественной алкогольной продукцией в мелкорозничной торговле, практически не поддающейся государственному контролю. Однако всеобщего согласия не получилось. Заместитель председателя Антимонопольного управления Игорь Лавров заявил, что проект противоречит законодательству о конкуренции на потребительских рынках, нарушает равноправие предпринимателей в сфере торговли и угрожает существованию мелкорозничной торговли в целом. Он сказал, что Антимонопольное управление не даст согласия на готовящееся решение и предложил вместо огульного запрещения разработать правила регулирования. Этот подход решительно поддержали первый вице-губернатор Ю.Соколов, вице-губернаторы А.Воронцов и В.Голощапов.

Второй документ – о государственной регистрации юридических лиц и предпринимателей подготовила Регистрационная палата. В нем содержалось весьма нестандартное предложение – уменьшить стоимость своих услуг, а регистрацию индивидуальных предпринимателей регистрировать бесплатно. Но этому воспрепятствовал комитет финансов, высказавший опасение, что проявленный "альтруизм" может привести к увеличению расходов бюджета на содержание самой Регистрационной палаты (регистрационный сбор идет на содержание палаты). Комитет финансов предложил сохранить тариф для индивидуальных предпринимателей хотя бы на уровне 2 минимальных размеров оплаты труда МРОТ (в настоящее время – 4 МРОТ) [3].

1.2.3.    Проблемы пенсионного обеспечения

Вновь обострилась ситуация с невыплатами пенсий. Средняя задолженность по области составляет 2 месяца. Губернатор В.Густов заявил, что в случае непогашения долгов до конца января он подаст в суд на председателя Пенсионного фонда РФ.

Тем временем областное отделение Пенсионного фонда получило указание правительства РФ о введении нового порядка выплаты пенсий (такие же указания получены и в других регионах). С 1 февраля предписано в обязательном порядке выплачивать пенсии за текущий месяц и парллельно производить выплаты долгов за предыдущие месяцы. Кроме того, изменяется график выплаты: в первую очередь следует выплачивать пенсии неработающим пенсионерам, размер пенсии которых не превышает 219 тысяч рублей; затем – неработающим пенсионерам с пенсией выше этой суммы, а потом – всем остальным.

Эти новации вызвали недоумение и раздражение в правительстве области и у глав местных администраций. Очевидно, что новый порядок создаст дополнительную социальную напряженность. В Ленинградской области количество пенсионеров, попадающих в категорию оплачиваемых в первоочередном порядке (с пенсией менее 200 тысяч рублей), составляет 170 тысяч человек.

Губернатор В.Густов заявил, что в настоящее время появилась возможность несколько улучшить пенсионную ситуацию в области и без сомнительных нововведений благодаря тому, что ему удалось "выбить" из Пенсионного фонда РФ 35 млрд. рублей. Правительство области обратилось в правление Пенсионного фонда РФ с просьбой приостановить введение нового порядка на территории Ленинградской области.

1.2.4.    Парламентские слушания

Правительство области предоставило свою резиденцию для проведения парламентских слушаний Государственной Думы "О реализации концепции национальной политики Росии на примере Федеральной государственной программы возрождения и развития финно-угорских народов". В слушаниях приняли участие губернатор, члены правительства и депутаты ЗС Ленинградской области. Ленинградская область была названа в качестве положительного примера реализации концепции национальной политики – здесь еще до принятия федеральной программы активно ведется работа по возрождению проживающих на территории области народов финно-угорской группы.

1.2.5.    Перемещение

Председатель комитета по СМИ и полиграфии Ленинградской области Юрий Третьяков оставил свой пост в связи с назначением его на должность начальника региональной инспекции по защите гласности.

2.    ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ

21 января состоялся первый в новом году "День депутата" (напомним, что так называются собрания депутатов ЗС, из которых большинство работает на непостоянной основе, созываемые для обсуждения вопросов повестки дня ближайшего пленарного заседания). Обсуждались законопроекты о внесении изменений и дополнений в Устав Ленинградской области и Регламент ЗС, а также закон о выборах депутатов ЗС, которому предстоит второе чтение. По последнему закону до сих пор нет единого мнения. Предполагается, что ЗС будет состоять из 50 депутатов (сейчас – 25), избираемых по мажоритарной системе. Ряд депутатов настаивает на том, чтобы в ЗС могли избираться жители Санкт-Петербурга, хотя вряд ли эта точка зрения будет одобрена большинством. Имеются разные точки зрения по вопросу, следует ли предусмотреть механизм отзыва депутатов. Нет согласия и по вопросу о количестве депутатов, работающих в ЗС на постоянной основе.

На заседании ЗС 28 января обсуждалась ситуация, сложившаяся в здравоохранении. Рассматривался ход выполнения совместного постановления правительства и ЗС от 26 ноября 1996 года "О мерах по сокращению задолженности по финансированию Ленинградской областного фонда обязательного медицинского страхования" (ФОМС). Приглашенные медики охарактеризовали положение в больницах, в службе скорой помощи как коллапс. Отсутствуют самые необходимые материалы и лекарства, автомобильное топливо, во многих районах медики не получают зарплату по два месяца. Задолженность предприятий по страховым взносам составила 36,3 млрд. рублей. Главные должники – предприятия ВПК, сельскохозяйственной и лесной отраслей. Исполнительный директор ФОМС Вячеслав Гайворонский доложил, что для обеспечения погашения задолженности заключен ряд договоров о взаимозачетах на поставку продуктов питания и медикаментов. Медики выступили с предложением упразднить медицинские страховые компании в области и ввести специальный "медицинский" налог на продажу алкогольных и табачных изделий. Присутствовавший на заседании губернатор В.Густов проинформировал, что в правительстве области принято решение о проведении в 1997 году работ по достройке почти всех объектов здравоохранения. Уже в феврале должна поступить партия реанимобилей, позднее – 100 машин скорой помощи. Вместе с тем он отметил, что подъем здравоохранения невозможен без подъема экономики. Губернатор внес предложение реструктурировать ФОМС: создать комитеты, занимающиеся решением проблем по отдельным направлениям. ЗС приняло постановление о создании рабочей группы и предложило правительству рассмотреть вопрос о финансовой ситуации в здравоохранении не позднее первого квартала 1997 года.

Закон о выборах депутатов ЗС принять во втором чтении не удалось.

Депутаты обсудили состояние дел в Ленинградской областной телекомпании (ЛОТ) – прекращение трансляции на части территории области в связи с непродлением договора между ЛОТ и ГТРК "Петербург – 5-й канал" (см. главу 5). Характеризуя действия руководства ГТРК, председатель комитета по информации и печати Михаил Михайличенко назвал недопустимым положение, когда с телевидением субъекта РФ обращаются, как "младшим крестьянским сыном". Он считает необходимым создание технического независимой телекомпании с переходом на спутниковое вещание, на что потребуется 3-4 месяца и около 2 млрд. рублей. Со стороны депутатов прозвучала критика в адрес содержания и уровня программ ЛОТ. По итогам обсуждения ЗС приняло постановление, в котором предложило правительству разработать концепцию областного телевещания и принять меры по своевременному финансированию ЛОТ.

Утверждено положение о двух постоянных комиссиях ЗС (по социальным вопросам и по бюджету, налогам, банкам и страховым компаниям).

ЗС поддержало законодательную инициативу Палаты Республики Карелия по внесению изменения в федеральный закон "О государственной границе...". Речь идет об отмене пресловутой статьи о введении сбора за пересечение границы. Любопытно, что при обсуждении этого вопроса некоторые депутаты высказывались в поддержку данного налога, так как он поможет улучшить положение пограничников. Однако возобладали аргументы тех, кто предупредил, что введение налога приведет уменьшению в Ленинградской области богатых финских туристов. Сыграло роль и напоминание о том, что жители пограничного Ивангорода окажутся отрезанными от Нарвы, где многие из них работают и имеют родственников.

Поддержано также обращение губернатора В.Густова к председателю Государственной Думы по вопросу отчислений части налога АО "Верхневолжские магистральные нефтепроводы" в бюджеты Нижегородской и Ленинградской областей, по территориям которых проходят эти нефтепроводы.

Депутаты ЗС единогласно поддержали выдвижение Санкт-Петербурга на роль столицы Олимпийских игр 2004 года.

3.    МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

26 января состоялись муниципальные выборы в Новой Ладоге. Явка избирателей составила более 56%. На пост главы администрации из пяти кандидатов избран заместитель директора Новоладожского судоремонтного завода Вячеслав Сенчуков. Избраны также 8 депутатов муниципального совета.

4.    ПРОФСОЮЗЫ

Январь в области был отмечен забастовочной активностью учителей. Прошли забастовки в Приозерском районе, Шлиссельбурге, объявлена готовность в Ломоносовском и Лодейнопольском районах, близок к этому Тихвинский район. В Шлиссельбурге учителя начали сбор подписей за отставку мэра города. Причина всех выступлений – невыплата зарплаты. Учителя готовы последовать примеру коллег из Сибири, где бастующие перекрывали автомобильные магистрали. В письме на имя губернатора В.Густова от учителей Лодейнопольского района говорится, что если администрация оперативно (к февралю) не решит проблему, то педагоги оставляют за собой право перекрыть железнодорожную магистраль.

Задержки зарплаты учителям Ленинградской области – хроническое явление. Еще в 1995 году профсоюз работников образования потребовал от администрации области не только погасить долги по зарплате, но привести ее в соответствие с законом РФ "Об образовании" (имеется в виду мертворожденная статья закона о доведении зарплаты учителей до уровня средней зарплаты в промышленности). Тогда же была создана согласительная комиссия в соответствии с законом РФ "О порядке разрешения коллективных трудовых споров". Комиссия просуществовала до конца полномочий прежней администрации, но так и не пришла ни к какому соглашению. Теперь диалог возобновился. Правительство проинформировало профсоюзы о том, что эта проблемы постоянно находится внимания, каждое заседание аппарата начинается с обсуждения хода выплаты зарплаты учителям, в сферу образования спешно направляется преобладающая доля собираемых налогов. По итогам прошедшего года сюда выделено больше средств, чем планировалось, в том числе за счет взятых областью кредитов. Тем не менее проблема не решена, в частности потому, что, например, в январе собираемость налогов была в 7 раз ниже запланированной. Создана рабочая группа для подготовки совместного обращения правительства области и профсоюзов к правительству РФ с требованием вернуть долги федерального бюджета. Между тем есть отдельные районы, где дела обстоят относительно благополучно. Так, в Кингисеппском, Киришском районах и г.Пикалево практически нет долгов по зарплате в сфере образования. В Тосненском районе решением главы местной администрации введены льготы для работников образования по оплате за детские дошкольные учреждения, обеспечен бесплатный проезд на транспорте.

5.    СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Разгорелся конфликт между Ленинградской областной телекомпанией (ЛОТ) и ГТРК "Петербург – 5-й канал", в эфире которой до сих пор вещала ЛОТ. Это положение сложилось в связи с тем, что 31 декабря 1996 года истек срок договора между двумя телекомпаниями. Договор не был продлен. По словам председателя областного комитета по информации и печати Михаила Михайличенко, это произошло по вине руководства ГТРК, которое выставило неприемлемые условия. В свою очередь, руководство ГТРК утверждает, что ЛОТ наносила петербургскому телевидению прямой коммерческий ущерб, так как, занимая престижное вечернее время, самостоятельно назначала расценки на рекламу в отличие от ГТРК, которая связана кабальным договором с рекламной компанией "Премьер-СВ", заключенным прежними руководителями телекомпании. Вообще руководство ГТРК считает, что ЛОТ возникла в период, когда отношения между Санкт-Петербургом и Ленинградской областью были сложными, теперь же программы для области вполне могли бы транслироваться в рамках единой телекомпании. Существует и проблема строго выполнения условий лицензии ЛОТ – трансляции программ для Ленинградской области: посылка сигнала строго на территорию области технически невозможна, когда программу ЛОТ транслирует 5-й канал, ее смотрит почти вся страна в радиусе распространения сигнала ГТРК.

В результате с начала года ЛОТ начала вести самостоятельное вещание через телевышку (расположенную в Санкт-Петербурге), минуя технические возможности ГТРК. Но технические возможности передатчика обеспечивают вещание только в радиусе 70 км от телевышки, т.е. примерно на 40% территории области. В результате сложилась нелепая ситуация: программы ЛОТ можно смотреть в Санкт-Петербурге и окрестностях, но не во всех районах Ленинградской области – в самых отдаленных (Выборгский, Тихвинский, Лодейнопольский) в это время принимаются передачи ГТРК "Петербург – 5-й канал". Отрицательные последствия этого не замедлили сказаться: телеигра "Лотто-Бинго", которая раньше выходила в рамках ЛОТ и приносила крупный доход, переместилась на 5-й канал.

6.    КОНЕЦ ОДНОГО СКАНДАЛА

В мае 1996 года Федеральная служба РФ по валютному и экспортному контролю (ВЭК) публично обвинила совместное предприятие "Филип Мррис Нева", созданное при участии тогдашнего правительства Ленинградской области, в нарушении российского валютного законодательства, выразившееся в перечислении средств в уставной капитал в иностранной валюте, в осуществлении платежей на территории РФ в иностранной валюте и в открытии специального счета за границей (см. [4], [5]]). В связи с возникшим скандалом правительство Ленинградской области тогда же выступило с опровержением обвинений и разъяснило, что названные незаконными операции осуществлялись в условиях отсутствия в РФ необходимого законодательства (1993-95 гг.). В январе 1997 г. служба ВЭК завершила проверку, которая, по словам руководителя местной службы ВЭК В.Кожина, была "сложной и неоднозначной". Комиссия подтвердила неотрегулированность законодательной базы в период инкриминируемых действий. В ходе проверки установлено, что руководство компания "Филип Моррис Нева" неоднократно обращалось к губернатору области, в правительство РФ и к В.Черномырдину с информацией о вынужденных нарушениях и о том, что они не наносят ущерба экономике РФ. В своем заключении комиссия службы ВЭК констатировала нарушение компанией российского законодательства. В случае с уставным фондом комиссия предложила устранить нарушения (что и было сделано). Деньги, находившиеся на счете в швейцарском банке, возвращены в Ленинградскую область, а счет закрыт. За незаконные операции с иностранной валютой на территории РФ наложен штраф в 500 тысяч долларов, который уже уплачен. Таким образом, инцидент исчерпан к удовлетворению обеих сторон, ценный инвестор в Ленинградской области сохранен [5].

7.    СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИТОГИ 1996 ГОДА. БЕЗРАБОТИЦА

По данным Санкт-Петербургского комитета государственной статистики, объем промышленной продукции в Ленинградской области в 1996 году сократился по сравнению с 1995 годом на 8%, производство потребительских товаров – на 29%. Введено в эксплуатацию жилья примерно на 1/3 меньше. Поголовье крупного рогатого скота в хозяйствах всех категорий сократилось на 11%. Индекс потребительских цен составил 121,6%. Среднемесячная номинальная зарплата увеличилась примерно в 1,6 раза и составила 849,7 тысяч рублей. Реальная зарплата, рассчитанная с учетом индекса потребительских цен, выросла на 6,3%. Доход от оплачиваемой работы одного работника в декабре 1996 г. позволял приобрести 3,7 набора из 19 основных продовольственных товаров и обеспечивал 2,9 прожиточных минимума.

К концу 1996 года в органах государственной службы занятости состояло на учете 51,7 тысячи незанятых граждан. Нагрузка незанятого населения на одну заявленную в органы службы занятости вакансию составила на конец года 70,7 человека. Число официпльно зарегистрированных безработных по сравнению с 1995 годом увеличилось на 21%.

Смертность превысила рождаемость в 2,4 раза. Численность населения на 1 января 1997 г. составила 1 млн 678 тыс. человек.

Проблема безработицы в Ленинградской области – одна из самых серьезных. С 1995 года область включена в число регионов с напряженной ситуацией на рынке труда. В настоящее время в Подпорожье, Тихвине и Ивангороде положение признано критическим. В Ивангороде более тысячи безработных и всего 11 вакансий. В течение последних трех месяцев женщинам не было предложено ни одного варианта трудоустройства. Крупные предприятия простаивают, выплачивается зарплата за весенние месяцы, причем частично – продукцией предприятий. Областной комитет по труду и занятости в прошедшем году получил из бюджета 3,5 млрд. рублей вместо обещанных 54 млрд., поэтому пособия по безработице выплачиваются с полугодовой задержкой. В 1996 году из-за недостатка средств комитету не удалось создать ни одного рабочего места. Задолженность местных предприятий фонду занятости превысила 20 млрд. рублей. В настоящее время правительство области пытается не допустить массового высвобождения работников на рыбокомбинате в Усть-Луге Кингисеппского района – единственном крупном предприятии в поселке. По прогнозам, в текущем году ожидается высвобождение 120-130 тысяч работников.

Источники:

1. Драбкина Т.М. Ленинградская область в ноябре 1996 года. // Политический мониторинг. – М. – ИГПИ. – 1996, №11.

2. Акопян И. Госсобственность в надежных руках // Вести. – СПб. – 1996. – 25 января. – №9. – С. 2.

3. Звягин Ю. Президиум проявил активность // Вести. – СПб. – 1997. – 11 января. – №3. – С. 1.

4. Драбкина Т.М. Ленинградская область в мае-июне 1996 года. // Политический мониторинг. – М.– ИГПИ. – 1996, №6.

5. Ипатова Н. "Филип Моррис" больше не беспокоят вопросами о валюте // Смена. – СПб. – 1996. – 31 января. – №22-23. – С. 2.