Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Нижегородская область

Андрей Макарычев

НИЖЕГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ

в декабре 1996 года

1.    ПОЛИТИКА

Большая часть политических событий декабря была так или иначе связана с выборами в городскую думу Нижнего Новгорода. Параллельно с этим в 34 сельских районах избирали глав местного самоуправления, и в 42 районах – членов представительных органов власти.

Владимир Окмянский в числе особенностей нынешних выборов по сравнению с предшествовавшими отметил факт “массового оттока из политики” инженерно-технических работников, с 18% кандидатов в 1994 году до 10% в нынешнем. Первое место по числу кандидатов они уступили предпринимателям новой волны. Резко уменьшилось также число баллотирующихся в городскую думу муниципальных и государственных служащих. [1]

Накануне выборов многие газеты подвергли серьезной критике итоги работы думы предыдущего созыва. Проанализировав отчет слагающего с себя полномочия председателя городской думы Ивана Карнилина, собственный корреспондент “Московских новостей” в Нижнем Владимир Ионов назвал этот документ “ущербным” и не отвечающим ни на один из реальных вопросов о проделанном за два года этим органом. Собственный корреспондент “Рабочей трибуны” Владимир Носков вменил в вину городской думе такие решения, как трехпроцентный налог с покупки, взымание платы за парковку машин в центре города, повышение квартплаты и стоимости проезда на городском транспорте [2]. Невысокий имидж городской думы и “плохая” для нее декабрьская пресса стали одним из двух факторов, обусловивших низкую явку избирателей на участки для голосования.

Вторым фактором было то, что предвыборная кампания проходила в цейтноте (26 ноября был последним днем сдачи подписных листов, спустя несколько дней в прессе были опубликованы списки всех кандидатов по округам, а 22 декабря уже состоялось голосование). Это снизило возможности серьезного планирования своих стратегий кандидатами и внесло дополнительный элемент случайности в итоги голосования.

Выборы подтвердили печальную в целом картину с работой в регионе политических партий. Фактически, сколько-нибудь значимое число своих кандидатов выставили лишь ЛДПР, КПРФ, “Трудовой Нижний Новгород” и “ЯБЛОКО”. На этом фоне весьма внушительно смотрелось число кандидатов от некоторых общественных организаций (например, Союза ветеранов Афганистана).

Округа с более или менее выраженным идеологическим “лицом” на этих выборах были в большинстве. На первый взгляд, в этом есть некий парадокс. Ведь известно, что по мере понижения уровня избираемого органа снижаются и идеологические мотивы при голосовании. Но, несмотря на эту закономерность, для многих кандидатов сохранялась надежда, что принадлежность к любимой партии все равно останется наилучшей идеологической “приманкой” для избирателей. То есть снижение уровня идеологической мотивированности электората не сопровождалось ослаблением активности партий, особенно радикальных. Тем не менее подсчет результатов голосования показал, что только два кандидата от КПРФ прошли в думу, и полностью провалилась ЛДПР.

Намерения оппозиции в отношении выборов были изложены в органе Нижегородского регионального отделения союза офицеров “Защитник Отечества” от 25 ноября. Там были опубликованы фамилии тех кандидатов, кого Народно-патриотический союз России считает “своими”. Всего их 28 человек, и это в 3 раза больше числа тех, кто в официальных списках открыто афишировал свои коммунистические симпатии. Выставление “второго эшелона” из формально беспартийных, но на деле сильно ангажированных политически кандидатов входило в предвыборную стратегию НПСР. Прямое отождествление себя с коммунистическим блоком могло осложнить шансы его выдвиженцев.

Не случайно с предвыборной кампанией совпала серия жестких заявлений местных политических деятелей оппозиционной ориентации. Так, Алексей Светличный, председатель клуба избирателей “Народовластие”, 7 декабря заявил, что “выборы органов местного самоуправления без одновременных выборов в Областное законодательное собрание” (ОЗС) – это “беззаконие” [3]. В той же публикации была сделана попытка представить незаконными выборы губернатора области в декабре 1995 года на том основании, что ОЗС, самостоятельно продлившее себе срок пребывания в местном Кремле на дополнительные два года, не может принимать легитимные решения, в том числе по выборам губернатора. “Чиновники исполнительной власти установили свою диктатуру и вышли из-под контроля народа”, – констатировал г-н Светличный.

Эту же тему поднял и нынешний депутат ОЗС Сергей Сперанский, объявивший о том, что принятое областными законодателями положение о возможности досрочного голосования по выборам в городскую думу вне участковых комиссий создает широчайшие возможности для фальсификации. Чтобы не допустить в депутаты конкретного человека, власть готова пойти на нарушения, считает г-н Сперанский. В качестве примеров нарушений он отметил, что вовремя не были обнародованы списки и адреса избирательных участков, а также информация о кандидатах. Г-н Сперанский напомнил также, что до сих пор в суде рассматривается законность проведения декабрьских выборов 1995 года в Государственную думу по Канавинскому округу.

В большинстве округов 22 декабря развернулась достаточно сложная борьба. Она принимала разные очертания, но несколько моделей выделить вполне возможно.

Во-первых, по крайней мере в девяти округах основная сюжетная интрига завязалась вокруг противоборства представителя (или просто члена) одной из партий и его конкурента из мощной промышленно-хозяйственной структуры. Такое переплетение идеологического и чисто экономического интересов дало неоспоримое преимущество последним. В округах, на территории которых размещалось крупная хозяйственная структура (“ГАЗ”, Горьковская железная дорога и т.д.), именно ее кандидаты относительно легко одерживали верх, подтвердив надежность традиционных механизмов мобилизации электората.

Во-вторых, шесть округов можно было охарактеризовать как относительно спокойные, подразумевая под этим отсутствие очевидных фаворитов и особо сложных хитросплетений. В этих случаях одним из решающих факторов стал так называемый имиджевый потенциал, который содержится в самой профессии того или иного кандидата. В итоге представители профессий с ярко выраженным социальным “лицом” (учителя, врачи) получили преимущество.

В-третьих, в четырех округах соперничество носило явно индивидуализированный характер. Наиболее ярко он проявился в соперничестве известного опального коммерсанта Андрея Климентьева, находящегося в СИЗО, и кинопродюсера Владимира Седова. Последний выиграл с перевесом в 6 голосов (!), а спустя несколько дней назвал Климентьева “шантажистом” и непорядочным человеком [4].

Наконец, в двух случаях был представлен такой расклад, при котором сталкиваются не личности и не партийные лозунги, а скорее деловые интересы. Исход голосования в этих округах во многом определился ресурсным потенциалом тех предпринимательских структур, который был мобилизован в поддержку своих людей.

Для многих итоги выборов сюрпризом не стали. Директор ГАЗа Николай Пугин, к примеру, не скрывал, что он проводил предварительный отбор претендентов на депутатские мандаты и удовлетворен итогами голосования. В тех округах, где размещалось мощное предприятие или иной центр занятости и деловой активности, старые, традиционные механизмы мобилизации сработали безотказно. Тем более что 22 декабря стало “черным днем” для политический партий. Их кандидаты погоды явно не сделали. Фактически борьба между представителями крупных хозяйственных структур и партийными выдвиженцами была вчистую выиграна первыми.

Известно, что выборы 22 декабря впервые прошли под эгидой закона о невозможности занимать одновременно два кресла – депутата и управленца. Именно поэтому в думе резко уменьшилось число административных работников. Только 20 человек из числа депутатов прошлого созыва участвовали в перевыборах (большинство остальных перешли работать в администрацию), и 8 из них вновь заняли депутатские места. Вот как оценил итоги выборов председатель городской думы Иван Карнилин: “Народ пришел сильный, состоящий в основном из производственников и хозяйственников. Этими выборами Нижний напомнил, что является промышленным городом. Новый состав думы стал более технократичным... Появилось немало умудренных опытом хозяйственников... В новый состав прошло 9 человек от производственного блока. Я считаю, что появление этих людей несколько стабилизирует положение в нижегородской промышленности”.

Многие местные комментаторы говорят о деполитизированном характере думы как о ее преимуществе. Это действительно может способствовать быстрейшему решению рабочих вопросов. Но в то же время выборы показали, что партии в массовом общественном сознании превратились в синоним склочности и мелочности. Известно, что если на местах нет сильных партий – это показатель рыхлости и аморфности всей региональной политической жизни. Долгое пребывание в политике вне партийных рамок неизбежно ведет к тому, что депутат становится или простым лоббистом, или придатком исполнительных органов.

Так, скорее всего, и произойдет с нынешним составом городской думы. Показателен тот факт, что нынешний депутатский корпус быстро и на безальтернативной основе вновь избрал своим председателем Ивана Карнилина. Это может свидетельствовать лишь о том, что новых депутатов абсолютно устраивает та модель работы думы, которая практиковалась на протяжении последних двух лет. Доволен был и мэр Иван Скляров, который прямо заявил, что его устраивал бы и прежний состав думы, безо всяких выборов.

Выборы не обошлись без скандалов. Один из них был связан с именем вице-мэра Бориса Духана, который был обвинен в давлении на кандидатов в городскую думу, а потом – на нижегородскую журналистку, обнаружившую факты злоупотреблений вокруг широко разрекламированной городскими властями программы “Чистая вода – детям”. В телеинтервью “Сетям – НН” Борис Духан заявил о себе как о главном “идеологе” выборов в городскую думу.

В 9 округах из 34 выборы не состоялись по причине того, что явка избирателей была ниже 25%. Интересно, что случилось это именно в центральных районах города, где проживает наиболее мобильный, активный и образованный электорат. Кроме того, именно на территории центрального района города по инициативе областной администрации вскоре будет поставлен эксперимент с пластиковыми карточками для пенсионеров.

Городская избирательная комиссия назначила в них повторные выборы на 9 февраля, заявив при этом, что в случае еще одного провала третьего раунда уже не будет. Но никаких гарантий, что на него придет каждый четвертый избиратель, нет. Вполне реально, что более четверти депутатских мест будет пустовать и, значит, примерно такой же процент населения города не будет представлен в законодательном органе.

Низкая явка горожан резко контрастировала с сельскими районами области, где на выборах глав местных администраций и в Земские собрания (так называются представительные органы местного самоуправления районов области) явка в среднем была на уровне 50%, а по некоторым округам превышала 60%.

2.    Экономика

2.1.    Инициативы в области экономической политики

3 декабря в Нижнем прошла международная конференция “Проблемы федерализма и перспективы социально – экономического роста в России”. Помимо Бориса Немцова, в ее работе участвовал Егор Гайдар. Участники конференции приняли обращение к Федеральному собранию и органам исполнительной власти, в котором содержались следующие призывы :

– осуществить земельную и реформу, предполагающую возможность пользоваьбся правом частной собственности на землю;

– обеспечить законодательную защиту частных инвестиций;

– повысить занятость населения на основе развития ремесленничества;

– максимально децентрализовать лицензирование лизинговой деятельности;

– ввести запрет на заимствование Правительством средств пенсионного фонда;

– принять законы о гласном и конкурентном распределении государственных заказов;

– снизить ставки рефинансирования ЦБ;

– защитить отечественные рынки от контрабандного импортного товара.

Участники конференции высказали мнение о том, что руководство любого дотационного региона обязано строго выполнять такие требования центральной власти, как консолидация в бюджете всех внебюджетных средств, соблюдение “прозрачности” бюджета, тендерные закупки для государственных нужд, и т.д. С другой стороны, самообеспечивающиеся регионы должны иметь приоритет при осуществлении господдержки. По мнению Егора Гайдара, правительство в состоянии провести в жизнь необходимые жесткие меры, поскольку о своей популярности в течение ближайших 3,5 лет президентства Ельцина оно может особенно не заботиться.

2.2.    Кредитные карточки для пенсионеров

Оригинальную, но труднореализуемую идею выдвинул 9 декабря Борис Немцов. В связи с постоянными задержками выплаты пенсий он предложил опробовать схему, по которой пенсия будет начисляться на кредитные карточки. Уже создана рабочая группа, в которую вошли, помимо представителей Пенсионного фонда, функционеры “Сбербанка” и “Инкомбанка” (последний наиболее продвинут в карточном бизнесе из всех финансовых структур города). Непонятным пока остается, кто будет возмещать банку-эмитенту потери, неизбежные при нынешнем уровне собираемости пенсионных денег. Однако планируется, что в случае успеха этого начинания пластиковый бизнес получит дополнительный стимул, поскольку для обслуживания пенсионных карт потребуется развернуть мощную инфраструктуру.

2.3.    Нижегородские еврооблигации

Администрация Нижегородской области продолжила в декабре реализацию идеи о размещении нижегородских еврооблигаций на международных финансовых рынках на общую сумму 75-100 миллионов долларов со сроком погашения в пять лет. Их доходность не должна превышать доходности российских евробондов более чем на 1%. В случае успеха во втором квартале следующего года деньги могут прийти в область. По словам Бориса Немцова, инвестироваться они будут не в промышленность, а в социальную сферу, причем окупаемость соответствующих проектов должна как минимум соответствовать сроку действия облигационного займа.

2.4.    Визит Гусинского

В начале декабря в Нижнем находился глава группы “МОСТ” Владимир Гусинский. Он заявил о намерении создать здесь первую высококлассную региональную телекомпанию. В то же время с городскими властями речь шла и о других проектах – децентрализации системы отопления, помощи обманутым вкладчикам “Нижегородского кредита” и т.д.

В те же дни Борис Немцов на пресс – конференции объявил, что единственная действующая в России программа компенсации вкладчикам (местных банков “Нижегородец” и “Прогресс”) перешла в завершающую стадию. На очереди – распространение этой методики и на бывших клиентов еще нескольких лопнувших банков.

2.5.    Новые проблемы нефтепереработчиков

Газета “Монитор” сообщила о проблемах одной из крупнейших в городе нефтяной компании “НОРСИ-ОЙЛ”. Общий дефицит сырой нефти в России и падение деловой активности в конце года – главные причины нынешних трудностей. Дефицит нефти усиливается из-за того, что мировые цены быстро растут и экспортировать сырье гораздо выгоднее, чем продавать его в России. Несмотря на то, что поставщики не всегда охотно идут на оформление новых сделок, руководство “НОРСИ-ОЙЛ” рассчитывает заключить прямые договоры с “ЛУКойлом”, “ЮКОСом” и “Татнефтью”. Решено также начать работу по составлению договоров об обеспечении “НОРСИ” нефтью, которую администрации Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов получают от нефтедобывающих предприятий в виде налогов в местные бюджеты и платы за природные ресурсы [5]

Источники:

1.Нижегородские новости – Нижний Новгород, 1996 – 3 декабря

2.Биржа – Нижний Новгород, 1996 – № 46

3.Нижегородская правда – Нижний Новгород, 1996 – 7 декабря

4.Ленинская смена – Нижний Новгород, 1997 – №1

5.Монитор – Нижний Новгород, 1996 -№ 22