Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Новосибирская область

Независимый информационно-аналитический центр абитус"

Н.ПОГОДАЕВ, О.ГРИБАНОВА, Н.КОНОВАЛОВА

НОВОСИБИРСКая область

в январе 1997 года

1.    ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЛАСТНЫХ СТРУКТУР

Отдел политики газеты "Новая Сибирь" продолжает сотрудничество с аналитическим центром "Альби" по регулярной публикации данных рейтингов "Великолепная десятка" (10 наиболее влиятельных, по мнению аналитиков центра, людей Новосибирска). Рейтинг, составленный по данным на декабрь 1996 года, выглядит следующим образом: В.Муха, глава областной администрации (38,1); А.Звягин, председатель правления НД Мосбизнесбанк (34,14); В.Толоконский, мэр Новосибирска (33,69); А.Султанов, председатель правления Сибирского банка (33,58); О.Семченко, президент Сибирского инвестиционного торгово-промышленного союза (32,33); В. Женов, председатель правления Муниципального банка (31,57); А.Дугельный, генеральный директор Новосибирского оловокомбината (30,01); А.Белосохов, бывший генеральный директор Новосибирского завода химконцентратов (30,006); В.Киселев, заместитель главы обладминистрации (28,3); И.Индинок, вице-президент "Ланта-банка" (27,44).

1.1.    Деятельность исполнительной власти

13 января на встрече с журналистами губернатор В.Муха поднял тему возможного создания правительства Новосибирской области. Из сказанного губернатором можно понять, что несмотря на определенные сомнения, планы создания областного правительства уже находятся в разработке.

В целях организации и распространения на территории Новосибирской области областного телерадиовещания для информирования населения о деятельности органов власти, финансовой поддержки радиовещания глава администрации Новосибирской области подписал распоряжение "Об организации областного телерадиовещательного канала". [1]

Руководствуясь постановлением Правительства РФ "Об упорядочении системы оплаты жилья и коммунальных услуг", глава администрации области В.Муха распорядился сохранить в 1997 году действовавший в 1995 и 1996 годах предельный уровень платежей граждан на содержание и ремонт жилья и коммунальные услуги в размере 40% от затрат на их производство.

Глава администрации Новосибирской области В.Муха 14 января 1997 года подписал постановление "Об областной целевой программе "Сохранение и развитие культуры в Новосибирской области на 1997-1999 годы". Заказчиком выступает комитет по культуре Новосибирской области. Объем финансирования программы из федерального, областного и местных бюджетов определен на 1997 год в сумме 378,848 млн. рублей, на 1998 год – в сумме 370,003 млн. рублей, на 1999 – 377,892 млн. рублей.

Для решения проблем экономического развития сельскохозяйственных районов области, внедрения прогрессивных технологий и оборудования в базовых хозяйствах и в соответствии с решением областного Совета депутатов принято постановление о финансировании научно-прикладных работ по приоритетному направлению "Научно-техническое обеспечение агропромышленного комплекса Новосибирской области". Дан перечень организаций и институтов, с которыми ГлавПЭУ администрации области должно заключить договоры на выполнение конкретных работ на общую сумму 1059 млн. рублей за счет статьи "Научные разработки".

В связи с увеличением доли администрации области в уставном фонде банка "Левобережный" губернатор распорядился “управлению финансов и налоговой политики администрации области перечислить в уставный фонд банка сумму в размере 10 млрд. рублей из областного резервного фонда”.

Глава администрации Новосибирской области подписал постановление "Об эмиссии бездокументарных простых векселей управления финансов и налоговой политики администрации области".

По распоряжению мэра Новосибирска Виктора Толоконского в Новосибирске создан оперативный штаб по решению проблем теплоэнергоснабжения. На должность начальника штаба назначен первый заместитель мэра Виктор Городецкий. Новая организующе-руководящая структура призвана оказывать содействие акционерному обществу "Новосибирскэнерго" в обеспечении поставок угля на ТЭЦ города в объемах, превышающих среднесуточный расход топлива. Штаб уполномочен также проводить оперативный анализ обстановки и принимать экстренные меры по стабилизации энергообеспечения города в случае обострения топливного кризиса.

1.2.    Деятельность представительной власти

Политический сезон в Новосибирске начался со скандала, связанного с деятельностью вновь избранного городского Совета. Прежний состав Совета упрекали в чрезмерной лояльности: депутаты ни разу не пошли на конфронтацию с мэром Виктором Толоконским, а он, в свою очередь, ни разу не отклонил принятое Советом решение. Сегодня очевидно, что новый Совет не будет похож на прежний. 9 января новый состав городского Совета собрался на первую, организационную сессию. Депутатам предстояло создать постоянные комиссии городского Совета, выбрать заместителя председателя Совета, секретаря, а также рассмотреть другие организационные вопросы. Противостояние депутатов и мэра города Виктора Толоконского обнаружилось, как только мэр поставил на голосование повестку дня. Депутаты-оппозиционеры, а их в новом депутатском корпусе большинство (11 мандатов имеют члены ЛДПР и 7 мандатов – члены КПРФ), отвергли предложенный вариант повестки.

Они вступили в длинную дискуссию о несостоятельности регламента, по которому работал старый городской Совет, и неудовлетворительности повестки дня, предложенной мэром. Вместо доклада В.Толоконского "О социально-экономическом положении в городе и задачах муниципалитета на 1997 год" депутаты предложили прослушать сообщение о результатах выборов и создать мандатную комиссию, которая подтвердила бы их полномочия. Кроме того, депутаты на первой же сессии хотели бы заняться изменением Устава города, в частности, тех его статей, которые касаются совмещения мэром города должностей главы городской администрации и председателя городского Совета.

Оппозиция давно ставит под сомнение эффективность подобной системы управления городом, так как в одних руках сосредоточена и представительная, и исполнительная власть. Еще на мартовских выборах главы городского самоуправления кандидат Петр Лапков, поддержанный КПРФ, возмущался совмещением должностей. Вскоре после декабрьских выборов депутат-коммунист Сергей Саночкин выступил с предложением уже на первой сессии провести выборы председателя Совета из числа депутатов. Поскольку внести новую статью в Устав города можно, получив не менее двух третей голосов депутатов Совета, коммунисты вступили в коалицию с крупнейшей фракцией в Совете – ЛДПР.

В то же время, отвергнув повестку дня, предложенную В.Толоконским, председателем Совета, они фактически “проиграли первую битву”. Руководствуясь действующим регламентом, Виктор Толоконский объявил об окончании работы первой сессии Совета. Чуть позже лидеры местных отделений КПРФ и ЛДПР, присутствовавшие на сессии, разъяснили депутатам их оплошность: достаточно было принять предложенную повестку за основу, а уже потом вносить в нее все свои поправки.

Прошедшая сессия вызвала огромный резонанс в местных средствах массовой информации: каждая газета поместила материалы со своей оценкой ситуации. На страницах газет высказывают свои мнения представители различных политических и общественных организаций.

Депутаты городского Совета от Народно-патриотического союза распространили заявление по поводу срыва первой сессии. По их мнению, со стороны главы исполнительной власти "была предпринята попытка силового давления на депутатов"... с "участием многочисленных зрителей и представителей СМИ с целью дискредитации городского Совета". "Считаем, что без согласования интересов различных политических сил, представленных по воле избирателей в городском Совете, его конструктивная работа невозможна".

Мэр Новосибирска Виктор Толоконский заявил, что разделение представительной и исполнительной власти лишь приведет к постоянным конфликтам между мэрией и городским Советом, в результате чего ни тот, ни другой орган не смогут эффективно работать, а это скажется на решении городских проблем.

Состоялась совместная пресс-конференция депутата горсовета А.Филичева и депутата облсовета С.Алексеева, на которой они от имени своих избирателей резко осудили позицию членов горсовета, действия которых привели к срыву сессии. По словам А.Филичева, "обструкционистская позиция блока представителей ЛДПР и КПРФ лишила независимое меньшинство в горсовете возможности представить и обсудить свои наработки по решению насущных проблем города". Оба депутата обратили внимание на то, что "несостоявшаяся сессия – это, по сути, первый факт прямого столкновения интересов ЛДПР и КПРФ с интересами жителей Новосибирска". Они призвали представителей СМИ "быть бдительными и пресекать попытки втягивания третьего по значению города России во внутренние интриги политического центра страны".

По мнению аналитиков СМИ, даже если депутаты проголосуют большинством голосов за изменение Устава города, это решение будет нелегитимным. Мэр города В.Толоконский избирался по Уставу города как "мэр – руководитель городского самоуправления". За мэра именно с такими полномочиями проголосовало 311 тысяч горожан в марте прошлого года (заметим, что это намного больше, чем голосовало за депутатов городского Совета). Если поправки пройдут, статус В.Толоконского сильно изменится, и придется назначать новые выборы мэра (с его новым статусом и объемом полномочий).

Единственный путь для сторонников мэра добиться снятия вопроса об изменении Устава города – сепаратно договориться с одной из фракций и расколоть их союз. Такой вариант проходил в декабре, когда, по слухам, мэрия нашла общий язык с лидером местного отделения ЛДПР Е.Логиновым. Однако это вызвало недовольство коммунистов, поскольку В.Толоконский и Е.Логинов делили власть в городе без их участия. Ряд мер, предпринятых лидером местной организации КПРФ В.Кузнецовым, возымели действие, и союз оказался расстроенным. Таким образом, В.Кузнецов может получить все преимущества политика, предлагающего мир мэру. Заключив с ним сепаратное соглашение, В.Кузнецов может достичь сразу двух целей – во-первых, провести своего представителя на пост заместителя председателя горсовета, а во-вторых, оставить за бортом взаимовыгодного соглашения опасного соперника – Е.Логинова.

Заместитель председателя городского Совета – член КПРФ, – вариант более приемлемый для В.Толоконского, чем председатель Совета – член ЛДПР. С этой стороны готовность к компромиссу не вызывает сомнений. А курс на противостояние и союз с ЛДПР не принесет КПРФ никакой пользы. Существует предположение, что в случае достижения цели и смещения мэра с должности председателя Совета для ЛДПР союз с коммунистами уже не будет иметь большого значения. Представительный орган горожан превратится в партийный штаб по подготовке к выборам в областной Совет и к выборам губернатора области. Победа ЛДПР на выборах депутатов городского Собрания очень выгодна партии: это помещения, доступ к распределению бюджетных денег, усиление политического влияния. Именно в таком ключе обсуждают ситуацию региональные СМИ.[2],[3]

Депутат Госдумы от Новосибирской области Иван Аничкин высказал Г.Зюганову свое мнение о недопустимости союза КПРФ и ЛДПР на городском уровне, который идет на пользу только ЛДПР и противоречит долгосрочным интересам КПРФ. Улаживать разногласия во фракции ЛДПР специально приезжал высокопоставленный партфункционер Новиков. В числе тех, кто не согласен с "линией Логинова" на конфликт с мэром, называют депутатов от ЛДПР А.Кубанова и В.Старкова.

 

Сессия, прошедшая 17 января, смогла только сформировать счетную и мандатную комиссии и рабочий секретариат. Депутаты приняли повестку дня достаточно быстро, внеся в нее 6 дополнительных вопросов. Был заслушан доклад представителей городской избирательной комиссии.

Необходимость создания мандатной комиссии инициаторы объяснили следующими причинами: во-первых, городской Совет, по их мнению, должен конституировать себя. То есть мандатная комиссия должна подтвердить, что представительный орган правомочен принимать решения, как это происходит, например, в областном Совете. Во-вторых, члены ЛДПР, предложив создать мандатную комиссию, ссылались на недопустимость совмещения постов государственного служащего и депутатских полномочий. В частности, перед выбором был поставлен независимый депутат генерал К.Камалов. Он, по мнению депутатов-оппозиционеров, должен либо оставить службу в ВС, либо сложить с себя депутатские полномочия. В пример ставились депутаты С.Саночкин, И.Мамай и Л.Котлярова, которые после выборов были уволены с должности помощников депутатов Государственной Думы. На это депутатам объяснили, что в федеральном реестре государственных служащих военные и помощники депутатов Госдумы отсутствуют. А поэтому уволенным депутатам было предложено обратиться к чиновникам областной администрации и потребовать восстановления на работе, сняв тем самым все противоречия. Однако две оппозиционные фракции проголосовали против данного положения, подтвердив тем самым еще раз, что единственная цель создания мандатной комиссии – найти повод отстранить от деятельности в Совете одного из немногих сторонников мэра и укрепить собственное положение.

Видимо, сомнения в честности мэра и штатного секретаря побудили депутатов сформировать счетную комиссию и секретариат из числа депутатов. Поскольку те депутаты, которые вошли бы в эти структуры, не смогли бы претендовать на ключевые посты в горсовете, то лидеры партийных фракций взяли самоотводы и сократили численность контрольных органов. В результате в счетную комиссию вошли 2 депутата – С.Уткин (ЛДПР) и Б.Коновалов (независимый).

Следующим вопросом в повестке дня стоял вопрос о внесении изменений и дополнений в Устав города Новосибирска (о совмещении постов мэра и председателя горсовета). Для принятия этого решения требовалось две трети голосов депутатов (то есть 17 человек). При подсчете голосов произошло недоразумение: Б.Коновалов насчитал 16, а С.Уткин – 17. Фракция ЛДПР покинула зал заседаний, тем самым сессия стала неправомочной и закрыла свою работу. [4]

22 января президиум совета Федерации профсоюзов Новосибирской области распространил в СМИ обращение, адресованное депутатам Новосибирского горсовета, в котором выразил недовольство по поводу прошедших сессий городского Совета и призвал депутатов "прекратить распри, поставить на первый план не узкопартийные цели, а интересы жителей города и направить энергию на выполнение предвыборных обещаний".

2.    ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

2.1.    Конгресс русских общин

Председатель Новосибирской организации Конгресса русских общин Александр Люлько расстался с некоторыми из своих давних соратников. Это произошло 5 января на отчетно-перевыборной конференции НО КРО, обсудившей результаты избирательной кампании в местные органы власти и причины неудач большинства кандидатов от КРО. За неудовлетворительную работу освобождены от занимаемых должностей начальник штаба НО КРО В.Масачук (поставлен вопрос об его исключении из КРО), секретарь С.Масачук, а также заместители председателя. Изменены структуры организации и принципы подбора руководящего состава. По словам А.Люлько, он получил одобрение на чистку организации непосредственно от председателя Конгресса Дмитрия Рогозина. По сведениям газеты "Молодость Сибири", у А.Люлько давно назревало недовольство стилем работы и поведением В.Масачука. В минувшей избирательной кампании, отвечая за продвижение довольно перспективного кандидата – директора автобазы В.Андреева – В.Масачук повел дело так, что В.Андреев проиграл.

Вскоре после неудачных для КРО выборов В.Масачук и группа его единомышленников сами пошли на обострение отношений со своим председателем. В связи с этим некоторые источники не исключают договоренности бывших соратников А.Люлько с кем-то из его политических противников. Чаще других при этом называется лидер ЛДПР Евгений Логинов, который вполне заинтересован в том, чтобы монополизировать "национал-патриотический" электорат. Но еще больше он заинтересован в том, чтобы найти подходящую фигуру на пост председателя городского Совета, которым, вполне возможно, рассчитывает распорядиться по своему усмотрению. В качестве возможных кандидатов от Е.Логинова на этот пост называют юриста Евгения Лисина и слесаря Сергея Уткина. Однако выдвижение таких новичков в политике на пост городского руководителя не может не повредить репутации ЛДПР. Поэтому можно считать небезосновательными слухи о том, что А.Люлько уже получил от одного из соратников Е.Логинова предложение возглавить городской Совет. Попытка лишить А.Люлько опоры в лице КРО может в таком случае служить дополнительным стимулом к согласию.

Если А.Люлько согласится на это предложение и пополнит фракцию ЛДПР в горсовете, это будет тройной победой Е.Логинова. Помимо подходящего кандидата на высокий городской пост, он доведет численность фракции до половины всего состава Совета и привлечет в свои ряды одного из самых известных в городе политиков и общественных деятелей. Однако сам А.Люлько пока не заявлял о заключении союза с ЛДПР. Напомним, что попытки заключения такого союза имели место в прошлом и всякий раз заканчивались разрывом. Единственное отличие ситуации, которая сложилась сегодня – драматическая неопределенность положения КРО в Москве. В этих условиях предложение Е.Логинова может выглядеть очень заманчиво. [5]

По версии В.Масачука и В.Андреева, инициатива конфликта принадлежала исключительно А.Люлько, который 5 января отказался прибыть на заранее назначенное отчетно-выборное собрание КРО. Инициаторами собрания предполагалось, что А.Люлько должен отчитаться на нем как председатель Новосибирского отделения КРО о своей финансовой деятельности. Вопрос об отчете А.Люлько был поставлен в связи с недовольством некоторых членов КРО, что во время выборов А.Люлько замкнул весь предвыборный фонд на себя и перебросил все ресурсы на агитацию за свою кандидатуру. По словам В.Масачука и В.Андреева, отказ А.Люлько от участия в собрании им непонятен и неожиданен. На собрании председателю НО КРО А.Люлько заочно было выражено недоверие, а вместо него председателем был избран В.Андреев. По словам А.Люлько, собрание, которое организовал В.Масачук, было неправомочным, поскольку на нем присутствовало лишь 62 человека из "примерно 200" членов НО КРО.

Таким образом, сейчас в Новосибирске два председателя областной организации КРО.

По словам В.Масачука, единственная инстанция, способная разрешить конфликт в НО КРО, – руководство Конгресса. Однако ключевая фигура в Москве – все-таки не председатель КРО Д.Рогозин. Будущее КРО также зависит от отношений с А.Лебедем, как будущее Новосибирской организации Конгресса – от отношений с А.Люлько. Вот почему для конфликтующих сторон приобретает особую значимость мнение лидера Новосибирской организации "партии Лебедя" (Российской народно-республиканской партии) А.Андрейченко. В.Масачук встретился с А.Андрейченко, убеждая его в том, что А.Люлько за спиной А.Лебедя общается с Ю.Скоковым и строит против генерала козни. Но это сообщение не повлияло на отношения А.Андрейченко с А.Люлько, который предпочитает иметь дело с депутатом горсовета А.Люлько и именно его видеть во главе дружественной Лебедю организации. [6]

2.2.    ЛДПР

Новосибирская областная организация ЛДПР провела в Новосибирске так называемую школу депутатов. Народные избранники прослушали семинары по финансам, социальной политике, банковскому делу, законодательству. По словам Д.Немтина, помощника депутата Госдумы Е.Логинова, политические вопросы не рассматривались.

2.3.    Комитет солдатских матерей

Новосибирский комитет солдатских матерей опубликовал открытое письмо Президенту РФ, правительству, Федеральному Собранию, Генеральному прокурору и силовым министрам, Совету безопасности с требованием спасти военнослужащих, оставшихся заложниками в Чечне.

3.    ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

3.1.    Бюджет города Новосибирска на 1997 год

Мэр Новосибирска Виктор Толоконский 14 января встретился с журналистами. Главными обсуждавшимися темами стали бюджет-97 и сессия городского Совета депутатов. Бюджет текущего года мало будет отличаться от предыдущего. Исходные условия практически те же, прежними остались и задачи: обеспечение устойчивой жизнедеятельности города, более эффективная адресная социальная поддержка населения и дальнейшее развитие городского хозяйства. В 1997 году планируется построить около 400 тысяч квадратных метров жилья, новые школы, медицинские учреждения и т.д. Предполагается, что доходная часть составит около двух триллионов 250 миллионов рублей, а расходная – не менее 4,5 триллионов. "Главное, с чем мы выходим в областной Совет, – сказал В.Толоконский, – это компенсация социальных выплат семьям, имеющим детей, компенсация средств на содержание ведомственного жилого фонда (в прошлом году предприятия уже передали городу часть своего жилья, не в силах самостоятельно содержать его и обеспечивать теплом, в новом году, предположительно, оставшаяся часть ведомственного жилого фонда тоже перейдет городу) и компенсация расходов на теплоэнергообеспечение".

У бюджета-97 есть и особые черты. Планируется сделать акцент на здравоохранении. В частности, обеспечить всех льготников бесплатными медикаментами. Будут выделяться средства на развитие специальных программ по инвалидам, онкобольным, диабетикам. Большое внимание будет уделено ремонту и строительству инженерных коммуникаций.

По словам мэра, если не произойдет никаких экономических катаклизмов, в апреле отставание в выплате заработной платы бюджетникам удастся свести к минимуму. Сложнее обстоят дела с выплатой детских компенсаций. Большие надежды возлагаются на практиковавшиеся в прошлом году налоговые освобождения предприятий, выплачивающих сотрудникам детские компенсации. Подобная политика ведется и в отношении научных учреждений и вузов, не являющихся муниципальной собственностью. Например за НГТУ, СО РАН город рассчитывается по энергетике (при условии, что они выплачивают детские компенсации). Для исполнения доходной части бюджета местная власть намерена заниматься поиском дополнительных резервов и новых форм работы, улучшить собираемость налогов, а также осуществить ряд финансовых, технических мер, призванных сократить расходы, не потеряв при этом качества работы.

3.2.    Скандал вокруг Новосибирского оловокомбината

Сюжет в программе "Итоги", прошедший по НТВ 19 января, отметил начало второй волны скандалов вокруг Новосибирского оловокомбината и его директора. Первая прошла в 1994. Тогда предприятию, к тому времени уже стабильно работающему, грозили реприватизацией, а его руководству – тюрьмой. Речь шла о нарушениях в приватизации предприятия, об уклонении от уплаты налогов, сокрытии валютной выручки, то есть о том, что инкриминируется генеральному директору НОКа Александру Дугельному уже в течение нескольких лет. Относительно новым в этом сюжете было утверждение о том, что уходить от ответственности руководителю оловокомбината все эти годы помогал бывший первый вице-премьер Олег Сосковец. В программе Новосибирский оловокомбинат был упомянут как одно из звеньев "криминальной империи" О.Сосковца.

Аналитики газеты "Молодость Сибири" представили три версии случившегося. Согласно первой, за выходом сюжета в "Итогах" нет ничего, кроме чисто политического конфликта "Чубайс-Сосковец", а А.Дугельный просто "попал под руку". В пользу этой гипотезы звучит мнение тех экспертов, которые считают реприватизацию НОКа делом чересчур хлопотным и маловероятным.

Есть и другое мнение: конфликта "Чубайс-Сосковец" вообще нет в природе. Те, кто так думает, говорят, что президент Ассоциации финансово-промышленных групп России О.Сосковец немного потерял, оставив пост вице-премьера. И сам факт избрания его на нынешний пост говорит о том, что Сосковец успешно нашел общий язык с А.Чубайсом. Согласно этой версии, журналисты НТВ просто решили подогреть интерес к "Итогам" и свалили в интригующую кучу все, что только можно, включая и НОК.

Наконец, третья версия соединяет политику и экономику. Выступление против О.Сосковца послужило лишь предлогом для того, чтобы повлиять на А.Дугельного и придать делу возможно больше шума. В качестве заинтересованной стороны фигурирует группа "МОСТ", которая содержит и "Итоги", и газету "Сегодня" с обозревателем А.Беккером, который выступал в названной передаче как главный эксперт по НОКу. Некоторые осведомленные люди не случайно называют А.Дугельного самым богатым человеком Новосибирска, утверждая, что он установил практически единоличный контроль над предприятием и также единолично распоряжается его колоссальными доходами. При этом не делится даже с Москвой, работая напрямую с Лондонской биржей металлов. Вполне возможно, что, не претендуя на большой пакет акций предприятия, кто-то хочет навязать НОКу иную схему реализации олова.

В областной прокуратуре к настоящему времени по решению Генпрокуратуры возобновлены оба ранее закрытых дела против директора НОК. 4 июля отменено постановление областной прокуратуры о прекращении дела в отношении Дугельного и НОКа по фактам сокрытия доходов от налогообложения и сокрытия средств в валюте. 30 сентября отменено постановление о прекращении дела по фактам злоупотреблений при акционировании комбината. Срок доклада в Москву о результатах – до конца апреля этого года. [7]

В связи с материалами, прозвучавшими 19.01.97 года в программе "Итоги" НТВ, руководители промышленных предприятий и предприниматели, представители отраслевых и региональных объединений предприятий и предпринимателей Новосибирской области выражают тревогу по поводу раздуваемой на ОРТ и в центральной прессе кампании очернения и дискредитации директорского корпуса. В условиях несовершенной, противоречивой нормативной базы по сути дела бесправные руководители предприятий, на которых сваливают всю вину за ошибки и последствия приватизации, оказываются заложниками экономических реформ, чиновничьего произвола и силового давления.

Исходя из интересов жителей Новосибирской области, в целях сохранения промышленного производства и установления правовых гарантий акционеров приватизированных предприятий представители отраслевых и региональных объединений предприятий и предпринимателей обращаются с открытым письмом к главе администрации Новосибирской области, органам государственной власти и управления, силовым структурам, депутатам Федерального Собрания РФ, депутатам Новосибирского областного и городского Советов, деловым кругам и общественности региона, СМИ с требованием обеспечить законность действий фискальных органов в отношении АО "Новосибирский оловокомбинат" и встать на защиту прав и интересов населения Новосибирской области.

Открытое письмо подписали Ю.Бернадский (Межрегиональная Ассоциация руководителей предприятий), А.Серьезнов (лига содействия оборонным предприятиям Новосибирской области), Н.Рычков (новосибирский Союз работодателей), В.Женов (Союз городских банков Сибири и Дальнего Востока), В.Костин (Межрегиональная Ассоциация руководителей авиационных предприятий), В.Уланов (общественный комитет по правам акционеров), А.Степанов (депутат Новосибирского областного Совета). [8]

3.3.    Конфликт между аэропортом и авиакомпанией "Сибирь"

С 29 января аэропорт "Толмачево" заблокировал вылет самолетов рейса №174 авиакомпании "Сибирь" в Москву. Этот рейс – один из самых привычных и удобных для деловых поездок пассажиров средней обеспеченности. Авиакомпания, по данным порта, задолжала ему порядка 15 миллиардов рублей и не предлагает реальных программ по погашению задолженности. 15 миллиардов – сумма, составляющая трехмесячную стоимость услуг, оказываемых аэропортом "Сибири", а, согласно договору между "Сибирью" и "Толмачево", аэропорт вправе не производить обслуживание рейсов при задолженности, превышающей размер стоимости услуг лишь за декаду. По словам заместителя генерального директора АО аэропорт "Толмачево" Виктора Мироненко, следуя букве договора, аэропорт 6 января, то есть за 15 дней, письменно известил компанию, что 174 рейс перестанет вылетать, если не будет погашена задолженность (11 миллиардов рублей в счет погашения 16-миллиардного долга). Однако авиакомпания с тех пор никаких действий не предприняла. По словам В.Мироненко, 30 января он встречался с генеральным директором "Сибири" Г.Куличевым, и подсчеты показали, что закрыть задолженность летчики смогут не раньше августа.

По словам заместителя генерального директора "Сибири" В.Елохина, авиакомпания была уверена, что аэропорт не станет принимать столь жестких решений. По мнению генерального директора компании Г.Куличева, одна из причин копящихся долгов – в невыплатах государственных структур. Самой авиакомпании партнеры должны 38 миллиардов. Правительство должно авиакомпании "Сибирь" 32 миллиарда рублей за льготные перевозки детей, пенсионеров и инвалидов, Министерство обороны должно 3 млрд. 100 млн. рублей за полеты военных. Налоговые службы до сих пор не перечислили 1 млрд. 176 млн. рублей за перевозку своих сотрудников, причем авиакомпания уже уплатила с этой пока не полученной выручки налоги. Это только часть государственных структур, невольным кредитором которых оказалась "Сибирь". Есть еще одно обстоятельство, препятствующее выплате долгов: почти половина января – "мертвый сезон". Тем не менее, за следующие 10 дней "Сибирь" вернула аэропорту 6 миллиардов, обещал помочь и банк "Акцепт". Уже в первой половине дня 29 января в аэропорт и авиакомпанию была направлена телеграмма начальника Западно-Сибирского управления департамента воздушного авиатранспорта В.Тасуна. В ней руководству Толмачева пояснялось, что "дискриминационные действия в отношении авиакомпании "Сибирь", связанные с отменой рейсов, рассматриваются как нарушение прав потребителей", и рекомендовалось немедленно прекратить акцию.

Более того, отмена рейса вынуждает авиакомпанию залезать в еще большие долги. Не имея возможности улетать 174-ми, пассажиры "Сибири" перерегистрируют свои билеты на рейсы близкой по расписанию авиакомпании "Внуковские авиалинии", вскоре московская компания выставит счет за эти перевозки. Вторая проблема в том, что существует часть билетов, уже проданных на 173-й рейс Москва-Новосибирск, и авиакомпании приходится отправлять за своими пассажирами в столицу пустые борта. И, наконец, стоит "Сибири" лишь на месяц прекратить рейсы на Москву, она лишится лицензии на это направление. [9]

3.4.    Программа по малым и средним городам Новосибирской области

Разрабатывается комплексная программа выживания в условиях экономической реформы малых и средних городов Новосибирской области, к числу которых относится 31 населенный пункт. Программа предусматривает корректировку генеральных планов строительства городов с учетом прогноза развития; разработку проектов по защите территории городов Карасукской и Татарско-Барабинской зон от подтопления; помощь в приобретении автобусов; финансовую поддержку в ремонте транзитных трасс и сооружение автозаправочных комплексов.

3.5.    Визит делегации Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР)

По сообщению пресс-службы администрации области, ожидается визит в Новосибирск делегации Организации экономического сотрудничества и развития, объединяющей в настоящее время 28 наиболее развитых международных организаций в области экономического анализа и разработки экономической и социальной политики. В соответствии с декларацией о сотрудничестве, подписанной Правительством РФ, ОЭСР готовит обзоры экономики России. Очередной из них будет представлен в этом году в Москве и Париже правительству России, правительствам стран Организации экономического сотрудничества и развития, а также таким влиятельным организациям, как международный валютный фонд, Мировой банк, Европейский банк реконструкции и развития.

4.    СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

4.1.    Акции протеста

4.1.1.    Всероссийская акция протеста учителей

21 января прекратили забастовку последние из участников всероссийской акции протеста учителей – педагоги двух школ Доволенского района. Всего к акции присоединилось 380 школ области. В областном комитете профсоюзов учителей ФНПР уверены: многие школы бастовали бы и дальше, но педагоги поверили обещаниям губернатора В.Мухи, пообещавшего рассчитаться к 20 января с работниками бюджетной сферы. В настоящее время учителям области бюджет должен 115 млрд. рублей.

Согласно телеграмме, полученной из Москвы новосибирским обкомом профсоюза работников образования (ФНПР), очередная всероссийская акция протеста учителей состоится 17 февраля. Педагоги области присоединятся к ней, если не будут выплачены долги по зарплате. В данное время профсоюзы добиваются заключения с обладминистрацией специального соглашения о графике выплаты зарплаты учителям.

4.1.2.    Акция протеста театра "Красный факел"

19 января в Новосибирском театре "Красный факел" с 11 утра до 9 вечера продолжалась уникальная акция – театральный марафон в защиту культуры от нищеты. 10 часов подряд театр бесплатно показывал отрывки из своих спектаклей и специальные концертные номера, более 2 тысяч зрителей побывали в "Факеле" в течение этого дня.

Формальный повод для этого спектакля протеста – несвоевременные выплаты заработной платы, реальный – недовольство всех работающих в старейшем театре Сибири состоянием культуры в России.

В то время, когда готовилась акция протеста, в местных газетах прошла информация о том, что результаты проверки КРУ в "Красном факеле" вскрыли финансовые злоупотребления со стороны главного режиссера и директора театра. По мнению А.Серова, главного режиссера "Красного факела", информация была спущена сверху специально, чтобы его дискредитировать и поссорить с коллективом.

Отношения между "Красным факелом" и областной администрацией не слишком просты – коллектив дважды приглашал в театр Виталия Муху, но губернатор не ответил на эти приглашения. Известие о марафоне вызвало бурную реакцию у областной администрации. Комитет по культуре порекомендовал театру вместо проведения марафона присоединиться к всероссийской акции протеста профсоюзов 27 марта – иными словами, государственные чиновники предложили государственным служащим выступить против правительства. [10]

4.1.3.    Забастовка авиадиспетчеров

15 января с 13 часов началась забастовка авиадиспетчеров в аэропорту Толмачево. Конфликт вызван несоблюдением администрацией Толмачевского филиала госпредприятия "Запсибаэронавигация" коллективного договора. Основное требование бастующих – повышение заработной платы. В забастовке участвуют все сотрудники предприятия, от уборщицы до диспетчера – 352 человека.

4.2.    Занятость

Новосибирским областным Центром занятости были рассмотрены предварительные итоги работы областной службы занятости (СЗ) за 1996 год и определены задачи на 1997 год. Сделан вывод, что уходящий год был для областной службы занятости напряженным, но результативным. Задачи, предусмотренные программой содействия занятости населения области на 1996 год, решены почти полностью. В то же время не реализована до конца программа создания дополнительных и сохранения действующих экономически целесообразных рабочих мест по причине отсутствия средств в службе занятости. Из-за этого в течение 1996 года СЗ смогла организовать всего лишь один областной конкурс проектов работодателей, позволивший создать 78 дополнительных рабочих мест для безработных, особо нуждающихся в социальной защите.

Число вакансий на предприятиях Новосибирской области сократилось в 1996 году на одну треть, а численность претендующих на одну вакансию выросла с 4,7 до 6,2 человека. Еще полгода назад областная СЗ располагала 8 тыс. рабочих мест, а к концу 1996 года их насчитывалось немногим более 4 тысяч. По данным облстатуправления, работодателями укрывается от СЗ до 50% вакансий.

Комментируя состояние рынка труда в области, директор областного центра занятости населения В.Гринченко сообщил, что на производстве продолжается сохраняться скрытая безработица, ставшая хроническим явлением, сокращается потребность предприятий в рабочей силе, численность занятых в экономике, по предварительным оценкам облкомстата на 1 декабря, уменьшилась с начала года на 71,5 тысяч человек, общая численность зарегистрированных безработных составила около 29 тысяч человек, что ниже уровня 1995 года. Уровень безработицы при этом снизился в 1996 году на 0,12 процентов и составил на конец года 2,17 процента (по России – 3,4 процента).

Конкретнее по районам и городам области это выглядит так: в Новосибирском сельском, Татарском и Северном районах этот уровень ниже одного процента, в 9 районах и городах – ниже среднеобластного, самый же высокий уровень  в Бердске – 7,5%. Из общего числа безработных 71% – женщины, 27% – молодежь от 16 до 29 лет, почти 10% – лица предпенсионного возраста. 13% безработных – специалисты с высшим образованием.

Однако, общая картина  официального рынка труда далека от реальной, и, как сказал В.Гринченко, одна из причин заключается в том, что службы занятости имеют информацию лишь о 50-60% вакансий.

4.3.    Проблемы выплаты заработной платы

По предложению профкома и инициативной группы трудящихся состоялось собрание коллектива завода "Сибтекстильмаш". Больше всего рабочих волновала несвоевременная выплата заработной платы – срок ее задержки доходит до полугода. На собрании присутствовали также депутаты областного Совета С.Крупенько, Н.Селиванов и депутат городского Совета А.Люлько. Было принято решение о составлении графика по выплате зарплаты, причем первую часть долга рабочие хотели получить до первого февраля. В случае невыполнения или срыва выплаты трудовой коллектив намерен потребовать отставки внешнего управляющего. Решено также обратиться к областной администрации, областному и городскому Советам и отраслевому профсоюзу с предложением о создании совместной с администрацией рабочей группы для разработки программы выхода предприятия из тяжелого положения. В частности, они предлагают взять кредит в размере 6 млрд. рублей для погашения долгов по заработной плате и закупки комплектующих.

Командующий войсками СибВО генерал-полковник Виктор Копылов направил телеграмму в адрес президента Б.Ельцина и председателя правительства РФ В.Черномырдина. В телеграмме командующий доложил о катастрофической обстановке, сложившейся в округе из-за отсутствия финансирования. Генерал обрисовал ситуацию: зарплата военнослужащим и гражданскому персоналу не выплачивается три месяца; офицеры, прапорщики и контрактники, не имеющие других законных источников существования, вместе с семьями поставлены на грань выживания. Нетерпимое положение сложилось и в социальной сфере: нет средств на содержание детсадов, на лечебные расходы. Уже год не выплачиваются положенные компенсации за продовольственный паек, наем квартир, пособия на детей. СибВО должен за продовольствие, горючее, вещевое имущество и коммунальные услуги более 500 млрд. рублей. [11]

4.4.    Преступность

Как явствует из отчета областного УВД перед жителями Новосибирской области о состоянии правопорядка в Новосибирской области и основных результатах деятельности органов внутренних дел в 1996 году, в прошлом году в области зарегистрировано 69 211 преступлений, что на 5,5% меньше, чем в позапрошлом. При этом так называемых тяжких преступлений стало меньше на 13,3%, тогда как по России – на 10,2. "Уличных" преступлений в области было зарегистрировано 3802. Большая доля всех преступлений (61,2%) – это различного рода посягательства на собственность. Из 43 322 человек, совершивших преступления, 17 034 не имеют постоянного источника дохода (по крайней мере легального).

Зато в 1996 году увеличилась рецидивная и "несовершеннолетняя" преступность – на 28,5% и на 11,3% соответственно. Увеличилось число экономических и должностных преступлений: обман потребителей (на 50,1%), незаконное предпринимательство в сфере торговли (на 72,7%), сокрытие доходов (71,4%). На 29,3% больше выявлено преступлений, связанных с наркотиками и сильнодействующими веществами. За год выявлено 218 групп, занимающихся сбытом наркотиков. [12]

4.5.    Социальная защита

По итогам прошлого года, подведенным управлением социальной защиты области, на организацию социальной защиты получено лишь 72% от запланированных средств. В то же время рост платных услуг во всех сферах жизни ведут к обнищанию народа. Все больше людей по уровню своих доходов попадают в категорию малообеспеченных (по сравнению с 1995 годом, количество поставленных на учет малообеспеченных граждан увеличилось на 75 тысяч человек).

Заботясь о совершенствовании и организации социального обслуживания граждан, оказавшихся в экстремальных условиях, глава администрации области В.Муха постановил создать областной Центр социальной адаптации на базе отделения социальной реабилитации областного центра срочной социальной помощи.

Источники:

1. Новая Сибирь. – Новосибирск, 1997. – 24 января. – №3. – С.2.

2. Столяров М., Роготень Т. Кто в горсовете хозяин // Весь Новосибирск. – Новосибирск, 1997. – №1. – С.1.

3. Кашафутдинов В. Мэру – мир! // Молодость Сибири. – Новосибирск, 1997. – 16 января. – №3. – С.4.

4. Столяров М., Роготень Т. Очередной скандал в горсовете // Весь Новосибирск. – Новосибирск, 1997. – №2. – С.1,2.

5. Кашафутдинов В. Партийная жизнь. Александр Люлько подавляет "бунт на корабле" // Молодость Сибири. – Новосибирск, 1997. – 9 января. – №2. – С.6.

6. Кашафутдинов В. Борьба за дело. Или за тело? // Молодость Сибири. – Новосибирск, 1997. – 16 января. – №3. – С.4; Сальников А. Кровные обиды КРО // Новая Сибири. – Новоси­бирск, 1997. – 31 января. – №4. – С.2.

7. Кашафутдинов В. Три версии дела об "оловянном генерале" // Молодость Сибири. – Новосибирск, 1997. – 23 января. – №4. – С.1,3.

8. Весь Новосибирск. – Новосибирск, 1997. – №2. – С.3.

9. Лосева Н. Для "Сибири" нелетная погода //Молодость Сибири. – Новосибирск, 1997. – 30 января. – №5. – С.2; Семь сорок. Время "Ч"// Новая Сибирь. – Новосибирск, 1997. – 31 января. – №4. – С.1.

10. Сергеев А. Самый длинный в сезоне спектакль показал театр "Красный факел" // Молодость Сибири. – Новосибирск, 1997. – 23 января. – №4. – С.14.

11. Моисеев М. Армия. На подснежный корм? //Молодость Сибири. – Новосибирск, 1997. – 23 января. – №4. – С.2.

12. Преступность снижается, милиция уничтожает коноплю, отчитывается и благодарит // Новая Сибирь. – Новосибирск, 1997. – 24 января. – №3. – С.4.