Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Самарская область

Елена Лапшова

САМАРСКАЯ ОБЛАСТЬ

в январе 1997 года

1.    Социально-экономическое положение

1.1.    Статистика

По данным комитета по экономике и финансам обладминистрации, инфляция за прошедший год снизилась в 2 раза по сравнению с 1995 годом. В 1996 году зарплата выросла на 12%, а общий рост доходов составил более 1,2%. Доля жителей области с доходами ниже прожиточного минимума упала с 50% до 35%. Среднеобластная зарплата по данным на 1 января составила 960 тыс. рублей (с учетом АвтоВАЗа, где она превысила 2 млн. рублей).

Объем производства снизился по сравнению с 1995 годом на 3%. Больше всего он упал в цветной металлургии – на 50%, в лесной и легкой – на 46 и 30% соответственно. Тем не менее, в конце года наметился рост объема производства в автомобилестроении, нефтедобыче и нефтехимии. [3]

Росла безработица, которая из скрытой превращается в открытую. На 1 января 1997 года зарегистрированных безработных было более 57000 человек, что составило 3,3% от числа активного населения. Больше всего безработных в Октябрьске – свыше 14% и в Богатовском районе – более 10%.

В г.Октябрьске в январе количество безработных впервые превысило число людей, занятых в производстве. Этот город является “лидером” в области по данному показателю. На выдачу пособия ежемесячно требуется 380 млн. рублей. Собственными силами городской отдел департамента федеральной службы занятости может собрать лишь десятую часть названной суммы, остальные деньги должны поступать из областного и резервного фондов. Но пока не было получено ни рубля. Поэтому пособия выплачены только за октябрь. Перспективы трудоустройства в Октябрьске практически отсутствуют. В прошлом году были найдены рабочие места для 177 человек, а уже в январе только АО “Первомайск” сократило около 180 рабочих. На сегодня город практически банкрот. [14]

По оценке заместителя губернатора, председателя комитета по экономике и финансам администрации Г.Р.Хасаева экономическая ситуация в области остается достаточно сложной и противоречивой. Важнейшие экономические процессы продолжают динамику предыдущих лет. Объемы производства в 1996 году увеличила лишь четвертая часть предприятий. Доля убыточных предприятий (потенциальных банкротов) приблизилась к сорока процентам. Долг по зарплате превысил 460 миллиардов рублей. Следствием этого стало сокращение налогооблагаемой базы.

Крупнейшими должниками остаются АО”АвтоВАЗ” (1,25 трл. в областой и местные бюджеты), Куйбышевская железная дорога (120 млрд. руб. в облбюджет) и АО “Самаранефтегаз” (примерно столько же). Развитие отношений с ВАЗом, видимо, окажет определяющее влияние на исполнение областного бюджета – за прошлый год ВАЗ заплатил около 300 млрд. рублей (это примерно одна восьмая всех поступлений в облбюджет).

1.2.    Бюджет

В январе шло обсуждение бюджета области на 1997 год. Этому вопросу было посвящено заседание бюджетной комиссии думы, а также очередное заседание думы. На суд депутатов были представлены итоги 1996 года.

Оценивая возможные варианты развития областного хозяйства в 1997 году, администрация предложила депутатам такую формулу: предпосылок для подъема производства нет. Наиболее вероятно, что повторится ситуация прошлого года. [4]

Были предложены два варианта прогнозов на 1997 год: один – из расчета, что инфляция не превысит 0,8% в месяц, второй – из расчета 1,6% инфляции. Оба варианта не дают оснований прогнозировать как спад производства, так и его заметный рост.

В проекте бюджета на 1997 год, предложенном облфинуправлением, значительное внимание уделено социальным нуждам. Значительно увеличены расходы на жилищно-коммунальное хозяйство, прежде всего – на содержание ведомственного жилья и объектов соцкультбыта, передаваемых в муниципальную собственность. Это более 2,5 трлн. рублей в консолидированном бюджете (около четверти всех расходов). Их удельный вес впервые так велик. При этом бюджеты крупных городов (Самары, Тольятти, Новокуйбышевска, Сызрани), по оценке облфинуправления, будут тратить на ЖКХ от 40 до 50%. При этом запросы городов и районов по линии дотации ЖКХ учтены лишь на 60-70%, что влечет к повышению расценок на оплату жилья и коммунальных услуг.

Субсидии работникам бюджетной сферы обойдутся в 150 млрд. рублей, выплата детских пособий – в 580 млрд. рублей.

Проект бюджета предусматривает дефицит в 15%. С учетом реальной собираемости налогов на деле он может оказаться большим.

Облфинуправление для покрытия дефицита предложило привлечь средства населения, предприятий и банков за счет выпуска регионального займа по типу ГКО, но с более высокими ставками. Кроме того, будут активно проводиться взыскания с долгов с неплательщиков вплоть до наложения ареста на ликвидное имущество и последующей продажи всем желающим.

Планируется разработать несколько проектов законов области. Один из них – о региональном заказе. Его суть заключается в том, что бюджетные деньги, предназначенные для закупки товаров и услуг, должны оставаться в области и работать на пользу ее товаропроизводителей.

Кроме того, намечено проведение экономического эксперимента по созданию особых экономических зон с особым режимом налогообложения. В них будут применяться различные льготы и скидки по части доли налогов, зачисляемых в местный бюджет.

Первая особая экономическая зона будет создана в г. Похвистнево и Похвистневском районе. Если эксперимент принесет положительный результат, то он будет распротранен на более крупные муниципальные образования.

Депутаты предложили облфину найти еще 300 млрд. рублей или соответствующим образом переделать расходную часть.

Программу предстоит рассмотреть вторично. Таким образом, бюджет будет утвержден не ранее конца февраля. [5]

2.    Губернская дума

Депутат Губернской думы В.С.Гром выступил с заявлением, назвав Думу “первым нарушителем законов в Самарской области”. Лейтмотивом пресс-конференции единственного депутата-коммуниста стали высказывания о том, что Самарская губернская Дума сегодня находится вне закона и даже вне системы сложившихся структур власти. И дело уже не исчерпывается вопросом о ее нелегитимности после 4 июня 1996, когда истек срок полномочий депутатов, избранных на два года. Как результат декабрьских выборов глав местного самоуправления к нелегитимности добавилась недееспособность, что позволило В.С.Грому говорить о полном крахе законодательной власти в области.

Причиной столь резкого выступления стало и то, что до сих пор не проведены довыборы, в обязательном порядке предусмотренные законодательством в связи с избранием в декабре 1995 года двух депутатов (Шарапова и Тарачева) в Госдуму. Отсутствие всего двух депутатов вызвало кризис законодательной власти: начиная с лета, практически ни одно заседание думы не набирало кворума (17 человек).

В декабре 1996 г. депутаты Янин, Нефедов и Липченко были избраны мэрами родных городов, кроме них, в депутатах числится глава администрации Тольятти Н.Уткин. А статья 4 Закона “О статусе депутата Самарской Губернской Думы”, принятого 13.09.1994 г., однозначно запрещает совмещать статус депутата с нахождением на государственной службе или с работой в органах местного самоуправления. Поэтому гг. Янин, Липченко и Нефедов должны были немедленно заявить о сложении полномочий. Согласно ст.4 Закона, полномочия таких депутатов прекращаются автоматически, если они в течение месяца после избрания не подали заявлений. Таким образом, к концу января уже 5 округов Самарской области остаются без своих представителей.

Второй поднятый В.С.Громом вопрос – судьба закона “Об отзыве депутатов Самарской Губернской Думы”, проект которого был разработан контрольным комитетом, (возглавляемым Громом) еще весной, но так и не рассмотрен депутатами.

Выход из сложившейся ситуации, по мнению Владимира Семеновича – в незамедлительном возвращении всех ветвей власти в конституционное поле: облсуду принять к расмотрению иски депутата Грома к Губернской думе, поданные еще в августе и сентябре 1996 года; прокуратуре – дать правильную оценку сложившейся ситуации; губернатору – назначить выборы в Губернскую думу в максимально ближайший срок, предусмотренный законом. [1]

Кроме того, Гром предложил начать сбор подписей для проведения референдума по закону “Об отзыве депутатов”.

Тем не менее дума продолжила свою работу в старом составе. В конце прошедшего года были проведены слушания, посвященные экологической обстановке в Самарской области.

Участники заседания отметили, что состояние окружающей природной среды в области вызвает серьезные опасения. Среди причин обострения экологической ситуации: огромная задолженность природопользователей в уплате штрафов за загрязнение окружающей среды, слабая материально-техническая база природоохранных организаций, фактическое прекращение финансирования из федерального бюджета многих экологических программ. Анализ состояния законодательной базы в экологической сфере также свидетельствовал о существенных пробелах в действующем законодательстве.

С учетом состоявшейся дискуссии участники думских слушаний рекомендовали:

Самарской Губернской думе:

– разработать и принять нормативный правовой акт, предусматривающий выделение бюджетами всех уровней средств в размере на менее 3% доходной части на финансирование мероприятий по экологическому оздоровлению области;

– рассмотреть предложения администрации области и принять закон Самарской области “Об экологической безопасности в Самарской области”;

– при утверждении консолидированного бюджета области и областного бюджета на 1997 год статьи расходов на экологические мероприятия отнести к статьям, финансирование которых осуществляется в первую очередь в пределах полученных доходов бюджета.

Счетной палате Самарской Губернской думы:

– ввести ежемесячный контроль за поступлением и целевым использованием средств, выделяемых из федерального и областного бюджетов на реализацию экологических программ.

Администрации Самарской области, государственному комитету по экологии и природным ресурсам Самарской области:

– разработать мероприятия по ограничению и последующей остановке деятельности вредных производств на территории Самарской области;

– перейти на новые методы очистки питьевой воды (бесхлорный метод очистки);

– представить на рассмотрение в Самарскую Губернскую думу экологическую программу Самарской области на 1997 год и т.д. [2]

Об обсуждении думой бюджета см. выше.

3.    Взаимоотношения с Центром

В новом году федеральный бюджет намерен принять в развитии экономики Самарской области лишь номинальное участие. Согласно подготовленным в Министерстве экономики РФ лимитам капитальных вложений, региону будет достаточно 140,15 млрд. рублей, что составляет 10% от реальной потребности и 27,5% от лимита капвложений 1996 года. В частности, на строительство метро предполагается выделить 28% от лимитов прошлого года, на строительство жилья – 18,5%, на агропромышленный комплекс – 37,1%. Разногласия обладминистрации и Минэкономики по этому вопросу стали главной темой беседы губернатора области К.Титова с заместителем министра экономики РФ Я.Уринсоном. Пока губернские чиновники не теряют надежды получить из федерального бюджета средства хотя бы на самое необходимое строительство. Почти неделю Константин Титов провел в столице, отстаивая интересы области в Правительстве РФ. [6]

За последний месяц губернатор принял участие в заседании Национального банковского совета России, членом которого является. Национальный банковский совет рассмотрел подготовленный Госдумой проект Закона “О противодействии легализации и отмыванию средств, полученных незаконым путем” (его смысл и суть – в наделении банков контролирующими функциями с обязательным донесением в компетентные органы собранной информации о появлении на счетах их клиентов “грязных” денег); “О гарантировании банковских вкладов граждан” (проект предполагает создание национальной страховой банковской системы, формируемой за счет отчислений самих банков и гарантирующей гражданам возврат не менее 90 процентов их сбережений в случае краха соответствующего кредитно-финансового учреждения); “О валютном регулировании и валютном контроле”. Дискуссия между представителями ЦБ и К.А.Титовым, поддержанным другими членами совета, развернулась по поводу принципов развития банковской системы России. Оппоненты представителя Центробанка РФ г-на Алексашенко полагали, что банковская система должна строиться по аналогии с немецкой, основанной на федералистских принципах: там финансовые потоки направлены не в один общий “резервуар” , как у нас, а через сеть земельных банков обеспечивают денежный паритет между самими субъектами Федерации, а также между ними и федеральным бюджетом.

Состоялась встреча губернатора с первым вице-премьером правительства А.Большаковым и первым заместителем министра финансов В.Петровым. В ходе этих встреч обсуждались, в частности, бюджетные вопросы, касающиеся отношений губернии и федерального Центра. [7]

Кроме того обсуждались актуальные проблемы перестройки авиастроительного комплекса. Результатом этих переговоров стало решение вопроса о реструктуризации авиастроительной отрасли, которая предполагает создание нескольких крупных авиационных корпораций, объединяющих ряд авиастроительных предприятий. В Самаре будет штаб-квартира авиационной корпорации, которая объединит самарский и ульяновский авиационный заводы, КБ имени Туполева. Ведутся переговоры о присоединении к ней Казанского авиазавода. На вакантное место президента этой корпорации рассматривается кандидатура Л.А.Хасиса – директора самарского АО “Авиакор”. [8]

Комитет по управлению имуществом Самарской области начал второй этап переговоров о передаче области пакета акций ряда промышленных предприятий, находящихся в федеральной собственности. Борьба самарских властей за погашение таким способом задолженности центра перед регионом приобретает все более жесткий оборот.

Еще в конце 1996 года обладминистрация попыталась реализовать идею, согласно которой федеральная задолженность должна была быть погашена ликвидными пакетами акций некоторых предприятий, находившихся на то время в федеральной собственности. Однако авторы идеи столкнулись с тем, что определение самой суммы задолженности федерального бюжета представляет собой большую трудность. Стремление администрации области зафиксировать сумму долга в течение продолжительного времени наталкивалось на противодействие федеральных структур. В конце концов в правительство был представлен на рассмотрение первый вариант списка пакетов акций, которые область хотела забрать у федерации. Стоимость первого транша подобного зачета оценивается в 60 миллиардов рублей.

Первая попытка добиться погашения долгов успеха не имела и документы во все инстанции были представлены вторично. Наибольшее сопротивление проект встретил в отраслевых министерствах, так как потеря права управления пакетами акций предприятий, находящимися в госсобственности, подрывает сами основы существования этих ведомств.

Пытаясь получить в собственность пакеты акций, обладминистрация рассчитывает не только на их продажу. В перечне предприятий АО “Авиаагрегат”, СНТК “Двигатели НК”, акции которых трудно назвать высокодоходными. В случае, если область будет владеть достаточно большими пакетами акций СНТК “Двигатели НК” (22%) и АО “Авиаагрегат” (22,8%) ее влияние на политику создаваемой вокруг регионального авиационного моторостроительного комплекса финансово-промышленной группы “Двигатели НК” приобретет существенное значение. Обладминистрация заинтересована в том, чтобы стимулировать развитие отрасли, сохранить рабочие места и увеличивать их количество, а также обеспечить платежи авиапредприятий в бюджет Самарской области.

Такая же судьба ожидает и 20-типроцентный пакет акций АО “Волготанкер”. В последнее время вокруг пароходства ходили противоречивые слухи о возможной перерегистрации его в Астраханской области, а весной руководство области выразило явное недовольство резким увеличением влияния иностранного капитала на политику компании. Если же в руках администрации окажутся 20% акций, то у нее будет совсем иной, нежели раньше рычаг воздействия.

Проект предполаает также передачу акций некоторых других предприятий: Международный аэропорт “Самара” (51%),, РАО “ЕЭС России” (0,0075%), АО “КРИОС” (15%), “АвтоВАЗ” (2,05%), “Гипровостокнефть” (22%).

Довольно велика вероятность того, что и второй этап переговоров о передаче области федеральных пакетов закончится неудачно. В этом случае не исключен тот вариант, что губернатор обратится к президенту с письмом, в котором будет обращено внимание главы государства на нарушение президентского Указа за номером 292 от 27.02.96 “О передаче субъектам РФ находящихся в федеральной собственности акций акционерных обществ, образованных в процессе приватизации”. [9]

Незадолго до выборов губернатора областная печать подробно освещала подготовку к предстоявшему в конце прошедшего года подписанию договора о разграничении полномочий между Правительством РФ и администрацией Самарской области. Наступил 1997 год и стало очевидно, что этот договор в ближайшее время не будет подписан. Возникли разногласия по поводу прилагавшихся к договору отраслевых соглашений. Например, комитет по управлению областным имуществом настаивает на том, чтобы управление объектами федеральной собственности на территории области осуществлялось только по согласованию с ним, однако до сих пор специалистам комитета не удалось убедить в верности своей позиции федеральных чиновников. Аналогичным образом обстоят дела и с проектами ряда других отраслевых соглашений.

Возможно, подписание договора затягивает именно обладминистрация. Для губернской власти горадо выгоднее, чтобы Правительство РФ приняло сразу весь пакет подготовленных соглашений. Если, как предполагалось раньше, Виктор Черномырдин и Константин Титов подпишут лишь текст самого договора, отраслевые соглашения могут навсегда застрять на стадии согласования – а без них договор может иметь лишь номинальное значение. [10]

4.    ПАРТИЙНАЯ ЖИЗНЬ

4.1.    Партия Лебедя

В конце 1996 года в Москве прошла 3-я конференция движения “Честь и Родина”, председателем которого является Александр Лебедь. Самарскую область на этом мероприятии представляли депутат Самарской городской думы Сергей Терентьев и Сергей Широнин. В феврале должно состояться учредительное собрание самарских сторонников г-на Лебедя. До этого времени они намерены принять в свои ряды 100-150 человек. По заявлению лидеров движения, самарские “лебедевцы” собираются принимать участие во всех предстоящих выборах местного значения, но их главная задача – провести своих сторонников в Губернскую думу, выборы в которую состоятся в декабре 1997 года. По утверждению С.Терентьева, сторонники партии есть и среди глав исполнительной власти, однако они не спешат обнародовать свои политические симпатии. [11]

4.2.    Коммунисты

Свои конференции провели самарская организация КПРФ и поддерживающее ее объединение “За социальную справедливость”.

На форуме самарских коммунистов присутствовло свыше 300 человек, представлявших все партийные организации области, насчитывающие в своих рядах 5 тысяч членов. Выступивший с докладом 1-й секретарь обкома КПРФ Валентин Романов по традиции критиковал местные и центральные власти, высказал несколько замечаний и в собственный адрес.

Часть делегатов подхватила критический тон своего руководителя. Например, 1-й секретарь самарского горисполкома КПРФ Михаил Маслянцев довольно резко высказался в адрес своих коллег, которые призывают ограничиться парламентскими формами борьбы: “Нечего скатываться в сторону социал-демократии. Если необходимо, нужно проводить акции неповиновения, перекрывать дороги, устраивать сидячие забастовки”, – заявил он.

Однако не все присутствующие поддерждали столь экстремистскую точку зрения.

Разные мнения звучали и на собрании объединения “За социальную справедливость”. Часть участников призывала к более тесному сотрудничеству с компартией, другие же считали, что задачи объединения намного шире. По их мнению нужно сотрудничать с депутатами любой политической ориентации, которые готовы прийти на помощь людям в нынешних нелегких условиях. Единого решения выработано не было. [12]

4.3.    Казаки

На пресс-конференции атамана Волжского войскового казачьего общества Бориса Гусева, состоявшейся по возвращении последнего из Москвы с Совета атаманов казачьих войск, была объявлено о готовности волжских казаков в любой момент послать на помощь терским казакам 500 добровольцев. По мнению полковника Гусева, большая кавказская война начется сразу после завершения выборов в Чеченской республике, и ее причиной станут конфликты между казаками Терского войска, проживающими на территории Ставропольской области, и чеченцами.

Лучшим решением проблемы казаки считают, во-первых, передачу Шелковского и Наурского районов Чечни Ставропольскому краю, а, во-вторых, вооружение самих казаков, например в форме создания реестровых казачьих войск, для охраны границы с Чечней.

Пока война не началась, Волжское казачье войско продолжает оставаться испытательным полигоном, на котором отрабатываются схемы государственной службы казачества. Уже сегодня казаки отвечают за формирование пополнения двух полков – 81-го мотострелкового и 31-го радиотехнического. Эти части официально именуются казачьими.

1997 год станет годом появления на улицах городов Самарской области казачьих отрядов содействия милиции. Люди с нагайками намерены нести службу по охране различных объектов, в том числе аммиакопровода, а также создадут экологические заставы – впрочем, последний проект пока не получил одобрения губернатора. [13]

Источники:

1.Хамкин Ю. Кризис представительной власти Самарской области // Трудовая Самара. – Самара. – 1997. – январь. -№2. – С.3.

2.Волжская коммуна. – Самара. – 1997. – 10 января. – № 4. – С.1.

3.Соларев А. В январе бюджета области не видать // Дело. – Самара. – 1997. – №2. – С.7-8.

4.Ривлин Г. Экономический климат не изменится, считают депутаты Губернской думы // Волжская коммуна. – Самара. – 1997. – 31 января. – № 22. – С.1-2.

5.Соларев А. В январе бюджета области не видать // Дело. – Самара – 1997. – №2. – С.7-8.

6.Перла А. Центр урезает лимиты // Самарское обозрение. – Самара – 1997. – 20 января. – №3. – С.2.

7.Субботин Г. С чем вернулся К.Титов из столицы? // Волжская коммуна. – Самара. 1997. – 21 января. – № 12. – С.1.

8.Шесть триллионов за губернаторскую лояльность // Дело. – Самара – 1997. – №2. – С.6-7.

9.Сурьянинов Д. Перла А. Губерния выбивает долги акциями // Самарское обозрение. – Самара. 1997. – 27 января. – № 4. – С. 3.

10.Перла А. Некоторые полномочия разграничить трудно // Самарское обозрение. – Самара. 1997. – 27 января. – №4. -С.2.

11.“Партия Лебедя” будет исполнена и в Самаре. // Самарское обозрение. – Самара. 1997. – 20 января. – № 3. – С.4.

12.Ряды коммунистов колеблются // Самарское обозрение. – Самара. 1997. – 27 января. – №4.-С.3.

13.Перла А. Волжским казакам не терпится // Самарское обозрение. – Самара. 1997. -20 января. – №3. – С.4.

14.Железняков В. Октябрьск обанкротился // Волжская коммуна. – Самара. – 1997. – 28 января. – № 18. – С.1.