Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Саратовская область

Дамир Фаритов

Автором использованы материалы Поволжского информационного агентства и авторский текст Иргиза Темирханова

САРАТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

в январе 1997 года

Январь в Саратовской области не изобиловал политическими событиями – как известно, значительная часть этого месяца приходится на серийные новогодние и постновогодние празднования, реально завершающиеся лишь к началу двадцатых чисел. На это многозначительное обстоятельство наложилась и отчетливо ощущающаяся усталость местных политиков и администраторов от длившегося девять месяцев периода политически весьма насыщенной жизни. Однако к концу месяца в регионе началось некоторое оживление, связанное с рядом объективных и субъективных обстоятельств. Среди последних, прежде всего – начало реальной деятельности новообразованных органов местного самоуправления; возрастание социальной напряженности, связанное с продолжающимся кризисом неплатежей; начало нового этапа развития регионального авторитаризма.

1.    После выборов местного самоуправления

1.1.    Саратовская городская дума

Как уже было сказано выше, одной из главных черт политического ландшафта Саратовской области в январе стали первые шаги сформировавшихся после декабрьских выборов органов местного самоуправления. При всей своей прогнозируемости и контролируемости исполнительной властью, шаги эти представляют определенный интерес. Картина при этом мало отличается в разных районах области, и легко может быть оценена на единственном, но самом ярком примере – Саратовской городской думе.

1.1.1.    Место для городской думы

Свою деятельность Саратовская городская дума начала с крупного скандала, ставшего достоянием широкой гласности несмотря на, казалось бы, совершенную систему информационных фильтров, действующих сейчас в региональной информационной сфере.

Проблема возникла из того обстоятельства, что городской думе Саратова для нормальной работы необходимо постоянное помещение. Предшественник думы, городской Совет народных депутатов, такое помещение имел – в советские времена он размещался под одной крышей с горисполкомом в так называемом "Доме со львом", расположенном в центре города. После августа 1991 он занял часть соседнего здания, где ранее размещался горком КПСС. Вскоре после ликвидации горсовета, в июне 1994 года, его место полностью заняла Саратовская областная дума. На протяжении ряда лет вопрос о размещении будущего городского органа самоуправления иногда дискутировался, но всегда – в сугубо теоретической плоскости. Не удивительно, что в конце концов он принял характер тщательно запущенной болезни и к моменту, когда гордума превратилась в жестокую реальность, решен никак не был. По мере приближения момента начала работы думы, для ее размещения предлагались все более странные с точки зрения коренного саратовца места. Так, был предложен даже вариант передачи ей находящегося по соседству с мэрией филолого-исторического корпуса Саратовского государственного университета. Возможность же размещения думы в одном из уже имеющихся административных зданий вместе с областным правительством, облдумой или мэрией с самого начала всерьез не рассматривалась.

В итоге, уже после декабрьских выборов мэрия предложила самим депутатам определиться с местом пребывания, выбрав из четырех вариантов. Точных данных о том, что это были за варианты, не имеется, однако точно известен окончательный выбор – городская дума выбрала в качестве места своей дислокации находящееся на некотором удалении от центральной площади, где сконцентрированы прочие органы власти, здание Дома работников просвещения (ДРП), более известное как “Дом учителя”.

16 января коллектив ДРП провел встречу, на которую были приглашены представители саратовских СМИ. В самом начале мероприятия присутствующие были поставлены в известность о том, что накануне из комитета по управлению имуществом саратовской мэрии поступило письмо, из которого явствовало: договор об аренде здания по адресу Радищева, 14, где уже более семидесяти лет размещается ДРП (старейшее клубное учреждение Саратова, одно из двух такого рода учреждений, сохранившихся в центре города)[1], на текущий год пролонгирован не будет. Авторы письма не уведомили администрацию ДРП о том, где в дальнейшем будут размещаться его подразделения, пообещав это сделать в дальнейшем. Свои действия горадминистрация прямо объяснила тем, что по адресу Радищева, 14 предполагается разместить Саратовскую городскую думу.

Организаторы встречи и приглашенные ими руководители многочисленных кружков и самодеятельных коллективов, функционирующих в настоящее время в ДРП, выразили несогласие с позицией мэрии и заявили о намерении предпринять самые активные действия для того, чтобы предотвратить выдворение.

На первых порах их намерения реализовались в отправке в адрес местных органов власти ряда писем протеста, авторами которых были не только коллективы ДРП, но и, например, городской Совет ветеранов, а также другие общественные организации. Однако письма не оказали на чиновников заметного воздействия. Поэтому коллектив Дома заявила о готовности прибегнуть и к более решительным мерам.

Участники встречи, среди которых были представители областного профсоюза работников образования, постоянно демонстрировали свое возмущение позицией местных властей. Была выражена убежденность в том, что рассредоточение работающих в ДРП творческих коллективов "по подвалам" приведет лишь к тому, что через полгода все они прекратят существование, лишенные финансирования и вынужденные уступить место коммерческими структурами. При этом было подчеркнуто, что финансирование и в настоящее время осуществляется отнюдь не из городского бюджета (как заявили организаторы встречи, из городского бюджета вообще не тратится на содержание клубных учреждений ни копейки), а из средств профсоюзных организаций. Было заявлено о намерении провести 20 января Форум общественности в защиту ДРП.

Мероприятие нашло отражение в местной прессе, высказавшейся, вопреки обыкновению, довольно резко и совсем не в пользу властей.

Однако депутаты, мягко говоря, не были настроены ни на диалог, ни на отказ от своих притязаний. На их собрании, состоявшемся 18 января, вопрос о помещении был поднят в очередной раз. Секретарь гордумы Николай Косов сообщил: несмотря на то, что в здании ДРП функционирует множество организаций, юридически оформлено пребывание там только четырех. Из них одна городская структура уже переезжает, а городской и областной комитеты профсоюзов работников образования, по словам Косова, тоже особо не протестуют. Протестует же только сам "Дом работников просвещения", организация, насчитывающая, как заявил думский секретарь, четыре человека. Косов попросил присутствующих высказаться, стоит ли "бороться" за это здание.

Реакция депутатов была на редкость единодушной. Ими было заявлено, что ни о какой борьбе просто не должно быть речи. Поскольку есть исполнительная власть, то именно она по закону должна совершить все необходимые действия, причем в кратчайшие сроки. Когда же Косов попросил депутатов посетить проводимый ДРП 20 января форум общественности, те ответили категорическим отказом. С их стороны также поступило предложение пригласить для беседы редактора газеты областной думы "Саратов", чтобы уладить дела с освещением в прессе процесса передачи здания. На замечание Косова о том, что вышеупомянутая газета как раз опубликовала критическую статью по этому поводу, один из депутатов заявил: "Я вас уверяю, мы с Акимовым (редактором "Саратова" – Д.Ф.) поговорим и вопрос решится в пять минут". Это мнение, как оказалось позже, было глубоко ошибочным – никакой поддержки от местных СМИ городская дума в своей борьбе за здание ДРП так и не получила, напротив – критические публикации продолжали появляться во все большем количестве.

20 января скандал вступил в новую фазу – в ДРП состоялся обещанный Форум общественности. В его работе участвовали представители руководства и творческих коллективов Дома, культурной и научной общественности, профсоюзов, СМИ. Присутствовал также председатель комитета областной думы по науке, культуре, образованию и работе с молодежью Виктор Малетин.

Открывая форум, директор ДРП Капитолина Каляева заявила, что саратовские власти "забывают о том, что на земле, вопреки всему, еще сохранилось такое чувство, как порядочность". Она высказала категорическое несогласие с позицией власть предержащих и обратилась к присутствующим за поддержкой и помощью. Другие ораторы оказались еще радикальнее и характеризовали поведение депутатов и чиновников как "ужасное, отвратительное и безнравственное", "неблагородное дело" и даже "кощунство". На протяжение встречи страсти все более накалялись. Выступающие заявили, что намерены не просить, а требовать соблюдения нравственных и правовых норм, а также, что с потерей ДРП будет потеряна и вера во власть. Характеризуя позицию депутатов, один из участников встречи позволил себе формулировку "Мы выбирали порядочных людей, а они действуют как мясники", бурно одобренную присутствующими. Прозвучали обещания бойкотировать решение администрации о передаче здания, представители профсоюзов обещали не сдаваться "без боя".

Выступивший в конце встречи депутат облдумы Малетин приветствовал собравшихся, назвав форум "собранием по защите конституционных прав и свобод". Он рекомендовал направить текст будущей резолюции в адрес всех местных властных структур и особенно – в адрес областной думы, пообещав поддержку со своей стороны при обсуждении этого документа (правда, обсуждение это по сей день так и не состоялось).

Итогом стало формирование общественного штаба и принятие текста резолюции, в которой участники встречи выразили возмущение намерениями закрыть старейшее клубное учреждение области, призвали саратовцев к активным солидарным действиям и подчеркнули, что оставляют за собой право бороться за свои права всеми законными методами.

Помимо официальной части, гостям форума был представлен небольшой концерт представителей творческих коллективов ДРП, объединяющих в настоящее время около 500 человек.

Здесь в действие вступил новый персонаж – губернатор Саратовской области Дмитрий Аяцков. 25 января в ходе своей встречи с представителями профсоюзных организаций области, в которой участвовали и представители профсоюза работников образования, он сообщил, что ликвидации ДРП не допустит и "Дом учителя был, есть и будет". Не ограничившись этими словами, он также немедленно распорядился принять меры к выделению средств для ремонта здания (которое является памятником истории и архитектуры) и заявил, что после ремонта ДРП станет еще одним поставленным им на саратовской земле памятником учительнице. Однако немедленно выяснилось, что что губернатор имели в виду совершенно не то, что хотелось бы коллективу ДРП – в тот же день областному министру образования Владимиру Чурикову им было дано поручение подготовить министерство к переселению в здание ДРП. Эта новость глубоко шокировала борющуюся за свои права сторону и сильно подорвала ее боевой дух – так, например, до сих пор не состоялось запланированное на начало февраля пикетирование саратовской мэрии.

Тем временем, 31 января из городского комитета по управлению имуществом в ДРП поступило новое письмо, вновь доводящее до сведения адресатов, что их договор об аренде на текущий год пролонгирован не будет и предлагающее освободить занимаемое помещение. На этот раз, однако, комитет мотивировал свои действия не намерениями вселить на место ДРП то или иное властное учреждение, а необходимостью провести ремонт здания (являющегося памятником архитектуры и, действительно, нуждающегося в ремонте).

1.1.2.    Вопрос легитимности

В полночь с 9 на 10 января истек срок, по которому, в соответствии с законодательством, избранные в Саратовскую городскую думу депутаты, занимающие должности в органах исполнительной власти (таковых в думе, не считая мэра, 7 человек, из них 6 глав администраций районов Саратова и 1 заместитель главы райадминистрации, который, кстати, является секретарем гордумы и фактически руководит ее работой), должны были сложить свои полномочия. Следует напомнить, что, еще регистрируясь кандидатами, все нынешние "совместители" давали избиркомам расписку, подтверждающую их намерение в случае победы выбрать между работой в исполнительной власти и депутатством в упомянутый срок.

Однако к 10 января в городской избирком не поступило ни одного документа, подтверждающего намерения избранных в думу административных руководителей выполнить свои обещания.

Не произошло этого и в дальнейшем.

Похожая ситуация сложилась и с депутатами областной думы, одновременно избранными и в думу городскую – мэром Саратова Юрием Аксененко и руководителем городского ЖКХ Николаем Думчевым. Оба они являются в настоящее время депутатами сразу двух представительных органов и до сих пор не предприняли никаких шагов к ликвидации своего двойного депутатского статуса.

1.1.3.    Работа городской думы

Как уже было сказано выше, 18 января состоялось собрание депутатов Саратовской городской думы. Мэр города на нем отсутствовал, поскольку находился в отпуске. Главной целью собрания, помимо уже описанного рассмотрения вопроса о помещении, являлось ознакомление депутатов с проектом городского бюджета.

С докладом по этому поводу выступил начальник финансового управления администрации Саратова Александр Мурзаков, подчеркнувший, что основная характеристика проекта городского бюджета та же, что и у областного – бездефицитность. Обращает на себя внимание значительное снижение его расходной части по сравнению с 1996 годом – с полутора триллионов до 964 миллиардов рублей – так продиктовала область. В проекте заложен дальнейший спад промышленного производства – на 4%. Урезаны расходы на образование, дороги, ЖКХ. Полностью отсутствуют капитальные вложения – они централизованно заложены в областном бюджете без разбивки по городам и районам. Однако та же концепция заложена и в городской бюджет – в нем принципиально отсутствует разбивка по районам, что позволит городским властям более гибко бюджет исполнять.

Выдержанный в сдержанно-пессимистичных красках, доклад вызвал неоднозначную реакцию. Депутатам – главам райадминистраций крайне не понравилось отсутствие разбивки по районам, и они выразили надежду (как показало время – тщетную) переубедить администрацию города в этом вопросе. Многим депутатам не понравилось и то, что бюджет разрабатывался без их участия, что отсутствуют направления социально-экономического развития города, на основе которых должен разрабатываться бюджет, а принятие этих направлений – исключительная компетенция городской думы. Ведшего собрание секретаря гордумы Николая Косова критиковали за бездействие, говорили о том, что с момента избрания ничего не сделано. Косов упреков не принимал, объясняя, что он – единственный работник аппарата и делает, что может. Член ДВР депутат Южаков предложил конституировать собрание как заседание думы, чтобы не откладывать дел в долгий ящик, однако председательствующий заявил, что делать это в отсутствие мэра неэтично.

После завершения этой полемики последовало выступление начальника Саратовской городской налоговой инспекции Н.Блохина, выдержанное в самых мрачных тонах. По его оценке, план по сбору налогов на 1997 год, который его инспекция будет вынуждена пытаться выполнять, не будет выполнен на 214 млрд. руб.

В итоге депутаты так и не приняли ни одного решения, кроме решения собираться по возможности чаще, желательно раз в неделю. Однако к реальной работе городская дума Саратова приступила только в феврале.

1.2.    Вольск

При завершении формирования органов местного самоуправления в районах Саратовской области практически никаких неожиданностей не произошло – в том числе и на этапе утверждения глав объединенных (районно-городских) администраций. Утверждение это повсеместно происходило по представлению губернатора; также практически повсеместно им были выдвинуты были кандидатуры прежних глав. Схема эта дала сбой только один раз – в Вольском районе.

В Вольске в ходе утверждения выяснилось, что местные депутаты отнюдь не склонны поддерживать предложенную им кандидатуру прежнего главы г-на Латанова. Отвергнув ее, они самостоятельно выдвинули и утвердили главой объединенной администрации Анатолия Зубрицкого. В связи с практически полным отсутствием официальной информации об этом событии какие-либо подробности, касающиеся этого эпизода отсутствуют. Неофициальные же каналы дают крайне противоречивую картину. Так, теперь работники аппарата областного правительства категорически утверждают, что такой поворот событий планировался и все необходимые переговоры и консультации с Зубрицким были осуществлены заблаговременно. Однако если и принять эту информацию на веру, то остается совершенно не ясной причина разыгрывания командой губернатора, в последнее время склонной к простым и прямолинейным действиям, столь сложного гамбита.

Однако, при любом истолковании происшедшего не следует полагать, что в Вольске имела место победа некой оппозиции. Подтверждением тому может служить и такой факт, как состоявшееся в Вольском районе немедленно за церемонией "инаугурации" главы подписание местного аналога областного Договора об общественном согласии, получившее широкое и самое благожелательное освещение в областной прессе. Эту инициативу Зубрицкого трудно истолковать иначе как демонстрацию его последовательной приверженности политике Дмитрия Аяцкова.

1.3.    Собрание бывших кандидатов в депутаты

23 января в Доме работников просвещения состоялось собрание кандидатов, не прошедших в городскую думу Саратова. Организовал это собрание широко и скандально известный в городе радиожурналист, также бывший кандидат и бывший депутат областного совета Григорий Ахтырко. Активное участие в собрании принял депутат облдумы, бывший кандидат в гордуму г.Энгельса от разгромленного на выборах сторонниками администрации блока "Любимый город" Олег Карпов.

Со вступительным словом выступил Ахтырко. Он охарактеризовал результаты выборов как победу партии власти, которая была достигнута "не совсем честным путем", в связи с чем и было созвано данное собрание. Он сообщил, что из 180 непрошедших кандидатов им было оповещено примерно 150 человек, приглашены также представитель президента РФ П.Камшилов, представитель Совета безопасности по Саратовской области А.Косыгин и член ЦИК Л.Ткаченко, которые, правда, не явились. Также были приглашены известные энгельсские политики, лидеры блока "Любимый город" отец и сын Мальцевы, которые также почему-то не пришли.

Присутствовало около полутора десятков бывших кандидатов, которые высказали свое отношение к прошедшим выборам. Отношение это было довольно различным. Так, В.Рейхель и С.Гришин особых нарушений в ходе выборов не заметили, а Ю.Епанчин, представитель Саратовского земского союза, заявил, что не сомневается в тотальной фальсификации результатов. При этом доверенное лицо В.Рейхеля, известный своими успехами в политически окрашенных процессах адвокат И.Шмагаревский заявил, что, по его наблюдениям, массовые фальсификации все же имели место. Так, на одном из участков в округе, где баллотировался Рейхель, число бюллетеней из переносных урн превысило число бюллетеней, извлеченных из урн, находившихся в самом помещении участка. На вопрос из зала, предпринял ли он как юрист какие-либо действия, г-н Шмагаревский ответил, что не предпринял, ввиду полной бесполезности таких попыток. Прозвучало много пожеланий и предложений, часто диаметрально противоположных – от мнения Рейхеля о необходимости повысить планку участия в выборах как минимум до 50%, чтобы уменьшить возможность фальсификации и наиболее полно представить электорат, до предложений полностью этот барьер убрать, а обратить все внимание на пресечение нарушений. Критике подвергся как состав и принципы формирования избирательных комиссий, так и факт их размещения скопом в зданиях районных администраций. Самый впечатляющий факт был приведен для 22 округа, где один из кандидатов, директор СПАТП-7, набрал по нескольку голосов на 9 из 11 участков, а на двух оказался первым, причем на одном из этих двух участков костяк избирательной комиссии составили работники СПАТП-7, а на другом – СПАТП-6.

Заместитель председателя саратовского областного отделения Всероссийского общества защиты прав потребителей А.Журбин, автор одного из самых темпераментных выступлений, заявил, что "процедура организации выборов – чистой воды порнография". По его мнению основные нарушения были допущены еще до начала голосования, когда кандидаты были лишены бесплатного места в СМИ и денег на предвыборную кампанию, а избиратели из-за оказались поражены в праве на информацию. В некоторых районах, как утверждал Журбин, отсутствовали даже публикации о том, какие кандидаты вообще есть. Он особо обратил внимание на абсурдную ситуацию, сложившуюся после избрания в городскую думу 10 депутатов – работников муниципальных органов и двух депутатов областной думы. По мнению Журбина, эта ситуация юридически имеет сразу несколько последствий: так как 10 депутатов нелегитимны, то в гордуме нет кворума; кроме того, нелегитимен и мэр, причем нелегитимен дважды – как избранный нелегитимной думой и как не сложивший с себя депутатства областного.

Депутат облдумы О.Карпов поддержал А.Журбина, заявив, что такая же ситуация в областной думе, где 24 депутата являются работниками администраций различных уровней, причем некоторые еще и избрались в новые представительные органы. По его мнению, в течение последних лет общественность все менее и менее влияет на происходящие процессы, и вся власть сосредотачивается в руках чиновничества, чему надо пытаться противостоять. Карпов предложил приложить все силы для того, чтобы добиться пересмотра Устава города, в частности, с тем, чтобы мэр избирался непосредственно населением.

Вопрос о том, что же вообще делать, вызвал бурную дискуссию, Превалировали две точки зрения: или добиваться цели-максимум, то есть аннулирования итогов выборов, чтобы, в итоге достичь хотя бы чего-нибудь – изменений в Уставе, например; либо же ничего не добиваться, ограничившись заявлением, а в дальнейшем регулярно встречаться и обмениваться опытом и посильными соображениями, имея в виду предстоящие перевыборы в 5-м и 6-м округах Саратова, возможные перевыборы еще в 10 округах (если глав администраций все же принудят соблюсти закон) и ожидаемые в неопределенном будущем выборы в областную думу. Первую позицию отстаивал О.Карпов, который заявил, что шансы на успехи есть, так как только что в комитет облдумы по законности пришел протест прокуратуры области на все три основополагающих областных "выборных" закона – о выборах губернатора, о выборах облдумы и о выборах в представительные органы муниципальных образований, так как в них имеются несоответствия российскому законодательству. Его оппоненты заявляли, что опыт последних лет свидетельствует о полном безразличии как политиков, так и избирателей к проблеме местного самоуправления, так что еще надо разобраться, худший ли результат достигнут в итоге последних выборов.

В конце концов самые активные участники собрания образовали оргкомитет с целью написания заявлений для прессы и продумывания и организации дальнейшей работы.

Возвращаясь к сделанному Карповым заявлению о протесте прокуратуры, следует сказать, что таковой действительно имел место. Как выяснилось, в нем указано, что не соответствуют Конституции РФ и российским законам положения о порядке работы судов и сроках рассмотрения жалоб и заявлений, необоснованно устанавливается статус неприкосновенности кандидатов в депутаты и членов избирательных комиссий, порядок предоставления главами администраций помещений для избирательных комиссий на безвозмездной основе, а также требование отсутствия двойного гражданства у кандидата в губернаторы.

Явственно видно, что претензии носят в основном косметический характер, не затрагивая сути документов, так что никаких серьезных последствий протест прокуратуры иметь не будет.

2.    Власти

2.1.    Губернатор в области

После завершения затяжного электорального марафона, начавшегося, по существу, в апреле прошлого года, команда губернатора впервые оказалась в относительно спокойной обстановке. Период, когда Дмитрию Аяцкову было необходимо бороться сначала за установление полного монопольного контроля за руководимым субъектом РФ, затем за закрепление на руководящем посту и, наконец, за окончательную фиксацию своей победы на всех ровнях управления областью, завершился его полной и безоговорочной победой. К настоящему моменту ситуация в регионе сформирована окончательно – и именно сформирована, то есть нынешнее положение достигнуто как планировавшийся результат после долговременных целенаправленных усилий; в ней нет ничего случайного.

Среди черт, характерных в настоящее время для Саратовской области, если рассматривать ее как политический субъект:

– успешное завершение формирования весьма жесткой схемы регионального авторитаризма;

– резкое ослабление способности федерального Центра влиять на происходящие здесь процессы (сопровождающееся, впрочем, заметной утратой к ним интереса со стороны Центра);

– усиление изоляционистских тенденций;

– осуществленная большей частью внеинституциальным путем ликвидация принципа разделения властей;

– предельное ослабление и деморализованность как старой, так и новой политической оппозиции – вплоть до практически полной потери возможности оказывать влияние на происходящие в области процессы;

– общее ослабление роли политических организаций, вынужденных выбирать между полным подчинением губернатору и пополнением рядов "политических изгоев".

Все это, вместе взятое, можно охарактеризовать как “реставрацию обкома” – в той, разумеется, мере в какой таковая возможна в отсутствие тоталитарной партии.

Прямым следствием всего перечисленного стала очень высокая степень "управляемости" области в условиях максимальной концентрации рычагов управления в руках жестко очерченного круга людей – своего рода новой олигархии. Второе следствие – сворачивание в регионе политической жизни со стремительной трансформацией политики в администрирование.

Однако, если принять эти достижения как данность и задаться вопросом об их использовании победителями, оказывается, что пришедшая к власти команда, по всей видимости, имеет весьма смутное представление о направлениях своей дальнейшей деятельности. Складывается впечатление, что установление нынешнего порядка дел в области на протяжении длительного времени оставалось для команды губернатора единственной целью, достойной приложения усилий. Вопрос о дальнейшем развитии событий просто не ставился в связи с его малозначительностью. Однако теперь, когда “мечта об обкоме” сбылась и статус нового руководства в области окончательно закреплен, проблема дальнейших действий оказывается, возможно, одной из самых важных. Признаков, свидетельствующих об идущем процессе ее разрешения, тем не менее, не наблюдается. Складывается впечатление, что победа на выборах в органы местного самоуправления на какое-то время полностью исчерпала программу губернатора и его команды. Все более очевидным становится "реактивный" характер действий областного правительства, строящихся по схеме функционирования простейших живых организмов: "раздражитель – ответная реакция". Едва ли не более всего его при этом заботит, видимо, контраст между грандиозностью планов, первоначально заявленных губернатором, и краткостью перечня конкретных действий.

При этом для людей губернатора не представляет интереса тот факт, что ситуация эта возникла вполне логично: первоначальные программные заявления хорошо смотрелись в рамках предвыборной рекламной кампании, но плохо согласуются с действительностью, в которой Саратовская область отнюдь не является процветающей провинцией процветающей державы и даже не занимает в имеющейся непроцветающей державе какого-то исключительного или хотя бы заметного положения.[2] В итоге дальнейшая работа управляющих областью структур во многом продолжает строиться по законом рекламной кампании, не смотря на то, что контраст между высокими самооценками и реальностью слишком велик, чтобы не стать очевидным. Для преодоления образующейся пропасти практикуется два приема. Оба они актуальны и вообще возможны только благодаря тому, что в период выборной гонки губернатором и его командой была с успехом потрачена масса усилий для формирования "альтернативной реальности", своего рода магического пространства, образующегося в сфере массовой информации. Укреплению этого магического пространства, его расширению и все более успешному функционированию придается огромное значение и сейчас.

Оба упомянутых приема весьма напоминают действия, совершаемые по законам вербальной магии. Первый из них по российским меркам довольно традиционен и как бы заимствован из предвыборной практики. В его рамках реальность подвергается спроецированному на будущее магическому описанию, в ходе которого осуществляются как селекция описываемых элементов "первой реальности", так и введение элементов, в этой реальности прямых аналогов не имеющих. Так, местная пресса все более охотно публикует некие статистические сводки неизвестного происхождения или их фрагменты, основываясь на которых делает выводы о "первых признаках стабилизации" и т.п. С другой стороны, полные данные даже официальной статистики найти в СМИ невозможно. А какая-либо информационная альтернатива тому, что предлагается полностью ангажированными официозными СМИ, почти полностью отсутствует.

Второй прием более своеобразен. Он предполагает, помимо актов вербальной магии, еще и совершение магических действий, в значительной степени являющихся перенесением этой магии в "первую реальность". Так, например, накануне выборов губернатор обещал, что в Саратове будет международный аэропорт. И действительно: 28 января Виктор Черномырдин подписал распоряжение правительства об открытии аэропорта "Саратов" для международных полетов. Сам аэропорт при этом остался тем же самым – и по-прежнему не способен принимать крупные авиалайнеры, и по-прежнему те самолеты, что могут сесть или взлететь в Саратове, не обладают радиусом полета, достаточным для совершения международного рейса.

Сам губернатор к разного рода "магическим действиям" прибегает весьма охотно; порою они носят весьма причудливый характер. 29 января, выступая перед депутатами областной думы, Дмитрий Аяцков призвал не обращать внимания на слухи о скорых перевыборах этого органа и работать спокойно. Он сообщил, что в администрации президента РФ сейчас прорабатывается идея о продлении полномочий всех законодательных органов до 2000 года, причем сам губернатор всеми руками "за", и, если это будет нужно, всемерно эту инициативу поддержит – и как губернатор, и как член Совета Федерации. Впечатление от таких заявлений, конечно, прежде всего связано с их откровенностью, но главное в них отнюдь не это. Такие неожиданные заявления губернатора – а они в основном направлены на обоснование исключительности Саратовской области, единственной верности происходящих в ней процессов, которые в скором будущем станут образцом для всей России, либо призваны принизить имеющиеся проблемы перед лицом скорых будущих достижений – всегда оказываются неожиданными для слушателей и во многом именно на этом строится их эффективность. При этом не нужно полагать, что все они в дальнейшем подтверждаются реальным ходом событий. Например, в декабре Дмитрий Аяцков выступил с заявлением о готовящейся передаче в собственность области находящихся на ее территории ГЭС и АЭС, что, в частности, позволит снизить цены на электроэнергию. Но уже 21 января, выступая на семинаре, организованном для депутатов местного самоуправления, вице-губернатор Вячеслав Володин опроверг эту информацию, заявив: "Атомную станцию нам никогда не передадут, это ясно". По его словам, единственное, что можно сделать – добиваться принятия решения правительства РФ о том, чтобы электроэнергия, вырабатываемая Балаковской АЭС сверх плана, сразу покупалась областью по себестоимости. Что же касается Саратовской ГЭС, то в связи с тем, что в России имеются прецеденты, просьба областного правительства о ее передаче в подчинение области находится на рассмотрении в правительстве РФ. Однако никакой определенности, о которой говорил губернатор, в этом вопросе не существует.

Однако подобные жесткие столкновения с реальностью в целом случайны и редки. "Магия" полностью рассеивается лишь по воле самого областного лидера, когда он воспринимает происходящее как вызов – а происходит это обычно в ситуации, когда оппоненты Аяцкова оказываются к магическим словам и действиям попросту невосприимчивы или не склонны следовать предлагаемым правилам игры. В этих случаях его поступки носят сугубо прагматический и весьма жесткий характер. Хорошей иллюстрацией служит ситуация, сложившаяся в Балашовском районе в ходе всероссийской акции протеста учителей. Здесь забастовка приняла наибольший в области размах и была самой ожесточенной – что было связано, в первую очередь, с наиболее бедственным положением здешних работников образования. Первой реакцией на происходящее было совершение областным правительством ряда обычных в такой ситуации "магических актов", связанных с проведением встреч, заседанием согласительной комиссии и др. Большинство учителей области этим удовлетворились, хотя никаких гарантий выполнения своих требований и не получили. Балашовцы же продолжали акцию протеста, объявив, что не прекратят ее по меньшей мере до выплаты им долгов по зарплате. Реакция губернатора была самой жесткой. Лишился поста областной министр образования, вслед за чем последовало распоряжение: найти деньги на погашение хотя бы части долгов, но бастующим платить в последнюю очередь; кроме того, было отдано и вообще беспрецедентное приказание возобновить занятия в школах, заменив учителей студентами (в Балашове имеется педагогический институт). Забастовка длилась еще довольно долго, но после этого о ней уже не сообщало ни одно местное СМИ.

2.2.    Хроника событий

В январе в верхнем эшелоне исполнительной власти области произошло несколько перестановок. Интересно, что происходили они в одном направлении – понижения статуса старых соратников губернатора, занявших свои посты одновременно с его приходом к власти. Так, выше уже было упомянуто об отстранении от должности министра общего и профессионального образования Саратовской области Сергея Суровова, которого сменил на его посту заместитель председателя правительства Владимир Чуриков, до тех пор являвшийся в областном правительстве "министром без портфеля". Позже расстался со статуса зампреда другой старый член губернаторской команды – Николай Будников, сохранивший, впрочем, статус управляющего делами правительства.

Зато "повышение" получили два министра "второго призыва" – министр финансов Павел Большеданов и министр здравоохранения Владимир Марон, которые, напротив, стали зампредами.

Новой тенденцией в областном правительстве нынешней зимой стало его территориальное расширение. Неофициально это многие склонны объяснять процесс отделения правительства от аппарата губернатора, в результате которого в Белом доме на Московской в конце концов должен остаться только последний – соответствующим образом увеличившись численно. Если это верно, то положение в области продублирует ситуацию в Центре, где штат Администрации Президента ничуть не меньше штатов Правительства РФ.

К настоящему времени за пределами Белого дома оказались министерство нефти, газа и недропользования и министерство топлива и энергетики (получившие помещения в примыкающем к "Белому дому" НИИ геологии и геофизики). Готовятся к переселению в другое соседнее министерство культуры и министерство информации и печати. О ситуации с министерством образования, исторически находящимся вне "Белого дома", уже было сказано выше. "Переселенцы" относятся к переезду довольно спокойно, поскольку новые помещения, как правило, оказываются не хуже старых. Исключение составляют работники министерства информации и печати, которые, во-первых, явно недовольны тем, что их переселяют в весьма непрезентабельный дом, а во-вторых, считают, что по специфике работы им желательно находится на одной территории с ведущими подразделениями областной власти, которые, видимо, все же останутся на прежнем месте.

Если говорить о несостоявшихся событиях, то упомянуть следует два. Во-первых, так и не был подписан договор о разграничении полномочий между федеральный Центром и Саратовской областью. Причиной этого, по официальным данным, стала болезнь президента, не позволяющая ему принять участие в церемонии. Впрочем, сообщается, что договор готов, все предварительные подписи на него уже наложены – не хватает только автографов Ельцина и Аяцкова – и сейчас идет процесс подписания соглашений между отдельными ведомствами, как бы не имеющий особого значения.

Не состоялось и перенесенное с декабря на январь торжественное мероприятие по присуждению титула "Личность года" и почетных званий еще в 12-и номинациях. Очевидно, в связи с успешным завершением выборов надобность в нем отпала, и от него решено было тихо отказаться из соображений экономии.

2.3.    Областная дума

2.3.1.    37-е заседание

С течением времени все более очевидной становится превращение областной думы в придаток областного правительства, своего рода "законодательное министерство", к тому же – по сравнению с “настоящими министерствами” – неполноправное. Сами депутаты как бы констатируют этот факт, в разговорах употребляя в отношение своих коллег, занявших пост в правительстве, формулировку "перешел в областное руководство". Заседания по-прежнему проводятся довольно редко и все более вяло. Так, в январе состоялось только одно, пришедшееся на 29-е число. Оно было 37-м по счету, в повестке дня значилось 23 вопроса.

Принципиальных среди них не было, заседание прошло спокойно и быстро, если не считать эпизода с обсуждением проекта закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Саратовской области "Об областном бюджете на 1997 год"". Депутатов не устроила редакция последнего пункта этого законопроекта, где не были расшифрованы как источники, так и цели расходов (речь идет о выполнении ряда постановлений и распоряжений губернатора, не выполненных в 1996 году из-за дефицита средств в размере примерно миллиарда рублей). После долгой дискуссии непосредственно во время заседания законопроект был доработан и принят.

Были также утверждены кандидатуры судей районных судов и областного суда. Утверждены кандидатуры первых заместителей председателя областного правительства получивших "повышение" министра финансов Павла Большеданова и министра здравоохранения Владимира Марона. Кстати, после этого в областном правительстве из 13 министров первыми или простыми замами председателя являются уже 7 – все министры тем самым как бы делятся на персоны "первого" и "второго" сорта.

В первом чтении облдумой был принят закон "О негосударственных пенсионных фондах". Приняты программы комплексной социальной защиты военнослужащих и чернобыльцев. Утвержден график заседаний облдумы на предстоящие полгода.

Из прочих вопросов особо следует отметить рассмотрение с последующей поддержкой законодательной инициативы об изменении Закона РФ "Об общих принципах местного самоуправления". Суть поправки заключается в снятии ограничений на совмещение депутатских постов в представительных органах субъектов Федерации и органах местного самоуправления (против этой инициативы проголосовало только два депутата).

2.3.2.    Слушания по проблеме алкоголя

Гораздо более интересным во всех смыслах мероприятием оказались прошедшие 22 января в Саратовской областной думе слушания по поводу реализации указа президента РФ о введении государственной монополии на алкогольную продукцию. Их почти сценический драматизм, возможно, объяснялся тем, что едва ли не с момента вступления в должность губернатор Дмитрий Аяцков занимает протекционистскую позицию по отношению к областным производителям алкоголя. Поскольку в смысле качества их продукция едва ли отличается в лучшую сторону от привозных аналогов, к торговцам алкоголем были применены административные меры – распространение продукции саратовских производителей было вменено им в обязанность с введением процентного норматива по ее содержанию в ассортименте торговых точек.

Вел слушания председатель бюджетного комитета думы Владимир Шмаков, участие в них приняли представители министерств финансов и экономики области, прокуратуры, УВД, налоговой инспекции и полиции, антимонопольного комитета, комитета по труду и ресурсам облправительства, Совета безопасности, санэпидемслужбы, областного управления по лицензированию и представитель правительства в облдуме. Как заявил Шмаков, в состав участников сознательно не были введены производители.

С основной информацией выступил начальник комитета потребительского рынка минэкономики Петр Иванченко, под руководством которого действует рабочая группа по движению алкогольной продукции. Результатом ее деятельности стало повышение за 1996 год "ликсаровской" доли среди продаваемой в области водки с 10 до 33%. Объем завозимой водки сократился в два раза. Тем не менее, отметил Иванченко, имеющаяся законодательная база почти не имеет технологии проведения ее в жизнь. Например, неизвестно, что делать с конфискованной водкой, которая соответствует требованиям качества – а количество ее огромно. Гигантская проблема возникла с введением акцизных марок, которых в область поступило всего 1,5 млн штук, из-за чего водочные заводы простаивают, а ответственность за это никто не несет. Основной проблемой, по мнению Иванченко, является "левая" водка. Меры по ее искоренению видятся ему в ужесточении системы сбыта, вплоть до резкого ограничения деятельности оптовых поставщиков и усиления контроля за ними.

Представитель налоговой инспекции подтвердил, что оптовые фирмы постоянно нарушают установленный порядок – в частности, все они имеют лицензии на розничную торговлю и до 80% оборота совершают через розницу, просто устанавливая на складе кассовый аппарат.

Начальник облУВД Владимир Булгаков заявил, что основная трудность в работе его ведомства над этой проблемой – разбросанность ее самой по разным ведомствам, в связи с чем он предложил создать единый информационный орган. Однако предложение его повисло в воздухе.

Остальные участники слушаний поделились своими проблемами. Какая-либо четко выраженная концепция решения затронутых вопросов и у облдумы, и у правительства явно отсутствовала. Никакого итогового документа принято не было, и единственными выводом, который сформулировал Шмаков, стала констатация необходимости наведения порядка среди оптовых продавцов и введение системы квотирования продажи водки в районах области с привязкой к местным ее производителям. Решено также создать рабочую группу с участием представителей всех заинтересованных ведомств под непосредственным кураторством вице-премьера областного правительства Бориса Дворкина.

3.    Политические структуры

3.1.    Общественная палата

В январе министерство и печати Саратовской области приступило к давно планировавшимся действиям по формированию при областном правительстве Общественной палаты. Создание этого консультативного органа, который должен воплотить в себе механизм воздействия общественных организаций на процесс принятия правительством наиболее ответственных решений, предусмотрено еще Договором об общественном согласии, подписанным более полугода назад. Теоретически, палата должна восполнить некоторый дефицит возможностей местного парламентаризма, поскольку доступ в нее должен быть открытым для представителей всех общественных объединений, которые того пожелают. Оценивать ее действенность в этом качестве пока еще рано, но знаменательным кажется уже тот факт, что палата в очередной раз как бы уравнивает в правах политические и неполитические объединения, по сути не поднимая статус имеющихся в области партийных структур (именно они могли бы быть заинтересованы в оказании влияния на стратегию и тактику правительства), а опуская его до одного уровня с такими далекими от политики объединениями, как ветеранские организации.

15 января министр печати и информации области Иван Кузьмин провел первый в серии "круглых столов" с представителями партий и общественных движений, на которых, в том числе, и тема Общественной палаты должна была пройти уровень консультативных согласований. В нем приняли участие руководители союза "Чернобыль", саратовского отделения Российского союза офицеров запаса, саратовского отделения движения "Честь и Родина", саратовского отделения Российского союза ветеранов, Саратовского земского союза и саратовского отделения объединения "ЯБЛОКО".

Лейтмотивом встречи стало обсуждение постановления губернатора области Дмитрия Аяцкова "О проведении Года согласия и примирения", изданного вслед за аналогичным президентским документом. Как и следовало ожидать, поскольку понятия "согласие и примирение" достаточно трудно приложить к комплексу конкретных мероприятий, трактовка вопроса оказалась довольно своеобразной. Кузьмин попросил участников мероприятия высказать свои соображения по поводу того, как лучше организовывать общенародные праздники с целью примирения по-разному настроенных людей.

По этому вопросу мнения участников довольно значительно разошлись. Так, представители Саратовского земского союза (чисто саратовской организации умеренно "патриотического" толка) высказали мысль, что "политические" праздники (1 мая, 7 ноября и т.п.) использовать как повод для объединения не следует – людей должны объединять праздники неидеологические, вроде масленицы или Нового года. Представитель "ЯБЛОКА" с этим не согласился, высказав мысль, что людей разъединяет именно идеология, и только преодолевая идеологические разногласия можно достигнуть согласия. Представитель ветеранской организации отметил, что есть чисто экономические вопросы, не решив которые, нельзя рассчитывать не только на согласие и примирение в обществе, но и просто на адекватное восприятие населением усилий руководства по организации даже самых распрекрасных праздников.

По вопросу об Общественной палате единственным предложением партийцев стало пожелание создать единый партийно-политический центр (прежде всего, не как институт, а как понятие городской топографии – поскольку значительная часть общественных объединений не имеет в Саратове собственных штаб-квартир, ютясь в офисах фирм сторонников или малоприспособленных помещениях), где присутствовали бы представители всех политических партий и общественных организаций, а люди со своими проблемами шли бы в этот центр и там уже решали, к представителям каких политических течений они хотели бы обратиться.

Участники встречи выразили желание еще до создания Палаты более активно взаимодействовать с членами правительства области и с самим губернатором с целью донесения до них народных чаяний. Кузьмин пообещал содействие, пожаловавшись, правда, на то, что многие министры не хотят таких встреч, поскольку просто их боятся.

22 января состоялся новая встреча такого рода. Однако, теперь в правительство были приглашены члены раз тех объединений, которые не были представлены в предыдущий раз – движения "Наш дом – Россия" и "Реформы – новый курс", Либерально-демократическая партия России, Экологическая партия "Кедр" и др.

Речь шла о совместной объединительной деятельности областного правительства и политических организаций. Поскольку среди присутствующих присутствовали представители течений, фактически привязанных к областным властям своим происхождением, то разговор касался в основном плана работы правительства с упомянутыми организациями на текущий год и их участия в этой деятельности. Ивану Кузьмину пришлось выслушать и некоторую критику в свой адрес со стороны гостей, желающих более активно влиять на проводимую в области политику; однако ни о каких существенных разногласиях сведений не поступило.

Интересно, что ни у кого из участников этих встреч не вызвало, в частности, никакого протеста то обстоятельство, что им предлагается некий план-разнарядка, которому им предлагается следовать, составленный даже без согласования с ними. Протест вызывало только отсутствие в этом плане тех или иных составляющих.

Иной по духу оказалась заключительная, третья встреча, прошедшая 28 января. принципиальное ее отличие от предшествующих заключалось в том, что на этот раз в ней приняли участие представители левой оппозиции – члены руководства региональных организаций КПРФ и РКРП.

Представители левых высказали в адрес областных властей ряд серьезных претензий. Так, по их мнению, согласию и примирению едва ли способствуют факты давления на коммунистов или, например, ситуация, сложившаяся в ходе недавних выборов местного самоуправления, когда левая пресса вынуждена была печататься за пределами области. Никакого желания сотрудничать с областным в таких условиях левые не проявили.

3.2.    Заявление "Выбора России"

Некоторую политическую неожиданность породила в январе только одна политическая организация области. Полностью проигравшее на выборах местного самоуправления движение "Выбор России" внезапно выступило с заявлением, в котором дало неожиданно резкую оценку происходящим в области процессам.

Выразив уверенность в том, что "прошедшие 22-го декабря выборы... показали, что в области сегодня нет политической силы, которая могла бы получить большинство голосов избирателей и сформировать местную власть", "выбороссы" далее заявили, что "измученное экономическими, финансовыми и социальными тяготами, постоянными невыплатами... бесправием и безнадежностью, население предпочло сохранить у власти прежних ее представителей, а также положиться на тех, кто имеет реальный опыт хозяйственно-экономического управления или... способен оказать людям конкретную помощь – подаяние".

По мнению авторов заявления, "налицо очевидные признаки того, что становление гражданского общества в области сильно замедлилось, а развитие демократии приостановлено"; "представителей партий, которые должны бы отстаивать интересы своих социальных слоев, предпочитают внедряться во власть в надежде реализовать свои политические и ценностные установки, иногда и с своекорыстными целями".

Далее в заявлении говорится: "Партийная и политическая жизнь в области ставится на грань полного исчезновения, а под лозунгами "стабильности" и "согласия" грядет единомыслие или уничтожение мысли как таковой. Экономическое положение в области... существенно не изменится к лучшему, а реформы снизу, основой которых должно быть местное самоуправление, не состоятся". Тем не менее, по мнению "выбороссов", "задача сохранения демократических основ выхода из кризиса остается общей для многих общественно-политических сил, не приемлющих иных методов управления".

Впрочем, резкий тон заявления не выдержан до конца, а само оно лишено практических выводов. "Выбор России" лишь заявляет о своей готовности к конструктивному сотрудничеству со всеми силами, включая и властные структуры, "с целью сохранения и развития демократических основ общественных отношений, многопартийности, свобод и прав человека, без которых невозможно достижение народного благосостояния".

Тем не менее, знаменателен сам факт появления такого документа со стороны полностью лояльной политической организации, лидер которой, к тому же, сам основательно укоренился в местных органах власти, являясь членом областного правительства, и имеет помимо того еще целый реестр официальных титулов, достойный занесения в книгу рекордов.

4.    Общество

Наиболее заметным событием в социальной сфере, затронувшим большинство жителей области, стало принятие в январе решения о ликвидации с 1 февраля большинства льгот, связанных с проездом в общественном транспорте. К началу года такими льготами пользовалась очень немаленькая часть местного населения, доходящая, по утверждениям официальных источников, до 70% от его общей численности.

Новый порядок был введен постановлением губернатора, отменяющим распоряжение 1993 года о бесплатном проезде для студентов, учащихся школ и пенсионеров[3] (постановление касается только данных социальных групп). Взамен эти граждане получили право пользоваться льготными проездными стоимостью 15 500 руб. Цифра эта только кажется незначительной и предстает совершенно в ином свете, если вспомнить, что пенсионеры и студенты в настоящее время испытывают серьезные проблемы из-за долгосрочных задержек с выплатой пенсий и стипендий. К тому же, на это постановление наложилось и начало в некоторых районах области эксперимента с введением системы частичной выплаты пенсии не деньгами, а натуральными продуктами.

При этом право бесплатного проезда по-прежнему было сохранено за воинами-интернационалистами, участниками и инвалидами Великой Отечественной войны, тружениками тыла во время Великой Отечественной, отмеченные орденом за свой труд, ветеранами служб прокуратуры и юстиции, гражданами, перенесшими блокаду Ленинграда, детьми-инвалидами 1-ой и 2-ой групп, слепыми, людьми с парализованными конечностями или без двух конечностей; детьми-сиротами; членами многодетных семей; кавалерами орденов Славы; гражданами, которым присвоено звание "Почетный донор России"; за "чернобыльцами", участвовавшими в ликвидации последствий аварии и пострадавшими; учащимися школ в сельской местности.

Местные СМИ довольно нейтрально осветили это событие, практически даже не позволив себе негативных оценок. Возможно, этим все и ограничилось бы, если бы уровень недовольства нововведением не оказался слишком заметным. Власти вынуждены были реагировать – и интересен прежде всего не сам факт этой реакции, а интерпретация, которая была дана происходящим событиям. Здесь, возможно, уместно упомянуть одно событие, состоявшееся уже 4 февраля – очередной брифинг в областном правительстве, основной темой которого стало именно упомянутое постановление. Министр печати и информации Иван Кузьмин особенно настаивал на том, что формулировку "отмена льгот" в данном случае употреблять нельзя, так как, во-первых, никакой отмены льгот не происходит, а, во-вторых, население неправильно эти слова понимает. То, что пенсионеры и учащиеся весь прошлый год ездили бесплатно было, по мнению министра, не льготой, а доброй волей губернатора. Как выразился председатель комитета по транспорту, дорогам и связи при правительстве Саратовской области Александр Абрамов, "губернатор это взял на себя, прошлый год возил пенсионеров бесплатно".

Критике подверглась газета "Саратов", которая, по мнению министра, опубликовала еще не доработанный текст постановления, вызвав тем самым напряжение в обществе (!). В чем суть коренных, вызывающих социальное напряжение, отличий этого текста от окончательного варианта министр так и не пояснил, а сама форма брифинга не предполагала возможности обратиться к нему за разъяснением.

5.    Пресса

После всего сказанного выше нетрудно предположить, что особое значение областные власти придают возможности прямой и ничем не замутненной трансляции своих мыслей и воззрений через все доступные им средства массовой информации. Поэтому логичным шагом является начатая ими в этом году деятельность по расширению возможностей этих СМИ. В частности, разработана особая программа ликвидации "окон" в географии вещания областных теле- и радиоканалов.

Однако меры, принятые в области газетной периодики, гораздо более впечатляющи. В наступившем году значительно – почти в два раза – возрос тираж газеты областного правительства "Саратовские вести". Это событие стало прямым следствием политики областных властей, еще в прошлом году недвусмысленно выражавших озабоченность низким тиражом "главной газеты области" и пытавшихся найти пути к возвращению ей в кратчайшие сроки читаемости и престижа.

Поскольку обсуждавшиеся варианты введения "подписки по разнарядке", оказались, видимо, несостоятельными, цель была достигнута совершенно иным, хотя и гораздо более дорогостоящим путем. Для того, чтобы поднять тираж, был использован простой и достаточно эффективный прием – с нового года у газеты появилось около 30 тысяч бесплатных подписчиков. Бесплатная подписка в директивном порядке распределена между районами области, в каждом из которых возможность воспользоваться ей получили в первую очередь работники бюджетной сферы и другие малообеспеченные граждане. Источники финансирования этой масштабной акции пока остаются невыясненными.

Акция эта была воспринята другими СМИ с осуждением. Газета "Саратов" даже поместила по ее поводу негативный комментарий, в котором, правда, весьма откровенно читалось недовольство тем фактом, что сама она подобной поддержки не получила, несмотря на свой статус газеты областной думы.

Кроме того, в январе областным министерством информации и печати была проведена аттестация руководителей действующих в области типографий. Подобное мероприятие не станет последним – вслед за типографским руководством аттестацию, по всей видимости, в ближайшее время придется пройти и главным редакторам средств массовой информации, в числе учредителей которых присутствуют властные структуры. Таких мероприятий в регионе не проводилось со времен отстранения от власти коммунистов.

 

 



[1] Отметим, что в соседнем с Домом учителя здании находится Саратовское педагогическое училище, а за углом, на улице Мичурина – Саратовский педагогический институт. Фактически ДРП “по совместительству” является еще и студклубом.

[2] Так, например, с точки зрения федерального бюджета Саратовская область – дотационный регион, занимающий на шкале дотационности среднюю позицию и т.д. Обычная область РФ, не обладающая даже такими (не слишком-то приятными, но все же своим наличием обращающими на регион внимание Центра и масс-медиа) отличительными признаками, как нахождение за Полярным кругом, крупные социальные конфликты, близость с недавним театром военных действий и проч.

[3] Отметим, что с 1993 года распоряжение, введшее льготу на период до 1.01.94, ежегодно дублировалось постановлениями обладминистрации. При этом в 1995 и 1996 гг. введение льгот сопровождалось борьбой, из-за которой на некоторое время платить за проезд приходилось. Так, в 1995 году студенты права бесплатного проезда были лишены с января по май включительно.