Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Республика Калмыкия

Иван РЫЖКОВ

РЕСПУБЛИКА КАЛМЫКИЯ

в январе 1997 года

1.    КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РФ О ЗАКОНАХ РК

На 28 января 1997 года было назначено заседание Конституционного Суда РФ по рассмотрению запроса Президента РФ о конституционности закона РК "О выборах президента РК". Приглашение участвовать в заседании суда получили С.Н.Атеев, В.И.Колесник, Б.В.Хулхачиев – лидеры Народной партии Калмыкии, политической организации, инициировавшей направление аналогичного запроса от имени Государственной Думы РФ и поддержавшей запрос Президента РФ, постоянно выступающей за соблюдение российского законодательства на территории Калмыкии.

21 января на сессии Народного Хурала РК был принят закон "О внесении изменений и дополнений в Закон РК "О выборах Президента РК", в тот же день он был подписан К.Илюмжиновым и 23 января опубликован. 22 января на сессии было сообщено, что Народный Хурал проделал огромную работу по приведению калмыцкого законодательства в соответствие с федеральным и внес в него более ста поправок.

Власти Калмыкии хотят задним числом исправить закон, привести его в соответствии с Конституцией РФ, совершенно не изменяя тех институтов, которые были созданы в Калмыкии в соответствии с этим "неконституционным законом". Статус-кво в Калмыкии власти таким образом намерены сохранить.

И как стало известно в последние дни января, им вроде бы удалось это сделать. Появилась информация о том, что представитель Президента РФ в Конституционном Суде Сергей Шахрай отозвал запрос Президента.

2.    ВЫБОРЫ В ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Выборы органов местного самоуправления в РК проводятся на основании законов РК "О местном самоуправлении в РК" и "О выборах представительных органов власти и должностных лиц местного самоуправления в РК" и “Положения о собраниях (сходах) граждан в Республике Калмыкия”. Последний акт делал выборы депутатов органов местного самоуправления сельских районов непрямыми и отменял тайну голосования. Открытым голосованием на собраниях (в том числе производственных) и сельских сходах избирали делегатов (уполномоченных от трудовых коллективов и выборщиков от групп избирателей) на районные конференции избирателей (фактически выборщиков), где открытым голосованием избирались депутаты. Депутаты же избирали ахлачи – главу местного самоуправления.

Все это нагромождение сходов, конференций, уполномоченных и выборщиков не имеет права на существование ни по Конституции России, ни по федеральному закону “Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ”. Ряд общественных организаций республики, включая Народную партию Калмыкии (ведущую из оппозиционных режиму Кирсана Илюмжинова организаций) направил письмо в адрес Центральной избирательной комиссии РФ, в котором перечень противоречий этого республиканского законодательства федеральному занял четыре листа печатного текста.

Как известно, в соответствии с Законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" выборы в органы местного самоуправления в субъектах Российской Федерации должны были пройти в течение 16 месяцев со дня его принятия, то есть до 28 декабря 1996 года. Выборы же в сельских районах Калмыкии происходили после Нового года, а в г.Элисте назначены на 2 февраля 1997 года. Уже на этом основании, а также на том основании, что в Калмыкии с 1993 года отсутствуют выборные представительные органы местного самоуправления, а их полномочия осуществляют представители президента РК на местах, назначаемые им единолично, на территории республики вступил в действие федеральный Закон "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" и “Временное Положение о проведении выборов депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления в субъектах РФ, не обеспечивших реализацию конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления” от 4 декабря 1996 года. Все же калмыцкие законы, в том числе законы о местном самоуправлении и о “выборах" в органы местного самоуправления должны действовать лишь в той части, в какой это не противоречит вышеназванному Федеральному Закону.

Тем не менее в газете "Известия Калмыкии" в течении января регулярно появлялись сообщения о том, что то в одном, то в другом районе состоялись собрания избирателей и сходы граждан, конференции выборщиков, куда съезжались уполномоченные представители от трудовых коллективов предприятий и организаций, общественных объединений и даже собраний безработных (этот образец демократии наблюдался в Яшалте), где были избраны депутаты органов местного самоуправления и главы этих органов.

Несколько избирателей – жители села Троицкое П.Мацаков, А.Дайдугинов и В.Михайлов – посчитав, что их избирательные права нарушены, потребовали от Верховного Суда РК назначить в соответствии с федеральным законом прямые и равные, при тайном голосовании выборы в органы местного самоуправления в Целинном районе.

Суд, состоявшийся под председательством судьи Пюрвеевой А.А. именем Российской Федерации вынес решение: избирательные права граждан не нарушены, выборы суд назначать не будет. Решение это суд вынес с опозданием: не до 18 января, как это предписывает федеральный закон, а только 21 января.

На сессии Народного Хурала РК В.Сергеев 22 января сообщил, что выборы состоялись уже повсеместно и кратко подвел их итоги. Наиболее интересным результатом “выборов” явилось то, что депутатами и главами органов местного самоуправления стали исключительно руководители колхозов, совхозов, АО и ТОО.

Выборы мэра и депутатов в городе Элисте назначены на 2 февраля.

На десять мест в городском Собрании претендуют 42 кандидата, а на должность мэра сначала было зарегистрировано 5 кандидатов:

ШАМАЕВ В.М. – представитель президента РК в г.Элисте

ШУРГАНОВ Н.В. – старший государственный инспектор, государственной налоговой инспекции г.Элисты

ПЕТРОВ В.А. – временно не работающий (бывший предприниматель, близкий к К.Илюмжинову, ныне рекомендующий себя "непримиримым оппозиционером" – И.Р.)

МАЛЫМАКОВ В.П. – председатель правления банка "Калмыкия"

КОРОБЕЙНИКОВ В.Н. – помощник депутата Государственной Думы РФ Кошевой В. (фракция КПРФ), секретарь республиканской организации КПРФ.

На этапе регистрации кандидатов территориальная избирательная комиссия (председатель Саранова Г.Б.) создала, вследствие своей непрофессиональной работы, крайне нервозную и сумбурную обстановку. Руководствуясь не столько законами, сколько интуицией, комиссия при поддержке председателя избирательной комиссии РК В.Андреевым выпускала (и затем настаивала на их выполнении) нарушающие даже республиканский закон инструкции. Так, например, кандидат С.Н.Атеев, выдвинутый группой избирателей – членов незарегистрированной в республике Народной партии Калмыкии (то есть фигура явно оппозиционная),а также кандидат Н.К.Секенов не были зарегистрированы, так как территориальная избирательная комиссия не желала принимать у них все подписи, собранные в поддержку выдвижения, требуя сдать не более двух процентов подписей избирателей, имеющих право голосования, тогда как республиканский закон требует представить не менее 2% подписей от числа избирателей. Однако суд, куда обратились кандидаты, признал действия комиссии незаконными.

В конечном итоге все претенденты на кресло мэра были зарегистрированы. Впрочем, буквально на следующий день после регистрации “нежелательных” кандидатов Н.Шурганов снял свою кандидатуру и выступил в печати в поддержку кандидатуры В.Шамаева – представителя президента РК в г.Элисте. Итого осталось 6 кандидатов.

Как и следовало ожидать, судебные дела, связанные с выборами, продолжались и в ходе агитационной кампании. В Верховном Суде РК был рассмотрен и удовлетворен иск кандидата С.Атеева против территориальной избирательной комиссии по поводу невыделения ему положенных по закону финансовых средств. Однако комиссия решения суда не выполняет.

Видя и имея на руках документы о том, что представитель президента РК в г.Элисте, он же кандидат в мэры В.Шамаев только формально сложил с себя полномочия должностного лица на время кампании, но на самом деле продолжает подписывать официальные документы после своей официальной регистрации и находится на своем рабочем месте. С.Атеев вновь обратился в Верховный Суд РК, где требовал восстановить законность и в соответствии с федеральным законом обязать избирательную комиссию отменить решение о регистрации В.Шамаева в качестве кандидата на должность мэра г.Элисты. Суд Атееву отказал, предложив территориальной избирательной комиссии самой рассмотреть этот вопрос. Комиссия этого вопроса до дня выборов так и не рассмотрела.

Типография отказалась печатать предвыборную программу того же С.Н.Атеева, так как заместитель директора типографии увидел в ней недозволенные, с его точки зрения, слова. Кандидат жаловался в избирательную комиссию – комиссия снова молчит.

Во всех средствах массовой информации РК из кандидатов в мэры ведется агитация только за В.Шамаева.

27 января антиилюмжиновской оппозиции удалось выпустить номер газеты “Советская Калмыкия сегодня” (тираж – всего 4 тысячи экземпляров, отпечатан в Волгоградской области), в котором помещены интервью, взятые на улицу у избирателей (избиратели выражали недовольство агитацией только за одного из кандидатов и сожалели о том, что неоткуда взять информацию об остальных) и агитационные материалы оппозиционных кандидатов: в мэры – В.Н.Коробейникова и С.Н.Атеева и в депутаты – С.Б.Гоголданова.

В том же номере оппозиционной газеты опубликована статья автора настоящего обзора, в которой утверждается, что исход выборов 2 февраля не будет иметь важного значения, “если выборы будут проводиться нынешними избирательными комиссиями по нынешним калмыцким законам”. “Считаю необходимым всем кандидатам на должность мэра, всем кандидатам в депутаты Элистинского городского собрания предпринять все усилия, в том числе и судебного характера, с тем, чтобы принудить (добровольно они этого не сделают) власть и избирательные комиссии, в частности, провести выборы на всей территории РК и в полном соответствии с Федеральным Законом "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления". Этого же должны добиваться и наиболее активные избиратели по всей Калмыкии” – говорится в статье.

3.    НОВЫЕ НАЗНАЧЕНИЯ

В республике завершилась всеобщая аттестация чиновников всех рангов. По этому поводу президент РК К.Илюмжинов сделал специальное обращение к "дорогим согражданам", где заявил, что аттестация позволила продолжить создание механизма эффективного использования кадрового потенциала республики.

По этому поводу 13 января передовицы официальных газет пестрели указами о новых назначениях, а телевидение ввело даже новую рубрику, где знакомит население с новой политической элитой.

От обязанностей председателя Госкомитета РК по геологии и использованию недр освобожден Д.А.Кудимов, назначен Хулхачиев Бата Содманович.

От обязанностей председателя комитета архитектуры и градостроительства РК освобожден П.И.Цухникиди, назначен Сангаджиев Ю.И.

От обязанностей начальника государственного предприятия "Калмавтодор" освобожден А.З.Ларгин, назначен Цеденов А.В.

От обязанностей начальника главного управления жилищно-коммунального хозяйства, газового и водопроводного хозяйства РК освобожден Деревенченко В.Ф., назначен Долгин Алик Константинович.

Освобожден командир Элистинского авиаотряда Бугаенко В.И.

Освобожден директор территориального агентства Федерального управления по делам о несостоятельности в РК Серов И.А.

Освобожден заместитель министра юстиции РК Уляев И.Ц., назначена Куликова Н.В., 1971 года рождения, закончившая Саратовский юридический институт. С 1992 года, после окончания института в Министерстве юстиции, начальник отдела по законопроектной работе.

Советником Президента РК по связям со странами Азии назначен Чан Куок Нгуен. В опубликованных данных нет указания, гражданином какой страны является новый советник президента РК.

4.    ИДЕОЛОГИЯ

После разработки идей этнопланетарного мышления, государственный секретарь РК по идеологии А.Нусхаев принялся за разработку русской идеи, растиражировав свою аналитическую записку “Смысл, веда и жизнь – "триада" русской идеологии и евразийской ведософии”, а также так называемый “русский доклад” под названием "Россия – Евразия Духа: стратегия обновления русской жизни (проект русской идеи)" .

Вышеназванные "произведения" распространяются автором А.Нусхаевым по предприятиям и учебным заведениям, их можно также приобрести в любом киоске всего лишь за 5 тысяч рублей. Прочитав их, можно узнать много интересного. В частности, крещение Руси могло “породить только один антисущностный концентрат насильственной христианской идеологии – идеому или идеологическую “опухоль”, идеологический “рак”, который может разъедать только одну материю – душу человека. Наряду с этим, упорные указания современников на “след” Моисея в христианской идеологии позволяют предположительно трактовать ее как “первоидеому” – идеологический перворак. До идеомы и первоидеомы древнерус в своей земной жизни руководствовался мудростью Вед, то есть ведософией. Мыслительная ориентация древнерусов на идею вечного круговорота... есть прямое указание на то, что, по их представлениям, Веды – неписаные законы вечной жизни. Что, между прочим, полностью созвучно с ощущением и видением природы Вед автором этой работы. Ведомышление, как известно, присуще всем евразийцам”. И так далее. Русская идея, натурально, идея языческая, и возвращение к ней позволит спасти сельское хозяйство, особенно животноводство, и наполнить земную жизнь Смыслом (именно с большой буквы), превращающим ее в Жизнь (с большой буквы). Такая вот “стратегия обновления русской жизни”.

5.    ЭКОНОМИКА

Экстренное заседание правительства объявило ситуацию, сложившуюся в сельском хозяйстве республики, чрезвычайной. На начало января 1997 года дефицит грубых кормов составил 180 тысяч тонн. В некоторых хозяйствах скот кормят уже "с колес". Выяснилось, что только 22 сельхозпредприятия из более чем ста, существующих в Калмыкии, смогут успешно завершить зимовку скота. Минсельхозпрод республики предпринимает усилия для спасения поголовья. В экстренном порядке хозяйствам выделено 270 тонн бензина, 650 тонн дизельного топлива, 2400 тонн грубых кормов, 2300 тонн зернофуража. 10 тысяч тонн зернофуража выделило министерство сельского хозяйства РФ.

Однако уже на начало 1997 года пало 225 голов крупного рогатого скота и 8800 овец.

Нынешняя снежная зима, как обычно, застала врасплох не только сельское хозяйство, но и городские коммунальные службы. Улицы Элисты отданы на произвол стихии, и кажется, только весна сможет справиться с ситуацией.

Стабилизируется ситуация с выплатой пенсий, по республике они выплачены за ноябрь 1996 года. Зато учителя (самая массовая часть работников бюджетной сферы) не получили зарплату ни за декабрь, ни за январь 1997 года.

Энергетическая ситуация в республике продолжает осложняться. Несмотря на введение чрезвычайного положения, продолжаются отключения энергии за непогашенную задолженность. Принимаются срочные меры по погашению задолженности, правительство Калмыкии обратилось к АО "Южэнерго" – главному поставщику энергии – с просьбой не применять к республике ограничения в подаче электроэнергии. В Элисту прибыла делегация специалистов ОЭС СК "Южэнерго" с целью помочь энергетикам Калмыкии найти выход из кризисной ситуации.

6.    ВИЗИТЫ ВЫСОКИХ ГОСТЕЙ

Калмыкию по приглашению президента РК (как потом было уточнено, с неофициальным визитом) посетила делегация московских и ингушских гостей во главе с заместителем председателя Государственной Думы РФ М.С.Гуцериевым (ЛДПР). Его главной целью было знакомство с республикой в связи с тем, что Калмыкия, в целом, оказывает положительное влияние на ситуацию во всем регионе Северного Кавказа. Гости намеревались рассмотреть и изучить опыт К.Илюмжинова в руководстве республикой для того, чтобы начать распространять его в других субъектах Федерации. Кроме этого, господин Гуцериев хотел прозондировать почву для широких инвестиций в различных отраслях экономики, в освоение нефтяных месторождений, переработки и других отраслей. Гуцериев поставил Калмыкию в первую пятерку “ведущих регионов страны по созданию новых форм хозяйствования”, впрочем, не конкретизировав, что он имеет в виду. Высокий гость особо подчеркнул ту роль, которую играет в жизни России президент РК и президент ФИДЕ К.Илюмжинов. Одним из главных лиц делегации был Е.В.Марченко – руководитель корпорации "БИН". Именно она в течение двух лет осуществляет проект по созданию свободной экономической зоны в Ингушетии. Как заявил господин Марченко, “сегодня мы готовы сотрудничать с Калмыкией – у нас есть план совместной работы по созданию и развитию оффшорной зоны в Калмыкии”. Деятельность корпорации связана с регистрацией предприятий в зоне экономического благоприятствования, осуществления мероприятий по предоставлению льгот, связанных с таможенными и налоговыми платежами, а также вопросами строительства. Уже в 1997 году в республике планируется открыть филиал банка "БИН", супермаркета, будут выделены кредиты на закупку шерсти, участие в строительства шахматного олимпийского дворца и другие проекты. Однако, как стало известно, членами делегации или представителями компании "БИН" в Калмыкии все же не было подписано ни одного официального документа.

Источники:

1. Указы Президента РК. // Известия Калмыкии. – 1997 – 15 января

2. Воронова Е. Закон не имеет права появиться в сыром виде. // Известия Калмыкии. – 1997 – 17 января

3. Указ Президента РК // Известия Калмыкии. – 1997 – 17 января

4. Нусхаев А. Россия – Евразия Духа: стратегия обновления русской жизни. Элиста, 1996

5. Нусхаев А. Смысл, веда и жизнь – "триада" русской идеологии и евразийской ведософии: аналитическая записка. Элиста, 1996

6. Ткачев С. Зима не прощает халатности // Известия Калмыкии. – 1997 – 15 января

7. Энергетики бьют тревогу// Известия Калмыкии. – 1997 – 18 января

8. Распоряжение правительства РК // Известия Калмыкии. – 1997 – 18 января

9. Галзанов Б. Высокие гости. // Элистинские новости. – 1997 – №2 – 11 января

10. Кто станет мэром. // Элистинские новости – 1997 – №2 – 11 января