Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Воронежская область

Дмитрий Осокин

ВОРОНЕЖСКАЯ ОБЛАСТЬ

в феврале 1997 года

1.    подготовка к ВЫБОРам В областную думу и органы местного самоуправления

Выборы в Воронежскую Областную Думу проводятся по 45 одномандатным округам. Согласно существующей с 1994 года схеме нарезки округов 17 депутатов делегирует областной центр, 28 — остальные территории области. Границы избирательных округов строго не совпадают со структурой административно-территориального деления.

34 депутата Воронежского городского муниципального совета избираются по 17-и 2-х мандатным округам. Границы муниципальных округов совпадают с облдумскими. Выборы по схеме двухмандатных округов проводятся 23 марта 1997 г. впервые.

Окружными избирательными комиссиями были зарегистрированы 284 кандидата на депутатские мандаты областной Думы и 246 — городского муниципального Совета Воронежа (есть случаи, когда кандидаты баллотируются одновременно и в областную Думу и в городской Совет).

В среднем на один думский округ приходится по 6 кандидатов; максимум — в Центральном районе Воронежа (12), минимум — по два в двух отдаленных сельских (центры избирательных округов находятся в райцентрах Воробьевка и Ольховатка).

По-прежнему низка доля женщин среди соискателей депутатства в областном парламенте — 32 из 284.

Подавляющее большинство кандидатов представляет возрастную группу от 40 до 60; до 30 — 10; старше 60 — 12.

Около 1/3 — питомцы директорского корпуса (АО, АОЗТ, ТОО). Часть из них являются официальными кандидатами КПРФ/НПСР, часть — “скрытыми”. На аналогичных выборах 1994 года местный директорат не демонстрировал большого интереса к участию в работе областного законодательного собрания и муниципального представительного органа. Прошедшие 8 декабря 1996 г. выборы губернатора Воронежской области фиксировали ту же тенденцию — никто из директоров в качестве кандидатов в этой кампании не участвовал. Резкая политизация директората может свидетельствовать о происшедших изменениях в административно-политической конструкции региона. После избрания нового губернатора наступил момент, когда при помощи вращения колеса избирательной “рулетки” представители директорского корпуса могут заявить о себе и даже оказаться в группе лидеров — получить через участие в представительных органах власти определенные экономические и политические выгоды. Многие представители директората, видимо, отдают себе отчет в том, что формируемая ныне при непосредственном участии НПСРовцев схема вхождения во власть практически закрепляет на несколько лет вперед за представителями этой политической организации контроль за должностями.

В этой связи крайне любопытен феномен корпоративной предвыборной неформальной организации, получившей неофициальное название “Партия воронежского “Мехзавода”. Каждый округ в городе (облдумский и горсоветовский) был закреплен за кандидатами от Мехзавода. Профессиональная и идеологическая принадлежность кандидатов Мехзавода, что называется, на любой вкус и цвет — от директора до рабочего, от коммуниста до умеренного демократа. Ходят слухи, что к созданию “Партии Мехзавода” приложил свою руку (выдвинул идею, но, похоже, не контролировал процесс выдвижения кандидатов) бывший его директор Георгий Костин — депутат ГД по списку КПРФ, председатель комитета ГД по конверсии, удостоенный нынешним губернатором почетной общественной должности председателя научно-технического совета при главе областной администрации, в компетенцию которого входят разработка и внедрение антикризисных экономических программ, рассчитанных в том числе и на аграрный сектор.

Не осталось в стороне выборного потока нынешнее городское начальство. Появление двухмандатных округов на нынешних выборах есть результат скорее не компромисса между городским начальством и нынешним губернатором, как пишется в местных газетах, а не очень стратегически грамотная уступка Шабанову со стороны тех персон в горсовете, кто наиболее активно боролся за возвращение бывшего мэра Александра Цапина после проигрыша им губернаторских выборов в кресло мэра и в начале января добился этого. По первоначальному замыслу городских чиновников предполагалось увеличить численность депутатского муниципального корпуса всего на 4 единицы, учредив один общегородской 4-х мандатный округ, что означало бы, де-факто, возвращение к отмененной самими же депутатами горсовета нынешнего состава практике прямых выборов мэра.

Обращают на себя внимание способы организованного (группового) вхождения во власть со стороны других профессиональных корпораций — врачебной, учительской и даже культпросветработы, представленных практически исключительно своим начальством — главврачами, завотделениями поликлиник и больниц, директорами и заместителями директоров школ и культпросветучреждений. Наилучшие шансы, по мнению воронежских аналитиков, у медиков.

Практически все более-менее заметные фигуры из прежней обладминистрации, уволенные при смене состава чиновников, участвуют в выборах, но в большинстве случаев поодиночке.

2.    УЧАСТИЕ В ВЫБОРАХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

4 группы политических организаций более-менее внятно заявили о своем существовании и выставили кандидатов по нескольким облдумским и горсоветовским округам. Это 1) блок КПРФ/НПСР, 2) ЛДПР, 3) отделения пролебедевских организаций (КРО, “Чести и Родины”, Народно-республиканской партии) и 4) независимого профсоюза “Конфедерация свободного труда” (немногочисленной организации с общероссийским статусом, имеющей штаб-квартиру в Воронеже и выход на московское руководство движения “Реформы — новый курс”). КСТ не является центром притяжения для всех демократических кандидатов, которые предпочитают работать поодиночке и особо не “светить” свои убеждения.

Есть серъезные сомнения в том, что группа пролебедевских организаций окажется способной превратить свой политический дебют на местных выборах во что-то значительное с точки зрения своего политического будущего в Воронеже и регионе. Во-первых, съезд КРО прошел, вопреки ожиданиям лидеров воронежской “многоголовой” (одни и те же люди присутствуют в руководстве всех трех пролебедевских организаций) структуры не в Воронеже, а в Москве; во-вторых, лидер КРО Дмитрий Рогозин дистанцировался на съезде КРО от позиции, занимаемой А.Лебедем; в-третьих, предвыборная кампания в ГД Дмитрия Рогозина, проходящая в Воронежской области (в этом случае разногласия Рогозина с Лебедем не настолько существенны, ибо для воронежских пролебедевских организаций важно в данный момент лишь одно: чтобы о них вспомнил хоть кто-нибудь в столице и выделил средства), практически никак не затрагивает областной центр — средоточие региональных политических процессов [1]; в-четвертых, отсутствие у пролебедевских групп в Воронеже полноценных партийных структур, способных к планомерной работе с электоратом.

ЛДПР копирует тактику госдумских выборов 1995 г.: “Не “лезть попэред батьки” — лидера политического процесса — КПРФ/НПСР.

В агитационной кампании КПРФ/НПСР используются самые лапидарные приемы, типа критики некой абстрактной “номенклатуры” или упоминания о нелегитимности возвращения А.Цапина в кресло городского головы после проигрыша губернаторских выборов в ранге назначенного главы обладминистрации. Толком никто не знает, какова же реальная численность кандидатов КПРФ/НПСР. Анализ списков показывает (пока блок не приступил к широкомасштабной агитации), что в каждом городском округе имеются по крайней мере по две НПСРовских связки: один — кандидат в облдуму, двое — в муниципальный совет. Подобная расстановка кандидатур обеспечивает гарантированное прохождение представителям блока и минимизирует конфликты среди множества претендентов, представляющих ведущий политический блок региона. К тому же надо учесть, что коммунистические организации намного сплоченнее любых других, да и кому в голову взбредет в случае проигрыша противопоставлять себя ведущей политической силе региона, восстанавливающей здесь свою власть “всерьез и надолго”.

3.    опасения властей

Согласно данным, озвученным мэром Воронежа Александром Цапиным, в конце февраля 37% участников одного из социологических опросов, проводившихся в Воронеже, вообще не знали о том, что 23 марта состоятся выборы и депутатов каких органов власти им предстоит избирать (телевидение и радио — государственное и коммерческое — вплоть до трансляций прямых эфиров с участием кандидатов крайне слабо освещало тему предстоящих выборов).

Ввиду того, что существует серьезная опасность, что жители города в большинстве своем проигнорируют мартовские выборы (явка — 25%), а каковы будут настроения электората осенью на повторных выборах — неизвестно, губернатор Иван Шабанов озвучил идею о необходимости, “пока не поздно”, законодательного (решением областной Думы) снижения порога явки.

 

 

 



[1] Практически со 100%-ной вероятностью можно предсказать победу по 74-му округу (на дополнительных выборах в ГД 23 марта 1997 г.) коммунистического кандидата — председателя колхоза из Грибановского района Александра Польникова, занявшего по итогам голосования в 1995 году 2-е место. Тогда победу на округе одержал экс-спикер ГД уроженец области Иван Рыбкин.