Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Курская область

С. Ткачев

Курская область

в феврале 1997 года

1.    Экономическое положение

Экономическое положение Курской области продолжает оставаться напряженным. Основными проблемами остаются кризис неплатежей и, как следствие, неисполнение доходной части областного и местного бюджетов, а значит, задолженность по зарплате работникам бюджетных отраслей и пенсиям. Ситуация со сбором налогов несколько улучшилась. В частности, по заявлениям местных властей, в городе Курске ежедневный сбор налогов увеличился с 250 до 500 млн. рублей [1].

Основными бюджетообразующими предприятиями являются Михайловский ГОК и Курская АЭС. Естественно, что деятельность властей направлена на первоочередное решение проблем этих двух предприятий.

1.1.    Михайловский ГОК

О развитии ситуации на Михайловском ГОКе мы писали в предыдущем обзоре. В феврале конфликт между банком "Российский кредит", владельцем контрольного пакета акций ГОКа, и новой администрацией области перешел в фазу открытого противостояния. 6 февраля 1997 года губернатор Курской области А.Руцкой подписал распоряжение, по которому управлению федерального казначейства министерства финансов РФ по Курской области и государственной налоговой инспекции по Курской области предложено через вышестоящие органы обеспечить проверку вышеуказанного банка по вопросу соблюдения им норм указа Президента Российской Федерации "О мерах по повышению собираемости налогов и упорядочению наличного и безналичного денежного обращения" от 18 августа 1996 г. Главному управлению Центрального банка РФ по Курской области рекомендовано провести проверку кредитных учреждений, обслуживающих ГОК (то есть того же "Российского кредита"), по вопросу соблюдения ими действующего законодательства.

Наконец, наиболее серьезной угрозой властей стало их намерение объявить Михайловский ГОК банкротом. В том же распоряжении губернатора директору Курского территориального агентства по делам о несостоятельности рекомендовано в установленном порядке принять меры по возбуждению производства по делу о банкротстве Михайловского ГОКа [2]. Очевидно, что в случае банкротства наиболее пострадает нынешний владелец предприятия, а администрация области получит шанс взять это стратегическое предприятие под свой контроль.

Понимая серьезность возможных осложнений, руководство "Российского кредита" решило, по всей видимости, заключить компромисс с региональными властями: банк выразил готовность пролонгировать выделенные ГОКу кредиты и снизить ставки по ним с 50 до 35% [3].

Следует отметить, что благодаря действиям новой администрации области на ГОКе постепенно ликвидируется задолженность по зарплате. В настоящее время уже выплачены июльская заработная плата и отпускные. Несмотря на арест счетов ГОКа, ему разрешено открыть счет недоимщика в тесно сотрудничающем с областной администрацией “Курскпромбанке”, через который, вероятно, будет осуществляться погашение задолженностей ГОКа как по зарплате, так и по налогам.

1.2.    Курская АЭС

Решению проблем на Курской АЭС было посвящено обращение А.Руцкого к председателю правительства РФ В.Черномырдину. Основной проблемой АЭС являются долги перед ней со стороны потребителей электроэнергии. К середине февраля эти долги составили 837 млрд. рублей. При этом долг АЭС бюджету и внебюджетным фондам составил 710 млрд. рублей. В своем письме Черномырдину Руцкой предложил свою схему ликвидации неплатежей.

Руководство области также пытается решать проблемы АЭС через механизмы межрегионального сотрудничества. Предложенная Руцким схема согласована с губернаторами Белгородской, Липецкой и Орловской областей (российских регионов, потребляющих большую часть вырабатываемой на электростанции энергии). Кроме того, на последнем правлении ассоциации "Черноземье" принято решение о солидарном финансировании завершения строительства 5-го энергоблока АЭС, который должен стать основным элементом энергетики Центрально-Черноземного региона на ближайшие годы [4].

Новым направлением межрегионального сотрудничества стало соглашение об экономическом и научно-техническом сотрудничестве между Курской областью и Москвой, подписанное А.Руцким и Ю.Лужковым на встрече в мэрии Москвы 12 февраля 1997 г. [5].

1.3.    Соглашение с “Газпромом”

Событием в экономической жизни стало также заключение соглашения между руководством Курской области и администрацией РАО "Газпром". В соответствии с подписанными договоренностями, "Газпром" на основании прямых договоров должен обеспечить надежное обеспечение области природным газом на период 1997-2001 гг. До 2000 г. он также должен построить на территории области 12 газопроводов-отводов, в том числе в 1997 г. — 6 газопроводов общей протяженностью 104 км. Со своей стороны, администрация области взяла на себя обязательство по оказанию всемерной помощи развитию производственных мощностей и социальной инфраструктуры предприятий РАО "Газпром" в регионе. Администрация области также заявила о своем обязательстве погасить задолженность потребителей за газ и в дальнейшем своевременно осуществлять платежи. "Газпром", в свою очередь, в случае ликвидации задолженности пообещал проводить снижение цен на топливо для энергопотребителей Курской области [6].

1.4.    Сельское хозяйство

Одно из направлений активной экономической политики новой администрации — сельское хозяйство. В этой области декларируется проведение ряда программ, которые должны вывести село из кризиса. Одна из таких программ — создание территориальных и отраслевых агропромышленных корпораций (АПК). В прошлом обзоре мы писали о начале реализации этой программы в Курском районе области. В феврале на страницах газет в связи с сельскохозяйственной проблематикой более всего фигурировал Беловский район, где прошло межрайонное совещание, посвященное введению АПК в хозяйства районов. Специфика сельского хозяйства Беловского района — в особо благоприятных условиях для выращивания ценных пород пшеницы (в середине 80-х гг. урожаи в отдельных хозяйствах района доходили до 70 ц/га, при средней урожайности по району 40 ц/га). Первой АПК на территории района стала корпорация "Зерно", которая должна включить в себя на первых порах зернопроизводящие хозяйства, хлебоприемный пункт и мукомольный комплекс, который планируется построить в ближайшем будущем. В районе также создана корпорация "Молоко", включающая 15 хозяйств и маслодельный завод [7].

Другой программой областной администрации в сфере сельского хозяйства является внедрение бесплужной обработки земли. На базе Курской сельхозакадемии прошел семинар, посвященный внедрению этого новшества. За рекламой видится и вполне реальная сторона дела — проблема обеспечения сельского хозяйства техникой. Внедрение бесплужной обработки с параллельным налаживанием выпуска необходимых для нее агрегатов на Курском производственном объединении "Станкостроительный завод" позволит решить эту проблему хотя бы частично. В настоящее время администрация выделила заводу 500-миллионный кредит на осуществление проекта. Опытные образцы уже выпущены. В ближайшие месяцы планируется производство 200 подобных агрегатов [8].

1.5.    Заключение

Подводя итоги экономической части обзора, следует отметить, что к настоящему времени сформировалась вполне отчетливая экономическая идеология нового руководства в Курской области. Ее отличительные черты:

— "наступательный" стиль (в отличие от предыдущей администрации, проявляется стремление не к сдерживанию экономического кризиса, а к его преодолению путем реализации хозяйственных проектов и программ; задача на ближайшее время, сформулированная А.Руцким, — превратить область из дотируемой в дотирующую);

— увеличение вмешательства органов государственной власти региона в экономику, начиная от укрепления правопорядка в хозяйственной и финансовой сфере и заканчивая прямым вмешательством в дела хозяйственных субъектов;

— приоритет экономических интересов региона и "опора на собственные силы" (просматривается стремление решать свои проблемы по мере возможности самостоятельно, путем прямых контактов с экономическими и политическими субъектами регионального, федерального и даже международного уровня).

Реализация проектов Руцкого в экономике (вне зависимости от намерений автора) приведет к увеличению экономической самостоятельности региона. Учитывая основные черты экономической политики нового руководства, можно с уверенностью предположить, что в ближайшее время главными направлениями его деятельности станут пересмотр итогов приватизации и подготовка договора о разграничении полномочий с Центром.

2.    Социальные конфликты

2.1.    Пенсии и зарплаты

Самой серьезной социальной проблемой остаются выплаты пенсий и зарплат бюджетникам. К середине февраля была полностью выплачена пенсия за ноябрь, а к началу марта — и за декабрь [9]. Новый срок окончательного погашения долгов по пенсиям, объявленный А.Руцким в одном из телеобращений, — 1 апреля [10]. Выплата пенсий талонами Пенсионного фонда пока не стала реальным рычагом сокращения задолженности. Из 405 тыс. пенсионеров только немногим более 5 тысяч изъявили желание получить свою пенсию талонами. Среди них распространяются слухи о недоброкачественности товаров, получаемых из специально выделенных магазинов. Кроме того, возможности областной торговли, особенно в сельских районах, недостаточны даже для удовлетворения того ограниченного спроса "по талонам", который имеется [11]. Между тем, 15 февраля новый руководитель департамента по социальной защите В.Федотов (по нашим данным, ранее — священнослужитель РПЦ) провел пресс-конференцию, на которой пообещал, что вскоре будут проведены реабилитация некоторых групп инвалидов и реформирование пенсионных коэффициентов, вследствие чего пенсии должны увеличиться в 2‑2,5 раза [12].

Сложное положение с выплатами заработной платы стало причиной многочисленных забастовок среди учителей области. Обобщающих данных по области в открытой печати не приводится, но, например, из 30 школ Суджанского района 11 приняли решение о бессрочной забастовке [13]. Отношение властей к забастовкам учителей не вполне определено. С одной стороны, местные власти (особенно в сельских районах) осуществляли нажим на учителей, стремясь погасить забастовки. С другой стороны, требования учителей нельзя не признать справедливыми. Поэтому отношение к забастовке в местной прессе, в том числе и официальной, сочувственное. Более того, 17 февраля мэр Курска В.Иванов разрешил в виде исключения провести митинг работников народного образования на одной из центральных площадей (в городе наложен мораторий на проведение подобного рода акций в центральной части города). Как и предполагалось, митинг учителей в поддержку всероссийской акции протеста работников образования прошел 17 февраля. В акции участвовало много специально приехавших для этого учителей из сельских районов. Свои претензии педагоги адресовали находящимся на митинге заместителю губернатора С.Локтионову и лидеру курских профсоюзов В.Гукову [14]. Поскольку акция 17 февраля носила всероссийский характер, то достаточно благожелательное отношение к ней региональных властей может быть объяснено их стремлением оказать давление на Центр и переложить на него ответственность за сложившуюся ситуацию.

2.2.    Власть и теневой бизнес

Наиболее заметным конфликтом стало противостояние нового губернатора и так называемых "базарных торговцев" по поводу обязательного введения на городских рынках контрольно-кассовых аппаратов (ККА). С 1 февраля началась их забастовка, которая продолжалась ровно полмесяца.

При всей грозности риторики А.Руцкого, властям пришлось сделать определенные шаги к компромиссу. Уже 4 февраля "Счетмаш" (основной производитель ККА) объявил о введении льготных цен и обслуживания для курских торговцев [15]. 14 февраля был опубликован перечень тех, кто имеет право торговать без ККА [16]. Срок окончательного введения ККА постоянно переносится. Последний раз он был обозначен как 10 марта.

С другой стороны, официально власти не отказались от своего намерения. Более того, видны некоторые их успехи: ряд торговцев приобрели ККА и торгуют с их применением.

Следует отметить, что акция "базарных торговцев" была хорошо организована. Как и в большинстве российских городов, основная их часть — наемные работники, торгующие чужим товаром. Поэтому конфликт по поводу ККА является по сути противостоянием местных властей и теневой части бизнеса, контролирующей рынки. Вероятно, что сложившаяся ситуация будет иметь еще свое продолжение.

В целом следует отметить, что несмотря на указанные конфликты, обстановка в области остается внешне спокойной. Отчасти это объясняется неисчерпанным еще кредитом доверия к новому губернатору.

3.    Политическая жизнь

Политическая жизнь региона в феврале 1997 г. протекала менее бурно, чем в предыдущие месяцы. Отчасти, это связано со снижением (по крайней мере, видимым) противостояния по линии "губернатор — областной прокурор". Тем не менее, тезис о криминальном разгуле, творящемся в области, и повсеместной коррупции является едва ли не основным в проводимой А.Руцким политике.

3.1.    Убийство журналиста

Заметным событием в жизни области стало убийство главного редактора местной телекомпании "Такт" Вячеслава Звонарева. Курский областной союз журналистов выступил с обращением, в котором говорилось следующее: "Все чаще журналисты подвергаются оскорблениям, в их адрес раздаются угрозы. Преследование журналистов ведется и в судебном порядке. Мы требуем от правоохранительных и административных органов области принять решительные меры по защите профессиональных и личностных прав журналистов, их чести и достоинства". Убийство Вячеслава Звонарева, таким образом, послужило толчком к проявлению недовольства курских журналистов областными властями [17].

3.2.    “Наведение порядка”

7 февраля под председательством губернатора прошло оперативное совещание правоохранительных структур области. С отчетными докладами выступили первый заместитель губернатора по экономической реформе М.Буров, прокурор области Н.Ткачев, начальник государственной налоговой инспекции Н.Долгих, начальник управления департамента налоговой полиции по Курской области В.Михалев, начальник УВД области А.Волков, начальник УФСБ по Курской области А.Даньшин. По форме это мероприятие напоминало разнос генералом своих подчиненных, в конце превратившись в полное подобие такого рода мероприятий ("Растащили комбинат детского питания в Курском районе. Встаньте, прокурор и начальник РОВД Курского района!..") Подобные оперативные совещания, "разборы полетов", Руцкой обещал проводить ежемесячно.

Между тем, это совещание прошло не только под знаком "наведения порядка" в госструктурах. Фактически на совещании шла речь о выработке концепции экономического курса. Очевидно, что сам Руцкой и его команда видят именно в правоохранительных органах и силовых структурах главный рычаг изменения ситуации в экономике. Не случайно в выступлении М.Бурова были такие слова: “Промышленность потеряла управляемость и быстро разваливается. В ситуации экономического краха возникают бесчисленные образования из бывших руководящих товарищей всех уровней, специализирующихся на присвоении и потреблении государственной собственности. Необходимо в кратчайший срок установить полный контроль за экономикой”. В том же духе были выдержаны доклады и других выступающих, за исключением прокурора, который подчеркнул, что “милицейско-прокурорский способ решения экономических проблем не может быть главным" [18].

По результатам совещания вышло постановление губернатора Курской области №145, в котором главам администраций районов и городов предписывалось взять под личный контроль вопросы экономики и наполнения бюджета и внебюджетных фондов. Ряду глав администраций делались предупреждения об их служебном несоответствии с прорисовкой последующей перспективы их снятия с занимаемой должности. Главам администраций районов и городов также предписывалось пересмотреть практику регистрации создаваемых при государственных предприятиях посреднических коммерческих структур. Выдачу им свидетельств о регистрации разрешалось теперь осуществлять только с ведома департамента экономики и финансов администрации области. Областной прокуратуре было предложено рассмотреть имеющиеся материалы и решить вопрос о возбуждении уголовных дел на злостных неплательщиков в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды; в отношении лиц, допустивших нарушения законодательства РФ при приватизации и акционировании, приведших к полному свертыванию производства; по фактам мошенничества в особо крупных размерах, нанесших ущерб населению области. Как можно заметить, истинными мотивами "разбора полетов" являются сугубо экономические и просто фискальные проблемы.

В ключе той же логики "наведения порядка" находятся массовые проверки и даже аресты работников правоохранительных органов. Имеется сообщение об арестах по обвинению в получении взяток работниками прокуратуры и ГАИ [19].

Проявлением направленности политики нового губернатора стала и масштабная перестройка системы управления областью в соответствии с последовательно проводимыми принципами единоначалия и иерархической соподчиненности. Комитеты и отделы администрации преобразованы в департаменты во главе с директорами вместо председателей. Департаменты объединены по функциональному принципу в блоки, курируемые первыми заместителями губернатора. Таким образом, администрация области приобрела вид централизованного инструмента оперативного исполнения распоряжений губернатора.

Вполне в духе той же политики находится и решение о создании комиссии по проверке законности строительства сверхдорогих особняков в городе и области. При областной администрации создана комиссия, которую возглавил депутат областной Думы, лидер "державников" Н.Клюев. По сообщениям, комиссия начала прием "заявлений" от граждан [20].

3.3.    Областная Дума и отношения Руцкого с КПРФ

В феврале произошло новое важное изменение в областной Думе. Лидер курских коммунистов А.Михайлов публично заявил о своем неприятии проводимого в области курса и сложил с себя полномочия депутата областной Думы. Решение Михайлова стало закономерным следствием неизбрания его на пост председателя Думы. Таким образом, группа коммунистов в областном представительном органе лишилась своего лидера. На прошедшей 15 февраля 29-ой областной конференции КПРФ Михайлова единогласно переизбрали на пост председателя исполкома областной организации КПРФ, подтвердив таким образом его лидерство, а также единство рядов коммунистов. Между тем, Н.Иванов, заместитель председателя Думы и член областного исполкома КПРФ, 8 февраля на пресс-конференции заявил, что коммунисты не планируют создание фракции и готовы к плодотворному сотрудничеству с новой администрацией [21].

На втором заседании Думы просьба Михайлова была удовлетворена. Вероятно, центральное руководство КПРФ приняло решение о сохранении союза с А.Руцким, в связи с чем рекомендовала Михайлову сосредоточиться на работе в Государственной думе. На этой же сессии 19 февраля было также принято решение о создании шести постоянно действующих комиссий: по законодательной и правовой деятельности, по социальной политике и средствам массовой информации, по экономике и бюджету, по аграрным вопросам, по промышленности и транспорту, по экологии [22]. Перечень направлений предполагаемой деятельности Думы оказался выстроенным в соответствии с соглашениями о разграничении полномочий между Думой и администрацией, по которым первая будет контролировать главным образом всю социальную сферу, а вторая — вопросы экономики, промышленности и сельского хозяйства. В этих областях за Думой фактически остается роль "подведения" законодательной базы под решения администрации и контроль на уровне принятия бюджета [23].

3.4.    Заключение

Подводя итог, можно сказать, что в феврале 1997 г. после "встряски", вызванной приходом к власти нового губернатора, региональная элита наконец вступила в фазу новой консолидации. В принципе, всеми значимыми для регионального политического процесса структурами приняты лозунги "нового курса" Руцкого: "наведение порядка", "активное вмешательство государства в экономику", "опора на собственные силы". Областная организация КПРФ — едва ли не единственная значимая политическая организация области — пока проявляет стремление "работать в связке" с губернатором, несмотря на провал кандидатуры А.Михайлова на выборах председателя областной Думы. Появились признаки примирения между губернатором и облпрокурором. В частности, не прошло незамеченным назначение на пост первого заместителя губернатора по управлению делами и организации взаимодействия с органами, обеспечивающими законность и правопорядок В.Панкина, бывшего до конца 80-х гг. начальником УВД области,— человека на порядок более авторитетного в силовых структурах, чем О.Сазонов, фигура которого вызывала резкое неприятие, особенно в областной прокуратуре. Конечно, политическую ситуацию нельзя назвать вполне стабильной. Возможно, что политические конфликты только ушли вглубь и проявятся при первой возможности. Особенно если экономическая ситуация в области будет заметно ухудшаться. Однако не исключен и другой вариант: образование консолидированной вокруг фигуры А.Руцкого региональной политической элиты, идеологией которой станут приоритет местных экономических интересов, "свой" путь развития и периодическая фронда по отношению к центру.

Источники

1.  Курская правда. — 1997. — 5 февраля.

2.  Курская правда. — 1997. — 8 февраля.

3.  Курская правда. — 1997. — 8 февраля.

4.  Курская правда. — 1997. — 14 февраля.

5.  Курская правда. — 1997. — 15 февраля.

6.  Курская правда. — 1997. — 26 февраля.

7.  Курская правда. — 1997. — 15 февраля.

8.  Курская правда. — 1997. — 7 февраля.

9.  Курская правда. — 1997. — 18 февраля.

10.Хорошие новости. — 1997. — 13 февраля.

11.Городские известия. — 1997. — 13 февраля.

12.Хорошие новости. — 1997. — 20 февраля.

13.Курская правда. — 1997. — 1 февраля.

14.Хорошие новости. — 1997. — 20 февраля.

15.Курская правда. — 1997. — 4 февраля.

16.Курская правда. — 1997. — 14 февраля.

17.Хорошие новости. — 1997. — 20 февраля.

18.Курская правда. — 1997. — 12 февраля.

19.Хорошие новости. — 1997. — 13 февраля.

20.Курская правда. — 1997. — 12 февраля.

21.Курская правда. — 1997. — 11 февраля.

22.Курская правда. — 1997. — 19 февраля.

23.Хорошие новости. — 1997. — 13 февраля.