Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Новосибирская область

Независимый информационно-аналитический центр "ГАБИТУС"

Н. ПОГОДАЕВ,

О. ГРИБАНОВА,

Н. КОНОВАЛОВА

Новосибирская область

в феврале 1997 года

1.    ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЛАСТНЫХ СТРУКТУР

1.1.    Деятельность исполнительной власти

1.1.1.    Принятые постановления

В целях сокращения взаимной задолженности предприятий и организаций, сокращения недоимки по платежам в бюджет, а также для приобретения топлива для районов и городов области глава обладминистрации постановил осуществить эмиссию простых векселей управления финансов и налоговой политики администрации области на общую сумму 20 миллиардов рублей со сроком обращения до 8 месяцев [1].

В целях уменьшения расходования денежных средств из областного бюджета, а также нормализации платежного оборота и сокращения взаимной задолженности предприятий, организаций и учреждений глава обладминистрации постановил также осуществить эмиссию бездокументарных простых векселей управления финансов и налоговой политики администрации области на общую сумму 10 миллиардов рублей со сроком обращения до 8 месяцев [2].

Глава администрации Новосибирской области подписал постановление "О дополнениях в Правила продажи отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров и Правила работы предприятий розничной торговли" [3].

1.1.2.    Политика обладминистрации в отношении банка "Левобережный"

Протекционистская политика областных властей в отношении банка "Левобережный" вышла на новый уровень. Уставный капитал "Левобережного" в ближайшее время пополнится за счет бюджетных средств и внебюджетных фондов области на достаточно крупную сумму — 10 млрд. рублей. Соответствующее постановление издано на основе закона "Об участии администрации области в формировании уставного капитала Новосибирского социального коммерческого банка "Левобережный" (принят в сентябре 1996 года). В этом документе, в частности, администрации области разрешается направлять доходы по остаткам резервного фонда и средств внебюджетных фондов, размещенных на счетах в "Левобережном", а также дивиденды по результатам финансовой деятельности банка — в части доли администрации — в уставный капитал. Тут, однако, есть нюанс: "Левобережный" — паевой банк и понятие "дивиденды" к нему не применимо.

В ходе обсуждения областного закона об уполномоченных банках в проект была внесена поправка, которая требовала соответствия уставного капитала уполномоченного банка требованию ЦБ РФ к вновь создаваемым банкам. "Левобережный" по данному параметру не проходил. Примерно в это же время пошли разговоры о необходимости покупки пая "Левобережного" администрацией — чтобы это уже был совсем свой банк. Тогда депутатам и предложили принять вышеназванный закон "Об участии администрации области в формировании уставного капитала..."

Есть во всем этом неприятный момент: размер уставного капитала для вновь создаваемого банка — изменяющийся параметр. Так, в телеграмме Центробанка от 9 июля 1996 года называется цифра 12 млрд. рублей, от 4 октября — 13,5 млрд. рублей, а в начале нынешнего года она резко подскочила до 20,7 млрд. рублей. Возникает вопрос: за счет каких средств "Левобережный" каждый раз будут доводить до уровня соответствия? Кроме того, увеличивая свой уставный капитал за счет остатков на счетах, а не за счет капитализации прибыли, банк делает это в безналоговом режиме. Приобретая некий пай в банке, область теряет дважды: когда перечисляет в уставный фонд проценты по остаткам на счетах и когда эти же проценты относятся банком на себестоимость, занижая налогооблагаемую прибыль.

В свое время предыдущий губернатор И.Индинок перестарался с Сибирским торговым банком, пытаясь поднять и удержать его на плаву за счет бюджетных средств, чем дал мощный повод для критики со стороны оппонентов. Но тогда бюджетные счета распределялись между несколькими банками, а сейчас они сконцентрированы в одном "Левобережном" [4].

1.2.            Деятельность представительных органов государственной власти и местного самоуправления

1.2.1.    Сессия областного Совета

19 февраля открылась 29-ая сессия областного Совета. Одним из главных вопросов был вопрос о бюджете, работа над которым шла в последние дни исключительно напряженно ввиду того, что Государственная дума урезала трансферты Новосибирской области на 466,6 млрд. рублей, и надо было в сжатые сроки переписать всю расходную часть. В исправленном варианте проект бюджета, предложенный администрацией области, имел следующие параметры: доходы — 3.206.435 млн. рублей, расходы — 4.066.883 млн. рублей, предельный дефицит 860.448 млн. рублей, что составляет 21,2% от суммы расходов. Пока найдены источники покрытия лишь части дефицита бюджета — заемные средства в размере 550 миллиардов.

Выступая на сессии, губернатор В.Муха достаточно жестко отстаивал предложенный исполнительной властью вариант бюджета, отклоняя предложения депутатов. Губернатор подверг резкой критике социально-экономический курс российского руководства, напомнил, что голосовал против него в Совете Федерации и выразил убеждение, что в нынешней ситуации проект областного бюджета на 1997 год лучше было не составить: представители администрации старались сделать его реалистичным, исходя из доходов, реально полученных в 1996 году [5].

Сессия установила и предельный размер заимствований администрации области — не более 15% объема расходов областного бюджета. Утверждена оборотная кассовая наличность на 1 января 1998 года в сумме 10 миллиардов рублей.

Среди приоритетных направлений бюджетного финансирования будут подготовка к зиме и теплоснабжение населения, закупка зерна в региональный фонд, пособия и компенсационные выплаты на детей, помощь крестьянским фермерским хозяйствам, содержание социально-культурных учреждений, разработка перспективных технологий и перспективных направлений научно-технического прогресса.

В бюджете 1997 года стало больше защищенных статей. Среди защищенных статей заработная плата, начисления на зарплату, стипендии, компенсации и выплаты, расходы на питание, расходы на приобретение медикаментов и перевязочных средств, пособия на ветеранов и детей, погашение областных займов, финансовая помощь бюджетам районам и городов области [6].

В повестке дня стоял и вопрос "О штатной численности областного Совета депутатов, структуре и численности его аппарата". В результате дебатов по этому вопросу было решено увеличить штат Совета на 12 человек, доведя его до 64 единиц. Во втором чтении принят Закон области "О бюджете внебюджетного территориального дорожного фонда на 1997 год", в первом чтении рассмотрены и приняты проекты законов "О бюджетных и внебюджетных фондах Новосибирской области", "О бюджете внебюджетного фонда обязательного медицинского страхования на 1997 год", "Об исполнении бюджета областного внебюджетного экологического фонда за 1996 год" и другие [7].

Накануне предстоящих выборов в областной Совет депутаты все чаще стараются привлечь внимание избирателей, акцентируя внимание на острых социальных проблемах, проводить разоблачения и так далее. Еще на стадии обсуждения повестки дня депутаты отклонили попытки коллег привлечь внимание к некоторым областным проблемам. Не прошло, например, предложение о создании рабочей группы по расследованию злоупотреблений при использовании бюджетных средств при строительстве жилья для малообеспеченных. Позже в своем выступлении губернатор В.Муха заявил, что ему известно об этих злоупотреблениях, и соответствующее поручение разобраться уже дано заместителю губернатора.

Депутат Г.Бессонов, поддержав инициативу С.Лабецкого разобраться, куда реально идут деньги, выделенные на строительство, поднял тему МЖК. По его словам, простой подсчет средств, направленных на поддержку ряда структур МЖК, показывает, что каждый числящийся в них член кооператива профинансирован из бюджета на 500 миллионов рублей. Отклонили депутаты и предложение А.Доровского (ЛДПР) рассмотреть конфликтные ситуации, которые складываются в некоторых районах области, где местные Советы отказались одобрить предложенные им губернатором кандидатуры на пост глав администраций.

Зато прошло предложение А.Кисельникова включить в повестку дня вопрос о внесении поправок в закон о статусе банка "Левобережный". (См. пункт 1.1.2). Сессия разрешила администрации области направить банку из резервного фонда 10 миллиардов рублей, а также направлять доходы по остаткам резервного фонда, средств внебюджетных фондов, размещенных администрацией области в банке "Левобережный", на увеличение доли администрации области в уставном капитале банка.

1.2.2.    Городской Совет

20 февраля состоялась третья сессия городского Совета Новосибирска. Она стала первой по-настоящему рабочей сессией. Тайм-аут после предыдущей сессии длился месяц, в ходе которого проходили многочисленные консультации и поиск компромиссов. Вопреки ожиданиям, какого-либо скандала на этой сессии не получилось, депутаты не стали форсировать события и не поднимали вопрос о пересмотре Устава города, обсуждая городские проблемы. Заслушав информацию о проекте бюджета города на 1997 год, депутаты образовали комиссию по доработке бюджета. Депутаты определились со списком комиссий, которых предполагается сформировать 6:

— по развитию города (строительство, архитектура, муниципальная собственность, земельные ресурсы);

— по городскому хозяйству (энергетика, жилищно-коммунальное хозяйство, транспорт, связь, дороги);

— по социальной политике (социальная защита, образование, здравоохранение, культура, спорт, молодежная политика);

— по промышленности и развитию предпринимательства;

— по вопросам городского самоуправления;

— по налоговой, бюджетной и финансовой политике.

2.    ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

2.1.    Коммунисты

В феврале состоялась пятая конференция Новосибирской областной организации КПРФ, в работе которой принял участие и заместитель председателя ЦК КПРФ, депутат Госдумы Валентин Купцов. К настоящему времени новосибирская организация компартии укрепилась в роли ведущей политической силы области — в ней состоит 4202 человека, ее первичные организации действуют во всех районах. На конференции были подведены итоги работы организации за отчетный период. Начиная с осени 1995 года, политическая жизнь вращалась вокруг выборов. Что касается коммунистов, то на их пути были как взлеты, так и падения. В декабре 1995 года новосибирцы выбирали губернатора. Успех единого кандидата от оппозиции Виталия Мухи предопределили несколько факторов, и все же его победу на выборах в большей мере коммунисты связывают со своей активной поддержкой. При этом по одномандатным округам в Государственную думу, выборы по которым происходили одновременно с губернаторскими, не был избран ни один кандидат от КПРФ. Впрочем, представительство новосибирцев-коммунистов в Госдуме нового созыва увеличилось, их там двое (Г.Бердов и Л.Швец).

Следующим шагом были выборы мэра Новосибирска. И здесь коммунистов постигла неудача. Кампания В.Толоконского отличалась непривычной скромностью, наглядной агитации практически не было, мэр как бы не боялся своего основного соперника — кандидата от коммунистов Петра Лапкова. Его просто осмеяли многие средства массовой информации и убедили население, что П.Лапков не может составлять конкуренции Виктору Толоконскому. В свою очередь сам мэр, уже располагая поддержкой демократического электората, расширил свою базу, постоянно подчеркивая свое членство в КПСС в прежние годы, заявляя, что ему симпатичны многие программные установки КПРФ, не забывая критиковать президента и столицу, приватизацию и гайдаровские реформы.

Через несколько месяцев партийная организация взяла реванш на президентских выборах — в первом и, что примечательно, во втором туре новосибирцы поддержали кандидатуру Г.Зюганова. Однако лидер компартии выиграл в сельских районах и малых городах области, но не в Новосибирске.

Последней крупной избирательной кампанией явились выборы депутатов местных Советов в городах и районах области. В результате из 1018 депутатов районных Советов 140 (или 14%) являются членами КПРФ, а вместе с другими сторонниками НПСР и депутатами, сочувствующими компартии, число разделяющих программные цели достигает 378 (37%), в районных центрах (городских и поселковых) из 457 депутатов 85 (18,6%) — коммунисты, вместе со сторонниками — 174 (38%). Из 30 председателей райсоветов — 8 членов КПРФ, еще двое председателей поддержаны компартией, из 5 избранных председателей Советов в городах областного значения 3 члена КПРФ. Правда, и в этот раз тоже не все получилось гладко. Так, в городе Новосибирске и в ряде сельских районов коммунисты недооценили кандидатов от ЛДПР и уступили им победу.

По завершении выборов коммунисты получили возможность реализовать свой потенциал на практике в местных Советах. По мнению первого секретаря обкома В.Кузнецова, именно в Советах лежит точка приложения сил местных партийных организаций. Как он заметил, "наши Советы — это и есть те самые кемеровские комитеты спасения городов, но наши Советы наделены властью на местах". В такой ситуации с особой остротой встает проблема взаимодействия с другими властными структурами, прежде всего с исполнительной властью.

После недавних выборов в городской Совет в Новосибирске началось противостояние городского Совета и мэра Виктора Толоконского. Суть позиции фракции коммунистов, по словам их лидеров, состоит в приведении Устава города в соответствие с действующим законодательством, исходя из принципа разделения властей, а политический смысл — в мирной передаче власти от чиновников к народу. По мнению коммунистов, прошлый горсовет состоял в основном из "демократов" и послушных администрации людей и записал за мэром столько власти, "чтобы никто и никогда не мог на нее посягать". В.Кузнецов отметил, что "о слабости позиции мэра Толоконского говорит организованная им информационная травля городских депутатов и позиции коммунистов", в том числе и через отдельных членов партии. Получив поддержку конференции, фракция коммунистов намерена продолжить свою линию, и, соответственно, баталии в стенах мэрии не утихнут еще долгое время, поскольку отступать не намерена ни та, ни другая сторона.

Отношение к действующему главе администрации Новосибирской области стало одним из главных и наиболее острых вопросов конференции. Несмотря на то, что формально такого вопроса не было в повестке дня, он постоянно поднимался и в отчетном докладе первого секретаря обкома В.Кузнецова, и в выступлениях делегатов. В.Кузнецов заявил, что коммунисты после декабрьских выборов ожидали более тесного сотрудничества с областной администрацией. Например, ожидалось, что новые назначения заместителей главы областной администрации и некоторых других должностных лиц пройдут "по меньшей мере согласованно, с учетом действительно сильных кандидатур от оппозиции. Однако без какого-либо участия коммунистов были сформированы даже общественные приемные". Губернатор вызвал недовольство и тем, что в ряде районов на пост глав администраций губернатор выдвинул людей, которые в декабре 1995 года активно поддерживали И.Индинка и с которыми коммунисты боролись в пользу кандидата В.Мухи.

Серьезнейшей проблемой, по мнению делегатов конференции, остается омоложение партийных рядов. По словам В.Кузнецова, 42% новосибирских коммунистов старше 60 лет, 48% — от 40 до 60 лет, и только 10% моложе 40 лет [8].

Состоялась комсомольская областная отчетно-выборная конференция. Сейчас структуры комсомола существуют в Чистозерном, Северном, Чановском районах области, а численность комсомольцев по области — 73 человека, из них 54 — в городе. Основные направления деятельности комсомольцев остаются прежними — выпуск газеты "Новосибирский комсомолец", военно-патриотическая работа и сотрудничество с молодежными коммунистическими организациями дальнего зарубежья.


2.2.    "Земля сибирская"

На областной конференции движения "Наш дом — Россия" лидер местной организации НДР, депутат Госдумы Олег Гонжаров, зачитал заявление И.Индинка с просьбой считать его выбывшим из руководящих органов областной организации НДР. Бывший губернатор области И.Индинок напомнил о том, что именно он стоял у истоков создания организации НДР в Новосибирской области и сообщил, что чувствует себя морально ответственным за ее будущее, однако предпочитает не связывать себя партийными узами. Председатель исполкома областной организации НДР Николай Павлов, подводя итоги работы организации за год, отметил растущее нежелание многих представителей региональной элиты выступать под знаменами В.Черномырдина, что особенно ярко проявилось на городских и областных выборах. На конференции прозвучало объяснение этого факта. Много говорилось об удивительной глухоте и невменяемости правительственных верхов, которые, за редкими исключениями, игнорируют мнение региональных организаций НДР. Среди причин неудач НДР называлось также неумение руководства движения объяснить обществу цели своей работы [9].

2.3.    “Соцпроф”

14 февраля в Новосибирске прошла очередная отчетно-выборная конференция Новосибирского регионального союза соцпроф. Численность членов организации за год увеличилась на 11 тысяч человек, число первичных организаций возросло с 24 до 54, создан областной профсоюз учителей, имеющий отделения в Новосибирске, Бердске, Новосибирском сельском и Коченевском районах. Проведен ряд забастовок и иных акций протеста, выиграно несколько судебных процессов, в результате которых сотни наемных работников смогли защитить свои трудовые права. Председателем Новосибирского регионального союза соцпроф снова избран Павел Талецкий.

2.4.    Союз руководителей предприятий и работодателей

В начале февраля прошло собрание Союза руководителей предприятий и работодателей. Общественное объединение, созданное в 1994 году 28 руководителями новосибирских предприятий и объединяющее сегодня 71 топ-менеджера, приняло программу работы на ближайшие 4 года и обращение к коллегам. Программа предусматривает углубление партнерских отношений с профсоюзами, участие в законодательном процессе через тесное взаимодействие с местными властями, создание пресс-центра. В обращении констатируется кризис федеральной власти, приводящий к дальнейшему ухудшению положения в экономике и особенно в промышленности, содержится призыв к предпринимателям и руководителям объединяться в отстаивании своих интересов. Председателем совета Союза на второй срок переизбран президент АО "Электросигнал" Н.Рычков.

2.5.    Экологический фонд

Американский неправительственный экологический фонд "ISAR" намерен открыть свое представительство в Новосибирске. Об этом заявила представитель фонда Эмми Тейлор на круглом столе по экологическим проблемам, организованном Сибирским межрегиональным центром поддержки негосударственных инициатив "Сиб-ново-центр". Его участниками стали члены общественных организаций "Спасение реки Обь", "Экомед", "Союз Семипалатинск", "Экологическое просвещение", "Зубр", "Жито" и экологические клубы при вузах города. Как отметили участники круглого стола, сибирский регион превращен во всемирную свалку. Поэтому сейчас, по их мнению, необходимо объединить усилия всех экологических организаций региона и выработать совместные действия для решения этих проблем. В частности, в середине марта "Сиб-ново-центр" планирует провести международный семинар "Участие общественных организаций в улучшении среды обитания", в котором примут участие сотрудники немецкого независимого института по проблемам окружающей среды и американского фонда "ISAR".

3.    ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

3.1.            Экономическая и социальная ситуация в Новосибирской области
в 1996 году

Новосибирский областной комитет государственной статистики представил данные об экономическом и социальном положении Новосибирской области в 1996 году.

3.1.1.    Промышленность

Реальный объем произведенного валового внутреннего продукта сократился по сравнению с 1995 годом на 1%. Физический объем промышленного производства снизился по сравнению с 1995 годом на 8,5%. Из 100 важнейших видов продукции, производимых в области, допущено снижение выпуска в сравнении с 1995 годом по 69, в том числе в более чем в 2 раза — по 16 видам. Достигнут прирост производства по 28 видам. В топливной промышленности производство сократилось на 29,6%, в черной металлургии выпуск продукции снизился на 27,1% по сравнению с 1995 годом. В машиностроении и металлообработке, доля которых составила 33,9% общего объема промышленного производства, выпуск продукции снизился на 16,1%. В химической промышленности снижение объема производства продукции составило 13,7%, в лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности 24,7%, в промышленности строительных материалов — 21,9%, в легкой промышленности — 28,8%. Предприятиями пищевой промышленности произведено 21,3% объема промышленной продукции. В цветной металлургии производство увеличилось на 6,8%, в том числе выпуск олова — на 82,3%, добыча золота — на 5,1%. В электроэнергетике объем производства вырос на 10,9%.

Потери рабочего времени в связи с длительными остановками производства на 81 крупном и среднем промышленном предприятии составили 3,9 млн. человеко-дней, или 17,2% табельного фонда рабочего времени останавливающихся предприятий.

Инвестиции в основной капитал по предприятиям и организациям всех форм собственности снизились на 22%, в АПК — на 24%.

Внешнеторговый оборот области сложился в сумме 622 млн. долларов (экспорт — 269, импорт — 353).

3.1.2.    Финансы

Консолидированный бюджет области исполнен с дефицитом 612 млрд. рублей, что составило 2,6% к ВВП.

По данным предприятий и организаций промышленности, сельского хозяйства, транспорта, строительства, здравоохранения, образования, культуры и искусства, науки и научного обслуживания по состоянию на 23 декабря 1996 года, общая сумма просроченной задолженности по выдаче средств на заработную плату составила 828 млрд. рублей и возросла с начала года в 2,9 раза.

3.1.3.    Занятость

Численность экономически активного населения к концу 1996 года составила 1168 тыс. человек, из них 1052 тыс. (90%) заняты в экономике и 116 (10%) не имели работы. Численность работников, занятых на крупных и средних предприятиях, по сравнению с 1995 годом сократилась на 5,7%. Наибольшее сокращение численности занятых отмечено в промышленности (на 13%), строительстве (15%), науке и научном обслуживании (6%). В органах государственной службы занятости состоят на учете 29 тысяч не занятых трудовой деятельностью граждан, ищущих работу, из них 26,1 тысячи имели статус безработного.

Нагрузка незанятого населения, состоящего на учете в органах службы занятости, на одну заявленную вакансию составила 768 человека и выросла по сравнению с ноябрем на 22%. Среди безработных 13% составляют лица, имеющие высшее образование, 27,3% — молодежь в возрасте от 16 до 29 лет, 70,7% — женщины. В четвертом квартале 1996 года забастовки прошли в 27 организациях области, в них было вовлечено более 2 тысяч человек, не отработано 19 тысяч человеко-дней. Наибольшее количество забастовок приходится на учреждения образования [10].


3.2.    Развитие промышленности

10 июня 1996 года вышел Указ Президента РФ "О мерах государственной поддержки создания производства современных мини-грузовиков в Новосибирской области". В документе сказано о том, что предложенная администрацией области программа создания современного производства мини-грузовиков различных классов по технологии итальянского концерна "Ивеко" в кооперации с югославской фирмой "Застава-Камиони" на предприятиях региона одобрена и ей дан статус президентской.

В конце февраля на заводе "Сибсельмаш" были смотрины первых пяти машин, собранных в одном из оборонных цехов. В области положено начало развитию целой отрасли — автомобилестроения. Администрация области, как один из учредителей совместного предприятия "Сибавто", на базе конверсионных предприятий намерена осуществить программу выпуска 20 000 моделей мини-грузовиков за год. Все модели для сибирских условий оснащены системой подогрева топлива, комплектация грузовиков специальным оборудованием ведется под конкретный заказ.

Вся программа рассчитана на три этапа. Сейчас освоен первый — сборка. На втором этапе в кооперацию должны влиться несколько новосибирских конверсионных предприятий. На них по мере освоения будут производиться детали, комплектующие, материалы, сварка, окраска. Указом Президента предусматривается выделение из федерального бюджета 300 миллиардов рублей, но поступлений еще нет. Область выделила 4 миллиарда беспроцентного кредита, которые уже израсходованы. На дальнейшее осуществление проекта денег потребуется гораздо больше.

На третьем этапе предусматривается задействовать предприятия оборонного комплекса всего региона, а точнее, субъектов Федерации "Сибирского соглашения" [11].

Новосибирский оловянный комбинат переживает бум роста. Интересен тот факт, что выпускаемая им продукция получила всемирное признание в последние годы. За 1996 год предприятие увеличило объем производства на 80%. Генеральный директор АО "Новосибирский оловянный комбинат " А.Дугельный объясняет это снижением расходов на производство. Один из основных источников расходов — высокие цены на электроэнергию, поэтому решено производить электроэнергию самостоятельно, взяв в лизинг оборудование. Сейчас полностью проработана финансовая схема, и, по расчетам специалистов, 30-процентное удешевление энергоресурсов позволит в 2 раза сократить собственные издержки. Текучесть кадров на комбинате составляет около 7%. Причем это вынужденные сокращения, и планируется, что они будут продолжаться еще 2 года. В планах руководства — довести количество работающих на предприятии до 500 человек (в 1991 году на заводе работало 2,5 тысячи человек), повысив производительность труда. Свое положение комбинат поддерживает и за счет сети непрофильных предприятий, причем 75% вложений комбината оказались удачными.

Московский банк "Российский кредит" стремится приобрести контрольный пакет акций АООТ "Новосибхимфарм". Представители созданной банком холдинговой группы "РК-Ф" уже скупили 37% акций предприятия у ЧИФов "Ермак", "Сибпродинвест" и рядовых акционеров. Последние охотно расстаются с этими ценными бумагами: за одну акцию номиналом 1000 рублей банк предлагает до 100 номиналов. Нужно учесть, что зарплату на "Новосибхимфарме" не выплачивают с осени 1996 года. По мнению генерального директора "Новосибхимфарма" Ю.Соколова, процесс скупки акций остановить невозможно, да и ни к чему: москвичи обещают профинансировать реконструкцию трех линий кассетного ампулирования, ныне бездействующих. В этом случае через несколько месяцев можно будет начать производство новых видов лекарственных препаратов.

 

Постановление Правительства РФ о введении специальной маркировки отечественной алкогольной продукции, вышедшее летом прошлого года и вступившее в силу 1 января 1997 года, оказалось недостаточно подготовленным. К такому заключению пришли специалисты комитета потребительского рынка и услуг областной администрации. В первую неделю января все три производителя винно-водочной продукции области, не имея специальных марок, простаивали и работали "на склад". Только 6 января после вмешательства главы областной администрации В.Мухи, направившего телеграмму на имя председателя Правительства В.Черномырдина, специальные марки появились в новосибирских налоговых службах. В целом выпуск алкогольной продукции в Новосибирской области в январе заметно упал, естественно, понес потери и областной бюджет.


В связи с постановлением мэрии с февраля этого года вводится лицензирование деятельности предприятий и фирм, занимающихся торговлей спиртными напитками. К торговле спиртным будут допускаться фирмы, прошедшие проверку в санэпидстанции и пожарной охране. "Неблагонадежные" фирмы, а таковыми считаются ранее замеченные в торговле спиртным свыше 28 градусов без сертификата, к лицензированию допускаться не будут. Мэрия будет выдавать лицензию только после согласования с районной администрацией.

3.3.    Скандал вокруг "Транссибавиа"

Одной из главных тем, муссируемых в СМИ в феврале, стал очередной скандал вокруг "Транссибавиа" и самой возможности строительства в Новосибирске международного аэропорта. 4 февраля на пресс-конференции председатель комитета по экономике облсовета А.Кисельников и председатель комитета по промышленности К.Комаров обнародовали данные депутатской проверки деятельности АО "Транссибавиа". Акционерное общество создано в 1992 году для строительства международного аэропорта, контрольный пакет акций АО находится у обладминистрации. Депутаты выступили с обвинениями в адрес генерального директора АООТ "Транссибавиа" Валерия Колтунова. Сделан вывод о наличии многочисленных фактов нецелевого и неэффективного использования бюджетных средств Новосибирской области дирекцией АО. Фактически администрация (и нынешняя, и бывшая) обвинялись в попустительстве разбазариванию бюджетных средств. Ссылаясь на контракт "Транссибавиа", А.Кисельников возмущался льготами, предоставленными директору компании, судя по подписям, первым заместителем главы администрации В.Киселевым и председателем комитета по управлению государственным имуществом Н.Тереховым.

Данное событие можно было бы квалифицировать как рядовое — претензии к АО депутаты высказывали и раньше, практически не подкрепляя их документами. Однако в данном случае замечания депутатов был подкреплены оргвыводами со стороны областной администрации. 29 января В.Муха подписал постановление, в котором, с одной стороны, в целях устранения недостатков в организации работ по строительству международного аэропорта Толмачево губернатор возложил функции единого заказчика по вводу в эксплуатацию терминала на ОАО "Толмачево", рекомендовав его генеральному директору Александру Мозжерину принять меры к расторжению договора с АООТ "Транссибавиа", определить единого подрядчика по выполнению строительно-монтажных работ и единую проектную организацию. А с другой — требуется представить в срок до 10 февраля в департамент по транспорту, связи и строительству дорог администрации области (Ю.Алаферовскому) график завершения строительства международного терминала. С некоторой оговоркой это означает, что чаша весов в противостоянии "Транссибавиа" и "Толмачево" качнулась в сторону последнего.

Расторгнуть договор можно либо посредством мирового соглашения, либо в арбитражном суде. По словам В.Колтунова, добровольно он на это не пойдет, поскольку за ним стоят подрядчики, поставщики, с которыми также существуют договорные обязательства. Рассмотрение же дела в арбитражном суде займет немало времени, что, безусловно, негативно скажется на темпах строительства международного терминала. По мнению некоторых наблюдателей, объективно ситуация складывается так, что нет стороны, которая была бы заинтересована в скорейшей сдаче объекта — на первом плане стоит сведение счетов с директором "Транссибавиа".

Руководитель "Транссибавиа" В.Колтунов сделал заявление для прессы, в котором отверг все обвинения в свой адрес. Он отметил, что в течение всего периода деятельности "Транссибавиа" предприятие пережило огромное количество проверок и комиссий. В заключениях этих комиссий претензий к АО "ТСА" и его руководству не было. Последний раз тема "Транссибавиа" поднималась на сентябрьской (1996г.) сессии облсовета. Представленные А.Кисельниковым на суд прессы документы не были сенсацией: цитируемые им служебные материалы управления ФСБ по НСО, датированные июнем 1996 года, уже были в употреблении и комментировались в СМИ. Последовавшая за этим проверка КРУ длилась 3 месяца и показала отсутствие криминала в деятельности "Транссибавиа".

Проекту по строительству международного аэропорта в Новосибирске уже 7 лет. Было предложено подготовить для правительства концепцию развития транспортного узла Новосибирской области на основе международного аэропорта с гарантией оплаты выполненной работы. Но этого не сделано и до сегодняшнего дня. Не увенчалась  успехом и работа по привлечению инвестиций. Бывший глава департамента по транспорту, связи и строительству дорог Г.Глебов объясняет это тем, что Ю.Алаферовский, тогда директор аэропорта "Толмачево", организовал в центральной и местной прессе кампанию по дискредитации проекта и, в частности, "Транссибавиа". Это шокировало инвесторов и заставило их усомниться в деловой репутации "Транссибавиа". Кроме того, немецкая группа требовала в обмен на инвестиции контрольный пакет "Транссибавиа", а в то время это никого не устраивало. В этот же период велись переговоры и с Европейским банком реконструкции и развития. За год ЕБРР организовал тендер, по его итогам пригласил к сотрудничеству консультационную компанию из Голландии, которая провела независимую экспертизу проекта и "Транссибавиа". И в сентябре операционный совет банка принял решение о выделении кредита в 10 млн. долларов США под гарантии российского правительства. Была утверждена и схема финансирования — через "Транссибавиа".

Еще в 1994 году поступили реальные инвестиции в проект: аэропорту "Толмачево" был выдан в виде кредита 1 млрд. рублей. А в 1995 году "Транссибавиа" — на тот момент компания выполняла функции генерального заказчика — была предоставлена возвратная ссуда на 7 млрд. рублей для завершения строительства терминала. Вернуть эти деньги планировалось за счет кредита ЕБРР. Но в 1996 году сменилась администрация, и преемственность в развитии проекта ею была отвергнута. В результате иностранных инвестиций нет до сих пор. Администрация В.Мухи уже в 1996 году дважды продляла срок ссуды, а в 1996 году профинансировала проект на 40 млрд. рублей.

По словам Г.Глебова, еще в 1994 году появился документ, аналогичный появившемуся в 1996 письму ФСБ. Однако, ни в том, ни в другом случае не были представлены факты и документальные подтверждения информации. На его взгляд, у этих писем один и тот же источник — бывший работник "Транссибавиа", уволенный за профнепригодность. Настоящие же причины неразберихи с проектом, на взгляд Г.Глебова, в том, что еще в 1992 году АО "Транссибавиа" создавалось без участия аэропорта "Толмачево" и авиакомпании "Сибирь". Кроме того, на этой стадии не были четко разграничены функции "Транссибавиа" и "Толмачево" по развитию проекта и привлечению инвестиций, для чего и создавалось АО "Транссибавиа". Определенные противоречия были заложены и в ходе акционирования аэропорта. Дело в том, что контрольные пакеты акций "Транссибавиа" и ОАО "Аэропорт "Толмачево" принадлежат обладминистрации. По мнению Г.Глебова, после акционирования нужно было слить активы двух компаний и создать одну управляющую структуру, что устранило бы почву для конфликтов между Ю.Алаферовским и В.Колтуновым.

В 1996 году обладминистрацией был потерян контроль за развитием проекта и утрачена координирующая функция по отношению к заинтересованным сторонам. У властных структур отсутствует четкое видение перспективы. Кроме того, потеряны темпы как в развитии проекта, так и в работе с зарубежными инвесторами.

На пресс-конференции В.Колтунов заявил, что он принял от Ю.Алаферовского международный терминал в 1995 году с массой недоделок и с браком. Поэтому он долгое время отказывался брать на себя функции заказчика. Он возражал и по принципиальным соображениям: строительство терминала противоречило плану, разработанному компанией Boeing. Но администрация фактически заставила В.Колтунова взять объект под свою опеку.

По мнению Г.Глебова, проект весьма важен для будущего области. Поэтому он считает необходимым провести общественные слушания по этому вопросу. То, что происходит вокруг аэропорта, он считает очень серьезным. Дело в том, что практически готовы решения о передаче топливозаправочного комплекса определенной группе московских организаций. Достаточно контролировать данную инфраструктуру, чтобы полностью управлять аэропортом, а весь скандал с "Транссибавиа" — лишь отвлекающий маневр.

По мнению газеты "Новая Сибирь", момент для пресс-конференции в АО выбран, казалось бы, более чем странно — практически никаких новых документов с сентября у депутатов, судя по всему, не прибавилось. Логично было бы подождать с их обнародованием хотя бы до лета (до предстоящих выборов в областной Совет). Спешку наблюдатели объясняют тем, что губернатором за неделю до пресс-конференции (29 января) подписано постановление, лишившее АО "Транссибавиа" функций единого заказчика по строительству терминала. Торопливая, несвоевременная пресс-конференция задумывалась как попытка увенчаться  лаврами "разоблачителей". В итоге депутатам пришлось огласить компромат, судя по всему, заготовленный специально "под выборы", задолго до них [12].

3.4.            Развитие конфликта между аэропортом "Толмачево" и
авиакомпанией "Сибирь"

В обзоре за январь рассказывалось о конфликте между аэропортом "Толмачево" и авиакомпанией "Сибирь". Напомним, что с 29 января аэропорт "Толмачево" заблокировал рейс №174 авиакомпании "Сибирь" на Москву, а с 1 февраля — все остальные рейсы компании (8-12 в день). Поводом послужило то, что авиакомпания задолжала порту 15 млрд. рублей. В начале января аэропорт сделал предупреждение авиакомпании о санкциях, которые последуют, если долг не будет выплачен. Требования порта справедливы, но у наблюдателей этого конфликта возникает ряд вопросов.

1) Аэропорту должны деньги (всего в сумме 34 млрд. рублей) еще несколько крупных авиакомпаний, например, "Аэрофлот" — 8 млрд. После отмены 174-го рейса треть долгов компания сразу же вернула, и ее задолженность стала соизмерима с тем же "Аэрофлотом". Видимо, руководство "Толмачево" заинтересовано в сохранении добрых отношений с одними компаниями и разрыве с другими. К этому же выводу пришел и государственный антимонопольный комитет, усмотрев в деятельности порта "элементы монополизма и дискриминации некоторых компаний".

2) Требуя скорейшего возврата долгов, руководство порта делает все возможное, чтобы авиакомпания этих денег не собрала. Во-первых, блокирован самый прибыльный рейс компании на Москву, во-вторых, у компании "Сибирь" сейчас "нелетный" сезон, и вряд ли летчики смогут выплатить долг до лета. Доходит до абсурда: чтобы забрать из Москвы пассажиров, купивших билеты "туда" и "обратно" на рейсы компании, "Сибирь" была вынуждена отправлять за ними пустой самолет, что означает более 200 миллионов рублей убытка. Ясно, что быстрее от этого летчики не рассчитаются. Если "Сибирь" не будет совершать рейсы в течение месяцы, у нее будет отозвана лицензия, и компания вряд ли заработает деньги для повторного лицензирования.

Журналисты "Новой сибирской газеты" выдвигают свои версии случившегося, опираясь на интервью с одним из сотрудников авиакомпании "Сибирь". Итак, конкуренты "Сибири" на московском рейсе, например, "Внуковские авиалинии" обладают несоизмеримо большими средствами и возможностями. Поэтому и аэропорту "Толмачево" оказывается более выгодно принимать московские рейсы, а москвичей привлекает удобный и известный рейс "Сибири". Не зря "Внуковские авиалинии" задерживали свои самолеты и брали на борт всех желающих с рейса №174. На следующий день после отмены рейса "Сибири" москвичи начали массированную теле- и радиорекламу. Воспользовавшись моментом и поддержав имидж своей компании, можно сейчас переманить к себе клиентов рейсов 173 и 174.

4 февраля конфликт был временно разрешен: "Толмачево" опять выпускает самолеты "Сибири". Однако аэропорт "Внуково" отказался осуществлять оперативное обслуживание новосибирцев, и отныне каждый борт будет привозить с собой свою техническую бригаду [13].

3.5.    Строительство жилья

В течение 1996 года на территории области построено жилья общей площадью 307 700 кв. метров, что на 52% меньше, чем в 1995 году. Из общего количества жилья, согласно данным облкомстата, 249,9 тыс. кв. метров введено в строй в городах области, а 57,8 тыс. кв. метров — в сельской местности. За счет средств федерального бюджета жители получили 31 тыс. кв. метров, 25,1 тыс. — за счет средств бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов. Государственными предприятиями было сдано в эксплуатацию немногим менее 100 тыс. кв. метров жилья, муниципальными — 35,7 тыс., частными предприятиями — 99 тысяч. Доля индивидуальных жилых домов в общем объеме составила 46,7 тыс. кв. метров. Члены жилищно-строительных кооперативов получили в прошлом году лишь 5400 кв. метров (27% к уровню прошлого года).

3.6.    Оказание финансовой помощи правительством

18 января Правительство РФ приняло распоряжение, которым обязало Минфин и Минсельмаш в целях оказания помощи в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций выделить Новосибирской области 48,4 миллиарда рублей. Последние 2 года в области происходили стихийные бедствия. Летом 1995 по нескольким районам промчался мощный ураган со снегом, а осень прошлого года превратила многие поля в болота, что не позволило убрать весь выращенный урожай. Администрация области обращалась в правительство с просьбой возместить причиненный стихией ущерб. Пострадавшим регионам выделено 87,7 миллиарда рублей. Более половины этой суммы приходится на Новосибирскую область. Эти деньги администрация распределяет по районам. Ранее принятым распоряжением правительство выделило области 25,3 миллиарда рублей для возмещения затрат на ликвидацию последствий урагана и гибели посевов в 1995 году. Следовательно, всего хозяйствам области выделено 73,7 миллиарда рублей, однако не "живыми" деньгами. На эту сумму будет уменьшена задолженность области федеральному бюджету по товарному кредиту на нефтепродукты, полученные в прошлом году.

3.7.    Вексельная программа мэрии

По распоряжению мэра Новосибирска внесены дополнения в вексельную программу мэрии. Теперь муниципальные векселя будут приниматься в уплату целевого сбора с платных автостоянок. Кстати, в феврале вексельной программе мэрии Новосибирска, разработанной Муниципальным банком, исполнилось 5 лет. И за все время реализации этой программы нарушений сроков выплат по векселям мэрии не было. Эти финансовые документы в настоящее время являются наиболее доходными и ликвидными среди ценных бумаг органов местного самоуправления.

3.8.    Внешнеэкономические связи

16 февраля в Новосибирск прибыла делегация посольства Великобритании во главе с послом Эндрю Вудом. На встрече делегации с руководством области губернатор В.Муха отметил, что надежды возлагаются на сотрудничество во многих сферах, но прежде всего в развитии авиаперевозок, в научно-технической деятельности, связанной с высокими технологиями, а также в области финансовых отношений.

30 января в обладминистрации состоялось подписание соглашения о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве между администрацией Новосибирской области и Правительством Республики Мордовия на 1997 год.

В прошлом году новосибирская таможня перечислила в доход государства около 300 млрд. рублей, выполнив тем самым плановое задание. Выполнены задания и по другим платежам. В фонд развития таможенной системы направлено 33 млрд. рублей и средства от реализации конфискованных товаров почти на 3 млрд. рублей.

4.    СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

4.1.    Акции протеста

20 февраля посланцы трудовых коллективов учреждений образования, культуры и здравоохранения Карасукского района собрались в большом зале администрации, чтобы еще раз заявить протест против систематических задержек зарплаты. Например, учителям ее не выдали еще за декабрь. Было принято обращение к руководству области и депутатам Государственной думы. Участники собрания также обратились ко всем коллективам района с призывом готовиться и принять активное участие во Всероссийской акции протеста, намеченной Федерацией независимых профсоюзов на 27 марта.

В обзоре за январь 1997 года сообщалось о забастовке авиадиспетчеров новосибирского аэропорта "Толмачево". Новосибирский областной суд вынес решение о признании забастовки незаконной. Забастовка началась 15 января, ее организаторы требовали у администрации государственного предприятия "Запсибаэронавигация" соблюдения условий коллективного договора в части оплаты труда. Решение суда вступило в силу, и авиадиспетчеры 30 января прекратили забастовку. Пассажиры текущих рейсов от забастовки не пострадали, но убытки понесли фирмы, организующие коммерческие рейсы. О размерах этих потерь станет известно позднее, когда после решения суда фирмы предъявят претензии [14].

4.2.    Социальная защита

Один из основных вопросов заседания президиума мэрии 10 февраля был посвящен программе социальной поддержки населения Новосибирска на 1997 год. В программу включены все социально уязвимые слои населения, особое внимание уделено детям. В минувшем году 257 семей лишены родительских прав. Уже сейчас каждому району необходим приют на 30-40 человек. По мнению социальных работников, нужно ввести 50-процентную льготу по оплате жилья для семей, имеющих детей-инвалидов. Особого внимания заслуживают престарелые люди. На сегодняшний день содержание одного человека в доме-интернате стоит 16 млн. рублей в год. В то же время надомный патронаж, оказываемый сотрудниками Красного креста, стоит 1,5 млн., и как уверяют представители этой организации, предпочтительнее, гуманнее и дешевле. Вся программа социальной поддержки рассчитана на 707 млрд. рублей. Из них 48 млрд. бюджетных средств планируется потратить на адресную помощь.

Важное дополнение внес мэр Новосибирска В.Толоконский. Он считает, что нет малообеспеченных семей, которые не нуждались бы в медицинской помощи. В связи с этим он предложил максимально соединить службу социальной поддержки с медицинскими учреждениями и провести эксперимент на базе любой поликлиники: привлечь медицинских сестер из Общества Красного Креста, ввести должность заместителя главного врача по социальной помощи. По мнению мэра, служба соцзащиты — это своего рода штаб, решающий проблемы путем объединения действий таких организаций, как районо, общество инвалидов, Красный Крест и другие [15].

В Новосибирской области развернута работа по социальной защите граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку. Постановлением администрации области от 30 сентября 1996 года создан отдел, который занимается вопросами социальной защиты бывших военнослужащих. Это подразделение структурно входит в управление социальной защиты населения области. Одним из приоритетных направлений деятельности нового отдела является обеспечение работы областной межведомственной комиссии по социальным вопросам для граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. Постановлением главы администрации области от 5 января 1997 года такая комиссия создана и в настоящее время приступила к работе. В конце января состоялось ее первое заседание, на котором обсуждались вопросы планирования, создания рабочих групп комиссии, проведен анализ выполнения законодательства РФ по вопросам социальной защиты граждан, уволенных с военной службы. Большое внимание комиссия уделила вопросу формирования областной комплексной программы по социальной защите граждан, уволены с военной службы, и членов их семей на 1998-2000 годы.

Работают в отделе и над такой проблемой, как реабилитация участников вооруженных конфликтов. На базе областного центра медико-социальной и психологической помощи семье и детям создано отделение реабилитации участников вооруженных конфликтов и членов их семей. При участии отдела проведен ряд собраний и конференций представителей общественных организаций ветеранов, офицеров запаса и в отставке. Отдел оказывает им также практическую и консультативную помощь [16].

Между администрацией Заельцовского района и Новосибирским Муниципальным банком достигнуто соглашение о потребительском кредите на приобретение товаров длительного пользования для работников учреждений бюджетной сферы. Эти потребительские кредиты будут иметь льготную процентную ставку и предоставляться под поручительство администрации района. Комментируя соглашение, пресс-служба банка отмечает, что оно является "продолжением реализации программы, направленной на решение социально-экономических проблем города".

4.3.    Образование

В рамках дней ЮНЕСКО в России 12 февраля Новосибирск посетил генеральный директор этой организации. Его визит был связан с большим событием — открытием кафедры ЮНЕСКО по устойчивому развитию, науке об окружающей среде и социальным проблемам при Новосибирском государственном университете. Деятельность кафедры основана на концепции, которую кратко можно сформулировать так: развитие должно быть интегральным, опираться на собственные ресурсы той или иной страны, устойчивым в экологическом аспекте и — главное — новые научные идеи развития должны быть направлены на благо каждого человека и человечества в целом. Первый вклад в создание новой кафедры уже сделан: ЮНЕСКО выделило НГУ 20 тысяч долларов, которые будут израсходованы на приобретение электронного оборудования, вхождение в INTERNET, приглашение ученых с мировыми именами для чтения лекций в НГУ. Идея создания кафедры ЮНЕСКО при НГУ получила серьезную поддержку со стороны областной администрации.

Единое бюро экспертизы новых образовательных программ и технологий создано в Новосибирске. Специалисты по всем школьным предметам из новой организации будут проверять соответствие авторских программ учителей государственным требованиям, чем прежде занимались школьные педсоветы. Теперь авторы будут получать специальные сертификаты на право использования и передачи своих разработок в другие школы.

Выпускники 9-11 классов ряда школ Новосибирска весной могут не сдавать экзамены, а лишь пройти обязательное тестирование по всем предметам и получить аттестат, но только "троечный". Желающие же повысить свои оценки будут сдавать экзамены — с более сложными вопросами, чем тест. Подобная двухэтапная аттестация школьников предположительно будет введена в 1998 году повсеместно. Нынче же она будет проведена как эксперимент лишь в некоторых школах по выбору районных отделов образования.

4.4.    Бюджет прожиточного минимума

По информации управления труда и занятости населения областной администрации, бюджет прожиточного минимума в среднем на душу населения в феврале определен в размере 469 тысяч рублей. В том числе для мужчин от 16 до 60 лет — 545,9 тысяч, женщин от 16 до 55 — 463,8 тысяч, пенсионеров — 344,4 тысяч рублей, детей до 7 лет 416,3 тысячи рублей, от 7 до 16 — 477,5 тысяч рублей. Минимальный потребительский бюджет в Новосибирской области определен на уровне 1.419.800 рублей, в том числе питание — 434.400, непродовольственные товары — 435.700, услуги — 424.800, налоги 124.900. Для жителей города и села минимальный потребительский бюджет соответственно равен 1.554.600 и 1.066.600 рублям.

Источники

1. Новая Сибирь. — Новосибирск, 1997. — 14 февраля. — №6. — С.2.

2. Новая Сибирь. — Новосибирск, 1997. — 21 февраля. — №7. — С.2.

3. Советская Сибирь. — Новосибирск, 1997. — 19 февраля. №32. — С.3.

4. Банк "Левобережный" — народная стройка // Молодость Сибири. —  Новосибирск, 1997. — 6 февраля. — №6. — С.1.

5. Кашафутдинов В. В.Муха бьется за металл // Молодость Сибири. — Новосибирск, 1997. — 20 февраля. — №8. — С.2.

6. Советская Сибирь. — Новосибирск, 1997. — 21 февраля. №34. — С.1.

7. Семенова Л. Бюджет прозрачный — все дыры видно // Советская Сибирь. — Новосибирск, 1997. — 26 февраля. — №37. — С.1.

8. Советская Сибирь. — Новосибирск, 1997. — 19 февраля. №32. — С.2; Кашафутдинов В. Персональное дело В.Мухи // Молодость Сибири. — Новосибирск, 1997. — 13 февраля. — №7. — С.5.

9. Из "Нашего дома" ушел отец // Молодость Сибири. — Новосибирск, 1997. — 6 февраля. — №6. — С.2.

10. Советская Сибирь. — Новосибирск, 1997. — 4 февраля. — №21. — С.2-3.

11. Югрина А. "Ивеко" — "Застава-Камиони" — "Сибавто" // Советская Сибирь. — Новосибирск, 1997. — 26 февраля. — №37 —  С.1.

12. Кретинин А. Как Колтунов строит взлетную полосу для депутатов // Новая Сибирь. — Новосибирск, 1997. — 7 февраля. №5. — С.1,3.

13. Беседин С. Битва титанов, или прерванный полет // Новая сибирская газета. — Новосибирск, 1997. — 6 февраля. — №5. — С.1,4.

14. Новая сибирская газета. — Новосибирск, 1997. — 6 февраля. — №5. — С.2.

15. Молодость Сибири. — Новосибирск, 1997. — 13 февраля. — №7. — С.2.

16. Антоненко В. Помощь уволенным в запас становится конкретной // Советская Сибирь. — Новосибирск, 1997. — 20 февраля. — №33. — С.2.