Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Омская область

А. Цепилов

ОМСКАЯ ОБЛАСТЬ

в феврале 1997 года

1.    органы ВЛАСТи

1.1.    Губернатор о социально-экономическом положении Омской области

На одном из февральских заседаний Законодательного собрания с часовым докладом о социально-экономической ситуации в регионе выступил глава администрации области Л.Полежаев. Анализируя состояние дел в экономике, губернатор высказал предположение, что в ближайшее время правительство изменит приоритеты реформ. Л.Полежаев заявил, что кабинет министров сделал надлежащие выводы из критических замечаний ряда сенаторов. С другой стороны, и деятельность омских властей глава администрации оценил со здоровой долей самокритики. В частности, он признался в определенной “мягкотелости” в отношении строгого исполнения расходной части бюджета: в течение всего года обладминистрация была вынуждена изыскивать средства для погашения зарплаты и социальных выплат всевозможным пикетчикам и забастовщикам, и в итоге, по мнению Л.Полежаева, в выигрыше оказались те, кто громче других выражал свои требования. Исполнение в достаточной мере популистских законов, направленных на снижение социальной напряженности, продолжил губернатор — дело, безусловно, благое, но при условии, если оно подкреплено исполнением федеральным бюджетом финансовых обязательств, в противном случае оно становится непозволительной роскошью для бюджета региона. Виновниками нецелевого расходования средств, выделенных для погашения задолженности учителям, Л.Полежаев назвал руководителей нескольких районов области (в частности, Саргатского), которые выплачивали из этих денег зарплату сотрудникам своих администраций и другим категориям граждан. К числу положительных тенденций, наблюдавшихся в регионе в прошлом году, губернатор прежде всего отнес значительное увеличение доли экспорта продукции омских предприятий, в том числе и в Дальнее зарубежье. Этому способствовало как непосредственное участие Омска в ряде крупных международных выставок, так и начавшаяся реализация программы “СибВПКнефтегаз-2000”.

Основная мысль доклада Л.Полежаева заключалась в том, что в 1997 г. администрация области будет жестко следит за выполнением бюджета в доходной и особенно в расходной его частях. Выплаты в пожарном порядке забастовщикам отныне исключаются. Контроль за расходованием бюджетных средств станет осуществлять начальник финуправления, повышенный в ранге до вице-губернатора [1].

1.2.    Областной бюджет

Похоже, главным источником головной боли для региональных властей в начале 1997 г. была разработка бюджета области. Об остроте полемики вокруг этого вопроса говорит уже то обстоятельство, что обсуждение проекта областного бюджета в январе-феврале текущего года изымалось из повестки дня заседаний Законодательного собрания из-за возникавших в самый последний момент разногласий по меньшей мере дважды, и только 25 февраля депутаты ЗС приняли бюджет в первом чтении. Любопытно, что данное заседание ЗС было внеочередным, а обсуждение бюджета было включено в повестку дня лишь в ходе его работы. Этот документ представляет собой плод более чем двухмесячных усилий согласительной комиссии и является итогом взаимных уступок и компромиссов. Однако равновесие интересов, выраженное в принятом варианте проекта бюджета, более чем зыбко и в любой момент может быть нарушено. Уже непосредственно после голосования в ЗС губернатор области Л.Полежаев дал этому документу резко негативную оценку. Крупнейшим недостатком проекта глава обладминистрации назвал “скрытый дефицит” бюджета в размере свыше триллиона рублей. По категоричному заявлению губернатора, реально работать с такой раскладкой перманентно растущих расходов и весьма проблематичной доходной частью почти невозможно. Действительно, по оценкам экспертов, доходов предвидится в три раза меньше, чем необходимо, а потому при любом варианте бюджета он будет тем самым лоскутным одеялом, которого никогда на всех не хватает. Показательно, что во многом работа согласительной комиссии сводилась к добавлению запланированных расходов по различным статьям, правда, в большинстве случаев такое добавление по сравнению с первоначальным проектом означало лишь сохранение бюджетных позиций на уровне 1996 г. Хотя Омску и сельским районам сейчас дано право самостоятельно вводить местные сборы для пополнения своего бюджета, генеральный курс все же был принят не столько на изыскание дополнительных ресурсов, сколько на сокращение имеющихся расходов. В принятом варианте документа учтены все старые долги по невыплатам из бюджета разным категориям населения, определена помощь селу и предприятиям энергетики, сделан акцент на проблемах жилищно-коммунального хозяйства, заложены расходы, связанные с принятием на муниципальный баланс ведомственного жилья. Несколько прибавлено средств сфере образования, здравоохранения и культуры. Еще раз обращено внимание на очевидный резерв — сокращение расходов на органы управления. В то же время многие депутаты не скрывали обеспокоенности возможными социальными последствиями запланированного бюджетом замораживания выплаты детских пособий на уровне июля 1996г., урезания льгот для ветеранов и введения сбора в размере 30% от цены приобретения на розничную торговлю алкогольными напитками, произведенными за пределами области, а также импортной продукцией, что неизбежно приведет к росту цен. Так, прокурор области С.Казаков и начальник областной налоговой инспекции В.Погребняк выразили опасение, что эти решения способны спровоцировать судебные иски граждан по поводу нарушения существующего законодательства [2].

1.3.    Кадровые изменения в областной администрации

В феврале 1997 были продолжены кадровые перестановки в администрации Омской области. Заместителем губернатора, исполняющим обязанности начальника финансового управления обладминистрации назначен А.Коротков. Председателем информационно-аналитического комитета стал Ю.Сорокин. Пост председателя комитета по делам семьи и детства заняла О.Баженова. Смена руководства произошла и в территориальном фонде обязательного медицинского страхования — должность его исполнительного директора получил В.Радул. Вместе с тем еще на пять лет продлен срок полномочий прокурора области С.Казакова. Всего с начала текущего года в администрации области были заменены более десятка руководителей управлений и комитетов. Столь серьезные кадровые перемены объясняются губернатором Л.Полежаевым необходимостью изменения политики в сторону большего динамизма в решении проблем области [3].

1.4.    Проблемы взаимоотношений областного и городского руководства

На фоне закономерного обострения отношений между властями Омска и области, вызванного дележкой финансовых средств в рамках регионального бюджета на 1997 г., отрадным фактом стала прошедшая в обладминистрации несколько необычная пресс-конференция, на которой было объявлено о завершении противостояния председателей двух комитетов по управлению имуществом (областного — А.Сараева и городского — Н.Яловенко), а также о подписании ими Соглашения об управлении государственным имуществом и разграничении полномочий в этой области. Председатель комитета по собственности Законодательного собрания А.Голушко, выступавший в роли третейского судьи, отметил желание обоих председателей определить возможности для сотрудничества, обозначить важнейшие проблемы и определить сроки их решения.

Отсутствие какого-либо взаимопонимания между руководителями обоих комитетов было довольно долгим. По мнению А.Сараева, объективные основы противостояния представителей федеральной власти (к каковой относится областной комитет) и власти местной заложены федеральными законами. Определенная ими схема управления собственностью не всегда может быть бесспорно применена на практике, поэтому главы комитетов с участием депутатов Законодательного собрания разработали свою схему: теперь областной комитет может делегировать городскому свои права распоряжаться областной собственностью и наоборот.

Областному и городскому комитета удалось, наконец, определиться по омской улице Ленина: хотя здания, которыми она застроена, являются федеральной собственностью, решено использовать 90% доходов от аренды расположенных в них подвальных помещений целевым назначением на реставрацию памятников старины. Организовывается специальный фонд, где будут сосредоточены эти средства, планируется составить смету расходов. Комментируя это решение, А.Голушко заяви: “Формально правительство может истребовать эти деньги в Федеральный бюджет, все-таки это собственность федеральная, но мы их не отдадим. Эти крохи не сравнимы с тем, что задолжала нам Федерация. Кроме того, мы честно проинформировали Совет Федерации, что средства от использования федеральной собственности забрали в областной бюджет. А вообще, логика требует того, чтобы не иметь в регионах федеральной собственности, все должно быть отдано муниципалитетам”.

Для решения наиболее спорных вопросов и выработки совместных решений будет создан специальный коллегиальный орган. Комитеты также договорились объединить усилия по взысканию арендной платы с должников, по исключению из уставных капиталов акционерных обществ объектов жилья и соцкультбыта. Гарантом выполнения Соглашения определен комитет по собственности Законодательного собрания во главе с А.Голушко [4].

1.5.    Заключение соглашения между обладминистрацией и РАО “Газпром”

Как новое свидетельство последовательно проводимой регионом политики расширения и укрепления прямых горизонтальных связей можно расценить заключение в феврале 1997 г. “Соглашения о взаимном сотрудничестве между администрацией Омской области и Российским акционерным обществом “Газпром”. Данный документ был подписан в рамках программы газификации Омской области, форсированно разрабатываемой обладминистрацией последние полгода в связи с обострением ситуации с энергоносителями, значительную часть которых приходится пока импортировать из суверенного Казахстана. Если стоимость тонны мазута в АО “Сибнефть” составляет с 1 февраля 520 000 руб., то 1000 кубометров газа обходятся всего в 284 000, и если учесть, что Омск и область за сутки потребляют до 10 000 тонн мазута, становится понятным стремление местных властей как можно быстрее приступить к строительству газоразводящих сетей. Совместный проект предусматривает газификацию 13 районов области и города Омска, магистрали будут длиной около 1500 километров и только на первом этапе потребуют более 400 млрд. руб. Предполагается, что половину расходов возьмет на себя РАО “Газпром”, которое получит взамен налоговые льготы и все объекты газопровода на свой баланс, что обеспечит “Газпрому” рынок сбыта и поставки продовольствия. Непосредственно заниматься строительством будет специально создаваемое для этой цели объединение “Межрегионгаз”. Реализация программы рассчитана на четыре года.

В рамках подготовки Соглашения в начале месяца Тюменскую область посетила представительная делегация Омской обладминистрации во главе с вице-губернатором А.Лупповым, а в середине февраля для подписания этого документа в Омске побывал президент РАО “Газпром” Р.Вяхирев, который, кроме того, принял участие в собрании Совета директоров Сибирской нефтяной компании [5].

1.6.    Межрегиональное совещание по проблемам правосудия

В начале месяца в Омске состоялось двухдневное совещание, на котором председатель Верховного суда РФ В.Лебедев обсудил со своими коллегами из 36 регионов Урала, Сибири и Дальнего Востока проблемы, стоящие перед российской судебной системой, и вопросы обеспечения деятельности судов. Выступая на итоговой пресс-конференции, В.Лебедев завил, что Россия намерена соблюдать все требования Совета Европы, включая отмену смертной казни. По его словам, межведомственная комиссия во главе с Е.Примаковым готовит сейчас к представлению в Госдуму соответствующие документы. В число приоритетных законопроектов, находящихся на рассмотрении в Госдуме, как считает председатель Верховного суда, должны быть законы об исполнительном производстве и судебных приставах. Сложившуюся практику, когда масса усилий, затраченных на рассмотрение дела и вынесение решения, не приводит к его исполнению, дискредитируя тем самым всю систему судопроизводства, больше терпеть нельзя. В.Лебедев сообщил также, что в готовящихся сейчас в Верховном суде законопроектах, по всей видимости, будет предложено пересмотреть рамки компетенции военных судов в сторону их сужения. Это вызвано ведомственным подходом при рассмотрении военными судами уголовных дел, особенно когда они касаются правонарушений военнослужащих. Председатель Верховного суда полагает, что такие дела должны иметь право рассматривать и гражданские суды. В то же время он отметил, что 65% решений военных судов по искам к органам воинского управления и их должностным лицам выносится в пользу истцов. Касаясь деятельности судов присяжных, В.Лебедев дал им высокую оценку. По его мнению, они дисциплинируют органы предварительного следствия. Но и здесь не все однозначно: если обычные суды оправдывают обвиняемых в 0,5% случаев, то по вынесенным на суд присяжных делам оправдательными были 19% приговоров. На дополнительное расследование судьи-профессионалы отправляют около 10% дел, а присяжные — 28%. Что за этим стоит — плохая работа следствия и обычных судов или что-то другое, юристы ответить пока не могут [6].

1.7.    Пресс-конференция вице-спикера Государственной думы

12 февраля вице-спикер Госдумы С.Бабурин провел в Омске пресс-конференцию для местных журналистов. Проблемы региона на ней освещались скупо и в малоутешительных тонах. В частности, С.Бабурин признал, что не смог “пробить” финансирование жилищного строительства для расположенного в Омске 242-го Учебного центра ВДВ и государственных заказов для ПО “Полет”. Более основательно вице-спикер остановился на анализе федерального бюджета, названного им “бессмысленным”, поскольку не менее 90 трлн. руб., заложенных в бюджет, представляют собой всего лишь “воздух”. Депутат Госдумы решительно выступил за скорейшее принятие Закона об обеспечении непрерывности исполнения обязанностей главы государства, подчеркнув, что подготовка этого Закона не связана с состоянием здоровья нынешнего Президента. Касаясь своих недавних поездок в Белград и Софию, С.Бабурин выразил сожаление о том, как “бездарно утрачиваются позиции друзьями нашей страны”, что, по его мнению, инспирировано западными спецслужбами. Особо стоит отметить прозвучавшую на пресс-конференции из уст С.Бабурина трактовку недавней смены руководства Российской государственной телерадиокомпании как свидетельства укрепления позиций А.Чубайса “накануне политических катаклизмов 1997 года приход Сванидзе — это очень существенное изменение акцентов в пользу администрации президента в ущерб правительству. Чубайс сделал очень длинный рывок, перетягивая власть у Виктора Черномырдина. Чем ответит Виктор Степанович?” [7].

1.8.    Иск по защите достоинства С.Бабурина

Тем временем в Первомайском районном суде г. Омска закончилось слушание дела по иску депутата Государственной думы С.Бабурина к местной газете “Ореол-экспресс”. Предметом иска стала статья корреспондента “Ореола” В.Мясникова, в которой автор, ссылаясь на омского общественного деятеля А.Цалко, сообщил, что С.Бабурин, работая в Думе, получает 30 млн. руб. ежемесячно. Посчитав эти сведения дезинформацией, порочащей его честь и достоинство, С.Бабурин обратился в суд. В частности, им была предоставлена справка из Управления делами Госдумы о том, что зарплата вице-спикера со всеми доплатами составляет 2,3 млн. руб. в месяц. Впрочем, злополучная статья В.Мясникова, скорее всего, стала лишь поводом к контратаке, поскольку “Ореол-экспресс” в течение уже достаточно длительного времени занимает открыто антибабуринскую позицию.

Слушание дела было достаточно длительным — произошло две встречи заинтересованных сторон, три судебных заседания, причем в ходе процесса в обвиняемом еженедельнике появилась еще одна публикация, направленная против С.Бабурина. Несмотря на попытки журналистов “Ореола” и их адвоката представить этот процесс как расправу над свободной омской печатью, суд признал информацию, содержащуюся в публикации В.Мясникова, не соответствующей действительности. Еженедельнику вменено в обязанность опубликовать опровержение и выплатить компенсацию в размере 15 млн. руб. [8].

1.9.    Процесс по делу Л.Горынина

25 февраля возобновился судебный процесс по уголовному делу в отношении депутата Законодательного собрания, одного из лидеров оппозиции в Омске Л.Горынина, обвиняемого в клевете по адресу главы обладминистрации Л.Полежаева и вице-губернатора А.Казанника. По сути, судебное разбирательство только начинается, поскольку на первом заседании суда, состоявшемся в январе, защита попросила времени для ознакомления с материалами дела, и процесс за этот период практически не продвинулся.

Уже часа за полтора до начала судебного заседания возле облсуда собрался пикет сторонников левой оппозиции; соратники Л.Горынина продолжали митинговать и в зале заседаний. Милиция с большим трудом поддерживала относительный порядок.

Тактика защиты по-прежнему сводилась к затягиванию процесса. В частности, Л.Горынин потребовал отвода прокурора на том основании, что он не доверяет ни одному сотруднику областной прокуратуры, затем адвокаты стали настаивать на личном присутствии в зале суда одного из истцов, Л.Полежаева. Суд, однако, отклонил эти требования, а также отверг попытку перевода рассматриваемого дела в разряд частных, так как участники процесса являются слишком известными людьми. Зато была удовлетворена просьба о смягчении обвинения, одна из статей Уголовного кодекса была заменена на другую.

В трактовке адвокатов, все крайне резкие заявления Л.Горынина, послужившие поводом к началу судебного разбирательства, адресовались областной администрации в целом, а не лично Л.Полежаеву и А.Казаннику. Чтобы развеять все сомнения, Л.Горынин в ходе заседания несколько раз извинился перед истцами.

Процесс будет продолжен в марте [9].

1.10.    Протесты в связи с отменой местных выборов

В Омске продолжается кампания протеста, вызванная отменой намеченных было на декабрь 1996 г. довыборов депутатов Законодательного собрания по партийным спискам и перевыборов депутатов городского совета. Правда, ее масштабы и резонанс можно оценить как весьма скромные.

В областном суде состоялось рассмотрение иска по данному вопросу председателя омского отделения Российского общенародного союза В.Николаева к законодательному собранию, губернатору и избирательной комиссии Омской области. Иск остался неудовлетворенным, но В.Николаев заявил о намерении обжаловать решение суда [10].

Одновременно облсуд приостановил рассмотрение дела по обращению группы граждан, депутата горсовета С.Андрушко и прокурора города о незаконности продления горсоветом своих полномочий, мотивировав это тем, что аналогичный запрос находится в Конституционном суде. Однако прокурор г. Омска В.Хорошкин не согласился с таким решением и внес протест на него в Верховный суд РФ [11].

19 февраля во время заседания горсовета собралась группа пикетчиков, выразивших протест по поводу продления срока полномочий депутатов. Участники трехчасовой акции, организованной общественным объединением “Омский областной комитет по правам человека”, держали плакаты типа “Депутаты горсовета и областного ЗС, продлевая себе полномочия, вы делаете шаг к произволу и беззаконию” и “Депутаты-самозванцы, позор вам!” [12].

1.11.    Акции социального протеста

В феврале в авангарде забастовочного движения оставались учителя. Правда, к концу месяца волна протестов в учительской среде пошла на спад: если в понедельник 17 февраля во всероссийской акции протеста приняли участие около 500 коллективов школ и число бастующих учителей составляло примерно 13 000, то в пятницу 21 февраля продолжали не работать лишь примерно 180 коллективов (более 4000 педагогов) школ области. Эпицентром социального протеста было село, учительство города ограничилось однодневной забастовкой, за исключением омских школ №15 и 64, где стачка продолжалась несколько дней. Школьных учителей поддержали преподаватели омских педколледжей №2 и 4, коллектив филиала педагогического университета в райцентре Тара Омской области, а также около 20 коллективов детских садов и более десятка учреждений дополнительного образования. Наибольшей остроты обстановка достигла в Азовском, Называевском, Черлакском, Омском и Колосовском районах, где забастовка продолжалась и после прекращения массовых акций протеста в других местах. Приостановкой работы борьба не ограничилась — делегация омского учительства принимала участие в пикетирования Дома правительства в Москве, проходили встречи членов забастовочных комитетов с представителями местных властей и депутатами. 24 февраля делегацию омских учителей принял мэр Омска В.Рощупкин, а группу сельских учителей — губернатор Л.Полежаев [13].

Широкий резонанс получил скандал вокруг намеченного на начало марта музыкального фестиваля “Д.Шостакович и мировая культура”, одним из основных участников которого предполагался Ю.Григорович. Коллективы музея изобразительных искусств, музыкального училища им. В.Шебалина, Омского симфонического оркестра и Музыкального театра (всего 200 человек) подписали обращение к знаменитому балетмейстеру, в котором заявили о несвоевременности проведения этого помпезного мероприятия из-за того, что потраченные на его подготовку 2 млрд. руб. “по сути будут отняты у обнищавших омских музейщиков и библиотекарей, музыкантов и актеров и их голодных детей”. Еще одно обращение, подписанное представителями ряда известных омских творческих коллективов, было направлено на имя губернатора Л.Полежаева и председателя облкомитета по культуре и искусству Н.Геновой. В обращении содержится требование выплатить долги по зарплате работникам культуры области до 25 февраля и отменить фестиваль Шостаковича, в противном случае подписанты “оставляют за собой право создать забастовочный комитет и проводить единые акции протеста”. За несколько дней до открытия злополучного фестиваля в областном комитете по культуре состоялась пресс-конференция, на которой представители властей доказывали, что на музыкальный праздник не были затрачены бюджетные деньги, и все расходы взяли на себя спонсоры. Было заявлено также, что составлены жесткие графики выплаты зарплаты за 1996 г., а фестиваль состоится в любом случае. Тем временем стало известно, что Ю.Григорович, возмущенный обстановкой вокруг этого мероприятия, отказался принять в нем участие [14].

2.    ПАРТИИ И ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ

2.1.    РКРП

В последнее время обострилось противостояние внутри омской организации РКРП, обусловленное, прежде всего, происшедшим летом 1996 года расколом партии на группировки В.Анпилова и В.Тюлькина. Лидер местных ультрарадикалов В.Галушко, не имеющий в Омске равных по популярности среди ультралевых, остался верен Анпилову и сохранил вокруг себя большинство активистов отделения РКРП — около сорока пяти человек. К тюлькинской группировке примкнуло около десятка человек во главе с давним членом РКРП Ю.Есионовым. Подобно своим московским единомышленникам, группа Ю.Есионова объявила о лишении В.Галушко партбилета, однако все партийные документы хранятся у него, да и возглавляемое им партформирование несравненно более известно в регионе и более активно. В частности, немало сил прилагает В.Галушко со своими соратниками для объединения на местном уровне различных структур коммунистического толка. Все более настойчивы требования местных анпиловцев провести внеочередной съезд партии для преодоления внутренних склок. В целом организация РКРП в начале 1997 года выглядит одной из наиболее активных политических сил региона [15].

2.2.    ЛДПР

В середине февраля региональная организация ЛДПР, одно время отошедшая в тень, вновь оказалась в центре внимания омской общественности. Поводом стал пожар в квартире, используемой в качестве штабного офиса местных либерал-демократов и оформленной лично на В.Жириновского. Эта трехкомнатная квартира в престижном районе Омска (ул. Учебная, 202), наряду с еще одной — двухкомнатной, — была приобретена партией совсем недавно — осенью 1996 г., когда из Москвы прибыла группа высокопоставленных функционеров с целью организационного укрепления филиала ЛДПР. До этого омское партруководство квартировало в гостиницах (“Иртыш”, “Заречная”, “Турист”), нигде не задерживаясь надолго.

Возгорание, начавшееся около девяти часов вечера, было замечено соседями, которые и вызвали пожарных; лишь позднее появились хозяева. Для ликвидации пожара понадобилось два экипажа пожарной команды. Обошлось без жертв, но в огне была уничтожена документация парторганизации, пропали факс, ксерокс, телевизор и видеоплейер.

По основной версии Управления внутренних дел, накануне пожара была совершена кража, и с целью ликвидации следов преступления был произведен поджог. Не исключается и такой вариант: накануне происшествия в Омске проходил Совет партии, на котором бушевали нешуточные страсти. Среди прочего, либерал-демократы обвиняли друг друга в финансовых грехах, так что поджог мог стать местью кого-то из обделенных руководству. Октябрьская районная прокуратура г. Омска продолжает следствие [16].

2.3.    “Белая гвардия”

После продолжительного “простоя” возобновила публичную деятельность военно-патриотическая организация “Белая гвардия”. В частности, она распространила обращение к депутатам Госдумы с оценкой проектов законов “О свободе вероисповедания”, “Об ограничении оборота продукции, услуг и зрелищных мероприятий сексуального характера в РФ” и “О репродуктивных правах граждан и гарантиях их осуществления”. По мнению омских белогвардейцев, эти проекты носят “антинациональный, антигосударственный характер и направлены на разрушение духовно-нравственных, религиозных и культурных устоев российского народа” [17].


Источники

1. Журавлев М. Губернатор предлагает жить по средствам // Вечерний Омск. — 1997. — 22 февраля. — С.2; Ан Р. Время жесткости и жестокости // Омский вестник. — 1997. — 20 февраля. — С.1.

2. Калинчук С. Да здравствует бюджет? // Вечерний Омск. — 1997. — 27 февраля. — С.1; Будем не жить, а выживать? // Время. — 1997. — №6. — С.9; Ан Р. Бюджетная дыра размером в триллион // Омский вестник. — 1997. — 20 февраля. — С.1; Богдановский С. Обложат так, что мало не покажется // Ореол. — 1997. — №8. — С.2; Федоров А. Бюджет как компромисс между чувством и долгом // Омская правда. — 1997. — С. 1 и 2.

3. Назначения // Омская правда. — 1997. — 14 февраля. — С.1; Имя в строку // Омская правда. — 1997. — 21 февраля. — С.1; Политика. Сообщения // Ореол. — 1997. — №8. — С.5.

4. Бессонова Т. Два председателя решили жить дружно // Омский вестник. — 1997. — 19 февраля. — С.1; Власти судиться не хотят // Зеркало. — 1997. — №7. — С.7; Область и город разобрались с имуществом // Новое обозрение. — 1997. — №8. — С.3.

5. Сорокина Н. Руководитель РАО Газпром в Омске // Омский вестник. — 1997. — 19 февраля. — С.1; Катугина Т. Природный газ, или новый день Омской области // Омская правда. — 1997. — 19 февраля. — С.1; Катугина Т. Природный газ региону // Омская правда. — 1997. — 21 февраля. — С.1; Мельников В. Стратегия партнерства // Омская правда. — 1997. — 26 февраля. — С.1.

6. Спиридонов И. Судам не хватает законов // Новое обозрение. — 1997. — №7. — С.5.

7. Куркин Б. Бабурин в очередной раз хоронит правительство // Омский вестник. — 1997. — 18 февраля. — С.1.

8. Жертва собственной свободы // Время. — 1997. — №6. — С.1.

9. Куркин Б. Горынин извинился перед Полежаевым и Казанником // Омский вестник. — 1997. — 27 февраля. — С.1.

10. Иск отклонен. Пока... // Время. — 1997. — №6. — С.9.

11. Прокурор пожаловался на областной суд Верховному // Новое обозрение. — 1997. — №8. — С.3.

12. И снова Горсовет // Время. — 1997. — №6. — С.1.

13. Анатольева Т. Недельная забастовка... с продолжением // Вечерний Омск. — 1997. — 25 февраля. — С.1; Забастовка учителей // Время. — 1997. — №6. — С.9; Местная власть учителей поддержала // Новое обозрение. — 1997. — №9. — С.2; Першина Л. Сеять разумное, доброе, вечное // Новое обозрение. — 1997. — №8. — С.6.

14. Калинина Н. Как ни держали, а все-таки прорвало // Ореол. — 1997. — №7. — С.2; Чекмарев В. Сколько стоит Шостакович? // Омская правда. — 1996. — 28 февраля. — С.1.

15. Куркин Б. Материализм и критицизм // Омский вестник. — 1997. — С.2.

16. Куркин Б. Пепел квартиры Жириновского // Омский вестник. — 1997. — 20 февраля. — С.2; Красный петух // поклевал соколов // Зеркало. — 1997. — №7. — С.7; Враги сожгли хату Жириновского // Новое обозрение. — 1997. — №8. — С.3.

17. Белогвардейцы не дадут стерилизовать русских женщин // Новое обозрение. — 1997. — №9. — С.2.