Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Республика Татарстан (Татарстан)

Ахмет Иванов

республика татарстан

“День действий” 27 марта
и его социально-политический контекст

1.    Социально-экономическое развитие

Социально-экономическая ситуация в Республике Татарстан демонстрирует противоречивое сочетание свойств и факторов. К рубежам начавшихся реформ республика подошла с набором многообразных черт, вытекающих из мобилизационного типа общественного производства, бюрократического рынка с его административно-распределительной гиперцентрализацией. В явном рассогласовании оказывался внушительный ресурсный потенциал и крайне низкая эффективность его использования. С одной стороны, развитая промышленность, хорошие научно-технологические возможности, заметный удельный вес в общесоюзном производстве энергии, добыче нефти и выпуске продукции нефтехимии, в автомобиле- и самолетостроении. С другой — перегруженность производством средств производства, резкое отставание в производстве потребительских товаров. По стоимости основных непроизводственных фондов на расчете на одного жителя Татарстан занимал в конце 80-х годов 35-е место, по обеспеченности жильем — 37-е, по обеспеченности больничными койками — 61-е место в РСФСР.

В экономической жизни республики в качестве доминанты переходного времени можно назвать избранную властями стратегию "мягкого вхождения в рынок”, которая предусматривала политику регулируемых цен на продовольственные товары и ощутимо большую, по сравнению с другими регионами Российской Федерации, социальную защищенность населения за счет бюджетных ассигнований. Практика поддержания фиксированных цен на товары продовольственной группы, дотационные выплаты из бюджета, введение купонов, индивидуальных приватизационных чеков РТ, отмена НДС на продовольственные товары — все это, при очевидной макроэкономической проблематичности, играло роль временных социальных амортизаторов, выполняло функции легитимации правящей элиты. Более медленные темпы были присущи на рубеже 80-90-х годов и тенденциям падения производства. В расчете на душу населения объем промышленной продукции превышал общероссийский показатель на 20,3% (сельскохозяйственного — на 20,6%). Спад в промышленности Татарстана в 1992 г. был на 4 пункта меньше, чем в по России в целом, при этом основная часть спада пришлась на ВПК. В сельском хозяйстве объем продукции вырос на 9% (по России — спад — на 8%). Розничный товарооборот сократился на 17% (по России — на 39). Однако уже к 1992 году политика "мягкого вхождения" в рынок была признана исчерпавшей свои возможности. В роли компенсатора издержек, в роли механизма минимизации отрицательных последствий перехода к рынку стала рассматриваться политика адресной социальной защиты наиболее уязвимых слоев населения. Была прокламирована соответствующая государственная программа, реципиентами помощи так или иначе была признана чуть ли не половина населения республики.

К 1994 году имидж Татарстана как некоего "островка благополучия" не выдерживал сравнения со статистическими параметрами. Сводный индекс потребительских цен на непродовольственные товары в мае 1994 г. по отношению к декабрю 1993 г. составил по РФ 145%, в РТ — 153%; аналогичный индекс в области платных услуг соответственно — 290 и 329%; ввод в действие жилья снизился в России на 6%, в РТ — на 22%; денежные доходы в расчете на душу населения составили в мае 1994 г. в среднем по РФ 161 тыс., в РТ — 91 тыс. рублей; средняя зарплата, соответственно, 183,5 тыс. и 153 тыс.

К концу 1994 г. ситуация стала выглядеть следующим образом: по объему задолженности по выдаче средств на оплату труда и другие выплаты Татарстан вышел на пятое место в РФ после Тюменской области, Краснодарского края, Челябинской и Кемеровской областей. По уровню средней заработной платы в августе 1994 г. Татарстан сдвинулся на третье место в Поволжском экономическом районе, уступив Самарской области (250 тыс. руб.) и Ульяновской области (197 тыс.). В РТ средняя зарплата составила 190 тыс., среднероссийская — 232,8 тыс. рублей.

Характерной особенностью стало нарастание разрыва между богатейшим и беднейшим децилями, на долю которых к концу первого полугодия 1996 г. приходились 25,8 и 3,3% денежных доходов соответственно.

Среднедушевые доходы 27,1% населения (1019,1 тыс. человек) были ниже прожиточного минимума.

Динамика основных показателей уровня жизни отражена в следующих данных.

 

1991 г.

1992 г.

1993 г.

1994 г.

1995 г.

1 полугодие 1996 г.

Среднемесячные доходы на душу населения, руб.

 

401,1

 

2887,8

 

37260,8

 

152287,6

 

373146,1

 

592400,0

Среднемесячная заработная плата, руб.

 

495,0

 

5123,0

 

53021,0

 

181438,0

 

425978,0

 

740600,0

Средний размер назначен-ных месячных пенсий, руб.

395,0

3074,0

26211,0

85009,0

159772,0

257300,0

Соотношение с прожиточ-ным минимумом, %

 

 

 

 

 

 

— среднедушевых денежных доходов

 

 

107,0

 

295,9

 

239,7

 

191,1

 

212,1

— среднемесячной заработной платы

 

 

189,8

 

421,0

 

285,5

 

218,2

 

265,2

— среднего размера назначенной месячной пенсии

 

 

113,9

 

208,1

 

133,8

 

81,8

 

92,1

Далее, в 1995 г. безработные составили 123,3 тыс. человек (6,9% экономически активного населения), из которых официальный статус в службе занятости имели 26 тыс. человек.

Таков социально-экономический фон протестной практики в РТ.

2.    Протестная традиция

В связи с тенденциями социального протеста в Татарстане можно с известными оговорками выделить некоторые эволюционные стадии. Проявлениям массового, "низового" и сколь-либо эффективного протеста в республике в целом свойственна спорадичность. Поэтому целесообразно говорить не о каком-то чередовании этапов, связанных между собой и переходящих один в другой с заметной последовательностью, но об определенных пиках активности.

Первый фазис нарастания выступлений общественности совпадает по времени с началом политической перестройки в конце 80-х, со скоротечной активизацией неформальных объединений, с общей политизацией общественной атмосферы. Наиболее типичными выражениями этой политизации стала концентрация внимания вокруг двух моментов: экологической проблематики и нарушений социальной справедливости со стороны номенклатуры. Первые публичные выступления молодежи — пикеты во время первомайских празднеств в 1986-1988 гг., демонстрации, митинги и пр. — были посвящены борьбе с планами сооружения в Казани биохимического производства и главное — сооружения Татарской АЭС в поселке Камские Поляны. Это была, по всей вероятности, самая мощная кампания, сопровождавшаяся дискуссией в прессе, выступлениями авторитетных ученых с критикой присущих проекту дефектов (привязки к местности с наплывными грунтами, с близостью к тектоническим разломам...). Экологическое движение в Казани включало ряд обществ и объединений, клубов. Их влиятельность была усилена совпадением энергичных выступлений с выборами народных депутатов СССР весной 1989 г. Накатившая следующая волна — выборы народных депутатов РСФСР и ВС ТАССР в 1990 г. — принесла с собой новые мишени социальной критики. На митингах оглашались факты нарушения жилищного законодательства при получении квартир высокопоставленными партийно-государственными руководителями.

Второй фазис, пришедшийся на 1991-1992 годы, в основном был насыщен энергичными акциями протеста со стороны национального движения — Татарского общественного центра (ТОЦ), Татарской партии национальной независимости "Иттифак" во главе с Фаузией Байрамовой, комитета "Суверенитет", Союза татарской молодежи "Азатлык". Самые массовые выступления, имевшие достаточно сильный резонанс и определившие тонус всей политической жизни республики, были синхронизированы с определенными событиями — референдумами, сессиями Верховного Совета РТ и пр. Общей чертой ряда митингов и шествий было то, что ядро участников образовывали сплоченные группы активистов, специально для этого прибывавших в Казань из Набережных Челнов. С начала 90-х традиционными становились Дни поминовения защитников Казани в дни похода на ханство войск Ивана Грозного в 1552 году. В целом протест того периода имел ярко выраженное “антиимперское” содержание. Главным объектом критики был федеральный Центр, проводящий "колониальную" политику по отношению к татарам и Татарстану. Вот ряд характерных иллюстраций:

21 апреля 1991 г. в Альметьевске — центре нефтедобывающего края — состоялся митинг, организованный местным отделением Всетатарского общественного центра, комитетом "Суверенитет" и партией "Иттифак". Лозунги и выступления были направлены главным образом против "ограбления" природных ресурсов республики в результате неэквивалентного обмена. Звучали требования перекрыть нефтепровод "Дружба". В то время в национальном движении была популярен образ республики как несостоявшегося Кувейта. Некоторые из участников митинга в тот день направились к нефтепроводу. Произошло столкновение манифестантов, пытавшихся проникнуть на производственную территорию, с милицией.

19-20 августа 1991 г. в Казани имели место не очень многочисленные демонстрации противников ГКЧП. Характерно, что это были совместные и солидарные акции со стороны как демократов-федералистов, так и национально-радикальных сил, в частности, возглавляемой Ф.Байрамовой партии "Иттифак". Далее, это — один из немногих примеров политической активности студенческой молодежи. 20 августа демонстрация была силой разогнана.

15 октября 1991 г. произошли события, ознаменовавшие кульминацию митинговой активности национально-радикальных сил в республике, когда был достигнут пик массовости и решительности проявлений. На площади Свободы в Казани ТОЦ и партия "Иттифак" организовали несанкционированный митинг и пикетирование с участием приблизительно пяти тысяч человек, приуроченные к работе сессии Верховного совета. Помимо того, что выдвигалось требование провозглашения независимости Татарстана, энергично демонстрировалась готовность перейти к жестко силовым действиям. Имело место нечто подобное намерениям взять здание Совмина, непосредственно соединяющееся с парламентскими строениями, штурмом. Обстановка на площади и вокруг нее была весьма накалена. К месту событий были стянуты значительные силы МВД. Против митингующих была применена сила. С обеих сторон оказались травмированные.

15 февраля 1992 г. в Казань прибыли участники Конгресса демократических сил республики в составе Российской Федерации. Активисты национального движения забаррикадировали вход в здание, в котором должно было проходить заседание, встретили прибывших довольно агрессивно. Мероприятие в конечном итоге не состоялось.

Третий период протестной активности условно обозначается временным порогом после февраля 1994 г., когда был подписан договор между Москвой и Казанью о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий. Его качественное наполнение дает основание квалифицировать эту стадию как постсуверенизацию. Националистический, этнополитический протест, не говоря уже об экологическом и социально-популистском протесте первых лет гласности, сначала явно пошли на убыль, а потом стали сходить практически на нет. Периодически проводившиеся митинги солидарности с Чечней в 1995 г. производили впечатление арьергардных боев национал-радикалов, с каждым днем теряющих и влияние, и социальную базу. В середине 90-х на передний план стала выдвигаться социально-экономическая проблематика. Раздражители и побудительные мотивы к этому усиливались по мере того, как сворачивалась ранее усиленно прокламировавшаяся стратегия властей — "мягкое вхождение в рынок", "реформы с человеческим лицом", адресная социальная защита.

Характерные черты выступлений в защиту социально-экономических прав работающих связаны прежде всего с тем, что они не имели спонтанной природы, не были результатом стихийных вспышек недовольства (хотя имело место и это). В своей массе это — акции, инициирующиеся профсоюзными структурами в рамках коллективных весенних и осенних дней протеста.

В 1991 г. в ходе первомайских выступлений профсоюзов выдвигались требования — прекратить спад производства, индексировать зарплату, установить минимальную зарплату в размере 1 тысячи рублей, сохранить доступные цены на основные продукты питания и лекарства. 1 мая был проведен митинг солидарности в защиту социально-экономических прав и интересов всех категорий населения. 21-26 октября осенние дни коллективных действий проходили под лозунгами полной занятости и индексации зарплаты, урегулирования проблем собственности, приватизации, страховой медицины, налогообложения и пр.

В 1992 году (конец мая) впервые было заключено Соглашение между кабинетом министров РТ, республиканским Советом профсоюзов и Ассоциацией государственных предприятий.

Суть выдвигаемых профсоюзным руководством претензий по отношению к правительству заключалась тогда в следующем: не разработано четкой антимонопольной политики, политики адресной социальной защиты, системы координации основной массы предприятий; не принята предусмотренная программа занятости населения на 1992 г.; "скрытая" безработица на некоторых предприятиях ВПК составляет до одной четверти работающих, что не регистрируется, и правительство вводится в заблуждение; минимальная зарплата существенно отстает от потребительской корзины и даже от уровня физиологического минимума (1736 руб.).

В качестве одного из самых принципиальных вопросов в профсоюзном движении в тот период была названа диспропорция между отраслями по оплате труда, что увязывалось пока еще не с перспективой солидарных выступлений с протестом против социально-экономической политики властей, а с нарастанием напряженности. Позже (осенью 1994 г.) это фигурировало уже в качестве фактора разъединения профсоюзного движения. На заседании президиума Рессовпрофа выступающие говорили, что государство, проводя социальную политику, руководствуется принципом "Разделяй и властвуй". "На каждый активный всплеск акций трудящихся различных отраслей им подбрасываются финансовые подачки, успокаивающие их на определенный период. Именно в этом есть серьезная опасность для профсоюзного движения. Нельзя позволять на этой почве разъединяться профсоюзам".

В 1993 г. майские дни солидарности проходили под лозунгами защиты социальных и трудовых прав, при этом усиленно акцентировалось значение социального партнерства.

Незадолго до этого состоялась встреча М.Шаймиева с профсоюзным активом РТ, на которой говорилось, что численность официально зарегистрированных безработных — 3254 человека — не должна никого успокаивать, что существует значительная "скрытая безработица". Отмечалось также, что приватизация идет медленнее, чем в других регионах России, но это позволяет избегать многих ошибок. Преимущество РТ состоит, как было сказано, в том, что 55% приватизировано в пользу трудовых коллективов.

Тогда же в качестве одной из специфических социально амортизирующих мер было принято решение о выдаче жителям РТ индивидуальных приватизационных чеков номиналом в 30 тыс. руб.

В октябре 1994 г. состоялась акция протеста, проведенная профсоюзами РТ в рамках коллективных акций ФНПР. В общей сложности в ходе подготовки и проведения так или иначе участвовало 250 тыс. человек. Было организовано 14 отраслевых и межотраслевых митингов, в том числе общегородские митинги в Набережных Челнах (10 тыс.) и Нижнекамске (3 тыс.).

12 апреля 1995 г. на площади Свободы в Казани в рамках второго этапа общероссийской Акции протеста состоялась передача представителями коллективов оборонной, авиационной и радиоэлектронной промышленности требований правительству республики. В акции принимали участие представители НИИ и предприятий — около 500 человек.

В 1996 году активизировались выступления работников отраслей авиастроения, прежде всего КАПО им. Горбунова. В конце мая они провели пикет под лозунгом "Ту-214 — да! "Боингам" — нет!", выражая свое возмущение по поводу ставших известными планов "Аэрофлота" приобрести американские самолеты. Систематически увеличивающаяся задолженность по зарплате привела к тому, что рабочие-авиастроители стали обзаводиться специальными справками для предъявления контролерам в городском транспорте. Во время манифестации руководители правительства обсуждали с ее участниками планы полной конверсии производства, отказа от сотрудничества с Министерством обороны РФ, говорили о тупиковой ситуации с поиском инвестиций для окончания работ по производству "ТУ-214" и "Ту-324" и лицензированию машин.

В ноябре 1996 г. в дни работы сессии Государственного совета РТ также состоялось пикетирование, из-за которого начало заседания было передвинуто на два часа. Около двух тысяч работников предприятий ВПК передали властям пакет требований, связанных с возмещением убытков из-за задержек с зарплатой и с госзаказом на 1997 г. К участникам пикета в перерыве между заседаниями вышли руководители республики и города. Попытки же представителей компартии и национального движения воспользоваться случаем в своих собственных видах успеха не имели.

Забастовочное движение в республике пребывает в эмбриональном состоянии, что иллюстрируется примером одного из производств на АО "КамАЗ".

В феврале 1995 г. семеро рабочих литейного завода объявили голодовку. Профком помог им оформить свои требования. После подписания дирекцией графика покрытия долгов по зарплате через девять дней после объявления голодовка была прекращена. График, вначале выполнявшийся, стал срываться. В профком и администрацию завода стали поступать протоколы профсоюзных собраний и ультимативные требования. 12 июля профком провел расширенное заседание и сформировал переговорный комитет из 7 человек. Пошел долгий переговорный процесс в соответствии с Законом "О порядке разрешения коллективных трудовых споров" (от 29 октября 1995 г.). В соответствии с примирительной процедурой был создан трудовой арбитраж, так как протоколы предыдущих переговоров администрацией не соблюдались. Арбитраж требования отклонил, ссылаясь на то, что требования были выдвинуты не общезаводской конференцией, а профкомом (у которого к тому же нет полномочий на ведение переговоров, данных общезаводской конференцией).

8 сентября состоялась конференция, был избран переговорный комитет. Вновь сформированный трудовой арбитраж признал требования в основном справедливыми. Администрация и на сей раз не выполнила решения трудового арбитража. Конференция, собравшись еще раз 15 ноября, тайным голосование приняла решение о бессрочной забастовке начиная с 4 декабря. По закону, с момента объявления забастовки до ее начала должно пройти 2 недели, необходимых по соображениям взаимодействия со смежниками и подготовки условий для соблюдения безопасности. За это время было подписано промежуточное соглашение между администрацией и забастовочным комитетом. Долги по зарплате были частично закрыты. Забастовка началась 19 декабря. В ней приняли участие около 80% рабочих. Экстренно были найдены средства, позволившие закрыть долги по зарплате по октябрь. 20 декабря было решено приостановить забастовку. Возобновилась эта акция 6 февраля 1996 г. и длилась до 12 числа. Большинство требований были удовлетворены. Уроки забастовки, по словам председателя профкома Г.Бакирова, состоят в том, что у профсоюзов отсутствуют средства для материальной поддержки бастующих. Далее, субъект решения о забастовке трактуется таким образом, что у него должен наличествовать статус юридического лица, что создает на крупных предприятиях масштаба "КамАЗа” труднопреодолимое препятствие.

Критериям трудового спора, соответствие которым служит основанием для регистрации в Госкомтруде РТ, отвечают сегодня 6-7 конкретных случаев. Профсоюзное руководство исходит из приоритета таких методов, как представления работодателям, обращение в комиссии по трудовым спорам, правоприменительная практика, социально-партнерские соглашения различных уровней (заключены соглашение между Кабинетом министров, Федерацией профсоюзов и Торгово-промышленной палатой РТ; 17 отраслевых — тарифных — соглашений, 25 специальных отношений между главами администраций районов и районными объединениями профкомитетов).

3.    “День действий” 27 марта

В контексте решений, принятых ФНПР в начале 1997 года, профсоюзы Татарстана приступили к подготовке Дня действий.

Постановление исполкома республиканского совета профсоюзов от 31 января 1997 г. "О подготовке и проведении второго этапа Общероссийской акции протеста профсоюзов в связи с задолженностью по заработной плате" гласит, что после осенних коллективных действий органами власти и управления РТ предприняты определенные действия по обеспечению своевременной выплаты заработной платы:

— приняты законодательные и нормативные акты, касающиеся гарантий в области оплаты труда, предусматривающие первоочередность направления средств на заработную плату (постановление Кабинета министров РТ о резервировании части средств на счетах предприятий для выплаты зарплаты);

— обсуждены вопросы соблюдения сроков выплаты заработной платы на заседаниях трехсторонней комиссии по выполнению Соглашения-96, отраслевых (тарифных) соглашений и коллективных договоров;

— погашена задолженность работникам здравоохранения, начался возврат долгов учреждениям науки;

— принято постановление Кабинета министров РТ "О плане заседаний Кабинета министров РТ и его Президиума на первый квартал 1997 года", в котором предусматривается рассмотреть:

а) О задолженности по заработной плате работникам бюджетной сферы, выплате социальных пособий и безотлагательных мерах по их погашению.

б) О мерах по улучшению взаиморасчетов между сельхозтоваропроизводителями, перерабатывающими организациями, и своевременной выплате зарплаты работникам АПК:

— снижена на 5 процентных пунктов ставка налога на прибыль, зачисляемого в бюджет РТ, предприятиям и организациям, полностью и своевременно уплачивающим в денежной форме платежи по всем видам налогов в бюджеты республики;

— установлена ставка по налогу на имущество в размере 1% предприятиям оборонной и легкой промышленности.

Однако задолженность по выдаче средств на оплату труда в республике составляет более 1500 млрд. рублей (в том числе в бюджетной сфере свыше 200 млрд. руб.), четвертая часть этой суммы — заработная плата, не получаемая свыше пяти месяцев (в том числе в бюджетной сфере — 2 месяца). Наибольшая задолженность по заработной плате в промышленности (626,1 млрд. рублей или 40,9% от общей задолженности), сельском хозяйстве (351,0 млрд. руб. — 22,9%), строительстве (284,8 млрд. руб. — 18,6%), образовании (116,3 млрд. руб. — 7,6%).

Массовые нарушения прав трудящихся в области оплаты труда по-прежнему остаются одним из основных источников социальной напряженности. Длительные задержки выплаты заработной платы приводят к коллективным выступлениям трудящихся. На ряде предприятий (КАПО им.Горбунова, "Терминале", ТЭЦ-3, "Полимерфото", КОМЗ, КТТУ в Казани, "Нижнекамскшина" в Нижнекамске и др.) прошли акции протеста с целью привлечения внимания властей и общества к этой важной социальной проблеме.

Обращает на себя внимание один принципиальный момент.

Третий съезд ФНПР в постановлении от 7 декабря 1996 г. признает работу правительства РФ по решению социально-экономических проблем трудящихся неудовлетворительной. Социально-экономическая ситуация в Российской Федерации признается критической. Требование, предъявляемое в связи с этим президенту, Федеральному Собранию, правительству, — смена курса экономических реформ.

Позиции профсоюзного руководства Татарстана выглядят более умеренными и не включают оценок действия республиканских властей в тех же терминах, которыми оперирует ФНПР. Далее, руководство профсоюзов республики подчеркивает, что многими профсоюзными организациями, высказавшими готовность участвовать в акциях протеста, не были в полной мере использованы другие (досудебные и дозабастовочные) рычаги и методы давления с целью защиты прав членов своих трудовых коллективов.

Исполком Федерации профсоюзов РТ, как писала газета "Новое слово", счел также необходимым предупредить профактив, руководителей первичных профсоюзных организаций о необходимости (во избежание дополнительных осложнений и обвинений в безграмотных и незаконных действиях) строгого соблюдения всех предусмотренных законом этапов и процедур при вступлении в полосу трудовых споров и конфликтов, а также других форм протеста.

27 марта 1997 г. в Казани состоялся митинг, в котором приняли участие примерно 6 тысяч человек. Однодневная забастовка состоялась в Казанском университете, в трех цехах конструкторского бюро "Союз", трехчасовая забастовка — на Нижнекамском заводе крупнопанельного домостроения, одночасовая забастовка — в Казанском АО "Монтажтермоизделие", в бессрочную забастовку вошли трудовые коллективы Казанского участка “Камэнергоремонта”, республиканского телерадиопередающего центра.

В целом, наблюдая протестную практику последних лет в Республике Татарстан, можно прийти к выводу, что здесь имеет место определенная пауза, когда время публичных националистических выступлений и открытой этнополитической активности уже миновало, а стадия нерегулируемого сверху движения радикального социально-экономического протеста еще не наступила. Не сформировался субъект альтернативной социальной активности, способный инициировать оппозиционные действия снизу. Федерация профсоюзов РТ занята, как представляется, поиском определенного баланса, который позволил бы строить взаимоотношения как с ФНПР, так и с правящей элитой республики.