Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Республика Татарстан (Татарстан)

А. Иванов

РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН

весной 1997 года

1.    социально-экономическая ситуация

В конце апреля сессия Госсовета приняла закон “О минимальном размере оплата труда”, который устанавливает нижний предел заработной платы, обязательный для всех работодателей, на уровне 350 тыс. руб. Это мотивируется несоответствием минимального размера оплаты труда величине прожиточного минимума. Для работников бюджетной сферы предусмотрено увеличение ставок первого и последующего разрядов ЕТС (единой тарифной сетки). Увеличиваются и компенсационные выплаты семьям с детьми, другим нуждающимся и малообеспеченным категориям населения. Осуществление этих и других мер, вытекающих из нового закона, потребует дополнительно 87,5 миллиарда рублей ежемесячно. В качестве источника последних предусматривается увеличение собираемости налогов, а также приведение в соответствие нормам численности работников бюджетных организаций.

Следует ли в связи с этим ожидать заметного повышения уровня жизни в Татарстане по сравнению с общероссийскими показателями? Не следует, ибо и до принятия закона “минималка” (неологизм, ставший привычным для республиканской бюрократической и газетной лексики) составляла 200 тыс. рублей — величину, в два с половиной раза превышающую российский аналог. Средняя же зарплата в конце 1996 г. составили примерно 780 тыс., тогда как в среднем по России — 895 тыс. рублей. По сведениям Госкомстата РТ, 89,5% жителей республики относятся к категории малообеспеченных. Средняя зарплата работающих на крупных и средних предприятиях, согласно официальной статистике, в январе 1997 г. составила 727 809 рублей. По отраслям среднемесячная зарплата распределялась следующим образом (руб.):

промышленность — 921 575;

сельское хозяйство — 373 563;

транспорт — 990 998;

связь — 731 384;

строительство — 901 227;

лесное хозяйство — 426 931;

торговля, общественное питание, сбыт и заготовки — 633 088;

жилищно-коммунальное хозяйство — 789 061;

здравоохранение и социальное обеспечение — 627 479;

народное образование — 526 135;

культура и искусство — 492 178;

наука и научное обслуживание — 584 299;

кредитование, финансы, страхование, пенсионное обеспечение — 1 255 363 [1].

К этому необходимо добавить, что многие категории работников, получающих зарплату из федеральных бюджетных источников (например, десятки тысяч вузовских преподавателей и аспирантов) под действие республиканского законодательства о минимальной зарплате не подпадали и не подпадают.

Любопытно, что Премьер-министр РТ Фарит Мухаметшин обнародовал данные о зарплате руководителей республики: должностной оклад президента РТ составляет 1 870 000 рублей, председателя Госсовета и премьер-министра — 1 480 700 рублей (плюс 40% — за дополнительную нагрузку, 25% — за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, 25% — премия). С учетом этих надбавок президент получает 3 553 000 руб., председатель Госсовета и премьер — 2 813 330 рублей. Руководители наиболее крупных предприятий РТ, по сведениям Департамента промышленности госкомимущества, получают от 7 млн. руб. (АО “Нижнекамскнефтехим”) до 3,5 млн. руб. (АО “Казанский вертолетный завод”) [2].


2.    ВЫБОРЫ В ГОССОВЕТ РТ

З0 апреля состоялись выборы, назначенные в связи с шестью образовавшимися вакансиями в парламентском корпусе Татарстана. Во всех шести округах выборы оказались результативными уже с первого тура. Итоги голосования подтвердили полную предсказуемость электорального процесса в республике:

— в Московском районе (городской район Казани) победу одержала глава администрации Гузель Минкина (76,26% голосов), второе место занял Мунавир Муртазин — старший помощник прокурора одной из воинских частей (14%), директор магазина Раис Сабирзянов получил 1,9%. В выборах участвовало 40,4% избирателей;

— в Высокогорском районе, граничащем с Казанью, голосовали 83% избирателей, отдавших предпочтение главе администрации Джавдату Миннахметову (80,8%), его соперником был председатель районной потребительской кооперации Нагим Сагдеев (16,9%);

— в Октябрьском районе в выборах приняло участие 95,6% избирателей, практически единогласно проголосовавших за главу администрации и бывшего министра сельского хозяйства РТ Фатиха Сибгатуллина (99,29%);

— в Ютазинском районе при 91% голосовавших мандат достался главе администрации анису Давлетову (94,37%);

— в Бугульминском округе голосовало 91,4% избирателей, отдавших свое предпочтение Миргазиану Тазиеву — начальнику нефтегазодобывающего управления (96,08%);

— в Территориальном 103-м округе (Набережные Челны) к урнам пришло 69,86% избирателей. Победил Талгат Абдуллин — председатель правления банка “Ак Барс” (62,48%). Лидер партии “Иттифак” Фаузия Байрамова набрала сенсационные 8% (!), а коммерческий директор киностудии “Ак буре” и известный предприниматель Рафис Кашапов — 20%.

Учитывая то, что Талгат Абдуллин на день выборов возглавлял банк, имевший статус уполномоченного банка Кабинета министров РТ, можно вполне определенно сделать вывод о безраздельном господстве правящей элиты на электоральном поле республики. Кандидатуры глав администраций одерживают верх даже в городских округах, составляя затем костяк такого правящего большинства на пленарных сессиях Госсовета, которое делает парламетаризм в республике относительной политической величиной.

События в челнинском (103-м) избирательном округе продемонстрировали, насколько сузилось пространство неноменклатурной электоральной активности и перспектив оппозиции.

Фаузия Байрамова за полмесяца до выборов сложила с себе обязанности главы Милли меджлиса (национального парламента). Это решение было оформлено на 3-м Курултае татарского народа, прошедшем в Казани. В своем отчетном докладе она обвинила власти республики в подавлении национального движения, приведшем к расколу татарского народа, и сформулировала ряд основных задач: переход к законам ислама, выход татарского народа на мировую арену, связь с национально-освободительными движениями мира, обоснование колониального статуса Татарстана и достижение признания его со стороны мирового сообщества, борьба против “имперского шовинизма” на основе норм международного права. О том, насколько адекватны стратегические установки этой организации, свидетельствует предложение Ф.Баттала о вступлении Татарстана в НАТО [3].

Председателем Милли меджлиса избран Айдар Халим — известный, пользующийся популярностью писатель и публицист.

Одержавший в челнинском округе победу Талгат Абдуллин (a propos первый председатель Милли меджлиса образца 1991 г.) вскоре после выборов также оказался в эпицентре общественного внимания. 23 апреля состоялось собрание акционеров возглавляемого им банка “Ак Барс”, на котором было принято решение отправить прежнего шефа в отставку. Уполномоченный банк правительства “Ак Барс” с самого начала создавался под патронажем Премьера М.Сабирова и пользовался очевидными привилегиями. На него была возложена функция по реализации крупномасштабной вексельной программы, объем которой, по некоторым сообщениям [4], составлял 2 триллиона рублей. Имидж Т.Абдуллина все больше стал ассоциироваться с непомерной самостоятельностью, неуправляемостью. Инициативу отставки связывают с кампанией нового министра финансов Рустама Миниханова, инициировавшего слияние двух банков — “Ак Барса” и малоизвестного “Татинфрабанка” — с последующим приданием новому банку функций уполномоченного. Удобоприемлемым поводом для отставки Абдуллина стал российский закон, запрещающий субъектам Федерации выпускать в обращение собственные векселя. На должность руководителя банка избран 36-летний финансист, заместитель министра финансов Ринат Губайдуллин.

По горячим следам события Т.Абдуллин сделал довольно резкие заявления: “Я не говорю, что это сделано по моей инициативе. Нет. Это не моя инициатива — это инициатива премьер-министра... Могу сказать так. Было время, когда Мухаметшин говорил, что принимает правительство с долгом в 500 миллиардов рублей....Я за три с половиной года работы в “Ак барсе” создал банк, который имеет собственный капитал 300 миллиардов рублей и активов — 9 триллионов 400 миллиардов. Практически мы обеспечили весенне-полевые работы в республике и на этот год обеспечили урожай 97-го. Так что я подхожу к своей отставке прозаически” [5].

3.    ТАТАРСТАН: АКТИВНОСТЬ В ДАЛЬНЕМ ЗАРУБЕЖЬЕ

3.1.    Экспортно-импортные операции

Достаточно солидный размах внешнеторгового оборота республики характеризуется следующими показателями: за 1996 г., по данным таможенной статистики, он составил 2359,9 миллиона US $, чуть уменьшившись по сравнению с 1995 годом. При этом экспорт составил 1761,8 млн., а импорт — 597,9 млн. US $. Показатель положительного сальдо превзошел прошлогодний аналог. (За первый квартал 1997 г. ситуация выглядела так: внешнеторговый оборот — 383,1 млн.; экспорт возрос на 17% (277 млн.), а импорт уменьшился на 6%, составив 106,7 млн. US $). Сохраняется устойчивая тенденция увеличения доли стран дальнего зарубежья в структуре внешнеэкономических связей — 67% В общем объеме экспортных операций за первый квартал нынешнего года доля стран СНГ снизилась с 59% (78 млн. US $) за аналогичный период прошлого года до 24% (65,7 млн.), в импортных же — с 46 до 28%.

Среди зарубежных партнеров с внушительным отрывом лидирует Германия (14,9%), на втором месте — Литва (5,7%), далее следуют Польша (4,6%), Финляндия (4,0%), США (2,8%), Венгрия (2,5%), Италия и Индия ( по 2,2%), Турция (1,8%), Великобритания (1,7%), Египет (1,6%), Китай (1,5%), Франция и Пакистан (по 1,4%), Эстония (1,2%).

Главной статьей экспорта, разумеется, в 1996 г. оставались нефть и нефтепродукты, составляющие долю в 57,6%. Больше половины нефти приходилось на потребителей в дальнем зарубежье (нефтепродуктов — практически весь объем).

За 1996 год в экономику Татарстана поступило 91,9 млн. US $ иностранных инвестиций, что на 42,8% меньше показателя 1995 года. Значительная часть этого сокращения вызвана уменьшением взносов в уставной фонд. Прямые инвестиции, дающие право на участие в управлении предприятием, составили в 1996 г. 17,6 млн. US $ или менее пятой части от общего объема. Более половины иностранных инвестиций пришлось на Набережные Челны и лишь 22% — на Казань [6].

В газете “Вечерняя Казань” от 28 марта опубликована статья депутата Госсовета РТ Фандаса Сафиуллина с резкой критикой политики в области внешнеэкономических связей. Автор приводит сенсационные факты: покупка Министерством сельского хозяйства семенного картофеля на 17 млн. US $ через месяц после того, как посадка картошки была завершена. Продолжительность срока службы попутно приобретенных технологий сделки отнюдь не оправдывает, — считает депутат. Его вывод состоит в том, что импорт сельхозоборудования “у нас полностью коррумпирован”.

3.2.    Визит президента республики в Малайзию

В первой половине апреля состоялся визит официальной делегации республики во главе с М.Шаймиевым в Малайзию. Состоялась встреча президента РТ с королем Малайзии Туанку Джаафар Ибни Аль-Мархумом Абдул Рахманом, премьер-министром Малайзии Мохатриром Бин Мохаммадом.

Дело в том, что деловые круги Малайзии выразили намерение инвестировать 72 миллиона долларов в строительство в Казани комплексов логистики (механизированных сооружений для перевалки грузов), а также вложить 430 миллионов в расширение Менделеевского завода минеральных удобрений. В листинг Куала-Лумпурской фондовой биржи будут включены акции АО “Нижнекамскнефтехим” — предприятия, выпускающего синтетические каучуки. Решено создать двустороннюю татарстано-малазийскую рабочую группу для конкретизации инвестиционных проектов, открыть представительство АО “КамАЗ” (на малазийском рынке уже продано 40 большегрузных автомобилей и есть планы довести объем продаж до 400-700 машин ежегодно).

Этот визит был в своем роде ответным. В прошлом году в Казани побывал наследный принц Малайзии. Тогда обсуждались возможности приобретения выпускаемых в республике боевых вертолетов (победивших, кстати, на недавнем тендере в Колумбии многих западных конкурентов). Однако предпочтение было отдано малазийской стороной вертолетам, производимым в ЮАР. В связи с этим сообщалось о двух визитах Нельсона Манделы в эту страну. Резюме всего этого сюжета — в дефиците политической поддержки и государственного “промоушена” продукции ВПК.

В целом, М.Шаймиев по результатам визита заявил о “прорыве Татарстана в Юго-Восточную Азию”, подчеркнув при этом, что повышенный интерес к Татарстану означает расширение сотрудничества с Россией.

3.3.    Участие предприятий республики в международной выставке вооружений

В середине марта татарстанская делегация во главе с премьером Фаритом Мухаметшиным приняла участие в международной выставке вооружений (IDEX-97) в Абу-Даби (Объединенные Арабские Эмираты). В выставке приняли участие 16 предприятий Татарстана.

Участники выставки из Казани экспонировали: новейшие самолеты ТУ-214, ТУ-324, ТУ‑330 (в моделях); кораблестроители из Зеленодольска — фрегат “Гепард”, суда на подводных крыльях “Филин” и “Изумруд”, патрульный катер “Терьер”, фрегат “Ястреб”, ряд других судов (также в виде макетов). Было выставлено радио- и радионавигационное оборудование для воздушных и морских судов, изготавливаемые на предприятиях Казани боеприпасы, прототип легкого боевого вертолета “Ансат”, оптическое оборудование военного назначения, продукция авиационного моторостроения.

Интерес устроителей, как сообщали участвовавшие в мероприятии казанские журналисты, определялся не только культурно-религиозными обстоятельствами (хотя и это играло известную роль). Внимание было привлечено, в частности, к титановому оборудованию, технологией выпуска которого владеют эксклюзивно зеленодольские судостроители. На этот счет достигнута договоренность. Выпускаемые ими же боеприпасы хорошо показали себя во время показательных стрельб. В частности, 30-миллиметровые снаряды удачно использовались в бортовом вооружении “Черной акулы” Ка-50, что было показано при стрельбе по мишеням на полигоне.

Во время показательных выступлений военные “КамАЗы” смогли опередить “Татры” и “Мерседесы”, подписаны предварительные соглашения о продаже 120 большегрузов. Традиционно успешно демонстрировалась оптика: прицелы различных типов, в том числе — произведшие фурор прицелы с вынесенным “зрачком”, при помощи которых можно вести огонь из-за укрытия. Ночными тепловизорами казанского производства будут укомплектованы противотанковые ракетные комплексы “Конкурс М” для Сирии.

В газетных сообщениях отмечалось, что вся продукция была выставлена с санкции российской военной разведки.

Наконец, действия татарстанской делегации, кажется, сдвинут с мертвой точки проблему открытия в Казани представительства “Росвооружения”.

3.4.    Визит иранской делегации

13 апреля в Казани побывала официальная делегация Исламской Республики Иран, возглавляемая Председателем Меджлиса ИРИ ходжатольисламом Али Акбаром Натек-Нури. В составе делегации прибыли министры экономики и финансов, обороны, торговли, министр нефти и другие высокопоставленные лица.

Визит иранских гостей был отмечен одной протокольной новацией: на взлетном поле Казанского аэропорта был выстроен почетный караул. Программа пребывания гостей была существенно сокращена из-за того, что уже на вторую половину следующего дня оказалась запланированной встреча делегации с Премьер-министром РФ В.Черномырдиным. Однако заинтересованные участники делегации смогли ознакомиться и с Вертолетным заводом, и побывать у зеленодольских судостроителей, и встретиться со специалистами оптико-механического производства. Был также подписан Протокол к тому Меморандуму о сотрудничестве, который заключен в ноябре прошлого года в ходе визита М.Шаймиева в Иран. Пакет документов по итогам визита в Казань включает также соглашения о сотрудничестве в нефтяной и нефтехимической отраслях, в машиностроении, транспорте и торговле. После прохождения процедуры международной сертификации построенного в Казани самолета Ту-214 предполагается возобновление контактов по поводу его покупки иранской стороной. Глава иранской делегации совершил намаз (молебен) в соборной мечети Казани. Как подчеркивалось во время итоговой пресс-конференции, в работе находятся “договоренности по 32 параметрам”. Стороны сошлись в том, что следует рассмотреть вопрос о транспортной схеме, (прежде всего — воздушной) и об открытии в Казани генконсульства ИРИ, торгпредства РТ в Иране и торгового дома “Татарстан — Иран”.

4.    демарш в. ЛИХАЧЕВА

Гвоздем весеннего политического сезона, бесспорно, стала наделавшая шуму пресс-конференция спикера Госсовета, заместителя председателя Совета Федерации Василия Лихачева.

Непосредственным поводом к тому, чтобы зазвучали нотки внутриполитической конфронтации в депутатском корпусе и в правящей элите, стало выступление на весенней пленарной сессии Госсовета депутата Фандаса Сафиуллина. Он потребовал у спикера объяснений в связи с тем, что тот голосовал за законопроект о судебной системе в РФ (предусматривающий отчуждение права субъектов Федерации самим назначать судей), а не против, как это сделал М.Шаймиев как член Совета Федерации. Эпизод имеет свою предысторию.

В ряде газетных интервью, включавших оценку вариантов договора между Казанью и Москвой, прозвучала нетрадиционно резкая критика в адрес тогдашнего вице-президента РТ В.Лихачева. Так, политический советник Президента РТ Рафаэль Хакимов и Фандас Сафиуллин прямо обвинили Лихачева в инициировании такой окончательной редакции документа, которая лишала Татарстан многих преимуществ, уже, казалось бы, отвоеванных в ходе многотрудных переговоров с московской стороной. И Сафиуллин, и Хакимов входили в состав рабочих групп по подготовке договора на предварительных фазах работы. “Мы все серьезно прорабатывали. И работали гласно, — говорит Сафиуллин. — Политические уступки в ситуации после “расстрела парламента” в 1993 году я еще могу оправдать. Но почему Лихачев сделал одновременно много экономических уступок, для меня это не ясно” [7].

Еще более определенен Р.Хакимов в интервью, которое у него берет журналист Лев Овруцкий:

“— Говорят, у Вас с Шахраем и Лихачевым не очень хорошие, мягко говоря отношения. Это правда?

— Это не личностное, а принципиальное. Шахрай подспудно вел политику зажима республики, свертывания федерализма.

— Сворачивал на рельсы губернизации?

— Да, он был идеологом этого дела. И одним из тех, кто вверг Россию в войну с Чечней... [О Лихачеве] Боюсь, что он “плавает” в русле этой политики. В последнее время в Совете Федерации это весьма заметно было.

— Вы имеете в виду Чечню?

— Да. Шаймиев всеми силами пытался остановить войну... А Лихачев, будучи замом Строева, имея определенное влияние, как бы уклонялся от поддержки Шаймиева. Мне это было непонятно и неприятно” [8].

На пресс-конференции, которую дал Василий Лихачев 25 апреля, также прозвучали непривычно резкие для нынешнего казанского слуха суждения. “Мне представляется, что сегодня действительно хотела бы моего ухода и занятия поста председателя Госсовета определенная группа в аппарате президента, включая тех людей... наверное, я должен об этом сказать... которые после августа 1991 года уже предали Шаймиева, которые ждали его ареста, которые меня спрашивали, когда я 24 августа 1991 года вернулся в Казань, тихо, на ушко: когда приедут арестовывать Шаймиева?.. Есть еще одна группа, которая претендует на этот пост. Это достаточно высокопоставленные сотрудники министерств... И, конечно, группа — фамилий не буду называть, они вам хорошо известны — региональных лидеров, крупных городов и районов... Как я могу оценить существующие проекты? Могу оценить только с одной точки зрения: они бьют не против Лихачева, они бьют против президента. Хотя бы один человек русской национальности должен занимать один из высших постов Республики Татарстан, если мы хотим сохранить центристскую позицию, стабильность и безопасность” [9].

Наблюдатели практически сошлись на двух интерпретациях произошедшего: или это эмоциональная реакция на достаточно резкие выпады (сторонники этой версии всячески педалируют то, что Лихачев — профессор международного права, чуть ли не “чужак” в номенкатурном стане, которому претят вульгарные нравы и “правила игры” и проч. и проч.), или это попытка “красивого” ухода в русле уже принятого решения, “хлопок дверью”. Сам Лихачев объявил о трехмесячной паузе для принятия решения о своем переезде в Москву. Дело не обошлось и без намеков на достаточно весомые предложения. Можно напомнить, что его прочили в кресло министра по делам национальностей и региональной политики в период активного обсуждения возможных перестановок в обновляющемся кабинете...

Характерно то, что ответная реакция М.Шаймиева в целом оказалась пронизанной коннотациями, осуждающими Лихачева: “На мой взгляд, Василий Николаевич в порыве настроения высказался несколько эмоционально....заговорили о том, что идет какая-то “подковерная борьба” в верхних эшелонах власти. Я бы сказал, что это не борьба, а возня... когда идет “подковерная возня”, то по “ковру”-то ходит президент....(О Лихачеве) Работать вице-президентом республики пригласил его я, по Конституции он выполнял строго те поручения, которые давал ему президент. В Госсовет предложил его тоже я. Если в дальнейшем будут изменения в его судьбе, то и это произойдет не без участия президента Татарстана”. Также характерно, что М.Шаймиев не стал в духе присущего ему центризма критиковать тех, из чьих уст прозвучала критика лихачевского поведения в Совете Федерации. Чем завершится дело, покажет самое ближайшее будущее...

Источники

1. Вечерняя Казань. — Казань — 2 апреля.

2. Республика Татарстан. — Казань, 1997. — 10 апреля.

3. Время и деньги. — Казань, 1997. — 20 марта.

4. Казанское время. — Казань, 1997. — 25 апреля — 1 мая.

5. Вечерняя Казань. — Казань, 1997. — 24 апреля 1997.

6. См.: Время и деньги. — Казань, 1997. — 8 апреля 1997; Вечерняя Казань. — Казань, 1997. — 8 мая.

7. Крис. — Казань, 1997. — 23 апреля.

8. Время и деньги. — 8 апреля.

9. Вечерняя Казань. — Казань, 1997. — 25 апреля.